Структура тренинга: 9 занятий по 4 часа.
График проведения занятий: 3 раза в неделю.
Общее время тренинга 36 часов.
Количество участников: 10-15 человек
Блок 1. Рефлексия Занятие № 1 Знакомство, обсуждение ожиданий слушателей и содержания программы
Тренеры фиксируют ожидания, резюмируют их и высказывают свои ожидания от программы и участия студентов. Проводится обсуждение противоречивых ожиданий. Раздается краткий план занятий, происходит обсуждение программы.
Процедура 1. Прояснение ожиданий участников, их обсуждение.
«Автобусная остановка» — вариант упражнения на прояснение ожиданий и целей участников группы.
Цель: Дать представление о целях и мотивах, побудивших участников группы принять участие в тренинге (программе).
Время выполнения: 15-20 минут
Описание упражнения:
Тренеры на планшетах или стенах в разных концах комнаты вывешивают три листа ватмана. На каждом листе выписывает один из следующих заголовков:
- Знания, которые я хочу получить во время тренинга
- Умения, которыми я хочу овладеть
- Опыт, который я хочу получить.
Группа делится на три подгруппы. Сформированные группы двигаются по часовой стрелке от одной остановки к другой и их участники заполняют листы. Если ожидание или цель участника уже выписаны кем-то из предыдущей группы, то рядом с ним человек ставит звёздочку. После того как каждая группа побывает на всех трёх остановках, тренер может дать свой комментарий, касающихся целей и особенностей тренинга, проговорить возможности работы с тем или иным навыком, указанным в списках.
Процедура 2. Выработка групповых норм и правил
- Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
- Говорите по существу
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?»
Тренинг для подростков Занятие 1
... в процессе тренинга, за пределы группы. Цель: Знакомство с методами и правилами работы группы, объединение участников, создание общего эмоционального подъёма Установка на цель занятий, пояснение задач тренинга и установка ... и т.п. Необходимо самостоятельно придумать диалог в паре, исходя из роли. 6. Обсуждение 7. Упражнение на самоанализ закончить предложение по кругу: «Раньше я был (а) ...
- Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
- Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени.
- Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
- Правило «стоп»
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
- Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю, что…» и т.п.
Процедура 3. Знакомство с помощью «Интервью»
Цель:
— развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,
— сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача — подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
.
Процедура 4. Рефлексия «Здесь и теперь»
Цель: знакомство с сутью процесса рефлексии, отработка навыков рефлексии.
Участникам предлагается оценить степень своей усталости, активности и интереса к происходящему по семибальной шкале.
Тест: диагностика уровня рефлексивности по методике А.В.Карпова (см. Приложение 1)
Мини-лекция. Основные понятия рефлексивной работы
Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, является рефлексия. Можно считать, что рефлексия – ключевой момент развития личности. Можно выделить два типа рефлексии (по предмету, на который она направлена):
- Рефлексия как техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы со стороны. Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.
- Рефлексия состояний. Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексии позволяет восстановить нормальную работоспособность.
Учиться рефлексии трудно и начинать нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе «стоп», заглянуть в себя и задать себе вопрос: «Почему это произошло?», «Что стоит за тем или иным моим действием?».
Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка
... которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию. Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов - Г.П.Щедровицкого, С.А.Рубинштейна, Л.И.Божович, ... в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать ...
Условно этот процесс можно изобразить так:
«Я» осуществляю рефлексивный выход, т.е. осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и свою ситуацию извне;
«Я» нахожусь в рефлексивной позиции, т.е. занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации;
«Я» осуществляю рефлексивное отношение, т.е. отношусь к себе, к своей ситуации как к целому из рефлексивной позиции, смотрю на себя со стороны.
Процедура 5. Тестовый замер (стратегии поведения в конфликте, уровень конфликтности личности).
Домашнее задание: подготовить письменно описание какой-либо конфликтной ситуации.
Занятие № 2.
Процедура 1. Приветствие.
Цель:
— формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
— создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Время выполнения: 10-15 минут
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Ведущим следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По его окончании тренеры разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Процедура 2. «Квадрат»
Цель: установление контакта с группой, сбор информации об участниках, активное включение людей в интерактивный режим работы.
Время выполнения: 20-30 минут.
Это упражнение хорошо подходит для первичного знакомства участников, обмена чувствами, информацией, а также активного взаимодействия. Упражнение также поможет увидеть тренерам тех участников, которые готовы задавать тон в группе.
Участникам предлагается распределиться по четырём углам комнаты по следующим признакам:
- Предпочитаемые музыкальные стили (поп музыка, рок музыка, классика или русская народная музыка, «хип–хоп»).
Созданной группой презентовать выбранное направление музыкальным фрагментом.
- Любимый киножанр: (комедия, боевик, мелодрама (сериалы), фантастика или ужасы).
Каждому из участников группы (или по желанию) объяснить, за что он любит этот жанр;
- «Времена года»
Инструкция: Теперь распределитесь по группам согласно тому времени года (зима, весна, лето, осень), когда вы родились. Сделайте презентацию своего времени года в свободной форме. Это могут быть шумы и звуки, характерные для этого времени года, песня, стихотворение, этюд и т.п.
Для взрослых групп хорошо использовать следующие разбивки:
— Старший, младший, средний, единственный ребёнок в семье.
Вопросы к участникам: «Расскажите, исходя из своего опыта об особенностях (участи) этих детей в семье». «Какие плюсы и минусы есть в том, что вы родились первым?», Организуйте небольшую дискуссию, подключив к обсуждению другие группы, — «А что думают об этом младшие дети?», «Какая основная черта отличает вашу группу от других?».
Используя это упражнение можно быстро и наглядно определить в общих чертах «портрет группы». Для этого предложите участникам разбиться по тем признакам, которые в данной группе будет интересно и полезно исследовать. Например, по стажу работы (до года, от 1 до 3 лет, от 3 до 10 лет, более 10 лет); по месту проживания; по образованию и т.п.
