Предмет и методы этнологии. Место этнологии в системе наук. Этнологические
( этнографические) источники.
Генезис этнических культу и межэтнических технологий.
По теории Тэйлора и Могана- народы на низшее уровне жизни являются предметом этнологии. Так же критика деления народов, равноправие народов.
В наши дни происходит расширение понимания этнологии, изменение этнического состава, проблемы этнического характера. Развитие этнического сознания, адаптация сосуществование типов и культур.
Состоит из:
-этнической антропологии- проблема этногенеза и антропофизическое развитие народа.
-этническая социология- социальные аспекты и общественное развитии групп и их функционирование.
-этническая психология- формирование этнической идентификации, сознания, стереотипов
-экономическая этнология- хозяйственные и экономические действия народа.
-этнографическая демография- динамика численности народов
-этническая география- расселение, особенности
-этнографическая педагогика- особенности воспитания и образования, традиции
Понятие этнологии постоянно расширяется, четкого понятия нет
Этнология- наука, изучающая процессы формирования и развития этнографических групп, их идентичность, закономерности поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды
- этногенез
- этническая история
- функционирование современной жизни
- возможность развития в будущем- этническое прогнозирование
- жилища, одежда, украшения- народное творчество
- хозяйственные занятия и экономическая деятельность
- обряды, обычаи, нравы, языковое поведение, политология
Является исторической дисциплиной
Методаы этнологии:
- исторический
- социологический
- метод полевых исследований(экспедиции, длит. пребывания в месте жительства этноса)
- Анализ археологических материалов и письменных источников- восстановление кульуры, верный и точный метод. Доклад, отчет, описание, храмовые записи. Сравнительное языкознание- установление степени родства.
- Обработка информации, опрос, наблюдения, сбор информации => в систематизация выводов. Наблюдения(выводы –систематизировано и целенаправленно.
Связь этнологии с другими науками:
- антропология-предмет исследов: возникновение рас, их расселение. Наука о физ.природе человека- антропология
-социальная(групп. отношения)
Психология этнических групп
... и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающей этнические группы, является этническое самосознание. 3. Этническое самосознание Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего ...
-культурная(взаимодействие человека и культуры)
2) социология. Этносы как объект изучения
3) этнография и этнология. Описание народов Этап сбора информации. Этнология- теоретическая обобщающая наука об этносах.
4) психология( стереотипы поведения народов, этнологические закономерности развития характера)
Этнологические источники
-явление, которое может быть использовано для получения информации об объекте. Вещественные или материальные предметы, артефакты( остатки прошлого)
-письменные источники- мемораты или предания( записи, рассказы, рисунки)
Мичурин-православная миссия, повышает уровень исследования.
2 Билет:
Основные тенденции в развитии этнологии. Теоретические концепции в этнологии: Эволюционизм, Диффузионизм, Социологическая школа.
1)Эволюционизм( Англия, Германия, Франция, сша)
Эдуард Тайлор, Герберт Спенсор,Джеймс Фрезер, Джон Леббок, Адольф Бастиан, Люис Генри Морган.
Основные идеи эволюционизма:
- человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;
- в обществе имеет место непрерывный прогресс;
- развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;
- общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;
- культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.
Слабые стороны эволюционизма:
- вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;
- непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;
- излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;
- прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития
1)Диффузионизм ( Германия, США, Англия)Фридрих Ратцель, Лео Фробенецус.
Основные идеи диффузионизма:
- культура – живой организм, развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему миру;
- факторы развития культуры – заимствования и смешение ее элементов (предметы материального быта, мифы, культы, обычаи);
- у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;
- каждый элемент культуры возникает только однажды; по карте его распространения можно определить место возникновения каждого элемента.
Слабые стороны диффузионизма:1)стремление заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры механистическими принципами посредством перемещения ее элементов;
2)мотрицание наличия всемирно-исторических законов – взамен идеи единичности и неповторимости явлений
3)Социологическая школа( Франция) Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-брюль
Основные идеи социологической школы:
- комплекс «коллективных представлений» каждого общества обеспечивают его устойчивость;
- функция культуры – в объединении общества;
- мораль каждого общества изменчива и динамична;
- переход от одной стадии общественного развития происходит не плавно, а рывками.
- Слабые стороны социологической школы: несмотря на то что главным объектом исследования полагалось общество, система нравственных связей и проблемы этнопсихологии, каждое общество рассматривалось при этом изолированно, отрицались исторические законы развития.
3Билет:
Теоретические концепции в этнологии: Функционализм, Американская школа исторической этнологии, Структурализм, Культурный релятивизм, Неоэволюционизм
Развитие сохраннных анализаторов
... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...
- Функционализм( Англия)
Бронислав Малиновский, Альфред Радилинф-Браун
Основные идеи функционализма:
- человеческое общество – часть объективного мира, развивается как живой организм; его элементы выполняют свою функцию;
- культура служит основным потребностям человека;
- ключевая роль культуры – в наличии обычаев, ритуалов и моральных норм как регуляторов в поведении людей.
Особенности направления:
- прикладной характер исследований;
- достоверность и обилие этнографического материала;
- оценка социальной антропологии как прикладной науки, решающей актуальные задачи в английских колониях (управление на территориях с доминированием традиционных культур);
- призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, где все элементы связаны между собой выполнением определенных функций.
2)Американская школа исторической этнологии
США
Франц Боас (1858-1942) Альфред Кребер (1876-1960)\
Основные идеи:
- задачи этнологии состоят в изучении каждого народа, его языка, культуры и антропологического типа;
- в пределах конкретных географических ареалов можно найти и формы взаимовлияния, и следы диффузии отдельных культурных элементов;
- развитие человечества и культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом;
- у каждого народа свои моральные нормы и социальные идеалы.
