Утверждаю 64

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Проректор по учебной работе

___________________________

«_______» __________20___г.

Рабочая программа

По дисциплине ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

для направления УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

профиль Управление персоналом предприятия

по учебному плану набора 2011 года

форма обучения ЗАОЧНАЯ

срок обучения 3,5 года

факультет ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА

кафедра СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2012 Г. Составитель(и): Волгина т.Ю. Доцент

(Ф.И.О) (должность) (подпись)

Рабочая программа составлена

на основании государственного образовательного

стандарта ВПО 2010 года и

рассмотрена на заседании кафедры

«________»_______________20______г.

Протокол № ______________________

Заведующий кафедрой «СиОМ» к.э.н., доцент ____________________/Кузьмин А.А./

Рабочая программа одобрена

советом (методической комиссией)

факультета «Высшая бизнес-школа»

17 стр., 8453 слов

Психологическая готовность к обучению в школе 6-7 летних детей

... выявлением применительным к младшему школьному возрасту. Переход к обучению в школе заставляет по новому взглянуть на проблему " кризиса 7 лет ". Существует ли вообще этот кризис? Если да, ... об окружающем мире, усвоенный в системе; Желание узнавать новое, любознательность; Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем; Сформированность элементарных учебных навыков; Положительное ...

«_____» ________________ 20 __г.

Председатель совета _____________________/Власов р.Г./

Курс: 2

Форма обучения: заочная

Семестр: 3

Трудоемкость: 3 зачетных единицы

Количество аудиторных часов: 10

Из них: лекций – 4

практических занятий – 6

Количество внеаудиторных часов – 98

Форма промежуточной аттестации: зачет, контрольная работа

Данная дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.3.8) и входит в число дисциплин федерального компонента по направлению «Управление персоналом».

2. Цели и задачи дисциплины;

Требования к уровню освоения содержания

Учебной дисциплины

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Организационное поведение» раскрывает теоретические основы поведения человека в социальных организованных системах различных типов и классов, сущность, принципы, законы и способы организации жизнедеятельности и поведения человека в обществе, особенности осуществления различных классов и видов организационной деятельности, включая управленческую. Дисциплина «Организационное поведение» предназначена для формирования комплекса практических знаний и навыков организации и эффективного управления организационным поведением в различного рода коммуникациях и взаимодействиях с учетом личностных, социально-психологических характеристик человека и других членов группы, влияния различных факторов и условий в различных социальных структурах организованной деятельности, общества и окружающей среды, а также для практического овладения методами анализа и разрешения конфликтных ситуаций.

Цель изучения дисциплины «Организационное поведение» — изучение закономерностей организационного поведения личности, современных форм и методов воздействия на ее поведение, принципы формирования групп, объединенных едиными целями и выявления особенностей обоснования методов воздействия на организационное поведение способствующего повышению эффективности деятельности всей организации.

Задачи изучения дисциплины:

— анализ поведения работников в рамках определенных организационных структур;

  • описание и методы управления поступками и поведением работников в организации;
  • выявление феноменов индивидуального и группового поведения сотрудников организаций;
  • оценка эффективности и форм и видов организационного поведения сотрудников.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

В результате изучения дисциплины «Организационное поведение» в комплексе с другими дисциплинами этого цикла студенты должны знать:

  • основные принципы и закономерности организации социальных систем деятельности и организационного поведения;
  • основы типологии, классификации и видовой специализации организации социальных систем;
  • принципы, методологию и основные методические средства формирования (образования), функционирования и развития социальных образований различного уровня и поведения в них человека;
  • принципы и методологию построения, функционирования и адаптации управляющих систем различных организаций, обеспечивающих эффективное организационное поведение;
  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства, управления конфликтами;
  • основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;
  • основы системных взаимосвязей социальных систем с окружающей средой и организации жизнедеятельности и поведения человека в социуме.

В результате практических занятий студенты должны уметь:

4 стр., 1850 слов

Роль эмоций в организации поведения

... собой самостоятельный мозговой механизм, играющий специфическую роль в организации поведения.           А.В.Вальдман придерживается мнения, что эмоции индуцируются преимущественно ... МИНСК   2001 Роль эмоций в организации поведения             Под эмоциями подразумевают субъективные ...

