Депрессии у детей

К ТИПОЛОГИИ ДЕПРЕССИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Лекомцев В.Т.

Аффективные расстройства относятся к числу наиболее распространенных проявлений психических заболеваний у подростков. При этом. Выделение депрессий у подростков на основные типы по их симпто­матике оказывается чрезвычайно важным не только в теоретичес­ком, но и в практическом плане для выбора правильной тактики ле­чения, установления диагноза, определения тенденций течения бо­лезни, личностного и социального прогноза (М.Ш. Вроно, 1967, 1991; И.А. Козлова; 1967; В.М. Башина, 1984; В.В. Королев, 1992; Б.В. Воронков, 1993; Д. Н. Оудсхоорн, 1993; В.В. Ковалев, 1995; Daniel Hell, 1999; В.Я. Семке, 1999).

Несмотря на все свои феноменологические своеобразия, депрессии у подростков вполне сопоставимы с депрессиями взрослых типологически. В основе разделения на типы депрессивных состояний у подростков лежит оп­ределение ведущего расстройства, доминирующего над другой депрес­сивной симптоматикой и не исчезающего в периоды ее временного ос­лабления: характер преобладающего настроения, а при отсутствии его дифференцированности и устойчивости — идеаторные, моторные или соматовегетативные нарушения. За период с 1997 по 1999 годы в республиканской клинической психиатрической больнице и кабинете психологической помощи ИУУ УР с учетом особенностей клинической картины выделены варианты депрессий у детей и подростков: тос­кливо-тревожная, дисфорическая, депрессия с психопатоподобными расстройствами, адинамическая, астеноподобная, ступидная, анестетическая и соматизированная депрес­сии, а также «юношеская астеническая несостоятельность» (Диаграмма 1).

Этот пере­чень все же не исчерпывает всех вариантов депрессии у подрос­тков. Н.М. Иовчук, А. А Северный (1999) выделяют 14 вариантов депрессивных состояний.

Тоскливо-тревожная депрессия характеризуется сочетанием меланхолическо­го аффекта с идеаторной и моторной заторможенностью, депрессив­ными бредовыми идеями самообвинения и самоуничижения. Больные испытывают чувство невыносимой душевной боли, локализированной за грудиной, в области сердца, иногда в правой стороне груди или в эпигастрии; настоящее, прошлое и будущее воспринимается в мрачных то­нах; ни игрушки, ни занятия, ни развлечения не вызывают радости и удовольствия. Дети

16 стр., 7536 слов

Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

... взаимозависимости особенностей смысловой сферы от типа агрессивности у подростков. Объект исследования: подростки Предмет исследования: уровень агрессии, ... как исключительно отрицательное проявление человеческих качеств. В клинической психологии и психиатрии представления об этом феномене ... вывод о том, что агрессия у детей и подростков не является однозначно отрицательным проявлением, требующим ...

жалуются на чувство безысходности, измененности, тяжесть, боли или неприятные ощущения в различных частях тела, «поглупение», потерю памяти, невозможность сосредоточиться. При этом дети до 10—12-летнего возраста редко определяют свое настрое­ние как тоскливое, обозначая его как грустное, печальное, скучное, не­выносимое. При тоскливой депрессии отмечается изменение всего об­лика ребенка: осунувшиеся, похудевшие, с землистым цветом лица, си­невой под глазами, дети ходят мелкими, шаркающими шагами, глядя в пол, ссутулившись. Нередко отмечаются признаки интоксикации: за­пекшиеся губы, запах изо рта, повышение температуры. Жалобы огра­ничиваются стереотипным, лаконичным повторением одних и тех же выражений, сопровождаются вялой жестикуляцией, однообразной пе­чальной мимикой, слезами. При усилении тоскливого аффекта возни­кают очерченные меланхолические раптусы с выраженным психомо­торным возбуждением, рыданиями, криком, безудержным движением, причитанием, отчаянием и неожиданными попытками самоубийства. Суточные колебания настроения при тоскливой депрессии достаточно отчетливы: в первой половине дня преобладают подавленность, слез­ливость, заторможенность; в вечернее время нарастают жалобы на грусть и моторной заторможенности. Нередко тоску у детей и подростков обрамляют тревожные регистры. Здесь для подростков характерны двигательное беспокойство, стремление к деятельности, как правило, она носит непродуктивный характер. Выраженная тревога приводит к

возбуждению вплоть до двигательной бури. У двух подростков с акцентуацией

характера по циклоидному типу после массивной психогении наблюдались приступы по типу raptus melancholicus с оформлением синдрома teduum vitae.

