ТЕМА 13. Общие основы педагогики

Министерство образования и науки рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки:

Профили подготовки:

Степень выпускника: Бакалавр

Форма обучения: Очная

Сроки обучения: 4 года

Москва — 2011

УДК 577.12:664

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «____________________________________» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № от 2011 г.).

Утверждена на заседании Совета института «_____________________________________» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № от 2011 г.).

Составители:

Кондратьева Ольга Викторовна — кандидат психологических наук.

Рецензенты:

Шишов Сергей Владимирович - доктор педагогических наук, профессор

Кондратьев Сергей Владимирович — кандидат психологических наук, профессор

Кондратьева О.В.

Психология: рабочая учебная программа. — М.: МГУТУ, 2011. — 57с.

Рабочая учебная программа дисциплины «Психология «составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров.

Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

(c)Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, 2011.

109 004, Москва, Земляной вал, 73

© Кондратьева О.В.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”, Программа “Мир спасётся красотой”, Программа “Я - гражданин России”, Программа “Здоровье” и другие ... проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от ... пособия, музыкальное оформление по теме; определение участников подготовки и проведения классного час; распределение заданий между участниками ...

Содержание:

1.Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины дать студентам знания о важнейших психических процессах и явлениях, целостное представление об основных проблемах психологии, понимание которых позволит им в дальнейшем использовать полученные знания как фундаментальную основу для освоения специальных психологических дисциплин и овладения практико-психологическими навыками и умениями в осваиваемой профессии.

Основной задачей учебной дисциплины являются формирования у студентов представлений о месте и роли общей психологии в структуре наук о психическом, о непрекращающемся генезисе психологических знаний.

Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Психология» является одной из дисциплин федерального компонента блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта ВПО.

Учебная программа дисциплины «Психология» составлена в соответствии с современным пониманием психологической и педагогической наук, методологическими основами образования и моделью профессиональной подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Программа полностью соответствует ГОС ВПО, примерной программе УМО и учебному плану основной образовательной программы.

2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные разделы, направления, категории и понятия психологической науки;
  • предмет и метод психологии, место психологии в системе наук и их основных отраслях;
  • структуру мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
  • основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
  • основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
  • объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
  • роль сознания и бессознательного в регуляции поведения;

Владеть:

14 стр., 6976 слов

Рабочая программа дисциплины 20

... Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы консультативной психологии» являются ... регуляции профессиональной деятельности. Данные ... НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Основы консультативной психологии Направление подготовки Психология ...

  • понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;
  • способами организации учебно-познательной деятельности;
  • целостным представлением о личности, ее развитии, воспитании и образовании;
  • коммуникативными навыками;
  • навыками критического восприятия информации;

Уметь:

  • самостоятельно анализировать социально — значимые процессы и явления, осуществлять просветительную и воспитательную деятельность в сфере публичной и частной жизни;
  • применять психологические знания для решения проблем в профессиональной и личной сферах;
  • выражать личностное отношение к общечеловеческим нормам и ценностям;
  • работать в коллективе, демонстрировать готовность к сотрудничеству;
  • использовать основные положения и методы психологической науки при решении социальных и профессиональных задач.

3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, зачетных единиц 3.

Модуль 1. Психология человека в обществе

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Предмет и задачи психологии. Историческое развитие психологии. Этапы в становлении предмета психологии: душа как предмет исследования, переход к изучению сознания, «психология сознания». Представления о психическом в конце XX- начале XXI вв. Психофизическая проблема. Задачи и функции современной психологии. Классификация психологических наук. Место и роль общей психологии в структуре психологических наук.

3 стр., 1025 слов

2. Понятие личности в психологии и правовой науке

... Понятие личности» следует рассказать, что в психологии понятие личности ... деятельности в таких же условиях. Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения. В заключительной части (5 мин) необходимо уделить внимание понятию личность. Личность ... , память, ... сознания. Любая реакция человека и его психическое состояние в целом зависят от специфических особенностей конк­ретной личности ...

Тема 2. Принципы психологии. Методы изучения психики

Принцип детерминизма в психологии, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. Общие понятия об организационных методах в психологии. Эмпирические методы: самонаблюдение (интроспекция), объективное наблюдение и требования к нему; экспериментальный метод в психологии, его этапы и требования к нему. Психодиагностические методы: психологические тесты, опрос, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности; метод беседы, биографический метод обработки данных. Методы психокоррекции: аутотренинг, групповой тренинг, их преимущества и недостатки.

Тема 3. Психология деятельности

Деятельность как способ существования человека. Особенности психологического изучения деятельности. Действие. Понятие о предметности, продукте, цели и результате деятельности. Этапы формирования мотивов деятельности. Интериоризация. Стороны деятельности. Психологическая характеристика труда. Учение. Навыки: особенности выработки навыка и причины задержек его усвоения, виды навыков: моторные, интеллектуальные, сенсорно-двигательные, сенсорно-мыслительные. Феномен интерференции. Умения как экстериоризация знаний и навыков. Автоматизированные действия и привычки. Природа игры, теории игры. Творчество как высший вид деятельности.

Тема 4. Межличностные отношения в группах и коллективах

Психологическое понятие «группа». Группа как средство воздействия и формирования личности. Типология групповой дифференциации в психологии. Стратометрическая концепция групповой активности и уровни группового развития. Понятие «коллектив»: опосредование межличностных отношений общественно-ценным и личностно значимым содержанием деятельности. Признаки коллектива; коллективистическое самоопределение и идентификация личности. Социометрия и индекс групповой сплоченности. Референтная группа и процедура референтометрии. Лидер: теория черт и ситуационная теория лидерства.

Модуль 2. Психология познавательных процессов

Тема 5. Сознание и психика

Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и активное бодрствование. Структура сознания. Бессознательное, предсознательное, подсознательное. Психическая структура: «Я», «Сверх-Я», «Оно». «Я» и понятие о психических механизмах и защите психики (психоаналитический подход).

Картография внутреннего пространства.

Тема 6. Ощущение и восприятие

Развитие философских воззрений на природу ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений, общие свойства ощущений. Пороги ощущений и чувствительность. Явление адаптации и взаимодействие ощущений. Восприятие и его свойства: целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция; физиологические основы восприятия. Классификация восприятий. Сложные формы восприятий. Наблюдение и условия эффективности восприятия. Представления.

Тема 7. Память

Общие представления о памяти. Структура памяти: кратковременная и долговременная память. Ассоциативные, нейронные и биохимические теории памяти. Виды памяти и их особенности. Уровни памяти, типы памяти. Характеристика процессов памяти. Условия осмысленного и прочного запоминания. Сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение. Мнемоника и мнемотехника. Особенности и причины забывания. Индивидуальные различия памяти. Расстройства памяти.

Тема 8. Проблема внимания в общей психологии (Внимание в структуре познавательных процессов)

Понятие о внимании. Направленность как психический процесс. Функции внимания. Основные подходы к проблеме природы внимания. Виды внимания: непроизвольное и произвольное. Физиологическая основа внимания и его основные свойства: концентрация, распределение, переключаемость, объем, поля ясного и неясного внимания. Отвлекаемость внимания и рассеянность. Направленность личности: установки, потребности, интересы, идеалы.

Тема 9. Мышление и речь как объекты исследования общей психологии

Понятие «мышление». Выделение проблемы мышления из области философии и логики в психологию. Теории мышления. Мышление, язык и речь. Теории развития речи. Функции речи. Фазы мыслительного процесса. Основные операции мыслительной деятельности. Основные виды мышления. Виды речевой деятельности. Паралингвистические и экстралингвистические системы знаков. Этапы развертывания внутренней речи во внешнюю. Слово как основная единица языка, смысл слова. Невербальная коммуникация. Понятие и его роль в мышлении. Последовательность этапов усвоения понятия. Типы мыслительных операций; классификация видов мышления. Качества мышления. Развитие мышления.

Модуль 3. Психология личности

Тема 10. Психические состояния и их регуляция

Общая характеристика состояний организма и психики. Психические состояния как виды интегрированного отражения воздействий на субъекта внутренних и внешних стимулов: бодрость и сон, усталость, депрессия, эйфория, стресс, фрустрация, психическое пресыщение и другие. Измененные состояния сознания и их классификация. Понятие адаптации человека и регуляции психических состояний человека.

Тема 11. Личность как проблема общей психологии

Понятие личности в системе человекознания. Индивид, индивидуальность, личность в философии, социологии и психологии.

Механизмы психологической защиты личности: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение и изоляция (отчуждение).

Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в человеке. Биотипы человека. Генотип и фенотип. Личность как социальный феномен; ценностно-нормативная система личности. Самосознание личности.

Тема 12. Психология темперамента

Общее понятие о темпераменте. Конституционные типологии темперамента Э. Кречмера и У.Шелдона. Учение о темпераментах И.П.Павлова: типы нервных систем и свойства нервных процессов (сила возбуждения и торможения, уравновешенность, подвижность и инертность).

Психологическая характеристика типов темперамента, свойства темпераментов. Темперамент и деятельность. Особенности работы психолога и педагога с носителями соответствующих темпераментов.

Тема 13. Психология характера

Понятие о характере. Характер и направленность личности. Роль интереса в формировании характера. Преднаучные представления о характере. Историческое становление характерологии как психологической науки. Стереотипное поведение и черты (стороны) характера. Характер и темперамент; характер и воля. Проявление характера в системе отношений: к другим людям, к делу, к себе, к собственности. Модели типологий характеров (Э.Фромм, А. Лоуэн).

Характер и внешность- идеография. Теории акцентуаций характера и психопатологий. (К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганушкин).

Типологические модели индивидуальных характеров К.Юнга.

Тема 14. Психология способностей

Понятие об индивидуально-психических способностях. Способности и их соотношение с навыками и умениями. Потенциальные и актуальные способности. Задатки и индивидуальные различия людей. Проблема наследования способностей. Структура способностей. Одаренность и специальные способности. Проблема развития способностей. Талант и гениальность. Патологическое снижение способностей. Способности и концепции профориентации. Самоактуализирующаяся личность.

Тема 15. Воля и волевые процессы

Понятие «воля» в психологии. Природа воли. Физиологическая основа волевых процессов. Функции воли. Теории воли. Структура и виды волевых актов: простой волевой акт, сложное волевое действие, влечение и желание. Нарушения воли- абулия. Внушение. Волевые качества и их общая характеристика. Волевая регуляция и развитие воли.

Тема 16. Проблема эмоций (чувств) в общей психологии

Чувства и их физиологическая основа. Связь чувств с жизнедеятельностью организма. Теории чувств в психологии. Функции чувств и способы их выражения. Проблема эмоционального развития. Классификация эмоциональных состояний по форме их протекания. Явление амбивалентности чувств. Аффекты, стрессы, фрустрации. Виды высших чувств. Индивидуальные различия эмоциональных проявлений человека. Виды эмоциональных переживаний, эмоциональные особенности личности. Общая эмоциональная направленность личности.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Зачетные единицы

Академические

часы

Общая трудоемкость дисциплины

3

108

Аудиторные занятия (всего)

52

В том числе:

Лекции

20

Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия

32

Самостоятельная работа (всего)

56

В том числе:

Самостоятельное изучение отдельных тем модулей

44

Подготовка контрольных работ

-

Подготовка курсовых проектов (работ)

-

Изучение тем лекций

10

Подготовка к рубежному контролю

Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену)

Контроль (всего)

В том числе

Входной, текущий, рубежный

Промежуточная аттестация (экзамен)**

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

МОДУЛЯ И ТЕМЫ

Зачетные единицы/ академические часы

Всего

Лекции

Лабораторые

работы

Самостоя -тельная

Работа

Контроль

(входной текущий, рубежный)

МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

36

8

10

18

1

Тема 1

Общая характеристика психологии как науки

2

4

5

2

Тема 2

Принципы психологии

Методы изучения психики

2

4

5

3

Тема 3

Психология деятельности

2

2

4

4

Тема 4. Межличностные отношения в группах и коллективах

2

2

4

МОДУЛЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

36

4

10

18

5

Тема 5. Сознание и психика

2

2

4

6

Тема 6. Ощущение и восприятие

2

4

7

Тема 7. Память

2

4

8

Тема 8. Проблема внимания в общей психологии (Внимание в структуре познавательных процессов)

2

2

4

9

Тема 9. Мышление и речь как объекты исследования общей психологии

2

2

МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

36

4

12

20

10

Тема 10. Психические состояния и их регуляция

2

4

11

Тема 11. Личность как проблема общей психологии

2

4

12

Тема 12. Психология темперамента

2

4

13

Тема 13. Психология характера

2

2

2

14

Тема 14. Психология способностей

2

2

15

Тема 15. Воля и волевые процессы

2

2

16

Тема 16. Проблема эмоций (чувств) в общей психологии

2

2

Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

1

Тема 1

Общая характеристика психологии как науки

Предмет и задачи психологии. Душа как предмет исследования. Представления о психическом в конце XX- начале XXI вв. Психофизическая проблема. Задачи и функции современной психологии. Классификация психологических наук. Место и роль общей психологии в структуре психологических наук.

2

Тема 2

Принципы психологии

Методы изучения психики

Принцип детерминизма в психологии, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. Общие понятия об организационных методах в психологии. Эмпирические методы: самонаблюдение (интроспекция), объективное наблюдение и требования к нему; экспериментальный метод в психологии, его этапы и требования к нему. Психодиагностические методы: психологические тесты, опрос, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности; метод беседы, биографический метод обработки данных. Методы психокоррекции: аутотренинг, групповой тренинг, их преимущества и недостатки.

3

Тема 3

Психология деятельности

Деятельность как способ существования человека. Особенности психологического изучения деятельности. Действие. Понятие о предметности, продукте, цели и результате деятельности. Этапы формирования мотивов деятельности. Интериоризация. Стороны деятельности. Психологическая характеристика труда. Учение. Навыки: особенности выработки навыка и причины задержек его усвоения, виды навыков: моторные, интеллектуальные, сенсорно-двигательные, сенсорно-мыслительные. Феномен интерференции. Умения как экстериоризация знаний и навыков. Автоматизированные действия и привычки. Природа игры, теории игры. Творчество как высший вид деятельности.

4

Тема 4. Межличностные отношения в группах и коллективах

Психологическое понятие «группа». Группа как средство воздействия и формирования личности. Типология групповой дифференциации в психологии. Стратометрическая концепция групповой активности и уровни группового развития. Понятие «коллектив»: опосредование межличностных отношений общественно-ценным и личностно значимым содержанием деятельности. Признаки коллектива; коллективистическое самоопределение и идентификация личности. Социометрия и индекс групповой сплоченности. Референтная группа и процедура референтометрии. Лидер: теория черт и ситуационная теория лидерства.

МОДУЛЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

5

Тема 5. Сознание и психика

Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и активное бодрствование. Структура сознания. Бессознательное, предсознательное, подсознательное. Психическая структура: «Я», «Сверх-Я», «Оно». «Я» и понятие о психических механизмах и защите психики (психоаналитический подход).

Картография внутреннего пространства.

6

Тема 6. Ощущение и восприятие

Развитие философских воззрений на природу ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений, общие свойства ощущений. Пороги ощущений и чувствительность. Явление адаптации и взаимодействие ощущений. Восприятие и его свойства: целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция; физиологические основы восприятия. Классификация восприятий. Сложные формы восприятий. Наблюдение и условия эффективности восприятия. Представления.

7

Тема 7. Память

Общие представления о памяти. Структура памяти: кратковременная и долговременная память. Ассоциативные, нейронные и биохимические теории памяти. Виды памяти и их особенности. Уровни памяти, типы памяти. Характеристика процессов памяти. Условия осмысленного и прочного запоминания. Сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение. Мнемоника и мнемотехника. Особенности и причины забывания. Индивидуальные различия памяти. Расстройства памяти.

8

Тема 8. Проблема внимания в общей психологии (Внимание в структуре познавательных процессов)

Понятие о внимании. Направленность как психический процесс. Функции внимания. Основные подходы к проблеме природы внимания. Виды внимания: непроизвольное и произвольное. Физиологическая основа внимания и его основные свойства: концентрация, распределение, переключаемость, объем, поля ясного и неясного внимания. Отвлекаемость внимания и рассеянность. Направленность личности: установки, потребности, интересы, идеалы.

9

Тема 9. Мышление и речь как объекты исследования общей психологии

Понятие «мышление». Выделение проблемы мышления из области философии и логики в психологию. Теории мышления. Мышление, язык и речь. Теории развития речи. Функции речи. Фазы мыслительного процесса. Основные операции мыслительной деятельности. Основные виды мышления. Виды речевой деятельности. Паралингвистические и экстралингвистические системы знаков. Этапы развертывания внутренней речи во внешнюю. Слово как основная единица языка, смысл слова. Невербальная коммуникация. Понятие и его роль в мышлении. Последовательность этапов усвоения понятия. Типы мыслительных операций; классификация видов мышления. Качества мышления. Развитие мышления.

МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

10

Тема 10. Психические состояния и их регуляция

Общая характеристика состояний организма и психики. Психические состояния как виды интегрированного отражения воздействий на субъекта внутренних и внешних стимулов: бодрость и сон, усталость, депрессия, эйфория, стресс, фрустрация, психическое пресыщение и другие. Измененные состояния сознания и их классификация. Понятие адаптации человека и регуляции психических состояний человека.

11

Тема 11. Личность как проблема общей психологии

Понятие личности в системе человекознания. Индивид, индивидуальность, личность в философии, социологии и психологии.

Механизмы психологической защиты личности: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение и изоляция (отчуждение).

Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в человеке. Биотипы человека. Генотип и фенотип. Личность как социальный феномен; ценностно-нормативная система личности. Самосознание личности.

12

Тема 12. Психология темперамента

Общее понятие о темпераменте. Конституционные типологии темперамента Э. Кречмера и У.Шелдона. Учение о темпераментах И.П.Павлова: типы нервных систем и свойства нервных процессов (сила возбуждения и торможения, уравновешенность, подвижность и инертность).

Психологическая характеристика типов темперамента, свойства темпераментов. Темперамент и деятельность. Особенности работы психолога и педагога с носителями соответствующих темпераментов.

13

Тема 13. Психология характера

Понятие о характере. Характер и направленность личности. Роль интереса в формировании характера. Преднаучные представления о характере. Историческое становление характерологии как психологической науки. Стереотипное поведение и черты (стороны) характера. Характер и темперамент; характер и воля. Проявление характера в системе отношений: к другим людям, к делу, к себе, к собственности. Модели типологий характеров (Э.Фромм, А. Лоуэн).

Характер и внешность- идеография. Теории акцентуаций характера и психопатологий. (К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганушкин).

Типологические модели индивидуальных характеров К.Юнга.

14

Тема 14. Психология способностей

Понятие об индивидуально-психических способностях. Способности и их соотношение с навыками и умениями. Потенциальные и актуальные способности. Задатки и индивидуальные различия людей. Проблема наследования способностей. Структура способностей. Одаренность и специальные способности. Проблема развития способностей. Талант и гениальность. Патологическое снижение способностей. Способности и концепции профориентации. Самоактуализирующаяся личность.

15

Тема 15. Воля и волевые процессы

Понятие «воля» в психологии. Природа воли. Физиологическая основа волевых процессов. Функции воли. Теории воли. Структура и виды волевых актов: простой волевой акт, сложное волевое действие, влечение и желание. Нарушения воли- абулия. Внушение. Волевые качества и их общая характеристика. Волевая регуляция и развитие воли.

16

Тема 16. Проблема эмоций (чувств) в общей психологии

Чувства и их физиологическая основа. Связь чувств с жизнедеятельностью организма. Теории чувств в психологии. Функции чувств и способы их выражения. Проблема эмоционального развития. Классификация эмоциональных состояний по форме их протекания. Явление амбивалентности чувств. Аффекты, стрессы, фрустрации. Виды высших чувств. Индивидуальные различия эмоциональных проявлений человека. Виды эмоциональных переживаний, эмоциональные особенности личности. Общая эмоциональная направленность личности.

Соответствие содержания требуемым результатам обучения

п/п

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБУЧЕНИЯ

Учебно-

образовательные модули

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Знания:

1

  • основные разделы, направления, категории и понятия психологической науки;

*

2

  • предмет и метод психологии, место психологии в системе наук и их основных отраслях;

*

3

  • структуру мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

*

4

  • основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

*

*

5

  • основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

*

6

  • объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

*

*

7

  • роль сознания и бессознательного в регуляции поведения;

*

*

Умения:

8

  • самостоятельно анализировать социально — значимые процессы и явления, осуществлять просветительную и воспитательную деятельность в сфере публичной и частной жизни;

*

*

9

  • применять психологические знания для решения проблем в профессиональной и личной сферах;

*

*

*

10

  • выражать личностное отношение к общечеловеческим нормам и ценностям;

*

11

  • работать в коллективе, демонстрировать готовность к сотрудничеству;

*

*

12

  • использовать основные положения и методы психологической науки при решении социальных и профессиональных задач.

*

*

Владение:

13

  • понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;

*

*

*

14

  • способами организации учебно-познательной деятельности;

*

*

15

  • целостным представлением о личности, ее развитии, воспитании и образовании;

*

*

*

16

  • коммуникативными навыками;

*

*

*

17

  • навыками критического восприятия информации;

*

Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/п

Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*

Педагогика

Социология

Биология

Модуль 1. Психология человека в обществе

1

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

*

*

*

2

Тема 2. Принципы психологии. Методы изучения психики

*

*

3

Тема 3. Психология деятельности

*

*

*

4

Тема 4. Межличностные отношения в группах и коллективах

*

*

Модуль 2. Психология познавательных процессов

5

Тема 5 Сознание и психика

*

6

Тема 6 Ощущение и восприятие

*

7

Тема 7 Память

*

*

8

Тема 8 Проблема внимания в общей психологии (Внимание в структуре познавательных процессов)

*

*

9

Тема 9 Мышление и речь как объекты исследования общей психологии

*

*

Модуль 3. Психология личности

10

Тема 10 Психические состояния и их регуляция

*

*

11

Тема 11 Личность как проблема общей психологии

*

*

*

12

Тема 12 Психология темперамента

*

*

13

Тема 13 Психология характера

*

14

Тема 14 Психология способностей

*

*

15

Тема 15 Воля и волевые процессы

*

*

*

16

Тема 16 Проблема эмоций (чувств) в общей психологии

*

*

*

5.Образовательные технологии, применяемы в ходе учебного процесса: тренинги, деловые игры, ролевые игры, конференции

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине

п/п

Учебно-образовательный

модуль.

Цели применения активных форм обучения

Название тем, активных форм обучения: (тренинги, деловые игры, ролевые игры, конференции)

Модуль 1

Цель: формирование представление о структуре психологической науки

1.Бихевиоризм как направление, предметом которого стало поведение.

2.Гештальтпсихология — направление, исследующее целостные структуры сознания.

3.Глубинная психология — направление, предметом которого стали бессознательные структуры психики.

4.Гуманистическая психология как «третья сила».

5.Развитие отечественной психологии.

Модуль 2

Цель: формирование представлений о роли познавательных процессов в жизни человека

1.Представление об ощущениях.

2.Виды ощущений.

3.Отличие восприятия от ощущений.

4.Свойства восприятия.

5.Зрительные иллюзии.

Модуль 3

Цель: формирование знаний о роли индивидуальных особенностей

человека и способах их регуляции

1.Темперамент и особенности его проявления в поведении человека.

2.Характер как свойство личности.

3.Типологии характера.

4.Формирование характера.

5.Способности и их виды.

6.Способности, необходимые для успешного управления в профессиональной деятельности.

7.Виды мотивов.

8.Влияние мотивации на деятельность и поведение человека.

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.

Перечень семинарских занятий

1. История развития психологического знания

Основные вопросы:

1.Бихевиоризм как направление, предметом которого стало поведение.

2.Гештальтпсихология — направление, исследующее целостные структуры сознания.

3.Глубинная психология — направление, предметом которого стали бессознательные структуры психики.

4.Гуманистическая психология как «третья сила».

5.Развитие отечественной психологии.

Литература:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 2006.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М., 1982.

Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по психологии. — М., 1980.

Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., 1982.

Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980.

2. Психологические свойства и состояния личности.

Основные вопросы:

1.Темперамент и особенности его проявления в поведении человека.

2.Характер как свойство личности.

3.Типологии характера.

4.Формирование характера.

5.Способности и их виды.

6.Способности, необходимые для успешного управления в профессиональной деятельности.

7.Виды мотивов.

8.Влияние мотивации на деятельность и поведение человека.

Литература:

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М., 1995.

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.

Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1988.

Теплов М.Б. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.

3. Эмоционально-волевая сфера личности.

Основные вопросы:

1.Виды эмоций.

2.Развитие эмоциональной сферы человека.

3.Роль эмоций в жизни человека.

4.Значение воли в деятельности и общении.

5.Развитие воли у человека.

Литература:

Вилюнас В.К. Эмоции и деятельность // Психология эмоций. — СПб., 2006.

Додонов Б.И. Эмоции в системе ценностей // Психология эмоций. — СПб., 2006.

Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 1999.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. — СПб., 2006.

Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1988.

4. Ощущения и восприятие.

Основные вопросы:

1.Представление об ощущениях.

2.Виды ощущений.

3.Отличие восприятия от ощущений.

4.Свойства восприятия.

5.Зрительные иллюзии.

Литература:

Косов Б.Б. О некоторых законах восприятия, различения и опознания простых и сложных объектов. // Вопросы психологии. — 2003. — № 1.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1. — М., 1992.

Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования // Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М., 1995.

5. Мышление и речь, воображение

Основные вопросы:

1.Понятие о мышлении.

2.Виды мышления.

3.Характеристика мыслительных операций.

4.Речь как инструмент мышления.

5.Сравнение воссоздающего и творческого воображения.

Литература:

Каменская Е.Н. Основы психологии. Курс лекций. — Ростов н/Д, 2002.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1. — М., 1992.

Лурия А.Р. Языки мышления. — М., 1979.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М., 1995.

Тихомиров О.К. Управление мыслительной деятельностью. // Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

6. Межличностные отношения и взаимодействия.

Основные вопросы:

1.Психология межличностных отношений и взаимодействий.

2.Социально-психологическая характеристика конфликта.

3.Структура и динамика конфликтов.

4.Разрешение конфликтов.

5.Профилактика конфликтов.

Литература:

Иванова Е.Н. Иду на конфликт. — СПб., 2003.

Каменская Е.Н. Основы психологии. Курс лекций. — Ростов н/Д, 2002

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб, 2000.

Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991.

Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л.Свенцицкого. — СПб, 2000.

Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.Кутасова. — М, 1994.

Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студентов является одной из форм учебной деятельности, закрепленной в государственном образовательном стандарте и учебном плане по данной специальности, распределяемой в соответствии с утвержденной учебной программе дисциплины.

Самостоятельная работа представляет собой также систематическую, планомерную, целенаправленную работу студентов по овладению содержания учебного материала, формированию профессиональных умений и навыков. Данная работа осуществляется в определенной последовательности в соответствии с расписанием учебных занятий, графиком самостоятельной работы студентов по данной дисциплине и индивидуальными планами студентов выполнения самостоятельной работы.

Каждый раздел (этап) самостоятельной работы студентов должен быть описан с указанием содержания учебной деятельности, выносимой на самостоятельную работу, объема часов, сроков выполнения и форм текущего контроля и оценки выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по данной учебной дисциплине включает:

  • работа с конспектами лекций;
  • работа с учебной литературой;
  • работа с электронными источниками информации, в том числе и с базами по образовательной статистике;
  • изучение экспериментальных данных научных исследований;
  • подготовка докладов, написание рефератов, эссе;
  • участие в студенческих научных конференциях, круглых столах, психологических чтениях;
  • подготовка к зачету и экзамену по дисциплине.

Вопросы для повторения учебного материала

ТЕМА 1. Объект, предмет и методы психологии как науки

1. Что является объектом и предметом психологии как науки?

2. Дайте определение психологии.

3. Что представляет собой метод как средство научного познания (исследования).

4. Раскройте методы психологии.

5. Раскройте взаимосвязь психологии с другими науками.

6. Какие психологические науки вы знаете? Какое направление психологического знания они изучают?

ТЕМА 2. История развития психологического знания

1. Донаучный этап развития психологии.

2. Появление научной психологии.

3. Бихевиоризм.

4. Гештальтпсихология.

5. Глубинная психология (психоанализ).

6. Гуманистическая психология.

7. Направления развития отечественной психологии.

8. культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

9. Деятельностный подход в психологии.

ТЕМА 3. Психологические аспекты деятельности

1. Дайте определение деятельности.

2. Раскройте структуру деятельности.

3. Раскройте взаимосвязь внешней и внутренней стороны деятельности.

4.Деятельность и общение.

5. Виды деятельности.

6. Ведущие виды деятельности.

ТЕМА 4. Понятие о личности и индивидуальности в психологии

1. Раскройте понятие «человек».

2. Раскройте понятие «индивид».

3. Раскройте понятие «индивидуальность».

4. раскройте понятие «личность».

5. Структура личности.

6. Что такое самооценка?

7. Как формируется и влияет на личность ее самооценка?

8. Сознание и его структура.

ТЕМА 5. Психологические свойства и состояния личности

1. Какое свойство личности называют темпераментом?

2. Назовите четыре типа темперамента и дайте им характеристику.

3. Какое свойство личности называют характером?

4. Как взаимосвязаны темперамент и характер?

5. Какие группы черт характера выделяются у человека?

6. Способности и задатки, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

7. Что представляет собой мотивационная сфера личности?

8. Дайте определения потребности, мотива, направленности личности.

9. Иерархия потребностей А.Маслоу.

ТЕМА 6. Эмоционально-волевая сфера личности

1. Дайте определение эмоциям.

2. Дайте определение чувствам.

3. В чем заключаются функции эмоций для человека?

5. Раскройте виды эмоций по сложности и содержанию.

6. Раскройте виды эмоций по силе, длительности, глубине и форме своего выражения.

7. Что представляет собой волевая сфера личности?

8. Для чего человеку необходима воля? В чем ее назначение?

ТЕМА 7. Ощущения и восприятие

1. Дайте определение ощущения как психического познавательного процесса.

2. Дайте определение восприятия как психического познавательного процесса.

3. Что представляют из себя анализаторы? Какие основные анализаторы человека вы знаете?

4. Раскройте виды ощущений человека.

5. В чем заключаются особенности и закономерности ощущений?

6. Связь восприятия и ощущений.

7. Раскройте свойства восприятия.

8. Что понимается под иллюзиями?

9. Особенности восприятия в зависимости от объекта отражения.

ТЕМА 8. Внимание и память

1. Дайте определение внимания как психического познавательного процесса.

2. Дайте определение памяти как психического познавательного процесса.

3. Раскройте виды внимания.

4. Какие свойства внимания выделяются в психологии?

5. Раскройте процессы памяти.

6. Раскройте виды памяти.

7. Как взаимосвязаны между собой кратковременная и долговременная память?

ТЕМА 9. Мышление и речь, воображение

1. Дайте определение мышления как психического познавательного процесса.

2. Какие мыслительные операции использует человек в своем познании?

3. Раскройте формы логического мышления.

4. Раскройте виды мышления.

6. Как взаимосвязаны мышление и речь?

7. Дайте определение воображения как психического познавательного процесса.

8. Какие виды воображения вы знаете? А какие из них используете?

ТЕМА 10. Психология общения

1. Что представляет собой социальная психология как одна из психологических наук?

2. Предмет социальной психологии.

3. Дайте определение «общения».

4. Какие виды общения выделяются в психологии?

5. Роль общения в развитии человека., функции общения.

6. Виды межличностного общения.

7. Структура общения.

ТЕМА 11. Межличностные отношения и взаимодействия

1. Что представляет собой интерактивная сторона общения как основа взаимодействия людей?

2. Каковы мотивы взаимодействия людей друг с дургом?

3. Раскройте стратегии взаимодействия людей.

4. Дайте определение конфликта как социально-психологического явления.

5. Раскройте динамику конфликта.

6. Какие пути разрешения конфликта существуют?

ТЕМА 12. Психология малых групп

1. Дайте определение социальной группы.

2. По каким параметрам изучаются группы?

3. Чем различаются большие и малые группы?

4. Раскройте характеристики малой группы.

5. Что представляет собой лидерство как социально-психологическое явление?

Примерные темы для эссе

  1. Проблемы развития памяти.

  2. Проблемы развития речи.
  3. Проблемы развития мышления.
  4. Проблемы развития внимания.
  5. Конфликт — обыденное явление жизни человека.
  6. Существует ли конфликт поколений — «отцов и детей»?
  7. Кого можно назвать личностью?
  8. Соотношение биологического и социального в структуре личности.
  9. Пороги ощущений.
  10. Воображение в учебной деятельности студента.
  11. Значение эмоций в деятельности менеджера.
  12. Развитая волевая сфера — необходимое условие для успешного обучения в вузе.
  13. Пути развития способностей человека.
  14. Проблема способностей в работе менеджера.
  15. Конфликт — обыденное явление жизни человека.
  16. Существует ли конфликт поколений — «отцов и детей»?
  17. Какая черта характера — самая важная?
  18. Качества личности менеджера.
  19. Почему люди друг друга не понимают?

Примерные вопросы к зачету

  1. Психология как наука. Предмет психологии.

  2. Значение психологии и педагогики в жизни и профессиональном образовании человека.
  3. Взаимосвязь психологии и педагогики как гуманитарных наук.
  4. История возникновения и развития психологии как науки.
  5. Система психологических наук.
  6. Раскройте понятие «психика».
  7. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.
  8. Раскройте понятие «познавательные психические процессы».
  9. Структура приема информации человеком.
  10. Ощущение как познавательный психический процесс.
  11. Анализаторы: структура, виды, схема действия.
  12. Восприятие как познавательный психический процесс. Свойства восприятия. Виды восприятия.
  13. Раскройте особенности восприятия человеком пространства.
  14. Раскройте особенности восприятия человеком времени.
  15. Внимание как познавательный психический процесс. Виды внимания.
  16. Мышление как познавательный психический процесс. Условия возникновения мышления. Феномен понимания.
  17. Виды мышления. Сравните между собой виды мышления, выделяемые по основным классификационным признакам.
  18. Раскройте основные формы мышления (суждение, понятие, умозаключение).
  19. Раскройте основные мыслительные операции, используемые человеком (анализ, синтез, сравнение и т. д.).
  20. Структура мыслительного процесса.
  21. Воображение и мышление.
  22. Методы активизации мышления.
  23. Память как познавательный психический процесс. Взаимосвязь памяти с познавательными психическими процессами.
  24. Охарактеризуйте основные виды памяти (эмоциональную, образную, двигательную, словесно-логическую).
  25. Раскройте особенности форм памяти как структуры переработки информации человеком в процессе ее хранения (мгновенной, кратковременной, долговременной).
  26. Охарактеризуйте запоминание как процесс памяти.
  27. Охарактеризуйте хранение и забывание как процессы памяти.
  28. Охарактеризуйте воспроизведение как процесс памяти.
  29. Способы воздействия на процессы памяти (фармакологические, физические, мнемотехнические).
  30. Современные школы психологии и психологические теории.
  31. Язык и речь в жизни человека.
  32. Речь как познавательный психический процесс. Функции и виды речи.
  33. Виды и формы языка. Связь между языком народов и восприятием окружающего мира.
  34. Раскройте понятие «личность» с психологической точки зрения. Перечислите основные признаки личности.
  35. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке (индивид, индивидуальность, субъект, универсум, личность).
  36. Я-концепция личности. Влияние самооценки на Я-концепцию личности.
  37. Психологическая структура личности по К.К. Платонову.
  38. Понятие зрелости личности и ее виды (физическая, гражданская, умственная, трудовая).
  39. Критерии зрелости личности (ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление).
  40. Мотивационная сфера личности. Раскройте понятия «мотив», «потребность», «направленность личности». Объясните различие между понятиями мотивации и направленности личности.
  41. Охарактеризуйте виды мотивов по различным классификационным признакам.
  42. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
  43. Понятие «темперамент». Типы темперамента. Факторы, влияющие на темперамент человека.
  44. Понятие «характер». Взаимосвязь характера с другими качествами личности. Изменение характера.
  45. Понятие «способность». Способности и задатки. Общие и специальные способности.
  46. Интеллект и умственные способности человека. Креативность.
  47. Общение как психологическая категория. Структура общения.
  48. Средства общения. Виды общения.
  49. Невербальные средства общения.
  50. Этапы процесса общения. Правила эффективного общения.
  51. Конфликт и правила бесконфликтного общения.

Примеры тестового контроля знаний

1. Что из перечисленного является объектом психологии как науки?

А) психика человека;

Б) сам человек;

В) образование человека;

г) деятельность человека.

2. Современное понимание предмета психологии заключается в следующей точке зрения:

А) деятельность человека;

Б) поведение человека и животных;

В) душа человека;

Г) закономерности развития и функционирования психики.

3. Какой из методов психолого-педагогических исследований является НЕ эмпирическим, а теоретическим?

А) тестирование;

Б) анкетирование;

В) синтез;

Г) наблюдение.

4. Активное отражение субъектом объективной реальности происходит благодаря …

А) психике;

Б) сознанию;

В) психическим процессам;

Г) воспитанию.

5. Бихевиоризм как направление психологической науки изучает …

А) сознание

Б) поведение

В) деятельность

Г) рефлексы.

6. Психоанализ (фрейдизм) в качестве движущей силы психической активности считают …

А) рефлексы

Б) бессознательные структуры, влечения

В) поведение

Г) сознание

7. Психологическая структура деятельности представляет собой взаимодействие следующих компонентов:

А) цель, действия, результат;

Б) цель, программа действий, результат;

В) мотив, цель, средства, результат;

Г) деятельность, действия, результат.

8. Понятием индивидуальность в психологии обычно обозначают…

А) человек как представитель человеческого рода;

Б) совокупность уникальных, неповторимых свойств и качеств человека;

В) системное качество, приобретаемое человеком в предметной деятельности и общении;

Г) высшая степень развития человека.

9. Какое из определений НЕ может раскрывать понятие «личность»?

А) человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей;

Б) направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоление собственной слабости;

В) это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру;

Г) человек как представитель человеческого рода.

10. Что из нижеперечисленного НЕ относится к психическим познавательным процессам?

А) ощущения

Б) память

В) эмоции

Г) внимание

11. Что из перечисленного раскрывает сущность ощущения как психического познавательного процесса?

А) группа специальных клеток, чувствительных к различным воздействиям (раздражениям)

Б) простейший психический процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии раздражителей;

В) целостное отражение предметов, ситуаций и событий в процессе непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств человека;

Г) концентрация (сосредоточенность) сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

11. Что из перечисленного раскрывает сущность внимания как психического познавательного процесса?

А) группа специальных клеток, чувствительных к различным воздействиям (раздражениям)

Б) простейший психический процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии раздражителей;

В) целостное отражение предметов, ситуаций и событий в процессе непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств человека;

Г) концентрация (сосредоточенность) сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

12. Какие из рецепторов органов чувств располагаются на поверхности тела человека?

А) экстерорецепторы;

Б) интерорецепторы;

В) проприорецепторы.

13. Зависимость восприятия от личного опыта человека называется …

А) апперцепцией,

Б) перцепцией,

В) рецепцией,

Г) афферентацией.

14. Какое из видов внимания требует сознательного сосредоточения на определенной информацией и достаточно быстро утомляет человека?

А) непроизвольное,

Б) произвольное,

В) послепроизвольное.

15. Объем кратковременной памяти составляет …

А) 2−5 единиц информации,

Б) 5−9 единиц информации,

В) 7−11 единиц информации,

Г) 5−12 единиц информации.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Психология как наука и как практическая сфера деятельности.

  2. Способы приобретения психологических знаний
  3. Каковы основные методы научного и вне научного познания человека?
  4. Детерминация психического развития: кто и что ограничивает человека?
  5. Как Вы понимаете взаимоотношение духовного и телесного в человеке. Докажите, что «понять, как мыслит человек, значит понять, как он видит окружающий мир и себя в нем, как использует эти знания для управления поведением».
  6. Можно ли дисциплинировать мышление и как это сделать?
  7. Нуждается ли творчество в дисциплинированном мышлении?
  8. Восприятие человека человеком. Имидж и его формирование
  9. Мышление как процесс решения задач
  10. В чем состоит психологический смысл понятия «субъект»? Какой смысл заложен в словосочетаниях «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект труда»?
  11. Чем отличаются потребности, мотивы и цели человека? Как Вы различаете их у себя и у других людей?
  12. С антропологической точки зрения человек предстает как триединое существо: тело, душа, дух. Разведите эти понятия и сформулируйте Ваше понимание духовности

Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

п/п

Учебно-образовательные модули

дисциплины

Трудоемкость

СРС, зач.ед./

часы

Виды самостоятельной работы студентов

Зач.

ед./

часы

1

Модуль 1.

0,5/18

1. Изучение тем лекций

0,11/ 4

2. Подготовка к лабораторным занятиям

0,05/2

3. Подготовка к тестированию по модулю

0,08/3

4. Подготовка к тренингу

0,05/2

5. Подготовка к ролевой игре

0,05/2

6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену

0,08/3

2

Модуль 2.

0,5/18

1. Изучение тем лекций

0,11/ 4

2. Подготовка к лабораторным занятиям

0,05/2

3. Подготовка к тестированию по модулю

0,08/3

4. Подготовка к тренингу

0,05/2

5. Подготовка к ролевой игре

0,05/2

6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену

0,08/3

3

Модуль 3.

0,55/20

1. Изучение тем лекций

0,13/5

2. Подготовка к лабораторным занятиям

0,08/3

3. Подготовка к тестированию по модулю

0,11/ 4

4. Подготовка к тренингу

0,05/2

5. Подготовка к ролевой игре

0,05/2

6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену

0,11/ 4

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Список литературы: Основная:

Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005−400с.

Гуревич П.С. Психология: учеб. пособие — М.: «Старик Ватулинг», 2005−720с.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие- М.: Академия, 2005−176с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие/ под ред.Д.А. Леонтьева-

4-е изд, стер.- М.: академия, 2007−511с.

Дополнительная:

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт., 2-ое изд. М.: Мир, 1996.

Гуревич П.С. Популярный психологический словарь. — М.: Знание, 2001.

Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. Программа и учебное

пособие. М. — Воронеж, 2000.

Додонов Б.И. В мире эмоций. — К.: Научная мысль, 1987.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000.

Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн., Кн. 1 «Общие основы психологии». 2-е изд., — М.: Владос, 1996.

Общая психология. Курс лекций. Сост. Рогов Е.И., М.: Владос, 2001.

Общая психология. Маклаков А.Г. СПб.: Питер, 2002.

Общая психология. Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1986.

Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.,

2-е изд., — М.: Педагогика-Прогресс, 2001.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2000.

Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. 2- е изд. М.: Политиздат. 1990.

Психология. Учебник. Под. ред. А.А.Крылова. — М.: Проспект, 1999

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПБ.: Питер, 2000.

Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997.

Головин С.Ю. — Минск: Харвест. — М.: АСТ, 2001 г. Гуревич П.С. Популярный психологический словарь. -М.: Знание, 2001 г.

Краткий психологический словарь. Под общей ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — Р-н-Д.: «Феникс» 1998 г.

Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю. — Минск: Харвест. М.: АСТ, 2001.

Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль 1996.

Психологический словарь. Под ред. ЗинченкоВ.П., Мещерякова Б.Г.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. — Волгоград: Комитет по печати, 1995.

Психология индивидуальных различий. Тексты. Под. ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: МГУ. 1982.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М.: Центр, 1996.

Интернет-ресурсы

Http://flogiston.Ru/library/adler_prevoshodstvo — а. Адлер Комплекс неполноценности и комплекс превосходства

  1.  — Р. Джонсон. Сновидения и фантазии. Анализ и использование (хрестоматия)

  2. http://azps.ru/hrest/22/index.html — К. Леонгард Акцентуированные личности (хрестоматия)
  3.  — Фриц Риман. Основные формы страха (хрестоматия)
  4. http://azps.ru/hrest/59/index.html — Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность (хрестоматия)
  5.  — Селье Г. «От мечты к открытию» (хрестоматия)
  6.  — Конрад Лоренц. Агрессия (хрестоматия)
  7.  — Роберт Чалдини Психология влияния (хрестоматия)
  8.  — Карл Густав ЮНГ Архетип и символ (хрестоматия)
  9. http://azps.ru/training/indexlo.html — коммуникативные упражнения
  10. http://azps.ru/training/indexlr.html — упражнения и тренинги для личностного роста
  11. http://azps.ru/training/indexpf.html — игры и тренинги для профориентации и профессионального самоопределения
  12. http://flogiston.ru/library/adler_vlast -А. Адлер Мотив власти
  13. http://flogiston.ru/library/agr_hek_all — Х. Хекхаузен Агрессия
  14. http://flogiston.ru/library/bercovitz -Леонард Берковиц Что такое инстинкт?
  15. http://flogiston.ru/library/bernstein — Н.А.Бернштейн Физиология движений и активность
  16. http://flogiston.ru/library/bozhovich -Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях
  17. http://flogiston.ru/library/freid_bessozn — З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
  18. http://flogiston.ru/library/freid_patology — З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
  19. http://flogiston.ru/library/frustration — Н.Д. Левитов Фрустрация как один из видов психических состояний
  20. http://flogiston.ru/library/hechauzen2 — Х. Хекхаузен Мотив и мотивация: восемь основных проблем
  21. http://flogiston.ru/library/hechauzen2 — Х. Хекхаузен Мотивация власти
  22. http://flogiston.ru/library/hechauzen3 — Х. Хекхаузен Мотив аффилиации
  23. http://flogiston.ru/library/hekhauzen4 — Х. Хекхаузен Мотивация достижения
  24. http://flogiston.ru/library/izard1 — И. Изард Когнитивные теории эмоций и личности
  25. http://flogiston.ru/library/izard2 — И. Изард Теория дифференциальных эмоций
  26. http://flogiston.ru/library/james_emotion — Уильям Джеймс «Эмоция»
  27. http://flogiston.ru/library/jung — К.Г.Юнг Структура психического бытия человека
  28. http://flogiston.ru/library/leontev — А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции
  29. http://flogiston.ru/library/lisina — М.И. Лисина Потребность в общении
  30. http://flogiston.ru/library/lorenc — К. Лоренц Для чего нужна агрессия?
  31. http://flogiston.ru/library/luria_cult — А.Р.Лурия Культурные различия и интеллектуальная деятельность
  32. http://flogiston.ru/library/maslow — А. Маслоу Теория человеческой мотивации
  33. http://flogiston.ru/library/olport — Г. Олпорт Личность: проблема науки или искусства?
  34. http://flogiston.ru/library/rogers2 — К. Роджерс Эмпатия
  35. http://flogiston.ru/library/rogers_pers — К. Роджерс Полноценно функционирующий человек
  36. http://flogiston.ru/library/rozov — А.И. Розов Стремление к превосходству как одно из основных влечений
  37. http://flogiston.ru/library/sokolova-berezin — Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас Эмоциональный стресс
  38. http://flogiston.ru/library/solso — Р. Солсо Введение в когнитивную психологию
  39. http://flogiston.ru/library/tolmen — Э.Ч.Толмен Бихевиоризм и необихевиоризм
  40. http://flogiston.ru/library/usnadse — Д.Н.Узнадзе Общее учение об установке
  41. Http://flogiston.Ru/library/vyg_cult — л. С. Выготский Проблема культурного развития ребенка

  42. Http://flogiston.Ru/library/watson — д. Уотсон Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)

  43. http://pedlib.ru/Books/1/0041/1_0041−1.shtml — Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. — с. 5−18.
  44. http://pedlib.ru/Books/1/0095/1_0095−1.shtml — Память// Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
  45. http://pedlib.ru/Books/1/0098/1_0098−1.shtml — Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  46. http://pedlib.ru/Books/1/0102/1_0102−1.shtml — Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания, 2002 № 4. — с. 17−20.
  47. http://pedlib.ru/Books/1/0135/1_0135−1.shtml — Аллан Пиз «Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)». — M.:ЭКСМО-Пресс
  48. http://pedlib.ru/Books/1/0139/1_0139−1.shtml — Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПБ: Речь, 2000.
  49. http://pedlib.ru/Books/1/0155/1_0155−1.shtml — Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002.
  50. http://pedlib.ru/Books/1/0161/1_0161−1.shtml — Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  51. http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162−1.shtml — Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
  52. http://pedlib.ru/Books/1/0163/1_0163−1.shtml — Карл Густав Юнг. Психологические типы. / Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского).

    — Спб.: Азбука, 2001.

  53. http://pedlib.ru/Books/1/0170/1_0170−1.shtml — Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  54. http://pedlib.ru/Books/1/0179/1_0179−1.shtml — Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.
  55. http://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180−1.shtml — Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000.
  56. http://pedlib.ru/Books/1/0185/1_0185−1.shtml — Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: МОДЭК, 2000.
  57. http://pedlib.ru/Books/1/0200/1_0200−1.shtml — Грановская Р.М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988.
  58. http://pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230−1.shtml — Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. — М.: Речь, 2005.
  59. http://pedlib.ru/Books/1/0288/1_0288−1.shtml — Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990
  60. http://pedlib.ru/Books/1/0333/1_0333−1.shtml — Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  61. http://pedlib.ru/Books/1/0443/1_0443−1.shtml — Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. — 4-е междунар. изд. — СПб.;М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004.
  62. http://pedlib.ru/Books/1/0454/1_0454−1.shtml — Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов Н/Д: Феникс, 2000.
  63. http://pedlib.ru/Books/1/0455/1_0455−1.shtml — Леви В.Л. Нестандартный ребенок.— 3-е изд.— М.: Знание, 1989.
  64. http://pedlib.ru/Books/1/0463/1_0463−1.shtml — Психология и педагогика.- М.: РИУ — РГТК «Тантал», 2000
  65. http://pedlib.ru/Books/2/0112/2_0112−1.shtml — Осухова Н.Г.В поисках идентичности: от зеркала до дневника.//Журнал «Школьный психолог», 2001 г.
  66. http://pedlib.ru/Books/3/0006/3_0006−1.shtml — Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. — М., 2001.
  67. http://pedlib.ru/Books/3/0008/3_0008−1.shtml — Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. — Москва — Воронеж, 1995.
  68. http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010−1.shtml — Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  69. http://pedlib.ru/Books/3/0012/3_0012−1.shtml — Осиновский М., Степанов Н. Способность к принятию себя и другого // Директор школы.-1998.-N1.-С.63−72.
  70. http://pedlib.ru/Books/3/0015/3_0015−1.shtml — Самыкина Н. Ю. Подростковая я-концепция в системе факторов наркориска // На пути к практической психологии: междисциплинарные исследования. Сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов психологического факультета. — Самара, 2000.
  71. http://pedlib.ru/Books/3/0032/3_0032−1.shtml — Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. С.31−57.
  72. http://pedlib.ru/Books/3/0033/3_0033−1.shtml — Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288−318.
  73.  — Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления / РАН. Ин-т психологии; Под ред. К.А. Абульхановой-Славской и др. — М., 1996.
  74.  — Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / РАН. Ин-т психологии.- М., 1998. — 247 с.: схем. — Библиогр.: с. 233−247.
  75.  — Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / Ин-т «Открытое о-во», Междунар. акад. психол. наук, Яросл. регион. отд-ние РПО. — М.; Ярославль: Ремдер, 2003. — 182 с
  76.  — Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / РАН. Ин-т психологии. — М., 1994. — 109 с.
  77.  — Зеленков М.Ю. Социально-психологические проблемы конфликтов: Учебное пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. — 232 с.
  78.  — Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для студентов вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 373 с.
  79. http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/luria1.htm — лекции известного российского психолога Лурии А.Р. (проблема возникновения психики, язык и формирование сознания, язык и формирование высших психических функций)
  80. http://www.otrok.ru/medbook/listuch/pol.htm — Что такое пол? (половые различия людей)
  81. http://www.otrok.ru/teach/agress/agress1.htm — электронный вариант книги Сукиасяна С.Г. «Агрессия: Природа человеческой агрессивности»
  82. http://www.psylist.net/slova/?az=А — электронный Психологический словарь
  83. http://www.psylist.net/slovar/aaa.htm — Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций
  84. http://azps.ru/articles/ - словарные статьи по общей психологии, психологии личности, психическим познавательным процессам, истории психологии и др.
  85. http://azps.ru/hrest/16/7 961 847.html — З. Фрейд Психоанализ. Религия. Культура >> Вопрос о смысле человеческой жизни (хрестоматия)
  86.  — Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека (хрестоматия)
  87. http://azps.ru/tests/ - психологические тесты (более 50 методик)
  88.  — Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 462 с.: схем. — (Живая классика).
  89.  — Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / РАН. Ин-т психологии. — М.: Academia, 1996. — 216 с.: ил.
  90.  — Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учеб. пособие. — Красноярск; Москва, 2001. — 236 с.
  91.  — Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. — СПб. и др.: Питер, 2000. — 223 с.
  92.  — Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». — 3-е изд., испр. / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.; Под ред. Ю.М. Жукова и др.; - М.: Смысл, 1999. — 377 с. — (Психология для студента)
  93.  — интерактивные тесты по психологии

  94. http://www.psylist.net/persona/ - персоналии психологов

  1. Контроль и оценка результатов обучения.

Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине

Виды учебной работы

Максимальный балл

Зачетный балл

Модуль 1.

в том числе

Посещение лекций

2

2

Подготовка и выполнение лабораторных работ

13

7

Текущий контроль

20

10

Подготовка и участие в тренинге

15

8

Подготовка и участие в ролевой игре

15

8

Рубежный контроль по Модулю 1.

(тестирование, коллоквиум)

20

10

Mодуль 2.

в том числе

Посещение лекций

2

2

Подготовка и выполнение лабораторных работ

13

7

Текущий контроль

20

10

Подготовка и участие в тренинге

15

8

Подготовка и участие в ролевой игре

15

8

Рубежный контроль по Модулю 2.

(тестирование, коллоквиум)

20

10

Mодуль 3.

в том числе

Посещение лекций

2

2

Подготовка и выполнение лабораторных работ

13

7

Текущий контроль

20

10

Подготовка и участие в тренинге

15

8

Подготовка и участие в ролевой игре

15

8

Рубежный контроль по Модулю 3.

(тестирование, коллоквиум)

20

10

Промежуточная аттестация — зачет

45

25

Итого по дисциплине:

300

160

9.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

— специально оборудованные кабинеты и аудитории, лаборатории;

— классы компьютерной техники;

  1. Глоссарий основных определений дисциплин (модуля).

Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя.

Абсолютный нижний порог ощущений — максимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Акцентуации — заостренность некоторых черт характера.

Альтруизм — правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага.

Анализатор — сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира. Анализатор состоит из: 1) периферического отдела или рецептора, 2) проводникового, 3) центрального отдела, представленного в коре головного мозга.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека, от особенностей его личности;

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.

Внимание — избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Восприятие (перцепция) — психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознание человека предметов или явлений в совокупности их свойств и качеств, при непосредственном воздействии на органы чувств.

Гениальность — высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых в ряде областей деятельности.

Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Индивид — понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества (индивид — биологическое существо).

Индивидуальность — личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей (индивид — биологическое и социальное существо).

Интеллект — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных.

Интермодальные ощущения (синестезии) — способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств (например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения).

Интероцептивные ощущения — представляют информацию из внутренних органов;

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Каузальная атрибуция — (приписывание причин) приписывание причин своего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации.

Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.

Конфликт — противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия.

Конформизм — принятие чужого мнения, с неискренним отказом от собственного.

Либидо — половое влечение, стремление к половой близости.

Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

Личность — явление социальное, продукт развития общества, общественных отношений (личность — социальное существо).

Мотив — психическое явление, становящееся побуждением к действию, побудительная причина.

Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженным положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Общение — форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, форма реализации социальных отношений между людьми. Общение является необходимым условием любой совместной деятельности людей.

Объект психологии — человек.

Одаренность — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

Ощущения — психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознание человека отдельных свойств, качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Память — это психический познавательный процесс, представляющий собой процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Паника — массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.

Поведение — система целенаправленных и последовательно выполняемых действий человека.

Пороги ощущений — основные характеристики любого анализатора.

Предмет психологии — изучение психики человека.

Представление — это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Проприоцептивные ощущения — представляют информацию о состоянии мышечной системы.

Психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Психология — наука об общих закономерностях развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний личности в процессе взаимодействия ее со средой.

Психопатия — болезненное уродство характера.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Самоактуализация — осуществление своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя».

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные (профессиональные, к конкретному виду деятельности) и общие (важные для многих видов деятельности, например, находчивость, сообразительность).

Страх — эмоциональное состояние, возникающее в ситуации определенной опасности.

Стресс — состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Талант — высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности.

Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Характер — психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Человек — родовое понятие, которое обозначает общественное существо, представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Человек — это с одной стороны биологическое существо, с другой — социальное.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система условных символов, с помощью которых передаются звуковые сигналы, имеющие для людей определенные значения и смысл.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector