Кейс-задания для проведения экзамена по специальности «Логопедия»

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену, предмет: ОНР

  1. Общее недоразвитие речи. Определение. Этиология.
  2. Характеристика первого уровня речевого развития.
  3. Характеристика второго уровня речевого развития.
  4. Характеристика третьего уровня речевого развития.
  5. Характеристика четвертого уровня речевого развития.
  6. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи по уровням речевого развития.
  7. Дифференциация общего недоразвития речи и умственной отсталости.
  8. Дифференциация общего недоразвития речи и задержки психического развития.
  9. Дифференциация общего недоразвития речи и задержки речевого развития.
  10. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи.
  11. Приемы обследования фонетико-фонематической стороны речи детей с ОНР.
  12. Приемы обследования словарного запаса детей с ОНР
  13. Приемы обследования грамматического строя детей с ОНР.
  14. Приемы обследования связной речи детей с ОНР.
  15. Особенности обследования детей с I уровнем речевого развития.
  16. Основные направления логопедической работы при коррекции ОНР.
  17. Коррекционно-логопедическая работы с детьми I уровня речевого развития.
  18. Коррекционно-логопедическая работы с детьми II уровня речевого развития.
  19. Коррекционно-логопедическая работы с детьми III уровня речевого развития.
  20. Коррекционно-логопедическая работы с детьми IV уровня речевого развития.
  21. Организация логопедической работы в группах детей с ОНР.
  22. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.
  23. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
  24. Особенности обучения и воспитания детей школьного возраста с общим недоразвитием речи.
  25. Приемы формирования лексического запаса.
  26. Приемы формирования грамматического строя речи.
  27. Последовательность и приемы формирования связной речи.
  28. Совместная работа специалистов ДОУ с детьми с ОНР.
  29. Работа с родителями детей с ОНР.
  30. Развитие звуковой культуры речи у детей с ОНР на индивидуальных занятиях.

Кейс-задания для проведения экзамена по специальности «Логопедия»

Дисциплина: ОНР

Задача 1

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания. Во время изучения документации детей вновь укомплектованной логопедической группы для детей с ОНР III уровня логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексического оформления речи: лексические замены (плащ — пальто, халат — пижама, катушка — нитки, душ — мыться, узкий — маленький, дно — чайник, ствол — дерево, конура — собачка живет тут и.т.);

2 стр., 859 слов

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; ...

... определенные направления развития и образования детей (образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Организованная ... речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи. Составление рассказа по частям – этот прием ...

Вопрос:

1.Определите вид замен.

2.Приведите примеры заданий, упражнений для коррекции данного проявления

Задача 2

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.

Во время изучения документации детей вновь укомплектованной логопедической группы для детей с ОНР III уровня логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексического оформления речи:

трудности в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий (приехал — ехал, подписал — писал, вырезал — резал );

Вопрос:

  1. Определите характер таких нарушений.
  2. Приведите примеры заданий, упражнений для коррекции данного проявления

Задача 3

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.

Во время изучения документации детей вновь укомплектованной логопедической группы для детей с ОНР III уровня логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексико-грамматического оформления речи:аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении предлогов, нарушении согласования: мама снимает чайник плиты, девочка катается а санки.

Вопрос:

  1. Определите характер таких нарушений.
  2. Приведите примеры заданий, упражнений для коррекции данного проявления

Задача 4

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.

Во время изучения документации детей вновь укомплектованной логопедической группы для детей с ОНР III уровня логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексико-грамматического оформления речи: аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении предлогов, нарушении согласования: рисую красным карандашем и красным ручком; пять ручком.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...

... значительно повышая эффективность преодоления дизартрии у детей с церебральным параличом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. К вопросу об особенностях психомоторики, речи и музыкально-ритмических способностей у дошкольников ... нарушения путем развития, воспитания и коррекции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи логоритмики: - оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, ...

Вопрос:

  1. Определите характер таких нарушений.
  2. Приведите примеры заданий, упражнений для коррекции данного проявления

Задача 5

Проанализируйте предложенную речевую карту и выполните следующее задание. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.

В логопедической группе для детей ОНР I уровня воспитываются дошкольники 3-4 лет.

Вопрос:

1.Опишите 5 приемов работы по стимуляции речевой активности детей с ОНР I уровня.

2. Составьте рекомендации для воспитателей логопедических групп по развитию пассивного словаря дошкольников во время прогулок

Задача 6

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Девочка в возрасте 3 л. 10 мес. имеет логопедическое заключение ОНР IIуровня.

При обследовании выявлено: словарь небогатый, фраза развернутая, выраженные нарушения грамматического строя, множественные нарушения свистящих, шипящих и сонорных.

Раннее психомоторное развитие: норма.

Раннее речевое развития: гуление — 2 мес.

лепет -10 мес. слова — 1г. 2мес. фраза — 2г. 4мес. связная речь — 3г.2мес.

В 1 г. 9 мес. поставили заключение задержка речевого развития.

У девочки хроническое заболевание почек, она соматически ослаблена. Часто встречается реакция негативизма, отказывается выполнять задания или отвечать, если не уверена в правоте.

Вопрос:

  1. Оцените обоснованность логопедического заключения.
  2. Определите возможный прогноз речевого развития у данного ребенка.

Задача 7

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

В процессе наблюдения за леворуким дошкольником 6-ти лет с общим недоразвитием речи, при изучении его творческих работ было отмечено: при срисовывании и аппликации — зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, при копировании изображений сильно уменьшает их размеры, не соблюдает последовательность, при рисовании по памяти опускает множество деталей изображения, не любит рисовать, если необходимо найти заданное количество отличий в изображениях, то находит половину, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию.

Вопрос:

  1. Определите, к каким нарушениям речи эти симптомы могут привести в дальнейшем, перечислите возможные группы ошибок в письменной речи.

2. Приведите примеры методических пособий, используемых для предупреждения оптических ошибок, сформулируйте цели и инструкции к заданиям

Задача 8

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

22 стр., 10968 слов

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи

... значимость индивидуального подхода на занятиях по развитию речи. На втором этапе проводилась экспериментально-исследовательская работа, в ходе которой ... Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Этой проблемой ... подхода на занятиях по развитию речи. Методы исследования. В процессе реализации задач исследования на всех его этапах использовался ...

У ребенка, воспитывающегося в группе для детей с ОНР, отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения: межзубная артикуляция свистящих и звуков [т’], [д’], [н’], замены [ц] на [с], [ч] на [т’], пропуски звука [р].

Вопрос:

1. Предложите и обоснуйте варианты возможных речевых нарушений по клинико-педагогической классификации.

2.Укажите критерии, на основе которых осуществляется дифференциальная диагностика произносительных расстройств.

Задача 9

План-конспект подгруппового логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Комментарий: план-конспект логопедического занятия предполагает:

Указание возраста детей, вида нарушения речи, этапа работы (например, этап постановки или этап автоматизации звука; этап работы над языковым анализом, этап работы по развитию лексической или — морфологической системы речи, этап работы над связной речью….).

Определяется тема занятия, задачи занятия. Характеризуются дидактический материал и содержательные части занятия с примерами возможных заданий.