§ 1. Механизм преступного поведения

quest1Различая в социальных явлениях уровень общего, особенного и отдельного (единичного), следует различать и факторы, порождающие существование преступности, преступлений отдельных видов и групп, а также совершение конкретных преступных деяний. Как отдельное преступление представляет собой малую часть, единичный элемент преступности, так и факторы, порождающие каждое конкретное преступление – это индивидуальное проявление общего. Социальные процессы и явления, порождающие преступность конкретизируются, приобретают индивидуальное выражение, переходят в психологическую форму, объясняя цели и мотивы поведения отдельного человека – преступника. В.Н.Кудрявцев. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.: 1998. С.16. При этом важно подчеркнуть, что это – все те же обстоятельства, противоречия социальной жизни, которые предстают перед нами в данном случае в их индивидуальном выражении. Поэтому совокупность явлений, порождающих конкретные преступления, не образует комплекса факторов, порождающих преступность. Напротив, основой, фундаментом для понимания того, что порождает индивидуальный преступный акт, является изучение жизнедеятельности общества в целом в рассматриваемом аспекте: особенности личности, ее опыта, потребностей и интересов, ситуации, в которой совершается конкретное преступление, обусловлены социально, формируются состоянием общества, его проблемами, уровнем развития.

В уголовном праве преступление рассматривается как сознательный волевой поведенческий акт. Для решения вопроса об ответственности необходимо и достаточно установления внутреннего психического отношения лица к деянию: если субъект сознает, что своим деянием причиняет вред или создает угрозу его причинения либо имеет соответствующую возможность и обязанность, его поведение признается виновным; в противном случае ответственность не наступает, это — невиновное причинение.

При криминологическом изучении, исходя из его задач, постановка вопроса является более широкой: необходимо установить, как именно и в силу каких обстоятельств, внутренних и внешних, лицо совершает преступление. Именно такой подход позволяет выйти на решение профилактических задач.

quest2Понятие «преступное поведение», используемое в криминологии, является более широким, чем понятие «преступление», зафиксированное в законе. Преступное поведение охватывает не только деяние и его последствия (в предусмотренных законом случаях), но и предшествующие, порождающие его явления и процессы. Значение этого «сугубо научного термина» заключается в том, чтобы охватить весь комплекс намерений, действий, индивидуальных особенностей поведения преступника. В.Н.Кудрявцев Борьба мотивов в преступном поведении. М.: 2007. С.8.

14 стр., 6811 слов

1.Биологические, социальные и психологические механизмы отклоняющегося ...

... предусмотренную трудовым законодательством. Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом ... В зависимости от субъекта (т.е. кто нарушает норму) девиантное поведение может быть индивидуальным или групповым. С точки зрения объекта (т.е. того, какая ...

Задача изучения преступного поведения состоит, таким образом, в том, чтобы установить комплекс факторов, детерминирующих совершение преступления, определить направление и содержание профилактических мер, позволяющих «разорвать» процесс формирования преступного намерения и его реализации.

Под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение. Механизм преступного поведения. М., 1981. С. 30. Для анализа механизма индивидуального преступного поведения необходимо обращение к внутренним и внешним факторам: особенностям внутренней сферы личности, обусловившим их формирование социальным явлениям и процессам, характеру взаимодействия субъекта с окружающей средой, к ситуации совершения преступления.

Человеческое поведение развивается по определенным законам, имеет свою структуру. С точки зрения логики развития внутренних процессов, воздействия на них внешних обстоятельств, преступное поведение ничем не отличается от других поведенческих актов человека: механизм поведения тот же, что и при совершении правомерных поступков; негативную оценку со стороны общества преступление получает в силу его антисоциального содержания. Специфичными могут быть, и, как правило, являются, содержательные характеристики внутренней сферы личности, внешних обстоятельств, под воздействием которых они формируются, однако их социально-психологическая природа та же, что и у правомерных действий. В.Н.Кудрявцев. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.: 1998. С.17. quest3Структурно в преступном поведении могут быть выделены три этапа:

  • мотивация совершения преступления,
  • планирование преступного деяния,
  • исполнение преступления и наступление последствий.

quest5Прежде, чем человеческое поведение, в том числе и преступное, найдет внешнее выражение в конкретном поведенческом акте, оно развивается внутренне, психически. Чрезвычайно значимым компонентом внутренней сферы личности является мотив. Мотив может быть определен как внутреннее побуждение, субъективный смысл, который движет лицом. «Мотив преступного поведения можно определить как сформировавшееся под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причиной преступной деятельности и выражает личностное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность» К.Е.Игошев Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький: 1974. С.66. Мотивы поведения, в том числе и преступного, различаются по глубине, устойчивости, степени субъективной осознанности. Мотивация – явление более широкое, чем мотив; она включает процесс возникновения, развития, динамики мотивов, принятие решения1. Понятно, что при криминологическом изучении ограничиться установлением мотива недостаточно, необходимо уяснить, в силу каких обстоятельство он возник, почему возник именно такой мотив или комплекс мотивов. (Этот вопрос будет затронут далее, в связи с рассмотрением факторов, порождающих преступное поведение.) В основе формирования мотивов лежат потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Существенно, что даже те из них, которые изначально являются природными, «элементарными» или биологическими, исторически приобрели выраженную социальную форму. Так, потребность в продолжении рода включает в современном выражении родительскую любовь, заботу о детях, их настоящем и будущем; современные стандарты удовлетворения потребности в пище уже далеки от примитивного насыщения.

13 стр., 6357 слов

Механизм преступного поведения

... стадий (звеньев) механизма преступного поведения. Также здесь рассматривается роль мотивов и потребностей личности при совершении преступления; третий вопрос включает анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления, что доказывает социальный характер ...

Планирование преступления — это конкретизация внутренних побуждений личности в принимаемое ею решение: составление плана действий, выбор объекта посягательства, способа, места совершения преступления и т. д. На данном этапе лицо намечает, как именно оно реализует сформировавшееся побуждение. Далеко не всегда преступления планируются детально и тщательно, здесь многое зависит от вида преступления, личностных особенностей субъекта; под воздействием ситуативных обстоятельств планы могут изменяться или варьироваться. Поскольку этап планирования включает в себя выработку, принятие решения о совершении деяния, он практически всегда входит в механизм преступного поведения: даже импульсивному поведению, возникшему под воздействием аффектирующих обстоятельств, предшествует соответствующее решение, хотя принимается оно в кратчайшие отрезки времени.

На первый взгляд, принимая решение о совершении преступного деяния, лицо свободно в бесконечном многообразии выбора вариантов. Однако субъективная свобода здесь довольно относительна: любое, пусть и самое тщательное и «безупречное» планирование преступления – это соотнесение субъектом своих намерений с комплексом внешних обстоятельств, как правило, не зависящих от его воли.

Третий этап — это внешний акт преступного поведения, конкретное деяние (действие или бездействие) и его результат. Совершение преступления представляет собой взаимодействие личности с конкретными ситуативными обстоятельствами, которые могут приниматься в расчет заранее, либо быть неожиданными, не учтенными субъектом преступления.

Совершение преступления, исполнение признаков, предусмотренных составом, чаще является предметом уголовно-правового анализа. Смысл криминологического подхода к изучению стадии совершения преступления состоит в выявлении объективных и субъективных обстоятельств, способствующих или препятствующих совершению преступления, и способных повлиять на преступника и ситуацию в целях предотвращения общественно-опасных последствий2.

Наиболее полно и очевидно этапы преступного поведения выступают в совершении предумышленных преступлений, когда преступному акту предшествует осознанное намерение совершить его, планирование своих действий будущим преступником. При совершении непредумышленных преступлений, преступных деяний в аффективном состоянии, отдельные элементы могут выглядеть чрезвычайно сжатыми во времени, хотя они и неизменно сохраняются. Так, в ситуации, когда в ответ на оскорбление субъект тут же, на месте, практически моментально, хватает камень и наносит удар потерпевшему, все описанные выше этапы развития преступного поведения налицо, хотя хронологически они и представлены в сжатой форме. При всем своеобразии эти элементы можно проследить и в ситуации совершения неосторожного преступления, но в этом случае планировалось иное, непреступное деяние, а совершение преступления – побочный, незапланированный результат волевого поведения субъекта. Например, автомобилист, спешащий на деловую встречу и желающий избежать опоздания (мотивационный блок) превышает установленную правилами скорость дорожного движения в расчете на собственный опыт вождения, который позволит успешно преодолеть проблемную ситуацию (планирование), и прибыть на место к назначенному времени (желаемый результат), причиняет тяжкий вред здоровью пешехода (результат, которого водитель не желал и надеялся избежать, однако этот расчет оказался легкомысленным).

6 стр., 2832 слов

Что не относится к основным элементам психологического механизма ...

... плане, имеющий свои этапы развития – это генезис преступного поведения. ( 28. Какое функциональное и фоновое психическое состояние субъекта способствует совершению умышленного насильственного преступления ? 1) Состояние аффекта отрицательной модальности. 3) Состояние ...

Определенную специфику имеет механизм преступного поведения применительно к отдельным видам и группам преступлений. Разумеется, индивидуально его объективное выражение и при совершении каждого отдельного преступного акта.

quest4Обращение к рассмотрению этапов преступного поведения позволяет ответить на вопрос как именно совершается преступление. Здесь в криминологическом плане чрезвычайно важно, что ни в одном из этих звеньев личность не выступает изолированно, оторвано от социальной среды: и мотивация, и планирование, и исполнение преступления – это результат взаимодействия среды и личности, а не автономная реализация «злой воли» или «преступного инстинкта».

Поэтому для ответа на вопрос о происхождении преступного поведения, для уяснения почему, в силу каких особенностей в сходных обстоятельствах одни идут по пути правомерного, а другие – преступного поведения, то есть для уяснения генезиса (происхождения) индивидуального преступного поведения необходимо обратиться к двум уровням взаимодействия личности и среды: к обстоятельствам формирования личности и к конкретной ситуации, в которой совершается преступление. Именно факторы под воздействием которых формируется личность, создают предпосылки нравственной и правовой деформации ее внутренней сферы, а в ситуации совершения преступления происходит взаимодействие личности, имеющей присущие ей особенности черт и свойств, с внешними, объективными обстоятельствами.

Нередко при анализе те или иные компоненты механизма преступного поведения рассматриваются в качестве причин или условий совершения преступления. При этом под причинами понимаются явления или процессы, порождающие преступление, а под условиями — те, которые способствуют реализации причин. Анализ индивидуального преступного поведения в рамках причинного подхода возможен. Необходимо лишь отметить, что взаимодействие детерминирующих преступление факторов носит неоднозначный характер. Будучи взаимосвязанными, в конкретных, индивидуальных случаях они могут выступать как в роли важнейших, порождающих преступное поведение (причина), так и в качестве способствующих его совершению (условие).

Поэтому, выделяя причины и условия применительно к совершению конкретного преступления, в сущности лишь обозначают общую, наиболее типичную закономерность взаимодействия личностных и ситуативных факторов, характерную, как правило, для преступлений отдельных видов и групп.

§ 2. Социально-психологические особенности личности и мотивация преступного поведения

Мотивация преступного поведения — один из неотъемлемых его элементов. Изучение мотивации не только позволяет уяснить содержание механизма преступного поведения, но и дает возможность разработать средства и методы профилактики, связанные с воздействием на личность и поведение преступника.

4 стр., 1806 слов

Тема «Ребёнок с нарушением коммуникативного поведения в семье»

... ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на ... эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда ...

Как уже отмечалось, под мотивацией преступного поведения понимается процесс формирования мотива преступления как осознанного побуждения к совершению противоправного поступка. При этом необходимо учитывать, что мотив формируется под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности. Потребности, интересы, чувства, приобретая значение побуждения к конкретному поступку, становятся мотивами совершения преступления. Особенности мотивационной сферы, характерные для совершивших преступления, рассматриваются обычно в рамках анализа личности преступника. В целом же в качестве типичных особенностей мотивов исследователи выделяют:

  1. антисоциальность мотивов, проявляющуюся в узколичностных побуждениях субъекта, противопоставленных в конкретной ситуации более высоким общественным интересам;
  2. преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;
  3. доминирование побуждений типа влечения, а не долга;
  4. господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами;
  5. низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей, признанных в обществе. Лунеев В. В. Преступное поведение: Мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980. С. 48.

Само по себе искажение внутренних черт и свойств личности (интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д.) не дает оснований для установления преступной мотивации. Личностные деформации могут никогда не реализоваться в поведении. Например, доминирование материальных интересов личности даже в крайне гипертрофированном виде еще не свидетельствует о намерении обогатиться преступным путем. Соответствующие интересы могут удовлетворяться и в рамках, предписываемых законом. Вместе с тем деформации внутренней сферы личности могут рассматриваться как заслуживающие внимания в плане общего воспитания и раннепрофилактической деятельности.

Специфическую роль в механизме преступного поведения могут играть психические аномалии личности, не исключающие вменяемости. Если лицо в силу психического заболевания является невменяемым, его поведение не рассматривается в рамках криминологического анализа, а представляет собой предмет изучения других отраслей науки, прежде всего психиатрии. Аномалии психики в пределах вменяемости не могут рассматриваться в качестве единственного обусловливающего преступное поведение явления. В противном случае лицо, способное отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, признавалось бы лишенным таких способностей.

У страдающих некоторыми заболеваниями вменяемых лиц психические аномалии входят в структуру личности как неотъемлемый ее элемент. Психическая неполноценность в различных видах деятельности и ситуациях может то проявляться полнее, то оставаться скрытой, не отражаясь на поведении. Сами по себе психические аномалии не обязательно являются включенными в механизм преступного поведения. Многие заболевания, вызывающие психические нарушения, нейтральны с точки зрения предрасположенности субъекта к правонарушающему поведению. В то же время некоторые психические отклонения меняют поведение человека весьма существенно. Так, психопатические личности повышенно конфликтны, внушаемы, эмоционально несдержанны. Однако и такие аномалии могут выступать как в качестве способствующих, так и противодействующих включению субъекта в преступное поведение. Например, легко внушаемый человек может попасть под влияние и правонарушителя, и гражданина с положительными нравственными характеристиками и правомерным поведением.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... в употреблении психоактивных веществ, что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т. п.). Психологические потребности носят личностный характер, ... часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая ...

