К ТИПОЛОГИИ ДЕПРЕССИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Лекомцев В.Т.
Аффективные расстройства относятся к числу наиболее распространенных проявлений психических заболеваний у подростков. При этом. Выделение депрессий у подростков на основные типы по их симптоматике оказывается чрезвычайно важным не только в теоретическом, но и в практическом плане для выбора правильной тактики лечения, установления диагноза, определения тенденций течения болезни, личностного и социального прогноза (М.Ш. Вроно, 1967, 1991; И.А. Козлова; 1967; В.М. Башина, 1984; В.В. Королев, 1992; Б.В. Воронков, 1993; Д. Н. Оудсхоорн, 1993; В.В. Ковалев, 1995; Daniel Hell, 1999; В.Я. Семке, 1999).
Несмотря на все свои феноменологические своеобразия, депрессии у подростков вполне сопоставимы с депрессиями взрослых типологически. В основе разделения на типы депрессивных состояний у подростков лежит определение ведущего расстройства, доминирующего над другой депрессивной симптоматикой и не исчезающего в периоды ее временного ослабления: характер преобладающего настроения, а при отсутствии его дифференцированности и устойчивости — идеаторные, моторные или соматовегетативные нарушения. За период с 1997 по 1999 годы в республиканской клинической психиатрической больнице и кабинете психологической помощи ИУУ УР с учетом особенностей клинической картины выделены варианты депрессий у детей и подростков: тоскливо-тревожная, дисфорическая, депрессия с психопатоподобными расстройствами, адинамическая, астеноподобная, ступидная, анестетическая и соматизированная депрессии, а также «юношеская астеническая несостоятельность» ( Диаграмма 1).
Этот перечень все же не исчерпывает всех вариантов депрессии у подростков. Н.М. Иовчук, А. А Северный (1999) выделяют 14 вариантов депрессивных состояний.
Тоскливо-тревожная депрессия характеризуется сочетанием меланхолического аффекта с идеаторной и моторной заторможенностью, депрессивными бредовыми идеями самообвинения и самоуничижения. Больные испытывают чувство невыносимой душевной боли, локализированной за грудиной, в области сердца, иногда в правой стороне груди или в эпигастрии; настоящее, прошлое и будущее воспринимается в мрачных тонах; ни игрушки, ни занятия, ни развлечения не вызывают радости и удовольствия. Дети
жалуются на чувство безысходности, измененности, тяжесть, боли или неприятные ощущения в различных частях тела, «поглупение», потерю памяти, невозможность сосредоточиться. При этом дети до 10—12-летнего возраста редко определяют свое настроение как тоскливое, обозначая его как грустное, печальное, скучное, невыносимое. При тоскливой депрессии отмечается изменение всего облика ребенка: осунувшиеся, похудевшие, с землистым цветом лица, синевой под глазами, дети ходят мелкими, шаркающими шагами, глядя в пол, ссутулившись. Нередко отмечаются признаки интоксикации: запекшиеся губы, запах изо рта, повышение температуры. Жалобы ограничиваются стереотипным, лаконичным повторением одних и тех же выражений, сопровождаются вялой жестикуляцией, однообразной печальной мимикой, слезами. При усилении тоскливого аффекта возникают очерченные меланхолические раптусы с выраженным психомоторным возбуждением, рыданиями, криком, безудержным движением, причитанием, отчаянием и неожиданными попытками самоубийства. Суточные колебания настроения при тоскливой депрессии достаточно отчетливы: в первой половине дня преобладают подавленность, слезливость, заторможенность; в вечернее время нарастают жалобы на грусть и моторной заторможенности. Нередко тоску у детей и подростков обрамляют тревожные регистры. Здесь для подростков характерны двигательное беспокойство, стремление к деятельности, как правило, она носит непродуктивный характер. Выраженная тревога приводит к
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
возбуждению вплоть до двигательной бури. У двух подростков с акцентуацией
характера по циклоидному типу после массивной психогении наблюдались приступы по типу raptus melancholicus с оформлением синдрома teduum vitae.
У части больных в структуре тревожной депрессии возникали иллюзорные обманы восприятия, рудиментарные зрительные, слуховые галлюцинации и, реже, различного рода навязчивости и ритуалы защиты.
