ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Экспериментальная психология как наука, проблема предмета и ее критика.
- Наука как форма и способ познания, ее отличительные черты и отличия от псевдонауки.
- Основные идеи философии науки ХХ века: идеи К.Поппера, П.Фейрерабента и М.Полани
- Основные идеи философии науки ХХ века: модели развития науки Т.Куна и И.Локатоша
- Понятие научной парадигмы и «нормальной науки». Анализ парадигм в психологии.
- Фундаментальные идеи естественнонаучной традиции в психологии. Номотетический подход.
- Фундаментальные идеи культурно-исторической традиции в психологии. Идеографический подход и идеи В.Дильтея и Э.Гуссерля.
- Роль физиологии в становлении экспериментального метода в психологии. Исследования Э.Вебера и Г.Фехнера.
- Развитие экспериментальной психологии: вклад В.Вундта и Г.Эббингауза
- Развитие экспериментальной психологии: вклад Ф.Гальтона и Д.Кеттела
- Общие направления в развитии экспериментальной психологии (интроспекция, бихевиоризм, тестирование)
- Психофизическая и психофизиологическая проблемы и пути их решения.
- Этапы эмпирического исследования (7 этапов) и основные составляющие научного исследования.
- Теория и ее виды, научная проблема. Постановка научной проблемы.
- Операционизм как основа эмпирической психологии. Способы операционализации.
- Гипотезы в структуре психологического знания. Виды психологических гипотез. Признаки правильной гипотезы (по П. Фрессу)
- Классификация видов эмпирического исследования в психологии (теоретические, эмпирические, по цели проведения и характеру)
- Классификации методов психологии (М.Роговина и Г.Залевского, В.Дружинина, Б.Ананьева)
- Наблюдение как метод психологии, его виды и процедурные этапы, основные ошибки наблюдателя.
- Беседа как метод психологии, основные навыки ведущего беседу и вопрос фиксации данных.
- Интервью, его отличия и сходства с истинной беседой. Основные этапы интервью и работа интервьюера.
- Виды групповых качественных методов. Планирование и методические приемы фокус-группового исследования.
- Архивный метод: контент-анализ, проективный метод и анализ продуктов деятельности.
- Специфика психологического эксперимента.
- Общие виды эксперимента: лабораторный, модулирующий, естественный. Формирующий эксперимент.
- Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная, зависимая переменная, дополнительные переменные. Их типы и требования к ним.
- Психологическое понимание причинности. Причинный вывод в психологическом эксперименте и субъективные переменные.
- Внутренняя валидность как главный критерий качества исследования. Представление об идеальном эксперименте, факторы и угрозы внутренней валидности.
- Внешняя валидность как возможность генерализации данных. Реальный эксперимент. Факторы нарушающие внешнюю валидность.
- Взаимодействие экспериментатора и испытуемого в эксперименте. Влияние испытуемого на результаты эксперимента. Влияние экспериментатора: проблемы влияния и способы снижения деформаций.
- Экспериментальная выборка, виды выборок и стратегии ее построения.
- Внутрисубъектные, межсубъектные планы и проблема позиционного выравнивания. Доэкспериментальные планы их содержание и возможности применения.
- Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона.
- Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой.Ex post facto дизайн.
- Общее представление о факторных планах. Независимые и зависимые переменные в факторном эксперименте. Схема факторного эксперимента. Понятия: основной эффект и взаимодействие.
- Специфика корреляционного исследования. Интерпретация корреляционной связи и статистические критерии. Основные типы корреляционного исследования: сравнение двух групп; одномерное исследование группы в разных условиях; многомерное корреляционное исследование и т.д.
- Шкалирование переменных при организации эксперимента, виды шкал. Статистические методы применимые к шкалам.
- Интерпритация результатов исследования. Валидность статистических выводов. Параметрические и непараметрические способы сравнения. Понятие корреляции.
- Кросс-культурные исследования в психологии.
- Психогенетические исследования и их особенности.
- Сравнительно-возрастной и лонгитюдный метод исследования.
- Общие этические принципы проведения исследования и отношения к участникам исследования. Этические принципы по отношению к науке. Требования к оформлению научных публикаций.