(Sacks sentence completion test, SSCT)
(вариант Д. Сакса и Леви)
Обзор
Проективная методика. Данный вариант на завершение предложений, направлен на получение важного клинического материала в четырех представительных областях адаптации, был разработан Джозефом М. Саксом (Joseph M. Sacks) и другими психологами Нью-йоркского Управления ветеранов службы ментальной гигиены.
Тест состоит из 60 пунктов, которые выражают 15 установок (отношений), перечисленных ниже. На каждую установку приходится по четыре пункта.
В методику включены четыре области:
1. семья,
2. секс,
3. межличностные взаимоотношения,
4. самовосприятие.
1. Область семьивключает три набора установок: на мать, отца и родственников. Каждый из них представлен в четырех пунктах, что стимулирует испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Предложения «Моя мать и я…», «Если бы только мой отец…» и «В семье ко мне относятся…» являются примерами пунктов, разработанных для выявления этих отношений. Он рассчитан на то, что даже когда испытуемый осторожничает и уклоняется, он предоставляет ценный материал в ответе как минимум по одному из четырех пунктов.
2. Область сексавключает отношение к женщинам и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют респонденту выразиться по отношению к женщинам как социальным индивидам, к браку и к сексуальным отношениям как таковым. Темы «Я думаю, что большинство девушек…» и «Если бы у меня были сексуальные отношения…» являются типичными для этой области.
3. Область межличностных взаимоотношенийвключает установки на друзей и знакомых, коллег по работе или по школе, начальника на работе или в школе и подчиненных. Шестнадцать тем этой области позволяют респонденту выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему. Предложения «Когда меня нет, мои друзья…», «Когда я вижу, что идет начальник…», «Люди, которые на меня работают…» и «На работе я лучше всего лажу с…» являются примерами тем из этой области.
4. Самовосприятиевключает страхи, чувство вины, цели и отношения к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприятия субъекта, какой он есть, каким был, каким хочет быть и каким, по его мнению, он станет. Среди 24 пунктов в этой области находим: «Я бы хотел избавиться от боязни…», «Моей самой большой ошибкой было…», «Я думаю, у меня есть способность …», «Когда я был маленьким…», «Однажды я…» и «Больше всего от жизни я хочу…».
Контрольная работа — Особенности межличностных отношений ...
... можно определять направленность психотерапии заикающихся разного возраста. Особенности личности и межличностных отношений при нарушениях речи. Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные ... -волевых качеств. Образуется порочный круг, который может быть разорван только целенаправленной работой логопеда и психолога. В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект ...
Создание тестаосуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Надежность и валидность теста.Автор описывает следующую процедуру психометрической оценки методики.
Три психолога проранжировали степень нарушений у 100 человек по каждой из пятнадцати категорий на основании их ответов на тест. Психиатры, которые наблюдали этих людей, сделали независимое заключение о степени их нарушений по каждой из пятнадцати категорий, основываясь на своих клинических данных. Надежность суждений психологов в отношении степени нарушений определялась по совпадению мнений двух из троих психологов на 92% 1500 оценок. Психиатры не имели понятия о результатах SSCT. Когда оценки психологов сопоставили с оценками психиатров, значение вероятностных коэффициентов оказалось в пределах от 0,48 до 0,57 при допущении на ошибку 0,02 и 0,03. Эти цифры показывают, что оценки психологов практически совпали с оценками психиатров. Для 50 человек психологи написали интерпретации по 15 установкам, основываясь на ответах по 4 пунктам, вошедшим в каждую установку. Эти интерпретации были проверены психиатрами, которые оценили их с точки зрения клинических данных. Около 77% выводов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными. Эти результаты SSCT выигрывают по сравнению с теми, которые были обнаружены в исследованиях на валидность других методов изучения личности, например теста РоршахаиТАТ.
SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут.
Инструкция
Особенности проведения процедуры тестирования.
Перед обследованием испытуемым дается следующая Инструкция:
«Ниже находятся шестьдесят частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже».