  • с целью организации эффективного взаимопонимания и взаимодействия (поведения) профессионально грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат, уметь формулировать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения, выделять сущностные, принципиальные аспекты и т.п.;
  • определять и формулировать цели и задачи организации, управляющих систем и отдельных рабочих мест в организации и систему стимулов, обеспечивающих соответствующее поведение людей в организации для достижения необходимых результатов;
  • выявлять состав, структуру, анализировать и прогнозировать основные параметры условий организационной деятельности, внешней среды (инфраструктуры, метасистемы) с целью обеспечения соответствующего поведения персонала организации;
  • анализировать состав, структуру, содержание, причины, источники конфликтных ситуаций и уметь их разрешать;
  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
  • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
  • оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;
  • организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации;
  • осуществлять организационно-кадровое проектирование систем управления социальных деятельностных образований.

В результате изучения дисциплины «Организационное поведение» студенты должны владеть:

— современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

— методами управления операциями;

— методами деловых коммуникаций.

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

— готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладание навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);

— знание корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владение навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций (ПК-62);

— владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72);

— способность участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем оценивания результатов обучения в современной системе образования. На практических занятиях рассматриваются различные аспекты и тенденции развития современной теории управления персоналом. В основу отбора содержания и организации учебного материала данной дисциплины положены следующие принципы:

  • принцип научности, требующий отображения современных теоретических достижений науки в теоретической части курса, и использования наукоемких технологий в его практической части;
  • принцип профессиональной ориентированности, предполагающий отбор содержания и выбор стратегий обучения, ориентированных на решение профессиональных задач с использованием методов разбора проблемных ситуаций (кейсов);
  • принцип целостности и междисциплинарности, предполагающий обеспечения единства, преемственности, связи и взаимосвязи дисциплин различных предметных блоков, объединяемых общей идеей профессионально направленной подготовки специалиста;
  • принцип вариативности, допускающий введение в содержание дополнительных учебных элементов и выстраивание единиц содержания в авторской логике;
  • принцип адаптивности, ориентирующий на необходимость адаптации при отборе содержания и организации учебного материала, что выражается в учете готовности субъектов образовательного процесса к восприятию и пониманию материала, а также их потребностей и потребностей общества к подготовке специалиста с требуемыми качествами.

 

Междисциплинарные связи

Дисциплина «Организационное поведение» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Организационное поведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Социология», «Психология», «Основы управления персоналом».

Дисциплина «Организационное поведение» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Этика деловых отношений», «Конфронтационный менеджмент», «Основы кадровой политики и кадрового планирования».

Образовательные технологии

В рамках данной учебной дисциплины предусмотрено использование интенсивных обучающих технологий интерактивного характера: аудиовизуальные технологии обучения, дистанционные образовательные технологии, учебные дискуссии, технологии развития критического мышления, рефлексивные технологии, технологии проектной деятельности. Эти технологии совместно с самостоятельной работой студентов решают задачи формирования и развития умений и навыков студентов, как основы общекультурных и профессиональных компетенций.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

В качестве оптимальных видов контроля усвоения содержания по учебной дисциплины могут быть рекомендованы творческая реферативная работа, контрольная работа, сообщения на семинаре, составление коллажей по темам изучаемого курса, участие в деловых играх.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Дисциплина завершается письменным зачетом с использованием тестовых заданий и разбора проблемных ситуаций, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий.

3. Содержание дисциплины тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

3

5

Глава 1. Введение в организационное поведение.

Тема 1. Организации и организационное поведение в системе менеджмента.

Тема 2. Организационное поведение и эффективность организации.

Тема 3. Эффективное поведение руководителя.

17

1

16

Глава 2. Управление поведением людей.

Тема 4. Человек как личность и как субъект деятельности.

Тема 5. Теоретические основы мотивации труда.

Тема 6. Структура, функции и механизмы трудовой мотивации.

Тема 7. Социально-психологические технологии мотивации труда.

Тема 8. Управление персональным развитием.

21

1

2

18

Глава 3. Управление группами.

Тема 9. Феномены группового поведения в организации.

Тема 10. Управление командой.

18

2

16

Глава 4. Управление организациями

Тема 11. Особенности организационного поведения.

17

1

16

Глава 5. Управление процессами.

Тема 12. Лидерство в организации.

Тема 13. Управление изменениями.

18

2

16

Глава 6. Поведенческий маркетинг.

Тема 14. Типы взаимодействия людей в деловых контактах.

Тема 15. Маркетинговая культура и управление поведением клиентуры.

17

1

16

Всего по дисциплине

108

4

6

98

Контр.

работа, зачёт

4. Тематическое содержание дисциплины

Глава 1. Введение в организационное поведение

Тема 1. Организации и организационное поведение в системе менеджмента

Сущность курса «Организационное поведение». Цели учебной дисциплины. Научные основы, подходы и методы изучения организационного поведения. Основополагающие концепции организационного поведения. Организация, как система, встроенная во внешний мир. Организация как процесс. Организация как открытая и закрытая система. Организация и менеджмент. Типы управления организацией: механистический, органистический. Структура организации. Организационная культура. Организационное поведение. Система организационного поведения. Особенности организации, определяющие характер организационного поведения. Принципы построения системы организационного поведения.

Основные понятия и термины: организация, организационное поведение, организационная культура.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом исследований в курсе «Организационное поведение»?

2. Что должен знать и уметь менеджер в сфере организационного поведения?

3. Каковы сущность и основные черты современной организации?

4. Какие группы функциональных процессов характерны для деятельности любой организации?

Литература по теме

Основная – 1-4

Дополнительная – 2-5

Тема 2. Организационное поведение и эффективность организации

Поведение как категория. Социальное поведение. Трудовая деятельность. Трудовое поведение. Теории поведения человека в организации. Школа научного управления. Административная школа. Школа человеческих отношений. Поведенческие науки. Эффективность организации. Взаимосвязь индивидуальной, групповой и организационной эффективности. Критерии эффективности организации.

Основные понятия и термины: поведение, эффективность организации.

Контрольные вопросы

1. Какими формами характеризуется трудовое поведение?

2. Охарактеризуйте вклад в теорию поведения четырех школ управленческой мысли.

3. Назовите критерии эффективности организации?

Литература по теме

Основная – 1-4

Дополнительная – 2-5

Тема 3. Эффективное поведение руководителя

Модель управленческой деятельности. Качества руководителя в конце 90-х гг. XX и в будущем. Факторы управленческого поведения. Профессиональная компетентность руководителя. Модель компетенций руководителя. Оценка эффективности управленческого поведения. Критерии эффективности деятельности.

Основные понятия и термины: эффективное поведение.

Контрольные вопросы

  1. 1. Что входит в состав профессиональных компетенций руководителя?
  2. 2. Каковы критерии эффективного управленческого поведения?

Литература по теме

Основная – 1-4

Дополнительная – 2-5

    Глава 2. Управление поведением людей

    Тема 4. Человек как личность и как субъект деятельности

    Личность. Структура личности. Внутренняя структура личности. Социальная структура личности. Восприятие. Ценности и установки. Ролевое поведение в организации. Роли руководителя: межличностные, информационные, связанные с принятием решений. Методы изучения личности.

    Основные понятия и термины: личность, восприятие, установки, ролевое поведение.

    Контрольные вопросы

    1. Какие элементы включают в себя социально-психологическую структуру личности?

    2. Что является структурой личности?

    3. В чем заключается содержание восприятия и установок личности?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    Тема 5. Теоретические основы мотивации труда

    Сущность и основные понятия мотивации трудовой деятельности. проблема побуждения людей к труду. Классические экономические теории труда. «Экономический человек» А. Смита, концепция рабочей силы К. Маркса. Психологические концепции мотивации. Соотношение мотивации и деятельности. Основные понятия системы мотивации: потребность, мотив, стимул. Модели системы потребностей человека. Классификация мотивов по содержанию, источникам возникновения, видам деятельности, профессиональной направленности, активности. Мотивация как психологическая структура.

