«Я и мой мир»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр эстетического воспитания детей

«Детский театральный центр»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ДОД ЦЭВД «ДТЦ»

______________ Е.П.Солнцева

« » _______________ 2010 г.

РАССМОТРЕНА

на Методическом совете «ДТЦ»

« »_________________2010 г.

Учебная рабочая программа

психологического сопровождения

обучающихся начальных классов

Программа рассчитана

на детей 7 — 10 лет

Срок реализации 1 год

Автор программы:

Костина Елена Фёдоровна

педагог дополнительного образования

Основа – программа развития эмоционального мира младших школьников Е.В. Белинской

Петрозаводск – 2010 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………….3
  2. Учебно-тематический план содержания программы…………………………………..7
  3. Содержание курса психологического сопровождения………………………………12
  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ……….17
  5. Информационное обеспечение ………………………………………………………..18

Пояснительная записка.

Актуальность. Гуманизация нашего общества потребовала развития новых форм воздействия на ребёнка, к одной из которых относится психолого-педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребёнка в школе, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребёнка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку. Сопровождение направлено на своевременное выявление трудностей в развитии ребёнка и определения условий их преодоления. Постепенно, по мере развития общества, методологического и методического научного инструментария, а также гуманистического самосознания человечества и его экономических возможностей внимание специалистов стало обращено также и к проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения у детей, не отягощенных явно выраженными отклонениями в развитии. Напряжённый ритм современной жизни, ухудшающаяся экология создают факторы риска для здоровья и развития детей. Большую тревогу вызывает значительный рост числа детей с лёгкими формами психического недоразвития (ЗПР), а также с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

14 стр., 6748 слов

Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

... социального страхования является пенсионное, которое призвано осуществлять эффективное пенсионное обеспечение. Развитие пенсионной системы является одной из приоритетных задач, поскольку затрагивает ... страхования и пенсионного обеспечения. 2. Провести анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 3. Исследовать перспективы развития пенсионного обеспечения в России. Объектом ...

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данных категорий детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Система психологического сопровождения – форма, дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового и художественно- эстетического направлений деятельности. В нашей программе в основе психологического сопровождения обучающихся коррекционных классов начальной школы лежит метод сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Использование сказок берёт своё начало ещё из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии. Сегодня к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах, историях и мифах, люди тянутся интуитивно.

Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева говорит, что сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Практическая значимость программы состоит в определении наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей силой воздействия различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, театра, танца, литературы.

Программа состоит из 4 блоков: по изобразительному искусству, театральному искусству, искусству танца, включая ритмику и хореографию, а также блока психологического сопровождения. Предметам эстетического цикла в классах начального звена школы отводится особая роль. Здесь работают творческие люди, которые любят детей и заинтересованы в каждом ребенке. На уроках музыки и изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности — важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.

4 стр., 1518 слов

Контрольная работа — Основные положения психологического консультирования

...  практической     деятельности. Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой - психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного ... одна из форм работы. Цель  работы — изучить основные положения психологического консультирования ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Консультативную психологию можно ...

Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства, театрального искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка. Особенно привлекательными для учащихся коррекционных классов становятся совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество. Особое значение придается тем формам работы, средствам и приемам, которые вызывают у детей осмысленное, предметное, художественное переживание.

Важным моментом в организации системы психологического сопровождения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся.

Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе. Основу таких отношений составляют любовь, принятие, уважение индивидуальности, доверие, понимание, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и уважение к их выбору, интерес к ребенку. Понимание, признание в ребенке человека — это самый главный вклад взрослого в его развитие.

Цель программы

Главной целью реализации программы «» является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.

Задачи

Исходя из актуальности, цели, объекта, предмета работы нами в программе поставлены следующие задачи:

  1. Помочь детям коррекционных классов в создании ситуации успеха в постижении окружающей действительности.
  2. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
  3. Развить творческие способности обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

Данная программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет.

Программа психологического сопровождения будет реализована на группах специальных коррекционных классов V и VΙΙ вида на базе МОУ «Средняя школа №2».

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год.

Формы реализации программы.