Респонденты часто спрашивают: «Нельзя ли подумать, чтобы дать разумный ответ?» Надо подчеркнуть, что ответ должен состоять из первой спонтанной реакции на всякий стимульный пункт и что респондент не должен останавливаться, чтобы найти логическое завершение. Другим распространенным вопросом является: «Должен ли я вписать только одно слово?» Ему надо ответить, что приемлемо как одно слово, так и целая фраза, и что желательны спонтанные мысли. Иногда респонденты просят проверяющего посмотреть на ответ и сказать, насколько он правильный. Им надо разъяснить, что это правильный ответ, если он представляет собой спонтанную реакцию на стимул. Иногда проверяющего спрашивают о смысле слов в начале предложения. Допустимо сказать, к примеру, что «редко означает «вряд ли». Но если респондент просит объяснить смысл всего предложения, его надо попросить отвечать в соответствии с тем, как он понял это предложение.
О психологе
... профессиях это не является большой проблемой, то для клиентов психолога это чревато серьезными последствиями. Но и это не самое ... страшное. Сейчас развелось очень много "лже-психологов", то есть людей, которые не имеют специального образования (а ... помочь, неумеха, который думает о том, когда вы, наконец, уйдете, или же вообще человек, не имеющий образования психолога, и желающий только ...
Когда респондент готов ответить на первый вопрос, необходимо отметить время начала в верхнем правом углу листа. Когда он возвращает тест, надо пометить время окончания.
По мере возможности необходимо проводить опрос. Проверяющий выбирает ответы, которые могут быть значащими или зашифрованными, и просит респондента «рассказать поподробней». Значение этой процедуры показывает следующий случай. Один из ответов депрессивного, непродуктивного пациента был таким: «Моим наиболее живым воспоминанием о детстве является несчастный случай».Когда его попросили рассказать подробнее, он рассказал о событии, которое произошло с ним, когда ему было 5 лет. Играя на кухне с другим ребенком, он опрокинул чайник с кипятком, который ошпарил его товарища, что привело к смерти последнего. Позже он смог обсудить этот инцидент со своим терапевтом.
Хотя стандартный метод применения подразумевает, что респондент должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для некоторых тревожных пациентов будет полезнее провести опрос устно и записывать их ответы. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие пациенты часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они «чувствуют себя намного лучше». Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
Содержание
Стимульный материал:
1.Думаю, что мой отец редко
2. Если все против меня, то
3. Я всегда хотел
4. Если бы я занимал руководящий пост
5. Будущее кажется мне
6. Мое начальство
7. Знаю, что глупо, но боюсь
8. Думаю, что настоящий друг
9. Когда я был ребенком
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
11.Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
12. По сравнению с большинством других моя семья
13. Лучше всего мне работается с
14. Моя мать и я
15. Сделал бы все, чтобы забыть
16. Если бы мой отец только захотел
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
20. Надеюсь на
21.В школе мой учителя
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
23. Не люблю людей, которые
24. Когда-то
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
26. Супружеская жизнь кажется мне
27. Моя семья обращается со мной как с
28. Люди, с которыми я работаю
29. Моя мать
30. Моей самой большой ошибкой было
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
33. Моим скрытым желанием в жизни является
34. Мои подчиненные
35. Наступит тот день, когда
36. Когда ко мне приближается мой начальник
37. Хотелось бы мне перестать бояться
38. Больше всех люблю тех людей, которые
39. Если бы я снова стал молодым
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
42. Большинство известных мне семей
43. Люблю работать с людьми, которые
44. Считаю, что большинство матерей
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
46. Думаю, что мой отец
47. Когда мне начинает не везти, я
48. Больше всего я хотел бы в жизни
49. Когда я даю другим поручение
50. Когда я умру
51.Люди, превосходство которых над собой я признаку
52. Мои опасения не раз заставляли меня
53. Когда меня нет, мои друзья
54. Моим самым живым воспоминанием детства является
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
56. Моя половая жизнь
57. Когда я был ребенком, моя семья
58. Люди, которые работают со мной
59. Я люблю свою мать, но
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Ключи
Ключ
№ п/п |
Группы предложений |
№№ заданий |
1 |
Отношение к отцу |
1 16 31 46 |
2 |
Отношение к себе |
2 17 32 47 |
3 |
Нереализованные возможности |
3 18 33 48 |
4 |
Отношение к подчиненным |
4 19 34 49 |
5 |
Отношение к будущему |
5 20 35 50 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
6 21 36 51 |
7 |
Страхи и опасения |
7 22 37 52 |
8 |
Отношение к друзьям |
8 23 38 53 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
9 24 39 54 |
10 |
Отношение к лицам противоположного пола |
10 25 40 55 |
11 |
Сексуальные отношения |
11 26 41 56 |
12 |
Отношения к семье |
12 27 42 57 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
13 28 43 58 |
14 |
Отношение к матери |
14 29 44 59 |
15 |
Чувство вины |
15 30 45 60 |
Анализ
Интерпретация.
