«ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЖЕНЩИНЫ»

Санкт-Петербургская государственная Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

P ЕФЕРАТ

«ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЖЕНЩИНЫ»

Выполнила студентка III курса

вокального отделения

вокально-режиссерского факультета

Улахович Елизавета

Преподаватель:

Костецкий В.В.

Санкт-Петербург, 2014

Cодержание.

  • Введение
  • Краткая биография, общий творческий облик и основные идеи

~ Сверхчеловек

~ Воля к власти

~ Мораль господ и мораль рабов

~ Смерть Бога

~ Переоценка ценностей. Активный и пассивный нигилизм

  • Женщины в жизни Фридриха Ницше
  • Ницше о женщинах
  • Заключение

Bведение.

Для начала хотелось бы пояснить, почему мой выбор пал именно на эту тему. На самом деле все просто. Ведь человек интересуется тем, что ему интересно, и хочет исследовать тот вопрос, который может представлять для него ценность и пользу в реальной жизни. А что может интересовать меня в философии Ницше, как женщину, больше чем его размышления о женщинах. Цель данной работы – попытаться понять роль и значение женщин в его новой концепции мира, которую он желает для всего человечества. Здесь я попробую, приводя его высказывания и мысли, проанализировать и выяснить то, что он на самом деле хотел сказать, ведь общеизвестно, что Ницше трактуют и понимают порой совершенно по-разному. Попытаюсь провести параллели с его собственной биографией и взглянуть на его отношение к женщинам сквозь призму собственно его отношений с ними и событиями, которые с ним происходили.

Kраткая биография, общий творческий облик и основные идеи.

Фридрих Вильгельм Ницше – выдающийся немецкий философ, поэт, представитель волюнтаризма и иррационализма – родился в Саксонии, неподалеку от Лютцена, в селении Рёккен 15 октября 1844 г. Оба его деда и отец служили священниками; мальчика назвали в честь прусского короля.

Когда в 1849 г. умер отец, Фридриха Вильгельма отправили к матери и другим родственницам в Наумбург на Заале. Впоследствии Ницше посещал старинную школу-пансион «Пфорта». В Боннском и Лейпцигском университетах он изучал филологические дисциплины, после чего переехал в Швейцарию, по его собственному признанию, для того, чтобы не исполнять воинскую повинность.

В 1869 г. Ницше получил приглашение работать на кафедре классической филологии в университете города Базеля (Швейцария).

13 стр., 6333 слов

Особенности портретного очерка на примере журнала Биография

... программа, журнал прекращают свое существование. Здесь добавим, что логотип журнала «Биография» — это «каждая жизнь – история». Используемые методы: анкетирование, лингвистический анализ. ... эпитафию, анекдот, шутку, игру. Преподаватели кафедры переодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского университетажанровая палитра такова: информационные жанры – репортаж (проблемный, ...

Тогда он еще не имел докторской степени, но был автором ряда опубликованных научных статей. В этот период биографии произошло событие, которое оказало огромное влияние на его мировоззрение, — знакомство с наследием философа Артура Шопенгауэра.

Когда началась франко-прусская война, Ницше добровольно ушел служить рядовым санитаром в прусскую армию (1870-1871).

Участие в военных действиях оказалось для физического и душевного здоровья философа слишком тяжелым испытанием; в этот период у него в первый раз проявились симптомы психического расстройства. По возвращению в Базель Ницше продолжил заниматься преподаванием, однако вынужден был много лечиться, долго жить в Италии. Впоследствии ему пришлось расстаться с кафедрой и уехать в Иенскую лечебницу, позднее переехать в Наумбург.

Болезненное состояние не стало препятствием для написания Ницше главных философских трудов, прославивших его имя. Первая книга Ницше, «Рождение трагедии из духа музыки», была издана в 1872 г. Она была написана под влиянием творчества композитора Рихарда Вагнера, который являлся его близким другом, а также философии Шопенгауэра и Шиллера. В 1873 г. выходит первая из четырех книг «Несвоевременных размышлений»; остальные три были опубликованы до 1876 г.

Работая последние годы в Базеле, он в 1876-1877 гг. выпускает сборник афоризмов «Человеческое, слишком человеческое», посвященный 100-летию смерти Вольтера. Оставив окончательно работу в университете в 1879 г. по причине слабого здоровья, Ницше вел очень скромную жизнь, зимуя в Италии, а лето проводя в Швейцарии.

В 1883 г. увидели свет две части книги «Так говорил Заратустра»; третья часть вышла в 1884 г. Эта книга стала попыткой Ницше собрать в единое целое главные сделанные к этому времени выводы. Выход первых трех частей остался почти не замеченным, поэтому четвертая часть была издана очень скромным тиражом, Ницше даже принял решение больше не продолжать работу над этой книгой. Только в 1891 г. четвертая часть была опубликована достаточно большим тиражом, и уже скоро «Так говорил Заратустра» приобрела огромную популярность в Германии, ее перевели на большое количество языков и стали считать классикой мировой литературы. Эта книга знаменательна выдвижением теории сверхчеловека, которую Ницше развил в работах «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887).

В январе 1889 г. Фридрих Вильгельм Ницше находился в Турине, когда прямо на улице у него случился припадок, превративший его в невменяемого человека. Его лечили в психиатрической клинике, после чего передали родным. 25 августа 1900 г. в Веймаре Ницше скончался.

~Cверхчеловек — основная идея ницшеанской философии . Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила – это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своём пути. С этой точки зрения, отвергается идея Бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства, как насаждение рабского мировоззрения, с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие её.

…По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать — о слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от бога (а я верю, что этот период — параллель геологическим периодам — совершится), то само собою, без антропофагии, падет всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит всё новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни всё, что она может дать, но непременно для счастия и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог. Ежечасно побеждая уже без границ природу, волею своею и наукой, человек тем самым ежечасно будет ощущать наслаждение столь высокое, что оно заменит ему все прежние упования наслаждений небесных. Всякий узнает, что он смертен весь, без воскресения, и примет смерть гордо и спокойно, как бог.

Ф. Достоевский о Сверхчеловеке в «Братьях Карамазовых».

~Bоля к власти — «Стремление к могуществу». По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, командованию. Это – сущность жизни. Это – творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку всё мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. («Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»).

В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется «сверхчеловек». Говоря о «Стремлении к могуществу», он видел ценность в проявлении настоящей мощи (то есть в более развитой, сложной и инвазивной форме жизни, чем инертное в большинстве людей).

Человека, именно с большой буквы, обладающего в первую очередь властью над собой и стремящегося к конструктивному развитию.

~Mораль господ и мораль рабов — как и при рассмотрении многих других идей Ницше, объяснение будет более действенным, если оговорить, как этот концепт понимать НЕ следует. Не стоит также при этом думать, что Ницше был социалистом, он был сторонником меритократии, или, как удачно высказался один его знакомый, радикальным аристократом. Что же это значит? Наверху должен быть тот, кто действительно соответствует этому, благодаря своим выдающимся личностным качествам и трудолюбию, а не родительским связям, коррупции, и т.д.

Господская мораль — понятие из «Генеалогии морали» и «По ту сторону добра и зла», ей противопоставляется мораль рабская. Первая, согласно Ницше, определяется понятиями «хорошо» и «плохо»; вторая — дихотомией «добро—зло». «Человек благородного типа чувствует себя созидателем, творцом, он создает ценности», — пишет Ницше. Таким образом, господская мораль — свойство имеющего право на власть, «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе…» (М.Горький), сознание изобилия, дарящее и дающее. Благородный человек тоже помогает несчастным, но не из чувства сострадания или жалости, а скорее от избытка могущества.

Простой человек, обнаружив у такого господина недостающие качества, презирает его за этот недостаток.

Мораль господ (более точные по смыслу переводы: властелин, сам себе господин; владеющий самим собою) обусловлена тем, что её носитель — сильная, глубокая, а главное, самодостаточная личность, способная оставаться собой в любых, даже отшельнических условиях, как Заратустра, в то время как моралью раба может обладать и высокопоставленный человек. Последний же не имеет реальной духовной силы и пытается её компенсировать за счёт других.

Под рабской моралью Ницше понимает, к примеру, благотворительность, сострадание, смирение. Рабская мораль есть в первую очередь мораль утилитарная, поскольку она выгодна правящим. И далее, Ницше пишет:

Бедный, довольный и раб! — это тоже возможно- и мне не приходит на ум ничего лучшего, чем сказать работникам фабричного рабства: поставленные, они не чувствуют ничего, кроме позора, в таком виде, как оно сейчас происходит, используются как винтики в машине и одновременно козлы отпущения человеческого изобретательского искусства! … Тьфу! Поддаться убеждению, что с потерей личности, внутри машиноподобного нового общественного строя, может позор и стыд рабства возрасти до уровня добродетельности!

см.

~Cмерть бога — недееспособность христианской системы ценностей, относительно современности, выразилась у Ницше в утверждении «Бог умер». А так как христианская система ценностей была чуть ли не основой европейской цивилизации, то осознание того, что Бог таки умер, подорвало у многих веру в какие-либо моральные основы вообще, что привело к кризису европейской культуры. Сам Ницше, давая прогноз на будущее, ознаменовал два века нигилизма, тем самым предсказав наступление эпохи постмодерна. Эпохи, в которой скрытый религиозный нигилизм, обнаживший свою суть под натиском антиклерикальной критики, перерастёт в нигилизм открытый и не менее популярный, оставаясь прерогативой различных релятивистов и декадентов. Иными словами: «раньше» нигилизм был замаскирован в религии, а сейчас интеллектуальная прослойка агностиков/постмодернистов с лёгкостью вам о том, что объективного смысла позитивного существования земли нет, потому что «у каждого своя правда»!

~Переоценка ценностей. Активный и пассивный нигилизм  — под нигилизмом Ницше понимает философию, отрицающую ценность земной жизни как единственной реальности, смысл которой люди должны реализовывать непосредственно в этой самой жизни. Здесь есть нюансы: если у верующих нивелировка ценности плохой, негодной, греховной земной жизни происходила в угоду мечтаниям о бурной загробной жизни, то у релятивистов обесценивание является следствием их эпистемологического агностицизма.

Ну а что же сам Ницше, разве он не занимался обесцениванием основополагающих ценностей и морали вообще? Разумеется, чтобы построить новое здание, нужно расчистить место для него, а если на этом месте стоит старая развалина (мораль), то её нужно деконструировать, как говорил сам Фридрих: «Мы должны освободиться от морали, чтобы суметь жить морально». Таким образом, философия, направленная на деконструкцию устаревшей морали (падающего — подтолкни), является активным нигилизмом, в противовес пассивному, чья нивелировка не предполагает никаких дальнейших построений, кроме любованием своего нигилистического чувства «довольства собой». А поскольку грань между двумя видами нигилизма весьма тонка, для большинства постмодернистов деконструкция практически сразу превратилась в религию и стала смыслом жизни, что печально. У Ницше Нигилизм – это реакционный инструмент, а не самоцель.

Женщины в жизни Фридриха Ницше.

С самого детства получилось так, что Ницше был окружен женщинами, В одной с ним квартире проживали мать, сестра, бабушка, две незамужние тетки и служанка. Это не могло не отразиться на его психологическом состоянии. Великий  философ никогда не был женат и не имел детей. Существуют две версии относительно того, какой была сексуальная жизнь Ницше. Первая из них составлена его исследователями и биографами, вторая же принадлежит перу самого Ницше.  Общепринятая версия любовной жизни Ницше такова.  В молодости у застенчивого интеллектуала Ницше не было романов — он влюблялся лишь в идеи и теории. Он все же встретился несколько раз с проститутками и вскоре заболел сифилисом. В своих записях Ницше написал: «В Лейпциге я сильно повзрослел: я много занимался онанизмом и встречался с проститутками, хотя, пожалуй, с ними можно было бы встречаться и почаще». Вагнер считал, что Ницше занимается онанизмом даже чересчур много, что сказывается на его психическом состоянии. Вагнер посоветовал Ницше почаще принимать холодный душ.  Первой любовью Ницше стала Козима Вагнер, хотя он никак не проявлял свои чувства к ней на протяжении всей их дружбы. Когда Ницше оказался в психиатрической лечебнице, он написал Козиме записку, в которой были такие слова: «Ариадна, я люблю тебя» (он в тот момент, видимо, считал себя Дионисием).