Процедура 3. Рефлексия «здесь и теперь».
Цель: отработка навыка рефлексии, отработка навыка самодиагностики состояния.
Участникам предлагается выразить свое состояние на данный момент, свое представление о происходящем с ними и с группой в любой форме: вербально, невербально, рисунком.
Процедура 4. Разбор конфликтной ситуации в мини-группах
Участниками выбирается конфликтная ситуация, подготовленная дома. Случай предлагается как раздаточный материал на карточке вместе с вопросами. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек и готовят сообщение от подгруппы по всему списку вопросов. После общего обсуждения тренеры просят каждого записать резюме анализа КС. Далее по той же схеме анализируется вторая КС. Выясняется, чем различаются ситуации, чем похожи. Сходства и различия фиксируются на доске или ватмане и на бланках участников. После тренеры просят участников сформулировать выводы, мораль. Затем участники рассказывают о них. Список вопросов (смотреть Приложение 2).
После того как работа в подгруппах завершилась, все возвращаются в общий круг и слушают сообщения. Во время сообщений тренеры могут задавать уточняющие вопросы и вопросы, помогающие развернуть ответы полнее. Тренеры также активно вовлекают остальных студентов в обсуждение, сравнивая ответы разных подгрупп. Важно, чтобы развернулась дискуссия, во время которой желательно также продемонстрировать способы ее организации.
После того как все сообщения обсуждены, тренеры просят каждого студента записать «резюме» анализа конфликтной ситуации на листке бумаги. Тренеры поясняют, что резюме анализа пригодится чуть позже. Опорой для резюме служат те же вопросы.
После того как процедура завершилась, предлагается для обсуждения второй случай и повторяет работу сначала.
После обсуждения второй ситуации можно предложить выяснить, чем они отличаются. Задание может быть примерно таким:
«Мы проанализировали две конфликтные ситуации. Как вы думаете, чем они отличаются? Чем они похожи между собой?»
Для того чтобы зафиксировать ответы на вопросы, тренер на доске или на ватмане рисует две колонки с названиями «сходства» и «отличия», предлагает группе в целом их сформулировать, и записывает в ту или иную колонку. Студенты работают на собственных бланках.
Таблица сравнения ситуаций
Сходства |
Отличия |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. |
Какие выводы можно сделать? Какова мораль? Из этого анализа я сделал(а) вывод, что конфликты в… |
После того как таблица заполнена, тренеры просят студентов посмотреть на таблицу в целом и ответить на вопрос:
«О чем нам говорят эти результаты? Какие выводы мы сейчас можем сделать? Какова мораль?»
Далее можно попросить студентов подумать несколько минут и записать выводы, мораль к себе на листок, а затем по очереди рассказать о них. Тренерам важно зафиксировать все значимые выводы.
Проводиться тест Томаса
Мини-лекция. Представление о конструктивном подходе к конфликту, базовые понятия и модели разрешения конфликта
В качестве рабочего определения конфликта может выступить следующее: конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.
Наиболее распространенным представлением, обсуждаемым как стратегии поведения в конфликте, является модель К.Томаса, согласно которой конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системе координат, где:
— по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;
— по горизонтальной оси — степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений
Таким образом, минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избегания (ухода); максимальная по вертикальной оси образует соперничество; по горизонтальной — приспособление; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество; и срединное положение соответствует компромиссу.
Согласно этой модели:
Избежание (уход) — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта.
Соперничество (борьба) — стремление к доминированию и в конечном счете устранению одной из сторон в конфликте.
Приспособление — уступки противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Сотрудничество — стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.
Компромисс — взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.
Б.И.Хасан считает, что не все из приведенных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии. Так, приспособление, избежание и взаимные уступки являются, очевидно, характеристиками процесса взаимодействия и не содержат целевых установок, связанных собственно с противоречием. Это позволяет отнести их к тактикам поведения в конфликте, поскольку они способствуют не столько разрешению, сколько разрешанию, т.е. определенному способу организации процесса. Можно рассматривать эти формы поведения как реактивные по отношению к факту конфликта в целом, а не как стратегии участников, реализуемые для разрешения. Таким образом, можно охарактеризовать модель К.Томаса с точки зрения двух оснований.
Первое основание — позиция того, кто говорит. «Это стратегии разрешения конфликта». Так говорит наблюдатель типиных картин соорганизации действий, типичных картин конфликтного процесса, имея в виду, что одни картины лучше, а другие хуже для решения вопроса. Заметим, что этому наблюдателю безразлично содержание разрешаемого противоречия. Он «находится» за пределами конфликта, это позиция исследователя детерминант «разрешания». Необходимо признать, что описываются возможные установки участника на процессуальное регулирование конфликта.
Второе основание — функциональное. В каких практических контекстах, относящихся к разрешению конфликта, наблюдатель говорит о сотрудничестве, соперничестве и т.д.? И что это значит для самого разрешения? Первый практический контекст — это дискуссия исследователей (наблюдателей) по вопросу о стратегиях разрешения конфликта. Для разрешения конкретного конфликта она ничего не значит, поскольку направлена на производство хороших представлений по данному вопросу. И эта дискуссия могла бы быть абсолютно бесполезной, если бы не вопрос о том, какие представления являются хорошими. С нашей точки зрения, хорошими являются те, которые способствуют продуктивному развитию конфликтной деятельности и, соответственно, употребляются людьми, озабоченными своей конфликтной компетентностью.
Второй практический контекст — разрешение конкретного конфликта.