9 стр., 4147 слов

Депрессия, тревожные расстройства и агрессия

... рамках отдельного подтипа депрессии, она объединяет тревогу, агрессивность и расстройство настроения в единый процесс на основе временных и причинных связей. Кроме того, значимость ... . Вероятно, они представляют собой оппортунистические концепции своеобразный уход от проблемы путем механического соединения тревоги и депрессии. Концепция СеТАдепрессии (пока еще гипотетическая) — это ...

У части больных в структуре тревожной депрессии возникали иллюзорные обманы восприятия, рудиментарные зрительные, слуховые галлюци­нации и, реже, различного рода навязчивости и ритуалы защиты.

Дисфорическая депрессия — доминирующим в дисфорической депрессии является не столько переживание собственной несостоятель­ности, сколько ощущение несправедливо нанесенной обиды, недооцен­ки окружающими, заброшенности, т. е. в своих неудачах дети склонны винить окружающих, что сопровождается оппозиционным, вызывающим поведением, грубостью, драками, антидисциплинарными поступками, уходами из дома. Дисфорическая депрессия отличается превалированием атипичного злобного аффекта с недовольством окружающим, раздражительностью, вспыльчивостью, временами приводящей к вспышкам ярости и агрессии со стремлением к разрушению. Иногда отмечается незначительная моторная заторможенность; более выраженными являются идеаторные расстройства в виде замедления ассоциативных процессов, трудностей осмысления и концен­трации внимания. Наряду с жалобам и на «плохое», «злое» настроение от­мечаются кратковременные тревожные, тоскливые или боязливые эпи­зоды, вялость, потеря былых интересов, снижение побуждений. Насту­пающая в связи с этими нарушениями учебная дезадаптация, как прави­ло, сопровождается поведенческими расстройствами, анти дисциплинарными поступками, злыми, циничными выходками, грубостью, драками, пропусками уроков, уходами из дома. Многие подростки отказываются от посещения школы и в связи с легкой подчиняемостью легко примы­кают к группам асоциальных подростков, начинают курить, выпивать, употреблять наркотики, вступают в ранние сексуальные связи. Суици­дальная опасность во время астенической дисфорической депрессии особенно велика, поскольку в связи с нераспознанностью патологического состояния под­ростки длительное время не получают адекватного лечения.

Депрессия с психопатоподобными расстройствами — депрессивное состояние, в котором расстройства, имитирующие патологию характе­ра (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, по­вышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т. п.).

25 стр., 12056 слов

107) Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение сенестопатий, парастезий и патологической самотической интерорецепции

... состояний (депрессии, параноид), предрасположенности личности с чертами вязкости, регидности, тревожности в характере, шизофрении, эпилепсии. Клиника: психические расстройства, эмоциональные расстройства ... недоразвитие, с преобладанием интеллектульного дефекта, снижение социальной адаптации. Типы деменции: Органическая ... воспринимать происходящие события, улавливать связь между предметами и явлениями. ...

Депрессия выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, от­казом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступ­ками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических ве­ществ, а иногда и криминальными дей­ствиями. Поведенческие расстройства, чрезвычайно часто возникаю­щие во время депрессии у детей препубертатного возраста и у подрост­ков и ее маскирующие, колеблются от элементарных анти дисциплинарных поступков до тяжелых форм девиантного поведения. Они, как правило, носят защитный характер и часто обусловлены неосознанным стремлением депрессивного ребенка облегчить свое душевное состоя­ние в компании сверстников с помощью алкоголя, курения, наркоти­ков. Истинного оживления влечений в период депрессии обычно не про­исходит; исключение составляют крайне редкие, пародоксально спа­янные с тревожной депрессией разнообразные влечения овладевающе­го характера — от стремления к покупке престижной игрушки, одежды и т. п. до нелепых влечений с садистической, дромоманической или сек­суальной окраской.

