Задание 2
Вопросы для обсуждения:
1. Научно-проектная деятельность как основа профессионального становления специалиста.
Понятие профессиональное становление личности—процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.
— Профессиональное становление— это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала мя достижения вершин профессионализма.
— Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.
— Переход от одной стадии становления к другой инициируется; изменениями социальной ситуации, сменой и перестройкой ведущей деятельности,- что приводит к — профессиональному развитию личности кризису ее психологической организации, формированию новой целостности, сменяющейся дезорганизацией и последующим установлением качественно нового уровня функционирования центром которого становятся профессионально обусловленные психологические новообразования.
— Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной — компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально- значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью.
Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...
... содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности. [7, стр.15] Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, ...
— Процесс профессионального становления опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. динамика профессионального становления подчинена общим закономерностям психического развития: преемственности, гетерохронность, единству сознания и деятельности.
— Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.
— На начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. На стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные внутриличностными конфликтами, не довольством уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем саморазвитии и самоосуществлении. Разрешение этих противоречий приводит к нахождению новых способов выполнения профессиональной деятельности, смене специальности, должности, а иногда и профессии.
— Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами. Поскольку они психологически обоснованы, назовем их нормативными. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация также сопровождаются кризисами (назовем их ненормативными).
Следует также констатировать, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.
Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.
Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.
2. Стили, этапы, содержание и структура педагогического общения. Основные требования к педагогическому общению.
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Будь то лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового проекта или реферата, преподаватель общается с потоком, группой, подгруппой, личностью.
Содержание общения составляет обмен информацией. Но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение.
61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...
... общительность - не только социально-психологическое, но и профессиональное качество. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в ...
Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это — личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента, И в этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Без организации продуктивного общения преподавателя и студенческого коллектива невозможно плодотворно реализовать дидактические и собственно воспитательные задачи педагога вуза.
Общение выступает в трех аспектах:
• во-первых, как средство решения учебных задач;
• во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
• в-третьих, как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Этапы педагогического общения включают:
1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям студентов;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания. Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую
стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», — отмечал В. А. Сухомлинский.
Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Исследование профессиональной направленности студентов на педагогическую ...
... каждого студента. Необходим индивидуальныйподход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационныхвозможностей учебно-педагогического ... данные личности будутсоответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [3,4]. Однако,этот взгляд недооценивает активного ... — смыслового единства у будущих специалистов. Профессия педагога — однаиз важнейших в современном мире. От ...
Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и студентов.
Следовательно, кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:
1. Становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами.
2. Разработка психологически обоснованной партитуры лекции, т.е. использование элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т.п., наличие определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следовательно, реальное включение студентов в процесс познания.
3. Создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы как никакому другому коммуникативные компоненты.
4. Управление познавательной деятельностью студентов. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
5. Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй лекции, но и самовыражение личности педагога. Оно придает лекции мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы.
6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов, которая обеспечивает настрой студентов на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов. Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих позиций.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
Термин «стиль» появился впервые в античной риторике для характеристики выразительных средств языка, и, как свидетельствуют историки, широко использовался в литературе, лингвистике, искусстве.
Стиль педагогического общения–это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия.
В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ...
... работы профессионального преподавательского состава; а также практическая значимость в разработке методических рекомендаций по формированию индивидуального стиля общения и программы развития индивидуального стиля общения, которые могут использоваться как преподавателями, ... Л.М. Юсупов, и др.), основанный на анализе деятельности педагога, его личностных качеств и т.д., поликомпонентный (Г.С. Васильев, ...
Структура педагогического общения делится на три стадии:
1. коммуникативная — передача информации;
2. установление сотрудничества между спортсменами. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;
3. перцептивное восприятие человека человеком. Оно определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценивать их деятельность, а не личностные качества.
Основные требования к педагогическому общению.
Постоянное проявление интереса к своим ученикам.
В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.
5. Оказание и просьба помощи. Во всякой деятельности учеников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.
3. Типология профессиональных позиций преподавателей.
Типология преподавателей В педагогической литературе имеются несколько типологических классификаций преподавателей.
Первая принадлежит известному педагогу В.Н. Сороке-Росинскому. Он делил преподавателей на несколько групп в зависимости от стиля поведения, отношения к работе, характера.
1. Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает «в ущерб реальному миру вещей и практике». Сильная сторона таких педагогов – хорошее знание предмета преподавания и его методики, добросовестная подготовка к занятиям. Эти педагоги часто ищут новые пути и приемы работы, но слабы в практике, невнимательны к конкретному обучаемому. Они инициативны, но, легко отрываясь от реального мира, могут впасть в прожектерство.
2. Педагоги-реалисты. В противоположность теоретистам они хорошо разбираются в мире вещей и людей, тонко чувствуют настроения обучаемых. Их слабое место – неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем главное. Иногда близкие отношения с обучаемыми приводят к некоторой фамильярности, к ослаблению дисциплины.
3. Педагоги-утилитаристы. Сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Но обучаемые для них – лишь объекты воздействий. Их «конек» в работе – не объяснение, не спрос, а тренировка в закреплении и повторении пройденного. Они мастера на всякого рода оформления.
4. Педагоги-«артисты», интуитивисты. Их отличительная черта – способность действовать по вдохновению, по интуиции. В этом их сила, в этом их слабость. Они ведут занятия увлекательно, эмоционально, однако зависимы от настроения. Иногда плохо готовятся к занятиям. У них бывают и великолепные, и просто неряшливые занятия. Выделенные четыре группы редко встречаются в чистом виде. В.Н. Сорока-Росинский указывал, что встречаются и педагоги, которых невозможно отнести к той или иной группе. Они могут быть добросовестными преподавателями, чуткими воспитателями, но как личности не обладают яркой индивидуальностью, не привлекают к себе учащихся, мало запоминаются. Вторую классификацию дал доктор педагогических наук Э.Г. Костяшкин.
В основе его типологии – внеучебная работа. При этом он учитывает не только отношение преподавателя к внеучебной педагогической работе, но и органический склад его личности, доминирующую психическую особенность характера, уровень профессиональной педагогической этики и т. д. Э.Г. Костяшкин выделил четыре типа: интеллектуальный, эмоциональный, волевой и организаторский. Уже сами названия показывают, что данная классификация отражает, прежде всего, общий психический склад личности преподавателя.
Вышеназванные типы педагогов характеризуются следующими признаками. Интеллектуальный тип отличается склонностью к научной работе, творческим подходом к делу, к анализу своего опыта, ведению наблюдений и т. д. Более результативен в работе с обучаемыми, особенно в малых группах, а также в индивидуальной работе.
Волевой тип педагога характеризуется четкостью и организованностью в работе, повышенной властностью, высокой требовательностью и к себе, и к обучаемым. Педагог этого типа скорее руководитель, чем советчик. Его уверенность увлекает обучаемых. Их покоряет его характер, сила и властность. Однако в работе с обучаемыми такой преподаватель может быть недостаточно тактичным, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. Эмоциональный тип отличается особой нравственной чувствительностью, тонким пониманием внутреннего состояния обучаемого. Преподаватель такого склада успешно работает с трудными обучаемыми, добиваясь успехов там, где командный тон и аппеляция к сознанию бывают безрезультатными или бессмысленными.
Высокую и тонкую эмоциональность педагогов последнего типа Э.Г. Костяшкин называет природным даром. Четвертый, организаторский, тип сочетает в себе отдельные свойства других типов и потому наиболее универсален. Особенностью преподавателей этого типа является профессиональная ответственность за деятельность всех обучаемых. Приведенные типологии имеют разные основания. В.Н. Сорока-Росинский брал за основу ценностные ориентиры преподавателей. Для педагогов-теоретистов значимы главным образом теоретические знания, для реалистов и утилитаристов – практические умения, практические настроения и дела обучаемых, для «артистов» – свое собственное вдохновение, свое настроение. В классификации Э.Г. Костяшкина основой для отнесения преподавателей к тому или иному типу явилось превалирование интеллектуальных, эмоциональных или волевых свойств личности или их комбинация. Следует также учесть, что последняя типология не претендует на глобальность, она составлена по материалам только внеучебной работы преподавателей. Тален М. предложил типологию педагогов на основании их профессиональной позиции, роли . Типология отражает различные потребности педагогов без ориентации их на потребности учащихся. «Сократ»
Это педагог с репутацией любителя дискуссий, споров намеренно провоцирующий их в учебной группе. Он часто принимает роль «адвоката дьявола», отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе. Из-за конфронтации, напоминающей перекрестный допрос, учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их. «Руководитель групповой дискуссии» Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, себе же он отводит роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии. «Мастер»
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
«Генерал»
Педагог подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. Этот стиль наиболее распространен среди педагогов.
«Менеджер»
Педагог проповедует индивидуальный подход к учащимся, поощряет их самостоятельность и проявление инициативы. Стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
«Тренер»
Педагог исполняет роль вдохновителя групповых усилий, для него главное — конечный результат, блестящий успех, а учащиеся — только члены единой команды, а не индивидуальности.
«Гид»
Преподаватель этого типа — ходячая энциклопедия. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Он лаконичен, точен, сдержан, поэтому скучен. Типы педагогов в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств.
Выделяют (Рогов Е.И., 1998) несколько типов учителей: «Организатор»
Для него характерны такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Он часто является лидером среди учеников и учителей, склонен к проведению внеклассных мероприятий. Из педагогических функций он лучше осуществляет исполнительную, мобилизационную, организаторскую. «Предметник»
«Предметник» обладает наблюдательностью, стремлением к творчеству, профессиональной компетентностью. Он рационалист, уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. «Предметник» при осуществлении педагогической деятельности лучше реализует конструктивную, методическую конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции. «Коммуникатор»
Его главными чертами являются общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он экстравертивен, отличается низкой конфликтностью, эмпатичностью, любовью к детям, а в процессе своей деятельности лучше осуществляет коммуникативную функцию. «Интеллигент» (просветитель) Этот тип характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Он принципиален, соблюдает моральные нормы, легко может обеспечить в своей профессиональной деятельности выполнение гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функций, а также функцию самосовершенствования.
Для учителей, функционирующих в парадигмы знаний, характерен девиз (или принцип): «Знание — сила». Они действуют по заповеди, пришедшей из древних времен: «Ученик — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Стили общения педагогов В основу деления преподавателей можно положить стили общения.
4. Особенности педагогического взаимодействия субъектов высшей школы.
Педагогический процесс — центральная категория педагогики, в соответствующей литературе имеет много трактовок Однако педагогический процесс — это внутренне логически связанная совокупность процессов, которые в своей многогранности и ск кладности трансформируют опыт человечества, его знания, ценности, достижения в личностные качества, установки и черты студентов, а также их образованность и идейность, культуру и способности, привычки и характер.
Итак, в педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека Целостности педагогического процесса достигают благодаря органическом единстве процессов уч ния, воспитания, развития и профессиональной подготовкии.
Педагогический процесс в вузе целенаправленная, мотивированная, целесообразно организованная и содержательно насыщенная система взаимодействия субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса по подгот овкы студентов к профессиональной деятельности и общественной жизни.
Педагогический процесс в вузе многоаспектное явление, для которого характерны многочисленные подсистемы, объединенные между собой различными типами связей
Основные структурные компоненты педагогического процесса как системы: цель педагогического процесса, субъекты и объекты системы, задачи, содержательная составляющая (воспитание, обучение (самообразование), профессиональная подго отовка, развитие), организационная структура, педагогическая деятельность, а также результатом.
Педагогический процесс реализует заказ общества на подготовку граждан и специалистов, выражено в его общей цели
Конкретные требования общества определяют конкретные задачи обучения и развития людей, а также его содержание Именно цель и содержание составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса Цель функционирует в деятельности и педагога, и студентов Она функционирует на уровне ее осознания и реализацииції.
Итак, определена цель является отправным моментом, что приводит функционирования педагогического процесса как системы, которая является совокупностью структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой
Педагогический процесс есть взаимодействие субъектов и объектов обучения и воспитания Он направлен на решение задач обучения, профессиональной подготовки, воспитания и общего развития человека, а также на формирования у нее определенных качеств, установок, эмоционально-волевой устойчивости, надежности тощо.
Итак, процессуальными компонентами являются не сами субъекты обучения, а цель, задачи, содержание, средства, мотивация, методы и формы взаимодействия педагогов и студентов, а также результаты, которых достигают Это универ рсальни характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые также свойственны педагогическому процессу, их можно обозначить как цилевизначальний, содержательный, средовой-организационный, педагогически-профессиональной и, функционально-процессуальный и результативно-аналитический компоненты педагогического процесса.
Итак, в педагогическом процессе, как системе, воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их прохождения
Основные задачи педагогического процесса в высшем учебном заведении:
— подготовка молодых граждан к общественно полезной деятельности;
— целенаправленное формирование личности гражданина, глубоко преданного своему народу, который имеет высокие нравственные и гражданские качества;
Особенности задач педагогического процесса определяют содержание составляющих этого многофункционального процесса — воспитание (самовоспитание), обучения (самообразования) и развития Каждый из элементов функционально-с содержательной структуры педагогического процесса является относительно самостоятельных подсистемю.
Например, воспитание во взаимодействии с обучением и развитием должно формировать студента как гражданина, патриота, обладающего высоким уровнем национального сознания, достоинства и гордости, имеет высокоразвитые морально-психические качества, необходимые для самоотверженного исполнения гражданского долга перед Родиной и народом.
Решению этих задач соответствует содержание воспитания студентов, включает следующие составляющие: национально-патриотическое, гражданское, трудовое, нравственное, правовое, эстетическое, экологическое и физическое воспитание К Каждый из этих направлений реализуют, учитывая его особенности, непосредственные задачи, средства и методы воздействия Процессуальный аспект воспитания как подсистемы педагогического процесса оказывается частью х арактер взаимодействия между субъектами и объектамми.
Весомым, сущностной характеристикой педагогического процесса является категория \»взаимодействия\», которую можно представить как интеграцию взаимосвязанных отношений педагога со студентами, родственниками, общественностью, стосун нкив студентов между собой, их связей с предметами материальной и духовной культуры и т.д. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношенияя.
Важнейшими компонентами педагогического процесса является обучение и воспитание, которые предопределяют существенные изменения образованности, профессиональной подготовки, воспитанности и развития людей, а также уровня сформованосги их хних качеств Процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов Например, процесс обучения состоит из преподавания и учения, процесс воспитания — из воспитательных воздействий, специфической взаимодействия и самовоспитания, которое возникает во время этого процесссу.
Практическое задание 1.
Сравнительную таблица стилей педагогического общения.
Стиль педагогического общения | Характеристика |
Авторитарный стиль | Характеризуется тем, что все решения педагог принимает сам, мнение учеников не учитывается. Учитель находится в центре всего процесса обучения и воспитания, он определяет все условия взаимодействия в коллективе. По сути, это диктаторский стиль педагогического общения. Такой стиль присутствовал в отечественной педагогике, однако в личностно-ориентированной он не приемлем. Любая инициатива ученика обрывается на корню, ученик не имеет права высказать собственное мнение, он, как подчиненный. Если же все-таки случается так, что учащийся высказывает свое мнение, то порождается конфликтная ситуация, которая крайне нежелательна. Этот стиль общения учителя позволяет добиться хорошей дисциплины на уроке, успеваемость тоже на высоте, однако социальный и психологический климат в классе оставляют желать лучшего. |
Попустительский стиль | При нем учитель принимает позицию, когда его ничего не интересует, он пускает все на самотек. Решения принимаются только учениками, учитель не вмешивается в их жизнь. Таким образом, роль учителя в таком педагогическом процессе минимальна. Такие учителя лишь формально выполняют роль учителя, а фактически они не участвуют в социально-психологической жизни учебного коллектива. Этот стиль общения педагога формирует неправильную жизненную позицию у учащегося, которую он перенесет на всю дальнейшую жизнь, если вовремя не принять соответствующие меры. Учащиеся учатся позиции невмешательства, безразличия к окружающему, равнодушия. При таком подходе страдает и успеваемость, и дисциплина, и отношение к жизни. В целом стиль очень негативно характеризуется. |
Стиль сотрудничества | стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества. |
Смешанные стили | Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. |
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью | В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель отмечала, что именно педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней…» [1]. Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. |
Дружеского расположения | Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия. |
Общение-дистанция | Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным. |