Можно говорить всем участникам конфликта: «сотрудничать лучше, чем соперничать, потому что установка на сотрудничество способствует более качественному разрешению противоречия». И если участники конфликта принимают такую установку, то процесс разрешения имеет шансы на успех. Таким образом, знание о «стратегиях Томаса» вводится как регулятор конфликтной ситуации в целом, наблюдатель выступает теперь как консультант или посредник по отношению к конфликту как к целому. Другой случай может представлять собой консультирование одной стороны, и поэтому знание о «стратегиях Томаса» может выступить как элемент (основание) для тактики или стратегии разрешения одного из участников конфликта.
Б.И.Хасан выделяет такие базовые модели разрешения конфликта (переговоров как наиболее качественной модели организации конфликтного взаимодействия).
— арбитраж — разрешение конфликта в соответствии с установленной ранее нормой. Решение принимается арбитром. Пример: спортивный судья.
— давление (конфронтация) – дискриминация или уничтожение одной из сторон конфликта другой стороной.
— переговоры – прямое согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Наиболее универсальная модель разрешения конфликта
Процедура 5. «Слепой и поводырь»
Цель: упражнение помогает выйти на осознанное понимание таких понятий как доверие и ответственность за другого человека, учит принимать и оказывать поддержку.
Упражнение начинается с задания, когда первые номера в паре спиной падают на руки своих напарников. Последние встают в устойчивую позу, выставляют руки вперёд и мягко принимают на них падающих. Покачав немного, возвращают их в прежнее положение. Затем роли в паре меняются.
После того, как участники ощутили на физическом плане поддержку, первым номерам предлагается завязать повязками глаза своим напарникам и поводить их сначала по комнате, потом познакомить с другими помещениями, а затем вывести своих подопечных в «большой мир» на улицу (если позволяет погода).
Примерно через 10-12 минут участники пары меняются ролями. Обычно это упражнение вызывает сильные положительно окрашенные чувства, помогает понять, что, проявляя заботу о других людях, они заручаются их доверием, учатся в разные моменты жизни как принимать, так и оказывать поддержку.
Процедура 6. Упражнение «Позиция»
Цель:
— рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий
Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы «Я вижу тебя», «Я хочу тебе сказать», «Мне нравится в тебе». Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
Занятие № 3
Процедура 1. Упражнение «Кто есть кто?»
Цель: отработка умения анализировать свои личные особенности и особенности других людей
Время выполнения: 15-20 минут
Рекомендации: упражнение предлагается проводить во второй или третий день тренинга. Эти упражнения позволяют в игровой форме узнать участникам друг о друге много нового и интересного, то, что в обычном общении не проговаривается, но имеет важное значение.
Участникам раздаются одинаковые листы бумаги. Затем тренер зачитывает 6 вопросов, на которые участники дают свои ответы. Возможные вопросы:
1. Если бы вам пришлось стать животным (птицей), то в кого бы вы превратились?
2. Если бы вам предложили попробовать себя в другой профессии (виде деятельности), какую бы вы выбрали?
3. Назовите три качества (черты характера), которые вы больше всего цените в других людях?
4. Ваше любимое выражение (пословица, афоризм)?
5. Чем вы охотнее всего занимаетесь в свободное от учёбы время?
6. Если бы вы были волшебником, то от каких пороков избавили бы мир?
После того, как участники ответят на вопросы, тренер собирает листы с их ответами, перетасовывает их и поочерёдно зачитывает. Задача участников по ответам угадать автора. Участник, угадавший большее число авторов посланий, признаётся самым наблюдательным и проницательным человеком.
Кроме возможности заявить о себе и узнать больше о других, упражнение помогает тренерам (и участникам) сделать ряд выводов об особенностях, установках и ценностях практически каждого участника группы.
Процедура 2. Рефлексия «Здесь и теперь».
Цель: отработка навыков рефлексии, развитие умений самодиагностики.
Участникам предлагается написать «психологический портрет». При написании желательно проанализировать те особенности, которые они проявляют в общении с людьми и которые отличают их от других. Предлагается ответить на два вопроса.
За что меня ценят на работе (учебе)? |
За что меня можно критиковать? |
— коллектив |
— коллектив |
— руководство |
— руководство |
-… |
-… |
Дискуссия: Какие качества мешают/помогают в решении конфликтных ситуаций (каждому, а потом в группе либо список качеств и диагностика у себя по семибалльной шкале).
Мини-лекция, дискуссия. Обсуждение представлений о конфликтной компетентности.
По мнению Л.А.Петровской, конфликтная компетентность, или компетентность человека в конфликтной ситуации, представляет собой сложное интегральное образование.
Л.А.Петровская рассматривает конфликтную компетентность как составную часть компетентности в общении. Как и любое общение, конфликтное общение предполагает наличие участников и ситуации.
Основными образующими конфликтной компетентности, соответственно этому, Л.А. Петровская называет:
- компетентность участника в собственном Я («Я-компетентность»), т.е. его адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале, а также в потенциале другого участника;
- ситуационную компетентность.
«Я-компетентность», т.е. адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале является первичной и базовой образующей компетентности в общении, в том числе конфликтном. Именно точность данного психологического инструмента определяет и качество других составляющих, а также результата.
Знание о конфликте также необходимый компонент компетентности. Хотя можно быть очень осведомленным, информированным человеком, но при этом не всегда оказываться компетентным в конфликте. Знания могут оказывать мотивирующее влияние, стать компонентом социальной установки, только если они соотносятся с личным опытом.
В качестве важнейшей характеристики конфликтной компетентности Л.А.Петровская выделяет субъектную позицию участника конфликта. Такая позиция предполагает более или менее адекватное видение в конфликте того, кто, что, как, куда, с какими возможными последствиями. Субъектная позиция в конфликте как показатель компетентности это «прежде всего рефлексивная культура, которая предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте». (43) «Рефлексивная культура в конфликте включает наряду с готовностью и умением обратиться к исследованию собственного психологического потенциала также умение реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров и конфликтных ситуаций. Именно рефлексивно-эмпатийная позиция обеспечивает децентрацию в отношениях, позволяя смотреть на ситуации конфликта не только «с собственной колокольни»». (43)
Развитие психологической рефлексии, гибкости позволяет бессознательным компонентам подняться на уровень осознаваемого.
