Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАЦИИ.

1.Основные этапы развития теории коммуникации.

2.Современные концепции коммуникации.

3.Теоретические и практические модели коммуникации

 

1. Методология коммуникации представляет систему научных принципов, на основе которых строится исследование и определяются методы и приемы исследования.

Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Американский социолог Ч. X. Кули выделил в 1909 г. коммуника­цию как средство актуализации человеческой мысли.

До XIX в. включительно осмысление проблем комму­никации осуществлялось преимущественно в рамках фило­софии. Теоретические представления о законах, на которые опираются коммуникативные процессы, сопровождающие общение людей, сложились лишь в XX в. До этого отдель­ные аспекты устно-речевого и письменного взаимодействия рассматривались в рамках практического осмысления. В ча­стности, в ораторском искусстве (риторике) люди совер­шенствовались в далекой древности. Основной целью тако­го искусства являлась способность воздействовать на эмоциональную сферу слушателей. Ведущим видом речевой деятельности в ораторском искусстве рассматривался мо­нолог — речь оратора, а формами применения искусства красноречия были, например, публичные речи в суде, про­поведи, парадные речи. В XX в. значительный вклад в раз­витие теории коммуникации внесли социология, психоло­гия, культурология, технические, филологические и другие науки.

2. Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в психологической науке конца XIX — начала XX в. В основе бихевиоризма лежит пони­мание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды по схеме [стимул — реакция (S — R)]. Разработка идей и методов этого направления принадлежит американ­ским ученым Э. Л. Торндайку (THORNDIKE, Edward Lee) и Дж. Б. Уотсону (WATSON, John В road us), ставившим в ос­нову коммуникации не язык, а сами речевые сигналы, ма­нипулирование, которыми позволяет влиять на человека. Значительное влияние на идеи бихевиоризма оказали труды русских ученых И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Символический интеракционизм (термин, предложен­ный американским социологом Г. Блумером) главное внимание уделяет символическому содер­жанию социальных взаимодействий. Основоположником этого направления (30-е гг. — начало 40-х гг. XX в.) счита­ется американский философ-прагматик и социальный пси­холог Дж. Г. Мид. Отрицая точку зрения бихевиористов на поведение людей как пассивную реакцию на стимул, это направление рассматривает реакции как осмысленные символические действия (например, про­тянутая рука символизирует приветствие).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Язык рассматри­вается как основное символическое средство взаимодейст­вия. Исследования взаимодействия позволили выявить ди­намику социализации личности, установить связь социаль­ных символов с социальными ролями коммуникантов и со­циальными нормами коммуникации.

Преемницей символического интеракционизма в 60-70-е гг. XX в. является этнометодология — теоретиче­ский подход, основанный американским социологом Г. Гарфинкелем и получивший свое разви­тие в трудах И. Гоффмана. Этномето­дология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразитель­ных движений, ритуал и молчание.

Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Э. Холлом. Этот подход предполагает, что на эф­фективность коммуникативных действий влияет принад­лежность коммуникантов к определенной культурной сре­де. Значимым в этой теории является понятие «социальной дистанции» (близкой, персональной, социальной и публич­ной дистанции), которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц.

3. Возникновение и распространение технических средств коммуникации пробудили интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. XX в. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер. Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.

После Второй мировой войны оформились два основ­ных подхода к изучению коммуникации — рационалисти­ческий и иррационалистический.

Рационалистический подход основан на теории ин­формационного общества. Суть данной теории, разрабо­танной в 70-е гг. XX в. американским социологом Д. Беллом, состоит в том, что информация рас­сматривается в качестве единственного стимула и источни­ка социального развития, а СМИ, соответственно, как мощ­ный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании ин­формации, а в средствах и способах ее передачи и дальней­шего применения.

Иррационалистический подход представлен феноме­нологическим направлением (конец 40-х — начало 30-х гг. XX в.), основоположником которого считается американ­ский философ и социолог австрийского происхождения А. Шюц, создавший теорию «понимаю­щей социологии». Этот подход обращен к проблемам язы­ковой социализации и коммуникации, обусловленной не­языковыми факторами.

Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.

4. Значимый этап в развитии теорий массовой коммуникации связан с пониманием того, что влияние СМИ носит сложный характер при воздействии на аудиторию.

Так, в 1940 г. американскими учеными П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана теория двухступенчатой комму­никации, согласно которой на первой ступени коммуника­ции идеи распространяются от средств коммуникации к наиболее авторитетным членам группы — «лидерам мне­ний», а от них — к менее активной массе. «Лидеры мне­ний» становятся связующим звеном между СМИ и массой.

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... отметить, что многочисленные исследования в области семантического поля, основанные на лингвистическом подходе, выделяют его структуру, определяют характер семантических отношений между элементами, но не ... активностью, которая во многом зависит от ассоциативного восприятия данных лексем носителями языка, что может способствовать изменению их когнитивно-информационной значимости и образованию ...

Теория «спирапи (заговора) молчания», разработанная немецкой исследователь­ницей Э. Ноэлль-Нойманн обращает внимание на «парадокс голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, полагая, что их голос ничего не решает.

Выявление зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения было разработано в теории диффузии инноваций (diffusion of innovation theory).

Разработкой этой теории в области связи занимался Э. Роджерс в 60-е г. Диффузия понимается как процесс распространения новшества через коммуникационные каналы в течение определенного времени, когда важно убедить прежде всего критические 5% аудитории. По степени вос­приимчивости информации ученый выделил пять групп:

— инноваторы (2,3% населения, которые быстро «схва­тывают» новые идеи;

— ранние принимающие (13.5% населения) формируют большинство лидеров мнений;

— раннее большинство (34% населения) принимает но­вые идеи чуть раньше среднестатистического гражданина;

— позднее большинство (34% населения) принимает новые идеи скептически, только после того, как их примет среднестатистический гражданин;

— поздние принимающие (16% населения) недоверчиво относятся к новым идеям.

Теория информационных барьеров (англ. gate keeping) разработана американским социологом и социальным пси­хологом К. Левином. Теория связана с про­цессом выбора новостей, когда прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них своеобразной цензуры (gate = «ворота»), которая управляется «информационными привратниками» (англ. gate keeping).

Они служат интерпретаторами новостей для своей малой группы, оценивая входящий поток сообщений на основе собственных критериев степени важности.

В 60-е гг. XX в. была разработана культурологическая теория массовой коммуникации. В исследованиях канад­ского социолога Г. М. Мак-Люэна и французского социолога А. Моля подчеркивается значимость коммуникативных средств для понимания взаимодействия развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная) с человеком. При этом отмечается «мозаичность» культуры, создаваемая при помощи СМИ. Информирование создает иллюзию осведомленности о многом в мире, но не может заменить систематического образования.

В 60-е — начале 70-х гг. XX в. была создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем, которая оказала и продол­жает оказывать влияние на большинство наук конца XX — начала XXI в. Создателем этого направления является У. Матурана — чилийский нейробиолог. Биологическая теория языка и познания У. Матураны популярна в настоящее время. Языковую деятельность (англ. ianguaging) ученый сравнивает с танцем, которому свойственны не «иерархия» и «управление», а сотрудниче­ство, направленное на самосохранение. Однако, как заме­чает Н. К. Рябцева, человек не просто биологический меха­низм, он — существо глубоко социальное. Главным средст­вом социальной организации общества выступает язык, ко­торый превратил человека из биологического существа в социальную личность.

5. Начало становления теории коммуникации в России положено М. В. Ломоносовым в 1748 г.

Практика ораторского искусства совершенствовалась в тру­дах выдающихся судебных ораторов XIX — начала XX в. Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони и др. Несмотря на ценность ре­комендаций этих специалистов, следует признать, что их труды не были научными и не опирались на какую-либо теорию.

Становление теории коммуникации начинается в Рос­сии во второй половине XX в. В период 20-60-х гг. процес­сы коммуникации рассматривались узко, как предмет соци­ально-психологического исследования. Ведущим теорети­ческим методом в исследованиях общения является герме­невтический. Он опирается не на эксперимент, а на истол­кование. Общение истолковывалось как психологический феномен, включающий ряд независимых явлений. Так. в 1971 г. Б. Д. Парыгин объясняет общение как сложный, многосторонний процесс, содержащий одновременно как движение информации, так и взаимоотношение партнеров, их взаимовлияние друг на друга. Стороны общения рас­сматривались как сумма дискрет­ных психических явлений, не являющихся единым целым.

Психолог Б. Ф. Ломов указал на актуальность исследо­вания общения, выходящего за рамки социальной психоло­гии, и раскрыл важность углубленного изучения психоло­гии общения в актуальных сферах: педагогике, инженерной психологии, психологии управления, медицине и др. облас­тях. Сегодня деятельность общения входит как раздел в общую теорию психологии.

Б. Г. Ананьев возглавлял комплексные исследования уче­ных психолого-физиологического плана, связанные с освое­нием космоса в 50-70-е гг. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев включили деятельность общения в ряд ведущих, основных видов психологической деятельности человека. Это было важным вкладом в становление теории коммуникации, ведь в то время даже в Большой советской энциклопедии (3-е изд., 1974) отсутствовала статья «Общение человека».

Значительный вклад в понимание межличностной ком­муникации как комплексного явления внесли Г. М. Андрее­ва и ее ученики, изучавшие общение в социальной сфере.

6. Модели коммуникативных процессов создаются для описания, преобразования и структурирования информа­ции, они строятся адекватно изучаемым коммуникативным процессам. Для лучшего понимания коммуникативного процесса ученые пользуются методом моделирования — воспроизведением характеристик одного объекта с помо­щью другого.

Модель коммуникации воспроизводит составные эле­менты и функциональные характеристики коммуникацион­ного процесса в виде схемы. Содержание модели зависит от концепции специалиста, который эту модель разработал, а также от потребностей той сферы науки, в которой она поя­вилась, и т. д. Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является от­ражением реальности, а тем более самой реальностью. Мо­дель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью. Модели коммуникации можно разделить на линейные, или механистические, и нелинейные.

• Линейная модель Г. Д. Лассуэлла, предложенная в 1948 г., использовалась для анали­за массовой коммуникации, прежде всего политической.

Табл. 2.1

Модель Г. Д. Лассуэлла

КТО Сообщает ЧТО По какому каналу? КОМУ С каким эффектом?
Коммуникатор Анализ управления Сообщение Анализ содержания Канал Анализ средств и каналов Получатель Анализ аудитории Эффект Анализ результатов

 

Согласно формуле Г. Д. Лассуэлла, отражающей струк­туру коммуникативного процесса, акт коммуникации рас­сматривается по мере ответа на вопрос: КТО — ЧТО сооб­щает — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ. В 1968 г. ученый расширил версию своей мо­дели, поставив вопросы, помогающие изучить коммуника­тивный процесс: кто, с каким намерением, в какой ситуа­ции, с какими ресурсами, используя какую стратегию.

Достоинством данной модели является то, что она пред­ставляет развернутый план коммуникативного действия.

Недостаток модели состоит в ее монологичности, по­скольку она не предполагает обратную связь. Модель опи­рается на бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на адре­сата, рассматриваемому лишь в качестве объекта, реаги­рующего на полученную информацию.

• Линейная модель (шумовая) Шеннона — Уивера раз­работана в 1949 г. в математической теории связи инже­нером К. Э. Шенноном для описания коммуникации средствами телефонной связи. У.Уивер распространил эту модель на все виды коммуникации, внеся в схему шум, понимаемый как любая помеха коммуникации.

 

ПЕРЕДАТЧИК СООБЩЕНИЯ   КАНАЛ СВЯЗИ   ПРИЕМНИК СООБЩЕНИЯ
   

 

Рис.3.1. Цепочка связи по К. Э. Шеннону

Данная модель является коммуни­кативной цепочкой, в которой представлены: источник со­общения; кодировщик, подготавливающий сообщение для передачи в удобной форме; тот или иной канал связи, пере­носящий сигналы в закодированном виде; декодер, «распа­ковывающий» сообщение; и наконец, получатель, извле­кающий из сообщения информацию. На успешность связи влияют помехи (шум), они снижают разборчивость речи либо качество изображения. Как шум могут рассматривать­ся также неинформативные составляющие сообщения, ме­шающие восприятию, перегружающие канал связи. С шу­мом можно научиться бороться.

Достоинством линейной модели является то, что с ее появлением возникло представление о скорости и количе­стве передаваемой информации. На основе этой модели разрабатывались теории коммуникации в технике и обще­стве (конец 60-х — начало 70-х гг.), согласно которым ком­муникация рассматривалась как деятельность, направлен­ная на подготовку, передачу и сохранение информации в рамках различных организационных структур.

Ограничения модели состоят в том, что она абстрагиру­ется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь в основном на ее количестве. В силу ее механистичности отражает преимущественно технические способы коммуникации. Человек включен в модель лишь как источник / приемник информации. Кроме того, комму­никативный процесс рассматривается как линейный (одно­направленный), где отсутствует обратная связь.

В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпре­тированной Р. О. Якобсоном функ­циональной модели речевой коммуникации (или речевого события), где представлен адресант, направляющий адре­сату сообщение, которое передается с помощью кода.

    Контекст    
           
Отправитель   Сообщение   Получатель
   
           
    Контакт    
           
    Код    
             

Рис. 2.1. Схематическая модель коммуникации по Р. Якобсону

В модели Р. Якобсона сообщение рассматривается как содержательная, многофункциональная компонента. В ней выделяется контекст как функция, обеспечивающая цело­стность содержания, задающая систему координат и позво­ляющая ориентироваться в нем. Контакт отражает регуля­тивный аспект коммуникации. Все шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функ­циями языка:

— экспрессивная функция выражает отношение говоря­щего к сообщению;

— код рассматривается как метаязыковая (надязыковая) функция, когда содержание значения слова можно раскрыть через его описание;

— когнитивная функция связана с контекстом;

— конативная функция оказывает непосредственное воз­действие на того, кто принимает сообщение;

— фатическая функция связана с поддержанием кон­такта;

— поэтическая (риторическая) функция ориентирована прежде всего на форму, чем на содержание.

Модель Р. Якобсона в различных ее вариантах приме­няется в лингвистике как для анализа функций языка в це­лом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Эта модель телеологична (от греч. telos — цель), т. е. показывает предназначе­ние, функции языка. Современная социолингвистика, тео­рия коммуникации и социология коммуникации также за­имствовали эту модель для описания коммуникативных процессов.

В 1954 г. ученые из США В. Шрамм и Ч. Остуд предложили циркулярную (замкнутую), сбалансированную модель комму­никации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправными партнерами. Большое значение придается обратной связи (англ. feedback) между ними, урав­новешивающей прямую связь: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообще­ние — декодирование — интерпретация.

 

 

КОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР ДЕКОДИРОВАНИЕ   СООБЩЕНИЕ   ДЕКОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР КОДИРОВАНИЕ
   
     
     
  СООБЩЕНИЕ  
   

 

Рис 2.2. Модель В. Шрамма и Ч. Остуда

Достоинством данной модели является то, что она мо­жет саморегулироваться за счет обратной связи.

Рассмотренные выше модели являются линейными, они способствуют пониманию последовательности процесса коммуникации. Однако в реальности коммуникативный процесс может представлять собой сложное, многоуровне­вое явление, происходящее в определенной социальной си­туации.

Интеракционистская (социально-психологическая) мо­дель разработана Т. Ньюкомбом, который предложил учитывать как отношения, которые складываются между общающимися, так и те, которые об­ращены к объекту разговора (речи).

Ученый исходил из то­го, что общей тенденцией в коммуникации является стрем­ление к симметрии. Если два контактирующих сориентиро­ваны друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своих взглядов на рассматриваемую ситуацию. При негативном отношении друг к другу не будет совпа­дать и отношение к рассматриваемой ситуации.

Данная модель является нелинейной, она задает динами­ку изменений, к которым будет стремиться коммуникация, чтобы создавались симметричные отношения, одинаковая оценка ситуации при сходной оценке друг друга.

 

 

Задание на дом:

ВЫЯВЛЯЕМ КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Обратите внимание на ключевые термины данной темы и найдите их определение в ГЛОССАРИИ. При ответе на теоретические вопросы, выполнении прак­тических заданий и самостоятельной работы стре­митесь использовать терминологию и правильно ее употреблять, иллюстрируя при необходимости при­мерами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют основные теоретические направ­ления изучения коммуникации? Дайте их характеристику.

Чем отличаются рационалистический и иррациоиалистический подходы к изучению коммуникации?

Какие существуют линейные и нелинейные модели коммуникации?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Определите основные этапы становления и развития теории коммуникации.

Опишите основные модели коммуникации. Что есть общего и специфического в моделях? В чем состоят их дос­тоинства и недостатки?

Систематизируйте материал темы в виде схемы по разделам с указанием имен специалистов, основные теории изучения коммуникации, подходы к изучению коммуника­ции, модели коммуникации.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Обязательная литература

Бориснёв С. В. Социология коммуникации. — М., 2003. —С. 19-31.

Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Ва-силика. — М., 2003. — С. 63-125.

Кашкии В. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.—С. 37-40.

Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003. —С 8-36.

 

Дополнительная литература

1. Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М., 1997. —С. 13-17; 208-217.

Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инже­нерной психологии. — М., 1991. — С. 107-127.

Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение чело­века печатной культуры. — Киев. 2004. — С. 352-354; 366-377.

Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект. — М., 2005.—С. 17-18; 23-24.

Психолого-лиигвистические проблемы массовой коммуни­кации / отв. ред. А. А. Леонтьев. — М., 1976. — С. 5-27.