ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ2

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Экспериментальная психология как наука, проблема предмета и ее критика.
  2. Наука как форма и способ познания, ее отличительные черты и отличия от псевдонауки.
  3. Основные идеи философии науки ХХ века: идеи К.Поппера, П.Фейрерабента и М.Полани
  4. Основные идеи философии науки ХХ века: модели развития науки Т.Куна и И.Локатоша
  5. Понятие научной парадигмы и «нормальной науки». Анализ парадигм в психологии.
  6. Фундаментальные идеи естественнонаучной традиции в психологии. Номотетический подход.
  7. Фундаментальные идеи культурно-исторической традиции в психологии. Идеографический подход и идеи В.Дильтея и Э.Гуссерля.
  8. Роль физиологии в становлении экспериментального метода в психологии. Исследования Э.Вебера и Г.Фехнера.
  9. Развитие экспериментальной психологии: вклад В.Вундта и Г.Эббингауза
  10. Развитие экспериментальной психологии: вклад Ф.Гальтона и Д.Кеттела
  11. Общие направления в развитии экспериментальной психологии (интроспекция, бихевиоризм, тестирование)
  12. Психофизическая и психофизиологическая проблемы и пути их решения.
  13. Этапы эмпирического исследования (7 этапов) и основные составляющие научного исследования.
  14. Теория и ее виды, научная проблема. Постановка научной проблемы.
  15. Операционизм как основа эмпирической психологии. Способы операционализации.
  16. Гипотезы в структуре психологического знания. Виды психологических гипотез. Признаки правильной гипотезы (по П. Фрессу)
  17. Классификация видов эмпирического исследования в психологии (теоретические, эмпирические, по цели проведения и характеру)
  18. Классификации методов психологии (М.Роговина и Г.Залевского, В.Дружинина, Б.Ананьева)
  19. Наблюдение как метод психологии, его виды и процедурные этапы, основные ошибки наблюдателя.
  20. Беседа как метод психологии, основные навыки ведущего беседу и вопрос фиксации данных.
  21. Интервью, его отличия и сходства с истинной беседой. Основные этапы интервью и работа интервьюера.
  22. Виды групповых качественных методов. Планирование и методические приемы фокус-группового исследования.
  23. Архивный метод: контент-анализ, проективный метод и анализ продуктов деятельности.
  24. Специфика психологического эксперимента.
  25. Общие виды эксперимента: лабораторный, модулирующий, естественный. Формирующий эксперимент.
  26. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная, зависимая переменная, дополнительные переменные. Их типы и требования к ним.
  27. Психологическое понимание причинности. Причинный вывод в психологическом эксперименте и субъективные переменные.
  28. Внутренняя валидность как главный критерий качества исследования. Представление об идеальном эксперименте, факторы и угрозы внутренней валидности.
  29. Внешняя валидность как возможность генерализации данных. Реальный эксперимент. Факторы нарушающие внешнюю валидность.
  30. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого в эксперименте. Влияние испытуемого на результаты эксперимента. Влияние экспериментатора: проблемы влияния и способы снижения деформаций.
  31. Экспериментальная выборка, виды выборок и стратегии ее построения.
  32. Внутрисубъектные, межсубъектные планы и проблема позиционного выравнивания. Доэкспериментальные планы их содержание и возможности применения.
  33. Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона.
  34. Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой.Ex post facto дизайн.
  35. Общее представление о факторных планах. Независимые и зависимые переменные в факторном эксперименте. Схема факторного эксперимента. Понятия: основной эффект и взаимодействие.
  36. Специфика корреляционного исследования. Интерпретация корреляционной связи и статистические критерии. Основные типы корреляционного исследования: сравнение двух групп; одномерное исследование группы в разных условиях; многомерное корреляционное исследование и т.д.
  37. Шкалирование переменных при организации эксперимента, виды шкал. Статистические методы применимые к шкалам.
  38. Интерпритация результатов исследования. Валидность статистических выводов. Параметрические и непараметрические способы сравнения. Понятие корреляции.
  39. Кросс-культурные исследования в психологии.
  40. Психогенетические исследования и их особенности.
  41. Сравнительно-возрастной и лонгитюдный метод исследования.
  42. Общие этические принципы проведения исследования и отношения к участникам исследования. Этические принципы по отношению к науке. Требования к оформлению научных публикаций.