1. Этническая психология как раздел прикладной социальной психологии: понятие и задачи

ВОПРОСЫ НА ЗАЧЕТ:

1. Этническая психология как раздел прикладной социальной психологии: понятие и задачи.

2. Направления этнической психологии. Тенденции в этнопсихологических исследованиях

3. Этнос. Типы этносов. Этнографические группы и метаэтнические общности

4. Базовые характеристики этноса

5. Конфессиональная классификация этносов

6. Антропологическая классификация этносов

7. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

8. Становление этнической психологии: античность, средневековье, эпоха просвещения

9. Становление этнической психологии: XIX в.

10. Современная западная этническая психология

11. Психоаналитическое направление в этнопсихологических исследованиях

12. Культурологическое направление в этнопсихологических исследованиях

13. Отечественная этническая психология в XX в.

14. Этнические процессы: основные классификации

15. Этническое объединение и его формы

16. Этническое разделение и его формы

17. Национальный характер. Национальный темперамент

18. Национальные чувства, настроения и традиции.

19. Этническая идентичность: понятие, формы, типы.

20. Подходы к анализу этнической идентичности (психоаналитический, бихевиористический, когнитивный, деятельностный)

21. Этнические диспозиции, стереотипы, экспектации

22. Межэтнический конфликт как разновидность социального конфликта: понятие, природа, предпосылки, виды, классификации

23. Фазы межэтнической напряженности. Детерминанты межэтнических конфликтов: гидравлическая модель, социологический и политологический подходы

24. Способы разрешения межэтнических конфликтов

25. Специфика этнического терроризма

26. Этническая дискриминация: сегрегация (десегрегация), апартеид, депортация, геноцид

27. Этнопсихологическое исследование: объекты, логика.

28. Методы наблюдения, опроса и эксперимента в этнической психологии

29. Специальные методы этнопсихологического исследования: метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих отношений, тренинг кросскультурных умений

30. Надёжность этнопсихологических исследований. Валидность этнопсихологических исследований.

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучает этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... социально-психологических явлений (этнических, экономических).Функции:· методологическая:связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии;· мировоззренческая: синтезирует современные ... того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...

Задачи:

1) Изучение своеобразия феноменов составляющих этническое сознание людей.

2) Изучение влияния феноменов на развитие и жизнедеятельность этнических групп

3) Анализ факторов обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности в этнических группах

4) Изучение динамики и своеобразия малых и больших  этнических групп.

5) Изучение специфики проявления коммуникативно- поведенческих особенностей этнофоров

6) Изучение особенностей проявления феноменов психики этнофоров: памяти, мышления, речи.

2. Направления этнической психологии. Тенденции в этнопсихологических исследованиях

Кросс-культурное исследование – направлено на выяснение символического мира и ценностных ориентаций представителей разных культур и этносов

Исследование этнического сознания и самосознания, этнической идентичности

Исследование этнических особенностей социализации новых поколений, понятийный аппарат и методы кот. близки к социологии.

Тенденции:

-тенденция культур релятивизма

—«- абсолютизма

— -«- универсализма

3. Этнос. Типы этносов. Этнографические группы и метаэтнические общности

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры, сознанием своего единства и отличия от других.

Типы этносов – племя-народ- нация .(этнос – это народность, народ)

Племя – состоит из нескольких родов – соц. Ячеек, связанных кровными узами

Народ — совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны

Нация — способность и стремление этнического общества к изменению окружения. Уровень активности этнического общества

Национальное самосознание – осознание индивидом принадлежности к определённой нации как социально-экономической и политической общности.

Этнографические группы – территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие. Образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы или при слиянии племён в народность.

Метаэтнические общности – объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйствовании.

4. Базовые характеристики этноса

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры, сознанием своего единства и отличия от других.

Общий язык, религия, территория, материальная и духовная культура, общие представления о территориальном и историческом происхождении, о родине и государстве, осознание принадлежности к этносу, чувство солидарности

5. Конфессиональная классификация этносов

В первобытнообщинную эпоху- этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассовом обществе – каждая государственно-политическая единица и соответствующий ей этнос имели своих богов, свои представления. С развитием общества, усилением контактов возникли более широкие религиозные общности, одна и та же религия становилась характерной для многих народов. В дальнейшем одна часть этноса принимала новую веру, другая – нет,народы становились – поликонфессиональными. С возникновением мировых религий – этнические границы перестали совпадать с религиозными. Часто этническое самосознание вытеснялось сознанием религиозным. Сейчас национальных религий практически нет – синтоизм – у части японцев, сикхизм-  часть пенджабцев. В мусульманских странах и сейчас часто национальное самосознание подменяется религиозно- общинным.

