-
Понятие самоменеджмента и его основные функции.
Самоменеджмент – «инструмент» управления в обществе, в производстве. Организация управления.
Самоменеджмент – целенаправленное и последовательное применение методов в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы эффективно использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, легче преодолевать внешние препятствия как на работе, так и в личной жизни.
Функции самоменеджмента 1. Постановка цели. Анализ и формирование личных целей. 2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности. 3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам. 4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач. 5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей).
6. Информация и коммуникации. Вокруг этой функции в известкой мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента. Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в нашей модели, а многообразно переплетаются.
-
Качества современного менеджера в сфере персонального менеджмента.
Группа |
Содержание |
Качества |
1.Способность формулировать жизненные цели |
Оптимальная мобилизация своих способностей |
|
2.Самооргани- Зованность |
Способность жить и работать по системе |
|
3.Самодисци Плина |
Умение управлять своим поведением |
|
4.Знания техники Личной работы |
Знание правил и приемов организации личной работы |
|
5.Самооргани- зация здоровья |
Хорошее здоровье, гигиена умственного труда |
|
6.Эмоционально волевой потенциал |
Способность управлять своей волей |
|
7.Самоконтроль личной жизни- деятельности |
Способность постоянно контролировать процессы своей деятельности |
|
Понятие и виды целей
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
- По охватываемой цели
Общая – направлена на решение проблем всей организации
Частная – на решение конкретной проблемы.
- По значению
- Главная
- Промежуточная
- Второстепенная
- По времени
- Краткосрочная – до 1 месяца
- Среднесрочная – 1-3 лет
- Долгосрочная – 3-5 лет
- По содержанию
- Технологические
- Экономические
- Производственные
- Административные
- Маркетинговые
- Научно-технические
- Социальные
- По уровню иерархии
- Миссия фирмы, корпоративные цели
- Функциональные цели
- Индивидуальные цели сотрудников
-
Основные принципы и методы построения целей.
Формирование целевой среды строится по двум направлениям 1)Целевая перспектива – определение и донесение до каждого сотрудника целей организации
2)Целевое посредничество – согласование целей организации с индивидуальными целями сотрудников
Способы поиска целей
- Интуитивный поиск
- «Изобретение» — экспериментальный метод, основанный на проблемной достижении цели.
- Вычисление – способ поиска целей, основанный на математических алгоритмах вероятности достижения событий
- Выбор и предписание – достижение социально-желаемых целей.
Постановка целей SMART
- Specific (конкретность) – цель должна быть конкретна и построена таким образом, чтобы и вы сами, и другие люди, вовлеченные в процесс достижения, понимали ее.
- Measurable (измеримость) – цели должны поддаваться количественному измерению, чтобы вы могли понять, что вы ее достигли.
- Achievable (достижимость) – цели должны быть достижимы с точки зрения внешних и внутренних ресурсов и, в тоже время, они должны быть достаточно сложны, чтобы вам необходимо было прилагать усилия для их достижения.
- Relevant (Релевантность) – цели должны соотносится с вашими другими целями. Они должны работать на их достижение.
- Time bound (определенность по времени) – необходимо установить предельные сроки цели. Должен быть определен срок, как для конечно, так и для промежуточного результата.
Система целеполагания по г.Архангельскому
- Определение абстрактного уровня будущей цели. Для этого проясняется система ценностей и фиксируется характер их влияния на ключевые сферы жизни.
- Соответствие выдвинутой цели не формальным критериям качества, а ценностям. Конечная цель определяется таким образом, чтобы она не противоречила существующим ценностям и принципам.
- Планирование конкретного процесса или уровня достижения цели. Цели напрямую не выводятся из главных целей, но в обязательном порядке с ними соотносятся.
- Планирование временного масштаба достижения результата.
- Планирование «мягких дел».
- Планирование по законам внимания. Наиболее удобные для человека периоды целеполагания и организации деятельности как проектная работа.
Алгоритм целеполагания. Психологическая структура целеполагания
- В основе человеческой деятельности лежат потребности, которые не осознаются.
- Мотив обычно определяется как осознанная потребность
- Цель как опредмеченное желание, идеальный образ, в котором реальность всегда искажена.
