Опросник способов совладания с ТЖС (адаптация методики WCQ)

// Журнал практического психолога № 3 май-июнь 2007

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают Р. Лазарус и С.Фолкман, есть «постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы». Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть эти трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Авторы (К. и К.) определяют совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособлкение к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Диагностике (измерению) совладающего поведения посвящено в последние два десятилетия большое количество публикаций в западных работах по психологии и единицы – в отечественной литературе (Н.А. Сирота, И.М. Никольская, А.В. Махнач, Т.Л. Крюкова).

Известны 4 основных стратегии диагностики копинг-поведения: 1) субъективный отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников и интервью; 2) наблюдение за действиями в конкретной ситуации; 3) фиксация очевидных признаков; 4) изучение документов и продуктов деятельности индивида.

Копинг-тест «Опросник о способах копинга»

«Way of Coping Questionare» (WCO)

авторы Р. Лазарус и С. Фолкман (1988)

Оказавшись в трудной ситуации, я…

никогда

редко

иногда

часто

1

… сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше – на следующем шаге

0

1

2

3

2

… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3

… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4

… говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации

0

1

2

3

5

… критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6

… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7

… надеялся на чудо

0

1

2

3

8

… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9

… вел себя так, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10

… старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11

… пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12

… спал больше обычного

0

1

2

3

13

… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

0

1

2

3

14

… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

0

1

2

3

15

… во мне возникала потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16

… пытался забыть все это

0

1

2

3

17

… обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18

… менялся или рос как личность в положительную сторону

0

1

2

3

19

… извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20

… составлял план действий

0

1

2

3

21

…старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22

… понимал, что сам вызвал эту проблему

0

1

2

3

23

… набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24

… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25

… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26

… рисковал напропалау

0

1

2

3

27

… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

0

1

2

3

28

… находил новую веру в себя

0

1

2

3

29

… вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30

… что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31

… в целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32

… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33

… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34

… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35

… отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36

… говорил о том, что я чувствую

0

1

2

3

37

… стоял на своем и боролся за то, чего хотел

0

1

2

3

38

… вымещал это на других людях

0

1

2

3

39

… пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40

… знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41

… отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42

… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43

…находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44

… старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45

… что-то менял в себе

0

1

2

3

46

… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47

… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48

… молился

0

1

2

3

49

… прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50

… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

0

1

2

3

В данном опроснике используются предоженные Р. Лазарус и С. Фолкман (1980, 1985) ситуативно-специфические стратегии, созданные ими на основе процессуальной концепции совладающего поведения:

— конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску – пункты 2, 3, 13, 21, 26, 37.

— поиск социальной поддержки или усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других – 4, 14, 17, 24, 33, 36.

— планирование решения проблемы (произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы – пункты 1, 20, 30, 39, 40, 43.

— самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий – 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.

— дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость) – 8, 9, 11, 16, 32, 35.

— положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения, фокусирование на росте собственной личности, включает также религиозное измерение) – пункты 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

— принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения) – 5, 19, 22, 42.

— бегство-избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее) – 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.

Обработка результатов

При обработке полученных данных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы:

— вариант «никогда» — 0 баллов;

— вариант «редко» — 1 балл;

— вариант «иногда» — 2 балла;

— вариант «часто» — 3 балла.

После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале.

Тестовые нормы опросника OCC-WCQ

Копинг-стратегии

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

а

б

а

б

а

б

конфронтативный копинг

от 1 до 6

от 0 до 7

от 7 до 11

от 8 до 11

от 12 до 17

от 12 до 16

дистанцирование

от 1 до 6

от 1 до 7

от 7 до 11

от 8 до 11

от 12 до 17

от 12 до 16

самоконтроль

от 4 до 11

от 1 до 10

от 12 до 16

от 11 до 15

от 17 до 21

от 16 до 19

поиск социальной поддержки

от 0 до 7

от 0 до 7

от 8 до 13

от 8 до 13

от 14 до 18

от 14 до 17

принятие ответственности

от 0 до 5

от 0 до 5

от 6 до 9

от 6 до 9

от 10 до 12

от 10 до 12

бегство-избегание

от 3 до 7

от 1 до 7

от 8 до 13

от 8 до 14

от 14 до 23

от 15 до 22

планирование решения проблемы

от 2 до 10

от 3 до 9

от 11 до 15

от 10 до 13

от 16 до 18

от 14 до 18

положительная переоценка

от 3 до 9

от 1 до 9

от 10 до 15

от 10 до 14

от 16 до 21

от 15 до 19

Примечание: а – выборка старше 20 лет (n = 381 чел.);

б – выборка младше 20 лет (n = 219 чел.).