Вопросы для теоретической подготовки:
1. История развития учения о внушении (Ф.Месмер, Дж.Брейд, Ж.Шарко, В.М.Бехтерев и др.).
2. Определение внушения. Внушение как механизм межличностного воздействия.
3. Методы внушения и убеждения в психотерапевтической и психокоррекционной практике. Различия методов убеждения и внушения. Условия эффективности каждого из этих методов.
4. Виды внушения:
4.1. внушения в состоянии бодрствования, внушение в состоянии сомноленции;
4.2. внушения (гетеросугестия) и самовнушение (аутосугестия);
4.3. реальное и вербальное внушение;
4.4. прямое и косвенное внушение;
4.5. опосредованное внушение, эффект плацебо в качестве примера косвенного внушения;
4.6. положительное (этичное) и отрицательное (неэтичное) внушение.
5. Внушаемость как свойство личности. Факторы, обусловливающие внушаемость человека (психофизиологические, личностные; ситуативные; качества сугестора; характер отношений между сугестором и сугерендом).
6. Методы внушения, самовнушения и релаксации в психотерапевтической и психокоррекционной практике:
6.1. произвольное самовнушение Э.Куе;
6.2. прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона;
6.3. аутогенная тренировка Шульца.
7. Самовнушение. Требования к составлению сугестивних формул (формул самовнушения).
8. Использование сугестивних методов и приемов в психокоррекционной работе с детьми и подростками:
8.1. внушения с целью психоэмоциональной разгрузки;
8.2. внушения с целью создания определенного психоэмоционального состояния;
8.3. сочетание вербального внушения с музыкальным сопровождением;
8.4. создание определенного психоэмоционального состояния с помощью вхождения в определенный образ;
8.5. модификации метода аутогенной тренировки.
Время для проработки темы: 2 академических часа
Практические задания:
1. Сделайте сравнительный анализ метода убеждения и метода внушения. Определите условия эффективности этих психотерапевтических методов в психокоррекционной работе с детьми и подростками.
2. Сделайте короткий план-конспект по п.5 «Методы внушения, самовнушения и релаксации в психотерапевтической и психокоррекционной практике». Какие, по вашему мнению, перспективы применения этих методов в современной психокоррекционной практике? Обоснуйте свое мнение.
3. Выдающийся российский психотерапевт В.М.Бехтерева дал такую характеристику этому методу психотерапевтического воздействия: «… сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица к другому, — прививанию, происходящему без участия воли (внимания) воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания. …внешние впечатления проникают в психику уже не с «парадного входа», а с «заднего крыльца…». Какой метод имеется в виду? Обоснуйте свое мнение.
Отчет по психологической практике в клинической больнице
... психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий; работы пункта, почты или телефона доверия. 3. Материальная база психотерапевтического воздействия: аудиотехника; аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; проекционная аппаратура; проекционные материалы психотерапевтического характера; специальная ...
4. О каких факторах, способных повысить уровень внушаемости, идет речь в цитатах В.М.Бехтерева?
— «Когда способствует в населении или группе лиц то или другое настроение и когда мысль работает в известном направлении, тогда у того или другого лица, особенно с психической направленностью, легко проявляются обманы чувств в форме иллюзий, по содержанию отвечающие настроению и направлению его мысли, которые тотчас же путем невольного внушения, словесного или иного, сообщаются и другим лицам, находящимся в одинаковых психических условиях, превращаясь даже в настоящую галлюцинацию…».
— «…распространению психических инфекции способствует известная подготовленность почвы в населении; другим важным фактором является скопление народных масс или народные сборища во имя одной общей идеи. Такого рода сборища, представляющие собой в отличии от общества временные и случайные отношения людей, сами собой превращаются как бы в одну огромную личность, чувствующую и действующую как одно целое…».
— «…сила личности обратно пропорциональна числу соединенных людей (чем больше толпа, тем ниже падает индивидуальное Я…».
5. Определите основные требования относительно формулировки формул самовнушения.
6. Подберите 3 формулы самовнушения для себя. Цель использования метода самовнушения — хорошее самочувствие, уверенность в себе, энергичность, оптимизм. Определите условия эффективности применения формул самовнушения в психокоррекционные практике.
7. Подберите для собственной практики технику релаксации с элементами самовнушения и визуализации. Определите цель ее использования и условия эффективности.
8. Внимательно прочитайте каждую из следующих задач. Письменно последовательно ответьте на поставленные вопросы по каждой из приведенных задач.
— Какой именно вид внушения как метода психологического воздействия наблюдается в каждой из задач?
— Какие факторы повлияли на повышение внушаемости у действующих лиц в каждом из приведенных примеров?
ЗАДАЧА 1.
Любопытный случай произошел в Москве до революции. Жил в Москве богатый и знатный человек. Он вел обычную для своего круга светскую жизнь – ходил на балы, развлекался. И вот этот человек заболел. Больше всего его сокрушало то, что болезнь обезобразила лицо – на нем появились красные гнойные прыщи, вызывающие сильнейший зуд. Показываться с таким лицом в светском обществе было нельзя. Больной не жалел денег на лечение, месяцами выдерживал строгую диету, скрупулезно выполнял назначения лучших врачей, но болезнь не проходила. Потеряв надежду на выздоровление, человек впал в самое черное отчаяние. Лишившись сна, аппетита, он слонялся по своему огромному дому как неприкаянный. Все чаще к нему стала приходить мысль о самоубийстве. И вот однажды вечером, когда он шел, погруженный в свои тяжелые мысли, кто-то коснулся его плеча. Перед ним стояла старушка. «Вижу, неладное ты задумал, батюшка, — сказала она. – Ты бы к богу лучше обратился, глядишь, тебе бы и помощь какая вышла. В жизни своей греховной забыл ты о Боге, вот он тебя и наказывает. Искупи свои грехи, замоли болезнь! Завтра до восхода солнца вставай и ползи на коленях от дома до храма Василия Блаженного. Доползешь, помолись как следует Богу и ступай отдыхать. Может и смилостивится Всевышний!».
Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...
... работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о психологических и ... которой стоит благоприобретенная привычка. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, сахарный ...
Московский рабочий люд, проходивший в ранние часы по улице, наблюдал странное зрелище: по мостовой, обливаясь потом, раздирая колени о булыжник, полз богато одетый человек. Он ни на кого не обращал внимания – глаза его были устремлены куда-то вверх. Раннее утреннее солнце, прозрачное и золотистое, выглянув из-за особняков, освещало эту картину. Человек вполз по каменным ступеням в храм и стал истово молиться. Потом, смертельно уставший, потрясенный своим необычным паломничеством, вернулся домой и, впервые за многие месяцы, спокойно уснул. Когда он проснулся, краснота на лице наполовину исчезла. Выздоравливающий стал молиться с удвоенной энергией. Вскоре болезнь совсем прошла[1].
ЗАДАЧА 2.
Когда 14-летняя девочка стала явно худеть, родители всполошились, стали обследовать дочь у эндокринолога, терапевта, хирурга, но те не нашли у больной никакой мало-мальски существенной патологии. Аппетит у девочки был очень плохой, и никакие лекарства не могли его усилить. В конце концов, мать обратилась за советом к детскому психиатру.
Пациенткой владел страх подавиться пищей. Этот страх возник более года назад после того, как девочка случайно услышала рассказ о том, как одна женщина подавилась жареной картошкой и задохнулась. Услышанный рассказ изобиловал множеством нелепостей, вряд ли имевших место на самом деле. После этого девочка «на всякий случай» стала ограждать себя от приема более или менее плотной пищи. В дальнейшем опасение подавиться усилилось. Больная стала принимать все более жидкую пищу, да и той немного. И, конечно, стала худеть…[2]
ЗАДАЧА 3.