Когда его внесли в лечебницу, он сказал врачам: «Сюда меня привезла Козима Вагнер, моя жена».  В 1876 году, когда Ницше было 32 года, он жил некоторое время в Женеве, где познакомился с девушкой из Голландии по имени Матильда Трампедах. Он был знаком с ней лишь несколько дней, но в последнюю ночь своего пребывания в Женеве он написал ей письмо, в котором предложил ей стать его женой. Письмо было слишком официальным и не очень страстным. Ницше получил отказ. В книге «Моя сестра и я» он позже написал: «Я приходил в ужас при мысли о том, что она даст согласие на мое опрометчивое предложение… Мои звезды оказались ко мне благосклонны в тот день, и красивая голландка ответила на мое предложение отказом».  Когда Ницше было 38 лет, он познакомился с Лу Андреас-Саломе, которая стала самой большой любовью в его жизни. Его познакомил с ней его друг, философ Пауль Ре. Эта 20-летняя девушка из России стала позже любовницей великого австрийского поэта Райнера Рильке и близкой подругой Зигмунда Фрейда. Лу была довольно некрасива, но умна и независима. Элегантные и грациозные манеры Ницше произвели на нее должное впечатление. Она также высоко оценила гениальные идеи Ницше, Лу и Пауль стали близкими друзьями. Они начали строить грандиозные планы по организации группы единомышленников для изучения философских теорий Ницше. Они называли себя «Троица» и решили жить вместе. Деятельность группы должна была быть чисто интеллектуальной. Любое проявление человеческих страстей считалось абсолютно недопустимым. И Ницше, и Пауль, тем не менее, влюбились в Лу. Никто из них в этом признаваться не хотел. Они стали жить втроем, что еще больше усугубило их проблемы. Ни Ницше, ни Пауля никогда не было физического контакта с Лу.  Их проблемы еще более обострились, когда Ницше решил познакомить Лу со своей сестрой Элизабет, которая по отношению к своему брату всегда вела себя как собственник и не могла состязаться с Лу по своим интеллектуальным способностям. Элизабет никогда не понимала ни одной из философских теорий своего брата, а позже извратила их до неузнаваемости, чтобы подогнать их под свой антисемитизм. Сестра стала причиной разрыва интеллектуальной троицы. Разрыв Ницше с Лу и Паулем был окончательным, хотя он и продолжал по-прежнему любить их обоих и очень тосковал по Лу. Вскоре Ницше порвал все отношения и со своей сестрой. Позже он, правда, вновь сблизился с сестрой, но их примирение не было глубоким и искренним.  Так закончилась любовная жизнь Ницше. Только в своих записях, сделанных в психиатрической лечебнице, которые позже превратились в его ставшую знаменитой книгу «Моя сестра и я», он сумел излить все свои обиды и сожаления. Самым шокирующим признанием стал, безусловно, его рассказ о сексуальной связи с собственной сестрой. Он рассказал, что все это началось, когда она забралась к нему в постель в ту ночь, когда умер их младший брат. У нее появилась привычка играть с его половым органом, — как если бы он был любимой игрушкой. До конца своей жизни Ницше запомнил ее «чудесные пальцы», с которыми отныне у него ассоциировалось получение сексуального удовлетворения. Их любовные игры продолжались несколько лет. Позже Ницше пришлось испытать из-за этого еще и чувство глубокого стыда, когда его умирающая тетя Розали позвала его к своей кровати и сказала ему, что знает все об их отношениях с сестрой.  Далее Ницше написал: «В моей жизни было всего четыре женщины. Те двое из них, которые сделали меня хоть немного счастливее, были проститутками. Элизабет была достаточно умна (и даже чересчур умна иногда), но отказалась выйти за меня замуж»  Затем Ницше рассказал историю своей первой любовной связи, но не с проституткой, а с 30-летней замужней женщиной, светловолосой графиней-нимфоманкой. Желая «затушить огонь своей маточной страсти», она соблазнила 15-летнего Ницше. Жестокая графиня, испытывающая дикий сексуальный голод, всячески издевалась над ним до тех пор, пока он не схватил в бешенстве кнут для верховой езды и не принялся избивать ее. Это привело графиню в состояние еще большего сексуального возбуждения. Ницше сделал из этого такой вывод: «Жестокость не всегда избавляет женщину от похоти. Иногда она, наоборот, доводит ее сексуальность до лихорадочного состояния». Однажды графиня проникла ночью в комнату Ницше в школьном общежитии. Она стала избивать его каким-то тяжелым предметом. Когда он почти потерял сознание, она сумела изнасиловать его, сев на него сверху, что еще больше его унизило.  Следующая сексуальная связь была у Ницше с проституткой. Их сексуальный контакт был странным, эротическим и чувственным и доставил Ницше глубочайшее наслаждение. Увы, именно после этой связи Ницше заболел сифилисом.  В своих записях Ницше часто вспоминает, конечно, и Лу. Он даже твердо пообещал самому себе, что в том случае, если он сумеет выйти из этого медицинского заведения, он сделает все, чтобы поразить Лу своей мужественностью. Он назвал ее своим добрым ангелом, воюющим против его злого ангела (Элизабет).

В конце своих записей Ницше написал: «Раз уж меня отделили от любви всей моей жизни (Лу), любви, которая и сделала меня настоящим человеком, я от отчаяния решил погрузиться в огонь своего безумия…» Более того, безумный философ далее написал, что страстно желает женщину — любую женщину. Но, увы, было уже слишком поздно.

Из этой краткой личной биографии мы можем судить о Ницше лишь как о человеке, который не сумел найти общего языка с женщинами. В какой-то степени можно даже сказать, что женщины приносили ему только несчастья, но в его высказываниях я не нашла сильной ненависти или шовинизма. Можно сказать даже, что он немного скромен или осторожен в своих высказываниях…

Hицше о женщинах.

«Всё в женщине — загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью. Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребёнок».

В своей книге «Так говорил Заратустра» Ницше делает попытку дать психологический портрет женщине. Он считает, что в женщине настолько сильна природа, что любое действие, поведение или мысль женщины диктуется только таким стимулом, как продолжение рода. В этом наблюдается Дарвинизм, который нередко приписывали Ницше.

«Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки».

Женщина для него, как один из показателей воли к власти. Женщина это тоже, что нужно преодолеть. Женщина для мужчины это то, что должно преодолеть в себе самом. Ведь практически любой мужчина испытывает страх перед женщиной, но тот, кто этот страх преодолел идет к женщине без страха и с уверенностью, только тот достоин ее любви. Женщина видит тех, кто придерживается морали господ, а видит и тех, кто придерживается морали рабов.

«Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина — для отдохновения воина; всё остальное — глупость».

Женщина, как помощница идущего по мосту заслуживает его уважения. Но что есть отдых для воина, какая есть женщина, и какая должна быть она, чтобы воин захотел сражаться и преодолевать дальше?

«Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть ещё горькое»

Женщина должна давать отдушину, но и даже с ней не должен расслабляться воин, иначе он обмякнет. С большой долей вероятности можно сказать, что он уверяет нас, что женщина НЕ должна быть покорной, в женщине должен быть хаос, из которого может и должна родиться звезда. Даже в этой цитате можно отыскать критику христианства, которое как раз говорит о смирении и покорности женщин.

Ницше писал: «Величайшее в великих – это материнское, а отец – всегда только случайность», что говорит о его почтительном уважении к материнству. Мы видели в его биографии, что он был воспитан женщинами, в том числе своей матерью.

Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями ещё не существующего мира. Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: «о, если бы мне родить сверхчеловека!»