3) Структурализм(Англия, Франция)
Эдуард Эванс-Притчард, Клод Левистросс
Идея: Есть вечная структура, отдельна от человеческого сознания. Человеческий разум един- приоритетен разум, структура общества низменна и вечна. Объекты мышления разные.
4) КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ (США)
— признание равноправия различных культур, отрицание (европейского) этноцентризма;
— идея несравнимости культурных типов разных народов;
— каждая культура должна рассматриваться как закрытая система специфических форм существования;
— идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества.
(США, Франция, Англия)
5)Неоэволюционизм
— преодоление упрощенной прямолинейности эволюционизма;
— эволюция как поступательное развитие, происходящее по неопределенным причинам; разработка нескольких теорий эволюций: общего и частного развития, микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и др.;
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...
— история человечества понимается как сумма многолинейно развивающихся замкнутых систем в различных экологических средах.
4билет:
Понятия «этнос» и «этничность». Сущность и основания этнической идентичности
Этнос-группа людей, говорящих на одном языке, имеющих единое произношение, обладает комплексами обычаев, традиций, хранимых традиций, отличающихся от других групп.- Широкогоров, 1923
Этнос это биосоциальный организм, прохождение многих стадий(рождения, смерть)
Свойства, характеристики:
-Самоназвание(японец, кореец)
-Этнокультурные особенности(язык, религия)
-Этнопсихологические облики( физиологический и психологический)
3Исторических этапа( племя, народность и нация)
Структура:
- вертикальная- иерархическая( этнический, микроуровень, макроуровень)
- горизонтальная структура- социальные группы, классы. Этнос меняется, динамичен.
Этничность-характеристика личности, состоящие в ощущении принадлежности, формирующ.на основе генетического и социального типа.
Теории, основные подходы и понятия этноса:
-примордиалистский(начальный, исходный)
Этничность- начальная природа, не подвержен изменениям. Осознание групповой принадлежности- генетический код, продукт ранней эволюции(будто, «мы и они»)Широкогоров, Бромлей.
-инструменталистский–борьба за власть, за статус, средство, как чувство солидарности группы. Ориентирован на выявление функционального отношения в обществе.
-конструктивизм— страны Запада, США, Канада. Не было коренного населения, не было давно укрепленных этнических групп. Уделяет роль сознания, языка-как ключегого символа.
Этнос- комплекс черт в культуре, физ. Облик, коллективная историческая память, территория, сознание.
5Билет:
Теории этноса в российской науке
- С. М. Широкогоров- в 20х годах 20го века- введение понятия «этнос», системный,комплексный подход, изучение культуры в тесной связи с друг другом, изучали шаманизм, проблема этноса, термин этнического равноправия, понятие «лидирующий этнос»
- Л. Н. Гумилев- критиковал теорию Широкогорова.Пассионарная теория,рассматривал человека в глобальном масштабе, совокупность живого вещ-ва, человек- маленькое звено, роль географической среды в процессе формирования этноса. Принцип комплементарности, патриотизм – охранительная сила народа.
- Ю.В. Бромлей- дуалистическая концепция этноса-этникосы и этносоциальные организмы. Этникос-(узкий смысл этноса)- исторически сложившийся на определенной территории усточивая совокупность людей, обладающийх общими, относительно стабильности особенностями языка, культуры, со знанием своего отличия от других народов(самоназвание)
- Информационная концепция этноса: Чебоксаров и Арутюнов
Механизм существования этнических особенностей в рамках понятия информации. Любые отношения между людьми- информация(разные способы).
Способ удовлетворения стабильности(обращение к памяти- защитная реакция на контакты), информационный фильтр информационные поля. Информационные возможности-лимитированы.
Специфика оказания помощи семьям группы риска
... неблагополучная семья, в которой существует наличие двух видов риска. Первый вид риска ... сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других направлениях. Семья группы риска – это ...
6Билет:
Географическая и антропологическая классификации этносов.
- Географическая классификации этносов:
Классификация не основная, имеет относительно значение, необходима при классификации народов, где сосредоточены этносы. Используется при внешнем описании, а не детальная характеристика народа.
А) Страны Австралии и Океании:
Паленезия, микро и макронезия, Новая Гвинея
( около 24млн.чел)
Б) Азия
Западная(Турция, Израиль, Персия)
Южная( Индия, Непал, Лаос)
Юго-Восточная(Таиланд, Мьянма, Сингапур)
Восточная( Китая, Корея, Япония0
Центральная Азия( Тибет, Монголия)
В) Страны Африки
Северная( Алжир, Египет)
Восточная(Мадагаскар)
Южная( Босвана, Лесото)
Центральная( Кото, Нигерия, Камерун)
Западная(Мали, Гвинея Бисау)
Г) Народы Америки
Северная(Канада,США)
Центральная( Барбадос, зона Карибского моря, Куба)
Южная(Бразилия,Перу)
Умеренная южная зона( Чили,Аргентина)
Д)Европа
Восточная(Украина, Чехия)
Южная ( Албания, Греция, Италия)
Западная(центральная) Автрия,бельгия, Щвейцария.
Северная(Великобритания, Ирландия)
- Антропологическая классификация народов
Расы-биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с обществом, происхождениями областью обитания.
- расы первого порядка(большие),сформировались давно
- расы второго порядка( малые)
40-16тыс. лет до н.э- в палеолите происходит возникновение рас, завершение этапа антропогенеза. Постоянное сплетение рас, чистой расы не существует
Пигментация кожи, рост- расовые признаки.
