// Журнал практического психолога № 3 май-июнь 2007
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают Р. Лазарус и С.Фолкман, есть «постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы». Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть эти трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Авторы (К. и К.) определяют совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособлкение к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Диагностике (измерению) совладающего поведения посвящено в последние два десятилетия большое количество публикаций в западных работах по психологии и единицы – в отечественной литературе (Н.А. Сирота, И.М. Никольская, А.В. Махнач, Т.Л. Крюкова).
Известны 4 основных стратегии диагностики копинг-поведения: 1) субъективный отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников и интервью; 2) наблюдение за действиями в конкретной ситуации; 3) фиксация очевидных признаков; 4) изучение документов и продуктов деятельности индивида.
Копинг-тест «Опросник о способах копинга»
«Way of Coping Questionare» (WCO)
авторы Р. Лазарус и С. Фолкман (1988)
Оказавшись в трудной ситуации, я… |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
|
1 |
… сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше – на следующем шаге |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
… говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
… критиковал и укорял себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
6 |
… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
… надеялся на чудо |
0 |
1 |
2 |
3 |
8 |
… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
… вел себя так, как будто ничего не произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
10 |
… старался не показывать своих чувств |
0 |
1 |
2 |
3 |
11 |
… пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
0 |
1 |
2 |
3 |
12 |
… спал больше обычного |
0 |
1 |
2 |
3 |
13 |
… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
14 |
… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
15 |
… во мне возникала потребность выразить себя творчески |
0 |
1 |
2 |
3 |
16 |
… пытался забыть все это |
0 |
1 |
2 |
3 |
17 |
… обращался за помощью к специалистам |
0 |
1 |
2 |
3 |
18 |
… менялся или рос как личность в положительную сторону |
0 |
1 |
2 |
3 |
19 |
… извинялся или старался все загладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
20 |
… составлял план действий |
0 |
1 |
2 |
3 |
21 |
…старался дать какой-то выход своим чувствам |
0 |
1 |
2 |
3 |
22 |
… понимал, что сам вызвал эту проблему |
0 |
1 |
2 |
3 |
23 |
… набирался опыта в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
24 |
… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
25 |
… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
0 |
1 |
2 |
3 |
26 |
… рисковал напропалау |
0 |
1 |
2 |
3 |
27 |
… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву |
0 |
1 |
2 |
3 |
28 |
… находил новую веру в себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
29 |
… вновь открывал для себя что-то важное |
0 |
1 |
2 |
3 |
30 |
… что-то менял так, что все улаживалось |
0 |
1 |
2 |
3 |
31 |
… в целом избегал общения с людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
32 |
… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
0 |
1 |
2 |
3 |
33 |
… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал |
0 |
1 |
2 |
3 |
34 |
… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
0 |
1 |
2 |
3 |
35 |
… отказывался воспринимать это слишком серьезно |
0 |
1 |
2 |
3 |
36 |
… говорил о том, что я чувствую |
0 |
1 |
2 |
3 |
37 |
… стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
0 |
1 |
2 |
3 |
38 |
… вымещал это на других людях |
0 |
1 |
2 |
3 |
39 |
… пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
40 |
… знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
41 |
… отказывался верить, что это действительно произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
42 |
… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому |
0 |
1 |
2 |
3 |
43 |
…находил пару других способов решения проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
44 |
… старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
45 |
… что-то менял в себе |
0 |
1 |
2 |
3 |
46 |
… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось |
0 |
1 |
2 |
3 |
47 |
… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
0 |
1 |
2 |
3 |
48 |
… молился |
0 |
1 |
2 |
3 |
49 |
… прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
0 |
1 |
2 |
3 |
50 |
… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |
0 |
1 |
2 |
3 |
В данном опроснике используются предоженные Р. Лазарус и С. Фолкман (1980, 1985) ситуативно-специфические стратегии, созданные ими на основе процессуальной концепции совладающего поведения:
— конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску – пункты 2, 3, 13, 21, 26, 37.
— поиск социальной поддержки или усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других – 4, 14, 17, 24, 33, 36.
— планирование решения проблемы (произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы – пункты 1, 20, 30, 39, 40, 43.
— самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий – 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
— дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость) – 8, 9, 11, 16, 32, 35.
— положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения, фокусирование на росте собственной личности, включает также религиозное измерение) – пункты 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
— принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения) – 5, 19, 22, 42.
— бегство-избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее) – 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
Обработка результатов
При обработке полученных данных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы:
— вариант «никогда» — 0 баллов;
— вариант «редко» — 1 балл;
— вариант «иногда» — 2 балла;
— вариант «часто» — 3 балла.
После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале.
Тестовые нормы опросника OCC-WCQ
Копинг-стратегии |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
|||
а |
б |
а |
б |
а |
б |
|
конфронтативный копинг |
от 1 до 6 |
от 0 до 7 |
от 7 до 11 |
от 8 до 11 |
от 12 до 17 |
от 12 до 16 |
дистанцирование |
от 1 до 6 |
от 1 до 7 |
от 7 до 11 |
от 8 до 11 |
от 12 до 17 |
от 12 до 16 |
самоконтроль |
от 4 до 11 |
от 1 до 10 |
от 12 до 16 |
от 11 до 15 |
от 17 до 21 |
от 16 до 19 |
поиск социальной поддержки |
от 0 до 7 |
от 0 до 7 |
от 8 до 13 |
от 8 до 13 |
от 14 до 18 |
от 14 до 17 |
принятие ответственности |
от 0 до 5 |
от 0 до 5 |
от 6 до 9 |
от 6 до 9 |
от 10 до 12 |
от 10 до 12 |
бегство-избегание |
от 3 до 7 |
от 1 до 7 |
от 8 до 13 |
от 8 до 14 |
от 14 до 23 |
от 15 до 22 |
планирование решения проблемы |
от 2 до 10 |
от 3 до 9 |
от 11 до 15 |
от 10 до 13 |
от 16 до 18 |
от 14 до 18 |
положительная переоценка |
от 3 до 9 |
от 1 до 9 |
от 10 до 15 |
от 10 до 14 |
от 16 до 21 |
от 15 до 19 |
Примечание: а – выборка старше 20 лет (n = 381 чел.);
б – выборка младше 20 лет (n = 219 чел.).