Дисфорическая депрессия — доминирующим в дисфорической депрессии является не столько переживание собственной несостоятельности, сколько ощущение несправедливо нанесенной обиды, недооценки окружающими, заброшенности, т.е. в своих неудачах дети склонны винить окружающих, что сопровождается оппозиционным, вызывающим поведением, грубостью, драками, антидисциплинарными поступками, уходами из дома. Дисфорическая депрессия отличается превалированием атипичного злобного аффекта с недовольством окружающим, раздражительностью, вспыльчивостью, временами приводящей к вспышкам ярости и агрессии со стремлением к разрушению. Иногда отмечается незначительная моторная заторможенность; более выраженными являются идеаторные расстройства в виде замедления ассоциативных процессов, трудностей осмысления и концентрации внимания. Наряду с жалобам и на «плохое», «злое» настроение отмечаются кратковременные тревожные, тоскливые или боязливые эпизоды, вялость, потеря былых интересов, снижение побуждений. Наступающая в связи с этими нарушениями учебная дезадаптация, как правило, сопровождается поведенческими расстройствами, анти дисциплинарными поступками, злыми, циничными выходками, грубостью, драками, пропусками уроков, уходами из дома. Многие подростки отказываются от посещения школы и в связи с легкой подчиняемостью легко примыкают к группам асоциальных подростков, начинают курить, выпивать, употреблять наркотики, вступают в ранние сексуальные связи. Суицидальная опасность во время астенической дисфорической депрессии особенно велика, поскольку в связи с нераспознанностью патологического состояния подростки длительное время не получают адекватного лечения.
Лекция VII. Депрессии у детей и подростков
... снижении требований и школьных нагрузок. Общепризнанным является тот факт, что депрессия у ребенка всегда является «маскированной», то есть трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, ... состояниях у подростков, но ... депрессия» считается двусмысленным и спорным. Долгое время обсуждался вопрос о возможности возникновения депрессивных состояний в младенческом возрасте, возникших в связи ...
Депрессия с психопатоподобными расстройствами — депрессивное состояние, в котором расстройства, имитирующие патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т.п.).
Депрессия выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, отказом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических веществ, а иногда и криминальными действиями. Поведенческие расстройства, чрезвычайно часто возникающие во время депрессии у детей препубертатного возраста и у подростков и ее маскирующие, колеблются от элементарных анти дисциплинарных поступков до тяжелых форм девиантного поведения. Они, как правило, носят защитный характер и часто обусловлены неосознанным стремлением депрессивного ребенка облегчить свое душевное состояние в компании сверстников с помощью алкоголя, курения, наркотиков. Истинного оживления влечений в период депрессии обычно не происходит; исключение составляют крайне редкие, пародоксально спаянные с тревожной депрессией разнообразные влечения овладевающего характера — от стремления к покупке престижной игрушки, одежды и т.п. до нелепых влечений с садистической, дромоманической или сексуальной окраской.
Адинамическая депрессия — депрессивное состояние, в котором на первый план выступают расстройства энергии: снижение побуждений, бессилие, вялость, лень, слабость эмоционального отклика при субъективно слабом ощущении сниженного настроения. В наиболее легких случаях адинамическая депрессия ограничивается жалобами на постоянную усталость, утомление, нежелание приступить к занятиям и даже игре, угасание интересов. Адинамическая депрессия сопровождается медлительностью и бездеятельностью, хотя идеаторная и моторная заторможенность отсутствуют или являются минимальными. Больные в основном не отмечают затруднений в движении, могут быстро ходить и бегать, но отсутствует желание играть, заниматься спортом, выходить на улицу. Снижение продуктивности в учебе возникает из-за трудностей включения в работу, слабости концентрации и непродолжительности активного внимания, хотя при контроле и стимуляции со стороны взрослых ребенок выполняет задания, достаточно хорошо усваивает учебный материал, а снижение успеваемости является очень незначительным. Тем более неожиданным при адинамической депрессии является отказ от посещения школы, который базируется на утрате заинтересованности в учебе и контакте со сверстниками, безразличии к мнению окружающих и своей судьбе.
Оставаясь дома, дети и подростки с адинамической депрессией проводят время в безделье, ничем не могут себя занять, жалуются на скуку, но не хотят играть и разговаривать ни с кем. Внешне поведение напоминает больных с мутизмом. Периодически возникают вечерние эпизоды, окрашенные тревожно-боязливым аффектом, или истерические состояния, имеющие связь со значимым для больного реактивным фактором, но чаще в вечернее время состояние улучшается: дети или подростки становятся активнее, целенаправленнее, эмоциональнее. На фоне адинамической депрессии нередко отмечаются нарушения поведения, пик которых также соответствует времени увеличения активности, т.е. второй половине дня. Адинамические депрессии отмечаются во всех возрастных группах детства. Чаще адинамические депрессии нами выявлялись при шизофрении, в структуре циклотимии. Для адинамической депрессии в рамках шизофрении характерны эпизоды немотивированного страха, идеи отношения, элементарные идеи преследования.
