Вопросы для подготовки к зачету
1. предмет и задачи истории психологии. периодизация истории психологии 2
2. движущие силы и причины исторического развития психологической науки 4
3. принципы и методы историко-психологического анализа 5
4. атомистическое учение демокрита о душе 6
5. учение аристотеля о душе. соотношение души и тела. функции души 7
6. учение о познавательных процессах в античной психологии 8
7. представления о чувствах в античной психологии 10
8. проблема воли и характера в античной психологии 12
9. платон – родоначальник идеалистической традиции в психологии 13
10. развитие психологических знаний в европе в iv-xi вв. (августин,п.абеляр) 14
11. психологические идеи в учениях арабоязычных мыслителей (ибн-сина, иб-рошд, альгазен) 15
12. психология в позднем средневековье (xii-xv вв.).
р.бэкон, д.скот 17
13. учение фомы аквинского, его влияние на развитие психологической мысли 18
14. развитие психологических знаний в эпоху возрождения (эразм роттердамский, б. телезио) 19
15. выделение сознания как критерия психики. концепция человека в системе р. декарта 20
16. физиологические взгляды р. декарта и его учение о страстях 21
17. психологические взгляды б. спинозы 23
18. эмпирическая психология в философии xvii в. (ф. бэкон, т.гоббс) 25
19. эмпирическая психология дж. локка 26
20. становление ассоциативной психологии в xvii-xviii вв. (д.беркли, д.юм) 27
21. система ассоциативной психологии д. гартли 28
22. э. кондильяк об ощущении как единственном источнике опыта 29
23. психологические идеи ж. ламетри 30
24. психологические взгляды к. гельвеция 31
25. эмпирическая и рациональная психология х. вольфа 32
26. учение и.канта о познании и его роль в психологии 33
27. психологические взгляды и. фихте 34
28. идеалистическая система г. гегеля и ее место в психологии 35
29. ассоциативная психология xix в. (т. браун, джеймс милль) 36
30. психологическая концепция и. гербарта 37
31. развитие ассоциативной психологии во взглядах дж.ст. милля и а. бэна 38
32. ассоциативная психология г. спенсера 40
33. психологические знания в россии xviii в. (м.в.ломоносов, н.а.радищев) 41
34. развитие русской психологической мысли в xix в. (а.и.герцен, н.а. добролюбов, н.г. чернышевский) 43
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... , продукт деятельности . 3 осн-хвида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Существенным отличием деятельности человека ...
35. психологические взгляды к.д. ушинского, н.и. пирогова 45
36. научные взгляды а.а. потебни и их влияние на развитие психологии 46
37. влияние дарвинизма на развитие психологии 47
38. естественнонаучные взгляды э. пфлюгера, т. лейкока, дж. раша, их влияние на развитие психологии 48
39. психологические идеи г. гельмгольца: психофизиология органов чувств; учение о «бессознательных умозаключениях» 50
40. психофизика о доступности опытного изучения психики (г.фехнер. э.вебер) 51
1. Предмет и задачи истории психологии. Периодизация истории психологии
История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Каждая новая крупица научного знания о психике добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации человека, динамики его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная работа ученыз. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии. Если предметом психологии является психическая реальность (ощущения, восприятие, память и пр.), то предмет истории психологии – другая реальность – деятельность людей, занятых познанием психического мира. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались.
Задачи истории психологии: 1) Изучить закономерности развития знаний о психике. 2) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. 3) Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества. 4) Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Важнейшим принципом методологии историко-психологического исследования является принцип историзма. Он требует «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
В истории психологии различают два больших периода:
I период (VI в. до н.э. – сер. XIX в.) – развитие психологии в рамках филосо-фии:
1 этап. VI в. до н.э. – V в. Предмет изучения – душа. Важнейшие итоги: формирование двух направлений – материализма и идеализма – в объяснении происхождения и проявлений души.
2 этап. V – XIII вв. Предмет изучения – душа. Важнейшие итоги: формирование томистской психологии.
3. XIV – XVI вв. Важнейшие итоги: отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; термин «психоло-гия».
4 этап. XVII – середина XIX вв. Предмет изучения – внутренний опыт как дан-ные самонаблюдению явления сознания. Важнейшие итоги: формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии; понятие о бессознательном.
II (сер. XIX вв. – наст. время) – развитие психологии как самостоятельной нау-ки:
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... и объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических ... детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать ...
1 этап. нач. XIX – 60-е гг. XIX в. Предмет изучения – деятельность нервной системы и органов чувств; соотношение между физическим и психическим. Важнейшие итоги: формирование естественно научных предпосылок психологии как науки; метод эксперимента; психофизика, психометрия, учение о рефлексе.
2. 60-е гг. XIX в. – конец XIX в. Предмет изучения – психические акты и психические функции; психика и сознание. Важнейшие итоги: проникновение экспериментальных методов в психологию; раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную; возникновение прикладных исследований и новых областей в психологии.
3. 10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в. Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.
4. Конец 30-х – 50-е гг. XX в. Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).
Развитие теории деятельности в советской психологии.
5. 60-е гг. XX в. – конец XX в. Возникновение новых на правлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др
2. Движущие силы и причины исторического развития психологической науки
1)связь науки с общей социально-культурной новой эпохи; 2)тесное взаимодейст-вие науки с общими условиями и законами научного познания; 3)связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования; 4)общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука; 5)ситуация в науке в целом в изучаемый период, заимствование методологии.
Выготский: Всякое значительное научное открытие, выходящее за пределы частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений. Закономерность в смене и развитии может быть объяснена на почве связи этой науки с: общей социально-культурной подпочвой эпохи; общими условиями и законами научного познания; объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию природой изучаемых явлений на данной стадии их развития. Общая линия развития этих идей: фактическое открытие; распространение влияния тех же идей в соседние области; при этом изменяется и сама формулировка — становиться более общей; идея, которая овладела дисциплиной, в которой она впервые возникла, попадает в сферу борьбы за господство; идея отделяется от основного понятия, поскольку сам факт этого завоевания толкает идею дальше — она теперь открыто в различные философские системы, распространяется и изменяет отдаленные для нее ранее сферы бытия; раздувшись, это открытие вступает в борьбу и отрицания со всех сторон; только развившись в мировоззрение или приобретя связь с ним, частная идея из научного факта опять становиться фактом социальной жизни — т.е. возвращается в лоно той науки, из которой она пришла.
Тема 2.. Методы психологии. Биографический метод
... Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии //Вопросы психологии, 1985, №1, с.103 – 109. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. М., ... деятельности социального работника. Кросс-культурный метод исследования в возрастной и педагогической психологии, его возможности и ограничения. Биографический метод, его диагностические возможности, варианты ...
Ярошевский: Наука как предмет развивается при взаимодействии 3-х факторов: а) социальные факторы (научные теории — не спонтанное творение ума, они зарождаются под действием социальной практики); б) предметно-логические: есть две задачи историко-научных исследований — выяснение зависимости науки от общества, производства и т.п., а также их обратное воздействие; в) личностно-психологические факторы: исследование творческого пути ее творцов; контекст-ный подход — дух того времени, а не конкретная личность.
3. Принципы и методы историко-психологического анализа
Принцип историзма требует учитывать основную историческую связь, смот-реть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории воз-никло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь. Он требует рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминируемый общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставлении с предшествующими знаниями. Это позволяет показать неповторимость и уникальность изучаемого явления.
Принцип единства логического и исторического предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности. Историк должен не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, но представить его теоретически и, значит, выявить в нем нечто постоянное.
Принцип объективизма. Историко-психологическое познание требует выявления социально- политической направленности, идеологической сущности психологических идей, что позволяет оценить их более адекватно.
Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами.
Методы истории психологии:
1) Историко-генетический метод – изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенной исторический период
2) Историко-функциональный метод – в нем анализируется преемственность высказываемых идей
3) Биографический метод – позволяет выявиь возможные причины и условия формирования научных взглядов ученых
4) Метод систематизации психологических высказываний
5) Метод категориального анализа предполагает учет социально-исторических условий, определяющих появление и развитие определенной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и др детерминант, обуславливающих появление значимых для психологии идей.
4. Атомистическое учение Демокрита о душе
Предмет, задачи, методы и принципы психологии.
... категориальный анализ. 3. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ. принципы историко-психологического познания · Принцип историзма Подразумевает, что мы ... историческое, а что логическое (сущность идеи). · Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологических ...
460-370 гг. до н.э. Основатель атомистического направления, дал систематиче-ское изложение атомарной картины мира. За первооснову мира им принимаются атомы. Полагал, что существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир принял бы статически мертвый характер. В результате механических процессов их соединения возникает все, что окружает чел-ка, и он сам. Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души – круглые, гладкие и родственны атомам огня. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. Рассматривая их как начальное звено познавательного процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Только мышление позволяет видеть что-то за пределами органов чувств.
Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. им самим не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органа…….