Развитие группы и динамика группы – два разных понятия. Динамика описывает групповые процессы, а развитие группы предполагает актуальное развитие самой группы в данный момент.
Подходы к развитию группы
Психоанализ. Беннис и Шеппард. Установили на тренинговых группах (Т-группы называются).
Развитие группы проходит 2 фазы:
- отработка отношений с лидером;
- отработка отношений друг с другом.
Цель – достижение валидной коммуникации (эффективная коммуникация без барьеров).
В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Морленд и Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого рассматривается процесс группового развития. Критерии, для сравнения различных стадии в развитии группы:
- оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);
- обязательства группы по отношению к членам (условия, при кот.члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);
- преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).
На основании этих критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной Чемерсом и названной «системно-процессуальной модели» развития группы.
Во-первых, введено понятие «стадий» развития группы, кот.различаются друг от друга по набору критериев.
Во-вторых, сформулирована мысль, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках кот.существует группа.
Современная культурология. Все культуры делятся на индивидуалистические (больше ценят себя в группе, обеспечение максимальной свободы индивида, личностная идентификация) и коллективистские (самопрезинтация с учётом мнения группы, высокая включённость в жизнь группы, социальная идентификация).
Важнейший признак коллектива, по Макаренко, — это не любая совместная деят-ть, а социально-позитивная деят-ть, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, кот.обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных ф-ций.
Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками
... К. Гуревич, Я.Л. Коломинский. При изучении проблемы влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками были использованы следующие методики: . Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым ... . Социометрический метод. . Карта-схема Л.Н. Лутошкина для определения психологического климата группы (тестирование для педагога). Работа состоит из 46 страниц и включает в себя: ...
Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деят-ти в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.
Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них — поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, кот.дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, кот.происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.
30. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений
Подходы:
- Ситуативный: исследования Шерифа про мальчиков в лагере. Источники межгрупповой враждебности отыскиваются в ситуациях гр. взаимодействия.
Шериф, в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деят-ть по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»).
При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деят-ть на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деят-тью (ремонтировали водопровод).
Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.
- Когнитивный подход. Тэшфел: внутригр. симпатия возникает и в сит, где нет основы для межгр. конфликта. Причина межгрупповой дискриминации сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе. Кооперативная неудача вела к большей гр пристрастности, чем кооп успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.
В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма).
Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.
Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности ...
... мерно одинаковом уровне. Большей частью мало отличаются спортсмены и в волевом отношении [29,54^. Вот почему основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и ... работы: Определить вероятностный уровень позитивного решения целевой задачи соревновательного упражнения элитной группы прыгунов и метателей. Установить характер распределения лучшего спортивного результата соревнования ...
- Деят-тный (?) Агеев: проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория. Межгр. восприятие зависит от адекватности совместной гр. д-ти. Эксперимент со студентами и зачетом автоматом. 2 группы, одна из кот.могла получить автомат за хорошую работу на семинарах. Зачет группе складывался из индивидуальных ответов. Что проявилось: больше число выступлений в поддержку своей группе, большее кол-во попыток регуляции выбора выступающего, давление на экспериментатора. Успех своей группы объясняли внутригрупповыми факторами, а неудачу — обстоятельствами.
- Мотивационный: Фрейд:
- враждебность неизбежна и универсальна.
- Ф-ця враждебности: поддержание сплоченности и стабильности группы.
В других исследованиях также исследовались факторы:
- Содержания выступлений и реплик с точки зрения согласия с членами своей и чужой групп
- Регуляция выбора выступающих
- Частота использования разных местоимений. (мы, они и т.п.)
- Частота и характер отклонения от темы дискуссии.
50-х гг. Д.Кэмпбеллом была сформулирована «гипотеза контакта», суть которой заключается в следующем: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа
При интерпретации этих результатов было принято во внимание следующее:
1) тип межгруппового соревнования на обоих этапах второй серии отличался от типа межгруппового соревнования в первой серии — здесь не имела места модель «игры с нулевой суммой», поскольку не было однозначной победы или однозначного поражения (отряды просто ранжировались по степени успеха).
Кроме того, на каждом этапе критерии оценки были очевидными и наглядными;
2) два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деят-ть (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально-значимую ценность, не ограничивающуюся
32. Проблемы социализации в сψ
Соц-я – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны,
- усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны,
- процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деят-ти, активного включения в социальную среду.
В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в кот.осуществляется прежде всего становление личности: деят-ть, общение, самосознание.
изучение развития личности в группе.
... группы; 4) Рассмотреть понятия группы и коллектива; 5) Изучить стадии развития группы; 6) Проанализировать отношения в группе; 7) Проанализировать роли в группе. Объектом исследования является взаимодействие личности и группы. ... оцениваемых личных качествах (знания, опыт, культурный уровень, нравственность, личные связи). На соответствующий период авторитет субъекту придает высокая социальная оценка ...
Деят-ть На протяжении всего процесса соц-и личность имеет дело с расширением «каталога» деят-тей, т.е. с освоением все новых видов деят-ти. При этом происходит два важных процесса.
- Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят-ти и между ее различными видами.
- Определенное центрирование деят-ти вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деят-тей.
Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Задача эксперим. исслед-й закл. в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обст-вах осущ-ся умножение связей общения и, во вторых, что получает личность от этого процесса.
Самосознание – становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, кот. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько разл. подходов к структуре. Один из них принадлежит Мерлину, кот. выделяет в структуре самосознания 4 компонента:
- сознание тождественности (отличие себя от остального мира);
- сознания Я как активного начала, субъекта деят-ти;
- осознание своих психических свойств;
- социально- нравственная самооценка, кот. форм. на основе накопл. опыта общения и деят-ти.
Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деят-ти: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения соц связей личности с внешним миром.
По вопросу о стадиях идет оживленная дискуссия. Поскольку само понятие социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деят-ти, постольку основанием для классификации служит отношение к трудовой деят-ти.
Можно выделить три осн. стадии:
- Дотрудовую:
- ранняя (0-7)
- стадия обучения (7-17)
- Трудовую — период зрелости, это весь период трудовой деят-ти человека.
- Послетрудовую — пожилой возраст.
Институты социализации – это те конкретные группы, в кот. личность приобщается к системам норм и кот. выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учр., школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами кот.по преимуществу являются пенсионеры
Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. ...
... людей, составляющих группу, и социально-психологический климат. Психологическая сплоченность группы- характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению ... к объектам, людям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. К числу основных ...
31. Проблема личности в сψ
Отличие от социологического подхода.
В социологии: личности как носители общественных отношений, представители определенной социальной группы. Важна не индивидуальность, а личность, как социальный тип. Личность выступает, как продукт общественных отношений, элемент общности. В СΨ: личность – представитель группы, но группа формирует определенный набор личностных качеств.
Отличие от психологического подхода: в Ψ существует два подхода к пониманию личности:
- Ленинградский (Платонов, Мясищев).
Личность как конкретный субъект деят-ти. Человек – совокупность разнообразных качеств, включает следующие компоненты: возрастные свойства, половые свойства, биохимические и др. Личность находится в зависимости от общественных условий развития человека.
- Московский (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев).
Личность – особая социальное качество, которое возникает в человеке по мере его существования. Личность как поздний продукт. Личность порождается в деят-ти, структура личности = структура деят-ти и стоящие за ними мотивы и потребности.
СΨ анализирует, в каких конкретных группах и через какую деят-ть происходит становление личности (как личность усваивает социальное влияние и через какие виды деят-ти реализует свою сущность).
В СΨ изучается комплекс вопросов социальной детерминации личности (в отличие от общей Ψ).
Платонов, структура личности (СΨ).
- Биологическая подструктура: пол, возраст и др.
- Психологическая подструктура: индивидуальные особенности восприятия, мышления, воли и др.
- Подструктура социального опыта: умения, навыки, знания.
- Подструктура направленности: интересы, желания, идеалы, убеждения.
СΨ не исследует вопрос о социальной обусловленности личности потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь общей Ψ. СΨ, пользуясь определением личности, которое дает общая Ψ, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деят-ти) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деят-ти).
Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для СΨ не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.
Самое главное — это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деят-ть личности, включенной в определенную социальную группу. Для реализации этой задачи надо по существу возвратиться ко всем тем проблемам, кот.решались для группы, т.е. «повторить» проблемы, рассмотренные выше, но взглянуть на них с другой стороны — не со стороны группы, а со стороны личности
Медико-социальная помощь семьям "группы риска"
... детям, и родителям. Цель: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска». Задачи: 1. определить сущность и особенности семей ... условиям – семьи «группы риска» [7]. Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть ...
33. Сущность, структура и ф-ции аттитюдов
В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., кот. явл-ся одной из самых разработанных областей в западной с.п. Впервые в 1918г. амер. Томасом в социально- психологическую лит-ру было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Терстоуном выделены 4 ф-ции аттитюдов:
- Приспособительная ф-ция. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, кот.служат достижению его целей. Установки помогают людям достигать положительных результатов и избегать негативных (поощрение/наказание).
Пр.: установка одного человека в отношении пиццы будет ассоциироваться с поощрением (м-м-м… приятный нежный вкус, ароматный запах), а у другого с наказанием (увеличение веса, гроза сердечного приступа, инсульта).
Установки управляют нашим поведение, в плане увеличение количества поощрений и уменьшение наказаний (напр., можно позволить себе съесть любимое блюдо, но только один раз в месяц).
- Ф-ция знания. Аттитюд дает упрощенное указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Установки экономят наши усилия, позволяют не обдумывать при каждой очередной встрече с объектом, как следует себя вести.
- Ф-ция выражения (ф-ция ценности, ф-ция саморегуляции).
Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. Подержание и выражение некот.установок позволяет человеку идентифицироваться с определенными социальными группами. Пр.: женщина может определить себя как члена социальной группы феминисток, или сторонниц консервативных взглядов, придерживаясь соответственно установок «феминизма» и «консерватизма».
- Ф-ция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Также установки могут выполнять ф-ции поддержания самооценки: 1) Они могут «отстранять» субъекта от негативных объектов посредством защитных механизмов «я». Некот.авторы полагают, что негативные установки, особенно в отношении меньшинств, или этнических групп, позволяют индивиду дистанцироваться от угрозы кот.содержится в представлении о данном сообществе. 2) Установки могут помогать связывать себя с позитивными объектами. И тем самым позволять индивиду «греться в отраженных лучах славы». Пр.: становясь чьим-нибудь фанатом и украшая себя значками популярной спортивной команды.
Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (кот.там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению.
Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
... ребенком погулять); внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных ... сверхпокладистые 7) невинные лгуны Основные психологические доминанты поведения личности, которые имеют внутреннюю взаимосвязь, и вытекают одна ... друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов, хотя это не ...
Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:
- когнитивный компонент (осознание объекта соц установки)
- аффективный (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему)
- поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту)
Эти 3 компонента выявлялись в многочисл. эксп. иссл-ях. Однако возникали затруднения, например, по поводу существующего расхождения между аттитюдом и реальным поведением
34. Социальная установка и реальное поведение
Реальное поведение определяется рядом факторов. Сложно выделить влияние установки в чистом виде. по поведению можно сделать вывод о наличии определенной установки. но нельзя сделать обратного. соц установка суть предрасположенность.
Ядов: ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции, кот.включается в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива в иерархии мотивов личности. Перспектива — понимание соц. установки в ее интрапсихической форме как «личностного смысла»
Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (кот.там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению.
При исследовании личности в с.п. важнейшее место занимает проблема социальной установки. При изучении механизма формирования социальных установок личности можно ответить на вопрос о том, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью, что предшествует развертыванию реального действия, и чем же конкретно регулируется поведение и деят-ть человека, т.е. его реальное поведение. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деят-ти. Для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, в общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов. При этом нужно выяснить, чем определен сам выбор мотива: почему люди в опр. ситуациях поступают тем или иным образом и чем они руководствуются, когда выбирают данный мотив. Понятие, кот. в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю военных» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение».
35.Понятие социальной идентичности.
Анализ социально-психологических качеств личности необходим чтобы понять каким образом личность «вписывается» в группу, осознает свою принадлежность к ней, идентифицируется с группой. Проблема идентичности линости-одна из центральных проблем СП.Родоначальник ее Джемс. Он говорил о двуз аспектах осмысления личностью своей самотождественности:личностной и социальной.Личностная идентиность-самоопределение в физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида. Социальная идентичность-самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. Социальная идентичность определяется тестом Куна и Макпартленда, состоящим из 20 вопрос «Кто я?». Для человека значимо быть членом группы.
Многоликость социальной идентичности:
... ролей; в группе люди имеют разные социальные идентичности в зависимости от роли или занимаемой позиции. В теории социальной идентичности, напротив, ингруппа представляет собой совокупность людей, имеющих общие характеристики или социальный опыт. Социальная идентичность в ...
Эриксон показал что формирование идентичности идет всю жизнь. На определенных этапах формируется именно социальная идентичность-оценка значимости своего бытия с точки зрения общества.
Наиболее полно проблема идентичности разработанна в теориях Тэшфела «теория социальной идентичности» и Тернера «теория самокатегоризации». Тэшфэл: «Социальная идентичность- это та часть Я-концепции индивида, кот.возникает из сознания своего членства в социальной группе вместе с ценностым и эмоциональным значением, придаваемым этому членству».Тернер добавляет, что индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другим.
Три компонента в структуре социальной идентичности:
1. когнитивный( знание о моей принадлежности к группе)
2. ценностный (позитивная или негативная оценка группы)
3. эмоциональный (принятие либо отвержение своей группы)
Социальнач идентичность позволяет делить мир на «мы» и «они». Линия поведения человека обусловленна тем, какая группа в данном контексте является для него наиболее значимой. ПОзитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же зависят от типа общества,поскольку в нем по-разному оцениваются различные социальные группы. Возможность перехода обусловленна характером обественных отношений(тоталитарные, демократические общества).
Синирелла выявила временные аспектв социальной идентичности-это анализ предшествующих групп, к которым принадлежал человек. А еще планирование своей будущей идентичности.
Чтобы как следует рассмотреть вопрос личности и группы, нужно преодалеть 2 стереотипа:
1. Анализируется одна личность. Группа представляется как целостность, состав котоой не уточняется. Другие члены как будто не личности в этой группе. На самом деле вся группа состоит из личностей. Именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеят-ть группы. «Проблема личности в группе».
2. Рассмотрение личности в контексте одной группы. На самом деле нужно рассматривать систему групп, в кот.включен человек. Это сферу описывает «Ψ межгрупповых отношений».
Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит в богатстве ее связей, порождаемых системой групп, в кот.она включена. Ее социально-психологические качества формируются всеми группами членства, так же и временными образованиями, в кот.личность принимает участие.
Для решения вопроса социально-психологические качества человека должна рассматриваться с другими качествами человека.