107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение ...
... состояния, депрессивный синдром, при интоксикациях и токсоманиях, при шизофрении, при органичкских заболеваниях. 90) Психосенсорные расстройства. (метаморфопсии). Расстройства ... мышления, заторможенность мышления – при депрессии, оглушении, астении, стеснительные по ... пароноидальный с-м. - псевдогаллюцинации; - бредовые идеи воздействия, преследования; - психический автоматизм. Виды: - слуховые ...
Астеноподобная депрессия проявляется прежде всего утомляемостью, истощаемостью, раздражительностью и гиперестезией, в связи с чем депрессивное состояние имеет определенное сходство с астеническим синдромом. При астеноподобной депрессии дети и подростки жалуются на вялость, слабость, усталость, непереносимость учебных нагрузок, шума, яркого света, обидчивость, плаксивость, головные боли, тяжесть во всем теле, неприятные телесные ощущения, общее недомогание, снижение памяти. Усталость, утомление, нарушение памяти и концентрации внимания носят, однако, не истинно астенический характер, проявляясь уже в начале работы и сменяясь повышенной работоспособностью в конце дня. Астеноподобные депрессии сопровождаются падением аппетита, нарушением сна (трудностями засыпания, прерывистостью, чуткостью сна, отсутствием гедонического компонента сна).
Собственно аффективные расстройства при астеноподобной депрессии являются малодифференцированными, аморфными и неустойчивыми. Нередко при астеноподобных депрессиях возникают очерченные состояния с дисфорической окраской настроения, наступающие в основном при неблагоприятных ситуациях. Такими же фрагментарными являются идеи «ненужности» и сензитивные идеи отношения.
Ступидная депрессия — депрессивное состояние, в котором преобладающей является идеаторная заторможенность при отсутствии или слабой выраженности торможения в сфере моторики и стертости депрессивного настроения. У школьников при депрессии этого типа отмечается резкое падение успеваемости, связанное с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери памяти, затрудненности к воспроизведению нового материала и сосредоточения внимания. При выраженном и длительном характере ступидной депрессии возникает так называемая депрессивная псевдодебильность, имитирующая олигофрению. На этом фоне отмечаются нередко выраженные идеи несостоятельности, самоуничижения, сензитивные идеи отношения, страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения, сопровождающийся приступами плача, истерическими реакциями или дисфорическими эпизодами со злобой, агрессией и разрушительными тенденциями. Ступидные депрессии возникают преимущественно у школьников, но иногда и у детей старшего дошкольного возраста, что является поводом для обращения к психиатру для решения вопроса об уровне интеллекта и рекомендации посещения вспомогательной школы. В некоторых случаях кратковременные (продолжительностью 2-3 недели) ступидные депрессии не успевают вызвать школьной дизадаптации и выявляются ретроспективно при возникновении более тяжелых и длительных психических расстройств. Ступидные депрессии у детей наблюдаются в рамках шизофрении, циклотимии, реактивных и невротических состояний. Ступидные депрессии при шизофрении кроме идеаторной заторможенности почти всегда включают симптомы нарушения мышления — обрывы, наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове, сопровождающиеся чувством измененности и иногда страхом сумасшествия. При этом последующие депрессии, оставаясь ступидными, приобретают все более выраженные черты «интеллектуального краха» за счет углубления симптомов нарушения мышления.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) ... носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки. Занятия в группах ...
В данном случае речь идет о типичной для младшего школьного возраста ступидной депрессии. Как и в преобладающем большинстве детских депрессий, выступающий на первый план «интеллектуальный крах», сопровождается множественными непостоянными и фрагментарными расстройствами: психосоматическими (головные боли, боли в животе), страхом, раздражительностью, депрессивными идеями заброшенности и отношения. Своевременно назначенное лечение позволило в достаточно короткие сроки купировать депрессивное состояние и, следовательно, предотвратить почти неминуемую в подобных случаях учебную дезадаптацию ребенка.
Анастетическая депрессия — депрессивное состояние, протекающее с преобладанием anaesthesia psychica dolorosa — психической анестезии, ощущением болезненного бесчувствия, отсутствием любви к близким, утратой чувств радости, печали, страха, исчезновением возможности сопереживания, сострадания, эмоционального резонанса, сопровождающихся мучительным переживанием своей эмоциональной измененности. Анестетическая депрессия возникает чаще с подросткового с подросткового возраста имеет затяжной характер и чаще всего протекает с малой выраженностью или отсутствием болезненного компонента психической анестезии. Анестетическая депрессия в пубертатном периоде, как правило, возникает в рамках манифеста приступообразной шизофрении. На протяжении одного приступа к анестетическим расстройствам со временем присоединяются другие более тяжелые психические расстройства.
Соматизированная (маскированная, ларвированная) депрессия — депрессивный симптомокомплекс, в котором доминирует полиморфная, соматовегетативная симптоматика, имитирующая первичную соматическую патологию, маскирующая собственно депрессивные проявления, которые тем не менее всегда присутствуют и могут быть выявлены. В преобладающем большинстве случаев дети с манифестной соматизированной депрессией осматриваются психиатром только после клинического демаскирования депрессии или возникновения повторных патологических состояний с отчетливым депрессивным аффектом. У некоторых детей, уже находившихся под наблюдением психиатра, соматизированные депрессии возникают на фоне очерченных депрессивных расстройств или другой психической симптоматики. Следует напомнить, что жалобы на неприятные и болезненные ощущения в различных частях тела отмечаются в большинстве всех исследуемых депрессий, но к соматизированные относится лишь небольшая их часть, а именно те депрессии, в которых патологические телесные ощущения настолько выражены и массивны, что на долгое время заслоняют собой собственно депрессивную симптоматику. Описанные выше неприятные, порой невыносимые телесные ощущения, боли, вегетативные и псевдоневрологические расстройства нередко сопровождаются ипохондрической фиксацией и астеноподобными нарушениями.
Жалобы на физическое неблагополучие имеют различные оттенки: они или крайне однообразны, ограничены единственной, устойчивой, не исчезающей жалобой, или множественны, противоречивы и изменчивы. По характеру преобладающих жалоб соматические «маски» детских депрессий в основном делятся на желудочно-кишечные, неврологические, сердечно-сосудистые, инфекционно-аллергические, дыхательные, кожные, смешанные. В связи со стертостью, недостаточной дифференцированностью депрессивного аффекта и недостаточностью словесного отчета отграничение указанных «масок» у ребенка от жалоб, обоснованных органическим поражением внутренних органов, является затруднительным. Наряду с особенностями телесных ощущений и фиксацией ребенка на своем состоянии здоровья к специфическим свойствам детских соматизированных депрессий относится склонность к возникновению очерченных приступообразных состояний с усилением неприятных телесных ощущений и вегетативных расстройств (особенно в препубертате), сопровождающихся тревогой, но чаще — страхом смерти с беспокойством или, напротив, скованностью и обездвиженностью. Повторные депрессивные состояния или по-прежнему отличаются маскированностью за счет пышности соматических жалоб, или обнаруживают ослабление соматовегетативного компонента и появление ярких собственно аффективных расстройств – в основном тоскливых или дисфорических.
Наиболее частыми в пубертатном возрасте являются депрессии с ведущими расстройствами интеллектуальной деятельности, известными под названием «юношеской астенической несостоятельности». Фундаментальным нарушением в этих случаях является неспособность к концентрации мыслей, отвлекаемость, не связанная с внешними обстоятельствами и в то же время не вызванная наличием доминирующей мысли, вытесняющей актуальное восприятие и усвоение. Это расстройство носит непроизвольный и неуправляемый характер, посторонние мысли воспринимаются иногда как насильственное вторжение. Следующим по частоте симптомом идеаторного нарушения является затруднение понимания смысла. Слушая или читая, подросток понимает отдельные слова, фразы, но не может уловить их логическую взаимосвязь и соответственно понять целое, то есть происходит нарушение высшего познавательного синтеза. Реже встречаются «малые идеаторные автоматизмы» типа «обрывов» мыслей, «отключения» мыслей, параллельных, хаотичных и переплетающихся мыслей вплоть до полной неспособности к речевому контакту. Эти явления непостоянны, часто носят приступообразный характер, особенно в ситуациях, требующих быстрой сообразительности и имеющих повышенную мотивацию (контрольные, зачеты, экзамены).