Программа психологического сопровождения включает в себя следующие направления работы психолога:

  1. Диагностика
  2. Коррекционно – развивающая работа
  3. Консультирование родителей, педагогов по вопросам взаимодействия с детьми.

Исходя из направлений можно выделить следующие формы работы:

  1. Тестирование, анкетирование;
  2. Беседы;
  3. Групповые коррекционно-развивающие занятия;
  4. Наблюдение
  5. Тренинг (игровые формы работы)

Формы учёта данных о динамике личностного развития детей.

  1. Дневник наблюдений;
  2. Журнал коррекционно-развивающей работы (групповых занятий);
  3. Психологическая характеристика.

Режим занятий.

В реализации программы примут участие две группы:

1 — 3 «Б» класс – специальная коррекционная группа V вида

2 – 3 «В» класс – специальная коррекционная группа VΙΙ вида

Продолжительность занятий в каждой группе – 1 час.

Обучающиеся каждой группы занимаются один раз в неделю в течение 1-го часа.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Эффективность реализации программы «Я и мой мир» будет способствовать следующему:

  1. Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, развитие эмпатии;
  2. Дифференцировка слухового восприятия;
  3. Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», развитие интереса к себе;
  4. Развитие вариативности мышления;
  5. Развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
  6. Повышение самооценки, развитие уверенности в себе;
  7. Формирование позитивного отношения к своей семье;
  8. Развитие воображения, символических представлений,креативности;
  9. Гармонизация эмоционального состояния;
  10. Отработка механизмов саморегуляции;
  11. Формирование навыков общения, развитие навыков бесконфликтного общения, развитие умения договариваться друг с другом;
  12. Формирование знаний об эмоциях, актуализация позитивного эмоционального опыта;
  13. Коррекция у детей нежелательных черт характера и по­ ведения, формирование адекватных форм поведения.

Формы подведения итогов реализации программы.

Программа является вариативной. Педагог — психолог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Подведение итогов по результатам программы психологического сопровождения будет осуществляться в форме диагностического среза (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера) в группах обучающихся, а также будет призведён анализ дневников наблюдений.

Учебно – тематический план реализации программы

Тема занятия

Задачи

Количество часов

1

Этап предварительной диагностики

1. определение статуса каждого обучающегося в группе;

2.выявление особенностей межличностных отношений в группе

3.наблюдение

4. беседа

5. выявление уровня тревожности;

6.выявление уровня самооценки;

7. выявление уровня агрессивности

8.Диагностика учебной мотивации обучающихся;

9.определение особенностей

психологической атмосферы в группе;

10.диагностика эмоционального состояния обучающихся.

4

2

«Я – единственный на планете»

1. создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

2. первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика»,«интонация»;

3. наблюдение.

1

3

«Волшебные средства понимания»

1.развитие у детей понимания и чувствования друг друга;

2.развитие эмпатии;

3.дифференцировка слухового восприятия;

4. наблюдение.

1

4

«Ассоциации»

1.развитие интереса к себе;

2.развитие вариативности мышления;

3.творческое самовыражение;

4. наблюдение.

1

5

«Наше настроение»

1.развитие понимания мимических выражений и выра­жения лица;

2.развитие эмпатии;

3.повышение самооценки;

4.развитие умения чувствовать партнера;

5.наблюдение.

1

6

«Я и другие»

1.развитие навыков общения;

2.повышение самооценки;

3.гармонизация внутреннего состояния;

4. наблюдение.

1

7

«Волшебные краски»

1.Развитие воображения, символическихпредставлений, креативности;

2.гармонизация эмоционального состояния;

3.наблюдение

1

8

«Страна Фантазия»

1.развитие творческого мышления и воображения;

2.отработка механизмов саморегуляции;

3.сплочение группы;

4.снятие напряжения, получение позитивного двигатель­ного опыта;

5.формирование навыков общения;

6.развитие уверенности в себе;

7. наблюдение

2

9

«Карта волшебной страны чувств»

(Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева)

1.развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета;

2.исследование психоэмоционального состояния детей;

3.наблюдение.

1

10

«Королевский дворец»

(Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева)

1.повышение самооценки;

2.гармонизация эмоционального состояния;

3. наблюдение.

1

11

«Волшебная страна чувств»

1.закрепление знаний об эмоциях;

2.развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

3.развитие у детей интереса к самим себе;

4.повышение самооценки;

5.наблюдение.

1

12

«Волшебные маски»

1.Развитие у детей интереса к самим себе;

2. Повышение самооценки;

3.наблюдение.

1

13

«Пластилиновая страна»

1.развитие воображения, оригинальности мышления;

2.Стимулирование творческого самовыражения;

3.наблюдение.

1

14

«Обыкновенное чудо»

1.Развитие навыков взаимодействия;

2.снятие напряжения, тревожности;

3.развитие интереса к себе;

4. наблюдение.

1

15

«Деревья – характеры»

1.помощь детям в раскрытии их «Я»;

2.формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение;

3.Стимулирование творческого самовыражения;

4.наблюдение

2

16

«Мальчик, который не умел играть»

1.обсуждение значения внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;

2.обсуждение проблемы понимания человека человеком;

3. наблюдение

1

17

«Ребята, давайте жить дружно»

1.развитие навыков бесконфликтного общения;

2.развитие умения договариваться друг с другом;

3.развитие умения благодарить;

4. наблюдение.

1

18

«Слонёнок с шариками»

1.коррекция у детей нежелательных черт характера и по­ведения;

2.коррекция негативных поведенческих реакций;

3. наблюдение.

1

19

«Капризка»

1.стимуляция разрядки агрессивных импульсов;

2.актуализация упрямства;

3.коррекция упрямства;

4. наблюдение.

.

1

20

«Ссора»

1.обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;

2.формирование адекватных форм поведения;

3. наблюдение.

1

21

«Смешные клоуны»

1.стимуляция разрядки вербальной агрессии;

2.коррекция страхов;

3.релаксация.

4.наблюдение.

1

22

«Эмпатия»

1.развитие позиции безусловного принятия себя и друго­го человека как личности;

2.помощь в осмыслении трудностей общения между людьми;

3.наблюдение

1

23

«Коряга»

1.развитие эмпатии;

2.вскрытие и обсуждение проблемы понимания Человека человеком;

3.наблюдение.

1

24

«Путешествие к волшебнику» (модификация тренинга И.В. Вачкова)

1.подведение итогов занятий;

2.гармонизация эмоционального состояния;

3. наблюдение

2

25

Контрольная диагностика

1.определение уровня социальной адаптации алдаптации;

2.выявление особенностей межличностных отношений в группе;

3.Выявление особенностей личностных характеристик (тревожность, самооценка, агрессия, конфликтность);

4. определение особенностей учебной мотивации.

3

Итого часов

34

Содержание курса психолого-педагогического сопровождения

  1. Этап предварительной диагностики

определение статуса каждого обучающегося в группе; выявление особенностей межличностных отношений в группе; наблюдение, беседа, выявление уровня тревожности; выявление уровня самооценки; выявление уровня агрессивности, диагностика учебной мотивации обучающихся; определение особенностей психологической атмосферы в группе; диагностика эмоционального состояния обучающихся.

  1. «Я – единственный на планете»

создание доброжелательной атмосферы на занятиях; первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика»,«интонация»; наблюдение.

  1. «Волшебные средства понимания»

Упражнение «Клубок», цель — представление – краткий рассказ о себе и своём увлечении. Обсуждение неречевых средств языка (поза, мимика, жесты и т.д.).

Интонация и её связь с чувствами и настроением, упражнение «Кто тебя позвал?». Поза и настроение, упражнение «Повтори позу». Упражнение «доброе животное».

  1. «Ассоциации»

Сравнение предметов по внешним характеристикам и по внутренним, обсуждение их характера. Знакомство детей с понятием «ассоциации», его определение. Практическое занятие «Подбери ассоциацию к предмету». Релаксация «Путешествие». Рисунок на тему «Что похоже на меня в этом путешествии».

  1. «Наше настроение»

Настроение и его связь с эмоциями. Дифференциация видов эмоций, обучение способности различать эмоции по выражению лица и мимике. Угадывается настроение на лицах, изображённых на картинках. Применение «волшебных средств понимания» в различных ситуациях. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Волшебный танец».

  1. «Я и другие»

Упражнение «Комплимент». Упражнение «встаньте все те, кто…». Развитие внимания. Сплоченность группы. Рассказ – презентация друг о друге. Упражнение «Волшебный дождь» на развитие навыка сотрудничества. Релаксация. Упражнение «Доброе животное».

  1. «Волшебные краски»

Упражнение «Приветствие» на развитие тактильной чувствительности и восприятия. Путешествие по сказочной стране. Рисунок сказочной страны.

  1. «Страна Фантазия»

развитие творческого мышления и воображения; отработка механизмов саморегуляции; сплочение группы; снятие напряжения, получение позитивного двигатель­ного опыта; формирование навыков общения; развитие уверенности в себе; наблюдение.

Преодоление препятствий по дороге в сказочную «Страну фантазию»: решение 3-х задач, создание пальчиковых кукол – жителей страны, поход по «волшебной тропинке». Демонстрация сказки.

  1. «Карта волшебной страны чувств»

Приветствие. Создание карты «Страны чувств» в форме человеческого тела. Проговаривание чувств. Работа с цветом. Обсуждение.

  1. «Королевский дворец»

Путешествие по стране Чувств. Знакомство с королевой эмоцией. Повышение самооценки; гармонизация эмоционального состояния; наблюдение.

  1. «Волшебная страна чувств»

Вспомним чувства. Работа со сказкой. Оживление масок – изображение эмоций и чувств. Дети по очереди представляют свои маски, рассказывают о них. Закрепление знаний об эмоциях; развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства

развитие у детей интереса к самим себе; повышение самооценки.

  1. «Волшебные маски»

Представление масок – чувств в паре, их образе жизни в стране Чувств. Создание сказки. Развитие у детей интереса к самим себе; повышение самооценки.

  1. «Пластилиновая страна»

Приветствие. Слушание сказки. Расслабляющая музыка. Создание истории о жителях страны. Создание страны из пластилина с использованием различных мелких предметов (пуговицы, крупа, макароны и т.д.).

Затем организовывается выставка работ, и ребята могут еще разок «пройтись» по чудесной стране и посмотреть на ее кра­соту.

  1. «Обыкновенное чудо»

Приветствие. Игра «Всё делаем быстро». Упражнение «Камень», свойства камня и качества человека. Упражнение «Верёвка» — расслабление. Игра «Скала». Развитие навыков взаимодействия; снятие напряжения, тревожности; развитие интереса к себе.

  1. «Деревья – характеры»

Часть 1. Приветствие. Игра «запомни и повтори» (проводится по принципу снежного кома).

Дыхательная гимнастика с целью расслабления, снятия напряжения. Чтение сказки о деревьях – характерах. Обсуждение своего дерева – характера. Рисунок на тему «Моё дерево – характер». Представление рисунков.

Часть 2. Приветствие. Игра «Тополь – ива». Обращение к рисункам прошлого занятия. Какие существа могут жить рядом с деревом? Обсуждение, рисунок «сказочные существа», знакомство с жителями острова характеров (каждый ребёнок представляет свой рисунок сказочного существа. Совместное сочинение сказки про остров Характеров.

  1. «Мальчик, который не умел играть»

Приветствие. Игра «ответить – не ответить», обсуждение игры, чувств, которые возникали у участников. Сказка о мальчике, который не умел играть. Обсуждение сказки: что значит уметь играть с другими? Что делать, если правила игры не устраивают? Рисунок на тему «Что в сказке мне запомнилось больше всего». Представление рисунков.

  1. «Ребята, давайте жить дружно»

Приветствие. Игра «Да и Нет». Беседа «как правильно дружить». В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способ­ствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и кон­фликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформля­ются в «Правила дружбы». Обсуждение правил игры. Упражнение «Спина к спине» с последующим обсуждением. Упражнение «Цветик – семицветик». Завершающее упражнение «Спасибо за приятный день!»

  1. «Слонёнок с шариками»

Приветствие. Сказка о слонёнке с шариками. Обсуждение сказки, дети обсуждают, что неправильно делал слоненок и как емуможно помочь. Рисунок «Что мне запомнилось из сказки». Упражнение «Ласковый дождик».