Развитию конфликтной компетентности также способствует развитие творческого потенциала, потенциала плюрализма. Конфликтная компетентность является интегральным образованием, поэтому в ней можно выделить разные уровни. По Л.А.Петровской это:
- уровень ценностей личности;
- уровень мотивов личности;
- уровень установок;
- уровень умений.
По мнению Л.А.Петровской, ценности человека оказывают определяющее влияние на характер его общения и являются стратегическими ориентирами конфликтной практики. Сюда относятся ценности различного плана, в том числе и экзистенциально-духовные.
В сфере конфликтной компетентности мы сталкиваемся с определенным набором социальных стереотипов, установок, которыми общество задает отношение к конфликту.
Еще один важный показатель конфликтной компетентности, по Л.А.Петровской, уровень культуры саморегуляции, прежде всего эмоциональной. Осознание участниками конфликтов эмоциональной вовлеченности, деструктивного потенциала эмоций – важная предпосылка «продуктивного психологического климата развития конфликта». (45)
В современной практической психологии существует целый ряд подходов к решению задачи совершенствования конфликтной компетентности. Это программы по развитию различных сторон конфликтной компетентности: рефлексии во всех ее проявлениях, культурысаморегуляции во взаимодействии, коммуникативных умений, сензитивности, креативности.
Б.И.Хасан и П.А.Сергоманов говорят о профессиональной конфликтной компетентности и выделяют два ее уровня:
- способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владению способами регулирования для разрешения;
- умение проектировать необходимые для достижения результатов развития конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации.
По мнению Ю.Антюхова, чтобы овладение конфликтологическими знаниями, а следовательно конфликтной (конфликтологической) компетентностью предполагает:
- знание предмета, методов и технологии конфликтологии;
- обладатие определенными человеческими качествами и установками,
- глубокое понимание разворачивающихся во времени и пространстве жизненных коллизии, складывающиеся вокруг конфликта;
- осознание сложности человеческих отношений, их противоречивого характера;
- принятие как негативных аспектов, так и позитивных составляющих конфликта и др.
Как было сказано выше, не все авторы разводят понятие конфликтной и конфликтологической компетентности. Ученые выделяют структурные характеристики компетентности конфликтологической, которые пересекаются, а часто и тождественны характеристикам конфликтной компетентности.
Как отмечает М.М.Кашапов, основой конфликтологической компетентности является более общее понятие – конфликтоустойчивость. Понимание конфликтологической компетентности, по его мнению, должно включать два компонента:
- операциональный (деятельностный);
- личностный (надситуативный) компонент.
В структуру конфликтологической компетентности, по его мнению, можно включить рефлексивную составляющую, с помощью которой можно актуализировать «свернутый» опыт минимального разрешения конфликтов, образовательные процессы.
С практической точки зрения значимость конфликтологической компетентности профессионала характеризуется его конкурентной способностью.
Например, условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя:
- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми
- формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации
- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях
- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации
- наличие навыков управления конфликтными явлениями
- умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов
- умение предвидеть возможные последствия конфликтов
- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты
- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов
Л.Р.Комалова в формирование конфликтологической компетентности включает 5 блоков:
1. теоретические знания в области конфликтологии (политологической, юридической, психологической, социологической и т.д.); 2. владение социальными технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта; 3. формирование профессионального типа мышления, включающего рефлективность, методологичность, саногенность, объемность, креативность; 4. владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах; 5. выполнение профессионально-этического кодекса конфликтолога-практика.
Ею конфликтологическая компетентность понимается как совокупность компонентов: гностического, пространственного, конструктивного/регулятивного, коммуникативного, нормативного и рефлексивно-статусного компонентов, — характеризующих различные виды компетентности. Развитие каждого из представленных видов компетентности приводит к развитию конфликтологической компетентности. Можно сформулировать определенные требования, предъявляемые к специалисту, желающему повысить свой уровень конфликтологической компетентности. Во-первых, специалист должен обладать высокой способностью к рефлексии и самопознанию. Во-вторых, необходимо помнить, что конфликтологическая компетентность развивается в процессе приобретения опыта конструктивного взаимодействия в конфликтах. Следовательно, не следует избегать разрешения конфликтных ситуаций, т.е. не нужно проявлять конфликтофобию. В-третьих, специалист должен уметь четко выделять предмет конфликта и не давать эмоциям взять верх над здравым смыслом. («Конфликтологическая компетентность как профессиональный принцип конструктивной коммуникации в конфликте» Комалова Л.Р.)
Процедура 3. Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы
Цель:
— формирование адекватных реакций в различных ситуациях;
— «трансактный анализ» ответов и формирование необходимых «ролевых» пристроек.
Время выполнения: 40-50 минут
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
•Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
•Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
•Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
•Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
•Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника
Процедура 4. «Контраргументы»
Цель:
— создание условий для самораскрытия;
— умение вести полемику и контраргументацию.
Время выполнения: 40-50 минут
Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах — о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.
Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
Процедура 5. Рефлексия «Здесь и теперь»
Участникам предлагается высказаться, начиная со слов: «Сегодня я понял/поняла…»
Процедура 6. Домашнее задание. Подумать над вопросами, ответы написать письменно.
- Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
- Достаточно ли я уверен в себе?
- Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости?
- Могу ли я принимать критику в свой адрес? Могу ли я открыто обсуждать свои проблемы?
- Могу ли я взглянуть на мир глазами других людей?
- Нравятся ли мне тесные контакты с людьми, или легче общаться отчужденно?