Как правило, такие приступообразные расстройства мышления сопровождаются выраженной тревогой и страхом «утраты разума». Среди подростков нередки жалобы на нарушение памяти. Трудность воспроизведения в основном состоит в невозможности логически снизать всплывающие в памяти отрывочные фрагменты, выстроить их в единую цепь, то есть и в данном случае речь идет не об истинном нарушении памяти, а о расстройстве ассоциативного процесса. Динамика этих нарушений в связи с интеллектуальной нагрузкой может быть разной: они могут возникать в самом начале работы, могут нарастать по мере утомления, но все же у большинства больных умственная работоспособность улучшается в вечернее время, что прямо связано с общей закономерностью колебаний активности депрессивного подростка в течение дня. Нарушения мышления в большинстве случаев выступают на фоне снижения активности, энергии, повышенной умственной и физической утомляемости, снижения побуждений и сужения круга интересов. Степень выраженности этих расстройств колеблется от легкой адинамии с чувством усталости, утратой интереса к учебе до ощущения полного физического бессилия, глубокой апатии, непереносимости даже незначительных физических и психических нагрузок. Подростки говорят о необъяснимом изменении своего характера, появлении странного безразличия или, напротив, несвойственной им раздражительности, нетерпимости вплоть до приступов злобы и словесной агрессии. Больные чувствуют себя личностно измененными, утратившими внутреннюю энергию, побуждения, измененными физически — усталыми, слабыми. Практически всем подросткам во время депрессии свойственно нарушение сна, в первую очередь засыпания, затруднения которого сопровождается неуправляемым потоком неприятных мыслей с характером ментизма. Длительный сон не уменьшает утренней вялости и разбитости. В некоторых случаях ночной сон не нарушен, но сонливость сохраняется на протяжении всего дня.
Отношение подростков к своему состоянию обычно двойственно и неоднозначно. У них почти всегда отсутствует осознание болезни как патологического процесса, чуждого их психической и физической сущности. Самими подростками и их близкими эти состояния трактуются как усталость вследствие психоэмоциональных нагрузок, а иногда — как лень или проявление дурного характера. В этом одна из причин обращения к врачу спустя месяцы, а иногда и года после начала депрессии. В то же время почти у всех подростков присутствует чувство собственной измененности и необычности своего самочувствия. Многие из них пытаются улучшить его с помощью различных физических упражнений, приема снотворных или тонизирующих средств, особого режима дня. При этом в виде приступов или постоянно существует страх утратить память, совсем перестать соображать. Очень часто возникает идея совсем освободиться от интеллектуальной нагрузки, бросить школу, найти чисто физическую работу. Порой подростки так и поступают, а попадают к врачу уже при запущенной учебе и угрозе отчисления из школы.
Картина депрессивных состояний у детей обусловлена возрастным видоизменением симптоматики, которая накладывает отпечаток на любой вариант депрессии в возрастном преломлении. Для депрессий младенческого возраста характерны расстройства аппетита, сна, плаксивость, псевдорегрессивные симптомы в виде временной утраты приобретенных навыков или приостановки в развитии, мутизм, негативизм, прекращение игры. В младшем дошкольном возрасте детям, прежде всего свойственны боязливость, приступообразный плач, ночные страхи, аутоагрессия, несложные соматические жалобы, тики, энурез, энкопрез, возвращение к более простым формам игры. При депрессиях в старшем дошкольном возрасте отмечаются конкретизация страха, появление тревоги, усложнение соматических жалоб и патологических фантазий, снижение побуждений, идеаторные навязчивости, появление защитных действий, агрессивность. У детей младшего школьного возраста уже появляются элементарные депрессивные бредовые идеи самоуничижения, заброшенности, сензитивные идеи отношения. Для них характерны также массивные идеаторные расстройства, сопровождающиеся падением успеваемости и «школьной фобией», отчетливое снижение побуждений, приступы дисфории, истероформные реакции. Депрессии в препубертатном возрасте приближаются к наблюдающимся в пубертате, отличаясь более или менее адекватной вербализацией депрессивных переживаний, появлением отчетливых идей отношения, выраженностью соматовегетативных расстройств, а также начальными проявлениями специфической пубертатной симптоматики (дереализация, деперсонализация, дисморфофобическая, мировоззренческая оппозиционность и реакция группирования).
