Годы жизни:1915 -2002
Родина: Херсон (СССР)
Ярошевский Михаил Григорьевич родился 22 августа 1915 г. в Херсоне. Советский психолог, историк науки, методолог и философ. Доктор психологических наук (1961), профессор (1961).
Академик Академии педагогических и социальных наук (1996), Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1994), Почетный академик Российской академии образования. Окончив в 1937 г. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, М.Г. Ярошевский поступил в аспирантуру, стремясь, как и его учитель С.Л. Рубинштейн, заниматься методологическими проблемами психологии. Однако вскоре он был арестован и провел около года в тюрьме. В деле по обвинению в антисоветской деятельности вместе с М.Г. Ярошевским проходили и другие студенты и аспиранты института, в том числе и Л.Н. Гумилев, дружеские отношения с которым сохранялись еще долгое время. После освобождения М.Г. Ярошевский смог, переехав в Москву, продолжать свою научную деятельность.
В 1945 г. он защитил кандидатскую диссертацию “Учение А.А. Потебни о языке и сознании”, в которой были проанализированы психологические аспекты лингвистической теории А.А. Потебни, раскрыты взаимосвязи различных форм слова и влияние его идей на психолингвистические теории начала XX в.
В Москве М.Г. Ярошевский продолжил совместную работу с С.Л. Рубинштейном, по рекомендации которого он начал работать в Институте философии АН СССР. Однако развернувшаяся кампания борьбы с космополитизмом привела к необходимости отъезда из Москвы в Таджикистан, где М.Г. Ярошевский проработал до 1965 г. В этот же период он опубликовал одну из лучших и самых любимых своих работ “Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века” (Душанбе, 1961), которая легла в основу его докторской диссертации, защищенной в 1961 г.
С 1965 г. М.Г. Ярошевский работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В последнее десятилетие научная деятельность М.Г. Ярошевского была тесно связана и с Психологическим институтом РАО, где он занимался вопросами научных школ, существовавших в нем, а также исследованием истории института. В эти же годы он был избран почетным академиком Российской Академии образования (1990) и действительным членом Нью-Йоркской Академии наук (1994).
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы ...
М.Г. Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и ее методологии. Фактически именно он заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М.Г. Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсо-знательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы.
Анализируя связь между логикой развития научного знания и такими параметрами, как социальная перцепция, когнитивный стиль, личностные качества ученых, М.Г. Ярошевский смог показать особенности сочетания объективных и субъективных параметров в развитии теоретических основ психологии, что необходимо для понимания не только ее исторических корней, но и современного состояния. Созданный М.Г. Ярошевским подход к анализу психологии дает возможность осознать причины методологических проблем, существующих в настоящее время в психологии, и частично даже предугадать возможные перспективы ее развития в будущем.
Исследование социальной ситуации развития психологии в России привело М.Г. Ярошевского к созданию нового направления в науковедении — социальной психологии науки, которая помогла выявить не исследованные прежде аспекты научного творчества, определить понятие научной школы. Исходя из введенного им понятия “исследовательская программа”, вокруг которой объединяется группа ученых, образующих научную школу, М.Г. Ярошевский описал школы, существовавшие в российской психологии (школы Павлова, Выготского), проанализировал их методологию.
В русле социальной психологии науки М.Г. Ярошевский впервые изучил и описал особенности российской психологии, в которой зародилось направление, название им “наука о поведении”. Он доказал, что основы этого течения были заложены такими выдающимися учеными, как И.М. Сеченов, Н.Н. Ланге, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, А.Н. Бернштейн, и продолжены в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
Огромное значение для истории и методологии психологической науки имели работы М.Г. Ярошевского, посвященные изучению естественнонаучных корней российской психологии, в частности работам И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Его когнитивный стиль также отличало стремление к точности, объективному и полному анализу существа вопроса. Именно поэтому проблема детерминизма, а впоследствии и других методологических принципов психологии стала одной из центральных тем его творчества.
Тема 1. Психология как наука; предмет психологии Исторический ...
... М.,1980. - С.17-210. (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Фрейдизм). Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1999. Тема 2. Понятие о человеке ... индивида. Понятие индивидуальности, ее природа, значение в развитии личности. Человек как субъект деятельности. Направленность и ... по теме: Сознание как предмет исследования многих наук. Специфика психологического анализа сознания. Актуальность этой проблемы ...
Однако приверженность М.Г. Ярошевского естественнонаучной психологии не исключала интереса к философии, в том числе к тем психологическим концепциям, которые разрабатывались в русле русской гуманистической философии. В последние годы в фокус его исследовательских интересов попала концепция В.С. Соловьева, трагическую фигуру которого он анализировал не только с научных, но и с личностных позиций. Боязнь не успеть достроить создаваемую им концепцию исторической психологии науки, прояснить свои взгляды окружающим, в том числе и ученикам, стимулировала его научную деятельность. Это привело к необычайной продуктивности в последние десятилетия, в написании нескольких фундаментальных монографий: “Л.С. Выготский: в поисках новой психологии” (1993), “Историческая психология науки” (1995), “Наука о поведении — русский путь” (1996).
Анализ истории создания Психологического института РАО заставил М.Г. Ярошевского по новому взглянуть и на фигуру Г.И. Челпанова, который был вдохновителем изучения одной из немногих оставшихся в России немарксистских научных школ, существовавшей в Государственной академии художественных наук (ГАХН).
Изучение трагически оборвавшейся деятельности (а часто и жизни) многих российских ученых дало М.Г. Ярошевскому основание ввести в научный оборот новое понятие “репрессированная наука”, а также поставить вопрос о необходимости восстановления полной и адекватной картины развития российской психологии, искаженной вследствие многих идеологических штампов. Материалы о жизни и творчестве отечественных ученых, накопленные М.Г. Ярошевским, показали, что прекращена была деятельность не только тех, кого арестовали и расстреляли, но и тех, кто остался, но не смог продолжить свою работу в первоначально задуманном направлении. Он предполагал обобщить этот материал в новой книге “Психология в терминах драмы”, которая, к сожалению, так и не была написана.
Еще одно направление, активно разрабатывавшееся М.Г. Ярошевским, было связано с анализом методологических, теоретических основ психологии, ее проблем, принципов и категориального строя, что позволило выстроить в единую систему создаваемое на протяжении многих столетий знание о психике, ее механизмах и уровнях функционирования.