«История Руси и других стран знает множество примеров распространения «психических эпидемий» среди верующих. Шизофреник Осип Потапкин из Орловской губернии однажды объявил, что он Иисус Христос. Сотни людей, безграмотное и забитое население губернии, потянулись за Потапкиным. Он призывал каждого поселить в себя святого духа, чтобы этот дух управлял поступками человека. На ночных сборищах секстанты именем святого духа печи, плясали, плакали, хлопали в ладоши. Безумные, безобразные сборища продолжались до тех пор, пока Потапкин не попал в больницу, где был признан умалишенным…».[3]
ЗАДАЧА 4.
Это произошло в одном из сибирских городов. Женя П., молодой, подающий надежды боксер, в этот день не находил себе места. До начала финального боя оставалось два часа, и он зашел в сквер.
Настроение у Жени было плохое. Последнее время ему явно не везло: поссорился из-за пустяков с Тоней, провалил в техникуме экзамен по основному предмету – пришлось пересдавать. Тренировки на это время пришлось оставить, и он был не в форме накануне состязаний. Словом, судьба нанесла боксеру целую серию ударов.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... возрасте. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др. Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствительность), гипестезия (пониженная ... глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию. Дифференцировка зрительных ...
Последние бои на первенстве Женя провел очень сковано: победы над боксерами, которые раньше он завоевал бы легко, теперь доставались ему с великим трудом.
Сегодняшний финальный бой был особенно важным. Победитель получал право отстаивать честь области в финале первенства России. Женя годами мечтал об этом, тренировался изо дня в день, с упорством скульптора, лепящего фигуру, наращивал мускулы. И вот все идет прахом из-за одного неудачного месяца…
…Нарастающий гул в зале возвестил о том, что соперник Жени, известный боксер Иркутска, идет к рингу. Это был загорелый и на редкость мускулистый парень. Таких обычно рисуют на плакатах «Занимайтесь спортом».
Бой начался. Первые быстрые выпады. Тело Жени сотрясается от мощных ударов иркутянина. Собрав внимание, Женя идет в ответную атаку. Но партнер словно неуязвим. Неужели у этого парня всего две руки и две перчатки? Удары в него наталкиваются на глухую изгородь из рук и перчаток! Почему так долго тянется бой? Не остановились ли секундомеры у судей? Наконец-то отдых!
Женя чувствует, как сильно пульсирует кровь. Противник игриво улыбается и рассматривает публику. Видно, он ничуть не устал и хочет только поскорее закончить бой. А тяжесть и апатия не проходят.
…Над Женей склонился кто-то в белом халате. Врач? Этого только не хватало! Да это же Тоня! Она улыбается.
— Я попросила халат у подруги – она здесь медсестрой работает. Устал? – Ее ладонь подносит к губам Жени какие-то пилюли малинового цвета. – Глотай скорей! Эта штука усталость как рукой снимет!..
Женя долгим взглядом посмотрел ей в глаза. – Не волнуйся. Иди – сейчас начнется бой.
Второй и третий раунды. Евгений был неузнаваем. Им владело одно только желание – боксировать все быстрее, виртуознее, и он чувствовал – это ему удается.
Очень ясно и в то же время как в тумане помнит Женя, как судья поднял его руку.
Домой возвращались вместе.
— Ну как, помогло тебе мое средство? – спросила Тоня.
— Очень. Ты даже себе представить не можешь! Кстати, что это за стимулятор?
— Ничего особенного, всего лишь две мятные карамельки…[4]
Методические задания:
1. Прочитайте представлены психокоррекционные упражнения. Определите психокоррекционную цель каждой из психокоррекционных упражнений. Подчеркните в тексте каждого упражнения формулы внушения.
Упражнение 1.