  1. «Капризка»

Приветствие. Проводится беседа «Когда я был упрямым», во время ко­торой дети вспоминают случаи упрямства из своей жизни, то, как они себя вели. Упражнение «Капризный обруч». История про лошадку. В процессе рассказывания сказки дети с помощью жес­тов, мимики, интонации показывают события, происходящие в сказке («капризная лошадка», «упрямая лошадка», «брыка­ющаяся лошадка»).Знакомство детей со своей «упрямкой» и её изгнание.

  1. «Ссора»

Волшебное путешествие, создание сказочной страны, знакомство и представление жителей – персонажей. Дети по очереди рассказывают о том, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Сказка «Ссора» с проигрыванием конкретных ситуаций. Возвращение из Волшебной страны. Обсуждение сказки. Разыгрывание совместно с детьми ситуаций, которые могут произойти в жизни. Дети в парах по очереди разыгрывают различные си­туации. Завершение – взялись за руки и улыбнулись друг другу.

  1. «Смешные клоуны»

Приветствие. Рисунок сказки прошлого занятия или того, что запомнилось. Дети рисуют, затем показывают свои рисунки и рассказы­вают о них. Упражнение «ругаемся овощами». Упражнение «Назови ласково цветами». Упражнение «Рассмеши обиженного». Упражнение «весёлый поезд», задача – быть внимательным к соседу. Релаксация «Звуки природы». Завершение.

  1. «Эмпатия»

Приветствие друг друга улыбкой и приятными словами. Беседа «Понять другого». Упражнение «Ведущий и ведомый» с последующим обсуждением.

  1. «Коряга»

Приветствие. Сказка о коряге. Обсуждение сказки. Упражнение «Что думает другой» — создание в паре совместного рисунка, не договариваясь. Игра «Колечко». Завершение занятия.

  1. «Путешествие к волшебнику» (модификация тренинга И.В. Вачкова)

Путешествие в страну Понимания к доброму волшебнику Всеведу. Беседа «Что пригодится в путешествии». Путь по запутанной тропинке, игра «Слепой и поводырь». Прегрда – заколдованный лес. Преграда – топкое болото. Упражнение «Скала». Напутсвие доброго волшебника Всеведа.

  1. Контрольная диагностика

определение уровня социальной адаптации; выявление особенностей межличностных отношений в группе; выявление особенностей личностных характеристик (тревожность, самооценка, агрессия, конфликтность); определение особенностей учебной мотивации.

Методическое обеспечение.

  • Беседы;
  • Практические упражнения;
  • Сказкотерапия;
  • Изобразительное искусство;
  • Цветотерапия;
  • Релаксационные техники (музыкотерапия);
  • Лепка;
  • мелкое мастерство (создание кукол, масок чувств и т.д.)

Дидактический материал. Техническое оснащение.

  • Краски;
  • Пластилин;
  • Цветные карандаши;
  • Цветная бумага;
  • Картон;
  • Ватманы;
  • Бумага;
  • Клей;
  • Мелкие детали (пуговицы, крупа, макаронные изделия и пр.);
  • Аудиоаппаратура, релаксационная музыка;
  • пары предметов, одинаковых по сути, но разных по ха­рактеру, внутренней динамике.
  • пластмассовые стаканчики;
  • салфетки;
  • тёмная ткань;
  • зеркало;
  • ножницы;
  • фламастеры;
  • пальчиковая кукла;
  • свеча;
  • мелкие фигурки;
  • вырезанные из различных журналов и книг картинки;
  • песочный поднос.

Информационное обеспечение

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – Спб, 2008.
  2. Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя. М., 1997.
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через пси­ хологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
  4. Дмитриева Е.Е. проблемные дети: развитие через общение. – М. – 2005.
  5. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб.: Речь, 2002.
  6. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
  7. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2002.
  8. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. Спб. – 2005.
  9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хваста­ юсь и радуюсь. М.: Генезис, 2000.
  10. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
  11. Психодиагностика в школе / под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб.: Речь, 2004.
  12. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Спб – 2005.
  13. Тренинг по сказкотерапии/ под ред. Т.Д. Зикевич – Евстигнеевой. Спб.: Речь, 2000.
  14. Фопель К. психологические группы. М.: генезис, 2000.
  15. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков/ методическое пособие. – М. – 2006.

17