Ответы по психологическому консультированию (государственный экзамен)

Цели  задачи ПК.

ПК — прикладная отрасль современной психологии. ПК — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически  здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Цели и задачи ПК можно определять по-разному – в зависимости от подхода к ПК. Алешина основную цель ПК определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1) Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

2)Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3)Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. 4)Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Абрамова определяет целью ПК культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Главная задача психолога-консультанта — создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Принципы ПК.

ПК — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Принципы ПК: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту (Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента, стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.); ориентация на нормы и ценности клиента (психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым); осторожное отношение к советам (психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог — обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.); разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования; анонимность (никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям).

3 стр., 1394 слов

Психологическая помощь наркоманам

... желание избавиться от пагубного пристрастия. Психологическая помощь во время реабилитации Высокая квалификация, опыт позволяют психологу найти подход к каждому больному. ... цель жизни и активизирующая свои возможности.Каждая встреча психолога и наркомана представляет собой совместное переживание, проходящее в атмосфере доверительности и дружеской близости, причем психолог служит для своего клиента ...

Различия между ПК и психотерапией.

1)Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. ПК стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем. 2)Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики. 3)Работа преимущественно  с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии. 4)Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь. 5)Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений. 6)Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека. 7)Допустимость в ПК более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

18 стр., 8761 слов

Техники и методы консультирования клиентов после развода

... «Сбор информации» Процедура первая: диагностика личности клиента. В рамках данной процедуры применяются техники: беседа, интервью, наблюдение. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения ... уместные для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления ...

Беседа как основной метод ПК.

Основной метод ПК – беседа, построенная определенным образом. Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи: 1)Терапевтическая беседа 2)Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез) 3)Автобиографическая беседа 4)Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) 5)Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта.

 Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста: 1. Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента (используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации). Приёмы поддержания беседы и контроля получаемой информации: 1)Выяснение (использование уточняющих вопросов) 2)Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами) 3)Словесное отражение психологом чувств респондента 4)Резюмирование. 2. Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога( применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться).

Типичные ошибки в консультативной беседе.

Основные ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы: — отсутствие необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата; — переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется; — жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе; — мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется; — создаются препятствия для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения; — постановка клиенту прямых вопросов («в лоб») при неясных мотивах беседы. В целом необходимо подчеркнуть, что ПК во многих отношениях – особый тип профессиональной деятельности психолога, требующий специального образования и подготовки.

1 стр., 326 слов

О психологе

... стоит сравнивать ее с астрологией или магией. Когда настоящий психолог пытается вам помочь, он опирается не на древние трактаты, ... остальных профессиях это не является большой проблемой, то для клиентов психолога это чревато серьезными последствиями. Но и это не самое ... страшное. Сейчас развелось очень много "лже-психологов", то есть людей, которые не имеют специального образования (а ...

Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов используется «супервизия».  Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п.

Консультативный контакт.

Определение и понимание сущности консультативного контакта не столь однозначны. Тем не менее можно выделить несколько уникальных черт, отражающих суть этого сложного явления: — эмоциональность (контакт возникает не столько на уровне понимания, сколько на уровне переживания, чувствования); — интенсивность (это искренние отношения, построенные на взаимном обмене переживаниями); — динамичность (консультативный контакт не есть что-то застывшее, неизменное); — конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствуют доверительности); — поддерживающий характер (постоянная поддержка со стороны консультанта создает у клиента чувство безопасности — отношений).

Создание атмосферы доверия, терапевтического климата является основной задачей психолога на начальном этапе консультирования и зависит прежде всего от его личностных качеств и установок по отношению к клиенту и консультативному процессу. Для установления обоюдного доверия консультанту особенно необходимы качества, выделенные в 1951 г. К. Роджерсом: искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.

Личность психолога-консультанта в ПК.

В практике ПК ежедневно приходится сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту: 1)разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий; 2)разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения; 3)преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным. Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в ПК. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д. Ролевые функции консультанта: -построение отношений с клиентом на взаимном доверии; -выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов; -непосредственное «вхождение» в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми; -создание вокруг клиентов здорового психологического климата; -постоянное совершенствование процесса консультирования.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... проблема взаимодействия в системе «социальный работник - клиент». Объектом данной работы выступает клиент в социальной работе. Предмет социальной работы - особенности взаимодействия социального работника и клиента. Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе ... жизнь; выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим ...

Средства воздействия в ПК.

Психологическое воздействие (ПВ)- это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных). Вербальные средства воздействия — это слова. Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Виды ПВ: Убеждение — сознательное воздействие на другого человека с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения.

 Самопродвижение — открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, чтобы быть оцененном по достоинству, благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов (реальная демонстрация своих возможностей, предъявление своих сертификатов и дипломов). Внушение — сознательное воздействие на человека, направленное на изменение их состояния, отношение к чему- либо и т.д. Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку. Просьба — обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия ( ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям).

28 стр., 13822 слов

Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного ...

... отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования. 2. Сферы применения и основные направления в практике консультирования. 3. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта. Существуют поверхностные ... и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на ...

И т.д.

Этические принципы психолога-консультанта.

1. Профессиональная деятельность п-к характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту. 2. Практическая деятельность п-к должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы. 3. Деятельность п-к направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента. 4. Свою работу п-к строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. 5. В работе с клиентами п-к руководствуется принципами честности и открытости (искренности).

6. п-к обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам. 7. п-к имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения. 8. В своей работе п-к должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам. 9. Обязательной составной частью работы п-к является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений. 10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, п-к должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах. 11. п-к не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования. 12. п-к обязан препятствовать использованию методов ПК и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов». 13. п-к не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами. 14. п-к следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить. 15. п-к несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Основы индивидуального ПК.

Индивидуальное ПК– это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

3 стр., 1210 слов

Модель функционирования социально-психологической службы вуза ...

... является системообразующей – она должна быть творческой и личностно значимой. Модель социально-психологической службы необходимо организовать в Нижневартовском государственном гуманитарном университете Цель ... о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности. С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы дошкольного ...

Индивидуальное ПК помогает клиенту: 1)понимать, происходящее в своей жизни 2)принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни, изменять свое поведение, делать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение 3)преодолевать различного рода психологические проблемы (трудности, озабоченности), возникающие как в его общении с другими людьми, так и в его отношениях к самому себе 4)улучшать отношение к самому себе, повышать самооценку 5)реализовывать свой личностный потенциал. Индивидуальное ПК ориентировано на: — клинически здоровых людей; -здоровые стороны личности клиента; — настоящее, а не прошлое клиента; — краткосрочную психологическую помощь (до 10 встреч).

Основы группового ПК.

Г. к. проводится в небольших группах — 7-10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на др. ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем. Ведущий, или руководитель группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов Г. к. и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о др. и урегулирования конфликтов. Различия между Г. к. и групп. психотер. в основном касаются состава группы, глубины ожидаемых личностных изменений ее членов и характера подготовки ее руководителя. Методы и процедуры, используемые в Г. к. и групп. терапии, весьма похожи.

Фактически членами консультационной группы могут быть люди любого соц. происхождения и любой профессии, обычно попадающие в нормальный диапазон приспособляемости и способности справляться с жизненными ситуациями. Они присоединяются к группе, чтобы достичь более глубокого понимания себя как личности и развить свои личные потенции. Члены терапевтической группы выносят на обсуждение более серьезные личностные проблемы и могут иметь невротические симптомы или быть хроническими невротиками с ограниченной способностью справляться с жизненными проблемами.

Процедуры и техники ПК.

1)Постановка вопросов. Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. 2) Ободрение и успокаивание. Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.  3) Отражение содержания: перефразирование и обобщение, чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. При перефразировании надо помнить три простых правила: 1.Перефразируется основная мысль клиента. 2.Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя. 3.Надо избегать «попугайства», т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами. 4) Отражение чувств. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. 5) Паузы молчания. Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной.

10 стр., 4635 слов

Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования

... чувствам, восприятию, личностным возможностям другого чело­века. Тем не менее советы и психологическое консультирование не так уж несовместимы: в ряде случаев они звучат в замаскиро­ванной ... неприемлемое поведение; 2) она не предназначена для раз­рушения механизмов психологической защиты клиента; ее назна­чение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности; 3) ...

Раппорт в ПК.

Раппорт — установление психической связи с человеком или группой людей. Раппорт может достигаться путём подстройки по поведению: дыханию, взгляду, глазам, позе, мимике, голосу, движению тела, ценностям, используемым словам, манере речи. Раппорт лучше позволяет вызывать желаемые реакции у других людей. Это называется ведением. Примером неосознанного раппорта может быть заразительность зевоты, или ситуация, когда один из вместе одинаково сидящих людей перекладывает одну ногу с другой, а вслед за ним это невольно повторяют и другие. Раппорт — это динамическое состояние, возникающее в процессе общения двух или более людей, в результате чего между ними устанавливается взаимопонимание либо повышается его уровень, а также улучшается согласованность взаимодействий и возникает доверие.

5 стр., 2416 слов

Психологическое консультирование подростков

... уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной. Подростковый возраст в психологическом консультировании - один ... проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом - субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать ...

Поскольку в целях установления полноценного раппорта между партнерами по общению необходимо синхронизировать ряд психологических параметров, главной задачей является активное воздействие на процесс синхронизации. Таким образом, для создания полноценного раппорта необходимо подстроиться (присоединиться) к параметрам общения собеседника.

Присоединиться или подстроиться — означает думать, действовать и анализировать так, как это делает клиент. Отражая систему основных ценностей человека, интересную для клиента тему разговора, тип его речи, позу, способ двигаться и дыхание, провизор «присоединяется (подстраивается)» и тем самым закладывает основу для раппорта. Таким образом, подстраивание (присоединение) — это ключ к установлению раппорта.

Характеристика творческих методов в ПК.

В основе психологического консультирования лежит профессиональная помощь клиенту и его близким в нахождении выхода из той или иной затруднительной ситуации и помощь в нахождении ответов на возникшие жизненные вопросы. Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций.С помощью когнитивных методик можно также изменить и характерное для подобного мышления фатальное восприятие паники, благодаря чему и укорачивается продолжительность самого приступа, и снижается его воздействие на наше эмоциональное состояние. Эмоционально-образная методы воздействует на эмоциональные состояния, используя внутреннюю работу, изменения образов этих состояний, возникающих в воображении клиента.  Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование.

Особенности психодиагностики в ПК. Критерии подбора тестового материала.

Преимущества, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи, по сравнению с неформализованными методами: — Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра. — Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. — Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. — Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

Модели ПК.

Первая миннесотская модель профконсультирования была создана в 1930-х гг. Эдмундом Уильямсоном в консультационном пункте для студентов Миннесотского университета и некоторое время служила образцом для большинства открываемых университетских консультационных центров. Основу данной модели составлял процесс рационального принятия решения, в к-ром главная роль отводилась интерпретации результатов тестирования и последующему, проводимому с учетом этой интерпретации, образовательному или профессиональному отбору. С ростом психотерапевтического движения, модели ПК стали больше сосредоточиваться на процессе взаимоотношений консультанта и клиента, чем на результате консультирования. В частности, две теорет. модели — модель принятия решений и модель соц. влияния консультанта. ПК, ориентированное на принятие решений, предполагает использование в консультационном процессе понятий и методов общей теории принятия решений и, в общем, сводится к попыткам обучить клиентов — либо индивидуально, либо в группах, — эксплицитным процедурам и стратегиям принятия эффективных решений. Модель принятия решений больше всего подходит для консультирования по вопросам выбора профессии и планирования карьеры. Модель процесса ПК как соц. влияния впервые была предложена Стронгом в конце 1960-х гг. Чтобы разработать концептуальную модель влияния консультанта на клиента вследствие воспринимаемой клиентом опытности и надежности консультанта, Стронгу пришлось обратиться к социально-психологической литературе по межличностному влиянию. В настоящее время модель соц. влияния яв-ся одной из наиболее влиятельных моделей процесса консультирования.

Защитные механизмы личности.

Защи́тный механи́зм — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления (Фрейд, 1894).

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.  Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует.

Телефонное ПК.

ПК по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений. Телефонное ПК дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе ПК клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор – для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом крайне привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени. Психолог при ПК по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.

Кризисное ПК.

Кризисное ПК — ПК, направленное на облегчение выражения аффекта (сильной негативной эмоции), налаживание общения, достижение понимания клиентом его проблем и чувств, демонстрацию заботы и эмпатии, повышение самооценки, поддержки поведения, ориентированного на преодоление его проблем. Техники психологической поддержки: 1. Методика вербализации эмоциональных состояний. 2. Проигрывание взаимных ролей (Эта техника призвана помогать клиентам осуществлять действия, необходимые для налаживания отношений. Суть её состоит в побуждении клиента сыграть роль его партнёра по взаимодействию, обоснованию необходимости этих усилий.). 3. Инструкция. (совет).

4. Методика опосредовательного общения (Суть её состоит в введении в установившиеся отношения клиента важных нововведений, которые бы скоррегировали эти отношения в желательном русле. Приёмами опосредовательного общения является обмен клиента записками со своими партнёрами (среди членов семьи). 5. Семейное обсуждение (Задание его является обсуждение членами семьи наиболее острых проблем семейной жизни и возможных путей их решения). 6. Техника формирования умений и навыков (Во время изучения клиента, который находится в кризисной ситуации, иногда выясняется, что у него отсутствуют необходимые для успешного функционирования навыки и умения).

Особенности ПК младших школьников и их родителей.

Специалисты отмечают особенности процесса консультирования детей: 1. дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно обращаются к консультанту взрослые в связи с их проблемами; 2. психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом; 3. консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а, кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых. Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед. Отсюда задача консультанта — «нащупать» проблему и понять источник ее возникновения, иными словами, поставить диагноз. Поставив диагноз, консультант должен наметить план решения существующей проблемы и приступить к его реализации. В случае правильных действий консультанта и сотрудничества с ним заинтересованных взрослых психотерапевтический эффект не заставит себя ждать. В основном к психологу-консультанту взрослые обращаются по поводу детей, у которых есть аффективные переживания. Сложность задачи, стоящей перед детским консультантом, заключается в определении этих аффективных переживаний. И здесь очень важную роль играет метод исследования.

Особенности ПК родителей подростков, юношей и девушек.

Консультирование подростков и старшеклассников, а также их родителей и педагогов имеет свою специфику по сравнению с консультативной деятельностью психолога по проблемам младших школьников. Она определяется рядом обстоятельств. С одной стороны — с так называемой «кризисностью» подросткового возраста, расширяющимся диапазоном проблем, встающих перед подростками и старшеклассниками в решении ими новых жизненных задач. С другой стороны, как это уже отмечалось ранее, теперь сам школьник впервые становится клиентом — субъектом обращения за психологической помощью. Охарактеризуем стратегии психологической поддержки молодых людей в кризисный период, выбрав для основы положения психосинтеза, описанные Э. Йоманс. По мнению Э. Йоманс, первое, что необходимо сделать, – это признать сам факт вступления в трудную ситуацию, «когда привычные навыки и модели поведения теряют прежнюю эффективность и это рождает ощущение неустроенности», когда «возникает чувство разлада с собственной жизнью, чего месяц-два назад еще не было». Но признать это зачастую бывает довольно трудно, большинство пытается продолжать жить по-старому, скрывая от самого себя, что на самом деле это уже не получается. Тем более трудно бывает, когда внешняя причина потери ориентиров может отсутствовать, а сдвиг, изменение произошли внутри самого себя. Признание наличия трудной ситуации, позволяет, с одной стороны, сконцентрировать внимание на изменениях в самом себе как основном источнике кризисного состояния, с другой – предоставляет возможность избежать проецирования кризиса на свое окружение и соответственно хаотических попыток изменять только окружение.

Основные направления работы с учащимися в период подросткового кризиса и кризиса ранней юности.

У подростков обычно не применяется такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может предлагаться в форме психологического консультирования по запросу самого подростка. Именно поэтому теряется значимость психологической диагностики, поскольку ее результаты не служат основаниями для организации психологической помощи. Групповые развивающие занятия, проводимые в рамках школы, возможны в младшем и среднем подростковом возрасте. В старшем подростковом возрасте могут проводиться занятия профориентационной направленности и уроки психологии или же. Особую значимость приобретает консультирование родителей подростков, потому что, как известно значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности. В консультировании подростков преимущественно используются методы разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации: • запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; • установление контакта с подростком; • диагностическая беседа: поиск причин трудностей; • реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей • интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка.

ПК подростков – инвалидов.

Особенности ПК подростков-инвалидов определяются разными объективными и субъективными факторами. Неоднородностью группы подростков-инвалидов, поскольку в нее включаются: а)Инвалиды, чья инвалидность обусловлена детским церебральным параличом (ДЦП); б)Инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие); в)Инвалиды, чья инвалидность обусловлена значительными нарушениями слуха (глухие и слабослышащие); г)Подростки-инвалиды, приобретшие инвалидность в результате различных травм. Каждая из групп инвалидов обладает специфическими, психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения. Таким образом, в консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы. Преобладанием индивидуального ПК над групповым. Перед проведением ПК клиента-инвалида необходимо обследовать или познакомиться с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка.

В индивидуальное ПК подростков-инвалидов структурно включаются следующие виды ПК: 1) медико-психологическое (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье); 2) психолого-педагогическое (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности. 3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку -инвалиду включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение; 4) индивидуальное профессиональное консультирование, основывающееся на особенностях профориентационной работы, проводимой учителями с подростками-инвалидами.

Этические аспекты ПК.

В своей практике психолог-консультант безусловно несет этическую ответственность как перед клиентом, так и перед профессиональным сообществом. На каждой консультации психолог вынужден обнаруживать границу собственной ответственности, отмерять степень воздействия на клиента, выбирать комфортный для себя и для клиента способ взаимодействия, дистанцию и т.д., то бишь, каждый раз становится перед выбором, опираясь на собственные знания, ситуацию, а также личные и профессиональные этические нормы. 1. Анонимность и конфиденциальность 2. Понимание границ профессиональной компетенции 3. Психолог-консультант не дает советов. 4. Ориентация на ценности клиента; доброжелательное, безоценочное отношение к клиенту 5. Разграничение личных и профессиональных отношений.  

Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного психолога-консультанта.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. 8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.

Алешина следующим образом описала пространство консультативной беседы. Необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери,  ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант посадки психолога и клиента – напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен столик или стол, на котором можно было бы, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене – важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно и динамично.

Согласно Самоукиной продолжительность одной консультативной беседы может колебаться от 30 минут до 3 – 3,5 часов. Алешина указывает время для каждого из этапов консультативной беседы в расчете, что стандартное среднее время для одной консультативной беседы – 1 час 10 минут.

(см. «Об организации и перспективах развития практической психологии образования» + нормативы по оборудованию кабинета психолога школьной психологической службы)

Методы терапевтического воздействия в ПК.

Направленное воздействие на клиента осуществляляется следующими методами: 1) интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) — психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения; 2) директива (указание) строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента; 3) совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) — психолог дает клиенту полезную информацию; 4) самораскрытие — психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт; 5) обратная связь — позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие; 6) логическая последовательность — психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения; 7)открытые вопросы — психолог выясняет основные факты, облегчающие разговор с клиентом; 8) пересказ — психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсуждение, показывает клиенту уровень понимания его проблем; 9) отражение чувств — психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства; 10)резюме — психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы.

Основы семейного консультирования.

Семейное ПК – изучение семьи, стиля взаимоотношений, стиля разрешения конфликтов, отношение к трудностям, возможности семьи для решения определённой проблемы. Психокоррекционное воздействие — директивы,  интерпретация, воздействующее резюме, обратная связь, рефлексия. Методы — арт-терапия, гештальт-терапии, рационально-эмотивной терапия.

Семейное ПК ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

Принципы и правила семейного ПК: 1.Установление раппорта (контакта) и присоединение консультанта к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов присоединения, синхронизации дыхания консультанта и заявителя «проблемы», использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме. 2.Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор.  3.Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть проведения консультирования признается многими специалистами одной из самых важных. 4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. 5. Проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования.

Вербальные и невербальный контакт в ПК.

 Вербальный контакт – беседа. Невербальное взаимодействие между консультантом и консультируемым в ПК имеет обратную связь, при этом психическое состояние последнего взаимосвязано с этой интеракцией. Неэффективность такого общения бывает тогда, когда консультантом используются закрытые жесты, откинутое назад туловище, большие дистанции, отсутствующий взгляд, отгораживание столом и низкоэмпатические сообщения.

Оптимальное невербальное взаимодействие с целью достижения позитивных результатов ПК должно осуществляться следующим образом: • использование мягкого, с перерывами, «прикосновения» взглядом с умелым сочетание, прямого взора и избеганием взгляда в глаза (встреча со взглядом консультируемого — от 60% до 70% времени общения); • принятие другого взгляда и кивания головой; • допущение уместной улыбки с некоторым мимическим отражением реакций консультируемого; • направление ступней на собеседника с вытянутой вперед ногой; • применение открытых ладоней, расположение прямого корпуса тела; • легкий наклон туловища вперед и небольшой наклон головы в сторону; удобное сидение в кресле; • расположение под определенным углом напротив консультируемого; • высокоэмпатическое слушание и сообщение с одновременной субвербальной коммуникацией и совпадающим темпом у консультанта и консультируемого.

Средства воздействия в ПК.

Психологическое воздействие — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных). Вербальные средства воздействия — это слова. Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других — изменяя их смысл. К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов — все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их смысл. Виды психологического влияния. Убеждение — сознательное воздействие на другого человека с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения.  Самопродвижение — открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, чтобы быть оцененном по достоинству, благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов (реальная демонстрация своих возможностей, предъявление своих сертификатов и дипломов). Внушение — сознательное воздействие на человека, направленное на изменение их состояния, отношение к чему- либо и т.д(личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров). Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку. Передаваться и усваиваться это состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т.д..)  Просьба — обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям).

И т.д.