Примеры оценки результатов теста:
Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например:
Отношение к отцу
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хочу, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Слова курсивом — это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: «Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти».
Затем выносится оценка степени расстройства у респондента в этой сфере, соответственно со следующей шкалой:
2 балла.Серьезные расстройства. Требуется помощь терапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.
1 балл.Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи терапевта.
0 баллов.Нет заметных расстройств в этой области.
Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Автору SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.
Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:
1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому». Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено». Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались». Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность «что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион».
Примеры оценки результатов теста.
1. Отношение к матери
Случай № 2 Оценка: 2
Пункты
14. Моя мать — ворчунья.
29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.
44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих
детей.
59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.
Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает
слишком требовательной.
Случай № 23Оценка: 1
Пункты
14. Моя мать бережлива.
29. Моя мать и я — хорошие друзья с разными позициями.
44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают
свои же доводы.
59. Мне нравится моя мать, но нет никаких «но».
Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу
во взглядах.
Случай № 56Оценка: 0
Пункты
14. Моя мать — замечательная женщина.
29. Моя мать и я — большие друзья.
44. Я считаю, что большинство матерей — значимые персоны.
59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего.
Заключительная интерпретация: Выражает только положительные чувства по отношению к
матери.
2. Отношение к отцу
Случай № 52Оценка: 2
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Заключительная интерпретация: Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти.
Случай № 71Оценка: 1
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном.
16. Если бы только мой отец прислушался.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа).
46. Мне кажется, что мой отец — значимая персона.
Заключительная интерпретация: Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе.
Случай № 14 Оценка: 0
Пункты
1. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора.
16. Если бы только мой отец взял отпуск.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас.
46. Мне кажется, что мой отец — очень хороший человек.
Заключительная интерпретация: Выражает полное удовлетворение личностью отца.
3. Отношение к членам семьи
Случай № 12Оценка: 2
Пункты
12. По сравнению с большинством семей, моя семья редко бывает вместе.
27. Моя семья относится ко мне как к чужому, но не показывает этого.
42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы.
57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг
с другом.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя отвергнутым семьей, в которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы.
Случай № 10Оценка: 1
Пункты
12. По сравнению с большинством семей моя семья в порядке.
27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику.
42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою.
57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась.
Заключительная интерпретация: Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.
Случай № 16Оценка: 0
Пункты
12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая.
27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу.
42. Большинство семей, которые я знаю, — неплохие люди.
57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала.
Заключительная интерпретация: Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье.
4. Отношение к женщинам
Случай № 1Оценка: 2
Пункты
10. Я представляю себе совершенную женщину как — нет такой.
25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять.
40. Я считаю, что большинство женщин лживы.
55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола.
Заключительнаяинтерпретация: Чрезвычайно недоверчив. Возможна гомосексуальная тенденция.
Случай № 26Оценка: 1
Пункты
10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную.
25. Я считаю, что большинство девушек обыкновенные.
40. Я считаю, что большинство женщин хорошие.
