Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно либо распределить между несколькими утверждениями, либо в редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-то одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.
- Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу: А. Я быстро нахожу новые возможности. Б. Я могу хорошо работать со множеством людей. В. У меня много новых идей. Г. Я помогаю другим людям выдвигать их идеи. Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа. Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам. Ж. В привычной обстановке я работаю быстро. З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.
- У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это потому, что: А. Я очень напряжен, пока мероприятие не предусмотрено, но проконтролировано, не проведено. Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной. В. У меня есть слабость много говорить самому. Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег. Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе. Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе. З.Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.
- Когда я включен в работу с другими: А.
Я влияю на людей, не подавляя их. Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может. В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять времени и не упустить из виду главную цель. Г. У меня всегда есть оригинальные идеи. Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах. Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям. Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность. З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.
- В групповой работе для меня характерно, что: А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег. Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства. В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения. Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие. Д. У меня есть склонность избегать очевидного, предполагая что-то неожиданное. Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства. Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы. З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.
- Я получаю удовольствие от своей работы, потому что: А.
19 стр., 9099 слов
Особенности работы ду с людьми пожилого возраста
... досуговой деятельности, которые помогли бы ему расширить духовные контакты с людьми. Основные направления в работе ду с пенсионерами Использование нравственного профессионального опыта представителей этого возраста ... вечера отдыха, концерты, конкурсно-развлекательные программы. Возрастную группу людей старше 30, 35 лет интересуют такие формы работы, в процессе которых они могут приобрести знания, ...
Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор. Б. Мне нравится находить практические решения проблемы. В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений. Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений. Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое. Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы. Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач. З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.
- Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми: А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения. Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен. В. Я пытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы. Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика. Д.
Я верю, что буду спокойно, на пределе своих возможностей идти прямо к цели. Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям. Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется. З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.
- Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе: А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс. Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции. В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство. Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня. Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели. Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум. Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу. З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.
вопросы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов и интерпретация
Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.
Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов.
Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще исполняете в группе.
Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль — председатель; II роль — формирователь; III роль — генератор идей; IV роль — оценщик идей; V роль — организатор работы; VI роль — организатор группы; VII роль — исследователь ресурсов; VIII роль — завершитель.
Ключ
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
1 |
Г |
Е |
В |
З |
Ж |
Б |
А |
Д |
2 |
Б |
Д |
Ж |
Г |
А |
Е |
В |
З |
3 |
А |
В |
Г |
Ж |
З |
Д |
Е |
Б |
4 |
З |
Б |
Д |
В |
Г |
А |
Ж |
Е |
5 |
Е |
Г |
З |
А |
Б |
В |
Д |
Ж |
6 |
В |
Ж |
А |
Д |
Е |
Б |
З |
Г |
7 |
Ж |
А |
Е |
Б |
Д |
З |
Г |
В |
сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика ролей в команде
I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный, нуждается в высокомотивированной группе.
II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминируюший экстраверт, нуждается в компетентной умелой группе. I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.
III – генератор идей. Функции: источник идеи; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.
IV – оценщик идей (критик).
Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.
VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.
VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.
Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).
Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (и.Д. Ладанов, в.А. Уразаева)
Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.
Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:
а) именно так;
б) почти так;
в) кажется, так;
г) может быть, так. В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.
Опросник
- Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.
- Мой партнер считает меня достойным уважения.
- Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.
- Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.
- Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.
- Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.
- Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.
- Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.
- Мне нравится проводить время в беседах с партнером.
- Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.
- Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.
- Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.
- Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.
- Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.
- После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.
- Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.
- Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.
- Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.
- Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.
- После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.
Обработка и интерпретация результатов
Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа.
Ключ
Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;
Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19;
Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21. Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов. Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:
а) Именно так — 4 балла;
б) Почти так — 3 балла;
в) Кажется, так — 2 балла;
г) Может быть, так — 1 балл.
О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:
- 21 и более — высокая;
- 8-20 — средняя;
- 7 и менее — низкая.
Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.
Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в следующем виде:
- 64 и более — высокий уровень;
- 30-63 — средний уровень;
- 29 и менее — низкий уровень.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5).
В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и обозначить его знаком плюс (+)
- Как бы вы оценили свою принадлежность к группе? — Чувствую себя ее членом, частью коллектива — Участвую в большинстве видов деятельности — Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других — Не чувствую, что являюсь членом группы — Живу и существую отдельно от нее — Не знаю, затрудняюсь ответить
- Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)? — Да, очень хотел бы перейти — Скорее перешел бы, чем остался — Не вижу никакой разницы — Скорее всего остался бы в своей группе — Очень хотел бы остаться в своей группе — Не знаю, трудно сказать
- Каковы взаимоотношения между членами вашей группы? — Лучше, чем в большинстве коллективов — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов — Хуже, чем в большинстве классов — Не знаю, трудно сказать
- Каковы у вас взаимоотношения с руководством? — Лучше, чем в большинстве коллективов — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов — Хуже, чем в большинстве коллективов — Не знаю.
- Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе? — Лучше, чем в большинстве коллективов — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов — Хуже, чем в большинстве коллективов — Не знаю
Обработка результатов и интерпретация
Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше – высокая;
11,6 – 15 балла – выше средней;
7- 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
«Формирование положительной групповой мотивации»
Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
Инструкция.Перед Вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных).
Эти факторы позволяют оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим Вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий бал. Обведите кружочком соответствующую вашим представлениям цифру.
Преобладающие факторы |
Баллы |
Преобладающие факторы |
1. Высокий уровень сплоченности группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Низкий уровень групповой сплоченности |
2. Высокая активность членов группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Низкая активность членов группы |
3. Нормальные межличностные отношения в группе |
7 6 5 4 3 2 1 |
Плохие межличностные отношения в группе |
4. Отсутствие конфликтных отношений в группе |
7 6 5 4 3 2 1 |
Наличие конфликтов в группе |
5. Высокий уровень групповой совместимости |
7 6 5 4 3 2 1 |
Низкий уровень групповой совместимости |
6. Личностное осмысление организационных целей и их принятие |
7 6 5 4 3 2 1 |
Непринятие работниками организационных целей |
7. Признание авторитета руководителя |
7 6 5 4 3 2 1 |
Члены группы не признают авторитет руководителя |
8. Уважение компетентности руководителя |
7 6 5 4 3 2 1 |
Члены группы не отдают должного компетентности руководителя |
9. Признание лидерских качеств руководителя |
7 6 5 4 3 2 1 |
Члены группы не считают своего руководителя лидером |
10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем |
11. Участие в принятии коллективных решений членами группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие участия членов группы в принятии решений |
12. Есть условия для выражения творческого потенциала работников |
7 6 5 4 3 2 1 |
Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы |
13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу |
14. Хороший психологический климат в группе |
7 6 5 4 3 2 1 |
Плохой психологический климат в группе |
15. Высокий уровень контроля за действиями каждого члена группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Низкий уровень контроля за действиями каждого члена группы |
16. Наличие активной жизненной позиции внутри группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие активной жизненной позиции внутри группы |
17. Стремление к самореализации у членов группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стремления к самореализации у членов группы |
18. Высокая степень согласованности действий у членов группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Слабая степень согласованности действий у членов группы |
19. Сформированность общегрупповых ценностей |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие общегрупповых ценностей |
20. Отсутствие стрессов внутри группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Наличие стрессов внутри группы |
21. Желание работать в группе |
7 6 5 4 3 2 1 |
Стремление членов группы работать индивидуально |
22. Положительное отношение руководителя к своим подчиненным |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отрицательное отношение руководителя к членам группы |
23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю |
24. Принятие нравственных норм поведения внутри группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие нравственных норм поведения внутри группы |
25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стремления самостоятельно решать поставленные задачи у членов группы |
Обработка результатов и интерпретация
Для получения индивидуальных результатов суммируйте все отмеченные баллы. Минимально возможное количество баллов при заполнении теста равняется 25, максимальное — 175.
Желательно выполнить это задание всеми членами группы и получить средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание в группе.
25 — 48 балловгруппа отрицательно мотивирована.
49 — 74 балловгруппа слабо мотивирована.
75 — 125 балловгруппа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности.
126 — 151 балловгруппа в достаточной степени ориентирована на достижение успеха в деятельности.
152 — 175 баллов группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
Опросник межличностной зависимости |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опросник межличностной зависимости {Interpersonal Dependency Inventory) был создан Р. Гиршфильдом совместно с коллегами в 1977 г. (Hirschfeld, 1977). На протяжении нескольких десятилетий американскими учеными проводилась стандартизация опросника. Многочисленные исследования подтвердили высокую валидность и надежность шкал методики, в настоящее время она широко используется в зарубежной психологии для диагностики межличностной зависимости. Однако в отечественной психологии пока не создано специальной методики, нацеленной на диагностику зависимости в межличностных отношениях, равно как и отсутствуют адаптированные к нашей действительности методики зарубежных авторов. В связи с этим нами была предпринята попытка адаптирования Опросника межличностной зависимости Р. Гиршфильда. Опросник межличностной зависимости может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме диагностики. Выполнение опросника не требует ограничения во времени. В групповой форме оно занимает, как правило, 15-20 минут. Опросник состоит из 48 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) эмоциональная опора на других (ЭО) {Emotional Reliance on Others, 18 вопросов),
полученных баллов по первым двум шкалам и вычитания из данной суммы баллов, полученных по третьей шкале: 3 = ЭО + Н — А Инструкция «При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:
Текст опросника
Обработка и интерпретация результатов Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к каждой шкале, с учетом наличия прямых и обратных утверждений. Вопросы № 10, 23, 44 являются обратными, поэтому при обработке соответствующие им значения меняются на противоположные («1» — 4, «2» — 3, «3» — 2, «4» — 1).
Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с приведенными ниже нормами. При этом тестовые нормы по шкалам эмоциональной опоры на других, автономии и зависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкале неуверенности в себе нормы единые. Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (мужчины)
Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (женщины)
|