- При выборе цели используются вероятностные механизмы внутреннего прогнозирования.
- Цель как внутренний образ и субъективный прогноз всегда расходятся с реальным результатом.
- Образ цели обычно также включает в себя образ процесса ее достижения (характер и последовательность действий) и представления о ресурсах.
- Представления о процессе и ресурсах достижения цели всегда расходится с тем, что доступно на самом деле.
- Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивация к ее достижению и больше активность по достижению результата.
- Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше вероятность искажения цели.
- Градиент цели: чем ближе мы приближаемся к результатам, тем выше мотивация и активность действий (второе дыхание)
Алгоритм построения «дерева целей» следующий:
1. Определение генеральной (общей) цели;
2. Разделение общей цели на подцели (подцели 1-го уровня);
3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня;
- Разделение подцелей 2-го уровня на более детальные составляющие (подцели 3-го уровня);
-
Формулирование целей в стандарте smart.
Постановка целей SMART
- Specific (конкретность) – цель должна быть конкретна и построена таким образом, чтобы и вы сами, и другие люди, вовлеченные в процесс достижения, понимали ее.
- Measurable (измеримость) – цели должны поддаваться количественному измерению, чтобы вы могли понять, что вы ее достигли.
- Achievable (достижимость) – цели должны быть достижимы с точки зрения внешних и внутренних ресурсов и, в тоже время, они должны быть достаточно сложны, чтобы вам необходимо было прилагать усилия для их достижения.
- Relevant (Релевантность) – цели должны соотносится с вашими другими целями. Они должны работать на их достижение.
- Time bound (определенность по времени) – необходимо установить предельные сроки цели. Должен быть определен срок, как для конечно, так и для промежуточного результата.
Достоинства smart
- Позволяет формулировать задачные цели, цели с четкими ресурсами, внешними и внутренними факторами воздействия
- Позволяет оценить результативность выбранного варианта развития
- Идеально работает при условии четко сформулированной проблемы
-
Понятие и виды планов в самоменеджменте.
План – это прогнозирование, решение, которое позволяет продумывать дальнейший путь развития бизнеса, пути и методы достижения поставленных целей и многое другое
Система планов
План жизни
Перспективный
Итоги года годовой
Итоги квартала квартальный
Итоги месяца месячный
Итоги недели недельный
Итоги дня дневные
Планирование имеет свои виды: 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) — планирование сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование — сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование: • Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) • Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).
Основные методы разработки и реализации планов
- Бюджетные
- Балансовые
- Нормативные
- Математико-статистические
- Графические и др.
- Бюджетный метод — составление отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями.
отчетными
- Основной (общий) бюджет — движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.
- Оперативные бюджеты — производства; продаж; рабочей силы; материальных запасов; готовой продукции;
- Балансовый метод — взаимная увязка двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.
- Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит
-
Понятие и виды тайм-менеджмента.
Тайм-менеджмент – научная система или подход к управлению временем.
Концепции управления временем
- Тейлоризм (1910-1940. Ф.тейлор, А.К.Гаствев)
- Анализ операционного состава деятельности
- Хронометраж трудовых операций
- Оптимизация способа работы
- Нормирование
- Карты операций
- Обучение сотрудников
- Включение показателей временной эффективности в системе мотивации и оплаты труда
- Использование схем и графиков планирования
- Классический (1950-1990. Дж.Мак Кей, П.Друкер и др.)
- Управление временем аналогично управлению организации и включает в себя все те же функции и этапы
- Заимствует у тейлоризма методы управления временных затрат (хронометраж)
Типы тайм-менеджменты
Тип ТМ |
Индивидуальный |
Ролевой |
Социальный |
Субъект |
Сам человек |
ТМ-консультант |
ТМ-консульнант |
Объект (кем) |
Сам человек |
Личность (профессионал) |
Группа (организационная структура) |
Цель |
Оптимизировать достижение индивидуальных жизн.целей |
Оптимизировать процесс и результат выполнения проф.функций |
Оптимизировать процесс и результат выполнения организационных функций |
Предмет (чем) |
Личностные знания, умения, способности |
Проф.знания и навыки, стратегии поведения |
Нормы, правила, стандарты, способы деятельности и коммуникации |
Мотивация (почему) |
Внутренняя: интерес, желания стать лучше |
Внутренняя: желание повысить компетентность Внешняя: трудности в работе |
Внешняя: медленная и неэффективная работа, сложности с управлением группы |
-
Алгоритм инвентаризации и анализа времени.
Инвентаризация времени – количественный учет качественных затрат или структуры времени.
Первый этап. Подготовка к инвентаризации.
- Определение видов временных затрат.
- Определение параметров для качественной оценки временных затрат.
- Продумать организацию инвентаризации процесса.
Второй этап. Непосредственно инвентаризация.
- Измерение затрат времени.
- Фиксация предварительных группировок полученных данных.
Третий этап. Анализ времени.
- Анализ временных затрат по направлениям деятельности.
- Формулировка результатов анализа времени исходя из цели исследования.
- Разработка путей и способов борьбы с потерянным временем.
Четвертый этап. Изменение стратегии управления временем.
- Согласование целей и задач по управлению временем с планом по достижению основных жизненных целей.
- Реализация жизненных целей с использованием методов тайм-менеджмента на практике.
- Понятие и основные виды решений в самоменеджменте.
Тип решения |
Правила принятия решения |
|
|
|
|
|
|
|
(типовых алгоритмов) для решения известных проблем
|
12. Методы принятия решений в самоменеджменте
Методы принятия решений |
||
Неформальные (эврестические) |
Коллективные |
Количественные |
Базируется на интуиции менеджера. Принимается оперативно, но большая вероятность ошибки, так как интуиция может и подвести. |
Принятие решений в процессе коллективной работы. Чаще всего это временный коллектив. Главные критерии его формирования: конструктивность мышления, коммуникабельность, способность решать творческие задачи. Это заседание, совещание, «мозговой штурм». «Метод Дельфы» — многоуровневая система анкетирования, где после каждого тура обрабатываются результаты. «Принцип Паретто» — используется, когда группа объединяется в единое целое для достижения общей цели, даже не смотря на разногласия в путях ее достижения. |
В основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных идей путем обработки больших массивов информации с помощью техники. |
1)Метод Экстраполяции
2)Метод моделирования
3)Прогнозные графы (дерево решений)
4)Морфологический синтез (общая задача делится на части, после чего 5)ищется решение каждой составляющей)
6)Метод экспертных оценок
7)Метод «мозгового штурма»
13.Алгоритм принятия решения по отклонениям.
Стадия 1. Сбор информации
- Описание проблемной ситуации
- Формулировка проблемы
- Оценка ее важности и значимости
Стадия 2. Формулирование целей.
- Определение требований к решению
- Определение критериев эффективности решения
- Определение ограничений – допустимые значения показателей
Стадия 3. Разработка вариантов решения.
- Декомпозиция задачи
- Прогнозирование последствий решения по каждой задаче
Стадия 4. Выбор вариантов решения.
- Анализ эффективности вариантов решения
- Оценка влияния неуправляемых параметров
- Утверждение решений
Стадия 5. Реализация решения.
- Реализация утвержденного решения
- Обратная связь
- Оценка эффективности решений
14.Понятие контроля в самоменеджменте, виды и способы его организации.
Контроль — процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса.
Виды контроля
- Предварительный – вид контроля, предшествующий любой деятельности предприятия. Используют, если задача неновая, корректировка допустима, период выполнения не очень длительный.
- Поэтапный – контроль, применяемый к задачам, которые можно разделить на этапы, в конце которых и ставят точки контроля. С помощью этого контроля можно минимизировать риск невыполнения конечной цели, выявить проблемные зоны работы сотрудников и вовремя их скорректировать, не дав ему пойти по ложному пути.
- Периодический – контроль, точки которого ставятся через определенные промежутки времени (Например, каждый день в 9.00).
И руководитель, и сотрудники будут знать о времени проведения контроля. Но много минусов. Контроль превращается в привычную процедуру.
- Выборочный – исполнитель не знает, в какой момент его будут проверять, но знает, что будет применен именно этот вид контроля. Точки контроля выбираются произвольно. Минусы достаточно серьезны, велика вероятность необъективности.
- Итоговый – суть в том, чтобы осуществить контроль в конце какой-либо деятельности. По его итогам проводятся рад мероприятий планового характера
15.Содержание и техники самоконтроля
Самоконтроль — это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.
16.Виды стресса. Современные теории и модели развития стресса.
Стресс — состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды.
Виды трудового стресса (Куликов, Михайлова)
- Профессиональный – вызываемый особенностями проф.дейтельности
- Организационный – возникает из-за нерациональной организации труда, управления и тд.
- Рабочий – возникает из-за причин, непосредственно связанных с работой (условия труда и отдыха и тд.)
Виды трудового стресса (Самоукина)
- Эмоциональный – возникает при реальной или предполагаемой опасности в проф.деятельности.
- Коммуникативный – связан с проблемами делового общения и коммуникативными конфликтами.
- Информационный – возникает в условиях дефицита времени при высокой ответственности задания, при избытке и недостатке информации.
Виды стрессов
- Эмоционально-положительный – свадьба.
- Эмоционально-отрицательный – смерть близкого человека.
- Кратковременный.
- Долговременный – кажется, что стресс ушел, но вспоминая о нем, стресс возвращается снова.
- Физиологический – в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов.
- Психологический – обман, обида и тд.
Модель развития стресса по Селье.
стрессор
Уровень резистентности в норме
реакция тревоги стадия стадия
сопротивления истощения
- Первая стадия – стадия тревоги.
Здесь происходит снижение уровня сопротивляемости организма (резистентность), а затем его повышение за счет мобилизации адаптационной энергии.
Адаптационная энергия
- Поверхностная – доступна при первом воздействии стрессора и является рефлекторной
- Глубинная – мобилизуется на второй или третьей стадии развития стресса.
На первой стадии задействуется сердечнососудистая система, желудочно-кишечный тракт. Чаще всего происходит изменение поведенческого и эмоционального характера.
- Вторая стадия – стадия сопротивления.
Сохраняется повышенный уровень резистентности за счет «оттока энергии» от второстепенных систем, т.е. от систем, не влияющих в данный момент на преодоление воздействия стрессора.
Признаки стресса во второй стадии выражаются через поведенческие, эмоциональные, интеллектуальные и частично физиологические изменения. Если уровень стресса сохраняется, то наступает третья стадия.
- Третья стадия – истощение.
Характеризуется пред депрессионным состоянием, снижением показателей познавательных процессов. В конце этой стадии наступает смерть.
Развитие стресса по Лазарусу
Угроза Перцептивные Когнитивная
(Объективная факторы оценка
ситуация, проблема) (восприятие)
Переоценка ситуации
Стратегии Стресс
Эмоциональное
отреагирование
преодоления
17.Психологические и физиологические особенности реагирования личности на стресс.
Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование
Физиологически стресс – в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов.
Психологический стресс – вызывает факторы, действующие своими сигнальными значениями: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка.
Параметр |
Биологический стресс |
Психологический стресс |
Причина стресса |
Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм |
Социальное воздействие или собственные мысли |
Характер опасности |
Всегда реальный |
Реальный или виртуальный |
На что направлено действие стрессора |
На жизнь, здоровье, физическое благополучие |
На социальный статус, чувство самоуважения и т. д. |
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью |
Есть |
Отсутствует |
Характер эмоциональных переживаний |
«Первичные» биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев |
«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность , зависть, раздражительность и т. д. |
Временные границы предмета стресса |
Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим |
Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время) |
Параметр |
Биологический стресс |
Психологический стресс |
Влияние личностных качеств |
Незначительное |
Очень значительное |
Примеры |
Ожог горячим паром. Интоксикация, вызванная приемом алкоголя. Вирусная инфекция. Обострение гастрита после приема острой пищи |
Страх полетов на самолетах. Семейный конфликт. Несчастная любовь. Беспокойство по поводу будущего |
18.Стресс факторы: их классификация и особенности влияния на человека.
Стрессоры — факторы, вызывающие стрессовую реакцию.
- Физические (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.)
- Психологические (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).
Наиболее общие формы стрессоров
- Физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов)
- Психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.)
Условно стрессоры можно разделить на: 1. Управляемые (зависят от нас)
2.Неуправляемые (неподвластны нам)
- Психологический стресс или эмоциональный стресс — обычно появляются в ситуациях, которые связанны с переживанием эмоций. Например, болезнь близкого человека, развод, рождение ребенка и т.д. Любая ситуация, которая внешне ничем не угрожает самому человеку, но может вызывать сильные эмоции — причина стресса.
- Физиологический стресс — возникают из — за воздействия на человека внешних факторов: холод, жара, и т.д. Кратковременный стресс — самый естественный стресс ,при этом организм реагирует естественным образом, т.е. так, как реагировал первобытный человек, который например, нос к носу встретился с тигром. Обычно, действие такого стресса очень короткое.
- Хронические стрессы – вид стрессов, он самый опасный. Причины хронического стресса бывают разные. Например, человек — участник автомобильной катастрофы, у него было шоковое состояние, получил травмы, полностью вылечился, но душевная травма осталась – иногда перед глазами возникают картины пережитого, возвращая человека в момент катастрофы.
- Нервный стресс — самый бестолковый «вид» стресса. Нервные стрессы бывают из-за плохого настроения, раздражительности, чувства отчаяния, безысходности, тревоги, усталости и т.д.
- Эустресс — стресс полезный, так как вызывает мобилизацию организма, поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации.
- Дистресс — это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к развитию психосоматических изменений.
19. Понятие и основные технологии стресс-менеджмента на уровне работника
Стресс-менеджмент – управление стрессовой ситуацией.
Факторы, влияющие на стресс. 1. Рост ответственности 2. Недо- и перегруженность работой 3. Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность 4. Недоступность необходимых для работы ресурсов 5. Рутинная работа 6. Отсутствие инструктажа 7. Отсутствие профессионального общения 8. Низкий уровень мотивации 9. Личностные особенности 10. Конфликт работы с личной жизнью Индивидуальный стресс-менеджмент включает в себя два основных направления
- Базовая техника релаксации
От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации.
- Модификация поведения
Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию на позитивную.
- Индивидуальный временной предел стресса.
Есть категория работников, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.
20.Понятие и основные технологии стресс-менеджмента на уровне организационной среды.
Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:
- создание благоприятного организационного климата
- налаженная система обратной связи
- участие сотрудников в процессе принятие решений
- командные и проектные формы организации труда
- четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности
- равномерное распределение рабочей нагрузки
- социальная поддержка персонала
- специальные программы управления стрессами
21.Психологические основы уверенного поведения.
Уверенность в себе – свойство личности, ядром которых выступают позитивная оценка индивидом своих навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.
Оценка собственных результатов
- Достаточный поведенческий репертуар – поведение направлено на преодоление стрессовой ситуации.
- Позитивный опыт решения социальных задач – личность в процессе социализации входит в общество.
- Успешное достижение собственных задач.
Самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Функции самооценки
- Регуляторная – регулирует отношение индивида и социальной группы.
- Защитная – обеспечивает относительную стабильность и сохранение личности, позволяет формировать целостное представление о себе.
Виды самооценки
- Завышенная
- Адекватная – ее трудно формировать.
- Заниженная – человек недооценивает свои возможности.
Структура уверенности в себе по ш.Тарно
- Предвидение, визуализация успеха – мы прорисовываем ситуацию успеха и начинаем искать то, с помощью чего цель можно достичь.
- Необходимые навыки
- Реализм – уверенность в себе всегда подкрепляется реальной оценкой ситуации, собственных способностей на основе прошлого опыта.
- Специфичность – уверенность в себе не является постоянным свойством личности, а изменяется в зависимости от ситуации и сферы деятельности.
- Непостоянство – не является постоянной величиной, она должна поддерживаться, укрепляться, развиваться.
Методы формирования уверенности в себе
- Компетентность – необходимо хорошо разбираться во всех вопросах деятельности.
- Манера держаться – формируется под воздействием внутреннего состояния.
- Внешний вид – физическая форма, одежда.
- Образец для подражания – пытаемся копировать элементы поведения других людей.
- Активность – пытаемся достичь намеченной цели.
- Отношение к другим – формирование собственной системы коммуникации.
- Мотивация уверенности – надо найти причину, чтобы быть уверенным.
22.Понятие и элементы персонального бренда.
Бренд – набор нематериальных ценностей и ассоциаций, сфокусированный на марочных втрибцтах товара или услуги и своственных определенной группе потребителей.
Личный ьренд – образ, который складывается в сознании у других людей, у нашей целевой аудитории.
Элементы личного бренда.
- Продукт – здесь важно четко определить значимые качества и свойства, направленные на удовлетворение потребностей потребителя и быстрое реагирование на изменение потребностей (например, новый ноутбук-планшет).
- Марочность – создание имиджа или упаковки продукта. «Фантик».
- Распространение – коммуникации, постоянная поддержка контакта с целевой аудиторией и создание узнаваемости бренда.
- Мифодизайн – представление бренда в виде мифов, легенд. Слоганы.
Типы брендов.
- Бренд-образ – внешняя оболочка. Мерлин Монро.
- Деятельность – ассоциируем человека с деятельностью Телеведущая Опра.
- Продукт – Apple
- Результат — создатель компании Икея.
- Идея – Уолт Дисней.
- Символ – Фрейд.
- Миссия – мать Тереза
23.Технологии создания собственного бренда.
Этапы создания бренда
1. Целеполагание.
- Анализ миссии компании или организации
- Определение места бренда в архитектуре брендов компании или организации
- Определение желаемого состояния бренда (качеств, жизненного цикла, конкурентных преимуществ)
- Формулирование измеряемых параметров бренда (KPI)
2. Планирование проекта.
- Анализ имеющихся ресурсов (финансовых, человеческих, знаний и т. д.)
- Определение команды заказчиков, участников и исполнителей
- Определение сроков проекта
- Выявление иных условий или ограничивающих факторов
3. Анализ текущего состояния бренда (только для существующих брендов).
- Осведомлённость о бренде у целевой аудитории
- Знание о бренде целевой аудитории
- Отношение к бренду целевой аудитории
- Уровень лояльности к бренду
- Определение соответствия текущего состояния бренда желаемому
4. Анализ рыночной ситуации
- Анализ конкурентов (ассортимент, целевая аудитория, позиционирование, методы продвижения, ценообразование)
- Анализ предполагаемой целевой аудитории(характеристики, предпочтения).
Модели поведения потребителей.
- Рынки сбыта (спрос, доля, динамика).
5. Формулирование сущности бренда
- Миссия, позиционирование и полезность бренда для целевой аудитории
- Индивидуальность: ценности, ассоциации, черты, конкурентные преимущества
- Атрибуты бренда (имя, логотип/фирменный знак, персонаж или герой, шрифт, упаковка и т. д.)
6. Стратегия управления брендом
- Разработка правил создания маркетинговых материалов и описание процедур по управлению брендом (бренд-бук).
- Определение лиц, ответственных за развитие бренда (хранителей бренда)
- Разработка плана действий по продвижению бренда (интегрированные маркетинговые коммуникации)
- Разработка плана и процедур по мониторингу бренда и оценке эффективности
7. Продвижение бренда — интегрированные маркетинговые коммуникации
- Медиа-план
- Изготовление рекламной продукции
- Размещение рекламной продукции в каналах коммуникаций
- Комплексные программы лояльности
8. Мониторинг бренда и оценка эффективности действий
- Мониторинг измеряемых параметров (KPI) бренда, определённых на этапе 1
- Сравнение текущего состояния бренда с желаемым
- Коррекция стратегии или тактики
24.Базовые навыки коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации
- Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания
25.Особенности управленческого труда и самоменеджмента специалиста по управлению персоналом
26.Особенности профессионального стресса специалиста по управлению персоналом: синдром эмоционального выгорания.
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния у человека, под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей
- Влияние эмоций на позитивное мышление.
В хорошем настроении испытуемые благожелательно описывали представленные на картинках социальные ситуации, воспринимали себя как социально компетентные, уверенные в себе, уважающие себя личности.
- Влияние эмоций на память.
Следовательно, в хорошем настроении человеку легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом.
- Влияние эмоций на решение проблем.
Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем по-другому, нежели те, кто находится в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение.
- Влияние эмоций на оказание помощи и альтруизм в отношении коллег по работе.
Многие эксперименты показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим.
- Симпатии по отношению к окружающим.
Многие проведенные исследования выявляют, что люди, находящиеся в хорошем настроении, склонны более положительно оценивать свое окружение.
Эмоциональное выгорание – приобретенный стереотип эмоционального, чаше всего профессионального, поведения.
Эмоциональному выгоранию подвержены:
- Сотрудники, работающие в системе «человек – человек»
- Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт, связанный с работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей
- Проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность.
- Жители крупных городов, живущих в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Симптомы эмоционального выгорания
- Психофизические
- чувство постоянной, непреходящей усталости
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Социально-психологические
- безразличие, скука, пассивность и
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные «срывы
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности
- Поведенческие
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
- вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
Причины профессионального выгорания организации
- постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве;
- чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;
- передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий;
- отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда;
- неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
27.Эвристические методы поиска идей и принятия решений.
Эвристика – отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.
Эвристический метод позволяет:
- Преодолевать психологическую инерцию, обусловленную образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса.
Инерцию развивает и усиливает:
- Рецепторное обучение и проектирование по аналогии
- Подсознательная в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели
- Мобилизация подсознания
- Расширение перспектив видения, чему препятствует чрезмерная специализация образования и узкопрактический подход.
Эвристические методы:
- Метод проб и ошибок
- Методы психологической активизации мышления – позволяют усилить работу подсознания и эффективны при решении задач средней сложности.
- Методы систематизированного поиска – позволяют решать сложные и нестандартные задачи.
- Методы направленного поиска – предназначены для поиска новых идей и решения задач нестандартных ситуаций.
28.Личная эффективность: понятие и элементы. См тетрадь по психологии
Личная эффективность — это результативное достижение личных целей. Она позволяет двигаться из текущего состояния в желаемое и охватывает всю жизнь (а не только профессиональные области) и не зависит от чужой точки зрения.
29.Методы психологической активизации мышления.
- Мозговой штурм (Осборн 40е года.)
- Подготовительный этап: выбирается команда экспертов, модератор, формулируется цель.
- Этап проведения: устанавливаются правила проведения, без принятия решений, без критики, без поиска деталей.
- Оценка идей: убираются повторяющиеся идеи, идеи, не относящиеся к цели, располагаются по приоритетности.
- Обратная мозговая атака – вариант мозгового штурма, включающий в себя доп.первый этап. Этап критики существующей ситуации, продукта.
- Корабельный совет – принятие решений в условии дефицита времени или информации.
- Высказываются все участники совещания и решение принимается либо большинством, либо пока все не примут единогласное решение.
- Метод аналогий (Гордон, 1952г) – основан на особенностях человеческого мозга устанавливать связи между понятиями. (Личностные ассоциации, наши. Групповые.)
- «Шесть шляп мышления».
- Синяя – построение целей.
- Красная – эмоциональный фон, чувственность.
- Желтая – ресурсы и перспективы развития.
- Черная – критика, определение реалистичности.
- Зеленая – творчество, поиск креатива.
- Белая – дополнительная информация.
30.Методы систематизированного поиска идей и принятия решений.
- Морфологический анализ – основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект исследования и указывается большее число вариантов комбинации этих элементов.
- Функциональный анализ – предполагает рассмотрение объекта анализа как комплекса выполняемых функций, а не как набора материально вещественных структур.
- Метод классифицирования – разновидность морфологического анализа, предполагающая поэтапное и детальное разделение элементов исследуемого объекта.
- Метод «5 почему» (основатель — Toyota)
- Определение проблемы. (Почему вы разговариваете?)
- Подпроблема (Почему это происходит?)
- Почему проблема возникла?
- Формулировка ответов продолжается до тех пор, пока не создается вариант решения проблемы.
- Метод фокальных объектов
- Выбираются 2-3 случайных объекта
- Составляются списки свойств, функций, признаков, характерных этим объектам.
- Признаки поочередно приписываются к фокальному объекту. Вариант развивается путем свободных ассоциаций.
- Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее эффективные методы решения.
27