55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж.
Заключительнаяинтерпретация: Высокие идеалы, но амбивалентные чувства.
Случай№ 31Оценка: 0
Пункты
10. Я представляю себе совершенную женщину как идеал.
25. Я считаю, что большинство девушек прелестны.
40. Я считаю, что большинство женщин привлекательны.
55. В женщинах мне меньше всего нравятся длинные юбки.
Заключительнаяинтерпретация: Лишь незначительная и поверхностная критика.
5. Отношение к гетеросексуальным связям
Случай № 17Оценка: 2
Пункты
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я просто смотрю и прохожу мимо.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это то, о чем я думаю.
41. Если бы у меня были сексуальные отношения, мне было бы все равно.
56. Моя половая жизнь ничего особенного из себя не представляет.
Заключительная интерпретация: Надеется достигнуть нормальной сексуальной адаптации.
Случай № 25Оценка: 1
Пункты
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне интересно, как они ладят.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это может быть приятно,если оба партнера
встречают друг друга на полпути.
41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я был бы больше удовлетворен.
56. Моя половая жизнь не была очень интересной.
Заключительнаяинтерпретация: Хочет иметь сексуальный опыт, но сомневается в своей способности вступить в брак.
Случай № 70Оценка: 0
Пункты
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне это нравится.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
41. Если бы у меня были сексуальные отношения, но у меня они есть.
56. Моя половая жизнь — я ей доволен.
Заключительная интерпретация: Показывает на удовлетворение в этой области.
6. Отношение к друзьям и знакомым
Случай № 83Оценка: 2
Пункты
8. Мне кажется, что настоящий друг помогает тебе выжить.
23. Я не люблю людей, которые пялятся на меня.
38. Больше всего мне нравятся люди — таких мало.
53. Когда меня нет, мои друзья — я не очень-то верю в своих друзей.
Заключительная интерпретация: Недоверчив и очевидно одинок.
Случай № 22Оценка: 1
Пункты
8. Мне кажется, что настоящий друг — это тот, кто искренен.
23. Я не люблю людей, которые лгут.
38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне.
Заключительная интерпретация: Вероятно ждет одобрения от окружающих, перед тем как эмоционально выразить себя.
Случай № 76Оценка: 0
Пункты
8. Мне кажется, что настоящий друг поможет мне.
23. Я не люблю людей, которые говорят громко.
38. Больше всего мне нравятся люди, которые близки ко мне.
53. Когда меня нет, мои друзья ищут меня.
Заключительная интерпретация: Выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим.
7. Отношение к начальству на работе и в школе
Случай№ 48Оценка: 2
Пункты
6. Мое начальство часто бывает несправедливым.
21. В школе мои учителя слишком властные.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я опускаю голову.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я боюсь
их.
Заключительная интерпретация: Обижается на начальство и боится его.
Случай № 45Оценка: 1
Пункты
6. Мое начальство — нормальные люди.
21. В школе мои учителя преимущественно были хорошими людьми.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я немного напрягаюсь.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я так к
ним и отношусь.
Заключительная интерпретация: Небольшие трудности в признании авторитета.
Случай № 98Оценка: 0
Пункты
6. Мое начальство любит меня.
21. В школе мои учителя были неплохими людьми.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю делать то,чем занимался.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, — это мои родители.
Заключительная интерпретация: Выражает отсутствие конфликта с авторитарными персонами. Чувствует, что они тоже его воспринимают надлежащим образом.
8. Отношение к подчиненным
Случай №55 Оценка: 2
Пункты
4. Если бы я занимал ответственную должность, я был бы строже.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы был плохим начальником.
34. Люди, которые работают под моим руководством, должны сожалеть об этом.
48. Отдавая приказы другим людям, я (без ответа).
Заключительная интерпретация: Чувствует, что он был бы не в состоянии контролировать свою враждебность при управлении другими людьми.
Случай № 22Оценка: 1
Пункты
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы увидел, что все хорошее уже сделано.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы относился к ним хорошо.
