Изучение мотивации учения школьника

Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить всякое влияние других детей. Каждому учащемуся предъявляется бланк с перечнем из 12 занятий и предлагается подчеркнуть самые любимые.

Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), было равно числу занятий, связанных с процессуальной стороной обучения (2, 3, 5, 6, 8, 12).  В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить подгруппы, отражающие различные уровни содержательной и процессуальной сторон. Указание на пункты 1 и 10 рассматривается как свидетельство того, что учащегося привлекает занимательность на уроке;  9 и 11 – учебные факты;  4 и 7 — суть явлений;  3 и 6 — сам процесс действий;  2 и 12 – поисково-исполнительская деятельность;  5 и 8 — творческая деятельность.

Перечень занятий:

  • 1- Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
  • 2– Выводить правила на уроках математики.
  • 3- Выполнять упражнения по русскому языку.
  • 4- Узнавать, откуда произошли числа.
  • 5- Самому составлять упражнения по русскому языку.
  • 6- Решать задачи по математике.
  • 7- Узнавать, почему предмет называется определенным словом.
  • 8- Самому составлять задачи.
  • 9- Узнавать правила написания слов.
  • 10- Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.
  • 11- Узнавать о математических действиях.
  • 12- Выводить правила на уроках русского языка.

Обработка результатов:

1.Анализ материалов можно представить в таблице

Количество указаний на любимые занятия, связанные с

Содержанием   учения

Процессом    учения

ВСЕГО

Занима-

тельностью

Учебные факты

Сутью явлений

ВСЕГО

Дейст-

виями

Поисково-испол. деят.

Творч. деят.

2.Индивидуальный уровень развития учебных интересов учеников можно выявлять, оценивая каждый выбор в баллах: Выбор занятий 1, 3, 6, 10 – баллом 1;  Выбор занятий 2, 9, 11, 12 – баллом 2;  Выбор занятий 4, 5, 7, 8 – баллом 3.