Адинамическая депрессия — депрессивное состояние, в котором на первый план выступают расстройства энергии: снижение побуж­дений, бессилие, вялость, лень, слабость эмоционального отклика при субъективно слабом ощущении сниженного настроения. В наиболее легких случаях адинамическая депрессия ограничивается жалобами на постоянную усталость, утомление, нежелание приступить к заня­тиям и даже игре, угасание интересов. Адинамическая депрессия со­провождается медлительностью и бездеятельностью, хотя идеаторная и моторная заторможенность отсутствуют или являются минималь­ными. Больные в основном не отмечают затруднений в движении, могут быстро ходить и бегать, но отсутствует желание играть, зани­маться спортом, выходить на улицу. Снижение продуктивности в уче­бе возникает из-за трудностей включения в работу, слабости концент­рации и непродолжительности активного внимания, хотя при конт­роле и стимуляции со стороны взрослых ребенок выполняет задания, достаточно хорошо усваивает учебный материал, а снижение успевае­мости является очень незначительным. Тем более неожиданным при адинамической депрессии является отказ от посещения школы, кото­рый базируется на утрате заинтересованности в учебе и контакте со сверстниками, безразличии к мнению окружающих и своей судьбе.

4 стр., 1708 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

... которые возникают на практике. Объект исследования: СОП, дети находящиеся в СОП, их психокоррекция. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, ... с. 116] Цель исследования: изучить психологическое состояния детей в социально опасном положении(СОП), виды СОП, ... депрессии (темы серости, конечности жизни, "все плохо", отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.); • наличие невротических состояний ...

Оставаясь дома, дети и подростки с адинамической депрессией про­водят время в безделье, ничем не могут себя занять, жалуются на ску­ку, но не хотят играть и разговаривать ни с кем. Внешне поведение напоминает больных с мутизмом. Периодически возникают вечерние эпи­зоды, окрашенные тревожно-боязливым аффектом, или истеричес­кие состояния, имеющие связь со значимым для больного реактив­ным фактором, но чаще в вечернее время состояние улучшается: дети или подростки становятся активнее, целенаправленнее, эмоциональ­нее. На фоне адинамической депрессии нередко отмечаются наруше­ния поведения, пик которых также соответствует времени увеличения активности, т. е. второй половине дня. Адинамические депрессии от­мечаются во всех возрастных группах детства. Чаще адинамические депрессии нами выявлялись при шизофрении, в структуре циклотимии. Для адинамической депрес­сии в рамках шизофрении характерны эпизоды немотивированного страха, идеи отношения, элементарные идеи преследования.

Астеноподобная депрессия проявляется прежде всего утомляе­мостью, истощаемостью, раздражительностью и гиперестезией, в связи с чем депрессив­ное состояние имеет определенное сходство с астеническим синдро­мом. При астеноподобной депрессии дети и подростки жалуются на вя­лость, слабость, усталость, непереносимость учебных нагрузок, шума, яркого света, обидчивость, плаксивость, головные боли, тяжесть во всем теле, неприятные телесные ощущения, общее недомогание, сни­жение памяти. Усталость, утомление, нарушение памяти и концент­рации внимания носят, однако, не истинно астенический характер, проявляясь уже в начале работы и сменяясь повышенной работоспо­собностью в конце дня. Астеноподобные депрессии сопровождаются падением аппетита, нарушением сна (трудностями засыпания, пре­рывистостью, чуткостью сна, отсутствием гедонического компонента сна).

23 стр., 11039 слов

Лекция VII. Депрессии у детей и подростков

... связями, а иногда и криминальными действиями. Поведенческие расстройства при депрессиях у детей и подростков колеблются от ... а выступают в сочетании с более пышными идеями заброшенности, ощущением несправедливо нанесенной обиды и жалости к самому ... малые идеаторные автоматизмы» типа «обрывов» мыслей, «отключения» мыслей, параллельных, хаотичных и переплетающихся мыслей — вплоть до полного «безмыслия» ...