    Основные понятия и термины: мотивация труда, мотивация профессиональной деятельности, потребность, мотив, стимул.

    Контрольные вопросы

    1. Покажите сущность категории «мотивация трудовой деятельности».

    2. В чем состоит специфика экономических воззрений на сущность труда?

    3. В чем состоит специфика психологических концепций мотивации?

    4. Как соотносятся потребности и мотивы?

    5. Как соотносятся мотивы и стимулы?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 1-5

    Тема 6. Структура, функция и механизмы трудовой мотивации

    Структура трудовой мотивации. Мотивация и деятельность. Роль психологических, социальных, экономических и культурных факторов в формировании структуры индивидуальной трудовой мотивации. Сущность и структура мотивационного ядра деятельности. Корреляты достижений: экономический и социальный статус, профессиональная карьера, имидж профессионала, профессиональная компетентность. Индивидуальные ценности труда. Соотношение субъективных ценностей труда и практических требований к выполняемой работе. Функции трудовой мотивации. Формирование системы профессиональных ценностей.

    Основные понятия и термины: мотивационное ядро личности, индивидуальные ценности труда, система профессиональных ценностей.

    Контрольные вопросы

    1. Какова структура мотивации трудовой деятельности?

    2. Какова структура мотивационного ядра личности?

    3. Каковы основные функции мотивации трудовой деятельности?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 1-5

    Тема 7. Социально-психологические технологии мотивации труда

    Роль социально-психологического климата в системе мотивации труда. Система нематериальной оценки трудового вклада. Система организационных мотивационных мероприятий. Использование PR-технологий в современной практике управления мотивацией труда. Современные практики психологического управления мотивацией труда. Управление системой нематериального стимулирования труда. Роль менеджмента организации в развитии принципов оценки качества деятельности сотрудников. Моральное стимулирование сотрудников. Командная деятельность как современная форма мотивации деятельности. Роль иных направлений работы с персоналом на мотивацию труда: должностное продвижение, обучение персонала, аттестация персонала. Участие персонала в решении важных производственных вопросов как основной фактор профессиональной мотивации современных работников. Кадровая политика организации и ее влияние на мотивацию труда.

    Основные понятия и термины: моральное стимулирование.

    Контрольные вопросы

    1. В чем состоит мотивационная сущность профессионального рейтинга?

    2. Как менеджмент влияет на систему морального стимулирования?

    3. В чем преимущество командной формы организации деятельности?

    4. Как влияет на мотивацию профессиональной деятельности система кадрового продвижения?

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 1-5

    Тема 8. Управление персональным развитием

    Профессиональная карьера. Внутриорганизационная карьера. Этапы карьеры менеджера. Фактические модели карьеры. Плановые модели карьеры. Служебно-профессиональное продвижение. Кадровый резерв. Работа с кадровым резервом.

    Основные понятия и термины: карьера, управление карьерой, кадровый резерв.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение сущности карьеры.

    2. Охарактеризуйте этапы карьеры.

    3. Каковы основные критерии подбора кандидатов в резерв?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 1-5

    Глава 3. Управление группами

    Тема 9. Феномены группового поведения в организации

    Группа. Природа групп. Стадии развития групп. Факторы группового поведения. Групповое мышление. Формирование сплоченной группы. Групповая и межгрупповая динамика. Групповая эффективность. Принятие решений в группах. Методы изучения и анализа взаимоотношений в группе.

    Основные понятия и термины: группа, групповая эффективность.

    Контрольные вопросы

    1. Какие основные факторы определяют развитие группового поведения?

    2. Назовите социально-психологические характеристики сплоченной группы.

    3. Какие методы изучения группы вы знаете?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    Тема 10. Управление командой

    Команда. Создание команды. Факторы командной эффективности. Стадии становления команды. Характеристики высокоэффективной команды. Целевые роли. Неэффективные команды. Самоуправляемые команды. Роль менеджера в команде.

    Основные понятия и термины: команда, командная работа, формирование команды, самоуправляемая команда, целевые роли.

    Контрольные вопросы

    1. Какие стадии формирования проходит команда?

    2. Как распределяются роли в команде?

    3. Перечислите функции менеджера команды.

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    Глава 4. Управление организациями

    Тема 11. Особенности организационного поведения

    Концепции организационной культуры. Функции и составные части организационной культуры. Доминантная культура, субкультура и контркультура. Наблюдаемые аспекты организационной культуры: истории, церемонии, ритуалы, символы. Культурные правила и роли. Ценности и организационная культура. Организационные мифы. Влияние национальной культуры.

    Основные понятия и термины: организационная культура, субкультура, контркультура, культурный символ, ритуал, миф.

    Контрольные вопросы

    1. Каковы основные составные части организационной культуры?

    2. В чем может крыться причина формализации организационных ритуалов?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 1-5

    Глава 5. Управление процессами

    Тема 12. Лидерство в организации

    Природа лидерства. Теории лидерства. Формальный лидер. Неформальный лидер. Типы лидерства: инструментальный, эмоциональный. Лидерство и власть. Отличие руководителя от лидера. Типы власти. Лидер и организация. Деструктивное лидерство. Делегирование. Организационная политика. Развитие лидерского потенциала.

    Основные понятия и термины: лидер, власть, делегирование полномочий.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое лидерство?

    2. Назовите сходство и отличие понятий «лидерство» и «руководство».

    3. Что подразумевает развитие лидерских качеств?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    Тема 13. Управление изменениями

    Организационные изменения. Агенты изменений. Типология изменений. Стадии изменений. Мишени изменений. Сопротивление изменениям. Виды сопротивлений. Причины сопротивлений. Методы преодоление сопротивлений: передача информации, привлечение к принятию решений, поддержка, переговоры, кооптация, маневрирование, принуждение, поддержка топ-менеджмента. Участие в организационном развитии.

    Основные понятия и термины: изменения, агенты изменения, сопротивление изменениям.

    Контрольные вопросы

    1. Почему организация должна осуществлять изменения?

    2. Назовите основные виды сопротивления изменениям.

    3. Почему решающую роль в осуществлении изменений играет руководитель?

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    Глава 6. Поведенческий маркетинг

    Тема 14. Типы взаимодействия людей в деловых контактах

    Сотрудничество в управлении организацией. Типичные поведенческие ситуации. Психологические установки индивидуального сознания. Требование поступать в соответствии с обязанностями. Конвенциалистическая установка. Функциональная установка. Прагматическая установка. Альтруистическая установка. Новаторская установка.

    Основные понятия и термины: сотрудничество.

    Контрольные вопросы

    1. Назовите основные типы взаимодействия людей в деловых контактах.

    2. Чем определяется система сотрудничества в организации?

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    Тема 15. Маркетинговая культура и управление поведением клиентуры

    Понятие маркетинговой культуры персонала. Факторы внешней среды организации. Поведение работников по отношению к клиентам. Ценовая политика. Клиенториентированное поведение. Избирательно-клиентурное поведение. Антиклиентурное поведение. Псевдоклиентурное поведение.

    Основные понятия и термины: маркетинговая культура, клиентоориентированное поведение.

    Контрольные вопросы

    1. В чем сущность маркетинговой культуры персонала?

    2. Назовите типичные ошибки, совершаемые при общении с клиентом.

    Литература по теме

    Основная – 1-4

    Дополнительная – 2-5

    1. Задания для проведения контроля остаточных знаний по учебной дисциплине

    Тема 1. Введение в организационное поведение.

    1. 1. Место организационного поведения в структуре феноменов управления.
    2. 2. Факторы, влияющие на организационное поведение.
    3. 3. Сущность и основные черты современной организации.
    4. 4. Элементы системы организационного управления.
    5. 5. Трансформация качеств руководителя в XX–XXI веках.
    6. 6. Факторы управленческого поведения.
    7. 7. Профессиональная компетентность руководителя.

    Тема 2. Управление поведением людей.

    1. 1. Сущность поведения. Особенности исследования поведения в рамках антропологии, психологии и социологии.
    2. 2. Факторы, влияющие на индивидуальные особенности поведения.
    3. 3. Методы исследования поведения.
    4. 4. Критерии оценки эффективности организации.
    5. 5. Система оценки поведения сотрудников.
    6. 6. Позитивное и негативное поведение сотрудников организации.
    7. 7. Повышение эффективности поведения и деятельности. Управление целями.

    Тема 3. Управление группами.

    1. 1. Особенности группового поведения. Типы групп.
    2. 2. Особенности групповой динамики. Этапы развития группы.
    1. 3. Особенности внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, их разрешение в организации.
    2. 4. Формальные и неформальные группы в организации, их взаимодействие.
    3. 5. Стадии становления команды
    4. 6. Факторы командной эффективности
    5. 7. Характеристики высокоэффективной команды
    6. 8. Целевые роли в команде
    7. 9. Самоуправляемые команды.

    Тема 4. Управление организациями.

    1. 1. Анализ содержания отношений членов организации.
    2. 2. Социометрический способ измерения внутригрупповых отношений
    3. 3. Факторы проектирования организации.
    4. 4. Элементы проектирования организации.
    5. 5. Структура мотивационного ядра личности.
    6. 6. Функции мотивации труда.
    7. 7. Структура мотивационного процесса.

    Тема 5. Управление процессами.

    1. 1. Организационная динамика. Факторы, определяющие организационную динамику.
    2. 2. Изменения в организации. Отношение персонала к изменениям. Инновационные барьеры.
    3. 3. Принципы управления инновациями.
    4. 4. Технологии управления инновациями в организации.
    5. 5. Процесс социализации, этапы социализации. Организация как социализационный институт.
    6. 6. Роль карьерных процессов в персональном развитии.
    7. 7. Социальные нормативы организации и их влияние на персональное развитие сотрудников

    Тема 6. Поведенческий маркетинг

    1. 1. Маркетинговая поведенческая среда.
    2. 2. Поведение работников по отношению к клиентам.
    1. 3. Управление поведением клиентов.
    2. 4. Функции и составные части организационной культуры.
    3. 5. Доминантная культура, субкультура и контркультура.
    4. 6. Наблюдаемые аспекты организационной культуры.
    5. 7. Роль философии менеджмента в создание, подкрепление и изменение культуры.
    6. 8. Ценности и принципы организационного развития.
    7. 9. Вмешательство в организационное развитие.

    6. Задания для самостоятельной работы студентов формы контроля

    В процессе изучения дисциплины предусмотрены несколько форм контроля: оперативный, рубежный и итоговый.

    Оперативный контроль предназначен для определения качества усвоения изученного материала. Подобный контроль может проводиться в виде письменного опроса, тестирования, выполнения кейсов и т.п.

    В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины рубежный контроль предусмотрен в форме написания контрольной работы.

    Итоговый контроль проводится в форме зачёта и выполнения итоговой работы. Цель зачёта – систематизация и проверка знаний по всему курсу дисциплины.

    Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50-70% общего количества часов, соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, способствует формированию навыков исследовательской работы и ориентирует студентов на умение применять теоретические знания на практике.

    Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен).

    При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, обсуждение ситуаций, работа в мини-группах, проверка письменных работ и т.д.

    Раздел (модуль) дисциплины

    Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

    Содержание и виды самостоятельной работы

    1

    Тема 1.

    Введение в организационное поведение.

    16

    Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

    Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Решение ситуаций в мини-группах и в индивидуальном порядке.

    2

    Тема 2.

    Управление поведением людей.

    18

    Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

    Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Решение ситуаций в мини-группах и в индивидуальном порядке.

    3

    Тема 3.

    Управление группами.

    16

    Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

    Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Решение ситуаций в мини-группах и в индивидуальном порядке.

    4

    Тема 4.

    Управление организациями.

    16

    Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

    Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Решение ситуаций в мини-группах и в индивидуальном порядке.

    5

    Тема 5.

    Управление процессами.

    16

    Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

    Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Решение ситуаций в мини-группах и в индивидуальном порядке.

    Тема 6. Поведенческий маркетинг.

    18

    Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

    Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Решение ситуаций в мини-группах и в индивидуальном порядке.

    ИТОГО:

    98

    7.Вопросы к зачёту

    1. Место и роль теории «организационного поведения» в системе знаний социального управления и организации жизнедеятельности человека в обществе.

    2. Объективные предпосылки гуманистических и механистических (функциональных) отношений в организации.

    3. Сущность и принципы концепций «механистического» (функционального) организационного поведения.

    4. Сущность и принципы концепций «системотехнического» организационного поведения.

    5. Сущность и принципы концепций «гуманистического» организационного поведения.

    6. Сущность и принципы концепции «системодеятельностного» поведения человека в организации.

    7. Сходство и различие концепций организационного поведения.

    8. Классификация организационной деятельности. Характеристика организационного поведения по классам организационной деятельности.

    9. Основные факторы, определяющие организационное поведение, и их характеристика.

    10. Система социальных норм, обуславливающих организационное поведение человека в обществе.

    11. Особенности поведения человека в различных формах организованной деятельности.

    12. Особенности применения социальных норм и нормативного регулирования поведением человека в обществе.

    13. Особенности организационных норм поведения в условиях кооперированной деятельности.

    14. Характеристика основных элементов деятельности, определяющих поведение человека в организации. Объективные предпосылки организационного поведения в индустриальном мире.

    15. Мировоззренческая, профессионально-деловая культура, личностные особенности человека в структуре организационной деятельности.

    16. Личностные, психологические и социально-психологичес-кие особенности человека, определяющие организационное поведение.

    17. Социально-психологические основы взаимоотношений и взаимодействия в различных видах коммуникаций: совещаниях, переговорах, деловых беседах, руководстве и т. п.

    18. Влияние личностных факторов на организационное поведение в зависимости от вида деятельности и уровня развития личности.

    19. Управление организационным поведением в различных формах социальных образований

    20. Организационное поведение в различных структурах систем управления (управленческой деятельности).

    21. Классификация и характеристика методов управления организационным поведением (управления персоналом).

    22. Области применения и эффективного использования административных и экономических методов управления организационным поведением.

    23. Психотехнические приемы управления организационным поведением.

    24. Организация производственного «поведения» с учетом социально-психологических факторов.

    25. Психотехника организации и проведения коммуникаций в процессах управления организационным поведением.

    26. Организация и проведение деловых переговоров.

    27. Мотивация организационного поведения.

    28. Структура мотивации личности, характеристика, приоритеты. Зависимость организационного поведения от структуры мотивации личности.

    29. Динамика структуры мотивации личности и организационного поведения в процессе личностного развития человека.

    30. Стимулирование организационного поведения.

    31. Зависимость стимулирования организационного поведения от условий конкретных и будущих ситуаций окружающей среды.

    32. Управление конфликтами. Анализ и разрешение конфликтов организационного поведения.

    33. Порядок и способы разрешения конфликтных ситуаций.

    34. Особенности организационного поведения в условиях функциональной деятельности.

    35. Принципы формирования организационной структуры функциональной деятельности и соответствующего организационного поведения.

    36. Особенности организации поведения в условиях нефункциональной (творческой) деятельности.

    37. Принципы формирования организационных структур нефункциональной деятельности с целью повышения эффективности организационного поведения.

    38. Особенности организационного поведения и управления в идеологических организациях.

    8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    а) Основная литература:

    1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
    2. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2010
    3. Литвинюк А.А Организационное поведение. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2011
    4. Соколова М.И. Организационное поведение: управление поведением людей организации. М.: Проспект, МГИМО-Университет, 2011

    б) Дополнительная литература:

    1. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.
    2. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом : учеб. пособие. — М.: ИНФРМА-М, 2006.
    3. Карташова, Л. В. Организационное поведение: учебник. — М.: ИНФРА-М., 2007.
    4. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.
    5. Шермерорн, Дж. Организационное поведение / Дж. Шермерорн, Дж. Хант, Р. Осборн. — СПб.: Питер. 2006.

    в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

    http://www.aup.ru/books/i006.htm Электронные книги по управлению персоналом и экономике труда

    http://www.betec.ru/secure/index.php?id=4&sid=05&tid=14 Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий.

    www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту.

    www.eurofound.eu.int – официальный сайт «Европейской ассоциации по улучшению условий жизни и труда»

    http://grebennikon.ru/cat-195-1-2.html электронная библиотека журналов Издательского дома «Гребенников»