Билет №23. Учение о бессознательном З. Фрейда. Неофрейдизм.
Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.
Бессознательное в работах Фрейда
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.
Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру психики человека, разделив её на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ит («оно»).
Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.
Сoзнательное и бессознательное в психике человека
... с другими людьми, усвоения культуры, в процессе деятельности формируется и развивается психика человека. Психика человека проявляется как ... того, большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Вколлективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт ... только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Проще сказать, это весь материал, ...
Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.
Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших сподвижников Альфред Адлер (1870-1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Другой его близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп.
Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.
Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.
Западная философия конца 19-20 веков
... философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. Однако то, с чем разумно выражает свое согласие философствующий человек, ... влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать. ... сомневающаяся в себе современность, он-таки придет, человек-искупитель, человек великой любви и презрения, … дабы, выйдя ...
Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.
Билет № 24. Проблема человека в философии экзистенциализма.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.
Проблема человека в философии экзистенциализма
Немецкий философ ХХ века Э. Гуссерль заложил основы масштабного проекта феноменологической философии, оказавшего большое влияние на современную философию и другие области социально-гуманитарного знания. Создавая проект новой «науки о духе» в рамках феноменологической традиции, Э. Гуссерль ввел понятие «жизненного мира» как суммы «непосредственных очевидностей». Жизненный мир культурно-историчен, субъективен, лежит в основании всех научных идеализаций. С введением этого понятия Э. Гуссерль связывал идею освобождения философии и науки от объективизма.
Основным предметом философской рефлексии в феноменологической традиции становится человек — в — мире. Философская рефлексия опосредует достижение радикальной самоответственной позиции, аутентичное личностное бытие человека.
Одним из наиболее ярких проявлений этой установки в философии ХХ века стала экзистенциальная философия. Философия экзистенциализма возникает накануне первой мировой войны в России. В этот период она представлена прежде всего трудами Л. Шестова и Н. Бердяева. После первой мировой войны экзистенциальную философию в Германии развивают М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер. В период и после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма получают свое воплощение и развитие в произведениях Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю, С. де Бовуар и др. После второй мировой войны философия экзистенциализма получает широкое распространение по всему миру.
Западная философия ХХ века
... общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века: все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; беспокойство за судьбы человечества, сомнение в ... жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм) Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на ...
Термин «экзистенциализм» происходит от позднелатинского existentia — существование — и потому в русскоязычной транскрипции может быть проинтерпретирован как «философия существования». Центральной философской проблемой экзистенциализма является индивидуальное бытие человека: смысл жизни, свобода и ответственность, жизненный путь и человеческая судьба. Центральным понятием выступает понятие «экзистенция», призванное раскрыть сущность индивидуального бытия человека. Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого существования: свобода, страх, любовь, коммуникация. Центральным модусом считается свобода. Понимание ее в разных версиях экзистенциализма различается. По Г. Марселю и К. Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. По Ж.-П. Сартру, быть свободным означает быть самим собой, быть «обреченным на свободу». Однако в целом для философии экзистенциализма характерно понимание свободы как возможности выбора.
Согласно экзистенциализму, экзистенция непостижима средствами рационалистической философии и наукой. Приблизиться к ее пониманию можно лишь в период своеобразных жизненных ситуаций, названных «пограничными». Именно «пограничные ситуации» — моменты глубочайших потрясений — способствуют прозрению человеком экзистенции как корня своего существа.
Билет № 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных наук.
Герменевтика — направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название получило от имени греческого бога Гермеса — который истолковал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании. В науке часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают когда решают задачи по математике, физике. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует объяснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, должно иметь дело с существующим, а наука от многого абстрагируется. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ее интерес к нему. Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истинна откроется, если удастся добиться слияния границ вещей и человека. Есть автомобиль, но надо уметь им пользоваться. К числу современных философских теорий можно отнести М.Хайрегера (1889-1076), Гадамера (1900).
Согласно Х. человек заброшен в мир, он озабочен, испытывает страх. Понимание, как действие — есть интерпретация, но интерпретация имеет языковую, текстовую форму, в силу чего Г. — есть истолкование текста. Согласно Г., пусты попытки видеть смысл текста в сознании его сущность, корень движения идей, то что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой все более содержательной.
Билет № 26. Постмодернизм, его влияние на современную философию мысли.
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Лекция — 22 — Философия человека. Ч
... вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней ... желаниям, которые выступают лишь как его отдельные акты, состояния и проявления. Итак, речь идёт о физическом, ... о «человеке-Протее», и то, что каждый человек – творец своего Я (Сартр). Т.о. нет единого рецепта для понимания сущности ...
Постмодернизм в философии
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.