Сознание, его происхождение и сущность

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УТВЕРЖДАЮ

______________

Заведующий кафедрой философии,

профессор, д. ф. н. Липский В.Н.

« »_____________20___ г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

по теме «Сознание, его происхождение и сущность»

Подготовил: доцент кафедры философии,

кандидат философских наук,

подполковник вн. сл.

КИРИЧЕК А. В.

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии кафедры философии

«______» ___________________20___г.

Москва

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. с. 3

1. Понятие отражения. Эволюция форм отражения

в природе с. 4

2. Сущность и структура сознания. Генезис сознания с. 10

3. Сознание и бессознательное с. 17

ЛИТЕРАТУРА с. 23

ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

На предыдущей лекции мы начали рассматривать основные проблемы онтологии. Напомню, что онтология – это учение о бытии, фундаментальных принципах мироустройства. На прошлой лекции мы узнали, что главной категорией онтологии является бытие, выделили основные формы бытия, далее у нас шла речь о материи и ее атрибутах – структурности, движении, пространстве и времени, также мы отметили, но не раскрыли такой атрибут материи, как отражение.

Сегодня мы изучим «антипод» материи – сознание. Сознание антипод материи не в абсолютном, а лишь в относительном смысле, в рамках основного вопроса философии. Если материя – объективная реальность, то сознание – это субъективная реальность. По мнению, материалистов, сознание возникает в ходе эволюции материи, но при этом сознание способно отражать материю, ее познавать. Идеалисты настаивают на первичности сознания, поскольку сознание именно то, что дано нам непосредственно, тогда как материальный мир вторичен, ибо дан нам опосредованно, через сознание. Такова, в частности, позиция экзистенциалистов, которых мы изучали в прошлом семестре.

Исходя из всего сказанного, цель нашей лекции состоит в рассмотрении природы сознания, его сущности, строения и происхождения.

13 стр., 6287 слов

Лекция 9. Онтология

... современных философских систем экзистенциализма, который раскрывает приоритета содер­жания сознания над материальным бытием. Марксистская философия рассматривает проблему бытия много­гранно: Бытие - это философская ... лат. dualis - двойственный) - философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное. Декарт как основопо­ ...

Названная цель может быть раскрыта в череде следующих задач:

  • Получить представление об сущности отражения, эволюции его форм в неживой и живой природе;

  • Рассмотреть вопрос о происхождении сознания, о предпосылках сознания в филогенезе и онтогенезе человека;

    • изучить строение психики животных и сознания человека;
    • отметить различные определения сознания в широком и узком смысле слова, а также выделить сущностные свойства сознания;
    • ознакомиться с тем, как решается в современной философии и психологии вопрос о соотношении и взаимодействии сознания и бессознательного, а также изучить различные варианты решения проблемы структуры (видов) бессознательного и способов его познания.

Вопрос 1. Понятие отражения. Эволюция форм отражения

в природе

(продолжительность – 25 минут)

Рассмотрение сущности сознания мы начнем с того атрибутивного свойства материи, из которого сознание вырастает, на почве которого развивается в ходе эволюции природы. Свойство это получило название «отражения».

Понятие отражения

Отражение – это всеобщее свойство материи, один из ее атрибутов. Отражение определяется как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Отражение всегда связано с передачей энергии и информации от одних объектов к другим, то есть носит энерго-информационную природу.

В наиболее общем виде структура процесса отражения выглядит так:

ОInf или E С

где О – объект, С – субъект, Inf – информация, E — энергия

Субъект – та инстанция, которая запечатлевает, сохраняет воздействие объекта. Однако не обязательно, чтобы субъект был наделен сознанием. На простейших уровнях отражения и субъект, и объект являются обычно вещами, лишенными сознания. Запечатление информации происходит благодаря тому, что субъект под воздействием объекта меняется – изменяется его структура, форма, внешний вид, возможно, и другие характеристики (цвет, температура и так далее).

Например, преступник оставил отпечатки пальцев на стакане. Стакан – это субъект отражения, она запечатлевает, сохраняет информацию об объекте – о пальцах преступника.

Благодаря наличию отражения информация может передаваться от одного объекта к другому и, тем самым, мы можем получать сведения об объектах, которые давно исчезли, находятся вне поле нашего зрения и т.д. Например, благодаря отражению мы на основе изучения древних окаменелостей можем изучать древнейшие растения и древнейших животных, хотя и те, и другие погибли миллионы лет назад, но их «портреты» запечатлел камень.

Такие науки, как палеонтология, археология, криминалистика базируются именно на таком свойстве материи, как отражение. Без отражения была невозможна и такая дисциплина как «Расследование и экспертиза пожаров». Изучая то, что осталось после пожара – обугленные стены и проводку, обгоревшие вещи и т.п., — мы можем определить очаг возгорания, выстроить (реконструировать) картину развития пожара, выдвинуть высоковероятные гипотезы о причине возгорания. Это возможно только потому, что стены здания, вещи несут, сохраняют, запечатлевают информацию о конкретном процессе горения. А мы эту информацию можем считывать, излвлекать из этих предметов.

8 стр., 3527 слов

Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. ...

... 6. Отражение как всеобщее свойство материи. Современное естествознание об эволюции форм отражения. Сознание как высшая форма отражения ... и многоклеточные растения. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость - способность живого реагировать на ... организма) в столкновении с внешней средой. Психическое отражение (психика животных) - активный поиск того, что требуется организму ...

Эволюция форм отражения в природе

В ходе развития природы отражение как свойство материи постепенно совершенствовалось, усложнялось. Качественный скачок произошел сначала при переходе от неживой природы к живой, а затем и при переходе от простейших организмов к животным, обладающим нервной системой, и, наконец, последний скачок – при переходе от животных к человеку. Таким образом мы можем выделить 4 основных формы отражения в том порядке, как они возникали в ходе эволюции природы.

Механическое отражение

В неживой природе отражение представлено в виде одной-единственной формы, получившей название механического отражения. Механическое отражение выступает как деформация одной вещи из-за воздействия другой (фотография, древние окаменелости, следы животных на снегу и земле, отпечатки пальцев и так далее).

Раздражимость и чувствительность

Простейшей формой отражения на уровне живой материи является раздражимость. Раздражимость присуща всему живому, это универсальный признак жизни в той земной форме, которую мы единственно и знаем. Раздражимость – свойство живого, выражающееся в способности структурного и функционального реагирования на воздействие (изменение) внешней или внутренней (внутриорганизменной) среды. Субъектами раздражимости являются растения и животные, а объектами – факторы среды, получившее наименование «раздражителей». Например, для растений в качестве таких раздражителей выступают такие агенты, как свет, температура, аэрация, влажность, сила тяжести и др. Животные реагируют на более широкий спектр раздражителей, в частности, на запахи, на других животных и пр.

Простейший и всем известный пример раздражимости – движение соцветия подсолнуха вслед за солнцем. Здесь растения реагирует на свет. Природа этого явления достаточно сложна. Сначала на свет реагируют отдельные клетки на поверхности цветка и стебля, затем возбуждение передается соседним клеткам благодаря разнице электрических потенциалов, наконец, все растение начинает двигаться как единый организм. Другой пример – реакция растений на понижение температуры. Когда температура воздуха падает ниже нуля, то растение, чтобы не замерзнуть, меняет структуру и химический состав воды внутри ствола и веток, в частности, в воду выделяется глицерин, а также вода переходит в форму коллоидного раствора, тем самым температура замерзания воды падает значительно ниже 0 градусов.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное ... (повышающие активность) и астенические. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности ... Теория гештальта (образа): человек (и животные) воспринимают не отдельные стимулы, а ...   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в ...

Раздражимость есть и у животных, и у человека. Характерный пример – сужение зрачков на ярком свету и их расширение в темноте. Этот процесс происходит рефлекторно и, как правило, не контролируется человеком.

Наряду с раздражимостью у животных есть и возбудимость. Простейшей формой возбудимости является таксис – движение «от» или «к» источнику раздражения. Например, амеба избегает освещенной части бассейна, перемещаясь в теневую его половину.

С раздражимостью неразрывно связано такое свойство организмов, как чувствительность. Чувствительность – способность организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внутренней или внешней среды. Чувствительность характеризуется величиной порога ощущения, например, к боли, теплу, свету, цвету и так далее. Каждый организм обладает разными особенностями чувствительности. Например, кошки не различают цветов, но обладают более тонким слухом, чем человек. Дельфины распознают ультразвук, но не обладают таким тонким осязанием, как человек. Известно, что насекомые обладают удивительным обонянием – самцы некоторых видов бабочек могут учуять самку за несколько километров до нее. В целом, чем выше чувствительность, тем выше способности организма к адаптации. Однако слишком высокая чувствительность может быть и губительной. Например, в Никитском ботаническом саду в Крыму некоторые особо нежные растения начинают сразу вянуть, стоит кому-то из посетителей закурить сигарету!

Также уже на уровне растений появляется такая разновидность отражения как опережающее отражение. Опережающее отражение – это способность организма предвидеть, прогнозировать ход событий. Характерный пример опережающего отражения – листопад. Растение, реагируя на сокращение светового дня, начинает заблаговременно, еще до наступления холодов, сбрасывать листья (конечно, вечнозеленые растения не желтеют и не сбрасывают листьев).

Другой пример – береговые ласточки, приступая к строительству гнезд, строят их на такой высоте, чтобы предстоящий разлив реки их гнезда не затопил. Они предвидят будущий уровень подъема воды.

Психика и её структура

Третьей формой отражения в эволюционном ряду является психика.

В естественнонаучной парадигме психика понимается следующим образом:

1. Психика – это активное отражение субъектом объективного мира, результатом которого оказывается построение неотчуждаемой от субъекта картины мира1.

2. Психика – это ориентировочная деятельность (ориентация) в окружающей среде с целью удовлетворения потребностей организма2.

3. Психика – это способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия3 (способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане)4.

7 стр., 3204 слов

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ У ЖИВОТНЫХ.

... Способность отражать отдельные свойства предметов получила название чувствительность, или ощущение. Наличие ощущения позволяет нам представить первую стадию психического отражения действительности — стадию элементарной сенсорной (чувствительной) психики. ... прокомментировать это событие в контексте категории отражения? Животное отразило движением воздействие предмета, непосредственно разрушающего ...

Коротко говоря, психика – это способность животных ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью на основе активного отражения этого мира.

Можно сказать, что психика выполняет две основные функции: отражение окружающего мира и ориентация в этом мире. При этом отражение трактуется как активное, т.е идущее изнутри организма, носящее целенаправленный, надситуативный характер, а ориентация осуществляется для удовлетворения своих потребностей, приспособления к среде и выражается в способности психики управлять работой, поведением организма.

Психика отсутствует у растений и низших животных. Психика появляется только у тех животных, у которых есть нервная система, то есть уже у червей, насекомых есть психика, пусть и не такая совершенная, как у высших животных и человека.

Таким образом, психика – это совокупный результат действия нервной системы, которая аналогична «бортовому компьютеру» организма, и обеспечивает получение информации из внешнего мира, целесообразное и целенаправленное поведение в нём.

В структуре психики можно выделить три уровня:

— инстинкты (безусловные рефлексы);

— условные рефлексы;

— рассудочная деятельность (интеллект).

Попробуем дать определения названных феноменов.

Инстинкт – это врожденная, генетически запрограммированная реакция организма на тот или иной стимул окружающей среды.

Поэтому формула инстинкта такова:

S R

где, S – это стимул, а R – реакция.

Инстинктами целиком регулируется поведение низших животных, а у высших животных и тем более у человека инстинкты играют подчиненную роль. У ребенка, как вы знаете, сразу после рождения, еще в роддоме проверяют рефлексы, которых у него должно быть около пятнадцати, среди них хватательный, сосательный, реагирование на свет, звук и прочее. Интересно, что ряд инстинктов, свойственных новорожденным, с возрастом быстро угасает, например, хватательный рефлекс на ногах. Тогда как на руках (ладонях) такой рефлекс остается на всю жизнь, в чем вы можете убедиться, притронувшись пальцем одной руки к центру ладони другой.

Условные рефлексы – это приобретенные программы поведения, они имеют ту же самую формулу, что и инстинкты. Приобретаются они либо в ходе специального обучения (как у служебных собак), либо в ходе жизни животного в естественных условиях. Например, слова «Сидеть» или «Лежать», а также соответствующие жесты являются стимулами, запускающими нужную реакцию у служебной собаки.

Наконец, рассудочная деятельность или интеллект определяется как умение решать задачи, адекватно действовать в новых, незнакомых условиях. Интеллект связан с такой способностью, как предвидение, планирование действий, их предвосхищение в идеальном плане. Интеллект есть в зачаточной форме, по-видимому, уже у рыб, которые, как показали последние этологические исследования, умеют считать до 4. Среди других животных наиболее интеллектуальны обезъяны, дельфины, кошки, собаки и другие млекопитающие, среди птиц самой умной считается обычная серая ворона.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ... или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей реабилитация Первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Абилитация Дошкольное, общее и ...

Как измерить интеллект животных, например, собак? Такая задача является не блажью, а необходимостью, например, при отборе наиболее умных собак в различные службы (в милицию, в спасательные службы и прочее).

Один из простейших тестов состоит в том, что надо завернуть кусочек мяса или колбасы в носовой платок, завязать концы на один узел, но не очень сильно, и дать собаке. Если собака развяжет платок быстрее, чем за 20 секунд, ей ставится оценка «отлично», если от 20 до 30 – «хорошо», если от 30 до 40 – «удовлетворительно», более 40 – «неудовлетворительно». Ясно, что собак, получивших низкие оценки, не принимают на обучение в школы по подготовке служебных собак в различных оперативных службах милиции, ФСБ или МЧС.

Однако считается, что в основном поведение собак определяется не интеллектом, а условными рефлексами, и только у человека интеллект доминирует над условными рефлексами и инстинктами. Таким образом, чем сложнее и развитее нервная система и мозг, тем больше удельный вес внутри психики интеллекта и меньше – инстинктов. Поведение низших животных почти целиком регулируется инстинктами, а поведение человека, напротив, в основном интеллектом. Мало того, в процессе онтогенеза (развития ребенка) некоторые инстинкты угасают, например, хватательный рефлекс на ногах угасает полностью примерно к году.

Справедливости ради надо отметить, что мы рассмотрели не всю сферу психики, а только ее когнитивную (познавательную) сторону. Кроме инстинктов, условных рефлексов, интеллекта, в психику также входят и чувства и эмоции, мотивы и волевые качества, но мы о них подробнее скажем, когда речь пойдет о структуре сознания.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Сознание формируется на основе такого атрибута материи как отражение. Отражение определяется как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Оно связано с обменом между телами энергией и информацией.

2. В ходе эволюции природы отражение развивалось и усложнялось. Можно выделить 4 формы отражения: механическое, раздражимость, психику и сознание.

3. Механическое отражение присуще всей природе, живой и неживой, и выступает как деформация одной вещи из-за воздействия другой.

4. Раздражимость присуща всему живому, растениям и животным, и представляет собой реагирование организма на факторы внутренней или внешней среды.

5. Психика присуща только животным, имеющим нервную систему. Психика трактуется обычно как ориентировочная деятельность животного, способность управлять своим поведением. В структуре психики можно выделить три «этажа»: инстинкты, условные рефлексы и рассудочную деятельность (интеллект).

9 стр., 4375 слов

Внимание как психическое состояние сознания человека

... правоохранительных и правоприменительных органов играет внимание. Внимание представляет собой ориентацию и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Установлены ... Внимание как психическое состояние сознания человека Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на ...

Последний присущ уже рыбам, а у человека является доминирующей когнитивной способностью.

Вопрос 2. Сущность и структура сознания. Генезис

сознания

(продолжительность – 30 минут)

Определения понятия «сознание»

Сознание – четвертая и высшая из известных нам форм отражения.

Существует несколько подходов к определению сознания. Приведем наиболее распространенные формулировки понятия «сознания».

  1. Сознание – способность идеального воспроизведения действительности.
  2. Сознание – субъективный образ объективного мира.
  3. Сознание – целеполагающая, целенаправленная деятельность по познанию и преобразованию мира.

Понимание сознания в философии и в психологии не совпадает. В философии сознание трактуется более широко, через оппозицию к материи. А в психологии – более узко, здесь антиподом сознания выступает не материя, а бессознательное. Поэтому в философии сознание — высшая форма отражения, связанная с мозгом и социальной организацией жизнедеятельности людей, состоящая в способности к идеальному воспроизведению действительности. В психологии же сознание — способность осознавать себя и окружающий мир, отдавать отчет в своих действиях. Но и здесь и там подчеркивается активный, деятельностный характер сознания.

Как отмечают В.А. Лекторский, В.П. Зинченко, Е.М. Велихов, «философия подходит к изучению сознания прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия – как природного, так и социального. Она выделяет основные типы отношения сознания к миру: познание, практика, ценностное отношение…. Психология изучает сознание как совокупность эмоциональных и интеллектуальных свойств и особенностей человека. Её интересуют конкретные функции и состояния сознания, его структура» (Вопросы философии, № 11, 1988).

В психологии сознание рассматривается как единство трех феноменов:

1) чувства собственного существования;

2) чувства присутствия в данном месте и в настоящий момент;

3) идентификации себя в мире (различения себя и мира).

Одновременное наличие этих феноменов говорит о том, что человек находится в сознании.

Психологическое понимание сознания близко к философской трактовке категории «самосознания». Действительно, самосознание – это способность осознавать себя, свои чувства и мысли, отдавать отчет в своих действиях.

Другим понятием, характеризующим сознанием, его синонимом является рефлексия – размышление о чем-либо, поэтому сознание – это также рефлексивная (мыслительная) деятельность.

Сознание тесно связано с социальной природой человека, с его биологической организацией, в частности, с головным мозгом как главным органом сознания, а также с языком. Применительно к последнему говорят, что сознание реализуется, прежде всего, посредством языка. Вопрос о том, возможно ли сознание без языка до сих пор является дискуссионным. Благодаря языку сознание объективируется, выражает себя, открывает себя миру, прежде всего, другим людям. В ходе общения люди могут обмениваться содержаниями своих сознаний, а главным средством общения выступает именно язык.

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что ... и общения. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому аналузу. Сознание является отличительной сущностной характеристи­кой человека- Не случайно аристотелевское определение человека как "разумного ...

В целом, важнейшими свойствами сознания являются бытийность, активность, интенциональность, рефлексивность, вербальность. В бытийном плане сознание выступает особой сферой бытия – субъективной реальностью, в рефлексивном – как способность обращаться к самому себе, делать себя и весь мир объектом анализа и исследования. Интенциональность – предметность сознания, его направленность на тот или иной предмет. Вербальность – неразрывная связь сознания и языка.

Структура сознания

В отечественной традиции в структуре сознания традиционно выделяют несколько уровней: когнитивный (знания, образы), чувственно-эмоциональный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой.

Когнитивный уровень включает в себя не только знания, но также основные познавательные способности: память, внимание и мышление.

Внимание – это сосредоточенность субъекта на объекте. Память – способность к воспроизведению и хранению информации. Мышление – способность оперировать образами и идеальными конструкциями (понятиями).

Различают такие виды памяти и внимания, как произвольное (намеренное) и непроизвольное (ненамеренное).

Отечественный психолог Л.С. Выготский открыл, что есть природная, естественная, механическая память и культурная, первая присуща и животным, а вторая — только человеку. Например, когда мы зазубриваем иностранный текст, то мы пользуемся первой, механической памятью, которая невелика по объему и непрочна, если же мы запоминаем текст «вдумчиво», разбивая его на смысловые отрезки, используя ассоциации, то тогда мы применяем уже культурную память. Последняя используется в самых разных ситуациях, например, когда нам надо запомнить номер телефона, то лучше всего цифры ассоциативно связать с какими-то датами из личной жизни или из истории страны и мира. Когда мне надо было запомнить телефон невесты: 53-88-41, то я его выучил сразу и навсегда, связав первую дату со смертью Сталина, вторую — с годом проведения 19-й партконференции, а третью – с началом Великой Отечественной войны.

Чувственно-эмоциональный уровень представлен соответственно чувствами и эмоциями. Эмоции – более широкое понятие, тогда как чувства можно трактовать как устойчивые, длительные эмоции, т.е. как разновидность эмоций. Эмоции и чувства суть выразители отношения человека к миру и самому себе: к другим людям, к природным и социальным явлениям, собственным мыслям и поступкам. Поскольку оценка всегда бывает бивалентнтой – либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус», то эмоции делятся на позитивные, желанные, приятные и негативные, нежелательные, неприятные. Самая известная позитивная эмоция – радость, кроме нее к позитивным эмоциям можно отнести чувство удовольствия, восхищения, восторга, эйфории. Негативных эмоций больше – это и гнев, и печаль, и тоска, и страх, и тревога. Закрепляясь в нашей душе, эмоции перерастают в устойчивые и длительные чувства. Например, симпатия к девушке при благоприятных обстоятельствах (если девушка живет рядом, благоприятно относится к молодому человеку, имеет с ним общие интересы и пр.) может перерасти во влюбленность, а последняя может перерасти в любовь. Наконец, в ряду эмоций выделяют еще и аффекты – это мощные эмоции, подчиняющие себе индивида, неконтролируемые им (панический страх, ужас, гнев, эмоциональный шок).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...

Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы (от лат. movere – толкать, приводить в движение) как побудители человеческой активности, а также волю как способность управлять собственным поведением, побуждать себя к активности, преодолевать препятствия. Воля – это способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы. Воля наиболее близка к нашему Я. Итальянский психолог 20-го века Роберто Ассаджиоли определяет наше Я – как центр воли и чистого самосознания. Действительно, именно наше Я принимает решение, что делать, а чего не делать, например, пораньше встать и подготовиться к семинару или же подольше поспать и прийти на занятия плохо подготовленным.

Ценностно-смысловая сфера надстраивается над мотивационно-волевой, по сути дополняет её, и включает в себя цели нашей деятельности (высшие мотивы) и ценностные ориентации личности. Цели – это то, к чему человек стремится, в совокупности они составляют образ желаемого будущего, что человек хотел бы иметь, чего достичь, в чем реализоваться. Ценностные ориентации или просто ценности – это то, что человеку небезразлично, что он ценит, чем дорожит. К ценностям можно отнести и Деньги, и Свободу, и Здоровье, и Любовь, и Истину, и Карьеру, и Семью, ну, и многое другое. Хотя высших, смысложизненных ценностей немного, не больше 20-30.

Но кроме высших, смысложизненных ценностей, есть и те, что можно назвать ситуативными, второстепенными. Например, наличие в вагоне электрички мягких сидений или в столовой – салфеток вряд ли так уж важно для большинства людей, но, тем не менее, и не совсем безразлично – все же приятнее ехать на мягком сиденье, чем на жестком, эстетичнее и гигиеничнее пользоваться салфетками, чем рукавом собственной рубашки.

Кроме отмеченных четырех уровней сознания, некоторые исследователи выделяют еще и пятый. Так, .А. Лекторский, В.П. Зинченко, Е.М. Велихов выделяют биодинамическую ткань сознания, состоящую из умений и навыков, то есть практических способностей, закрепленных как в сознании, так и в подсознании. Умения сущностно не отличаются от навыков, навык – это умение, ставшее привычным, доведенное до высокой степени совершенства. Например, плавать умеет большинство взрослых, но далеко не все из них умеют плавать хорошо, т.е. обладают навыками хорошего пловца.

Типы отношения сознания к миру

Принято выделять три основных типа отношения сознания к миру: познание, практику и ценностное отношение. Познание – это способность адекватно отражать окружающий мир, открывать законы и закономерности, лежащие в основе явлений. Практика – это предметно-чувственная деятельность по познанию и преобразованию мира. Практика носит целенаправленный, организованный характер именно потому, что управляется сознанием человека и общества. Ценностное отношение связано с системой присущих обществу эстетических, моральных, правовых и иных норм и ценностей. Оценивая произведения искусства как прекрасные или безобразные, поступки как добрые или злые, справедливые или неправые, мы тем самым выражаем отношение к миру, занимаем по отношению к нему ту или иную позицию, и этим радикально отличаемся от животных.

Самосознание

Как уже отмечалось выше, самосознание – это осознание себя, своей личности вместе с ее достоинствами и недостатками, собственных мыслей и чувств, т.е. самосознание – это сознание направленное внутрь себя, на самого себя.

Самосознание неоднородно. Американский психолог-гуманист К.Р. Роджерс выделяет в самосознании два уровня: «Я-концепцию» и «Образ Я». Я- концепция – это то, что человек думает о себе, она носит вербальный, понятийный характер. Образ-Я – это то, как человек себя представляет, он носит чувственно-наглядный, конкретный характер. Однако отделить первую от второго порой очень сложно.

В свою очередь, Я-концепция неоднородна и включает в себя как минимум четыре компонента-составляющих:

Я-реальное – это то, что человек думает о себе сейчас.

Я-идеальное – это то, каким человек хотел бы стать.

Я-воспоминание – это то, каким человек видит себя в прошлом.

Я-зеркальное – это то, что человек думает о том, как его воспринимают другие люди.

По мнению Роджерса, рассогласование между Я-концепциями негативно сказывается на душевном здоровье личности, особенно, если это разрыв между Я-реальным и Я-идеальным.

Происхождение (генезис) сознания

Сознание относится к тем редким феноменам, которые возникают дважды. Первый раз сознание возникает в филогенезе, то есть в истории человеческого рода, при переходе от животной жизни к культурному существованию. Второй раз сознание появляется в жизни отдельного индивида, появляется в онтогенезе ребенка в ходе его воспитания, социализации. Ясно, что второй процесс изучен лучше, чем первый.

Основной механизм возникновения сознания в онтогенезе ребенка – это перекачка внешнего во внутреннее, то есть интериоризация. Она осуществляется на основе таких врожденных механизмов, как подражание и идентификация со взрослыми. Почему ребенок подражает взрослым – вопрос открытый, ясно лишь то, что подражание носит врожденный, инстинктивный характер, но вот когда и почему появился этот инстинкт – точно неизвестно.

Для возникновения сознания в онтогенезе необходимо наличие двух факторов: здорового человеческого организма (тела) и социальной среды (общения с людьми).

Здоровыми должны быть прежде всего нервная система, головной мозг и органы чувств. Если мозг поражен болезнью, то сознание может не возникнуть или оказаться дефективным, неполноценным. Таково сознание имбецилов, а вот у идиотов (самая тяжелая степень олигофрении) сознание вообще не возникает, они порой не способны ходить, не говоря про то, чтобы владеть речью, есть ложкой, ухаживать за собой.

Но никакой самый здоровый мозг не станет органом сознания, если его владелец не будет помещен в социум, если не будет общаться с себе подобными. Случаи с детьми, воспитывавшимися животными (обезьянами, волками), ярко демонстрируют, что в такой среде сознание у детей не возникает.

Таким образом, здоровый мозг и социальное окружение – это два необходимых и достаточных фактора для формирования сознания в онтогенезе ребенка. Именно поэтому говорят, что сознание носит двойственную, биосоциальную природу!

Что касается формирования сознания в филогенезе, то вопрос этот до сих пор не решен, открыт. При решении этой проблемы речь идет обычно о факторах, способствовавших формированию сознания. К ним обычно относят труд, язык, общение, социальную организацию приматов (стадный образ жизни).

Некоторые исследователи добавляют к ним также рисуночную деятельность, позволившую древним людям перейти от образного к абстрактному мышлению (рисунок выступает как медиатор, промежуточное звено между конкретным предметом и абстрактным понятием).

Однако пока не ясно, как эти факторы взаимодействовали, также точно не известно, когда именно появляется сознание: то ли при переходе от питекантропа к кроманьонцу (Хомо сапиенсу), что случилось 150-200 тысяч лет назад, то ли позднее, при переходе от варварства к цивилизованности, то есть около 5 тысяч лет назад.

Тем не менее, ясно, что главный механизм генезиса сознания в филогенезе – механизм прогрессирующей адаптации к изменяющимся условиям среды: каждое изменение экологической среды обитания приводило к мобилизации потенциальных умственных способностей особей гоминид. Говоря образно, изменения климата, ландшафта, череда похолоданий, потеплений и катастроф заставляли человека «крутиться», т.е. меняться, осваивать новые умения и навыки, развиваться и расти, то есть совершенствовать сознание.

Природа сознания

В отечественной науке долгие годы проводилась мысль, что сознание по своей природе идеально, т.е. не имеет никакого субстрата, но при этом связано с мозгом как органом сознания.

Однако в свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля, становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями.

Нередко вместо термина «торсионное поле» используют понятие «Информационного поля Вселенной»(далее – ИПВ).

Тогда сознание индивида оказывается сгустком на этом поле. При этом сознание индивида подключено к этому полю, может улавливать информацию, находящуюся в нем.

ИПВ аналогично гравитационному и электромагнитному полям. Носителями информационного взаимодействия выступают частицы, называемые либо сапионами, либо психионами. Эти частицы способны проникать сквозь все препятствия (как нейтрино), распространяться и перемещаться с огромной скоростью (возможно, близкой к бесконечной, т.е. как гравитоны), лишены массы покоя (как фотоны).

Исследователи отмечают, что ИПВ обладает голографической природой, а потому «в любой точке Мироздания содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной». Таким образом, потенциально каждый человек имеет возможность получить любую нужную информацию, находясь в любом месте Вселенной.

Однако, хотя и все люди подключены к ИПВ, но большинство не способны черпать информацию из него, поскольку между их сознанием и подсознанием стоит так называемая «заглушка», препятствующая получению информации из подсознания, а, значит, и из ИПВ. Однако если «заглушка» не идеально перекрывает информационный канал между сознанием и подсознанием, то «в сознание человека может поступать информация из подсознания человека, а значит, из информационного поля Вселенной. Такой человек является ясновидящим…»5.

Соответственно, экстрасенсы и мистики всех мастей, а также нередко и художники, и ученые, способны слышать «высшие голоса», а потому способны предугадывать будущее, читать мысли других людей, видеть события через огромные расстояния и т.д.

Общий же вывод таков: «Человек не автономная часть Вселенной, а небольшой ее островок. Его основа — это сгусток информационного поля Вселенной, который приобрел некую индивидуальность.. Этот сгусток, эта форма-голограмма, эта душа и есть основа личности. Личность может реализоваться такой, как она задумана, запроектирована только в том случае, если человек не нарушает законы Вселенной, если он развивается в гармонии с ними».

Что касается мозга человека, то он при таком подходе рассматривается не просто как система управления физическим телом человека, но и как канал, орган связи между сознанием человека и Информационным полем Вселенной. В то же время наши мысли и чувства начинаются рассматриваться не как нечто сугубо идеально, а как материальное, и носителем их выступает уже не мозг и не только мозг, но также торсионные поля или особые частицы сознания – психионы или сапионы.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку, представляющая собой способность к идеальному воспроизведению действительности, к целеполагающей деятельности по познанию и преобразованию мира.

2. В структуре сознания выделяют четыре уровня: когнитивный (знания, мышление, память, внимание), эмоционально-чувственный (чувства, эмоции, аффекты), мотивационно-волевой (мотивы, воля), ценностно-смысловой (цели деятельности и ценностные ориентации).

3. сознание обладает двойственной, биосоциальной природой – для его возникновения необходимы и биологические (здоровый мозг), и социальные (общение с людьми) факторы.

4. Сознание возникает дважды: сначала в филогенезе человечества, затем в онтогенезе ребенка у каждого индивида.

5. С позиции современной науки сознание материально и несуверенно, ибо подключено к Информационному полю Вселенной, из которого может черпать разнообразную информацию, в том числе и о будущем состоянии мира.

Вопрос 3. Сознание и бессознательное

(продолжительность – 20 минут)

Хотя о наличии бессознательной части психики говорили уже античные мыслители (например, Платон развивал идею познания как припоминания), интерес к бессознательному обострился в 19-м веке, прежде всего, в рамках философского иррационализма (Э. Гартман, Ф. Ницше).

В конце 19-го века проблемой бессознательного заинтересовались врачи – невропатологи и психиатры (Шарко, Бернгейм, Й. Брейер).

Однако наибольший вклад в разработку проблемы бессознательного внесла глубинная психология, начало которой положил психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 – 1939).

Психоанализ З. Фрейда

Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он на практике сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях. Однако главное открытие Фрейда – это открытие бессознательного. Но сначала скажем несколько слов о жизненном пути Фрейда.

Зигмунд Фрейд родился во Фрайбурге. Когда мальчику исполнилось три года, семья перебралась в Вену. Не обманув надежд родителей, Зигмунд с блеском окончил школу. После окончания школы Зигмунд поступил в Венский университет. Фрейд считал, что на его интеллектуальное развитие больше всего повлиял Эрнст Брюкке, один из ведущих физиологов второй половины XIX века. Он предполагал, что к изучению живых организмов применимы принципы физики и химии, и отрицал воздействие в биологии других сил, таких, как таинственная живая субстанция. Фрейд твердо усвоил этот строго научный подход и не отступал от него до конца жизни.

Поработав некоторое время ассистентом профессора Германка Нотнагеля, известного терапевта, он получил назначение на такую же должность в психиатрическом институте Мейнерта, где приобрел свой первый опыт в области клинической психиатрии. Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Интерес к психологическим аспектам медицины проявился у него в 1886 году, когда он получил стипендию, позволившую ему поехать на стажировку в Париж к профессору Шарко, который находился тогда в зените славы. К моменту возвращения в Вену Фрейд уже был ревностным сторонником взглядов Шарко на гипноз и истерию.

После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов, в 1895 году Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая» путь сквозь подсознательные конфликты. Именно этот процесс Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году.

Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений. Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.

После очередных наблюдений за пациентами в 1905 году была опубликована новая работа «Три очерка по теории сексуальности». Его теоретические выводы относительно сексуальной природы человека стали известны под названием «теория либидо».

В работе «Коллективная психология и анализ Я» Фрейд пишет: «Либидо — это термин, заимствованный из теории аффективности. Мы с его помощью обозначаем энергию (рассматриваемую как количественная, но пока что не поддающаяся измерению величина) стремлений, относящихся к тому, что мы объединяем словом «любовь». Ядро любви в нашем понимании, естественно, слагается из того, что обычно называется любовью и воспето поэтами, то есть половой любви, завершением которой является половой союз. Но мы не отделяем от него другие разновидности любви, такие, как любовь к себе, любовь к родителям и детям, дружба, человеческая любовь в целом, так же как не отделяем привязанности к конкретным предметам и абстрактным идеям».

Первоначально психоанализ не признавали, даже относились к нему с неприятием, но все же нашлись и последователи, ставшие учениками Фрейда, среди них А. Адлер, К.-Г. Юнг, О. Ранк и другие. Начиная со второго десятилетия 20-го века психоаналитическое движение становится международным, Фрейд получает известность и славу, а психоанализ входит в моду.

Однако конец жизни выдался для Фрейда тяжелым. Мало того, что последние 20 лет жизни он страдал от рака горла (ему было сделано несколько операций, он едва мог говорить), но в 1938 году его родную Австрию оккупировали нацисты. Но знаменитый ученый не покинул Вену даже после того, как ему напомнили о еврейском происхождении. Фрейду грозил Освенцим, но за него вступился буквально весь мир: особенно негодовали испанский король, которого он некогда лечил, и датская королева. Добиться депортации Фрейда из Австрии пробовал по дипломатическим каналам президент США Франклин Рузвельт. Все решил звонок Бенито Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Адольфа Гитлера позволить Фрейду уехать. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа. Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей, была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру: «Я заплачу за учителя любую сумму». Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини — почти все, что у нее было. «Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете», — с презрением сказала Мария Бонапарт, подписывая бумаги.

В Париже, куда привезли Фрейда, его встречали принц Георг и Мария Бонапарт. Под ноги Фрейду от ступенек вагона до «Роллс-Ройса» высокородной четы постелили ковровую дорожку из красного бархата, по которой некогда ступал дед Марии Наполеон, возвратившись в Париж после победы под Аустерлицем. Из глаз Фрейда потекли слезы. Погостив у Марии Бонапарт, он отправился в Англию. Там его навестил Бернард Шоу. Проведя за беседой несколько часов, два упрямых старца расстались добрыми друзьями. А 23 сентября 1939 года Фрейд умер. В последний путь его провожали только сыновья: Мартин, названный в честь клинициста Шарко, Эрнст, названный в честь первого учителя Фрейда, и Освальд, названный в честь отца Марты, его жены.

Но вернемся к теории Фрейда, точнее, к его представлениям о бессознательном.

Внутри психики Фрейд выделяет три «этажа»: сознание, предсознание и бессознательное. Первое включает только то, что мы осознаем «здесь и сейчас», предсознание более обширно, к нему относится все, что мы способны без труда осознать и, наконец, бессознательное – это то, что осознается с трудом, с помощью психоаналитической техники или вовсе не может быть осознано. Между предсознанием и бессознательным располагается цензура, которая не пропускает травмирующий материал из бессознательного в предсознание. Травмирующий потому, что может нанести ущерб нашей душе, например, понизить самооценку, лишить покоя, активизировать страхи и т.п.

В дальнейшей к этой первоначальной структуре Фрейд добавил еще новую, называемую нередко структурой личности. Она тоже включает три части: Я, Оно и Сверх-Я.

Оно – это область инстинктивных желаний и импульсов, нередко асоциальных, аморальных и даже разрушительных. Оно функционирует по принципу удовольствия, оно большей частью бессознательно. Его основу составляют два основных инстинкта: Эрос – то самое либидо, сексуальная энергия, о которой мы говорили выше, и Танатос – инстинкт разрушения и смерти, проявляющийся в агрессивных действиях.

Сверх-Я – это отражение родительского влияния, состоящее из различных запретов и социальных ограничений. Если Оно врожденно, то Сверх-Я формируется в детстве. Его задача запрещать нам совершать те поступки, которые Сверх-Я считает аморальными и асоциальными. Как и Оно, Сверх-Я большей частью бессознательно.

Я – это центр самосознания и воли, располагающийся между Сверх-Я и Оно, пытающийся примирить их противоположные интересы на основе принципа реальности.

Задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы усилить Я (Эго), и ослабить слишком жесткие ограничения Сверх-Я, лишающие нас счастья и удовольствия.

Фрейд лишь заложил представления о бессознательном, а также наметил пути его понимания и расшифровки. Дальнейшее развитие представлений о бессознательном осуществлялось в рамках различных направлений глубинной психологии.

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил особый тип бессознательного – коллективное бессознательное. «Относительно поверхностный слой подсознания, — писал Юнг, — несомненно, является личностным. Мы называем его личным бессознательным. Однако под ним находится более глубинный слой, который не основывается на личном опыте, а является врожденным. Этот более глубокий слой представляет собой так называемое коллективное бессознательное».

Мы имеем здесь дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключается к общечеловеческому. Чтобы обозначить сохраняющееся в психике коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие «архетип». По Юнгу, «архетипы — это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и притом так, что они могут распознаваться лишь по производимому ими эффекту. Они существуют до сознания и образуют, по-видимому, структурные доминанты психики…»

Архетипы чаще всего проявляют себя в сновидениях, к их числу Юнг относит архетип Героя, Мудрого старца (Анимуса), Мудрой девушки (Анимы) и пр.

После Юнга представления о бессознательном развивали сторонники трансперсональной психологии, из которых наиболее известен американский ученый Станислав Гроф, который расширил бессознательное поистине до вселенских масштабов.

Сегодня можно выделить несколько видов бессознательного:

1) вытесненное (личное бессознательное Фрейда) – запретные желания, чувства, фантазии, интенции, которые не одобряются обществом, а потому вытесняются индивидом в подсознание (например, желание смерти родителю своего пола, желание сексуальной близости с родителем своего пола, различные садистские импульсы);

2) неосознаваемые автоматизмы психики (машинопись, езда на машине, на велосипеде);

3) неосознаваемые стереотипы, установки, предрассудки (расовые, гендерные, этнические);

4) подпороговые ощущения (эффект 25-го кадра);

5) инстинкты (Эрос и Танатос, территориальный инстинкт);

6) коллективное бессознательное (архетипы, расовая и этническая память);

7) перинатальное (воспоминание о внутриутробной жизни и травме рождения);

8) трансперсональное (информация об истории всей Вселенной).

Также необходимо выделить методы исследования бессознательного.

К ним обычно относят:

1) анализ сновидений – по Фрейду, это «царская дорога» к бессознательному;

2) анализ свободных ассоциаций;

3) анализ ляпсусов – оговорок, описок, забывания имен;

4) гипноз – как «машина времени», способная вернуть нас даже в самое раннее детство;

5) проективные методы – рисуночные и другие тесты (например, «Рисунок несуществующего животного»).

Заканчивая разговор о бессознательном, надо отметить, что современная наука далека от полных и исчерпывающих знаний об этой области психики. Но ясно, что подсознание на нас активно влияет, и вроде бы бессмысленные или иррациональные наши действия оказываются глубоко мотивированными на подсознательном уровне. Отсюда перед каждым человеком стоит задача – познавать свое бессознательное, познавать, чтобы управлять им, влиять на него, вообщем, не быть рабом собственных инстинктов и других бессознательных сил.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.

2. Научное изучение бессознательного начал З. Фрейд, разработавший психоанализ как теорию и метод лечения неврозов. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, предсознание и бессознательное, а также три инстанции личности – Я, Оно и Сверх-Я. Также именно Фрейд разработал основные методы изучения психоанализа, как то анализ сновидений или анализ свободных ассоциаций.

3. Бессознательное неоднородное, внутре него выделяют такие типы, как инстинктивное, вытесненное, коллективное, трансперсональное, а также неосознаваемые стереотипы и автоматизмы.

4. Существуют особые методы познания бессознательного, проникновения в него, главные из них – гипноз, анализ сновидений, анализ свободных ассоциаций, проективные тесты.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 246-261.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 288-317.
  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 162-190, 194-211.
  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.414-475.
  5. Злотников Ю.Я. Проблема сознания и самосознания в философии: Лекция. — М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
  2. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1993.
  3. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.
  4. Карпенко М. Вселенная Разумная. М., 1992.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  6. Симонов П.В. Мозг и творчество. // Вопросы философии, 1992, №11.
  7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
  9. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  10. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
  11. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994.

1 Психика // Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990, с. 299.

2 Психика // Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990, с. 299

3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1996, с. 171.

4 Там же, с. 170.

5 Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике // //biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm

24