34. Люди, которые работают под моим руководством, довольны.
48. Отдавая приказы другим людям, я иногда чувствую трудности.
Заключительная интерпретация: Чувствует способность выполнять хорошую руководящую работу, но имеет какие-то предубеждения по поводу применения авторитета.
Случай № 79 Оценка: 0
Пункты
4.Если бы я занимал ответственную должность, я бы делал все от меня зависящее.
19. Если люди работали бы под моим руководством, я был бы добр с ними.
34. Люди, которые работают под моим руководством, думают, что я — хороший босс.
48. Отдавая приказы другим людям, я делаю это нормально.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя в своей тарелке и хорошо воспринимается подчиненными.
9. Отношение к коллегам на работе и в школе
Случай № 9Оценка: 2
Пункты
13. На работе я лучше всего лажу ни с кем.
28. Те, с кем я работаю, — плохие люди.
43. Мне нравится работать с людьми, которые дружелюбны.
58. Мои сослуживцы обычно не любят меня.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя отверженным коллегами и осуждает их.
Случай № 39Оценка: 1
Пункты
13. На работе я лучше всего лажу с моими коллегами.
28. Те, с кем я работаю, очень мне помогают.
43. Мне нравится работать с людьми, которые счастливы.
58. Мои сослуживцы обычно думают, что я не вполне компетентен.
Заключительная интерпретация: Имеются небольшие трудности по работе, респондент зависим от помощи своих коллег. Доверяет им.
Случай № 2Оценка: 0
Пункты
13. На работе я лучше всего лажу почти со всеми.
28. Те, с кем я работаю, преимущественно приятные люди.
43. Мне нравится работать с людьми, которые приятны.
58. Мои сослуживцы обычно любят меня.
Заключительная интерпретация:Выражает взаимные хорошие чувства.
10. Страхи
Случай№ 40Оценка: 2
Пункты
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь ложиться спать.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь высоты.
37. Я хотел бы избавиться от боязни ложиться спать.
52. Иногда мои страхи заставляют меня волноваться, и я не знаю, что мне надо сделать, чтобы побороть их.
Заключительная интерпретация: Нарушения в области очевидных страхов потери идентичности или сознания и, возможно, контроля над своими импульсами.
Случай № 68Оценка: 1
Пункты
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь некоторых людей.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь (без ответа).
37. Я хотел бы избавиться от боязни говорить перед людьми.
52. Иногда мои страхи заставляют меня отступать.
Заключительная интерпретация: Страх самоутверждения, которые часто
возникает и не прогрессирует.
Случай № 84Оценка: 0
Пункты
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь — ничего не боюсь.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь — никого не боюсь.
37. Я хотел бы избавиться от боязни — не могу вспомнить ни одной.
52. Иногда мои страхи заставляют меня (у меня нет страхов).
Заключительная интерпретация: Выражает отсутствие явно выраженных страхов.
11. Чувство вины
Случай № 74Оценка: 2
Пункты
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я делал всякие глупости.
30. Моей величайшей ошибкой было отступить и приспособиться.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за мастурбации.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — я потерял веру в бога.
Заключительная интерпретация: Расстройства связаны с душевными неудачами и физическими желаниями.
Случай № 13Оценка: 1
Пункты
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда у меня были детские проблемы.
30. Моей величайшей ошибкой было бежать от трудностей.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину за половое влечение.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — пошел в армию.
Заключительная интерпретация: Имеются сожаления о прошлом и слабое расстройство по поводу неудач в борьбе с трудностями.
Случай № 72Оценка: 0
Пункты
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я—не знаю.
30. Моей величайшей ошибкой было — уволиться из армии, я думаю.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за — не из-за чего.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, —
научился слишком много думать.
Заключительная интерпретация: По-видимому, не обеспокоен чувством вины.
12. Отношение к собственным способностям
Случай № 89 Оценка: 2
Пункты
2. Когда обстоятельства против меня, это плохо.
17. Я считаю, что у меня есть способность ничего не делать.
32. Моя самая большая слабость — это болезнь.
47. Когда удача отворачивается от меня, мне грустно.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя совершенно некомпетентным и беспомощным.
Случай № 19 Оценка: 1
Пункты
2. Когда обстоятельства против меня, я продолжаю в том же духе.
17. Я считаю, что у меня есть способность учить.
32. Моя самая большая слабость — это страх.
47. Когда удача отворачивается от меня, я чувствую отвращение.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что у него есть определенные способности и настойчивость, но есть трудности со страхами.
Случай № 98Оценка: О
Пункты
2. Когда обстоятельства против меня, я работаю упорнее.
17. Я считаю, что у меня есть способность преодолевать обстоятельства.
32. Моя самая большая слабость — это давать взаймы.
47. Когда удача отворачивается от меня, я стараюсь еще больше.
Заключительная интерпретация: Уверен в своей способности преодолевать обстоятельства. Они вдохновляют его на большие старания.
13. Отношение к прошлому
Случай № 33Оценка: 2
Пункты
9. Когда я был ребенком, мне приходилось решать все самому.
24. До войны я служил в армии.
39. Если бы я снова стал молодым, я хотел бы, чтобы мама была жива.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — это ощущение, что
я ничего не значу.
Заключительная интерпретация: Остро чувствует отсутствие матери, отверженность, эмоционально одинок.
Случай № 11 Оценка: 1
Пункты
9. Когда я был ребенком, я много думал.
24. До войны я ходил в школу.
39. Если бы я снова стал молодым, я сделал бы все так же, как сделал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — как меня бьет отец.
Заключительная интерпретация: Имеет неприятные воспоминания, но не кажется сильно травмированным ими.
Случай № 82. Оценка: 0
Пункты
9. Когда я был ребенком, все казалось важным.
24. До войны я жил один.
39. Если бы я снова стал молодым, я бы много работал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — окончание школы.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя свободно. Положительные чувства. Воспоминания о достижениях.
14. Отношение к будущему
Случай № 33Оценка: 2
Пункты
5. Я вижу будущее в черных тонах.
20. Я надеюсь на излечение.
35. Однажды я будуна коне.
50. Когда я стану старше, я еще больше поглупею.
Заключительная интерпретация: Пессимист. Нет надежды на свои собственные источники счастья или успеха.
Случай № 48Оценка: 1
Пункты
5.Я вижу будущее неопределенно.
20. Я надеюсь на окончание школы.
35. Однажды я стану лучше.
50. Когда я стану старше, я надеюсь приобрести хороший дом.
Заключительная интерпретация: Неуверен в себе, но в целом оптимист.
Случай № 64 Оценка: 0
Пункты
5.Я вижу будущее светлым.
20. Я надеюсь на работу.
35. Однажды я буду при деньгах.
50. Когда я стану старше, я буду лучше.
Заключительная интерпретация: Кажется уверенным в достижении своих материальных целей.
15. Цели
Случай № 9Оценка: 2
Пункты
3. Я всегда хотел убить кого-нибудь.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я был один.
33. Моя тайная мечта в жизни — прославиться.
49. Больше всего от жизни я хочу всего.
Заключительная интерпретация: Прямое выражение враждебности.Отвергает общество. Экстравагантный, нереалистичный.
Случай № 19Оценка: 1
Пункты
3. Я всегда хотел быть актером.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат.
33. Моя тайная мечта в жизни — быть богатым.
49. Больше всего от жизни я хочу счастья.
Заключительная интерпретация: По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.
Случай № 79Оценка: 0
Пункты
3. Я всегда хотел быть счастливым.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я заработал достаточно денег, чтобы хорошо содержать свою семью.
33. Моя тайная мечта в жизни — достичь чего-то в жизни.
49. Больше всего от жизни я хочу хорошего здоровья.
Заключительная интерпретация: Желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность здоровья для счастливой жизни.
Иллюстративный случай.
Следующие ответы, заключительные интерпретации и независимые клинические взгляды психиатров, которые наблюдали респондента, были получены при экспериментальном изучении SSCT Саксом.
Респондент № 6Мужчина 19 лет
Диагноз: смешанный психоневроз тяжелой степени.
I. ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ ОЦЕНКА: 2
14. Моя мать мне мешала.
29. Моя мать и я сильно привязаны друг к другу.
44. Я считаю, что большинство матерей любят своих детей.
59. Мне нравится моя мать, но она мне очень мешала.
Заключительная интерпретация: Очень обеспокоен эмоциональными отношениями с матерью и проблемами, касающимися этих отношений.
(Клиническое впечатление: Амбивалентная зависимость с желаниями инцеста и враждебностью.)
II. ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ОЦЕНКА: 2
1. Мне кажется, что мой отец редко проявлял свою привязанность ко мне.
16. Если бы только мой отец вел себя как отец.
31. Я бы хотел, чтобы мой отец вел себя как мужчина.
46. Мне кажется, что мой отец не ведет себя как настоящий мужчина.
Заключительная интерпретация: Показывает потребность в отношениях с адекватным отцовским образом. Чувствует, что его собственный отец не подходит на эту роль.
(Клиническое впечатление: Отец не является сильной личностью. Не хочет идентифицировать себя с ним.)
III. ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 2
12. По сравнению с большинством семей, моя семья более строгая и более европейская.
27. Моя семья относится ко мне как к умному человеку.
42. Большинство семей, которые я знаю счастливы.
57. Когда я был ребенком, моя семья не уделяла мне достаточно внимания.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что семья отвергала его в детстве, но теперь они его уважают. Чувствует, что ему навредили ригидные установки родителей и взрослого мира. (Клиническое впечатление: Компульсивная лояльность, основанная на зависимости.)
IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ ОЦЕНКА: 0
10. Я представляю себе совершенную женщину как красивую и привлекательную.
25. Я считаю, что большинство девушек ищет мужей.
40. Я считаю, что большинство женщин обладают хорошими качествами.
55. В женщинах мне меньше всего нравится (без ответа).
Заключительная интерпретация: Хорошо, но робко.
(Клиническое впечатление: Крайние либидозные импульсы, пугающие его.)
V. ОТНОШЕНИЕ К ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫМ СВЯЗЯМ ОЦЕНКА: 2
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я им завидую.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я точно не знаю, как я отреагировал бы.
56. Моя половая жизнь вызывает у меня чувство вины.
Заключительная интерпретация: Недостаток уверенности в своих навыках в сексуальной сфере или способности устанавливать отношения. Дополняется чувством вины.
(Клиническое впечатление:Строгое суперэго. Жесткое воспитание.)
VI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 1
8. Мне кажется, что настоящий друг — я бы к нему привязался.
23. Я не люблю людей, которые высокие и громадные.
38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
53. Когда меня нет, мои друзья говорят обо мне.
Заключительная интерпретация: Зависимый и пассивный.
(Клиническое впечатление:Хорошо социализирован. Хорошо воспринимается.)
VII. ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0
6. Мое начальство — ответственные люди.
21. В школе мои учителя любили меня.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю заниматься
текущими делами.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, должны быть обаятельнее, чем я.
Заключительная интерпретация: Уважает начальство и хорошо воспринимается им.
(Клиническое впечатление: Хорошо контролируемая зависимость.)
VIII. ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 2
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы сделал все, чтобы стать хорошим руководителем.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы слишком легко отпускал их.
34. Люди, которые на меня работают, меня не любят.
48. Отдавая приказы другим людям, я чувствую их неприязнь ко мне.
Заключительная интерпретация: Боится, что не сможет сдерживать враждебность, возникшую благодаря власти.
(Клиническое впечатление: Неизвестно.)
IX. ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0
13. На работе я лучше всего лажу со всеми.
28. Те, с кем я работаю, — хорошие люди.
43. Мне нравиться работать с людьми, которые работают и выполняют свои обязательства.
58. Мои сослуживцы обычно любят меня.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что коллеги хорошо к нему относятся и в одной команде с ним.
(Клиническое впечатление: Внимательный, хороший сотрудник.)
X. СТРАХИ ОЦЕНКА: 2
1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь выделиться и быть отвергнутым.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь быть отвергнутым и выделиться.
37. Я хотел бы избавиться от боязни дать себе волю.
52. Иногда мои страхи заставляют меня замыкаться в себе и даже вырвать.
Заключительная интерпретация: Страх, что любое достижение с
его стороны отвергается другими, заставляет его замыкаться или
проявляется в пищеварительных симптомах.
(Клиническое впечатление: Либидозные импульсы, враждебность, соблазны.)
XI. ЧУВСТВО ВИНЫ ОЦЕНКА: 2
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я становлюсь истеричным.
30. Моей величайшей ошибкой было (без ответа).
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за всех своих сексуальных ощущений.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — это удерживал самого себя от полного развития своих способностей.
Заключительная интерпретация: Вина, связанная с сексуальными ощущениями, предопределила развитие его личного потенциала.
(Клиническое впечатление: Мастурбация, либидозные чувства в отношении девушек, матери и сестер.)
XII. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 1
2. Когда обстоятельства против меня, мне становится тоскливо.
17. Я считаю, что у меня есть способность делать все, что сочту нужным.
32. Моя самая большая слабость — это страх.
47. Когда удача отворачивается от меня, я жду, когда она вернется ко мне.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что у него есть большие потенциальные возможности, но впадает в депрессию, когда сталкивается с обстоятельствами. Пассивный и подавленный, когда имеет дело с ними.
(Клиническое впечатление: Слишком много амбиций в отношении способностей. Хотел бы быть более блистательным.)
XIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ ОЦЕНКА: 1
9. Когда я был ребенком, мне уделяли мало внимания.
24. До войны я был счастлив.
39. Если бы я снова стал молодым, я, возможно, делал бы то же, что и делал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — мои отношения с девочками.
Заключительная интерпретация: Чувствовал себя отвергнутым. Впечатлен детским сексуальным опытом.
(Клинический взгляд: Занят мастурбацией и своим нездоровьем.)
XIV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 0
5.Я вижу будущее светлым.
20. Я надеюсь на то, когда мне будет лучше.
35. Однажды я действительно буду счастлив.
50. Когда я стану старше, я буду мудрее.
Заключительная интерпретация: Оптимистичный взгляд в отношении здоровья, счастья и интеллектуального роста.
(Клиническое впечатление: Конфликты отсутствуют. Чувствует себя способным делать то, что хочет.)
XV. ЦЕЛИ ОЦЕНКА: 1
3. Я всегда хотел выделяться.
18. Я бы был абсолютно счастлив, если бы был умнее.
33. Моя тайная мечта в жизни — быть знаменитым.
49. Больше всего от жизни я хочу немного ума, тогда я смогу получить все остальное.
Заключительная интерпретация: Хочет быть знаменитым и выделяться, несмотря на страхи, упомянутые выше. Цели несколько неопределенные.
(Клиническое впечатление: Жена, семья, жизнь среднего класса.)
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕСПОНДЕНТ № 6)
1. Основные области конфликта и расстройства: Мать, отец, члены семьи, гетеросексуальные отношения, подчиненные, страхи и чувство вины.
2. Взаимосвязи между установками: Проблема тесной эмоциональной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в сексуальной сфере и сильному чувству вины в связи с половыми влечениями. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.
3. Структура личности:
(a) степень реагирования — реагирует в первую очередь на внутренние импульсы (X и XI);
(b) эмоциональная адаптация — эмоционально зажат (37);
(c) зрелость — эгоцентричные цели и отсутствие сексуальной адаптации отражают умеренную незрелость;
(d) уровень реальности — имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности (17);
(e) в какой манере выражаются конфликты — потребность в признании и принятии (VI, VIII, IX), конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими (X).
Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения.