Практикум по Основам психологии и педагогики. Часть 2

Практические занятия по педагогике

Практическое занятие № 1

Теоретические и методологические проблемы педагогики

Вопросы для обсуждения

  1. Предмет педагогики. Педагогика — как система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке.
  2. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований. Методологические принципы психолого-педагогических исследований.
  3. Система категорий современной педагогики.
  4. Теоретические методы психолого-педагогических исследований.
  5. Экспериментальные методы психолого-педагогических исследований.
  6. Методологические требования к организации исследований в педагогике и оформление результатов научно-исследовательской работы.
  7. Политика в области образования в РФ.
  8. Международное право о защите детства.

Практические задания

  1. Сравните разные определения понятия «педагогика»:
    1. «Педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития» (Ю. К. Бабанский);
    2. «Педагогика – наука о воспитании подрастающего поколения… Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека, общества» (Т. А. Ильина);
    3. «Педагогика – сложная общественная наука, объясняющая, интегрирующая, синтезирующая в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на

Чем, на ваш взгляд, объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке?

  1. Прочитайте следующие высказывания: — К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»; — П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика». Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика – наукой или искусством?
  2. С. И. Гессен считал, что педагогика – это прикладная философия. Различные разделы философии исследуют культурные ценности общества: логика – науку, этика – нравственность, эстетика – законы искусства и т. д. Согласны ли вы с мнением С. И. Гессена? Можно ли провести подобные параллели между разделами философии и разделами педагогики?
  3. Докажите, что педагогическая теория всегда носит культурологический характер. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие эту мысль.
  4. Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер?
  5. Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности?
  6. Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности.
  7. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?
  8. Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?
  9. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
  10. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроницающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.
  11. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
  12. Прочитайте Закон “Об образовании”. Ответьте на вопросы.
  1. Какие статьи закона, на ваш взгляд, определяют стратегию развития системы образования России?

    9 стр., 4341 слов

    1.Педагогика как наука. Общее понятие

    ... исследования. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические ... принципиально различных теоретических основаниях. Современная педагогическая наука, занимаясь интенсивными исследованиями проблем содержания, форм, методов воспитания, ...

  2. Видите ли вы связь Закона и доктрины? В чем их единство?
  3. Сформулируйте “плюсы” и “минусы” двенадцатилетней школы.
  4. Какие курсы, разделы, темы вы считаете “лишними” в школьном курсе?
  5. Вы – министр образования России. Каковы ваши первые шаги?
  6. Составьте библиографическое описание научно-педагогической литературы, имеющейся в вашей школьной библиотеке.
  7. Какие методические издания вы знаете? С какими изданиями работаете постоянно? Что обычно привлекает вас в педагогических изданиях?
  8. Как бы вы изменили организацию работы библиотеки?
  9. С какими инновационными процессами в системе образования Орловской области вы знакомы?
  10. Назовите фамилию, имя, отчество учителя и преподаваемый предмет, опыт работы которого помог вам в вашем жизненном самоопределении и выборе профессии.
  11. Сформулируйте, на ваш взгляд, основные требования к вашей профессии.
  12. Составьте аннотированный указатель педагогической литературы, в которой раскрывается содержание семейное воспитание.
  13. Составьте “портрет” современного преподавателя вуза.
  14. Опишите основные вехи в истории педагогической профессии и педагогики.
  15. Какие профессионально-значимые личностные качества специалиста вы считаете приоритетными?
  16. Как вы представляете систему подготовки специалистов?
  17. Каково содержание, структура, формы и методы освоения профессии?
  18. Сформулируйте понятия “профессиональная компетентность”.

Литература для подготовки к занятию:

4 стр., 1516 слов

изучение теоретических основ коллективного творческого воспитания, ...

... основ коллективного творческого воспитания, как общественно-педагогического явления Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме ... М.; Харьков: Питер, 2008. - 400 с. 7. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л. ... Коммунарская методика / Советская педагогика. - 1988. - № 5. 2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990. ...

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. — М.: Педагогика. 1988.

3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: СП61У, 1992.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение. 1990.

5. Закон РФ «Об образовании» (1992).

6. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. — М.: Педагогика, 1985.

7. Никитин А.Р. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. — М., 1993.

8. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ. 1990.

9. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. — М.: Педагогика. 1989.

10. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург. 1995. – 224 с.

11. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. Вып.2 Екатеринбург. 1995. -224с.

12. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989.

13. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика. 1987.

14. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика. 1989.

Практическое занятие № 2

Проблемы теории воспитания

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания.
  2. Сущность процесса воспитания и его закономерности. Проблема принципов воспитания в различных теоретических концепциях.
  3. Проблема методов воспитания, их место в воспитательной системе, психолого-педагогические требования к их использованию.
  4. Проблема коллектива и личности в педагогике. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.
  5. Проблемы семейного воспитания. Педагогическая помощь семье.
  6. Проблемы нравственного воспитания. Концепции нравственного развития личности.
  7. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.

Практические задания

16 стр., 7560 слов

Обучение аудированию на основе аудиовизуального метода

... Введение Курсовая работа посвящена изучению аудиовизуального метода обучения иностранным языкам, в частности, обучению аудированию на основе данного метода. Цель работы - теоретически обосновать ... следующие задачи: проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования исследовать влияние использования аудиовизуального метода на занятиях по ИЯ ...

  1. Вы исследуете проблему современной семьи. Нужна анкета для родителей. Составьте примерный план этой анкеты, используя следующие понятия: личность, нестандартный ребенок, социальная среда, образование и самообразование, общение, воспитание, школа.
  2. По материалам педагогической периодики составьте перечень актуальных проблем школьной практики. Докажите актуальность одной из них.
  3. Подберите отрывки из художественных, публицистических и научных текстов по одной из предлагаемых тем: — «Общее понятие о педагогической антропологии»; — «Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда и воспитание»; — «Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема их развития и воспитания?»; — «Акселерация и ее последствия»; — ваш вариант темы (по согласованию с преподавателем).
  4. Подберите примеры, иллюстрирующие применение учителем одного из видов обучения: объяснительно-иллюстративное, репродуктивное, развивающее.
  5. Рассмотрите различные подходы к определению понятия «воспитание»:

Литература для подготовки к занятию

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск. 1990.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1998.

3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просвещение, 1985.

4. Воспитательная система школы, проблемы и поиски / Составл. Н.Л.Селиванова. — М.: Знания, 1989.

5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. — М., 1997.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

7. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя).

М., 1992.

9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.

10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М.: Пед. общ-во России, 1998.

11. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования

12. Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996.

13. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

14. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение. 1988.

15. Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

16. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М.: Новая школа, 1996.

8 стр., 3671 слов

1.4.2 СЕМ Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих

... соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности; единство обучения и воспитания военнослужащих; воспитание в процессе обучения и повседневной жизни; воспитание в коллективе и через коллектив; опора на положительное ...

17. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990.

18. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М., 1995.

19. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978.

20. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.

21. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Шнырева. — М., 1991.

22. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1989.

23. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. — М.: Просвещение. 1993.

24. Педагогика наших дней. — Краснодар: Кн. изд-во, 1989.

25. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. — М., 1995.

26. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс. М., 1991.

27. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.

28. Сухомлинский В.А. Избр. собр. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979.

29. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. — Казань, 1991.

30. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первые шаги // Авторские школы. — М.,1991.

31. Шацкий С.Г. Избр. пед. соч.: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.

32. Щетинин М.В. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986.

33. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., 1997.

34. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

35. Щуркова Н.Е. Технология воспитательного процесса. — М., 1991.

36. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация).

— М.: Новая школа, 1996.

Практическое занятие № 3

Проблемы теории обучения

Вопросы для обсуждения

  1. Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.
  2. Сущность и закономерности процесса обучения.
  3. Принципы обучения как структурные элементы целостного педагогического процесса.
  4. Проблемы содержания образования. Концепции многоуровнего и непрерывного образования.
  5. Классификация методов обучения. Психолого-педагогические основы использования методов обучения.
  6. Проблемы форм обучения. Проблемное обучение и границы его применения.
  7. Психолого-педагогические основы индивидуализации в обучении. Формы индивидуализации и дифференциации в современных отечественных и зарубежных школах.
  8. Основы и принципы развивающего обучения.
  9. Взаимосвязь учебных мотивов с системой общих интересов, способностей и особенностей учащихся. Проблемы развитие учебной мотивации.

Практические задания

7 стр., 3179 слов

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия ...

... участию в его осуществлении" [2]. Потенциалы воспитания и обучения ребенка определяются социальной ситуацией его развития. Семья ... взаимное доверие, уважение. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко выражены самостоятельность, ... воспитания ребенка в ее условиях и установления контактов с семьей. Второе направление - повышение педагогической компетентности родителей. В педагогике ...

  1. Дайте определение понятиям «знания», «умения», «навыки». В чем проявляется их взаимосвязь?
  2. Какова структура процесса обучения? Назовите ее основные компоненты и покажите связь между ними.
  3. Выпишите из учебной литературы основные закономерности и принципы обучения.
  4. Сравните понятия «закономерность» и «принцип». В чем разница между ними? Как вы полагаете, почему в дидактике используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Покажите связь между закономерностями и принципами обучения.
  5. Расскажите о разных видах обучения, применяемых в современной школе. Подумайте, можно ли в современной практике обойтись без какого-то из этих видов? Можно ли какому-то из видов отдать предпочтение?

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1982.

2. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. — М.: Просвещение. 1982.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1981.

4. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение. 1981.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика. 1990.

6. Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990.

7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. — М.: Педагогика. 1989.

8. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа. 1990.

9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. — М.: Педагогика. 1989.

10. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения в школе. М., 1981.

11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1987.

12. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика. 1987.

13. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ. 1988.

Тема для самостоятельного изучения по педагогике

Проблемы исторического развития педагогики

  1. Значение историко-педагогического знания для осмысления теории и практики современного образования. Основные задачи, методологические основы изучения истории педагогики.
  2. Развитие идеи природосообразности воспитания в истории педагогики (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.)
  3. Развитие идеи свободного воспитания в истории педагогики (Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой и др.)
  4. Антропологическая тенденция в развитии истории педагогики (гуманизм эпохи Возрождения, Ж.-Ж.Руссо, Н.И.Пирогов, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский)
  5. Принцип культуросообразности воспитания в истории педагогики (Д.Дидро, Г.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, концепция «Диалога культур»),
  6. Становление и развитие христианской педагогической традиции (средневековые религиозно-философские системы, религиозно-педагогические взгляды Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, В.В. Зеньковского).
  7. Проблемы реформирования системы образования в истории отечественной педагогики.

Литература для самоподготовки:

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

... психологическом знании. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая безопасность. ПРЕДМЕТ: место и роль понятия психологической безопасности образовательной среды в современной психологии. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. На ... любой может рассчитывать на воспитание психологически здоровой личности [5]. Понятие психологической безопасности неоднородно. Так, например, Челпанов В.Б. под психологической безопасностью ...

1. Антология педагогической мысли России XVII века. М.: Педагогика, 1985.

2. Величие здравого смысла, человек эпохи Просвещения /Сост. С.Я.Карп. — М. Просвещение. 1992.

3. Вентцель К.Н. — М.: Изд. дом ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ, 1999.

4. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие. — М.: РОУ, 1994.

5. Гербарт И.Ф. Избр. пед. сочинения: М.: Учпедгиз, 1940.

6. Жураковский Г.В. Очерки по истории античной педагогики. — М.: Учпедгиз. 1940.

7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-ПРЕСС, 1996.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

9. Идеи эстетического воспитания: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1973.

10. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982.

11. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. — Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.

12. Лесгафт В.Ф. Избр. пед. соч.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980.

13. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.

14. Образ человека в зеркале гуманизма, мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV — XVII вв.).

Учебное пособие по педагогической антропологии. — М.: УРАО, 1999.

15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVII века / Под ред. Э.Д.Днепрова. — М.: Педагогика, 1989.

16. Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР (кон. Х1Х — нач. XX вв.) / Под ред. Э.Д.Днепрова. — М.: Педагогика, 1991.

17. Песталоцци И.Г. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. М.: педагогика, 1981.

18. Русская мысль в век Просвещения. — М.: Наука, 1991.

19. Руссо Ж.Ж. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980.

9 стр., 4094 слов

Контрольная работа. Понятие конфликта

... уровней. Темой нашей работы является «Структура конфликта». В данной работе мы поставили цель дать описание структуры конфликта, исходя из его понятия  и места в ... мотивах, ценностях. Нельзя также забывать и о внутриличностном конфликте, основу которого составляет личность субъекта как устойчивая  система  социально-значимых  черт,  обусловленных  системой & ...

20. Толстой Л.Н. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1987.

21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988 — 1990.

22. Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х т. / Сост. И.Ф.Свадковский. — М.,

1938-1940

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Какой вы воспитатель?

Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Предлагаем вам 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» (то есть вы согласны с этим утверждением) или «нет» (вы придерживаетесь другого мнения).

 

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Ответы

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать:

девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6—9 лет.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... -социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его ... личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид». Человек ... 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая ... педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы ...

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10—12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников).

Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

Приложение

Контрольные вопросы по педагогике

1. Какие задачи решает педагогическая наука?

2. Что является методологическими и методическими основанием педагогики?

3. Как связаны понятия «обучение» и «воспитание»

4. В чем различие понятий «развитие» и «формирование»?

5. Какие черты отличают авторитарное направление в образовании?

6. Почему гуманистическое направление в образовании наиболее полно отражает общечеловеческие ценности?

7. Что является движущей силой развития образования?

8. Какие требования к системе образования предъявляет открытое информационное общество?

9. Какие основные элементы входят в состав системы образования?

10. На каких принципах строится образовательная политика современной России?

11. В каких формах и в каких образовательных учреждениях возможно получение образования в Российской Федерации?

12. Раскройте содержание общих принципов и факторов формирования содержания высшего профессионального образования.

13. В чем заключается целостность педагогического процесса как системы?

14. На основании каких основных принципов организуется и осуществляется педагогический процесс.

15. По каким направлениям возможно повышение эффективности педагогического процесса?

16. Какие представления психологии лежат в основе концепции развивающего обучения?

17. На основе каких дидактических принципов развивается современная высшая школа?

18. На каких принципах основан процесс воспитания, какие методы используются в процессе воспитания?

19. Охарактеризуйте основные виды воспитания.

20. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения.

21. Каким образом средства новых информационных и телекоммуникационных технологий могут обеспечивать индивидуальное обучение?

22. Какие формы обучения и на основании каких критериев являются инновационными?

23. Каким образом средства организации и управления педагогическим процессом обеспечивают повышение эффективности обучения?

24. Какие преимущества и недостатки имеет тестирование по сравнению с другими методами педагогического контроля?

25. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

26. Раскройте понятия «образовательная система» и » образовательные стандарты».

27. Назовите основные проблемы образовательной системы Российской Федерации.

Приложение

Контрольные вопросы по психологии

1. Предмет психологии, понятие о психике и основных её свойствах. Отрасли психологии.

2. Возникновение и этапы развития неуки о психике человека.

3. Мировоззрение, принципы и методы используемые при изучении психических явлений.

4. Основные теоретические концепции, сложившиеся в психологии к настоящему времени.

5. Понятие о человеке, индивиде, индивидуальности и личности. Человек как субъект и объект деятельности. Виды деятельности и их характеристика.

6. Психологическая структура личности, ее подструктуры.

7. Диалектико-материалистическое понимание возникновения и развития психики.

8. Сознание, подсознание, сверхсознание и самосознание. Их взаимоотношение и изменение в процессе деятельности.

9. Ощущения, анатомо-физиологический механизм ощущений. Свойства виды и взаимодействие анализаторов в деятельности людей.

10. Восприятия. Качественные характеристики и физиологические механизмы восприятия.

11. Направленность сознания человека в процессе деятельности на восприятия окружающей действительности.

12. Память, ее физиологические основы и виды.

13. Запоминание новой информации, формы запоминания и приемы произвольного запоминания.

16. Воспроизведение его виды и формы.

17. Общая характеристика мышления и его логические формы.

18. Операционная структура мышления. Конкретные мыслительные операции, общие, логические, семиотические и предметные операции.

19. Развитие мышления в онтогенезе. Способы активизации мыслительного процесса

20.Характеристика воображения, его функций, видов и форм.

21.Формирование творческого воображения в онтогенезе.

22. Общее понятие о языке, слове и речи. Функции и виды речи.

23. Культура речи, формирование и совершенствование речевых свойств человека.

24. Общее понятие о темпераменте, его обусловленность различным сочетанием основных свойств нервной системы.

25. Учет особенностей темперамента при взаимодействии людей в учебной и профессиональной деятельности.

26. Определение характера. Характер и темперамент, социальная обусловленность характера.

27. Учет характерологических черт при формировании социально-психологического климата в производственном коллективе.

28. Эмоции, как простейшая форма психического отражения объективных и субъективных отношений. Основные функции эмоций.

29. Чувства и аффективные состояния людей. Функции и виды чувств, причини и формы аффективных состояний. Проявление эмоциональных состояний в мимике, пантомимике и речи.

30. Понятие о воле, побудительных мотивах к волевым действиям. Мотивы потребности и направленность личности.

Практикум по Основам психологии и педагогики. Часть 2 — Стр 2

31. Формирование волевых качеств и способности к регуляции поведения и деятельности.

32. Понятие о способностях, характеристика общих и специальных способностей, интеллекта, одаренности, таланта и гениальности, их проявления в жизнедеятельности людей.

33. Соотношение биологических и социально-обусловленных критериев способности. Формирование способностей в онтогенезе.

34. Учет индивидуальных различий в способностях и профессиональной пригодности людей. Диагностика и прогнозирование способностей к профессиональной пригодности.

35. Человеческие общности, их классификация по величине, содержанию деятельности, признаку объединения, интересам, по способу возникновения, по характеру контактности и общения.

36. Социально психологический климат в учебной группе и производственном коллективе. Формирование положительного социально-психологического климата. Психологическая совместимость.

37. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Классификация конфликтов, причины их возникновения, тактика и методы предотвращения и способы разрешения конфликтных ситуаций.

Приложение

Контрольная работа по дисциплине

«Основы психологии и педагогики»       Цель контрольной работы заключается в самостоятельном индивидуальном изучении студентом одного из разделов курса общей психологии с последующим оформлением полученных знаний в письменном виде.       Подготовка и выполнение контрольной работы включает в себя следующие элементы:

определение темы;

изучение психологической литературы по выбранной тематике (2-3 источника);

составление плана контрольной работы, включающего вопросы, освещение которых раскрывает основные положения темы;

написание контрольной работы.

Выбор темы. Тема контрольной работы выбирается студентом из рекомендованного перечня тем и согласовывается с преподавателем. Студент может также предложить по согласованию с преподавателем свою тему, например, связанную с его работой.

Структура контрольной работы

Контрольная работа должна состоять из:

1. план (оглавление);

2. введение;

3. основная часть (состоит из отдельных разделов темы с соответствующим

названием);

4. заключение;

5. список использованной литературы (2-3 источника).

План контрольной работы включает введение и перечень основных разделов контрольной работы, списка литературы.

Во введении коротко обосновывается значение рассматриваемой темы или отдельных вопросов, определяются задачи (задача), которые ставит перед собой студент в контрольной работе. Объем введения не должен превышать 0,5 страницы текста.

Основная часть контрольной работы должна состоять из вопросов, раскрывающих основные положения темы, структурно оформленные в виде отдельных разделов или параграфов. При подготовке основной части должны использоваться 2-3 источника, на которые должны быть обязательно сделаны соответствующие ссылки. Стиль написания основной части должен иметь реферативный характер на основе изучения и анализа литературы.

В заключении излагаются краткие выводы по рассматриваемой проблеме.

В конце контрольной работы должен быть приведен список использованной литературы, на которые обязательно делались ссылки в тексте. Оформление списка литературы в соответствии с требованиями.

Оформление контрольной работы. Контрольная работа оформляется в тонкой школьной тетради или набрана на компьютере. Текст должен быть написан разборчивым почерком, чисто и грамотно. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускаются. Каждая страница должна иметь поля шириной 3-4 см для замечаний. Страницы нумеруются. Объем контрольной работы — 10-11 страниц тетради. Возможно представление рукописи контрольной работы напечатанной на компьютере через 1,5 интервала на одной стороне листа формата А4 (210×297 мм).

Поля: слева — не менее 30 мм, справа — 10 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм. В этом случае объем контрольной работы должен составлять 5-6 страниц.

Оценка контрольной работы. Подготовленная контрольная работа сдается студентом на кафедру русского языка и педагогики не позднее срока указанного преподавателем. Если выполненная контрольная работа отвечает предъявленным требованиям по качеству и полноте раскрываемой темы, то преподаватель ставит оценку «зачтено», а студент допускается к экзамену (зачету).

Контрольная работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту, который должен переписать работу с учетом сделанных замечаний или подготовить новую по другой теме.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Психология. Объект психологии и генезис психологического знания.

  2. Психология. Предмет психологии в работах зарубежных научных направлений и концепций.
  3. Психология. Предмет психологии в работах отечественных научных школ и направлений.
  4. Методы психологии.
  5. Психика и организм. Структура психических явлений.
  6. Сознание и подсознание.
  7. Механизмы психологической защиты (отрицание, вытеснение, замещение, идентификация и др.).
  8. Познавательные психические процессы. Структура приема информации.
  9. Ощущения: определения, классификация, общие свойства.
  10. Восприятие, его виды и свойства.
  11. Внимание. Общее представление о внимании. Теории внимания.
  12. Внимание. Сосредоточенность и развитие внимания.
  13. Память. Общая характеристика памяти. Теории памяти.
  14. Память. Виды и особенности памяти.
  15. Память. Законы памяти. Основные приемы запоминания.
  16. Воображение. Понятие «воображение», его виды и формы проявления.
  17. Воображение. Характер процессов воображения. Функции воображения.
  18. Воображение и мышление. Воображение и творчество.
  19. Мышление. Сущность мышления как познавательного процесса.
  20. Мышление. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
  21. Речь. Виды речи. Речь как инструмент мышления и средство общения.
  22. Личность. Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятиями «личность».
  23. Личность. Структура личности. Социализация личности.
  24. Темперамент. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
  25. Темперамент. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность.
  26. Темперамент. Характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.
  27. Характер. Понятие о характере. Физиологические основы характера.
  28. Характер. Структура характера. Черты характера.
  29. Характер. Понятие о характере. Акцентуации характера.
  30. Способности. Понятие «способности». Структура и виды способностей.
  31. Способности. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.
  32. Деятельность. Понятие о деятельности. Общая характеристика деятельности.
  33. Деятельность. Строение деятельности человека. Основные виды деятельности.
  34. Чувства и эмоции. Понятия о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния.
  35. Чувства и эмоции. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.
  36. Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности, эмоциональная саморегуляция.
  37. Воля. Общее понятие о воле. Теории воли.
  38. Воля. Волевая регуляция поведения человека.
  39. Воля. Общее понятие о воле. Развитие воли у человека.
  40. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.
  41. Возрастные и профессиональные особенности психики, приемов общения. По желанию студентов и по согласованию с преподавателем возможно утверждение и других тем для написания контрольной работы.

Приложение

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Самовоспитание как средство профессиональной подготовки.
  2. Культура учебного труда студентов.
  3. Всестороннее развитие личности — цель воспитания.
  4. Комплексный подход к воспитанию.
  5. Общие методы воспитания
  6. Формирование коллектива и его влияние на личность
  7. Умственное воспитание.
  8. Основы нравственного воспитания
  9. Основы правового воспитания
  10. Основы трудового воспитания и профессиональной ориентации.
  11. Экономическое воспитание.
  12. Совместная воспитательная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов.
  13. Процесс обучения, его структура, методологические и теоретические основы.
  14. Закономерности и принципы обучения.
  15. Формы обеспечения связи обучения с производительным трудом.
  16. Формы организации обучения в школе и вузе.
  17. Единство процессов обучения и воспитания.
  18. Целостный педагогический процесс, его интенсификация и оптимизация.
  19. Развитие, воспитание, формирование личности.
  20. Взаимосвязь биологического и социального в развитии личности.
  21. Характеристика познавательной деятельности.
  22. Развитие интереса к знаниям и ответственности за овладение ими.
  23. Военно-патриотическое воспитание в школе и вузе.
  24. Проблемный подход в обучении.
  25. Индивидуальный подход в обучении.
  26. Использование ЭВМ в учебно-воспитательном процессе.
  27. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.
  28. Качественные преобразования психической деятельности в процессе антропогенеза.
  29. Структура сознания и его основные психологические характеристики.
  30. Сознание и бессознательное.
  31. Предметный характер человеческой деятельности.
  32. Деятельность и активность субъекта.
  33. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней и практической (интериоризация).
  34. Привычки и их роль в поведении человека.
  35. Психологические компоненты трудовой деятельности.
  36. Учебная деятельность и ее психологические особенности.
  37. Многоплановый характер общения.
  38. Единство общения и деятельности.
  39. Невербальная коммуникация.
  40. Вербальная коммуникация.
  41. Механизмы речи и ее расстройства.
  42. Общение и язык.
  43. Роль и ролевые ожидания в процессе общения.
  44. Общение как межличностное взаимодействие.
  45. Межличностный конфликт, его истоки, пути предотвращения и коррекция.
  46. Дружба и дружеское общение как фактор профессионально-трудового самоопределения.
  47. Коллектив в его психологических отличиях от других групп.
  48. Понятие формирование личности в психологии и педагогики.
  49. Познавательная деятельность.
  50. Эмоционально-волевая сфера личности.
  51. Формы переживания чувств.
  52. Сигнальная и регулятивная функция эмоциональных состояний.
  53. Любовь как высшая степень эмоционально-положительного отношения.
  54. Воспитание и самовоспитание воли.
  55. Типы темпераментов и их психофизиологическая характеристика.
  56. Индивидуально-психологические особенности личности.
  57. Учение о характере в истории психологии.
  58. Задатки и способности.
  59. Способности в связи с общим и парциальными типами нервной системы.

Приложение

Глоссарий

Авторитарный стиль руководства — стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлением их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними.

Адаптация — приспособление организма к внешним условиям. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную адаптацию. Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.

Активность психическая — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.

Антропогенез психики — процесс исторического возникновения и развития психики человека.

Ассоциативно-рефлекторная теория — психолого-педагогическая теория обучения, опирающаяся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. В соответствии с этой теорией. усвоение знаний, навыков, умений осуществляется как процесс образования в сознании различных ассоциаций. Это образование включает в себя восприятие, осмысление, запоминание и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса выступает осмысление.

Ассоциация — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена ассоциации влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой ассоциации считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.

Аффект — эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.

Безусловный рефлекс — врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное — сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.

Бихевиоризм (от англ. bеhаviour — поведение) — одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул-реакция» (С-Р).

Многие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и практичны.

Внимание — психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик в. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Воспитание в широком смысле рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.

Воспитание в узком смысле — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Он охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.

Восприятие — психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.

Вторая сигнальная система — система способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П.Павловым.

Генезис — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явлению. Различают фило- и онтогенез психики.

Генетическая психология — учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Его психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма, образ, вид) — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.

Гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Девиантное поведение — поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Виды девиатного поведения — преступность и уголовно ненаказуемое аморальное поведение.

Деятельность педагогическая — процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).

Деятельность управленческая в системе «человек — человек» состоит в реализации руководителем аналитико-конструктивных, деятельно-регулятивных, коммуникативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на персонал для гарантированного выполнения задач совместной деятельности. Сущность этой деятельности заключается в организации мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служебных и других задач. Мотивированные отношения выражаются в гармонии взаимодействия всех субъектов труда.

Дидактика — составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Единица анализа психики — предполагаемое структурное или функциональное психическое образование, выступающее как минимальный, исходный элемент психического и сохраняющего основные свойства последнего. На разных этапах развития психологии, в разных психологических школах в качестве единицы анализа психики выступали: ощущение, восприятие, представление, идея; рефлекс, реакция, поведенческий акт; соотношение фигуры и фона; проба и проверка; ситуация; схема; действие; операция (обратимое действие);

функция; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение и др.

Закономерности педагогического процесса — система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и воспитания.

Знание — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

Имидж — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо (например, и. политического деятеля и др.).

Индивид — одна из макрохарактеристик человека, указывающая на него как на единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.

Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, и. п. получила в 20-е г.г. нашего века.

Индивидуально-психологические особенности — устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

Индивидуальность — интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.

Интеллект — относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественой информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.

Интроверсия — преимущественная направленностьличности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Коллектив — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности.

Коммуникация (в психологии) — сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, плановразличных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.

Концепция трансактного анализа — совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям — успеху, неуспеху, трагедиям и т. д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Критическая психология — направление в психологии, возникшее на рубеже 60-70 гг XX в. (К. Хольцкамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).

Личность — макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознающий сбое отношение к окружающей среде.

Мастерство профессиональное — психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.

Межличностные отношения — социально-психические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т. д.

Практикум по Основам психологии и педагогики. Часть 2 — Стр 3

Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методика исследования — описание концепции, инструментария и процедуры изучения целостного феномена, которое определяет совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов.

Методология — учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.

Методы воспитания — это определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Мотив — субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве м. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха».

Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют м. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии навыка, закон плато в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.).

Направленность личности — психическое свойство личности — система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая системой смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Образование — процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.

Обучение — целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.

Общая психология — отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса — деятельность по овладению наилучшими моделью, алгоритмом и технологией обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение наивысшего результата в конкретных условиях.

Опыт- результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Организаторская деятельность- практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом. Организаторские способности обеспечивают высокую эффективность организаторской деятельности.

Операция (в психологии) — единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие операции как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым.

Органы чувств — периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животное) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память — психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Парапсихология (от греч. para — возле, около) — область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью, деятельностью известных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий. Нередко в рамках п. исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие, как реальные, так и мнимые явления.

Педагогика — это теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения.

Педология — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины XX века (С. Холл, П. П. Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. Педология накапливала ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление ЦК ВКП/б от 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов»).

Первая сигнальная система — система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И. П. Павловым.

Перцепция (ощущаю) — в современной психологии то же, что и восприятие. Г. Лейбниц употреблял термин «перцепция.» для обозначения смутного и бессознательного восприятия в противоположность ясному, осознанному — апперцепции.

Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «поведение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность.

Пограничное состояние — слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.

Позиция (в психологии) — 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.

Познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Познание — процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.

Предмет педагогики — область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов — конкретных людей и коллективов.

Предмет психологии — закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Представление — психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Привычка — сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

Принятие решения — акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность.

Принципы воспитания — это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

Проницательность — качество человека, выражающееся в способности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать намерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях.

Профессиограмма — системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром профессиограммы является психограмма.

Профессиональная компетентность — это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Профессиональная компетентность выступает мерой и основным критерием определения его соответствия требованиям совокупного труда.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование им этой реальности и регуляцию на основе созданной модели своего поведения и деятельности. Изучение закономерностей развития и функционирования психики составляет предмет психологии как науки.

Психическое состояние — определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

Психология коллектива — совокупность психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, которые характеризуются коллективными ценностями, взглядами, интересами, убеждениями; коллективным мнением; коллективным настроением; традициями и др.

Психология управленческой деятельности — направление психологии, функции которого заключаются в выявлении закономерностей, механизмов, условий и факторов эффективного управления в различных условиях, формировании управленческого мышления и способности руководителей самостоятельно, творчески управлять жизнедеятельностью персонала, используя продуктивные модели, алгоритмы и технологии.

Развитие — целенаправленный процесс функционального совершенствования качеств социальных субъектов в соответствии с характером решаемых задач и собственными потребностями.

Рефлекс — реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рецепторы — специальные образования нервной системы, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Речь — одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.

Руководство — деятельность по координации усилий отдельных людей и коллектива в целом при их совместном достижении определенной цели.

Самоактуализация — непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализация во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, а также обусловливает стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающееся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.

Самовоспитание — это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.

Самонаблюдение — психодиагностический метод исследования, непосредственного познания сознанием самого себя, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.

Самоопределение человека — сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции и направленности действий в разнообразных проблемных ситуациях.

Самоотчет — психологический метод исследования, направленный на анализ собственной деятельности и ее результатов в соответствии с личностно значимыми критериями, взглядами и ценностями.

Самооценка — определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди людей.

Самопознание — это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении.

Саморегуляция — свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.

Самосознание — высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении, которое активно развивается в рамках «Я»-концепции.

Сангвиник — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым…» (Павлов И. П.)

Ситуация — система внешних условий, факторов, действующих на субъекта и детерминирующих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями, факторами.

Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Способности — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Стиль управленческой деятельности — это устойчивая система характерных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальный почерк руководителя в реализации им управленческих функций, которая сформировалась и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов.

Структурная психология — одно из направлений психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.), основное внимание уделявшее структурной организации психического, отношениям между его структурными элементами. Структурная психология подверглась критике со стороны представителей гештальтпсихологии и функциональной психологии.

Субъект — конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Темперамент — психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический, меланхолический. Кроме данного, классического деления людей по типам темперамента существуют и другие классификации (по У. Шелдону и др.).

Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции. В психологии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные теории, гештальттеория и т. д. Критерии научной теории в психологии: относительно завершенная логическая структура (принципы, категории, понятия и др.), наличие теоретических конструктов (концепций, положений, гипотез и др.), наличие положений, доказательств, соединяющих эти конструкты с имеющимися фактами, другими теориями.

Теория личности Маслоу — система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу — одного из основателей гуманистической психологии. Фундаментальными потребностями человека согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Теория поэтапного формирования умственных действий — одна из концепций обучения, нашедшая широкое распространение. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности, то есть системой указаний о том, как выполнять различные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (например, манипуляции с техникой или ее заменителями — моделями, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.).

На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом — про себя. Применение этой педагогической концепции в практике обучения некоторых специалистов (телеграфисты, радисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П. Я. Гальперин и др.

Тест — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Технология воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания личного состава.

Технология управленческой деятельности представляет собой совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария. Она включает стратегию, тактику и технику управления.

Умение — психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов и навыков деятельности.

Управление — процесс воздействия субъекта на ту или иную систему; обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменения режима деятельности, реализацию программ и целей.

Управленческая функция — роль, которую выполняет руководитель на определенном этапе управления в соответствии с промежуточной задачей.

Управленческий менталитет — специфический склад труда руководителя, в котором ярко выражен приоритетный профиль его деятельности как самобытного и неповторимого управленца.

Управленческое искусство представляет собой совершенство управленческой компетентности руководителя, которое характеризуется твердой волей, нравственно-патриотическим отношением к своим обязанностям, творческим владением современными технологиями управления и высокими стабильными результатами на порученном участке.

Управленческое мастерство руководителя характеризует высокий уровень его управленческой компетентности, на котором он эффективно применяет передовые технологии и добивается стабильных результатов.

Условный рефлекс — индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно рефлекторным актом. Система взаимосвязанных условных рефлексов. образует динамический стереотип. Термин «условный рефлекс» предложен И. П. Павловым.

Установка — готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Учение — деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешного выполнения социальных функций и решения жизненных задач.

Феноменалистическая психология — направление в американской психологии (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас), объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Флегматик — субъект, обладающий темпераментом, характеризующимся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик-спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». (И. П. Павлов ).

Формирование — процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, которые работали над созданием единой психотерапевтической концепции. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Характер — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Холерик — субъект, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением всезнании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Эвристика — наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Экстраверсия — преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Эмоции — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Я-концепция — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.

Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.