Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности

См. Психологический журнал том 26. № 5. 2005.

Инструкция:

«Прочитав в предложенном ниже списке названия качеств личности, выберите из каждой пронумерованной пары качество, которое свойственно Вам в большей степени, и поставьте в бланке ответов ту цифру, которая соответствует степени выраженности данного качества:

1 – качество, представленное в левом столбце, проявляется часто;

2 – качество, представленное в левом столбце, проявляется периодически;

3 – трудно сказать, какое качество проявляется;

4 – скорее проявляется качество, представленное в правом столбце;

5 – качество, представленное в правом столбце, проявляется часто.

Будьте искренними. Полученные результаты будут использовать в целях повышения эффективности психологической службы».

1

Жизнерадостный

1

2

3

4

5

Переживающий разочарование, легко огорчающийся

2

Вынужден подчиняться обстоятельствам, нерешительный

1

2

3

4

5

Способный противодействовать обстоятельствам, решительный

3

Ироничный (недовольный происходящим)

1

2

3

4

5

Вдохновленный

4

Активный, деятельный

1

2

3

4

5

Сдержанный, подавленный

5

Естественный, непринужденный

1

2

3

4

5

Напряженный

6

Довольный собой, своими делами

1

2

3

4

5

Недовольный собой, критикующий себя

7

Оторванный от важных дел, переживающий разочарования

1

2

3

4

5

Причастный к общему делу, значимому для многих, достигающий высоких результатов в нем

8

Тяготящийся происходящим

1

2

3

4

5

Увлеченный происходящим

9

Стремящийся к изменениям, влияющий на происходящее

1

2

3

4

5

Вынужден приспосабливаться к происходящему

10

Решающий важные проблемы, принимающий важные решения, открывающий новое для себя

1

2

3

4

5

Вынужден приспосабливаться к происходящему, избегать поблем

11

Зависимый (несвободный) в принятии решений (в своих действиях)

1

2

3

4

5

Свободный (независимый) в принятии решений (в своих действиях)

12

Добивающийся успехов в делах, в достижении поставленных целей

1

2

3

4

5

Вынужден бороться с неприятностями, проблемами, затрудняющийся в достижении поставленных целей

13

Переживающий негативные чувства (легко расстраивающийся)

1

2

3

4

5

Переживающий позитивные чувства, воодушевленный

14

Не проявляющий (в силу обстоятельств) себя, свои способности

1

2

3

4

5

Проявляющий себя, свои способности

БЛАНК ОТВЕТОВ

Пол________ Возраст___________ Род занятий_________________________

№ пп

Какой Я вообще (чаще всего)

Какой Я в ситуации успеха (удачи)

Какой Я в ситуации неуспеха (неудачи)

1.

     

2.

     

3.

     

     

13.

     

14.

     

* Ситуации могут быть взяты по усмотрению исследователя

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цифровые ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии с ключом.

Ключ. В пунктах 2,3,7,8,11,13,14 цифра ответа соответствует получаемому баллу, т.е. за цифру 1 ставится 1 балл, за цифру 2 – 2 балла, за цифру 3 – 3 балла и т.д.

В пунктах 1,4,5,6,9,10,12 перевод цифр ответов в баллы осуществляется следующим образом: за цифру 1 – 5 баллов, за цифру 2 – 4 балла, за цифру 3 – 3 балла, за цифру 4 – 2 балла, за цифру 5 – 1 балл.

Набранные баллы суммируются.

При анализе результатов рекомендуется пользоваться сырыми баллами, проверяя их на статистически значимые различия.

Распределение тестовых баллов

№ пп

Вопросы

Минимальный балл

Максимальный балл

Среднее арифметическое

Медиана

Среднее квадратическое отклонение

1 Какой Я вообще

37

70

53,3

54

6,9

2 Какой Я в ситуации успеха

51

70

63,0

64

5,2

3 Какой Я в ситуации неуспеха

14

59

34,7

34

0,9

К анализу результатов.

 

Многообразие жизненных контекстов, в которые включен каждый человек, неизбежно влияет на проявление его личностных особенностей. В этой связи учет феномена контекста открывает новые перспективы для исследований. Для того, чтобы понять мотивацию индивида, необходимо учитывать общую структуру его потребностей в контексте жизненной и организационной ситуации. Мотивация есть результат взаимодействия индивида и ситуации, она детерминируется не только системой потребностей, но и ситуационными факторами. Контекстный подход при разработке психодиагностических методик необходим прежде всего для исследования мотивационно-потребностной сферы личности, важное место в которой занимают стремления к самореализации и самоактуализации. Отсутствие условий и способностей для продуктивно-созидательной реализации этих стремлений в тех обычных социально значимых жизненных контекстах (учеба, работа, семья), в которые включен конкретный человек, является причиной негативных тенденций в его поведении, носящих нередко разрушительный характер.

Методика может быть использована для экспресс-диагностики:

— значимости различных жизненных ситуаций (работа, учеба, общение с друзьями, другими людьми) для самоактуализации-самореализации личности и последующего определения направлений психокоррекционной, развивающей работы, проведения организационных, реорганизационных и воспитательных мероприятий;

— уровня самоактуализации-самореализации у людей, различающихся по полу, возрасту, профессии, социальному положению, успехам в деятельности и т.п.;

— динамики уровня самоактуализации в ходе проведения психотерапевтических и организационных мероприятий.

Методика может также использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей (преподавателей) для рефлексии собственной педагогической деятельности и поиска путей совершенствования преподавания учебных дисциплин; для выявления факторов и условий, влияющих на проявления самоактуализации у различных людей.