Собственно аффективные расстройства при астеноподобной депрессии являются малодифференцированными, аморфными и неустойчивыми. Нередко при астеноподобных депрессиях возникают очерченные состояния с дисфорической окраской настроения, наступающие в основном при не­благоприятных ситуациях. Такими же фрагментар­ными являются идеи «ненужности» и сензитивные идеи отношения.

Ступидная депрессия — депрессивное состояние, в котором преоб­ладающей является идеаторная заторможенность при отсутствии или слабой выраженности торможения в сфере моторики и стертости деп­рессивного настроения. У школьников при депрессии этого типа отмечается резкое падение успеваемости, связанное с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери па­мяти, затрудненности к воспроизведению нового материала и сосредо­точения внимания. При выраженном и длительном характере ступидной депрессии возникает так называемая депрессивная псевдодебильность, имитирующая олигофрению. На этом фоне отмечаются нередко выраженные идеи несостоятельности, самоуничижения, сензитивные идеи отношения, страх школы, иногда с полным отказом от ее посеще­ния, сопровождающийся приступами плача, истерическими реакция­ми или дисфорическими эпизодами со злобой, агрессией и разруши­тельными тенденциями. Ступидные депрессии возникают преимуще­ственно у школьников, но иногда и у детей старшего дошкольного воз­раста, что является поводом для обращения к психиатру для решения вопроса об уровне интеллекта и рекомендации посещения вспомога­тельной школы.

17 стр., 8162 слов

Психологические особенности возникновения и преодоления депрессии в подростковом возрасте

... депрессии подростками. Как помочь ребенку в депрессивном состоянии? ) Важно показывать ребенку свое отношение ... повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое ... возникновения депрессии утверждают, что человек, страдающий депрессией, развивает отрицательные мысли на ... расценивается как наказание, бредовые идеи виновности - вербальные галлюцинации обвиняющего ...

В некоторых случаях кратковременные (продолжитель­ностью 2−3 недели) ступидные депрессии не успевают вызвать школь­ной дизадаптации и выявляются ретроспективно при возникновении более тяжелых и длительных психических расстройств. Ступидные деп­рессии у детей наблюдаются в рамках шизофрении, циклотимии, реак­тивных и невротических состояний. Ступидные депрессии при шизоф­рении кроме идеаторной заторможенности почти всегда включают сим­птомы нарушения мышления — обрывы, наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове, сопровождающиеся чувством измененности и иногда страхом сумасшествия. При этом последующие депрессии, оставаясь ступидными, приобретают все более выраженные черты «интеллекту­ального краха» за счет углубления симптомов нарушения мышления.

В данном случае речь идет о типичной для младшего школьного возраста ступидной депрессии. Как и в преобладающем большин­стве детских депрессий, выступающий на первый план «интеллекту­альный крах», сопровождается множественными непостоянными и фрагментарными расстройствами: психосоматическими (головные боли, боли в животе), страхом, раздражительностью, депрессивны­ми идеями заброшенности и отношения. Своевременно назначен­ное лечение позволило в достаточно короткие сроки купировать деп­рессивное состояние и, следовательно, предотвратить почти неми­нуемую в подобных случаях учебную дезадаптацию ребенка.

Анастетическая депрессия — депрессивное состояние, протекаю­щее с преобладанием anaesthesia psychica dolorosa — психической ане­стезии, ощущением болезненного бесчувствия, отсутствием любви к близким, утратой чувств радости, печали, страха, исчезновением воз­можности сопереживания, сострадания, эмоционального резонанса, сопровождающихся мучительным переживанием своей эмоциональ­ной измененности. Анестетическая депрессия возникает чаще с подросткового с подросткового возраста имеет затяжной характер и чаще всего протекает с малой выраженностью или отсутствием болез­ненного компонента психической анестезии. Анестетическая депрес­сия в пубертатном периоде, как правило, возникает в рамках манифеста приступообразной шизофрении. На протя­жении одного приступа к анестетическим расстройствам со временем присоединяются другие более тяжелые психические расстройства.

Соматизированная (маскированная, ларвированная) депрессия — депрессивный симптомокомплекс, в котором до­минирует полиморфная, соматовегетативная симптоматика, имитирующая первичную соматическую патологию, маскирующая собственно депрессивные проявления, ко­торые тем не менее всегда присутствуют и могут быть выявлены. В преобладающем большинстве случаев дети с манифестной соматизированной депрессией осматриваются психиатром только после клинического демаскирования депрессии или возникновения по­вторных патологических состояний с отчетливым депрессивным аффектом. У некоторых детей, уже находившихся под наблюдением психиатра, соматизированные депрессии возникают на фоне очер­ченных депрессивных расстройств или другой психической симпто­матики. Следует напомнить, что жалобы на неприятные и болезнен­ные ощущения в различных частях тела отмечаются в большинстве всех исследуемых депрессий, но к соматизированные относится лишь небольшая их часть, а именно те депрессии, в которых патоло­гические телесные ощущения настолько выражены и массивны, что на долгое время заслоняют собой собственно депрессивную симп­томатику.

Описанные выше неприятные, порой невыносимые теле­сные ощущения, боли, вегетативные и псевдоневрологические рас­стройства нередко сопровождаются ипохондрической фиксацией и астеноподобными нарушениями. Жалобы на физическое неблаго­получие имеют различные оттенки: они или крайне однообразны, ограничены единственной, устойчивой, не исчезающей жалобой, или множественны, противоречивы и изменчивы. По характеру преоб­ладающих жалоб соматические «маски» детских депрессий в основ­ном делятся на желудочно-кишечные, неврологические, сердечно-­сосудистые, инфекционно-аллергические, дыхательные, кожные, смешанные. В связи со стертостью, недостаточной дифференцированностью депрессивного аффекта и недостаточностью словесного отчета отграничение указанных «масок» у ребенка от жалоб, обосно­ванных органическим поражением внутренних органов, является затруднительным. Наряду с особенностями телесных ощущений и фиксацией ребенка на своем состоянии здоровья к специфическим свойствам детских соматизированных депрессий относится склон­ность к возникновению очерченных приступообразных состояний с усилением неприятных телесных ощущений и вегетативных рас­стройств (особенно в препубертате), сопровождающихся тревогой, но чаще — страхом смерти с беспокойством или, напротив, скован­ностью и обездвиженностью. Повторные депрессивные состояния или по-прежнему отличаются маскированностью за счет пышности соматических жалоб, или обнаруживают ослабление соматовегетативного компонента и появление ярких собственно аффективных расстройств — в основном тоскливых или дисфорических.

Наиболее частыми в пубертатном возрасте являются депрессии с ведущими расстройствами интеллектуальной деятельности, извест­ными под названием «юношеской астенической несостоятельности». Фундаментальным нарушением в этих случаях является неспособ­ность к концентрации мыслей, отвлекаемость, не связанная с вне­шними обстоятельствами и в то же время не вызванная наличием доминирующей мысли, вытесняющей актуальное восприятие и ус­воение. Это расстройство носит непроизвольный и неуправляемый характер, посторонние мысли воспринимаются иногда как насиль­ственное вторжение. Следующим по частоте симптомом идеаторного нарушения является затруднение понимания смысла. Слушая или читая, подросток понимает отдельные слова, фразы, но не может уловить их логическую взаимосвязь и соответственно понять целое, то есть происходит нарушение высшего познавательного синтеза. Реже встречаются «малые идеаторные автоматизмы» типа «обрывов» мыслей, «отключения» мыслей, параллельных, хаотичных и перепле­тающихся мыслей вплоть до полной неспособности к речевому кон­такту. Эти явления непостоянны, часто носят приступообразный ха­рактер, особенно в ситуациях, требующих быстрой сообразительно­сти и имеющих повышенную мотивацию (контрольные, зачеты, эк­замены).