Хотя распространенность психических аномалий среди преступников выше, чем среди населения в целом, исследовательские данные показывают, что в механизме индивидуального преступного поведения они, как правило, не играют решающей роли. Психические отклонения в пределах вменяемости чаще являются основой для возникновения социально-психологических деформаций, поскольку они препятствуют полноценному включению индивида в систему социальных связей, оказывающих формирующее воздействие на личность. Это не исключает, конечно, возможности решающего значения отклонений от нормы в психическом развитии в пределах вменяемости в отдельных, частных случаях совершения преступлений. Психические аномалии могут играть и роль ситуативных факторов в формировании и реализации намерения совершить преступление. Например, неадекватную реакцию такого лица может вызвать замечание, указывающее, по его мнению, на болезненные изменения личности и поведения.

Таким образом, психические аномалии вменяемых лиц, не предопределяя преступного характера поведения, могут влиять на формирование механизма индивидуального преступного поведенческого акта, причем в различных его элементах3.

§ 3. Социальная среда и формирование личности преступника

quest6Анализ условий нравственного формирования личности позволяет установить источники дефектов внутренней сферы лиц, совершивших преступления. Антиобщественные взгляды, установки, социально неодобряемые потребности и интересы личности, как и другие качества и свойства, играющие роль в индивидуальном преступном поведении, социальны по своему происхождению. Они усвоены личностью в процессе ее развития и контактов и обусловлены спецификой связей с окружающим миром. Среда, общество не только регулируют удовлетворение тех или иных потребностей, интересов личности, но и формируют их. Социальная среда – quest7это окружающие человека материальные и духовные обстоятельства, условия его существования и деятельности. Рассматривая факторы, порождающие индивидуальное преступное поведение, следует учитывать воздействие на личность социальной среды различных уровней и их взаимосвязь.

К явлениям макроуровня относятся выражающие состояние общественных отношений, характерное для конкретного этапа развития общества, общественно-экономическая система в целом; они образуют макросреду. В качестве таковых могут быть рассмотрены особенности экономического развития, управленческой деятельности, правовой системы, господствующие или противоборствующие политические воззрения, культура, как на общегосударственном уровне, так и в их специфических проявлениях, например, применительно к отдельным регионам.

Под микросредой понимается та часть широкой социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты. Например, это — семья, трудовой коллектив, дружеское окружение. Различия между макросредой и микросредой относительны. То, что для одного является выходящим за рамки его повседневной, обыденной жизни, для другого составляет ее неотъемлемую часть. Изменение комплекса элементов, составляющих микросреду, происходит и в течение жизни человека: она, как правило, расширяется с наступлением юношеского возраста и сужается в старости.

7 стр., 3339 слов

ИЗУЧЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В НАО

... автономном округе в сфере репродуктивного поведения семьи. Гипотезы исследования: 1. Мы предполагаем, что репродуктивное поведение молодых семей в Ненецком автономном округе в ... провести теоретический анализ категории «молодая семья» «репродуктивное поведение молодых семей»; сформулировать основные тенденции и проблемы репродуктивного поведения молодых семей; 2. изучить основные цели, задачи, ...

quest8В формированииx личности микросредовым воздействиям принадлежит особая роль: ею опосредуется влияние широкой социальной среды на личность. Уяснение особенностей этого механизма является чрезвычайно важным для организации предупреждения преступности, поскольку система мер профилактики должны строиться с его учетом. Существенно, что и контакты с макросредой, которые поддерживает каждый, в значительной степени опосредуются воздействием микросреды. Например, на избрание форм проведения досуга влияет их соответствие интересам и привычкам друзей; стереотипы поведения, усвоенные в семье, воспроизводятся и в поведении, демонстрируемом вне семейной среды. Конечно, индивид по различным причинам может полностью или существенно изменить микросреду, например, расторгнув брак или расставшись с друзьями, но вообще исключить микросредовые контакты и влияния, поддерживая связь с обществом, невозможно. «Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает своеобразно и специфически макросреду: опыт и знания предшествующих людей и современного поколения. Следовательно, этот процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а всякий раз через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт»4.

Не будучи замкнутой, обособленной от макросреды, микросреда в то же время обладает и определенной самостоятельностью: она способна сохранять и воспроизводить традиции, нравы и обычаи, формировать представления о ценностях, отличающиеся от общепринятых, причем как в позитивном, так и в негативном направлениях. Ближайшее окружение, культивируя антисоциальные взгляды, демонстрируя образцы антиобщественного поведения, перерастает в криминогенную среду, оказывающую на личность чрезвычайно существенное влияние. Поэтому, отвечая на вопрос почему личности присущи те или иные взгляды, установки, система ценностей, прежде всего следует обратиться к анализу специфики микросредовых влияний. В качестве важнейших элементов микросреды могут быть рассмотрены семья, окружение сферы неформального общения (друзья, товарищеские компании), учебные, трудовые коллективы.

В формировании личности воздействие семьи на индивида происходит буквально с первых дней жизни, присутствует, как правило, в юношеские годы — период особой важности в процессе социального развития личности, сохраняется в течение всей жизни. Господствующие в семье система ценностей, стереотипы поведения прочно усваиваются ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений.

Связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения несовершеннолетних прослеживается многочисленными исследованиями. Она особенно значима потому, что влияние семьи осуществляется как путем целенаправленного педагогического воздействия, руководства ребенком со стороны родителей, направленного на выработку определенных моральных принципов и способов поведения, так и путем стихийного воздействия на личность образа жизни семьи.

11 стр., 5363 слов

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье

... в сфере семейных отношений причины преступного поведения Д.А. Шестаков подразделяет на две группы. К первой группе он относит причины, присущие семье во все исторические эпохи ее ... - С.27.. При этом в 1990 году на фоне других регионов СССР, ситуация с разводами в Кыргызской Республике выглядела сравнительно неплохо - 18 разводов на ...

В качестве обстоятельств жизнедеятельности семьи, способствующих деформации личности в детском и юношеском возрасте, выделяют чрезвычайно широкий комплекс факторов: распространенность социально-негативных форм поведения в семейной среде, отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми, невыполнение семьей функций контроля за поведением детей, структурную неполноту семьи и другие. Исследованиями отмечено, например, что в 30—40% семей подростков-правонарушителей имеют место скандалы, алкоголизм и пьянство, драки, аморальное поведение. Господствующие в семье нормы поведения определяют в этом случае и эмоциональный тон отношений между родителями и детьми: к большинству подростков из таких семей педагогические требования также предъявляются родителями в ссорах и скандалах. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду. «Риск» правонарушений несовершеннолетних, воспитывавшихся в конфликтной атмосфере, расценивается криминологами в 4— 5 раз выше, чем у тех, кто растет в условиях семейного благополучия.

В криминологической литературе изучению негативного воздействия семьи на взрослых ее членов уделяется значительно меньше внимания. Однако роль семьи, ее воздействие на личность и поведение весьма существенны в любом возрасте. Исследования показывают, что и в родительской семье взрослых, и в собственной семье факторами, способствующими негативному формированию личности, остаются, как правило, злоупотребление членов семьи спиртными напитками, конфликты, аморальное и противоправное поведение отдельных членов семьи и т. п. Однако дефекты воздействия семьи на личность не всегда сводятся к столь явным. Нередко негативное нравственное воздействие могут оказывать и внешне благополучные семьи, например, ориентированные на обогащение вне зависимости от путей его достижения, оправдывающие существование «двойной» морали.

В механизме индивидуального преступного поведения (независимо от возраста и семейного статуса субъекта) неблагополучие в семье может выполнять различную роль: оно не только способно оказывать формирующее воздействие на личность, способствуя выработке негативных потребностей, интересов, стереотипов поведения, но и выступать в качестве ситуативного обстоятельства, провоцируя правонарушающее поведение одних членов семьи в отношении других, а также являться причиной субъективной неудовлетворенности семейной жизнью, способствовуя этим установлению негативных контактов за пределами семейного окружения.

Специфические условия жизнедеятельности семьи, связанные с личностной и поведенческой характеристикой ее членов, могут быть рассмотрены не только как оказывающие негативное воздействие на личность в целом, но и в качестве формирующих определенный тип личности правонарушителя. Например к факторам семейной среды, детерминирующим формирование корыстной направленности личности, относят превалирование материальных ценностей над духовными, эгоистический материальный расчет отдельных членов семьи, структурную неполноту семьи, связанную нередко с трудностями материального характера.

2 стр., 733 слов

17.Социальная ситуация развития. роль референтной группы в процессе ...

... группа выступает в качестве источника норм поведения и ценностных ориентаций), сравнительную, проявляющуюся в ... способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных ... его собственные. Для периодизации соц-го развития личности нужны несколько иные критерии. А. ... кол-в. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института С . Напр, ...

Негативное воздействие семейной среды на формирование личности, ее криминогенную деформацию может быть весьма глубоким, реализовываться различными путями. В то же время исключение субъекта из сферы семейных контактов является крайне нежелательным. Семья выполняет чрезвычайно важные функции в жизнедеятельности индивида. Отсутствие семьи, как родительской — у детей, так и собственной — у взрослых лиц, является фактором, повышающим восприимчивость личности к негативным воздействиям. Поэтому в профилактическом плане неизбежно встает задача не только выявления неблагополучных семей, но и коррекции внутрисемейных отношений.

Чем неблагоприятнее складываются внутрисемейные отношения, чем в меньшей степени лицо самореализуется в трудовой деятельности, тем большее формирующее воздействие на личность оказывает ближайшее бытовое окружение. Внесемейное окружение составляют друзья, знакомые, соседи, группы и компании, с которыми поддерживаются постоянные и непосредственные контакты.

Для лиц правонарушающего поведения характерны связи с криминогенной средой. Так, данные одного из исследований показали, что каждая пятая группа расхитителей формировалась из лиц, знакомых по месту жительства; во многих случаях в такие группы входили лица, состоящие в родственных или дружеских связях. Особенно интенсивно включаются в криминогенную микросреду лица, ранее судимые за совершение преступлений. Исследовательские данные позволяют проследить и другую зависимость: чем в более раннем возрасте впервые было совершено преступление, тем интенсивнее оказывается в дальнейшем общение с судимыми и правонарушителями. Анализ показывает, что лица, совершившие впоследствии преступления, значительно меньше, чем другие граждане, уделяют времени повышению уровня знаний, культуры, развитию личности. Их общение происходит преимущественно в бесцельных прогулках, употреблении алкогольных напитков, азартных играх.

Деформация личностных качеств и поведения может осуществляться как под воздействием отдельных лиц, так и в процессе группового общения. Для совершивших впоследствии преступление типичной является включенность в криминогенные группы. Связь участия в криминогенных группах с последующим правонарушающим поведением состоит в прямом обучении преступному или безнравственному поведению, во взаимном «обогащении» социально-неодобряемыми взглядами и навыками, в ослаблении чувства личной ответственности за нарушение норм и правил поведения в обществе, снятии чувства страха перед возможным наказанием5.

В формировании личности и поведения несовершеннолетних правонарушителей криминогенным группам принадлежит особая роль. Общество сверстников в юношеском возрасте выполняет специфические психологические функции, становясь каналом информации, межличностных отношений, видом эмоционального контакта и деятельности6. Нормы и критерии, признанные и одобренные в круге неформального общения, становятся особенно значимыми субъективно. Как показывают исследования, отсутствие комфорта и понимания в семье, учебном (трудовом) коллективе приводит к тому, что во имя сохранения контактов с группой подростки и юноши нередко готовы принять даже те диктуемые ею нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными. Поэтому совместно с членами криминогенных групп правонарушения и преступления нередко допускают лица, в одиночку их не совершившие бы.

В криминогологическом смысле такие группы различают по степени деформации поведения их членов. Выделяют:

  1. преступные группы, объединяющиеся преимущественно или специально для совершения преступлений (однако и в них сближение происходит на основе общности взглядов и интересов),
  2. криминогенные группы с различной степенью деформации поведения: а) включающие) преимущественно лиц, ранее совершавших правонарушения и преступления; б) члены которых правонарушений ранее не допускали, хотя и их поведение не соответствовало требованиям моральных норм (недобросовестное отношение к труду, систематическое употребление спиртных напитков, бесцельное проведение свободного времени и т. д.).

    Соответственно в профилактической деятельности методы воздействия, применяемые в отношении таких групп, должны быть различными.

В силу самой социальной природы человека неформальное общение, контакты с микросредой неизбежны. И личность, и микросреда выступают при этом как взаимодействующие компоненты. Если изъятие из криминогенной микросреды не дополнено корригирующим воздействием на личность, индивид достаточно быстро вновь включается в контакты с лицами, характеризующимися сходными с его собственными потребностями, интересами, личностными и поведенческими деформациями. И напротив, попытки воздействовать на личность без изменения микросреды оказываются, как правило, безуспешными. Поэтому для достижения профилактического эффекта необходимо обеспечение сочетания, взаимодополнения воздействия на личность и микросреду. Это не исключает, конечно, возможности изъятия из криминогенной среды наиболее деморализованных лиц, применения к ним мер уголовно-правового воздействия при наличии правовых оснований.

Общественное воспитание-—это целенаправленное формирующее педагогическое воздействие на личность вне семейной среды, осуществляемое в отношении лиц детского и юношеского возраста (в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, профессиональных училищах и т. д.).

Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют либо не оказывают достаточного воздействия, которое могло бы компенсировать недостатки семейного воспитания и противодействовать негативным влияниям в микросреде.

К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят следующие: недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия; педагогические ошибки в выборе форм и методов воспитания; неблагоприятные отношения педагогически трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации; незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых, недостатки работы с семьей, отсутствие полной информации о правонарушающем поведении воспитуемых. Данные исследований показывают, например, что свыше 2/3 несовершеннолетних, совершивших впоследствии преступления, не участвовали в общественной жизни коллектива в период обучения в школе. Располагая сведениями о семейном неблагополучии почти 80% правонарушителей, педагогические коллективы ограничивались применением воспитательных мер к несовершеннолетним за совершенные проступки и информированием родителей о характере правонарушений и содержании мер воздействия.

Существенное криминологическое значение имеют недостатки общественного воспитания, связанные с формированием профессиональных интересов и склонностей у подростков и юношей правонарушающего поведения. Профессиональное самоопределение субъективно воспринимается ими как менее важное, поскольку формирование их личности происходит преимущественно под воздействием личных контактов и деятельности досуговой сферы. В силу типичных для правонарушителей условий семейного воспитания родители почти не уделяют внимания профессиональной ориентации своих детей. Так, по данным опроса, при осуществлении выбора профессии получили советы учителей и родителей 28% учащихся школы в контрольной группе и лишь 9% несовершеннолетних, совершивших впоследствии преступления. В профилактическом смысле профессаиональное самоопределение имеет существенное значение: лица с устойчивыми, развитыми интересами к профессиональной деятельности обладают, как правило, большим иммунитетом к негативным воздействиям микросреды, в то время как случайный выбор профессии, отсутствие заинтересованности в овладении ею способствуют дальнейшему развитию отрицательных качеств личности, существенно осложняют воспитание и коррекцию личностных недостатков в будущем.

Механизм влияния недостатков общественного воспитания на формирование личности заключается в том, что отсутствие внимания, заботы, комфорта и понимания в семье, не восполненные общественным воспитанием, могут обусловливать развитие личности преимущественно под воздействием случайных, в том числе и криминологически неблагоприятных факторов, связанных с неформальным общением в сфере досуговой деятельности.

Важным звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет существенную роль в формировании отношения членов коллектива к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности. Именно в труде наиболее полно реализуются способности, инициативность, энергия. Прежде всего с трудовой деятельностью связано в современных условиях и признание достоинств, способностей, успешности каждого. Неблагоприятное воздействие на личность в процессе трудовой деятельности может оказываться членами коллектива, оно также быть связано и с самим характером труда.

К недостаткам в коллективе, отрицательно влияющим на личность, относится тот же комплекс факторов, что и обусловливающий неблагоприятное воздействие в других сферах жизнедеятельности (в семье, в процессе неформального общения): пьянство, нарушения общественного порядка и трудовой дисциплины, иное правонарушающее и аморальное поведение. Отрицательное влияние на формирование личности оказывают и факты совершения преступления в процессе трудовой деятельности совместно работающими: должностные злоупотребления, приписки, хищения и т. д. Исследования показывают, что на формирование личности будущего расхитителя воздействует то, что другие члены коллектива безнаказанно совершают хищения. В отдельных коллективах нарушение закона, становясь нормой поведения, достаточно быстро может формировать соответствующие установки. Например, по данным опроса, свыше 80% работников предприятий одного из регионов страны отметили, что хищения на их предприятии имеют место, причем только 2,4% полагают, что товарищи по работе одобрили бы сообщение ими правоохранительным органам о фактах совершения хищений. Такой механизм, согласно исследовательским данным, наиболее часто отмечен в торговых предприятиях, предприятиях общественного питания, заготовительных организациях.

Отрицательное воздействие на личность со стороны совместно работающих становится более интенсивным, если общение с ними в процессе трудовой деятельности дополняется неформальными контактами в свободное время. Исследования показывают, что более половины лиц, совершивших впоследствии преступления, поддерживали в нерабочее время контакты со знакомыми по работе правонарушителями. При этом чем неблагоприятнее складывалась обстановка в семье, тем интенсивнее становились такие контакты, тем в большей степени дальнейшее поведение личности определялось их негативным воздействием.

В качестве неблагоприятного для формирования личности фактора может выступать и сам процесс труда, его характер и содержание. Неквалифицированный, тяжелый, монотонный физический труд не только не приносит удовлетворения, он не требует профессиональных познаний, подготовки, не является стимулом к повышению уровня образования и культуры. Именно лица без профессии и квалификации, с низким образованием часто меняют место работы или оставляют ее без последующего трудоустройства. Как известно, именно социально незанятыми лицами совершается значительная часть преступлений и правонарушений. Отрицательное отношение к работе и коллективу формирует и низкий уровень материального и, бытового обеспечения. В криминологическом плане названные обстоятельства играют существенную отрицательную роль, поскольку в целом коллектив является тем элементом среды, который в наибольшей степени способствует включению личности в позитивное взаимодействие с широкой социальной средой.

§ 4. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления

quest9Конкретная жизненная ситуация — это совокупность внешних обстоятельств, имеющих место непосредственно перед совершением преступления и влияющих во взаимодействии с личностными особенностями на совершение данным субъектом преступного деяния. В отличие от условий формирования личности, оказывавших влияние на субъекта длительно и в прошлом, ситуация взаимодействует с личностью непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления.

Конкретная жизненная ситуация имеет объективное и субъективное содержание, является частью, элементом социальной среды. Роль ситуации в совершении противоправного поступка определяется прежде всего тем, какое субъективное содержание вкладывает в оценку ситуации лицо, совершающее преступление. В принципе одни и те же внешние обстоятельства могут интерпретироваться различными людьми по-разному, в том числе и полярно. Например, при ситуации стихийного бедствия одно лицо, намеревавшееся ранее совершить хищение, использует экстремальные условия как облегчающие реализацию замысла, а другое, имевшее аналогичные намерения, отказывается от совершения преступления. Оценка ситуации, таким образом, тесно связана с мотивационной сферой личности, ее индивидуальными особенностями.

В реальной жизни субъект не всегда, столкнувшись с конкретной ситуацией, осмысливает ее и только после этого принимает то или иное решение. Побуждение, возникшее в конкретных условиях, может реализовываться и без аналитического поиска решения в соответствии с ранее усвоенными стереотипами поведения. На практике лица, совершившие преступления, нередко оценивают свое поведение в таких случаях как «неожиданное» для них самих. В действительности же в конкретной ситуации преступник, как правило, действует в соответствии с ранее приобретенным опытом, навыками, привычками.

Тип жизненной ситуации, в которой оказывается тот или иной субъект, во многом определяется особенностями образа жизни личности, микросредой общения. Не случайно совершившие ранее преступления, поддерживающие контакты с криминогенной средой лица значительно чаще оказываются в ситуациях конфликта, способствующих совершению преступлений, чем граждане социально-одобряемого поведения.

Ситуация может складываться определенным образом и независимо от личности: под воздействием широкой социальной среды, явлений природы и т. д. Таковы, например, ситуации, связанные с условиями военных действий, стихийных бедствий. Однако во всех случаях субъективная оценка ситуации личностью имеет место. В принципе, лицо может совершить то или иное деяние, в том числе и преступное, и вопреки ситуативным обстоятельствам, преодолевая их. Особо значимую роль ситуация играет в совершении преступлений в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны, совершении преступлений лицами с психическими аномалиями.

Специфической выглядит роль ситуативных обстоятельств при совершении преступлений по неосторожности. Иногда в литературе неосторожный преступник рассматривается как «жертва» особых обстоятельств. Некоторые авторы полагают, что к лицам, совершившим преступления по неосторожности или в силу особого стечения обстоятельств («случайные» или «ситуативные» преступники), вообще неприменимо понятие общественной опасности личности, поскольку по соответствующим личностным характеристикам они ничем не отличаются от законопослушных граждан.

Конечно, в совершении неосторожных преступлений роль ситуации достаточно существенна, но ее не следует переоценивать. Большое значение нередко, а применительно к отдельным видам преступлений и в абсолютном большинстве случаев, имеют свойства личности, допустившей противоправный поступок. Исследования доказывают, что для преобладающей части совершивших преступления по неосторожности характерны завышенная самооценка, переоценка своих способностей, навыков и опыта, беспечность и крайняя самоуверенность. Так, применительно к нарушениям правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством (ст. 264 УК РФ), лишь каждое пятое преступление совершилось в условиях, когда роль внешних обстоятельств, не зависящих от субъекта преступления, имела решающее значение. Таким образом, факт совершения преступления по неосторожности еще не дает оснований для вывода о решающей роли ситуации. В неосторожных преступлениях она может приобретать большее значение, чем при совершении умышленных деяний. Но и это не исключает специфических дефектов личности, характерных для неосторожных преступников, которые могут играть и решающую роль в конкретных условиях.

Конкретные жизненные ситуации в рамках криминологического анализа могут быть дифференцированы по различным признакам. Особого внимания заслуживают криминогенные ситуации. К ним относят те, которые, взаимодействуя с личностью, в силу своего объективного содержания способны вызывать или укрепить ее намерение совершить преступление. Такие ситуации как бы «провоцируют» субъекта к совершению противоправного поступка. Однако реализация такой возможности, как уже указывалось, определяется прежде всего не внешними обстоятельствами, а особенностями личности субъекта, реагирующего на сложившуюся ситуацию.

Дифференцируя криминогенные ситуации по содержанию, выделяют проблемные и конфликтные ситуации. Проблемные ситуации возникаю тогда, когда субъект сталкивается с трудностями, препятствиями в реализации принятого им решения или достижении намеченной цели. В целях достижения намеченного субъект должен найти способ выхода из сложившихся обстоятельств и адекватные ему средства. Так, обнаружив, что складское помещение охраняется надлежащим образом, лицо, намеревавшееся беспрепятственно совершить хищение, может отказаться от реализации замысла, использовать более изощренный способ совершения преступления, решиться на совершение более тяжкого посягательства (разбой вместо кражи) либо принять иное решение, продиктованное предшествующим опытом, личностными особенностями, оценкой ситуации.

Конфликтная ситуация — та, при которой происходит столкновение интересов, стремлений, желаний сторон, участвующих в конфликте. В принципе конфликт по своей природе далеко не всегда является разрушительным, не может рассматриваться как безусловно криминогенное обстоятельство. Проблема в криминологическом плане состоит в выборе варианта выхода из конфликта, способов и средств его разрешения. Однако именно в конфликтной ситуации совершается значительная часть преступлений, прежде всего связанных с посягательством на личность.

При совершении преступления криминогенная ситуация выступает обычно как повод к совершению преступления. Поводом можно считать обстоятельства, которые, воздействуя на сознание, волю, чувства субъекта, непосредственно побуждают его к совершению преступления. В качестве таковых могут выступать умышленное или неосторожное поведение потерпевших, иных лиц, явления природы и т. д. Например, оставление ценного имущества без охраны, создающее ситуацию «соблазна» совершить преступление. Для понимания места повода в механизме преступного поведения важно, что самостоятельного, детерминирующего значения он не имеет. Повод сам по себе не способен породить совершение преступления: далеко не каждый, оказавшись даже в чрезвычайно благоприятной ситуации совершит противоправный поступок. Внешние обстоятельства, играющие роль повода, опосредуются особенностями личности преступника, определяющими их субъективную оценку и укрепляющими решимость совершить преступление.

Повод содержит не каждая ситуация. Во-первых, благоприятные для реализации преступного замысла обстоятельства могут создаваться самим преступником. Кроме того, повод характерен для умышленных деяний, поскольку при совершении преступления по неосторожности сама решимость лица достигнуть определенного результата отсутствует.

Повод следует отличать от предлога. Обстоятельства, играющие роль предлога, создаются самим виновным и сознательно используются им для совершения преступления или для оправдания своих действий. Так, желая свести счеты с лицом, отличающимся повышенной эмоциональностью, преступник провоцирует его на ссору и драку, в которой причиняет тяжкий вред здоровью потерпевшего. Очевидно, что повод к совершению преступления здесь отсутствует, поскольку виновный умышленно использует известные ему личностные особенности другого, желая под предлогом конфликта достичь преступного результата и, возможно, уклониться от ответственности.

Исследованиями выделены обстоятельства конкретных жизненных ситуаций, которые наиболее часто играют роль поводов в механизме совершения преступления. К ним относятся: поведение потерпевших, третьих лиц, особо неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств. Действия потерпевших, выступающие в качестве повода к совершению преступления, далеко не всегда носят противоправный характер. Они могут быть правомерными, социально-одобряемыми. В то же время криминологами отмечается связь между неправомерными или аморальными действиями потерпевших и формированием решимости преступника к совершению противоправного деяния. Так, по данным одного из исследований, умышленные действия потерпевших, игравшие роль повода в совершении убийств, в 38% случаев были провоцирующе-неправомерными, в 35% случаев — социально одобряемыми с правовой и моральной точки зрения и в 27% случаев—правомерными, но небезупречными в моральном плане или по форме выражения.

Криминологическое значение повода к совершению преступления состоит не только в том, что позволяет полнее уяснить содержание ситуации совершения преступления. На основе изучения специфики поводов к совершению преступлений отдельных видов и групп могут быть разработаны меры профилактики, рассчитанные на предупреждение преступлений, различающихся с точки зрения характеристик поводов.

В целом роль ситуации в механизме совершения преступления криминологи оценивают различно. Тот факт, что в конкретной жизненной ситуации взаимодействуют и внешние, объективные обстоятельства, и особенности мотивационной сферы личности, никем из специалистов не оспаривается. Дискуссионным остается вопрос о возможности решающей роли ситуативных обстоятельств в совершении преступления. Одни склоняются к тому, что ситуация может иметь решающее значение, влиять на наступление преступного результата и без каких-либо существенных деформаций личности. Другие рассматривают ее качестве условия, обстоятельства, которое может лишь способствовать совершению преступления и только при наличии личностных деформаций. Если же ситуация не оставляет простора для выбора варианта решения, если субъект оказывается в условиях, диктующих исключительно однозначное поведение (например, в ситуации, непреодолимого принуждения) вина, а следовательно, и ответственность, исключается.

§ 5. Виктимология

Развитие механизма индивидуального преступного поведения зависит, хотя и в различной степени, не только от преступника, но и от другой стороны — жертвы преступления.

Личность и поведение потерпевшего изучает виктимология. Криминологическая виктимология представляет собой сравнительно новое научное направление. Вместе с тем оно весьма перспективно, поскольку на основе анализа особенностей личности и поведения потерпевшего от преступления может быть разработан комплекс эффективных мер профилактики, ориентированных на снижение шансов индивида, обладающего определенными качествами и свойствами, стать жертвой преступного посягательства.

Ключевыми в виктимологии являются понятия «жертва», «виктимность», «виктимизация». Используемые далее понятия могут быть использованы как рабочие, операционные. Но следует отметить, что их содержание трактуется отдельными авторами различно7.

Жертва — quest10это человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке и оценивает ли себя таковым субъективно.

Виктимность — повышенная степень предрасположенности лица к тому, чтобы оказаться жертвой преступления в силу присущих ему качеств, свойств либо выполняемых функций.

В принципе, поскольку в обществе существует преступность как социально обусловленное явление, потерпевшим от преступления в силу обстоятельств различного рода может стать каждый гражданин. Этот факт не может, по нашему мнению, рассматриваться как основание для вывода о «всеобщей» виктимности. Она должна пониматься именно как большая уязвимость, повышенная «способность» стать жертвой преступления.

Под виктимизацией понимается процесс превращения лица в реальную жертву, а также результат такого процесса.

Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают виктимность личностную и ситуативную. Карманные кражи, например, совершаются обычно в общественном транспорте, в местах большого скопления людей. Потерпевшим от посягательства карманника, независимо от личностных качеств, с большей степенью вероятности может стать часто оказывающийся именно в такой обстановке.

Личностные компоненты виктимности обусловлены индивидуальными особенностями субъекта, содержанием качеств и свойств, присущих ему: социально-психологических, моральных, ролевых и т. д. Стать потерпевшим от противоправных действий нарушителей общественного порядка с большей степенью вероятности может работник милиции, чем домашняя хозяйка, что вытекает из различий их ролевых функций. Не случайно встает вопрос о необходимости усиления социальной защищенности, в том числе и обеспечения гарантий личной безопасности обеспечивающих охрану общественного порядка, о расширения законных возможностей активного противодействия преступным посягательствам.

Личностные и ситуационные моменты виктимности взаимосвязаны. Например, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте, лица, находящиеся в степени алкогольного опьянения, исключающей контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соответствующую ситуацию связано с особенностями их собственного поведения до момента посягательства и непосредственно в период его совершения.

Роль жертвы в индивидуальном преступном поведении различна, она колеблется от прямого противодействия преступлению до провокации преступных действий. Нередко поведение потерпевшего весьма существенно влияет на наступление преступного результата. Например, способ разрешения конфликтной ситуации, пути выхода из конфликта обусловливаются особенностями личности и поведения каждой из участвующих в нем сторон. Возможны и случаи, когда будущая «расстановка сил» — кто именно станет жертвой, а кто — преступником, неясна даже в процессе совершения противоправного акта. Например, при обоюдной драке.

Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, является существенным компонентом в механизме преступного акта. Негативное поведение потерпевших констатировалось в 70% случаев убийств, 61,8% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в 74% мошенничества.

Однако данные о виктимности не должны трактоваться в том смысле, что жертва также в той или иной степени является виновной в совершении преступления, что она должна в какой-то мере разделить ответственность за него. Ответственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета оценки поведения потерпевшего при определении меры, вида ответственности и наказания преступника.Так, п. «з» ст.61 УК РФ предусматривает в качестве смягчающего наказание обстоятельства противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

5. Информация о типичности тех или иных видов поведения потерпевших, корреляция типа поведения и личностных характеристик жертвы могут быть весьма значимыми для разработки мер предупреждения, особенно применительно к профилактике отдельных видов преступных посягательств.

Применительно к преступному поведению в целом можно выделить следующие виды поведения жертвы:

  1. нейтральное, когда поведение жертвы никак не способствовало, но и не препятствовало совершению преступления (таково, например, поведение пешехода при совершении водителем выезда на тротуар и причинении прохожему вреда здоровью);
  2. социально-одобряемое (положительное) поведение выражается в активном противодействии преступному посягательству (например, пресечение гражданином хулиганских действий, задержание преступника);
  3. негативное поведение жертвы предполагает нарушение потепевшим моральных или правовых норм (таковым является, например, инициирование конфликта, вступление в противоправную сделку, нахождение в состоянии алкогольного опьянения в момент, предшествовавший посягательству).

    По данным одного из исследований, потерпевшие в 26,5% случаев препятствовали совершению преступления, нейтрально относились (не создавали условий или помех для его совершения)— в 29,4% случаев, создавали своим поведением благоприятные условия для преступления — в 33,4% случаев, а в 10,7% случаев прямо провоцировали совершение преступного акта.

Типы потерпевших, их поведении, могут быть выделены и применительно к отдельным видам, группам преступлений8.

Хотя в целом правомерное и социально-одобряемое поведение жертв более распространено, в криминологическом плане интерес представляет аморальное и противоправное (негативное) поведение. Пожалуй, именно в случаях отступления будущими потерпевшими от норм права и морали, нравственных требований вероятность стать жертвой преступного посягательства становится особенно реальной. С полной достоверностью это прослеживается применительно к преступлениям, совершаемым в семейно-бытовой сфере, к насильственным посягательствам, к автотранспортным преступлениям, мошенничества. Последний из перечисленных видов преступлений Д.В.Ривман вообще определял как «самое виктимологичное преступление с некритическим поведением жертв».Д.В.Ривман Жертвоприношение преступности / Криминология ХХ век / Под ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова. СПб.: 2000. С.279-281.Специфична и характеристика потерпевших от изнасилований. Так, 38,6% жертв изнасилований находились в момент совершения посягательства в состоянии алкогольного опьянения, причем 92,8% из них употребляли спиртные напитки вместе с будущим насильником. Типичными для потерпевших от преступлений этого вида являются, как правило, неразборчивость в установлении знакомств, неосмотрительность, легкомыслие. По оценкам исследователей, в 13% случаев поведение самой потерпевшей давало толчок, служило поводом к совершению изнасилования (назойливое приставание, словесные «авансы» и т. д.); 29% потерпевших по собственной воле оказались в ситуации, объективно создававшей возможность посягательства (посещали случайных знакомых, употребляли с ними спиртные напитки).

Ярко выражена роль личностных характеристик жертвы в таких преступлениях против личности, как умышленное убийства. Потерпевшие в 41% случаев находились в состоянии алкогольного опьянения, при этом более половины из них употребляли спиртное вместе с преступником. 65,2% жертв в ситуации, предшествовавшей совершению преступления, вели себя негативно: являлись инициаторами скандалов и драк, первыми напали на будущего преступника, унижали и оскорбляли его.

Для разработки мер и проведения профилактической деятельности в отношении лиц, поведение и субъективные качества которых дают основания предполагать с достаточной долей вероятности, что они могут стать жертвами преступлений, применяется их дифференциация по определенным основаниям. Классификации позволяют на основе установления типичных личностных качеств, вариантов взаимодействия ситуации и личности предложить наиболее эффективные меры предупреждения. Исследовательские данные показывают, что виктимологически значимыми являются возраст, пол, образование и специальность жертв, совершение ими преступлений и правонарушений в прошлом, характер взаимоотношений между преступником и потерпевшим и другие.

Так, существенные различия в виктимности позволяет установить классификация потерпевших по полу. Здесь дело не только в том, что некоторые преступления могут быть совершены лишь в отношении лиц определенного пола (например, изнасилование, незаконное производство аборта, мужеложество).

Классификация по полу обнаруживает существенные различия в виктимности мужчин и женщин применительно к отдельным видам преступлений. Так, лица мужского пола чаще оказываются потерпевшими от хулиганства, преступлений против личности, совершаемых в общественных местах, а женщины – в преступлениях против личности семейно-бытовой сферы. Отечественные и зарубежные исследователи приходят к выводу, что в целом женщины более виктимны, чем мужчины, связывая это с относительной распространенностью половых преступлений, ограниченностью физических возможностей женщин по сравнению с мужчинами, особенностями социально-ролевых функций, обусловливающих известную зависимость и подчиненность женщин в семейно-бытовых отношениях.

Виктимную группу представляют собой несовершеннолетние. Криминологи связывают это обстоятельство с рядом факторов. Именно на возрастном этапе, определяемом законом как несовершеннолетние, для субъектов характерны эмоциональная неустойчивость, отсутствие жизненного опыта, затрудняющие выбор варианта поведения в сложных и неординарных жизненных ситуациях. Как фактор, обусловливающий виктимность лиц старшего подросткового и юношеского возраста, рассматривается и специфический статус несовершеннолетних в семье и учебном (трудовом) коллективе. Здесь определенную роль играет несоответствие между возросшими, по сравнению с детством, притязаниями, изменением самооценки и сохраняющимся прежним статусом воспитуемого, подопечного и подконтрольного в семье и коллективе. Виктимность несовершеннолетних связывается и с типичным для возраста стремлением к подражанию, ориентацией в поведении на определенные группы или отдельных лиц, в том числе и характеризующихся отрицательно с моральной и правовой точки зрения.

Виктимность характерна и для лиц преклонного возраста. Это обусловливается возрастными физическими и психическими изменениями (физическая слабость, ухудшение памяти, болезненные явления, связанные с возрастом), а также достаточно типичным для лиц пожилого возраста чувством одиночества, с усиливающейся с годами зависимостью от других лиц. Эти особенности могут быть использованы преступником, например, при совершении мошеннических действий, иных корыстных посягательствах. Данные виктимологических исследований позволяют адресно определить объект профилактической деятельности, а следовательно, и повысить ее эффективность.

Выполнение лицом определенных ролевых, профессиональных функций также может обусловливать потенциальную возможность стать жертвой преступления. Виктимность характерна для лиц определенных профессий и рода занятий. Традиционно к связанным с риском посягательства относились профессии инкассатора, водителя такси, кассира торговых предприятий, деятельность, связанная с охраной общественного порядка (работник милиции, народный дружинник).

Наблюдения последних лет показывают, что круг этих лиц в меняющихся социальных и экономических условиях расширяется. К числу «опасных профессий» в виктимологическом смысле могут быть отнесены работа в банковских учреждениях, занятие индивидуальной трудовой деятельностью, работа на воздушном транспорте.

Значимыми в виктимологическом плане являются нравственные и правовые характеристики поведения потерпевшего. Прежде всего это обусловлено тем, что они могут осознанно приниматься в расчет преступником. Так, вероятность обращения потерпевшего в правоохранительные органы, раскрытия преступления снижается, если жертвой корыстного посягательства становится лицо, скупающее краденое имущество, обогатившееся иным противоправным способом, ставшее жертвой мошенничества в связи с незаконным приобретением наркотических средств. Определенные нравственные качества субъекта могут способствовать или препятствовать совершению преступления и в случаях, когда преступником они не учитывались или вовсе не были ему известны. Таковы, например, смелость, решительность, чувство ответственности, трусость, грубость и т. д. При этом однозначная связь между выраженностью тех или иных качеств и свойств и виктимностью отсутствует. Лица, характеризующиеся социально-положительно, могут оказаться виктимными именно в силу выраженности соответствующих качеств в отличие от эгоистов или трусов, например, в ситуации пресечения преступления, защиты прав и интересов третьих лиц.

Характер взаимоотношений между преступником и жертвой, предшествовавших совершению преступления, также имеет существенное виктимологическое значение. Вопреки сложившемуся общественному мнению, исследовательские данные показывают, что такие преступления против личности, как убийства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести совершаются чаще не в отношении незнакомых лиц, а в микросреде общения: в отношении членов семьи, супругов, сожителей, соседей, знакомых. Так, около 80% жертв убийств и 63,2% потерпевших от тяжких телесных повреждений не только были знакомы с будущим преступником, но и находились в родственных, товарищеских или иных стабильных отношениях с ним.

Виктимологические исследования существенно расширяют круг криминологической информации. Традиционная для профилактики ориентация воздействия на лиц, способных в силу присущих им особенностей личности и поведения совершить преступление или уже совершивших их, дополняется достаточно перспективным в плане предупреждения преступлений учетом особенностей возможных жертв противоправных посягательств, типичных виктимологических ситуаций. На этой основе система мер профилактики может быть существенно дополнена и дифференцирована.

Наиболее кардинальными из основанных на данных виктимологического анализа являются меры, ориентированные на устранение ситуаций причинения вреда. Это наглядно прослеживается применительно к предупреждению преступлений отдельных видов. Исследовательские данные свидетельствуют, что проблема автотранспортных преступлений в определенной мере может быть «снята» посредством оптимального расположения дорожных знаков, установления ограждений, изменения маршрутов городского транспорта. Существенно снизить криминологическую виктимность профессии водителя такси, например, могли бы некоторые технические приспособления (обеспечение средствами связи, отделение кабины от салона автомашины и т. д.).

Другим направлением профилактики, разрабатываемым на основе виктимологической информации, является деятельность, связанная с влиянием на личность и поведение граждан, относящихся к виктимным группам. В случаях, когда виктимность связана с негативными нравственными характеристиками, антиобщественными качествами личности, первостепенное значение приобретает воспитание, ориентированное на ее коррекцию. Так, дифференцированное половое воспитание несовершеннолетних и молодежи, способствуя формированию половой морали, усвоению сложившихся в обществе норм полового поведения, выполняет наряду с другими и профилактические функции. В плане виктимологической профилактики могут быть рассмотрены и меры правового и общественного воздействия, применяемые к алкоголикам и наркоманам.

Перспективной является и разработка мер профилактики, основанных на учете типичных психологических особенностей потерпевших. Существенным здесь является, например, воспитание, социальное поощрение смелости, инициативности наряду с самокритичностью, разумной осмотрительностью, овладение навыками разрешения конфликтов.

Меры профилактики могут строиться и на основе учета социально-ролевых особенностей потерпевших от преступлений. Так, изъятие малолетних детей из семьи (в силу особенностей их возраста и социального статуса) может оказаться едва ли не единственным эффективным средством предупреждения жестокого отношения к ним, побоев и истязаний со стороны крайне деморализованных взрослых. Как высокоэффективные расцениваются специалистами и меры, направленные на обеспечение надзора и лечения лиц, виктимных из-за наличия психопатологических отклонений.