Следует заметить, что возрастные оттенки депрессии могут соответственно смещаться в зависимости от уровня психического развития (интеллект, уровень речевого контакта и т.д.).
Рассматривая депрессии у подростков, авторы сочли нужным рассмотреть проблемы подростковой суицидологии. Подобный анализ является одной из важнейших и самостоятельных задач суицидололгической науки. В последнее десятилетие во всем мире отмечается тенденция роста суицидов во всем мире. Одной основных причин роста суицидов являются социально-экономические факторы (Е..М. Вроно, 1991; Требихин В.М., 1995, 1997; Красильников Г.Т., Никаноров А.И., Сапожникова Р.Б., 1998; Н.М. Иовчук, А.А Северный, 1999, Филипп Дж. Яничак, МД с соавт., 1999), хотя имеются данные о влиянии этно-культуральных факторов на показатели роста суицидов у подростков (А.И. Лазебник, 1997, 1999).
Приведем данные показателей процентного изменения уровня самоубийств в 62 странах в период с 1960 -1986 г.г. 1. Венгрия –81,0 %; 2. ФРГ- 2,0 %; 3. Шри-Ланка – 193,0 %; 4. Австрия – 25.5 %; 5. Дания – 37.0 %; 6. Финляндия – 30.0 %; 7. Бельгия – 63,0 %; 8. Швейцария – 19.0 %; 9. Франция – 44.0 %; 10. Суринам – 232.0 %; 11. Япония – 2.) %; 12. ГДР – 2,0 %; 13. Чехословакия – 15.0 %; 14. Швеция – 6.0 %;15. Куба – 59,0 %; 16. Болгария – 87,0 %; 17. Югославия – 16.0 %; 18. Норвегия – 120 %;19. Люксембург- 4,0 %; 20. Исландия- 25,0 %; 21. Польша – 62.0 %; 22. Канада –70 %; 23. Сингапур – 48,0 %; 24. США- 16.0 %; 25. Гонконг- 1.0 %; 26. Австралия – 9.0 %; 27.- Шотландия – 41.0 %; 28. Нидерланды – 67.0 %; 29. Сальвадор – 15.0 %; 30. Новая Зеландия –6.0 %; 31. Порто- Рико – 6.0 %; 32. Уругвай – 24,0 %; 33. Северная Ирландия – 111.0 %; 34. Португалия – 6.0 %; 35. Англия и Уэльс – 21.0 %; 36. Тринидад и Тобаго- 169.0 %; 37. Гваделупа- 102,0 %; 38. Ирландия-160,0 %; 39. Италия – 25,0 %; 40. Таиланд – 89.0 %;41. Аргентина – 15.0 %; 42. Чили – 17.0 %; 43. Испания – 11.0 %; 44. Венесуэла –21.0 %; 45. Коста- Рика – 80.0 % ; 46. Эквадор – 437,0 %; 47. Греция – 5.0 %; 48. Мартиника – 46.0 %; 49. Колумбия –7.0 %; 50. Маврикий – 20.0 %; 51. Доминиканская республика –200.0 % ; 52. Мексика – 16,0 %; 53. Панама- 66.0 % 54. Перу – 7.0 %; 55. Филиппины – 29.0 %; 56. Гватемала- 82.0 %; 57. Мальта –67.0 %; 58. Никарагуа – 50.0 %; 59. Папуа Новая Гвинея – 100.0 %; 60. Ямайка 50.0 %; 61. Египет – 0. %; 62. Антигуа и Барбадос – 0.%.-Цитировано по Е.М.
Вроно (1991).
Данные свидетельствуют, что резкое возрастание суицидов наблюдается в странах с крайне неблагополучным социально-экономическим положением. Подорбный анализ суицидов у подростков в Удмуртии представлен в работах А.И. Лазебника (1995, 1997,1999).
Нами проанализированы показатели отношения к суициду среди подростков
в этнокультуральном аспекте. Изучение отношения к суициду у подростков позволит вести последовательную профилактическую работу в группе риска. Анализ проводился по базисным картам, разработанным ГНЦ социальной и
судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Всего изучено 413 подростков, прошедших стационарное обследование и лечение в РППБ.
Отношение к самоубийству у подростков
Таблица 2.
Всего (413) |
Русские (всего =272) |
Удмурты (всего =141) |
Досто- верность Крите- рий знаков ( КЗ) |
Мужчины |
Достоверность Крите Рий зна- Ков (КЗ) |
Женщины |
Достоверность Крит- ерий зна- ков (КЗ) |
|||
Русские всего= 221 |
Удмурты всего 115 |
Русские (всего=61) |
Удмурты (всего=26) |
|||||||
Допускающее возможность суицида |
54 13.08% |
40
14.7 % |
14 9.92 % |
Р= 0,05 |
15 7.1 % |
7 6.08% |
Р > 0?05 |
25 40.98 % |
7 26.92% |
Р= 0,05 |
Не допускающее возможность суицида |
240 58.01% |
150 55.14 % |
90 63.83 % |
Р >0,05 |
140 66.35 % |
81 70.43% |
Р> 0,05 |
10 16.39 % |
9 34.61% |
Р > 0,05 |
Одобряющее суицид как форму выхода из неразрешимой ситуации |
30 7.2 % |
23 8.45 % |
7 4.96 % |
Р=0,05 |
14 6.63 % |
5 4.34% |
Р> 0,05 |
9 14.75 % |
2 7.69 % |
Р > 0,05 |
Неопределен ное |
89 21.55% |
59 21.69 % |
30 21.27 % |
Р> 0,05 |
42 19.9 % |
22 19.13% |
Р > 0,05 |
17 27.86 % |
8 30.76% |
Р > 0,05 |
Депрессии у детей — Стр 2
У большинства подростков отношение к самоубийству было как не допускающее его возможность – 240 (58,01 %), русских при этом было 150 (55,14 %), а удмуртов – 90 (63,83 %) человек. Достоверность составила Ркз > 0,05. Среди подростков женского пола русских было 10 (16,39 %), удмурток – 9 (34,61 %) человек. Коэффициент Р кз > 0,05. Среди подростков мужского пола в данной подгруппе существенных различий между этносами не наблюдалось. Обращает внимание показатель доспускающие суицида. Всего
суициды доспускают 54 человека, из них 40 русской национальности и 14 удмуртской субпопуляции. Достоверность Ркз =0,05. Неопределенное отношение к самоубийству наблюдалось у 89 (21,55 %)подростков. Среди них было 59 (21,69 %) русских и 30 (21,27 %) удмуртов. Достоверных различий не установлено. Одобряли суицид как форму выхода из неразрешимой ситуации 30 (7,26 %) подростков. Русских подростков здесь было 23 (8,54 %), подростков удмуртской национальности – 7 (4,96 %).
Р кз > 0,05. По остальным подгруппам в данной таблице существенных различий не существовало. Если объединить два показателя — допускающие суицид и одобряющие суицид, то
достоверность будет еще более существенной. 63 (15,25 %) подростка русской национальности допускают и одобряют суицид и 21 (5,08 %) подростков удмуртской национальности. Р кз = 0,01.
Таким образом, изучение депрессивных состояний у детей и подростков позволило выделить основные депрессивные синдромы. Депрессивные синдромы по типу тоскливой, дисфорической, ступидной, анестетической и синдрома « юношеской астенической несостоятельности» требуют от врача –психиатра тонкого клинического подхода в связи с высоким риском суицидального поведения. Наши предварительные данные дают нам основание
говорить, что этнический фактор не является определяющим в генезе суицидов у подростков. Данные требуют детального осмысления этнографами, психологами, социологами и психиатрами. Определение клинических особенностей депрессивных состояний у подростков важно для выработки тактики ведения, социально-психологической коррекции и реабилитационных мер.
Литература
- Башина В.М. Ж. Невропатлол. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1981.-
Вып 10.- С. 1514- 1519
- Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков ( Особенности клиники
и течения) М., 1971. — 127 с.
- Вроно М.Ш. Советская суицидология: некоторые проблемы, перспективы. «Синапс», №1, 1991. – с. 42- 46
- Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков //Лечебная педагогика и психология. Приложения к журналу «Дефектология». Вып. 2, 1999 – с. 24 – 52
- Воронков В.В. Особенности психических отклонений у подростков. Лекции. ППМИ, СПб, 1993. – 53 с.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Изд. 2-ое. М.: Медицина, 1995.- 560 с.
- Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей.-М.:Медицина,1992.- 208 с.
- Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Приложение к журналу « Социальная и клиническая психиатрия».-М, 1993.
- Семке В.Я Превентивная психиатрия .- Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999.-403с.
- Хелл Д. Ландшафт депрессии / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой .-М.: Алатейа., 1999.- 280 с.
12