«Устройтесь поудобнее. Вы чувствуете приятную истому. Мышцы расслаблены. Лицо стало гладким. Вы чувствуете приятную легкость и невесомость. Ваше сознание спокойная, как поверхность озера в тихую сонячну погоду. Посторонние звуки вас не тревожат. Вас все больше и больше клонит ко дремоты. (Пауза) Выдох становится длиннее … После выдоха вам приятно несколько секунд не дышать. (Пауза) При выдохе тепла, повильна волна будто перекатывается внутри вас, освобождая от внутришнього напряжения. (Пауза)
Ваши мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно быть в состоянии изнеможения. Нервная система и мозг воспринимают питательный поток кислорода. (Пауза) Нервные процессы уравновешиваются, силы организма от-емыми. (Пауза) Ваше сознание, как легкое облачко над променистим морем … Море как песня бескрайней стихии … Волны катятся, бьются о берег. (Пауза.) Солнечный луч бежит по брызгах волн. (Пауза) Ваше сердце размеренную стучит. Вам легко дышится. (Пауза) Каждая клеточка обеспечивается питательным струей кислорода. Продолжайте дремать. Музыка и слова звучат в вашем сознании. (Музыкальная пауза)
Решение практических психологических задач Ощущение
... слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. Д. ... глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне просматривая «запоминаемое». В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: ...
Внутреннее умиротворение позволяет легко воспринимать словесное самовнушение. (Пауза) Мысленно повторяйте формулы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей и переживаний. (Пауза) Энергия видновлюеться. (Пауза.) Я чувствую себя лучше и лучше. (Пауза) Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, доброжелательным и невозмутимым. (Пауза) Я бодрый. Я отдохнул. Я чувствую все большую уверенность в своих силах ».
Сеанс подходит к концу. Я буду считать от трех до одного. Три! Сонливость проходит. Два! Потянитесь! Один! Вы бодры и сповнени сил. Вставайте и идите! »
Упражнение 2.
«Сядьте удобнее. Закройте глаза. Звучит музыка.
Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Постарайтесь не менять природний ритм дыхания, а только следить за ним. Используйте фразу: «Я чувствую свой вдох … чувствую свой выдох … чувствую свой вдох … чувствую свой выдох …». Сначала вы будете отвлекаться на различные картины и мысли, но постепенно почувствуете, как ваше дыхание становится спокойнее и глубже. Почувствовав это, произнесите на выдохе: «расслабляюсь … Я совсем (на вдохе) … спокойный (на выдохе)». Повторите фразу несколько раз, прислушиваясь к возникающим ощущений. Меняйте интонацию фразы, находя ее наибольшее соответствие вашему состоянию. Домагайтеся резонанса фразы и состояния. Присоедините к этому резонанса возникший у вас образ (лес, цветы в вазе, поверхность озера, спокойное море, глубокое-глубокое синее небо и т.д.).
Представьте, что ваше тело окутывается сверху вниз какой пеленой, облаком покоя. Ваше тело сверху вниз омиваеться потоком покоя. Как теплая вода, это спокойствие проникает в каждую клеточку вашего тела, проникает вглубь вас, наполняя уверенностью и спокойствием, глубоким и прочным спокойствием, не разрушить никакими дрибнимы дневными огорчениями.
Если вместе со спокойствием к вам пришло ощущение тепла — хорошо. Если нет, то вспомните ощущение тепла (теплый душ, ванна, вы протягиваете руки к обогревателю, к печке, вы в солнечный день сидите на скамейке, вы загорают на пляже).
Сделайте так, чтобы возникшие зрительные образы стали настилькы яркими, что перешли бы в чувство осязания. Как только появятся эти образы соприкосновения, произнесите слова «тепло», «теплота» или «появляется тепло» с разной интонацией, пытаясь попасть интонацией в резонанс с картинкой — ощущением тепла, пусть они соединяются в единое целое : слово-картинка — ощущение … Пусть слово окутает картинку-ощущение, а картинка-ощущение — слово … Почувствуйте, как тепло проникает в глубину вашого тела, как становится теплым ваше дыхание, ваша кровь течет по артериям , венах и капиллярах вашего тела. Соедините ваше слово-картинку-ощущение с этим состоянием воображаемой теплоты. Создайте внутри себя эту гармонию. Солнце — ваше внутреннее тепло, ваше маленькое солнце.
Внимание, ощущение и восприятие
... к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое ... активное. Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное ...
Теперь внимание в центр груди. Все внимание сосредоточено в центре груди. Грудь начинает прогреваться изнутри внутренним теплом, похожим на солнечный. Тепло и свет изнутри нарастают. Одновременно нарастает у вас тепла светлая радость, что идет изнутри легко и свободно. Это бодрый, уверенный радость. Тепло, свет и радость. Радость нарастает вместе со светом, ярким солнечным светом. Вы наполнены бодростью, светом, теплом. Вы полны энергии, света и тепла настолько, что готовы випроминюваты его. Готовы? Озарять свет и тепло вокруг вас! ».
2. Прочитайте представлены психокоррекционные упражнения. Определите психокоррекционную цель каждой из психокоррекционных упражнений. Какие суггестивные приемы использованы в каждом упражнении?
Упражнение «Выпусти бабочку» (тонизнуться, чтобы проснуться).
Зачем. Не только для просыпания. Еще и для взбадривания при усталости, вялости, депрессии, апатии, лени…
Чтобы со сна сразу крепко сжать пальцы, сперва надо – РАЗЖАТЬ пальцы! – как будто хотим выпустить пойманную бабочку… несколько раз: сначала слегка, а потом все полней! – энергичней!..
Это удается запросто, потому что при общем снижении тонуса мышцы-разгибатели всегда имеют тонусный перевес – это их время, их царство…
Пробуем: разогнем пальцы до отказа, подержим так… Отпустили свободно… Еще раз, еще… Чувствуем? Повысился и тонус сгибателей: кулак сжался легко и крепко. Сжатие должно удерживаться. Легче сжать и другую кисть…
Вытянули теперь ноги, стопы, пальцы ног, спину, шею – все разогнули и растянули, как делают звери…
Чувствуем, как все встрепенулось и оживилось!?!..
Упражнение «Аист спит» (пик равновесия физического и психического).
Стоим на одной ноге, другую слегка согнув и приподняв не выше колена… Теперь, продолжая так стоять, закрываем глаза – аист заснул…
Продержимся так минутку?.. Трудненько, да?..
Тянет, качает головой из стороны в сторону, опорная нога начинает все сильнее напрягаться…
Легче – расслабившись предварительно, подышав свободно… Под музыку, напевая или считая… Трудней – людям внутренне напряженным…
Мое пожелание: пусть «спящий аист» войдет в вашу зарядку: помогает собираться, сосредотачиваться и думать.
Упражнение «Крылья мотылька» (взоротонизация мозга).
Для оживления ума, улучшения памяти и соображения, прибавки решительности, инициативы, фантазии. Если не идет умственная работа, не решается задача, не рождается идея; если нужно срочно вспомнить что-то забытое или принять важное нестандартное решение:
· принимаем свободное, комфортное положение;
· дышим свободно;
· сбрасываем зажимы тела, зажимы лица – и…
· в течение минуты двигаем глазами в разные стороны быстро-быстро, как только можем. Двигаем взором туда-сюда, лучше по верховой дуге (верховая дуга – поисковый запуск в коре мозга и зонах «рая»).
Если взор движется быстро и разнообразно, мозг возбуждается; если медленно, однообразно – успокаивается, тормозится.
Радость и ки
... развитии контактной импровизации вскоре включились сотни других индивидуумов и групп. Contact Newsletter (теперь - Contact Quarterly), был создан по инициативе "Re-Union" в 1975, под редакцией ...
Движения глаз пусть будут непринужденными: не таращиться и не пыжиться, амплитуда неполная! – Не стараться заглянуть себе в ухо!
…Ну вот – а теперь просто отпустимся. Вольно!
Не подгоняем результат и не ждем его. Просто верим – результат явится – явится тем вернее и тем быстрее, чем меньше вы будете его торопить…[5]
Творческое задание:
Подготовьте краткое реферативное сообщение на тему «Методы внушения в психокоррекционной работе с детьми». В сообщении ответьте на следующие вопросы:
1. Какие факторы могут способствовать появлению различных страхов в детском возрасте?
2. Какие страхи характерны для детей разного возраста?
3. Какие психокоррекционные методы являются эффективными в работе с детскими страхами?
4. Какие методы вербального и невербального опосредованного внушения можно использовать для психологической профилактики и коррекции ночных страхов детей? Приведите примеры конкретных психокоррекционных упражнений.
Основная литература:
1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. – Мн. : Выш.шк., 1997. – 464 с. – Суггестивная психотерапия. – с.19-129.
2. Корнєв М.Н., Коваленко А.Б. Соціальна психологія : Підручник / М. Н. Корнєв, А. Б. Коваленко. – К. : 1995. – 304 с. – Розділ 5. Психологічні способи впливу в процесі спілкування. Навіювання. – с.114-117.
3. Кузікова С.Б. Теорія і практика вікової психокорекції : Навч. посібник. / С. Б. Кузікова. – Суми : ВТД «Університетська книга», 2008. – 384 с. – Використання сугестивних методів з корекційною метою. – с.214-224.
4. Орбан-Лембрик Л.Е. Соціальна психологія : Навчальний посібник / Л. Е. Орбан-Лембрик. – К. : Академвидав, 2005. – 448 с. (Альма-матер).
– Соціально-психологічна характеристика спілкування. Взаємодія та міжособистісний вплив. – с.242-252.
5. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Карвасарский Б. Д. — СПб.: Питер Ком , 1999. — 752 с.- (“Мастера психологии”).
6. Тимохина А. В. Личностно-ориентированная психотерапия в психологической практике / А. В. Тимохина. – Луганск : Изд-во Восточно-укр. гос. ун-та, 1997- 192 с. – Внушение и самовнушение. Аутогенная тренировка. – с.48-65.
Дополнительная литература:
1. Бехтерев В.М. Гипноз / В. М. Бехтерев. – Д. : Сталкер, 1999. – 384 с.
2. Горин С.А. НЛП: техники россыпью / С. А. Горин. – М. : Издательство “КСП+”, 2001. – 576 с.
3. Иоффе А. Записки врача-гипнотезера / А. Иоффе. – Кемеровское книжное издание, 1967. – 104 с.
4. Кардаш С. Измененные состояния сознания / С. Кардаш. – Д. : Сталкер, 1998. – 416 с. (Серия «Психология»).
5. Котлячков А., Горин С. Оружие – слово. Оборона и нападение с помощью… (Практическое руководство) / А. Котлячков, С. Горин. — М. : Издательство “КСП+”, 2004. – 352 с.
6. Леви В.Л. Наемный бог / В. Л. Леви. – М. : Торобоан, 2004. – 416 с.: ил. – (Серия “Доверительные разговоры”).
7. Никитин В.Н. Психология телесного сознания / В. Н. Никитин. – М. : Алетейа, 1998. – 488 с.
[1] Иоффе А. Записки врача-гипнотезера. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1967. – 104 с.
[2] Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 255 с.
[3] Бехтерев В.М. Гипноз. – Д.: Сталкер, 1999. – 384 с.
[4] Иоффе А. Записки врача-гипнотезера. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1967. – 104 с.
Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах
Деструктивные культы интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь сразу заполучить потенциальных адептов на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы и т.п. Эмиссары группы Шри Чинмоя приглашают людей на бесплатные медитации или концерты «духовной музыки», центры «дианетики» и «хаббард-колледжи» — вербовочные структуры церкви сайентологии — приглашают на групповые « ...
[5] Леви В.Л. Ближе к телу. – М.: Метафора, 2003. – 224 с.: ил. – (Серия «Азбука здравомыслиЯ»).