Прочитайте текст и выполните задания 21 — 24.

Тема: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Часть 1

1. Биологическую природу человека отражает потребность

1) быть в обществе других людей 2) быть принятым группой себе подобных

3) иметь потомство 4) познавать мир и самого себя

2. Что свойственно и человеку, и животному?

1) преобразование мира 2) накопление знаний

3) необходимость отдыха 4) свобода выбора цели


3. К общим свойствам (качествам) человека и животного относится

1) трудовая деятельность 2) забота о потомстве

3) мышление 4) познание мира и самого себя


4. В отличие от животных, человеку свойственна способность к

1) целенаправленным действиям 2) защите от неблагоприятных воздействий среды

3) продолжению рода 4) сочетанию наследственных и приобретенных свойств

5. Человек, в отличие от животного, является существом,

1) отличающимся целесообразной активностью 2) проявляющим эмоции

3) способным к трудовой деятельности 4) обучающим потомство

6. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1) подражании 2) физическом развитие 3) безопасности 4) самопознание

7. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

1) речевое общение 2) потребность быть в обществе

3) способность абстрактно мыслить 4) приспособление к условиям среды


8. Термин «родовые признаки» применительно к человеку используется в обществознании для характеристики

1) индивида 2) личности 3) гражданина 4) физического лица


9. К каким свойствам человека относятся формы и средства общения с другими людьми?

1) социальным 2) психическим 3) врожденным 4) биологическим


10.Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... раз и составляет родовой характер человека. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и ... хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение ...

1) половые и возрастные особенности 2) наследственные признаки

3) волю и характер 4) моральные принципы

11.Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения 2) чувства и волю

3) физическое развитие 4) возрастные особенности


12. Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуется

1) выдвижением целей 2) удовлетворением потребностей

3) развитием интересов 4) механизмами самоконтроля


13.Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологически обусловлена

1) половая дифференциация 2) система ценностей

3) мировоззренческая картина мира 4) профессиональная деятельность

14. Какой признак отражает качества человека как личности?

1) генетически наследуемые качества 2) проявления чувств и эмоций

3) принадлежность к человеческому роду 4) ориентация на определенные ценности


15. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными, в частности, проявляется в

1) совершенстве руки как производящего орудия

2) использовании предметов, данных природой

3) приспособлении к окружающему миру

4) развитии органов чувств

16. В отличие от животного, человек

1) способен приспосабливаться к среде обитания

2) способен к саморегуляции

3) умеет находить пропитание и обустраивать жилье

4) осознает конечность своего существования

17. Что свойственно человеку в отличие от животного?

1) сознание 2) эмоции 3) навыки 4) психика

18. И человеку, и животному свойственна способность

1) к компромиссу 2) пользоваться предметами, данными природой

3) действовать согласно определенным интересам 4) абстрактно мыслить


19. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены

3 стр., 1005 слов

Биологическое и социальное в человеке 3

... этих следствий, оздоровление условий жизни. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами ... бытия - биологической, социальной, культурной - в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех ...

1) духовные идеалы и ценности 2) возрастные физические особенности

3) расовые отличия 4) проявления наследственности и изменчивости

20. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

1) знания и умения 2) ценностные ориентации

3) особенности строения тела человека 4) навыки поведения


21. Развитие человека, в отличие от эволюции животных, в частности, характеризуется

1) приспособлением к окружающему миру

2) наличием условных рефлексов

3) использованием предметов, данных природой

4) совершенством руки как производящего орудия

22. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет

1) активный характер 2) преобразовательный характер

3) индивидуальный характер 4) приспособительный характер


22. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Культурная эволюция человека отражает его социальную эволюцию.

Б. Человек в своей деятельности способен выходить за рамки биологической программы.

1) верно только, А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Часть 2

1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Ответ:___________

2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все из них, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) Свобода; 2) наследственность; 3) интересы; 4) толерантность; 5) самосознание; 6) темперамент.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:_________

3. Найдите в приведённом списке способности человека, отличающие его от животных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения

2) предвидеть результаты своей деятельности

3) взаимодействовать с себе подобными

4) сознательно относиться к воспитанию потомства

5) проявлять критическое отношение к самому себе

Ответ _________________

4. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

Ответ: _____________

5. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению

Ответ:_________________

6. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

Ответ:_________

7. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) преобразовывать окружающую среду

2) видеть цель своих действий

3) адаптироваться к природным условиям

4) мыслить

5) производить потомство

6) чередовать периоды активности и отдыха

Ответ ____________

8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачетом по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общение с помощью членораздельной речи

2) использование предметов, данных природой

3) способность к целеполаганию

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) забота о потомстве

6) стремление понять окружающий мир

Ответ: _______________

9. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА КАЧЕСТВ
А) способность к продолжению рода 1) социальная
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды 2) биологическая
В) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
А Б В Г Д

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в ________ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные ________ (Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых ________ (В) отношений, рыночной ________ (Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________ (Д).

И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Cписок терминов:

1) знание

2) общество

3) группа

4) позиция

5) отношение

6) норма

7) общественный

8) поведение

9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек представляет собой ____(А) единство. Механизм ____(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем _____(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей____(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное___(Д).

Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения____(Е), миром культуры".

Список терминов:

1) способность

2) биосоциальное

3) поведение

4) индивид

5) потребность

6) язык

7) наследственность

8) общение

9) эмоциональное

А Б В Г Д Е

12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Биологическая природа человека; 2) инстинктивное поведение; 3) физиологические потребности; 4) физическое развитие; 5) возрастные особенности развития психики.

Ответ:__________

13. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все за исключением двух, имеют социальную природу.

1) радушие; 2) трудолюбие; 3) чувствительность к боли; 4) тип темперамента; 5) ответственность; 6) благожелательность

Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Ответ: __________________

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания 21 — 24.

О, Человек, загадка из загадок, венец природы и ее проклятье! Ученые примерили, что 95 процентов наших генов одинаковы с обезьяньими. Даже не верится: Христос, Будда и рядом — гориллы. Грустно…

Природа человека: стадное животное, наделенное творческим разумом. Животное — значит, инстинкты. Разум — значит, учет обстоятельств, дальнего будущего, выбор целей. Но есть творчество — а значит, и переделка самого себя. Но насколько? Две тысячи лет науке психологии, а единого мнения нет как нет.

<…>Да, нашему предку выпал счастливый билет — творческий мозг. Да, речь и орудия расширили стаю, повысив выживаемость и управляемость. И тут же началась история идеологий.

Идеология — предмет изобретений, как и техника. Для этого нужно выделить из моря образов обобщенное понятие, обозначить его словами, натренировать повторениями и авторитетами, пока слово не станет чувством — убеждением. По ним потом оценивается мир и предписываются действия — «это — хорошо, это — плохо», «должно — можно — нельзя». Материалом для обобщений служат альтернативы и наблюдения над людьми. Такие, например: равны люди или нет? Если нет, то законна власть сильного, умного, богатого. Если равны — то демократия. Собственность: «мое» или «наше»? Личное или общее? Так же и труд: отдельный или коллективный. «Око за око» или непротивление злу? Свобода или покорность? Агрессивность или терпимость? Наконец, материя или Бог?

За набором слов стоят образы и чувства. Одни — активизируются, другие — тормозятся. Так идеологии поправляют «биологическую психологию» и конструируют отношения.

<…> Человек «рассчитан» эволюцией для жёсткой иерархической стаи, в которой прежде всего отрабатывается программа «для себя» — это уже голый эгоизм, а потом — «для рода» — это отвлечение для детенышей.

И только в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для размножения самых сильных. Иначе вид захиреет.

Как видим, не захирел. Но отобрались не только умные, но и жестокие. А слабым всегда плохо. Но: выпал этот счастливый билет — с мозгом! Неужели нельзя из разума ничего извлечь для счастья всех? Есть же какая-то воспитуемость в человеке… Или уже все безнадежно, и человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности? <…> Компромисс между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт от осознания этого факта, что внушает надежду.

(Н.М. Амосов)

21. Назовите три признака природы человека, выделенные автором.

22. Какими словами автор иллюстрирует функцию общества, заключающуюся в оценке поведения человека и предписывании ему определенных действий? Приведите одно из обществоведческих понятий, соответствующее этим иллюстрациям.

23. Автор называет три программы, которые «отрабатывает» человек. Можно ли утверждать, что в них проявляется исключительно биологическая природа человека? На основе изученного курса обществознания сформулируйте свой ответ, поясните его и приведите пример реализации человеком одной из названных автором программ.

24. Автор оставляет без ответа вопрос о том, поможет ли разум человеку создать нечто для счастья всех, или человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности. Приведите по два аргумента, подтверждающие возможность каждого из этих вариантов.

Прочитайте текст и выполните задания 21 — 24. Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он — как любой вид материи —

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он — как любой вид материи — подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам особенности поведения животных на примере коровы">поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, — главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

21. Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

22. Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

23. Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

24. Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности

1. По мнению учёных, сознание играет особую роль в жизнедеятельности человека. Конкретизируйте данное утверждение и приведите любые три примера, раскрывающие роль сознания

1. Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр, сравнивая человека и животное, провел следующую аналогию: «Вино, налитое в глиняный сосуд и в искусно сделанный кубок, остается одним и тем же; или два совершенно одинаковых клинка, из одного и того же металла и в одной и той же мастерской сработанные, могут иметь разные рукояти: один золотую, другой — из латуни». На основе данной аналогии сделайте вывод о том, какова точка зрения этого мыслителя по вопросу биологического и социального в человеке. Используя знания обществоведческого курса, сформулируйте собственную точку зрения и аргументируйте ее.

2. Сравните два высказывания.

Артур Шопенгауэр: «Воля человеческая направлена к той же цели, как у животных, — к питанию и размножению. И человеком, и животными преследуется и достигается одна и та же цель».

Иоганн Вольфганг Гете: «Животное управляется своими органами, человек управляет своими органами и господствует над ними».

Какую проблему поднимают мыслители? Что роднит и что различает их суждения?

3. Известный учёный, хирург, писатель Н.М. Амосов писал: «Животная природа человека неискоренима, и её можно лишь ввести в некоторые рамки, используя образование». Используя знания обществоведческого курса, укажите любые три других фактора воздействия социума на человека, способствующих развитию его социальной природы.

28.

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

ЭССЕ

1. «Человек есть принципиальная новизизна в природе» (Н.А. Бердяев).

2. «Человек — это знание, которое познает самое себя» (Е.А. Евтушенко).

3. «Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

4. «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления» (У. Филлипс).

5. «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий» (Т.И. Ойзерман).

6. «Характер ребёнка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер» (Э. Фромм).

7. «Проблема человека — это комплексная проблема, и её исследование предполагает интеграцию наук, их взаимодействие» (В.Т. Пуляев).

8. «Ни самые прекрасные, ни самые отвратительные устремления человека не заложены в нём биологически, от природы; они — результат социального процесса» (Э. Фромм).

9. «Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?» (Н.Г. Чернышевский)

10. «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» (В.Г. Белинский).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector