Годы жизни:1902 -1970
Родина: Монреаль (Канада)
Эрик Леннард Берн — американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Д-р медицины, профессор. Ученик П. Федерна. Родился и получил медицинское образование в Канаде.
После окончания университета в Монреале эмигрировал в США, где продолжил образование, специализируясь в психоанализе. Являясь армейским психологом, во время Второй мировой войны начинает использовать групповую психотерапию. В 1947 г. (с предисловием психоаналитика А.Брилла) опубликовал книгу «Психика в действии» (которая в дальнейшем многократно переиздавалась в разных странах под названием «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». В последующие годы работал в ряде клиник и вел широкую частную практику.
Основал Международную Ассоциацию Трансактного анализа, в которую входят многие страны мира, в том числе и страны СНГ. Первая научная работа Б. посвящена изучению интуиции. Интерес к этой проблеме сохранялся у него всю жизнь. В 1977 году, уже после его смерти, все работы Б. по этой проблеме были собраны в книге «Интуиция и эго-состояния».
Отойдя от классического психоанализа, которым занимался 15 лет, Б. разработал свою собственную психотерапевтическую концепцию — трансактный анализ (анализ взаимодействий людей).
Хотя он всегда подчеркивал отличия своего подхода от взглядов З. Фрейда, последний оказал на его взгляды значительное влияние, которое не отрицал и сам Б. Он говорил о том, что если представить теорию трансактного анализа в виде яблока, то психоанализ будет его сердцевиной.
Как и многие представители неофрейдизма, Б. заострил свое внимание на социальных аспектах этиологии психических расстройств, называя на первых порах свой подход «социальной психотерапией». В основе учения Б. лежит его представление о личности: в каждый момент человек может находиться в одном из трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), переключаясь в другое состояние при изменении ситуации.
В ключевом для трансактного анализа понятии «эго-состояние», которое впервые было использовано учителем Б.П. Федерном, отразились как психоаналитическое учение о личностной динамике, так и оригинальные взгляды Б., берущие начало из его практического опыта. На работе с эго-состояниями клиентов (структурном анализе) строится изучение межличностных взаимодействий (собственно трансактный анализ), стереотипных манипулятивных поведенческих схем (анализ игр) и долговременных жизненных планов (анализ сценария).
Речевая продукция как материал для анализа особенностей психологических ...
... Ваклер, 2001. – 352 с. 22. Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, №3 (электронное издание). 23. Калмыкова Е.С., ... изучение речевой продукции как материала для анализа особенностей психологических состояний автора. Объект исследования – речевой продукции как материала для анализа особенностей личности человека. Предмет исследования – ...
Задачей психотерапевта становится избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и соответствующего сценария, а также достижение близости и независимости в межличностных отношениях. Основные положения теории Б. изложены в книгах «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» (1966) и «Что мы говорим после того как произнесли приветствие (Люди, которые играют в игры).
Психология человеческой судьбы» (1972).
В России обе эти книги были изданы в одном томе в 1988 г. В своей идеологии трансактный анализ близок другим направлениям психотерапии, в особенности гештальттерапии. В отличие от последней в трансактном анализе больший акцент, как правило, делается на рациональных акцентах психотерапии (актуализация эго-состояния «Взрослый»).
Б. также автор книг: «Структура и динамика организаций и групп», М., 1963; «Секс в человеческой любви», М., 1970 и др.
______________________________
История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.