См. Психологический журнал том 26. № 5. 2005.
Инструкция:
«Прочитав в предложенном ниже списке названия качеств личности, выберите из каждой пронумерованной пары качество, которое свойственно Вам в большей степени, и поставьте в бланке ответов ту цифру, которая соответствует степени выраженности данного качества:
1 – качество, представленное в левом столбце, проявляется часто;
2 – качество, представленное в левом столбце, проявляется периодически;
3 – трудно сказать, какое качество проявляется;
4 – скорее проявляется качество, представленное в правом столбце;
5 – качество, представленное в правом столбце, проявляется часто.
Будьте искренними. Полученные результаты будут использовать в целях повышения эффективности психологической службы».
1 |
Жизнерадостный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Переживающий разочарование, легко огорчающийся |
2 |
Вынужден подчиняться обстоятельствам, нерешительный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Способный противодействовать обстоятельствам, решительный |
3 |
Ироничный (недовольный происходящим) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вдохновленный |
4 |
Активный, деятельный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сдержанный, подавленный |
5 |
Естественный, непринужденный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Напряженный |
6 |
Довольный собой, своими делами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Недовольный собой, критикующий себя |
7 |
Оторванный от важных дел, переживающий разочарования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Причастный к общему делу, значимому для многих, достигающий высоких результатов в нем |
8 |
Тяготящийся происходящим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Увлеченный происходящим |
9 |
Стремящийся к изменениям, влияющий на происходящее |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вынужден приспосабливаться к происходящему |
10 |
Решающий важные проблемы, принимающий важные решения, открывающий новое для себя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вынужден приспосабливаться к происходящему, избегать поблем |
11 |
Зависимый (несвободный) в принятии решений (в своих действиях) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Свободный (независимый) в принятии решений (в своих действиях) |
12 |
Добивающийся успехов в делах, в достижении поставленных целей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вынужден бороться с неприятностями, проблемами, затрудняющийся в достижении поставленных целей |
13 |
Переживающий негативные чувства (легко расстраивающийся) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Переживающий позитивные чувства, воодушевленный |
14 |
Не проявляющий (в силу обстоятельств) себя, свои способности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проявляющий себя, свои способности |
БЛАНК ОТВЕТОВ
Пол________ Возраст___________ Род занятий_________________________
№ пп |
Какой Я вообще (чаще всего) |
Какой Я в ситуации успеха (удачи) |
Какой Я в ситуации неуспеха (неудачи) |
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
… |
|||
13. |
|||
14. |
* Ситуации могут быть взяты по усмотрению исследователя
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Цифровые ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии с ключом.
Ключ. В пунктах 2,3,7,8,11,13,14 цифра ответа соответствует получаемому баллу, т.е. за цифру 1 ставится 1 балл, за цифру 2 – 2 балла, за цифру 3 – 3 балла и т.д.
В пунктах 1,4,5,6,9,10,12 перевод цифр ответов в баллы осуществляется следующим образом: за цифру 1 – 5 баллов, за цифру 2 – 4 балла, за цифру 3 – 3 балла, за цифру 4 – 2 балла, за цифру 5 – 1 балл.
Набранные баллы суммируются.
При анализе результатов рекомендуется пользоваться сырыми баллами, проверяя их на статистически значимые различия.
Распределение тестовых баллов
№ пп |
Вопросы |
Минимальный балл |
Максимальный балл |
Среднее арифметическое |
Медиана |
Среднее квадратическое отклонение |
1 | Какой Я вообще |
37 |
70 |
53,3 |
54 |
6,9 |
2 | Какой Я в ситуации успеха |
51 |
70 |
63,0 |
64 |
5,2 |
3 | Какой Я в ситуации неуспеха |
14 |
59 |
34,7 |
34 |
0,9 |
К анализу результатов.
Многообразие жизненных контекстов, в которые включен каждый человек, неизбежно влияет на проявление его личностных особенностей. В этой связи учет феномена контекста открывает новые перспективы для исследований. Для того, чтобы понять мотивацию индивида, необходимо учитывать общую структуру его потребностей в контексте жизненной и организационной ситуации. Мотивация есть результат взаимодействия индивида и ситуации, она детерминируется не только системой потребностей, но и ситуационными факторами. Контекстный подход при разработке психодиагностических методик необходим прежде всего для исследования мотивационно-потребностной сферы личности, важное место в которой занимают стремления к самореализации и самоактуализации. Отсутствие условий и способностей для продуктивно-созидательной реализации этих стремлений в тех обычных социально значимых жизненных контекстах (учеба, работа, семья), в которые включен конкретный человек, является причиной негативных тенденций в его поведении, носящих нередко разрушительный характер.
Методика может быть использована для экспресс-диагностики:
— значимости различных жизненных ситуаций (работа, учеба, общение с друзьями, другими людьми) для самоактуализации-самореализации личности и последующего определения направлений психокоррекционной, развивающей работы, проведения организационных, реорганизационных и воспитательных мероприятий;
— уровня самоактуализации-самореализации у людей, различающихся по полу, возрасту, профессии, социальному положению, успехам в деятельности и т.п.;
— динамики уровня самоактуализации в ходе проведения психотерапевтических и организационных мероприятий.
Методика может также использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей (преподавателей) для рефлексии собственной педагогической деятельности и поиска путей совершенствования преподавания учебных дисциплин; для выявления факторов и условий, влияющих на проявления самоактуализации у различных людей.