Блок 2. Креативность Занятие №1
Процедура 1. Обсуждение домашнего задания
Процедура 2. «Сегодня мне нравятся люди»
Один человек выходит в центр круга, его стул убирают. Ведущий говорит: »Сегодня мне нравятся те, кто..» и называет внешнюю характеристику, общую для какой-либо группы (цвет одежды, цвет глаз, тип одежды и т. п.).
Все, кто подходит к этой группе, должны встать и поменяться местами. Кому не хватило места, становится ведущим или ведущей.
Процедура 3. «Красное и чёрное»
Группа делится на две команды. Каждой команде выдаётся один или несколько бланков со следующим заданием:
Ваша задача — разбогатеть. Ваше богатство — очки, и Вы зарабатываете (или теряете) их, делая выборы: играть на Красное или на Черное. В этой игре есть выигрышная стратегия — когда хорошо всем. Ваша задача — разгадать ее.
В зависимости от вашего выбора и выбора другой команды вы получаете очки по системе:
Ваш ход |
Ход другой команды |
Ваши очки |
Очки другой команды |
Черное |
Черное |
— 3 |
— 3 |
Черное |
Красное |
+ 5 |
— 5 |
Красное |
Черное |
— 5 |
+ 5 |
Красное |
Красное |
+3 |
+ 3 |
Решение в команде каждый раз принимается простым большинством голосов, при этом за каждого воздержавшегося — минус 1 очко, за каждого против –
минус 2 очка. Если кто-то в команде регулярно идет поперек, она может его выкинуть, но это будет стоить — минус 3 очка.
У вас может быть сколько угодно обсуждений, но в конце вопрос ставиться на голосование, результаты которого докладываются ведущим.
Время обсуждения каждого хода примерно 5 минут, но если одна из команд решение приняла, другая должна сообщить свое решение через 1 минуту.
Решение двух команд сообщается одновременно после сдачи ведущим бланков с вариантом выбора. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.
Очки 3 и 6 хода удваиваются, а очки последнего 7 хода — утраиваются.
|
Ваш ход |
Ход другой команды |
Ваши очки |
Очки другой команды |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3×2 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6×2 |
|
|
|
|
7×3 |
|
|
|
|
Комментарий к игре. Эта игра на выявление лидера, умение согласованно вырабатывать и принимать стратегически верное командное решение. Игра позволяет выйти на такое понимание командного взаимодействия, при котором другая команда воспринимается не как соперник, а как партнёр. В игре существует выигрышная для обеих команд стратегия, когда обе команды начинают ставить на «красное». Такая стратегия приводит к выполнению главной задачи, — разбогатеть не за счёт другого, отнимая у него ресурсы, а за счёт консолидированных усилий совместно наращивать эти ресурсы с пользой для себя и других.
Но велик соблазн «переиграть» другую команду, и в какой то момент поставить на «чёрное», тем самым, нарушив не гласный договор, построенный на взаимном доверии. Так как команды чаще выбирают стратегию «выиграть за счёт другого», то со стороны проигравшей команды, возникают обиды, особенно если её члены сознательно предлагали выигрышную для обеих команд стратегию. После этой игры участники сами во время обсуждения выходят на тему доверия, как необходимого условия успешной совместной деятельности. Поэтому после игры «Красное и чёрное» мы проводим упражнение на сплочение и доверие, например «Слепой и поводырь», причём пары формируем из представителей разных команд.
Процедура 4. Упражнение на креативность.
Цель: осознание барьеров креативности
Инструкция: Тренер бросает кому-то из участников мяч и называет при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, говорит «молоток». Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.
Сразу стоит оговорить, что не стоит прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Тот, кому тренер бросит мяч, должен назвать три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Нужно постараться, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого.
Это упражнение, прежде всего, направлено на осознание барьеров креативности.
Для более отчетливого их проявления тренер побуждает участников реагировать быстро, т.е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека.
В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.
В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?
Когда речь идет о трудностях, с которыми участники столкнулись при выполнении задания, тренер может обратиться, прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации. У многих из нас есть сформированный еще в детстве стереотип «Нельзя заставлять себя ждать». В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа.
Среди состояний, возникающих в ходе выполнения задания, участники называют волнение, тревогу, смущение. Возникает идея оценивания: «…все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше.»
Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности как стереотипы, желание во чтобы то ни стало сделать правильно («я молчала, потому что искала лучший вариант»), ориентация на одобрение, сниженная самооценка.
К внешним барьерам проявления креативности, которые отчетливо обнаруживают свое влияние в ходе выполнения этого упражнения, относятся: временное ограничение (ситуационный стресс — фактор), оценивание (эту реакцию участники сами приписывают окружающим их людям).
Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению креативности.
Кроме того, в ходе обсуждения появляются идеи относительно того, что помогало выполнить задание. Среди них: нестатичность возникшего образа предмета («я представляла большую люстру, поменьше, из разных материалов, со стеклянными, с плетеными плафонами, и тогда возникали все новые и новые варианты ее использования»); сознательное изменение образа предмета; свободная обстановка в группе.
Процедура 5. Упражнение на креативность.
Инструкция: «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож — придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и т.д.
Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее».
В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.
В ходе работы группы часто переходит от обычных вариантов (упал цветок- придет девушка, потому что она любит цветы; упала люстра- придет электрик, потому что ее надо починить) к более оригинальным и неожиданным (упала звезда- придет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение- прийдет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля- придет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т.д.)
Упражнение направлено на развитие гибкости, оригинальности мышления. Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулировать у участников активность правого полушария, тренер может предлагать им представлять «картинку» падающего предмета и того, кто приходит после этого события
Процедура 6. «Пирамида чувств»
Группе предлагается построить пирамиду положительных чувств. Все присутствующие, положив свою руку на руки других, говорят о том, что они вынесли для себя из этой встречи.
Занятие № 2
Процедура 1. Упражнение «Буква имени»
Инструкция: Каждый по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.
Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.
В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае тренер может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе.
Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Тренер может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.
В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.
Процедура 2. «Вместе весело шагать»
Все участники выстраиваются в одну линию. Задача членов группы, соприкасаясь обувью (левая нога находится вплотную с правой соседа) и, не разрывая контакт дойти до противоположной стенки или намеченной тренером финишной черты. При нарушении данного правила, вся группа возвращается на исходную позицию.
Упражнение, не смотря на кажущуюся простоту, вызывает большой энтузиазм у всех присутствующих, проходит весьма эмоционально и разнообразно. Успешное его выполнение, особенно после ряда неудачных попыток, вызывает всеобщее ликование группы. Индикатором сплочённости группы является нейтральная или позитивная реакция её членов на ошибку одного из участников.
Процедура 3. Диспут
Цель: развитие умений и навыков активного слушания
Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, «Да, Вы меня поняли правильно'» легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.
В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников «диспута»
Процедура 4. Умение слушать
Цель: развитие навыков активного слушания
Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин «очень скучного рассказа». Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.).
Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.
Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»).
Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.
Мини-лекция. Рассказ о техниках активного слушания Типичные приемы активного слушания
1. Глухое молчание
2. Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.).
3. Эхо — повторение последних слов собеседника.
4. Зеркало — повторение последней фразы с изменением порядка слов.
5. Парафраз — передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. Побуждение — междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и…», «Ну и что дальше ?», «Давай-давай» и т п.).
7. Уточняющие вопросы — вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический».
8. Наводящие вопросы — вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.
9. Оценки, советы
10. Продолжения — когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».
11. Эмоции — «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну», «скорбная мина» и пр.
12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания — высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати о музыке… » и следует информация о гонорарах известных музыкантов).
После ознакомления со списком ведущий предлагает «рассказчикам» описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: «Поддержка — Уяснение — Комментирование» и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте «Поддержки» наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте «Уяснения» — уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте «Комментирования».
Процедура 5. Упражнение на креативность «Составь предложение»
Инструкция: «Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе- на букву Г, третье- на О, четвертое на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».
Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течении трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.
Затем тренер продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа).
Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.
Упражнения, включенные в это занятие, посвещены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т.д. Кроме того, сюда вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.
Процедура 6. «Веночек пожеланий»
Все присутствующие поочередно кладут руки на плечо соседу и дарят знания и впечатления, которые вынесли из тренинга. Когда круг замкнется, тренер может сказать, опуская руки, мы не разрываем этот круг, все присутствующие здесь присоединяются к большому кругу тех, кто уже прошел наши тренинги. Наш круг может поддержать нас в трудную минуту.
Занятие № 3
Процедура 1. «Вспомнить человека-эталон»
Инструкция: «Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим».
Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основами. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.
После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.
Процедура 2. «Обратная связь соседу»
Инструкция: «Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева).
Вспомните все его проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».
Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.
Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений: «люблю грозу в начале мая», некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.
Процедура 3. Ролевая игра «Сглаживание конфликта»
Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий — играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
— Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
— Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
— Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Мини — лекция. Творческие приемы реагирования на критику. Отработка полученных навыков с помощью проигрывания ситуаций.
Мы должны формировать в себе конструктивное отношение к критике в свой адрес, представление о корректности в форме и содержание критики, критично относиться к себе. Творческое, корректное реагирование на критику помогает избежать конфликта и строить позитивные отношения.
- Метод «Да-но». Выявление односторонности доводов оппонента.
- Метод «кусков». Расчленение доводов на верные и ошибочные.
- Метод «бумеранга». Использование оружия оппонента. «Вы тратите слишком много времени на обсуждение этой проблемы». «Это оттого, что вы задаете слишком много интересных вопросов».
- Метод потенцирования. Смещение акцента своего ответа на ту часть высказывания оппонента, которая устраивает.
- Метод «выведения». Семь «да». Сконструировать вопросы так, чтобы положительный ответ оппонента был предопределен.
- Метод видимой поддержки. Сначала соглашаемся, а потом контрудар.
- Ссылка на авторитеты.
- Сжатие нескольких замечаний. «Спасибо, вы были вежливы».
- Психологическая пауза. Откладывание ответа на более благоприятное время.
- Инверсия смысла. Приведение противоположных по смыслу аргументов.
- Гиперболизация. Доведение замечания до абсурда.
- Внешнее согласие с критикой. Да, я знаю что…..
- Открытость высказывания. Меня поражает ваша осведомленность.
- Отсрочка.
- Расширяющая гипотеза.
- Биномное высказывание.
- Психологический экран
- Проявление чувства юмора.
- Позитивное мышление.
- Перехват инициативы.
- Риторический вопрос.
- Проблематизация.
- Схематизация.
- Визуализация.
- Мета-позиция.
Затем в парах попробовать отработать эти приемы. Например, как творчески уйти от оскорбления типа: «Ты дурак».
Процедура 4. Упражнение на креативность.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем- называем какой-либо цвет, а когда ловим — объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе»
Использование в инструкции слова «объект», а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.
Процедура 5. Упражнение на креативность « Монолог от имени предмета»
Цель: развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, «приобретение новых глаз»
Инструкция: Участникам предлагается внимательно посмотреть вокруг и выбрать любой предмет, находящийся в комнате, от имени которого они готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы произнести, кто-то из участников начинает, и все по очереди произносят свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога.
Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносит монолог от имени дверной ручки, говорит: «Мне приятно ощущать тепло человеческих рук» или «Ночью, когда «она» находится без движения, особенно чувствуется холод и скука». Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка «не знает» что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана.
Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.
Процедура 6. «Искорка»
Все присутствующие берутся за руки. Тренер сжимает руку стоящему рядом. Это «пожатие» передается поочередно и по кругу всем, пока не вернется к тренеру. Можно сказать, что это искорка поддержки нашего круга.