8 стр., 3749 слов

Формы этнической общности. Этнос и нация

... народности являются: наличие единого языка и письменности, общность верований, принявших форму религии, и, как правило, территориальная общность в рамках одного государства . Для народности ... общественного развития, господствующая культура, создаваемая профессиональной интеллигенцией). Поэтому если традиции этноса передаются, в основном, через народную, бытовую культуру, фольклор, семью, то ...

Для религиозной общности хар-на иерархичность..Любая религия состоит из различных направлений, сект, церквей. В последней трети 20 в. Достижения в науке,подъём образования привели к отходу от религии широких масс, но религия по-прежнему оказывает большое влияние на все сферы жизни людей.

Зачатки религий – люди неандертальского типа.Далее пришла вера в магическое влияние и тотемические верования, далее – анимизм, шаманизм,фетишизм ит.д.

Со 1-2 века до н.э. –зороастризм, иудаизм.Затем появился – брахманизм(индуизм); даосизм, конфуцианство.Далее буддизм, христианство и его ответвления., ислам и его ответвления– 7 в н.э.

6. Антропологическая классификация этносов

Антропология изучает происхождение человека, эволюцию. Раса – биологические подразделения человечества современного вида, различ-ся общим происхождением, физическими особенностями, определённой областью обитания. Франсуа Бернье 1684 г – первая работа о Расах.

Сейчас выделяют:

-европеоидная – волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков,в большинстве  светлая кожа, слабо выступают челюсти и скулы, узкий нос. Делятся на северных (скандинавия)и южных (северная африка, передняя, средняя, южная азия)различие по цвету волос и глаз.

-монголоидная – прямые жёсткие тёмные волосы, желтоватый оттенок кожи, карие глаза, уплощённое лицо с выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем.

-негро-австралоидную (экваториальная) – в последние годы эту расу делять на

          -негроидную – курчавые чёрные волосы,интенсивно пигментир. Кожа,слабое иди средний третичный волосяной покров, умеренно выступающие скулывыдающиеся вперёд челюсти. Толстые губы, широкий нос. (африка, к югу от сахары)

          — австралоидную.- тёмная окраска кожи,широкий нос,толстые губы, волнистые волосы,сильно развит третичные волосяной покров(аборигены австралии, папуасы..)

Более крупные расовые человеческие подразделения – 2 расовых ствола

– западный (атланто-средиземноморский)  — европеоиды, негроиды

-восточный (тихоокеанский) – монголоиды, австралоиды.

Существуют

-переходные расы – сформировались очень давно и трудно установить это смешение 2х рас или самостоятельные расы.(дравиды типы Южной Индии, эфиопы на востоке Африки)

— смешанные расы – образовались не только в древности но и в новое и новейшее время.(метисы и мулаты Америки)

В целом человечество едино.

7. Теория этногенеза л.Н. Гумилева

Осн. действующее лицо – этносы, т.к. наиболее устойчивые общности.Человек может принадлежать только к 1 этносу – исторически развивающаяся система имеет начало и конец. Отличия этносов между собой – стереотип поведения. Системные связи в этносе – ощущение своего и чужого, мы-они.Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы – эффект, который определяют как пассионарность- непреодолимое стремление к достижению какой-либо цели, для осуществления которой её носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства.

8 стр., 3961 слов

Сохранение и развитие самосознания малых этнических групп в Казахстане

... и развития самосознания малых этнических групп в Казахстане» возникла необходимость изучить удовлетворение образовательных запросов представителей отдельных этносов( башкир, латышей, поляков, азербайджанцев, ... развития национального самосознания исследовать этнопсихологические особенности этносов провести сравнительный анализ сохранения национальной идентичности в СШ №12 г. Житикары, Костанайской ...

Существуют 3 поведенческих типа:

P – пассионарный импульс, J – инстинкт самосохранения

P>J – пассионарии

P=J – гармоничные люди (Преобладают)

P>русский народ

этническая консолидация (внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами).

Пример: Московская, Новгородская и Тверская области после формирования русского народа.

этническая ассимиляция (растворение ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа) Пример: фламандцы и бельгийцы

межэтническая интеграция (взаимодействие внутри государства или какого-либо крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов) пример: народы в ссср

этногенетическая миксация (новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством) пример: народы Лат. Америки

16. Этническое разделение и его формы

Этническая парциация

разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (разделение древнерусского народа на русских, белорусов и украинцев)

Этническая сепарация

от того или иного этноса отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (отделение валлонов от французов. переселение части ойратов в Россию=калмыки)

Причины этнической сепарации

переселение какой-то группы исходного этноса;

политико-государственное обособление небольшой части народа;

религиозное обособление этнической группы

17. Национальный характер. Национальный темперамент Национальный характер, по мнению этнологов и социологов, — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их поведенческой активности.Национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности и эмоциональности представителей различных этнических общностей объясняются в первую очередь не тем, что в одной из них больше холериков, а в другой — больше меланхоликов, а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

18.Национальные чувства, настроения и традиции.  Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.Эти чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок выражается в таких чувствах, как национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по отношению к другим народам; негативный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам и т.д.

Национальные традиции и привычки — это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

19 Этническая идентичность: понятие, формы, типы.

личностная

групповая

Личностная идентичность

определяется персональными качествами и характеристиками этнофора

Факторы:

место этнофора в отношениях с другими (доминируют понятия этнической структуры и этнических ролей);

качества, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные);

самооценка этнофора (адекватная — неадекватная)

Этническая групповая идентичность

описывается социальными категориями и базируется на анализе этнических групп, к которым этнофор принадлежит и с которыми себя отождествляет

Типы этнической идентичности

этноцентрическая

полиэтническая

трансэтническая

Этноцентрическая идентичность

ориентация личности только на одну, свою этническую общность;

предпочтение образа жизни собственной этнической группы всем остальным

Полиэтническая идентичность

равноценное отношение ко всем этносам;

знание и желание знать несколько языков;

желание одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах

Трансэтническая идентичность

личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству

20 Подходы к анализу этнической идентичности

психоаналитический

бихевиористический

когнитивный

деятельностный

Психоаналитический подход

социальное поведение человека объясняется интропсихическими факторами;

перманентный конфликт между личностью и социумом, обусловленный доминирующей ролью в человеческой жизни бессознательных импульсов, подавляемых обществом

З. Фрейд:

социальная идентификация — противопоставление любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим;

аутогрупповая враждебность — средство поддержания сплоченности и стабильности группы

Т. Адорно:

учение об авторитарной личности: авторитарность личности — продукт ранней социализации в семье;

авторитаризм тесно связан с этноцентризмом, т.е. с тенденцией быть жестко связанным с собственной группой и отклонять всё касающееся других групп

16 стр., 7845 слов

Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей

... на этапе реабилитации. Методы исследования: Теоретическое исследование проводилось методом анализа литературы и нормативных источников. Прикладное исследование - методами тестирования и наблюдения. Методики исследования: .Торонтская шкала ... враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей, ·скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение; ...

Бихевиористический подход

почему большое количество индивидов выбирает одну и ту же мишень для агрессии;

почему агрессия часто — групповой, а не индивидуальный феномен

М. Шериф:

дружелюбные отношения между отрядами мальчиков в летнем лагере трансформируются во враждебные в результате искусственно введенного фактора межгрупповой конкуренции;

идентификация — необходимое следствие межгруппового конфликта

Когнитивный подход

в основе когнитивных процессов лежит категоризация — адаптивная функция человеческой психики, структурирующая бесконечное многообразие стимулов окружающей среды в более упорядоченную совокупность отдельных категорий

Воспринимая других людей, субъект акцентирует внимание на их сходстве и различии с собой;

у социальной группы существует потребность создавать положительно оцениваемые отличия от других групп, чтобы обеспечить своим членам позитивные самооценки

Деятельностный подход

идентификация индивида — не спонтанная, изначальная характеристика, а зависимая величина, определяемая структурой межгрупповой деятельности;

конечная выраженность феномена идентичности зависит от целого ряда социальных факторов:

— степени законности статусных различий между группами,

— принадлежности к большинству или меньшинству,

— формы организации межгруппового взаимодействия (конкуренция или кооперация)

21.Этнические диспозиции стереотипы, экспектации

Системообразующая детерминанта этнического поведения, регулирующая поведение и деятельность субъекта;

система диспозиций — система отношений или установок

Структура этнических диспозиций

между этносом и этнофором

между этнофорами

внутриэтнических групп между собой

между этносом и внутриэтническими группами

Диспозиционная структура (по В.А. Ядову)

Элементарные фиксированные установки

Социальные фиксированные установки

Социальные установки по направленности, преимущественно на целостные объекты или ситуации

Система ценностных ориентаций как системообразующих мотивов жизнедеятельности

Этнические стереотипы

Воплощает присущие обыденному сознанию представления о собственном и чужих народах

Суммирует определённые сведения

Выражает эмоциональное отношение к объекту

Концентрирует историю межнациональных отношений

Причины стереотипизации

Реализация принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления

Защита групповых ценностей как чисто социальная функция, реализующаяся в виде утверждения своей непохожести, специфичности

Параметры социального стереотипа

Содержание

Степень согласованности

Направленность

Интенсивность

Содержание стереотипа

Набор характеристик, приписываемых этнической группе

Степень согласованности стереотипа

Единообразие характеристик, приписываемых этнической группе

Направленность стереотипа

Общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизации

4 стр., 1610 слов

Исследования методом приемных детей

... Исследования методом приемных детей. Наиболее известные исследования: Бергс, Лихи, Скодак. Во всех 3 исследованиях ... 2 подход: критериальный подход к изучению темперамента. Басс, Пломин разработали5 ... исследование: сопоставляли сибсов между собой, детей и родителей, родителей между собой. Брали 2 этнические ... исследований – даже не в выводах о роли наследственности и среды в формировании человека, ...

Интенсивность стереотипа

Степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе

Факторы, влияющие на содержание этнических стереотипов

специфика стереотипизируемой группы;

социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;

длительность и глубина исторического контакта

Виды этнических стереотипов

Этнический автостереотип — стереотип, описывающий собственную этническую группу;

Гетеростереотип — стереотип, описывающий другую этническую группу

Обобщение: этнические стереотипы

Воплощают в себе специфическое отражение ценностей, единообразное отношение к объекту, его усредненное восприятие

Зависят от ценностной ориентации, вытекают из нее и выражают её в схематичном виде

Могут адекватно отражать события

Являются фактом психологической реальности, детерминирующим межэтнические отношения

Этнические экспектации

Ориентации человека как члена этнической группы, в основе которых лежат ролевая и нормативная регуляции социального взаимодействия людей

Социальная роль

поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус;

совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе.

функция социального статуса личности, реализуемая на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях, в социальном опыте конкретного человека.

Социальная функция, реализуемая человеком на уровне социального поведения как представителя определенной этнической группы

Компоненты социальной роли

ролевое ожидание (экспектации);

исполнение этой роли (игры).

Этнические экспектации

Обуславливают социальное взаимодействие людей

Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Его права образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Поскольку роли взаимосвязаны, то экспектации обязательно взаимодополнительны.

Существующие противоречия социальных интересов в случае их осознания людьми и проецирования в сферу политических процессов порождают конфликтную ситуации

22.Межэтнический конфликт как разновидность социального конфликта: понятие, природа, предпосылки, виды, классификации

Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве.

23Фазы межэтнической напряженности. Детерминанты межэтнических конфликтов: гидравлическая модель, социологический и политологический подходы

Фазы межэтнической напряженности

латентная

фрустрационная

конфликтная

кризисная

24.Способы разрешения межэтнических конлфиктов

геттоизация

ассимиляция

промежуточный способ

частичная ассимиляция

культурная колонизация

Геттоизация

Создание собственной культурной среды в условиях пребывания в другом обществе и для избежания соприкосновения с чужой культурой

4 стр., 1664 слов

4.Методы, направления, школы изучения культурных форм и процессов

... взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Антропологическая школа в культурологии, сложилась ... в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством ... психология, социология, и используют следующие основные методы исследования: социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и ...

Ассимиляция

Индивид полностью отказывается от собственной культуры и стремится целиком усвоить необходимые для жизни особенности чужой культуры

Промежуточный способ

Культурный обмен и взаимодействие

Частичная ассимиляция

Индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни

Культурная колонизация

Представители чужого этноса, пребыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения

25.Специфика этнического терроризма

Терроризм-сознательное создание и использование страха методом угрозы насилия с целью достижения политических изменений

Отличительные черты современного терроризма:

-Обязательное наличие политических мотивов и целей

-Наличие насилия или угрозы насилия

-Осуществление психологического воздействия

-Наличие организации с видимой командной иерархией

26. Этническая дискриминация: сегрегация (десегрегация), апартеид, депортация, геноцид

Дискриминация-ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждения м и т.д.

Сегрегация-принудительное разделение населения на группы по определенному социальному признаку, чаще всего расовому и этническому, вид расовой дискриминации

Например: в США политика «джимкроуизма»:государственная политика отделения «цветного» населения от белых — запрещение пользоваться одним транспортом, жить в одних домах и даже одних частях города с белыми, посещать театры, рестораны, в которых бывают белые.

Десегрегация-устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей население по расовому признаку

Апартеид-принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп

-форма расовой дискриминации и сегрегации, проводимая в отношении определенных национальных и расовых групп населения, которая выражается в лишении или существенном ограничении политических, социально-экономических и гражанских прав, вплоть до территориальной изоляции и т.п.

Депортация-насильственное переселение населения в пределах страны или за пределы страны или выселение определенной группы

Например: СССР, 20-40-е гг. XX (период массовых репрессий)

Геноцид-истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам

27.Этнопсихологическое исследование: объекты, логика

Объекты этнопсихологического исследования:

-Национальное сознание или самосознание

-Национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы

-Специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок

-Отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи

Логика этнопсихологического исследования:

Совокупность устойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологических особенностей людей

1. объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и методология исследования

2. концептуальная модель исследования, разработка стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, осмысление критериев и показателей для оценки его результатов

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... могут выступать учителя, классные руководители, актив класса и т.д. Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на ...

3. концепция пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования

4. подведение результатов исследования и формулировка основных его выводов

28.Методы наблюдения, опроса и эксперимента в этнической психологии

Основные методы этнопсихологического исследования:

-Наблюдение

-Эксперимент

-Опросы в форме интервью и анкетирования

Наблюдение (в этнопсихологии)-метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне её

Виды наблюдений

Сплошные — Выборочные

Включенные — Невключенные (простые)

Неконтролируемые — Контролируемые

Полевые — Лабораторные

Открытые — Скрытые (инкогнито)

Эксперимент (в этнопсихологии)

Метод исследования, в процессе которого сначала создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей

Виды экспериментов

Лабораторные

Полевые

Естественные

Опрос (в этнопсихологии)

Один из наиболее распространенных методов этнопсихологии, предполагающий получение информации по заранее продуманной схеме

Используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками

Формы: устный и письменный опрос

Специальные методы этнопсихологического исследования: метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих отношений, тренинг кросскультурных умений

Метод изучения этнических стереотипов

Использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентаций, установок, представлений (истинных или искажённых) об этнических общностях и психологии их представителей

Примеры: психосемантические методики, методика «множественной идентификации»

Метод контент-анализа

Метод анализа и оценки информации путём выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности

Количественные методы

Совокупность способов, приемов, методик для описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием современных достижений математики и вычислительной техники

Метод моделирования

Совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей

Региональная картотека человеческих отношений

Human Relations Area Files (HRAF)

Метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных

Тренинг кросскультурных умений

Совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей

30. Надёжность этнопсихологических исследований. Валидность этнопсихологических исследований

Надежность этнопсихологических исследований

Фундаментальная характеристика этнических исследований, показывающая, в какой степени представительны полученные научные результаты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях

Валидность этнопсихологических исследований.

Валидность — одна из важнейших характеристик психологической диагностики, один из основных критериев ее качеств. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения метода (методики) исследования, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующей национально-психологической особенности и критериями и показателями (методом, методикой) ее изучения.

Валидность указывает, что именно методика измеряет и насколько хорошо она это делает: чем валиднее методика, тем лучше отображается в нем феномен, ради изучения которого она создается.