Группа крови- генетические признаки
А) Африканская(негроидная)расы- негры, бушмены
Б) Смешанные, переходные расы. Негроидно- монголоидная, эфиопская раса, муланы.
В) Европейская раса— северные, южные т.д.
Г) Смешанные формы между европейской расой и американской ветвьюмонголоидной расы-метисы.
Д) Европеоидная раса с среднеазиатской ветвью,монгол. Большой расы- смешанные группы Сибири.
Е) Монголоидная раса: американская(индейцы), азиатские ветви, континентальная раса, северная раса- эскимосы.
Ж) Палеоазиатская раса: паленезия, Микронезия, часть японцев
7Билет:
Языковая и хозяйственно-культурная классификации этносов
- Языковая классификация этносов
Этническая, языковая классификация совпадают. Классифицируются не по их современному состоянию, а по принципу их исторического и генетического родства.
- Индоевропейская семья:
Славянская, балтийская, германская, кельтская, романская, иранская и т.д.
- Афрозийская семья( народы юго-западной Азии: семитская
- Уральско- юкогерская семья: ханты, манси, мордва, венгры, эстонцы
- Эскимосо-алеутская семья: эскимосы
- Алтайская семья:
тюркская группа: турки, азейрбаджанцы, якуты,
монголоидная: буряты, тунгусо-манчжурская, корейская группа, японская(спорные моменты)
- Чукотско-Камчатская семья
- Негиро-Кардафанская семья
- Абхазко-адыгейская группа: северокавзская семья
- Сино-Тибетская семья- китайцы(56 национальностей)
- Автро-Азиатская семья- вьеты,хмеры
- Автранезийские семьи,полуасские семьи-малайцы
- Центрально-американская семья и т.д.
- Хозяйственно-культурная классификация
Комплексы хоз-ва у культуры, исторически сложившиеся у ранних народов
Семья как фактор развития ребенка
... двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны ... человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов ...
8Билет:
Этнос и культура. Этнические функции культуры. Этнический стереотип и этнический образ.
Культура- вне биологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности.
Этнические функции культуры:
— инструментальная( создание и преобразование культурной среды)
-инкультурация( преобразование самого человека)
-нормативная(система средств организации культурной жизни)
-сигнификативная( знаковая, умственнее и эмоциональные действия человека)
-познавательная( создание картин мира)
-коммуникативная( передача этнокультурной информации между поколениями и т.д.)
Язык этноса поддерживает сплоченность этнической группы. Сегодня насчитывается ок. 2000т офиц. Языков. Больше 60% населения говорит на 10 самых распространенных языках. Религия- объединяющий фактор.
Национальный характер-«душа народа»- важный элемент культуры( игры и развлечения- ярко выражен)
Черты этнического характера проявляются в традиц-бытовой и профессиональной культуре.
Группа стереотипов восприятия- упрощенный, устойчивый эмоционально окрашенный группы.
-автостереотип (формирование идеала этноса)
-гетеростереотип ( внешность и облик, психологич.черты человека)
Этнические образы, межкультурные контакты
-автостереотип русских
-ориентация на коллективность
-ориентация на духовные ценности
-ориентация на идолопоклонство, подданность
-ориентация на хорошее будущее. Русское «авось»
-лень, неуверенность, безответственность, выносливость
-трудовой героизм( умение собраться, жертвенность)
-быстрое приспособление, адаптация
9Билет:
Этногенез и этническая история Восточной Азии. Современные этнические процессы
1млрд. 330млн-население Китая. 22%населения Земли. 56 народов.
1млрд. 16млн-население Индии.
127 млн.- население Японии.
Более 24млн.- КНДР. Южная Корея- более 47млн.
2млн- Монголия.
1) 5тысячелетие-6 тыс до н.э. на территории Восточной Азии сложилась культура( в районе Цзянсу и Чжэнзян- провинции) Сложились неолитические племена и создали культуру Циньляньган.
«Дунь И»-восточные И- группа этносов, протокитайские этносы.
2)
В это же время сложилась неолитическая культура Ян Шао( хоз-во основано на керамике) говорили на прото- тибетском языке.
4500-3500 до н.э. –разделились на Запад(верховье реки Хуанхэ) а другие на Восток- Локальное различие в культуре и языке. Запад -тибето- бирманские языки и этносы. Восточная- древнекитайский этнос. 3 тыс до н.э. появление культуры яёй(3вднэ-3в)
3) Протокитайский язык. Восточная ветвь и племена Южного Направления. Появление протокитайских племен во 2 тыс- крупный сеть племен, введении государственности. В Северном Китае, Манчжурии, Северной Корее- племена тунгусо-манчжурского происхождения. Предки современных народов.
4) 1тысячелетие до н.э.- процесс образования древнекитайского этноса: Хуася. Появились алтайские кочевники Сюнну в 1 в до н.э. разделились на 2 части. Одни ушли в Китай(ассимиляция), Другие ушли на Запад и стали кочевниками Гуннами, потом пришли кочевники сянби(многоязычные)
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
В Северной части Кореи- складывание государства Ямато(1 в н.э.).
Влияние кочевых народов на культуру. Результат смешений- варварские племена. Противопоставление Северных и Южных китайцев, заимствование культуры.
7-12 в н.э.- сложились основные народы, предки Восточной Азии. Консолидация этноса Японии и Кореи, создание государственности у китайцев.
Этнические китайцы, которые живут не в Китае- Хуа Цяо.
10 Билет:
Этнолингвистическая классификация народов Восточной Азии
Народы Восточной Азии говорят на языках, которые можно отнести к лингвистическим классификациям.
