Арт-терапия (1)

Так как арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, это делает её особенно ценной для работы с тревожными детьми, в связи с тем, что большинство из них, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти, благодаря этому, путь к их решению.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребёнка, вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть тревогу и страх, сформировать активную жизненную позицию. Арт-терапия – универсальный метод ….

………………………….

Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность ещё только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения [38, с. 21]. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остаётся в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.

В зависимости от характера творческой деятельности и её продуктов можно выделить следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве, библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, музыкотерапию, хореотерапию и другие [28, с. 24].

Показаниями для проведения арт-терапии как рисуночной терапии являются [15, с. 63] трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депрессия клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворённость в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искажённая самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии,незаменимо в случаях тяжёлых эмоциональных нарушений, коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. [38, с. 21]. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредвать её общим процессом и его продуктом.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Общение ... Категория переживания. Переживание - испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно ... и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. В деятельности ...

И так, психокоррекция – это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, психокоррекционные воздействия на изменение поведения и развитие личности клиента. Существует множество методов психокоррекции: игротерапия, арт-терапия, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг и т.д.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительном и творческой деятельности. Так как с помощью арт-терапии снимаются внутренние конфликты личности, формируются положительные эмоционально насыщенные переживания действительности, значит этой формой психотерапии можно корректировать тревожность у детей.

1.3. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, у которых присутствуют различные эмоцональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции [38, с. 24].

Арт-терапевтическая техника позволяет помочь тревожным детям справиться со многими проблемами, так как «творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребёнка отображается то, что его волнует, то, что для него фажно» [27, с. 13]…………….

………………

Искусство соединяет первичный мир воображения ребёнка с актуальным миром, в который он погружается [27, с. 13].

Арт-терапевтические вмешательства, ориентированные на профилактику и коррекцию психических расстройств у детей, могут быть основаны на использовании разных средств и материалов для изобразительного творчества, позволяющих включаться в занятия рисунком, живописью, лепкой и фотографией, художественной анимацией, создать коллажи и композиции из предметов (ассамбляжи) и т.д. А определённых случаях, когда, например, применяется комплексная программа полимодальной психотерапии искусством, учвстники арт-терапевтических занаятий могут заниматься не только изобразительной деятельностью, но и слушать и исполнять музыку, участвовать в драматических постановках, танцевать [32, с. 15].

Сущность арт-терапии в работе с тревожными детьми состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребёнка, которое проявляется в:

  • реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности;
  • актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности;
  • создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении;
  • актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.

При этом арт-терапия выполняет следующие функции:

6 стр., 2537 слов

Эмпирическое исследование описания поведения c помощью теста Томаса

... выживания. В дальнейшем было выделено четыре основных типа поведения: ДОМИНИРОВАНИЕ (DOMINANCE) - активное позитивное поведение в антагонистической обстановке. Стремление к достижению целей вопреки ... К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в ...

  1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
  2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
  3. Коммуникативно-рефлекторная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.