Как правило, такие приступообразные расстройства мыш­ления сопровождаются выраженной тревогой и страхом «утраты ра­зума». Среди подростков нередки жалобы на нарушение памяти. Трудность воспроизведения в основном состоит в невозможности логически снизать всплывающие в памяти отрывочные фрагменты, выстроить их в единую цепь, то есть и в данном случае речь идет не об истин­ном нарушении памяти, а о расстройстве ассоциативного процесса. Динамика этих нарушений в связи с интеллектуальной нагрузкой может быть разной: они могут возникать в самом начале работы, могут нарастать по мере утомления, но все же у большинства боль­ных умственная работоспособность улучшается в вечернее время, что прямо связано с общей закономерностью колебаний активности деп­рессивного подростка в течение дня. Нарушения мышления в боль­шинстве случаев выступают на фоне снижения активности, энергии, повышенной умственной и физической утомляемости, снижения побуждений и сужения круга интересов. Степень выраженности этих расстройств колеблется от легкой адинамии с чувством усталости, утратой интереса к учебе до ощущения полного физического бесси­лия, глубокой апатии, непереносимости даже незначительных фи­зических и психических нагрузок.

Подростки говорят о необъясни­мом изменении своего характера, появлении странного безразличия или, напротив, несвойственной им раздражительности, нетерпимо­сти вплоть до приступов злобы и словесной агрессии. Больные чув­ствуют себя личностно измененными, утратившими внутреннюю энергию, побуждения, измененными физически — усталыми, сла­быми. Практически всем подросткам во время депрессии свойствен­но нарушение сна, в первую очередь засыпания, затруднения кото­рого сопровождается неуправляемым потоком неприятных мыслей с характером ментизма. Длительный сон не уменьшает утренней вя­лости и разбитости. В некоторых случаях ночной сон не нарушен, но сонливость сохраняется на протяжении всего дня.

Отношение подростков к своему состоянию обычно двойствен­но и неоднозначно. У них почти всегда отсутствует осознание болез­ни как патологического процесса, чуждого их психической и физи­ческой сущности. Самими подростками и их близкими эти состоя­ния трактуются как усталость вследствие психоэмоциональных на­грузок, а иногда — как лень или проявление дурного характера. В этом одна из причин обращения к врачу спустя месяцы, а иногда и года после начала депрессии. В то же время почти у всех подростков присутствует чувство собственной измененности и необычности сво­его самочувствия. Многие из них пытаются улучшить его с помощью различных физических упражнений, приема снотворных или тони­зирующих средств, особого режима дня. При этом в виде приступов или постоянно существует страх утратить память, совсем перестать соображать. Очень часто возникает идея совсем освободиться от ин­теллектуальной нагрузки, бросить школу, найти чисто физическую работу. Порой подростки так и поступают, а попадают к врачу уже при запущенной учебе и угрозе отчисления из школы.

Картина депрессивных состояний у детей обусловлена возраст­ным видоизменением симптоматики, которая накладывает отпеча­ток на любой вариант депрессии в возрастном преломлении. Для деп­рессий младенческого возраста характерны расстройства аппетита, сна, плаксивость, псевдорегрессивные симптомы в виде временной утраты приобретенных навыков или приостановки в развитии, мутизм, негативизм, прекращение игры. В младшем дошкольном воз­расте детям, прежде всего свойственны боязливость, приступообраз­ный плач, ночные страхи, аутоагрессия, несложные соматические жалобы, тики, энурез, энкопрез, возвращение к более простым фор­мам игры. При депрессиях в старшем дошкольном возрасте отмеча­ются конкретизация страха, появление тревоги, усложнение сома­тических жалоб и патологических фантазий, снижение побуждений, идеаторные навязчивости, появление защитных действий, агрессив­ность. У детей младшего школьного возраста уже появляются эле­ментарные депрессивные бредовые идеи самоуничижения, забро­шенности, сензитивные идеи отношения. Для них характерны так­же массивные идеаторные расстройства, сопровождающиеся паде­нием успеваемости и «школьной фобией», отчетливое снижение по­буждений, приступы дисфории, истероформные реакции. Депрес­сии в препубертатном возрасте приближаются к наблюдающимся в пубертате, отличаясь более или менее адекватной вербализацией деп­рессивных переживаний, появлением отчетливых идей отношения, выраженностью соматовегетативных расстройств, а также начальны­ми проявлениями специфической пубертатной симптоматики (дереализация, деперсонализация, дисморфофобическая, мировоззрен­ческая оппозиционность и реакция группирования).

Следует заме­тить, что возрастные оттенки депрессии могут соответственно сме­щаться в зависимости от уровня психического развития (интеллект, уровень речевого контакта и т. д.).

Рассматривая депрессии у подростков, авторы сочли нужным рассмотреть проблемы подростковой суицидологии. Подобный анализ является одной из важнейших и самостоятельных задач суицидололгической науки. В последнее десятилетие во всем мире отмечается тенденция роста суицидов во всем мире. Одной основных причин роста суицидов являются социально-экономические факторы (Е.М. Вроно, 1991; Требихин В.М., 1995, 1997; Красильников Г. Т., Никаноров А.И., Сапожникова Р.Б., 1998; Н.М. Иовчук, А. А Северный, 1999, Филипп Дж. Яничак, МД с соавт., 1999), хотя имеются данные о влиянии этно-культуральных факторов на показатели роста суицидов у подростков (А.И. Лазебник, 1997, 1999).

Приведем данные показателей процентного изменения уровня самоубийств в 62 странах в период с 1960 -1986 г. г. 1. Венгрия -81,0%; 2. ФРГ- 2,0%; 3. Шри-Ланка — 193,0%; 4. Австрия — 25.5%; 5. Дания — 37.0%; 6. Финляндия — 30.0%; 7. Бельгия — 63,0%; 8. Швейцария — 19.0%; 9. Франция — 44.0%; 10. Суринам — 232.0%; 11. Япония — 2.) %; 12. ГДР — 2,0%; 13. Чехословакия — 15.0%; 14. Швеция — 6.0%;15. Куба — 59,0%; 16. Болгария — 87,0%; 17. Югославия — 16.0%; 18. Норвегия — 120%;19. Люксембург- 4,0%; 20. Исландия- 25,0%; 21. Польша — 62.0%; 22. Канада -70%; 23. Сингапур — 48,0%; 24. США- 16.0%; 25. Гонконг- 1.0%; 26. Австралия — 9.0%; 27.- Шотландия — 41.0%; 28. Нидерланды — 67.0%; 29. Сальвадор — 15.0%; 30. Новая Зеландия -6.0%; 31. Порто- Рико — 6.0%; 32. Уругвай — 24,0%; 33. Северная Ирландия — 111.0%; 34. Португалия — 6.0%; 35. Англия и Уэльс — 21.0%; 36. Тринидад и Тобаго- 169.0%; 37. Гваделупа- 102,0%; 38. Ирландия-160,0%; 39. Италия — 25,0%; 40. Таиланд — 89.0%;41. Аргентина — 15.0%; 42. Чили — 17.0%; 43. Испания — 11.0%; 44. Венесуэла -21.0%; 45. Коста- Рика — 80.0%; 46. Эквадор — 437,0%; 47. Греция — 5.0%; 48. Мартиника — 46.0%; 49. Колумбия -7.0%; 50. Маврикий — 20.0%; 51. Доминиканская республика -200.0%; 52. Мексика — 16,0%; 53. Панама- 66.0% 54. Перу — 7.0%; 55. Филиппины — 29.0%; 56. Гватемала- 82.0%; 57. Мальта -67.0%; 58. Никарагуа — 50.0%; 59. Папуа Новая Гвинея — 100.0%; 60. Ямайка 50.0%; 61. Египет — 0. %; 62. Антигуа и Барбадос — 0.%.-Цитировано по Е.М.

Вроно (1991).

Данные свидетельствуют, что резкое возрастание суицидов наблюдается в странах с крайне неблагополучным социально-экономическим положением. Подорбный анализ суицидов у подростков в Удмуртии представлен в работах А.И. Лазебника (1995, 1997,1999).

Нами проанализированы показатели отношения к суициду среди подростков

в этнокультуральном аспекте. Изучение отношения к суициду у подростков позволит вести последовательную профилактическую работу в группе риска. Анализ проводился по базисным картам, разработанным ГНЦ социальной и

судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Всего изучено 413 подростков, прошедших стационарное обследование и лечение в РППБ.

Отношение к самоубийству у подростков

Таблица 2.

Всего

(413)

Русские

(всего =272)

Удмурты

(всего

=141)

Досто-

верность

Крите-

рий

знаков

(КЗ)

Мужчины

Достоверность

Крите

Рий зна-

Ков

(КЗ)

Женщины

Достоверность

Крит-

ерий

зна-

ков

(КЗ)

Русские

всего=

221

Удмурты

всего

115

Русские

(всего=61)

Удмурты

(всего=26)

Допускающее возможность суицида

54 13.08%

40

14.7%

14

9.92%

Р= 0,05

15

7.1%

7

6.08%

Р >

0?05

25

40.98%

7

26.92%

Р=

0,05

Не допускающее возможность суицида

240 58.01%

150

55.14%

90

63.83%

Р >0,05

140

66.35%

81

70.43%

Р>

0,05

10

16.39%

9

34.61%

Р >

0,05

Одобряющее суицид как форму выхода из неразрешимой ситуации

30

7.2%

23

8.45%

7

4.96%

Р=0,05

14

6.63%

5

4.34%

Р>

0,05

9

14.75%

2

7.69%

Р >

0,05

Неопределен

ное

89 21.55%

59

21.69%

30

21.27%

Р> 0,05

42

19.9%

22

19.13%

Р >

0,05

17

27.86%

8

30.76%

Р >

0,05

Депрессии у детей — Стр 2

У большинства подростков отношение к самоубийству было как не допускающее его возможность — 240 (58,01%), русских при этом было 150 (55,14%), а удмуртов — 90 (63,83%) человек. Достоверность составила Ркз > 0,05. Среди подростков женского пола русских было 10 (16,39%), удмурток — 9 (34,61%) человек. Коэффициент Р кз > 0,05. Среди подростков мужского пола в данной подгруппе существенных различий между этносами не наблюдалось. Обращает внимание показатель доспускающие суицида. Всего

суициды доспускают 54 человека, из них 40 русской национальности и 14 удмуртской субпопуляции. Достоверность Ркз =0,05. Неопределенное отношение к самоубийству наблюдалось у 89 (21,55%)подростков. Среди них было 59 (21,69%) русских и 30 (21,27%) удмуртов. Достоверных различий не установлено. Одобряли суицид как форму выхода из неразрешимой ситуации 30 (7,26%) подростков. Русских подростков здесь было 23 (8,54%), подростков удмуртской национальности — 7 (4,96%).

Р кз > 0,05. По остальным подгруппам в данной таблице существенных различий не существовало. Если объединить два показателя — допускающие суицид и одобряющие суицид, то

достоверность будет еще более существенной. 63 (15,25%) подростка русской национальности допускают и одобряют суицид и 21 (5,08%) подростков удмуртской национальности. Р кз = 0,01.

Таким образом, изучение депрессивных состояний у детей и подростков позволило выделить основные депрессивные синдромы. Депрессивные синдромы по типу тоскливой, дисфорической, ступидной, анестетической и синдрома «юношеской астенической несостоятельности» требуют от врача -психиатра тонкого клинического подхода в связи с высоким риском суицидального поведения. Наши предварительные данные дают нам основание

говорить, что этнический фактор не является определяющим в генезе суицидов у подростков. Данные требуют детального осмысления этнографами, психологами, социологами и психиатрами. Определение клинических особенностей депрессивных состояний у подростков важно для выработки тактики ведения, социально-психологической коррекции и реабилитационных мер.

Литература

  1. Башина В.М. Ж. Невропатлол. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1981.-

Вып 10.- С. 1514- 1519

  1. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (Особенности клиники

и течения) М., 1971. — 127 с.

  1. Вроно М.Ш. Советская суицидология: некоторые проблемы, перспективы. «Синапс», № 1, 1991. — с. 42- 46
  2. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков //Лечебная педагогика и психология. Приложения к журналу «Дефектология». Вып. 2, 1999 — с. 24 — 52
  3. Воронков В.В. Особенности психических отклонений у подростков. Лекции. ППМИ, СПб, 1993. — 53 с.
  4. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Изд. 2-ое. М.: Медицина, 1995.- 560 с.
  5. Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей.-М.:Медицина, 1992.- 208 с.
  6. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия».-М, 1993.
  7. Семке В. Я Превентивная психиатрия .- Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999.-403с.
  8. Хелл Д. Ландшафт депрессии / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой .-М.: Алатейа., 1999.- 280 с.

12

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector