Психология. Вопросы к экзамену

Психология 1 курс

Для оценки результата освоения «Знать»:

  1. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Характеристика основных разделов психологии.
  2. Психика как субъективный образ объективного мира. Структура психики.
  3. Различия житейской и научной психологии
  4. История становления и развития психологической науки.
  5. Психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическое направление.
  6. Методологические основы психологии. Понятие «метод» в психологии. Характеристика основных методов психологии.
  7. Особенности возникновения и развития психики (онтогенез и филогенез).

    Основные стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н. Леонтьеву.

  8. Мозг и психика. Основные физиологические механизмы функционирования мозга.
  9. Психология сознания: понятие, структура и функции. Уровни психики человека: сознание и бессознательное.
  10. Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции.
  11. Общая характеристика познавательной сферы человека.
  12. Ощущение как элементарный сенсорный процесс. Закономерности, виды и свойства ощущений.
  13. Общая характеристика восприятия. Свойства, классификация видов, функции восприятия.
  14. Психологическая характеристика внимания. Функции, виды и свойства внимания.
  15. Психологическая характеристика памяти. Процессы, свойства, виды памяти и их характеристика.
  16. Психологическая характеристика мышления. Виды мышления.
  17. Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
  18. Психология личности как раздел науки. Основные направления исследования. Возможности применения знания психологии личности в профессиональной деятельности.
  19. Структура личности в отечественной и зарубежной психологии, проблема социализации.
  20. Общая характеристика индивидуально-типологических особенностей личности.
  21. Типология темперамента и психологическая характеристика типов темперамента.
  22. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера (Л. Леонгард).

    Типология характеров (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко).

  23. Понятие о способностях. Виды, структура способностей. Задатки и способности.
  24. Общая характеристика эмоционально-волевых психических процессов человека.
  25. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы психики.
  26. Социальная психология как фундаментальная область науки. Содержание, структура, проблемы и направления исследования.
  27. Психология групп. Понятие о группах, типология.
  28. Проблема лидерства и руководства в группе. Стили руководства в группе.
  29. Феноменология общения. Компоненты, средства, виды и структура общения. Характеристика основных сторон общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
  30. Конфликт, его социально-психологическую структуру, функции и динамику. Социально-психологическая характеристика основных типов конфликта.

Для оценки результата освоения «Уметь»:

4 стр., 1707 слов

Структура семьи

Психологическая структура семьи Функции семьи реализуются в процессах общения и взаимодействия членов семьи. Семья функционирует гармонично, когда каждый из её членов выполняет роли в соответствии со своими и взаимными ожиданиями и потребностями. Эти роли формируют семейную структуру. Структура семьи – это состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений, т.е.ролей. По ...

  1. Определить сесто психологии в системе профессиональной подготовки студента.
  2. Разграничить направления психологической работы: психодиагностику, психокоррекцию, психоконсультирование, психологическое просвещения, психотерапию.
  3. Описать этапы психологического исследования.
  4. Раскрыть основные методы психологии.
  5. Дать характеристику эксперимента как ведущего метода психологического исследования. Описать особенности его использования, возможности и ограничения.
  6. Дать характеристику наблюдения и беседе как методам психологического исследования. Раскрыть их специфику и особенности применения.
  7. Разграничить основные составляющие психики: психологические процессы, свойства, состояния, образования.
  8. Разграничить психические познавательные процессы человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
  9. Характеризовать основные подходы к пониманию проблем личности в отечественной и зарубежной психологии
  10. Раскрыть возможности применения знания психологии личности в профессиональной деятельности.
  11. Раскрыть возможности применения знаний о мотивационно-потребностной сфере личности в профессиональной деятельности.
  12. Раскрыть возможности применения знаний о психологической структуре сознания в профессиональной деятельности и личностном саморазвитии.
  13. Описать структуру деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, программирование, контроль, коррекция, оценка.

    12 стр., 5864 слов

    Характеристика профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения

    Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы профессионально-педагогической деятельности педагога 1.1 Личность педагога профессионально-педагогического обучения 1.2 Профессионально-педагогическая деятельность Глава 2. Исследование деятельности педагога профессионально-педагогического обучения 2.1 Разработка модели профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения ...

    Выделить психологические условия освоения деятельности.

  14. Описать психологические механизмы саморегуляции эмоциональных состояний
  15. Раскрыть возможности применения знания социальной психологии в профессиональной деятельности.
  16. Выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности.
  17. Проанализировать структуру, причины, типологию конфликта.
  18. Описать варианты оказания позитивного воздействия на разрешение конфликта.

Владеть (овладеть умениями)

  1. Приведите примеры упражнений для развития мышления.
  2. Перечислите приёмы снятия нервно-психического напряжения в стрессовой ситуации.
  3. Приведите примеры упражнений для концентрации внимания.
  4. Приведите примеры упражнений для расширения объёма внимания.
  5. Приведите примеры упражнений для улучшения запоминания.
  6. Опишите возможные варианты изучения интеллекта
  7. Опишите возможные варианты сбора информации для анализа темперамента
  8. Опишите возможные варианты сбора информации для самопознания и самооценки.
  9. Опишите возможные варианты сбора информации для анализа характера
  10. Опишите возможные варианты психологического изучения межличностных отношений.
  11. Опишите возможные варианты анализа малой группы, изменения уровня ее развития
  12. Опишите возможности использования информации об основных групповых явлениях в руководстве коллективом.
  13. Раскройте подходы к пониманию, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.
  14. Какими приёмами можно определить потребности, интересы участников конфликта.
  15. Перечислите манипулятивные приёмы ведения переговоров.
  16. Составьте план подготовки к выступлению на рабочем совещании.
  17. Рассадите на схеме участников деловых переговоров. Обоснуйте.
  18. Продемонстрируйте способы вступления в контакт: с приятелем, с преподавателем, с начальником, с родственником, с незнакомцем.
  19. Предложите возможные варианты расположить к общению партнёра.
  20. Перечислите признаки, говорящие о готовности партнёра к общению.
  21. Преложите вариант анализа возможных целей деятельности сотрудников.
  22. В описанной ситуации определите цели и задачи участников общения.
  23. Как определить группировки в коллективе и какие возможны действия по созданию единого рабочего коллектива.
  24. Определите в примере стратегию в конфликте. Насколько, по-вашему, она продуктивна?
  25. Составьте план изложения служебного задания для ваших сотрудников, опираясь на закономерности процесса обучения.
  26. Приведите примеры упражнений для расширения объёма памяти.
  27. Перечислите признаки, говорящие о неготовности партнёра к общению.
  28. Составьте список «табу» для делового общения.
  29. Как нормализовать работу коллектива при наличии формального и неформального лидеров.
  30. Опишите варианты мотивации сотрудников.