Это наставление женщинам, которых он хочет видеть чистыми, но не от чувства долга перед церковными догматами или устаревшей моралью, а от собственного могущества, которое заложено в них, как в матерях будущего сверхчеловека.

Кого ненавидит женщина больше всего? — Так говорило железо магниту: «Я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силён, чтобы тащить за собой».

Ницше, как психолог уверен, что женщина не любит и даже ненавидит таких мужчин, которые могут их соблазнить и приворожить, но, делая это, останавливаются в развитии и в движении. Он говорит, что женщина ненавидит слабых мужчин и всей её природе претит слабый мужчина, потому что женщина хочет здоровое потомство не только телом, но и духом. И здесь он, как бы, намекает на подсознательную, инстинктивную волю к власти у женщин.

«Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет».

Женщина живет в самой сути своей ради потомства, но потомство может ей дать только мужчина, который возжелал её, и поэтому он говорит, что счастье женщины в желании мужчины. Он находит, что в самой сути природы заложена зависимость женщины от мужчины до той поры, пока женщина не обзаведется потомством.

«Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Самое противоречивое высказывание Ницше о женщинах, которое можно трактовать очень по-разному. Первое, что приходит на ум не взыскательному к смыслу и незнакомому со всей творческой личностью Ницше читателю – это агрессия к женщинам, как устрашение и подчинение. Но сомневаюсь, что Ницше был такого мнения, потому что известно, что он был большой противник насилия, и достижение власти он видел совсем в другом. Второй смысл, который приходит, и он ближе к истине – это идея того, что плетку мужчина должен брать для себя, потому что с женщиной он должен быть всегда начеку и не расслабляться, ведь женщина это «самая опасная игрушка». Но как мы помним, слова нужно пытаться понять в контексте и не только самого произведения, но жизни автора. Он вкладывает эти слова в уста старушки, которая говорит: «А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для неё! Заверни её хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во всё горло, эта маленькая истина». Во-первых, тот факт, что говорит это старушка, может подсказать нам, что говорит он как бы от лица женщин; во вторых, она говорит «маленькая истина»; и в – третьих, необходимо вспомнить факт из его биографии, где он, 15-летний мальчик, взяв кнут, избивал 30-летнюю женщину, в результате чего она испытала еще большее сексуальное возбуждение. Всё это может натолкнуть на мысль, что он подразумевает под этим всё же насилие, как демонстрацию силы, но не как воспитательную меру или желание поработить, а как то, чего женщины на самом деле хотят в сексуальном плане. Женщины желают, чтобы их брали силой, хоть и не признаются в этом, потому что их инстинкты подсказывают, что в силе власть и могущество.

Заключение.

Фридрих Ницше – великий философ и поэт своего времени, мысли которого еще много столетий вперед будут будоражить общество и искать достойных среди людей. И эти достойные люди будут искать в трудах Ницше ту истину, которое приведет к достойному существованию и к Сверхчеловеку. Так он говорил о женщинах: «Какое дело женщине, до истины! Её великое искусство есть ложь. Её главная забота – иллюзия и красота. И мы любим в женщине именно это искусство». Ницше относится к женщинам крайне уважительно и ни в коем случае не умаляет их ценности, но отводит им вполне определенную роль: роль достойной матери и помощнице сверхчеловека. Он не смог изучить достаточно женщин за свою жизнь, что может выдать его, как человека, который в женщинах не разбирается. Но давайте будем честны, ведь человек, который познал много женщин, не будет разбираться в них больше. Он просто будет знать к ним подход, но в самую суть женщин он не проникнет. Возможно, этот человек еще и больше запутается в лабиринтах женской интуиции. Но Ницше смотрит на женщин с высоты, не как на цель, а как на средство, как и на все в человеке. Ницше, великий Ницше, не смог разгадать женщин, но он и не хотел, потому что в этой загадке он видел красоту, которая пленит. Красоту, которую хочется преодолевать, но не хочется преодолеть. И в уста той же самой старушки он вкладывает фразу, которая возводит загадочность женщины, а значит и красоту, на высшую ступень творчества и искусства: «Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?»

Filosofia — Стр 2