5 языковых групп:
1) Алтайская семья
Делится на 3группы
А) теоричная группа(киргизы, казахи, занимают территорию центральной Азии)
Б) монгольская группа( монголы, живущие в Китае, север Китая, внутренняя Монголия)
В) Тунгусо-манчжурская ( северо-восточная, Орочоны, Евенки, Манчжурия)
2) Сино- Тибетская семья
А) Китайская группа( китайский язык + его диалекты)-степень различия языков
Б) Тибето-Бирманская группа- юго-западная часть КНР, И-цзу, Насий, Хансий.
3)Автронезийская семья
Говорят народы, населяющие Юго-Восточную Азию, Океанию. Относится к языкам народов о. Тайвань.
4) Кадан
Рассматривалась с сино- тибетской группой. Объединяются в 4 группы. Южный и Юго-Западный Китай.
- Автроазиатская семья
Территория Юго-Восточной Азии. Монхк-мер- Мяо и Яо. На территории Китая. За пределами Восточной Азии. Народы Бэн Лун и т.д.
11билет:
Антропологический состав населения Восточной Азии
Основное население относится к большой Монголоидной Азии. Формирование монголоидной расы, расы в этом районе- в основном к ней принадлежат.
Монголоиды:
-тихоокеанские (юго-восточные)=малая раса
-континентальные (2ветвь монголоидов большой расы, северо-западные)
Тихоокеанские монголоиды:
2ветви: антропологического типа
а) восточно-азиатская
б)южно-азиатская
А) Распространен северо- китайский тип. Относятся корейцы и корейско- маньчжурские народы КНР.
Амурский вариант(группа)-контакт с континентальными монголоидами(нанайцы).
Восточно-тибетский. Тибето-язычный народ, провинция Сычуань.
Б) Китайцы, живущие на Юге КНР. Сложный вопрос этногенеза японцев( низкая степень монголоидности)
Так же как и тихоокеанские- континентальные делятся на 2 типа:
-центрально-азиатский
-южно- анбирский
12билет:
Хозяйственно- культурные типы Восточной Азии
3-4 типа. Непосредственно связанное с климатической средой, зональностью. Теплый и умеренный пояс. Фактор-степень увлажненности и высокогорные районы.
Хозяйственно-культурные типы:
1) рыболовство, собирательство, охота –перенятые у тунгусо-маньчжурских народов, южные народы Китая.
2) ручное земледелие, одомашнивание животных(собаки, свиньи0, рисосеяние.(ячмень, сибирская гречиха, овес, ячмень)-холодоустойчивые культуры.
3) пашенное земледелие, применение железных орудий труда, впоследствии стал основным. Выращивание бобовых, соевых культур, хлопчатник, ботат (сладкий картофель).
Выращивание заливного риса, плуг, заправленный быками. Масличные культуры, чай.
4) скотоводство-( тюркские, тунгусо-маньчжурские племена) 1 тыс до н.э. засушливая зона умеренного пояса. Народы Сян Би(кочевые народы) Овцы, лошади, хозяйственно-культурный тип. Появление яков. Северо-восток- оленеводство
Материальная культура:
- Характер жилища:
-Земледельческие народы- зависимость от уровня пола относительно земли(полу- землянки, сваяные жилища) Наличие или отсутствие очага, иногда постоянный очаг отсутствует.
— Кочевники- разборные конструкции, шалаши, с 1т до н.э.- юрта с разборным деревяннм каркасом, шатры.
2) Характер Одежды:
Одежда отражала социально- культурные различия. Кочевники –впервые появились штаны. Комплексная одежда и войлоковые сапоги. Большое значение имел запах в одежде. У скотоводов- запах налево. У земледельцев умеренного пояса- запах направо.
- Характер Еды:
Земледельцы- основная и второстепенная еда- крахмал, мучные изделия, овощи, мясо
Скотоводы- мясные и молочные продукты. Любили пресное и проквашенное, баранина и Канина- самые популярные. Мучные блюда- незначительно.
13Билет:
Языки и письменность Восточной Азии
Индоевропейские языки. Первой языковой семьей, установленной посредством сравнительно-исторического метода, была так называемая «индоевропейская». После открытия санскрита многие европейские ученые – датские, немецкие, итальянские, французские, русские – занялись изучением подробностей родства различных внешне сходных друг с другом языков Европы и Азии тем методом, который был предложен Уильямом Джоунзом. Немецкие специалисты назвали эту большую группировку языков «индогерманской» и нередко продолжают называть ее так и по сей день (в других странах этот термин не используется).
Отдельные языковые группы, или ветви, включавшиеся в индоевропейскую семью с самого начала, – это индийская, или индоарийская;иранская;греческая, представленная диалектами одного лишь греческого языка (в истории которого различаются древнегреческий и новогреческий периоды);италийская, в состав которой входил латинский язык, многочисленные потомки которого образуют современнуюроманскуюгруппу;кельтская;германская;балтийская;славянская; а также изолированные индоевропейские языки –армянскийиалбанский. Между этими группами имеются общепризнанные сближения, позволяющие говорить о таких группировках, как балто-славянские и индо-иранские языки.
В конце 19 – начале 20 в. были открыты и дешифрованы надписи на языках хетто-лувийской, или анатолийской группы, в том числе на хеттском языке, пролившие свет на наиболее ранний этап истории индоевропейских языков (памятники 18–13 в. до н.э.).
Привлечение материалов хеттского и других хетто-лувийских языков стимулировало существенный пересмотр систематизирующих утверждений о структуре индоевропейского праязыка, и некоторые ученые даже стали использовать термин «индо-хеттский» для обозначения стадии, предшествовавшей отделению хетто-лувийской ветви, а термин «индоевропейский» предлагают сохранить за одним или несколькими более поздними этапами.
К числу индоевропейских относят также тохарскуюгруппу, включающую два мертвых языка, на которых говорили в Синьцзяне в 5–8 вв. н.э. (тексты на этих языках были найдены в конце 19 в.);иллирийскуюгруппу (два мертвых языка, собственно иллирийский и мессапский); ряд других изолированных мертвых языков, распространенных в I тыс. до н.э. на Балканах, –фригийский,фракийский,венетскийидревнемакедонский(последний находился под сильным греческим влиянием);пеласгскийязык догреческого населения Древней Греции. Вне всякого сомнения, существовали и другие индоевропейские языки, а возможно, и группы языков, исчезнувшие без следа.
По общему числу входящих в нее языков индоевропейская семья уступает многим другим языковым семьям, однако по географической распространенности и числу говорящих не имеет себе равных (даже без учета тех сотен миллионов человек практически по всему свету, которые пользуются английским, французским, испанским, португальским, русским, хинди, в меньшей степени немецким и новоперсидским как вторыми)
Алтайские языки обычно считаются макросемьей, притом гипотетической, хотя аргументов в пользу ее признания имеется много. В нее входят три основных языковых группировки, традиционно называемых семьями, хотя по стандартным критериям степень близости языков внутри каждой из них характерна для групп или максимум ветвей: этотюркские(около 30 языков, а с мертвыми языками и локальными разновидностями, статус которых как языков не всегда бесспорен, – более 50; крупнейшие – турецкий, азербайджанский, узбекский, казахский, уйгурский, татарский; общее число говорящих на тюркских языках составляет около 120 млн. человек);монгольские(наиболее известные – современный монгольский, или халха, бурятский, калмыцкий; общее число говорящих около 6,8 млн. человек) итунгусо-маньчжурские(маньчжурский, эвенкийский, нанайский и ряд других; общее число говорящих около 180 тыс. человек; все эти языки находятся под угрозой вымирания в результате перехода их носителей на русский или китайский языки, причем в случае не столь уж малочисленного маньчжурского народа – около 4,5 млн. человек – такой переход уже почти завершился).
В последнее время почти общепризнана принадлежность к числу алтайских (на правах отдельных ветвей) таких крупных языков, каккорейский (свыше 70 млн. человек) ияпонский (около 125 млн. человек).
С их учетом общее число говорящих на алтайских языках превосходит 320 млн. человек.
Центром тюркского ареала является Центральная Азия, откуда они в ходе исторических миграций распространились также, с одной стороны, на южную Россию, Кавказ и Малую Азию, а с другой – на северо-восток, на восточную Сибирь вплоть до Якутии. Монгольские языки, несмотря на относительную малочисленность, распространены на обширной территории от северо-восточного Китая до юго-востока европейской России; большая часть их носителей проживают в Монголии, автономном районе Внутренняя Монголия в КНР и в Бурятии. Тунгусо-маньчжурские языки распространены на севере КНР, в Монголии и на обширных территориях Средней и Восточной Сибири.
Многие из алтайских народов имеют длительную литературную традицию, однако, за исключением японской, азербайджанской и отчасти уйгурской литературы, эта традиция не была лингвистически непрерывной. Книжная культура более раннего времени базировалась на языках, не отождествляемых с современными алтайскими языками в качестве их предшествующих стадий; для тюркских языков это староанатолийско-тюркский, тюрки, чагатайский (вопрос о преемственности древнеуйгурского и современного уйгурского остается предметом дискуссий); для монгольских – старописьменный монгольский; значительная не сохранившаяся литература имелась на мертвом чжурчжэньском языке и вымирающем ныне маньчжурском; в Корее вплоть до конца 19 в. в качестве письменного использовался корейский извод древнекитайского литературного языка.
Сравнительно-историческое изучение алтайских языков началось еще в 19 в. Тем не менее общепризнанной реконструкции алтайского праязыка не существует, одна из причин – интенсивные контакты алтайских языков и многочисленные взаимные заимствования, затрудняющие применение стандартных компаративистских методов
Сино-тибетские языки. К этой языковой семье, называемой также китайско-тибетской, относится крупнейший в мире по числу говорящих на нем как на родномкитайскийязык, который вместе сдунганскимобразует в ее составе отдельную ветвь; прочие языки, числом примерно от 200 до 300 или более, объединяются в тибето-бирманскую ветвь, внутреннее устройство которой трактуется различными исследователями по-разному. С наибольшей уверенностью в ее составе выделяются группы лоло-бирманская (крупнейший язык –бирманский), бодо-гаро, куки-чин (крупнейший язык –мейтхей, или манипури на востоке Индии), тибетская (крупнейший язык –тибетский, раздробленный на сильно различающиеся диалекты), гурунг и несколько групп так называемых «гималайских» языков (крупнейший –неварив Непале).
Общая численность говорящих на языках тибето-бирманской ветви – свыше 60 млн. человек, на китайском – более 1 млрд., и за его счет сино-тибетская семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Китайский, тибетский и бирманский языки имеют долгие письменные традиции (со второй половины II тыс. до н.э., 6 в. н.э. и 12 в. н.э. соответственно) и большое культурное значение, однако большинство сино-тибетских языков остаются бесписьменными. По многочисленным памятникам, обнаруженным и дешифрованным в 20 в., известен мертвыйтангутскийязык государства Си-Ся (10–13 вв.); имеются памятники мертвого языкапью(6–12 вв., Бирма).
Сино-тибетским языкам присуща такая структурная характеристика, как использование тоновых (высотных) различий для различения обычно односложных морфем; отсутствует или почти отсутствует словоизменение или вообще какое-либо использование аффиксов; синтаксис опирается на фразовую фонологию и порядок слов. Некоторые из китайских и тибето-бирманских языков подверглись широкомасштабному изучению, однако реконструкция, аналогичная той, которая была сделана для индоевропейских языков, осуществлена пока лишь в малой степени.
Довольно долго с сино-тибетскими языками, конкретно с китайским, сближали также тайские языки и языки мяо-яо, объединяя их в особую синитическую ветвь, противопоставленную тибето-бирманской. В настоящее время у этой гипотезы практически не осталось сторонников, однако приобретает популярность упомянутая выше сино-кавказская гипотеза С.А.Старостина.
Китайское письмо́(кит.трад.漢字,упр.汉字,пиньиньhànzì,палл.ханьцзы) уже несколько тысяч лет является единственным общепринятым способом записикитайского языка. Знаки китайского письма также широко используются вяпонскомикорейскомписьме (там они называютсякандзииханчча, соответственно).
До1945года китайское письмо использовалось также для записивьетнамского языка(хан ты).
В контексте интернационализации, письменности, основанные на китайской, называютCJK(англ.Chinese, Japanese, Korean) илиCJKV(с добавлениемангл.Vietnamese).
Возраст китайской письменности постоянно уточняется. Недавно обнаруженные надписи на панцирях черепахи, напоминающие по начертанию древнейшие китайские иероглифы, относят к VI тыс. до н. э., что ещё древнее, чемшумерскаяписьменность[1].
Китайскую письменность обычно называют иероглифическойили идеографической. Она радикально отличается оталфавитнойтем, что каждому знаку приписано какое-то значение (не только фонетическое), и число знаков очень велико (десятки тысяч).
Монгольские письменности— различные по происхождению и возникавшие в разное время системы письма, использовавшиеся для записимонгольского языка.
Начиная с XIII века монгольскими народамидля записимонгольских языковиспользовалось около 10 систем письма. Некоторые из этих систем впоследствии были приспособлены для других языков.
Древнейшая из собственно монгольских систем письма — старомонгольское письмо(классическое монгольское письмо) — оказалась наиболее успешной из них, и после ряда модификаций продолжает активно использоваться до настоящего времени, в первую очередь вКНР.
Внимание великих держав вызвало к жизни, начиная с середины XIX века, ряд проектов письменностей на основе латиницы и кириллицы. В 1940 году, в результате сближения сСоветским Союзом,Монголияперешла накириллицу, которая в настоящее время
остается основной системой письма в стране, хотя рассматривались проекты перехода на латиницу.[2]
Хангы́ль— фонематическое письмокорейского языка. Характерной особенностью хангыля является то, чтобуквыобъединяются в группы, примерно соответствующиеслогам.
Япония (Кандзи)
Китайская письменность проникла в ЯпониювIII векечерезКорейский полуостров. ПослеВторой мировой войныв Японии начинается ограничиваться использование иероглифов и их количество. Публикуются «Перечень иероглифов, подлежащих употреблению» (当用汉字表 то:ё: кандзи хё:) и «Перечень иероглифов, употребляемых в именах людей» (人名用字表 дзиммё:ё: дзи хё:), включавшие частичные упрощения иероглифов (которые были названы新字体 синдзитай).
Однако в литературных произведениях иероглифы могли использоваться без ограничений. Часть иероглифов создавались и упрощались во избежание заимствований из китайской письменности. Например «辻»цудзи(«перекрёсток», идеограмма из элементов «идти» и «крест»), «栃»тоти, «峠»то:гэ(«перевал», идеограмма из элементов «гора», «верх» и «низ») и «広»ко:(广), «転»тэн(转), «働»до:(«труд», идеограмма из элементов «человек» и «движение») и так далее. См.Кандзи.
Вьетнам
Китайская письменность проникла во ВьетнамвI векеи стала употребляться вовьетнамском языкев качестве письменной системы. В дополнение к китайским иероглифам создавалиськит.喃字,пиньиньnánzìном тьы, вьетнамские иероглифы, с целью адаптации письменности квьетнамскому языку. После1945 годаиероглифическое письмо было отменено. В качестве замены стали использовать алфавитную письменность. На данный момент во Вьетнаме практически не осталось следов иероглифической письменности.
14Билет:
Особенности восточного календаря
Сначала появился лунный календарь, затем солнечный(т.к. проще наблюдать)
Лунный календарь- от новолуния до новолуния( 29-30 дней) Основная единица измерения времени и фазы луны. Год- 12лун. Старинные праздники проводили по лунным месяцам.
С середины 2 тыс.-известны основы этого исчисления. В Китае становление каждой луны связано с с.х работами. На это указывают древние иероглифы ши и нянь.. с Ханькской эпохи появляется сельскохоз.календарь. 12 месяцев в году,каждый делится на 2 части=> 24 сх сезона, сейчас чрезвычайно популярен, следили за зодиакальными сознаниям. Делились на Инь и Ян.
1) шестидесятилетний цикл
2) шестидесятидневнй цикл.
Состоят из Ши тянь гань( 10 небестых стволов) – Ши Эр Ди чжи( 12 земных ветвей).
Это циклические знаки.
Год начинался в феврале.
Так же существует 12ти летний звериный цикл, 6 из них одомашненных. Половина животных ассоциируется с силами Ян-тигр, дракон, конь, овца, курица, змея. Остальные с Инь.
1 неделя- 10 или 12дней. Период в 6декад.
15Билет:
Календарные обычаи народов Восточной Азии
Отражение национальной специфики, общие человеческие достижения, влияние исторических культурных контактов.
Новый Год- главный китайский праздник.
Чунь Цзе- праздник весны = Новый Год
Нет фиксированной даты( 4-3 неделя, месяц на фазам луны.) 2-3 неделя января, 2-3 неделя февраля.
Наступление весны и пробуждение сил природы.
- Прадзник 1й ночи: после НГ прогоняют демоны бедности( в день первого полнолуния)
ЮаньСяоЦзе(молили о богатом урожае годами)
Еще одно название-праздник фонарей.
На 15ю ночь января у каждого дома зажишали фонари,массовые ночные гуляния, играли, хулиганили, быть проклятым в эту ночь-хорошая примета.
- Главный Весенний праздник в Китае.
Цинн Мин Цзе
Праздник Чистой Луны(чистого света)
Спустя 105 дней после зимнего солнцестояния. Точно соответствует 5му апреля. Семьи посещают родовые могилы, прибирают их, его название в народе- «День обметания могил». Жерствуют деньги, оставляют на могилах, привешивают к деревьям.
3) Праздник двойной пятерки(Дуань у)
5й день 5го месяца. Главный летний праздник(связан с летним солнцестоянием)
Главная еда- рисовые лепешки Цзунцзы с овощами и мясом, завернутые в листья.
4)Осень- Седьмой день седьмой луны- конец июля(Си ци) Волопас и Ткачиха.
По легенде их разлучили, т.к ониленились, плохо работали. Сорочий мост- по нему встречают раз в год. Это Восточный вариант Святого Валентина.
В Японии 14 февраля девушки дарят парням шоколадки, а 14 марта- наоборот. Плоды в жертву, гадания.
5) Середина 8го месяца- Праздник Середины Осени.
«День поминования усопших»-когда все снимают одежду, обувь, деньги, выставляют подношения. Поклоняются красивой, яркой луне
- Праздник Двойной Девятки.
Чжун Цзю. 891 день 9го месяца. Хризантема.
10-11 месяцы- Дни отправки зимней одежды.
Зима-«День зимнего Солнцестояния» подготовка к Новому Году. Несколько типов обрядов.
Весенние обряды- связаны с наступающим годом плодородия.
Осенние- благодарность за хороший урожай, подчеркивается расстование с умершими. 5марта- праздник девочек. У японцев это день рождения Будды.
Праздник любования сакурой- халами.
5мая- праздник мальвы.
10ударов колокола- Новый Год
Растительный Код.
Цветочные карты Хана Фуда(японские) хвайху(Корея) В Китае нет.
По ним могли судить о том, какую роль играли те, или иные растения в культуре страны. Каждая масть названия месяца.
Масть «Январь»- Сосна
Цветы и птицы 4х времен года, надписи со стихами на продолговатых листках бумаги.
48 карт в колоде 12 на 4. 12 месяцев-4сезона
Сосна-символ счастливого нового года. В 1й день жилище украшали фигурками журавля. Журавль-символ счастья. Сосна- символ счастья. Оба значили долгую жизнь. Новый Год это приход нового солнца, пекли круглые рисовые лепешки, здоровье, жизнь. Сосна- символ НОО. Часто с изображением восходящего солнца.
Ноо связан с солнечной магией. Сосны были обязательно в храмах. Сосновый Бор- идеален для монахов.
Масть «Февраль» -слива. Мэй-по китайски
Слива- радостное пробуждение природы, вино с ее лепестками. Красные, белые цветы. Плоды целебны, особенно для желудка.
Состязания фотографов на лучший снимок соловья на сливе.
Март- Сакура.
- Занавес на сакуре. Подчеркивает пышность праздника. Хана Лин(смотреть на цветы)-3й месяц сакуры- национальный цветок в Японии.
- Сакура- национальный цветок, он на 100 монете, самый ходовой. Сакура цветет в марте на юге, на севере позже. Цветение-всего несколько дней, часов = ушедшая любовь, прошедшая молодость, бренность жизни.
Апрель- Глицензия. (фудзи)с ее роспуском начинаются крики кукушек. Символ начала лета, уже присутствовал в Манъесю. Ветви часто обвивают соседние, большие деревья, часто сосну.
Май- Ирисы.(белые, сиреневые)
Ирисы связаны с праздником для мальчиков. 5 день 5 месяц. Спокойность, благородность. Форма листьев ириса напоминает самурайский меч. Ирис связан с поэтом Хэйан Аривера одним из 6ти бессмертных.
Июнь-пион, бабочки.
Бабочки, птицы- души умерших. Лепестки пионов- короткая жизнь, смерть. Традиция берет начало в Китае. Символ любви. Мясо кабана-цвета пиона. Связь пиона с образом льва. Спокойствие и уверенность в соответствующих силах . Лев связан и с бабочкой
Июль- поэтическое название Хаги-особый кустарник.
Один из 7ми осенних трав.
Осень- кабан. Розовый Хаги-символ скрытой любви.
Август- Ковыль, Луна «бритая голова монаха» и Гуси(время прилета)
Середина месяца- день любования луной. Цуними- любование луной- одно из главных осенних событий. Луна приносит счастье, восторг, единение с семьей. Ковыль- осенняя печаль.
Сентябрь- Хризантема
Культ хризантемы пришел в Японию из Китая. 9 день 9месяца. Хризантема продлевает жизнь. Куклы их хризантем. Белая хризантема- самая почитаемая. 50- йеновая монета с хризантемой.
Октябрь- Песня любви, печали. Клен( красный) и Олень- парные образы.Сырое оленье мясо, но его не ели, т.к. священное животное.
Осенний праздник урожая. Алый клен- тема литературы. Нельзя сжигать кленовые листья.
Ноябрь- Ива, ласточка, дождь.
Наступление холодов. Ветер, беспощадно терзающий длинные ветви ивы.
Декабрь- Павлония.( мифологическая птица НОО) феникс.
Павлоний связан с приходом глабокой осени. Осенние холода, ценное растение, редкая птица. Феникс летит полакомиться ее семенами. Много вещей пизготавливают из древесины павлония.
Листья и цветы изображена на монете 500 йен-самые ценные(около 5доллоров)
Новогодняя игра корейцев в Чон(Ют).
15 Праздники в Корее Страна, в которой ценят праздники
Праздники любят все люди на земле, но корейцы же могут оценить праздники по достоинству.Дело в том, что несмотря на наличие, на первый взгляд, «достаточного» количества праздников (девять государственных праздников), при выпадении их на выходные, они не «переносятся» на будние дни, таким образом добрая половина праздников просто «сгорает». Именно поэтому корейцы с особенным трепетом относятся к каждому празднику и стараются провести его красиво, ярко и весело. Корея — это страна, где праздники ценят и уважают.
Какая она, Южная Корея?
«Страна утренней свежести»— это образное выражение происходит от слова «Чосон» — названия последнего корейского королевства. «Чо» означает «утро», а «сон» — «светлое». «Светлое утро» вызывает образ солнца, поднимающегося над рисовыми полями и сжигающего пелену тумана в горах, образ утренней тишины и покоя, когда можно, вдохнув свежего воздуха, зарядиться энергией и подготовиться к трудовому дню в вечно движущейся, постоянно динамичной Корее. Корейский полуостров располагается в восточной части азиатского континента, вытянувшись по направлению к югу, его приблизительная длина 1030 километров и ширина 175 километров в самой узкой его точке. Горы покрывают почти 70% территории Кореи, что делает этот регион одним из самых гористых в мире.
|
Фестиваль разноцветных фонариков, Сеул, Южная Корея |
Подъемы и причудливые нагромождения корейского гранита и известняка создали захватывающие виды гор и долин. Горные цепи пересекают весь полуостров на восточном побережье, круто вдаваясь в Восточное море, в то время как на западном побережье они медленно опускаются, образуя обширные долины, на которых выращивается главная корейская агрокультура — рис. Корея, как и любая страна, прочно ассоциируется с определенными образами.Во-первых, это национальная одежда Хандбок, которую обязательно надевают на праздники. Во-вторых, здоровая пищапулькогиикимчи(«огненное мясо» и овощи, выдержанные в соленой воде с последующим добавлением специй).
В-третьих, корейский алфавитХангул. Кстати,9 октябряв стране отмечаетсяДень провозглашения корейского алфавита, Хангула. Основные праздники Южной Кореи, представленные на страницах Календаря, перечислены далее.
Всего в разделе — 12 праздников.Зеленымцветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.Краснымцветом отмечены государственные выходные.
сб1 января |
Новый год в Южной Корее по солнечному календарю отмечается достаточно формально. В основном, все стараются использовать нерабочие дни для встреч с друзьями и родственниками. Помимо украшенных елок, Санта-Клаусов, суеты вокруг прилавков с… |
чт3 февраля |
2011
Дата праздника уникальна для каждого года. В 2011 году эта дата — 3 февраля.
Новый год — самый длинный и самый важный праздник в китайском календаре (лунном). Фестивали, гуляния, приуроченные к этому празднику, длятся 15 дней. Нередко Новый год по лунному календарю называют «китайским», потому что его празднование… |
т1 марта |
Ежегодно 1 марта в Южной Корее отмечается День движения за независимость (Independence Movement Day — Samiljol) в честь провозглашения независимости от колониального господства Японии и официального начала пассивного движения сопротивления. В… |
вт5 апреля |
День посадки деревьев (Arbor Day, кор. Sikmogil) был установлен в связи с проводившейся правительством Пак Чжон Хи кампанией восстановления корейских лесов. Как известно, эта кампания была чрезвычайно успешной. До 2005 года это был… |
чт5 мая |
Название праздника по-корейски звучит: «Орини наль». Государственным праздником этот день стал с 1923 года благодаря общественному педагогу Банг Джонг-Хвану, предложившему утвердить 1 мая Днем детей. С 1946 года праздник стал отмечаться 5 мая,… |
чт12 мая |
День рождения Будды (Buddha’s Birthday) празднуется в некоторых странах Восточной Азии в восьмой день четвертого лунного месяца. В Республике Корея этот праздник стал официальным выходным днем в 1975 году. В этот день корейцы посещают буддийские… |
пн6 июня |
День памяти (Memorial day) проводится в Южной Корее в честь погибших во время войны солдат и мирных жителей, отдавших свои жизни за страну. Отмечается в день подписания перемирия, положившего конец Корейской войне 1950-1953 годов. В этот… |
вс17 июля |
День Конституции в Южной Корее (Constitution Day in South Korea) ежегодно отмечается 17 июля — это день провозглашения Конституции страны в 1948 году. Официально день Конституции был утвержден 1 октября 1948 года после введения в действия закона об… |
пн12 сентября |
2011
Дата праздника уникальна для каждого года. В 2011 году эта дата — 12 сентября.
Осенний праздник Чхусок (Chuseok) — день полнолуния, является, наверное, праздником, которого с наибольшим нетерпением ждут все жители современной Кореи. Чхусок отмечается в 15-й день 8-го лунного месяца. Но если говорить более точно, то Чхусок… |
пн3 октября |
Ежегодно 3 октября в Южной Корее отмечается один из главных государственных праздников — День основания государства (National Foundation Day in South Korea). Этот день — официальный выходной в стране, день, когда поднимается государственный… |
вс9 октября |
9 октября в Южной Корее отмечается День провозглашения корейского алфавита (Hangul Proclamation Day). Исконный алфавит Корейского языка называют Hangul (Хангыль), и сегодня празднуют его создание и провозглашение в стране королем Седжоном Великим… |
вс25 декабря |
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество… |