Блок 3. Сензитивность/общение
Этот блок направлен на развитие способности осознавать чувства, на повышение уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации и развитию телесного внимания.
Занятие № 1.
Процедура 1. Приветствие
Участникам предлагается поприветствовать друг друга по кругу, используя разные способы. При этом приветствие не должно повторяться
Процедура 2. «Мышка в домике»
Цель: выявить стратеги и позиции участников в процессе совместной работы
Время выполнения: 12-15 минут
Ход выполнения. Участники разбиваются на две группы. Членам первой группы даётся лист бумаги (формат А-3) и задание нарисовать домик. Членам другой группы даётся карандаш (фломастер) и задание нарисовать мышку. Затем участники сами должны найти себе пару из другой группы и используя один карандаш одновременно выполнить своё задание. При этом нельзя разговаривать. /Обычно рисуя, участники пары берут карандаш правой рукой, при этом рука одного человека захватывает руку другого./
Обсуждение проходит в общем круге. Каждая пара выкладывает на пол перед собой «совместное произведение» и комментирует полученный результат и ход выполнения упражнения.
Комментарии: Часто участники, стараясь как можно скорее выполнить свою задачу, (хотя время выполнения не задаётся) пытаются насильно принудить «партнёра» рисовать то, что им было задано. Со стороны это выглядит как поединок двух борцов в борьбе вольного стиля. Поэтому необходимо обсудить выбранные парами стратегии «выиграть-проиграть», когда каждый зачастую применяя насилие, старается победить другого и «выиграть-выиграть», когда партнёры поочерёдно выполняют свою задачу, не ущемляя интересов другой стороны. И тот результат (он виден на рисунке) к которому приводит выбор той или иной стратегии.
Процедура 3. «Если бы, я стал бы….»
Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «… я стал бы требовать жалобную книгу».
Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
Процедура 4. «Круги ощущений»
Цель: внутреннее структурирование воздействий, анализ их значимости для «Я» и тела.
Группа разбивается на пары. Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди осознаванием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах «прели», доносящийся через форточку, ровный ритм дождя успокаивает меня (раздражает), слышу…» и т.д. Перечисляются все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в сознании «здесь и теперь». Нужно избегать оценок и интерпретаций, только фиксировать воздействия. Слушающий партнер должен помочь не соскользнуть в другую зону.
Теперь обратите внимание на внутренние ощущения: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (измените позу в этом случае), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм.
Последняя зона включает в себя психическую активность, отличную от текущего опыта, — это воспоминания, планы, настроения, фантазии, тревоги.
Пройдя по всем трем зонам, попробуйте не управлять вниманием, отметьте, к какой зоне относится ваше сознание. После того, как вы научились идентифицировать каждую зону, можно попробовать переключение из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью.
Процедура 5. Путаница
Участникам предлагается встать в круг, закрыть глаза, вытянуть руки вперёд и в таком положении двигаться к середине круга. Затем, войдя в соприкосновение, соединить руки. При этом образуется весьма запутанный узел, который необходимо распутать, не разрывая рук. «Узел противоречий» может распутывать человек со стороны (можно предложить эту роль человеку, которому неудобно по каким-либо причинам принимать участие в этой игре из-за тесного телесного контакта) или самим участникам попробовать решить эту задачу
Процедура 6.Экстрасенс
Упражнение проводиться в парах. Участники садятся друг напротив друга и молча, внимательно смотрят в глаза друг другу в течение 2-3минут. Пытаясь понять о чем думает их напарник. Какое у него сегодня настроение, что его волнует и т.д. Далее идет обсуждение( что отгадали, что не отгадали, что помогало отгадать мысли другого человека, по каким признакам определили и т.д.)
Процедура 7. «Последняя встреча»
Участникам нужно закрыть глаза и представить, что они последний раз встретились вместе. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это.
Занятие № 2
Процедура 1. Приветствие
Участники должны придумать фразу, девиз, который бы определял их отношение к жизни, к другим людям (в целом, на сегодняшний день)
Процедура 2. «Изюминка»
Участники на половинках листа формата А-4 пишут или рисуют что-то, что на их взгляд отличает их от других людей. Это может быть какая-то черта характера, умение, способность, хобби, любая другая индивидуальная особенность.
Затем из этих листов все делают самолётики (текстом внутрь), запускают их по команде тренера, подбирают ближайшие, снова запускают. Всё это повторяется до тех пор, пока листки с записями основательно не перемешаются. После этого у каждого из участников группы на руках оказывается листок бумаги. Первый слева от тренера человек разворачивает попавший к нему в руки самолётик и зачитывает послание. Другие члены угадывают, кому оно принадлежит. Человек, которого «угадали», зачитывает попавшее к нему письмо и игра продолжается по той же схеме. Как и в предыдущей игре, можно ввести соревновательный момент и выявлять победителя, человека отгадавшего наибольшее количество посланий. Чтобы создать интригу и выявить мистеров и миссис Х, можно предложить участникам лишь три попытки. Если с трёх попыток никто не угадывает автора, игра продолжается и текст зачитывает следующий, сидящий слева по кругу человек.
Процедура 3. Упражнение на креативность
Инструкция: «Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.
Процедура 4. Игровая процедура «Конфликт понимания»
Игровая процедура предназначена для моделирования и изучения ситуаций соотнесения внутренних и внешних конфликтов в условиях организации понимания в учебных коммуникациях или при передаче управленческих решений для исполнения.
1-й этап. Тренеры приглашают одного из участников в качестве помощника. Помощник выступает в роли индуктора. Он садится на стул спиной к остальным участникам и получает лист с достаточно простым графическим изображением. Этот рисунок виден только индуктору.
Инструкция 1
Сейчас мой помощник держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком. В его задачу входит рассказать вам о том, что он видит, таким образом, чтобы Вы могли максимально адекватно изобразить аналогичный рисунок на своих листах. При этом прошу Вас воздержаться от всяких реплик. Работать будем в условиях строгой односторонней связи.
Затем группа приступает к выполнению задания. После окончания лист с исходным рисунком группе не показывается. Далее группе участников задаются вопросы: — индуктору: Какие трудности он (она) испытывал при выполнении задания? Что он (она) изменил бы в своих действиях, если бы ему (ей) вновь пришлось выполнять аналогичное задание? Представлял ли он (она) какое-то конкретное лицо, которому было адресовано описание рисунка?
Представляет ли он (она) себе, какие трудности испытывала группа при выполнении задания?
— группе: Есть ли удовлетворение от работы индуктора? Какие замечания можно сделать индуктору? Что можно было бы сделать на месте индуктора? Каковы причины тех или иных затруднений индуктора? Есть ли такие затруднения, которые индуктор не осознает? Почему?
2-й этап. Приглашается другой участник в качестве индуктора. Первый при этом занимает позицию супервизора и как испытуемый или активный участник уже не выступает.
Инструкция 2
Теперь Вы уже имеете опыт выполнения подобного рода заданий. Вам предстоит повторить эксперимент с другим, но подобным предыдущему рисунком. Постарайтесь сделать это с учетом тех замечаний, которые были высказаны во время обсуждения.
После выполнения задания рисунок не предъявляется. Проводится обсуждение по вышеизложенной схеме.
3-й этап. Приглашается третий участник в качестве индуктора. Второй переходит в наблюдатели вместе с первым. Они, оба воздерживаясь от комментариев, могут посмотреть, как выглядят рисунки, сделанные по их описаниям участниками. Третьему индуктору предлагается другой рисунок; он (она) садится лицом ко всем участникам.
Инструкция 3
Условия нашего эксперимента существенно меняются. Теперь индуктору разрешается не только видеть вас, но и с вами разговаривать. Вы можете задавать ему (ей) вопросы, делать замечания. Те же права есть и у индуктора по отношению к Вам. Не разрешается только показывать руками. Условие прежнее: Ваши изображения должны быть максимально похожи на то, которое описывает индуктор.
После выполнения задания для сравнения предъявляются оба рисунка. Победителем объявляется тот участник, у которого наименьшее количество расхождений в рисунках второй и третьей пробы с оригиналами. Затем проводится обсуждение по предложенной схеме, и делаются обобщающие выводы.
Конфликтность, связанная с необходимостью сопоставить собственные ресурсы трансляции с ресурсами понимающей стороны, обнаружить и преодолеть рассогласования для достижения понимания, основана на привлечении различных средств. Это и становится предметом изучения и дидактического тренинга.
Процедура 5. Грани сходства и грани различия
Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга и молча на листках бумаги начинают писать в чем они похожи друг на друга. «Мы оба…»
Обсуждение
Тоже самое, что и в предыдущем упражнении. Предложение строятся: «Ты более…» «Ты менее…»
Процедура 6. Гомеостат
Участники встают в круг. Задача участников молча, не переговариваясь и не совещаясь выбросить одно и то же число пальцев на руке. Игра заканчивается тогда, когда все учасники будут показывать одинаковое число пальцев. Обсуждение.
Процедура 7. «Чемодан»
Нарисуйте на бумаге чемодан и попросите всех присутствующих поочередно сказать, какие знания и навыки, полученные на тренинге, они хотели бы взять с собой в дорогу. Это упражнение хорошо проводить в конце всего тренинга.
Занятие № 3
Процедура 1. Рефлексия «Здесь и теперь»
Тренеры просят каждого участника высказаться, каково общее впечатление от тренинга, какие выводы они для себя сделала, что можно сформулировать как результат работы.
Процедура 2. Составление списка индивидуальных результатов
Участникам следует мысленно окинуть взором весь тренинг и отметить на листочке те результаты, которых он лично достиг за время практикума, какие положительные и отрицательные выводы он лично для себя сделал.
Процедура 3. Тесты
Процедура 4. Доверяющее падение
Цель:
— формирование навыков психомоторного взаимодействия;
— сокращение коммуникативной дистанции между членами группы
Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.
По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.
Процедура 5. Упражнение «Благодарность»
Участники ходят по помещению и благодарят любого человека, за что хотят, затем переходят к другому участнику, которого хотят поблагодарить.
Заключительное слово тренеров.
Приложение 2
Список вопросов
1. Опознание.
1.1. На что это похоже?
1.2. Как это можно назвать в целом?
1.3. Какую метафору вы бы использовали для этого случая?
2. Анализ противоречия (проблемы).
2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны …, а с другой …)
2.2. Какой материал вовлечен во взаимодействие, какой материал «напряжен», сопротивляется участникам?
2.3. На что притязают все участники, в чем предмет взаимодействия?
3. Анализ сценария взаимодействия.
3.1. Какова последовательность действий сторон?
3.2. С какого действия конфликт начался?
3.3. На что похож сценарий взаимодействия в целом?
3.4. Каковы основные поворотные точки сценария? Охарактеризуйте их.
4. Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников.
4.1. Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия?
4.2. Чем это конкретное взаимодействие характерно? Сравните с другим взаимодействием.
4.3. Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили?
4.4. Какие из характеристик существенно повлияли на протекание конфликта и его разрешение?
5. Самоопределение.
5.1. Какую функциональную позицию Вы занимаете в конфликте (участник, наблюдатель, посредник и т.п.)?
5.2. Какие позиции занимают другие участники?
5.3. Какой общий рисунок образуют все позиции?
5.4. Каких позиций не хватает для разрешения?
6. Действия для разрешения конфликта (проблемы).
6.1. Какие из описанных действий объективно вели к разрешению конфликта (проблемы), а какие уводили в сторону?
6.2. Какие действия с учетом анализа можно было бы осуществить?