Заключение 8 (дифференциальная диагностика между неврозом и

6

Заключение по данным экспериментально-психологического обследования К., 23 года от 2003 г.

При проведении психологического обследования испытуемый неохотно вступает с экспериментатором в контакт. Сотрудничество носит при этом формальный характер. Однако, спустя некоторое время (ко второй – третьей встрече) формируется относительно доверительный контакт и относительно устойчивый мотив экспертизы. Истинной заинтересованности проводимым исследованием и его возможными результатами испытуемый не проявляет. Ему не столько важно узнать что-то о себе (он не понимает, зачем ему нужна подобная информация), сколько просто поговорить со специалистом, который принимает его как личность и с которым можно обсудить все то, о чем он не может говорить с друзьями, поскольку их у него нет и с родителями, ввиду их некомпетентности и неспособности его понять, как считает сам испытуемый. Поэтому в большей степени он ориентирован на общение с экспериментатором, нежели на выполнение тестовых заданий, делать которые не отказывается, но постоянно отвлекается от их выполнения, соскальзывая на посторонние темы. К самой же ситуации психологического обследования испытуемый относится настороженно и при внешней не заинтересованности результатами методик, опасается, что они могут выявить что-то негативное. Говорит, что тесты не могут дать о нем надежной достоверной информации, так как в разные моменты времени, в разных ситуациях он может отвечать на один и тот же тест или выполнять одно и то же задание по-разному, в зависимости от собственных ощущений на тот момент. Похвалу в свой адрес, за правильно, хорошо выполненные задания исследуемый воспринимает чаще негативно, утверждая, что экспериментатор умышленно его хвалит, чтобы скрыть от него истинное положение дел. Желание испытуемого получить помощь со стороны экспериментатора в разрешении его проблем сопровождается у него подозрительностью и опасениями быть оцененным.

Фон настроения ровный с тенденцией к понижению. Мимические проявления бедные. Движения не многочисленные, скованные. Иногда «застывает» в одной позе, фиксирует взгляд в одной точке. Голос тихий. Речь аграмматична, плохо модулирована, бедный словарный запас. Внешне безэмоционален, несколько заторможен. Отмечается недостаточность осмысления возникающих эмоций и аффективного контроля.

В беседе обследуемый активен, задает большое количество вопросов. Однако вести полноценный диалог с ним не удается, возникает впечатление, что он не слышит или не понимает собеседника и воспринимает и улавливает лишь ту информацию, которая укладывается в его картину видения ситуации. Основная жалоба, которую предъявляет исследуемый – это отсутствие интереса к чему-либо и, особенно к межличностному общению, утверждая, что он хотел бы общаться, но ему никто не интересен, а также хотел бы что-нибудь делать, но ему тоже ничего не интересно, а заставить себя трудно.

10 стр., 4867 слов

Психологическое обследование ребенка в практике консультирования

... психологических методик в процессе установления контакта. Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие экспериментатора вопросы до того, как ребенок освоится в непривычной для него ситуации. Учитывая трудности установления контакта, в начале обследования ... развития ребенка и состоянии его коровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в кототорой растет ребенок, и ...

Темп работы умеренный. Утомляемость незначительная. Элементы непродуктивности встречаются вне связи с утомляемостью. Эмоциональная поддержка и одобряющая обстановка не влияют на продуктивность работы испытуемого. Отмечается невысокий уровень трудоспособности, мотивационная и волевая недостаточность.

Целью психологического обследования явилось определение особенностей когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), качественный анализ интеллектуальной деятельности и описание профиля личности для верифицирования шизофренического патопсихологического симптомокомплекса.

В результате проведенного обследования были получены следующие данные:

Внимание.Исследуемый выполнял пробы на внимание с переменной успешностью. Он мог быть неуспешным в начале обследования и достаточно продуктивным к концу и наоборот, а также мог несколько раз сделать в течение короткого промежутка времени одно и то же задание, и каждый раз с разными результатами, что являлось отражением мотивационно — волевой недостаточности и не было связано с утомляемостью. Темп выполнения заданий при этом был невысоким. В целом у испытуемого при наличии мотивации были выявлены высокая концентрация и устойчивость внимания на объектах (он выполнил корректурную пробу за 13 минут, не сделав ни одной ошибки, при норме 10-15 ошибок за 8-11 минут).

Были определены: средний объем внимания (6 информационных единиц при норме 7+-2), повышенная отвлекаемость, затруднения переключения с одного элемента на другой.

Память. Обнаружены среднестатистические показатели течения мнестической деятельности. В методиках на непосредственное произвольное запоминание испытуемый верно воспроизвел 90% предъявленных стимулов. При этом кривая запоминания 10-ти слов носит характер «плато» (6, 8, 8, 8, 9, 9, 9, 9, 9), что при отсутствии клинически определяемого снижения памяти является косвенным признаком наличия аффективно-личностных изменений. При исследовании процесса опосредованного произвольного запоминания испытуемый ошибочных ответов не давал. Эффективность составила 100%. Пиктограммы отличались стереотипностью и носили индивидуально – символический характер, при этом рисуемые образы были адекватны по содержанию предъявляемым стимулам, эмоционально не насыщены. Продуктивность долговременного запоминания составила 90%. Механическая память развита у исследуемого лучше, чем логическая (цифры и абстрактные символы он запоминал лучше, чем слова).

Причем количество цифр в обратном порядке он запомнил больше, чем в прямом, хотя в норме счет в обратном порядке для запоминания более труден, что опять же свидетельствует о волевой недостаточности у испытуемого. Динамика мнестической деятельности не нарушена. Таким образом, непосредственное и опосредованное звенья произвольного запоминания отличаются некоторым своеобразием, но в целом не нарушены и укладываются в рамки среднестатистической нормы при наличии мотивации.

2 стр., 948 слов

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого

... испытуемый спокоен, несколько заторможен (на момент обследования ... (логического) запоминания. При кратковременном запоминании (заучивание 10 ... обследования темп работы средний, уровень трудоспособности достаточный. Наблюдаются сложности вербализации ответов (дает односложные, примитивные ответы), бедность и примитивность ассоциативного ряда, мотивационная недостаточность. Целью психологического ...

Мышление. При выполнении предложенных методик испытуемый допускал значительное количество неверных ответов по типу искажения уровня обобщения. Зачастую он производил обобщение по формальным, несущественным признакам, и хотя ошибочные суждения были эпизодичны (элементы соскальзываний) они не всегда поддавались коррекции при подсказке или просьбе подумать. Случайные, маловероятные связи актуализировались у испытуемого на ряду с упроченными, хотя с меньшей частотой. Помимо этого, испытуемому оказался не доступен скрытый смысл большинства известных пословиц, что свидетельствует о снижении целенаправленности и критичности мышления.

Таким образом, у испытуемого были диагностированы нарушения операциональной стороны мышления по типу искажения процессов обобщения и отвлечения, а также нарушения личностного компонента мышления (элементы соскальзываний, разноплановости, резонерства).

Однако правильное выполнение большинства заданий, свидетельствует об относительной интеллектуальной сохранности.

У испытуемого был диагностирован средний уровень интеллектуального развития (методика Векслера).

Общий IQ– 99 (средний интеллект).

При этом были выявлены несоответствия между отдельными структурными компонентами интеллекта. Формальное абстрактно-логическое мышление развито у исследуемого лучше, чем образное, практическое мышление, реализующееся в действии. При значительном межтестовом разбросе наблюдался к тому же достаточно выраженный интратестовый (внутритестовый) разброс, т.е. несоответствие уровня решения отдельных заданий в пределах одного субтеста объективной степени трудности этих заданий, а также встречались не всегда адекватные ответы на вопросы экспериментатора с целью выявления способности коррекции неверных ответов, что указывает на снижение критичности. Наименьшие шкальные оценки были получены испытуемым по субтестам «понятливость» (6 баллов) и «расположение картинок» (6 баллов).

Эти оценки не укладываются в среднюю норму, а соответствуют уровню интеллектуальной недостаточности, поэтому на общем фоне относительно сохранного интеллекта выглядят как западения. Низкий балл по субтесту «понятливость» говорит о невысоком социальном интеллекте, недостатке житейского опыта и здравого смысла (этот субтест является одним из ведущих для дифференциальной диагностики невротического и шизофренического патопсихологических симптомокомплексов).

А низкие показатели по субтесту «расположение картинок» свидетельствуют о недостаточно тонком понимании исследуемым причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, недостаточности эмоционального опыта и чувства юмора (также как субтест «понятливость» имеет важное клиническое значение при диагностике шизофренического ППС).

14 стр., 6968 слов

Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые ...

... качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра ... доказать из опыта над животными, что мозг является органом ощущения и мышления. Он считал пневму, которая обеспечивала циркуляцию по нервам, носителем душевных процессов. ...

Максимальные оценки были получены испытуемым по субтесту «конструирование из кубиков» (13 баллов), что свидетельствуют о высокой для среднего интеллекта аналитико-синтетической способности, пространственной координации и интеграции абстрактного материала (в частности геометрических фигур) и говорят об отсутствии дезорганизующего влияния эмоций.

По данным И.Н. Гильяшевой, разработавшей диагностические критерии для дифференциальной диагностики вялотекущей шизофрении с неврозами и психопатиями, в группе больных шизофренией самые низкие баллы были получены по субтестам «понимание» и «расположение картинок», отражающих социальный интеллект, а самые высокие показатели по субтесту «конструирование из кубиков». Подобное имеет место и в данном интеллектуальном профиле, а диагностический коэффициент, установленный для постановки диагноза шизофрения достигает здесь предельных значений.

Исследование личности.Код профиля личности по методикеMMPI(2 8 4/ 9).

График диагностированного профиля является «плавающим», что свидетельствует о выраженной дезадаптации личности. Ведущей в профиле является депрессивная составляющая, которая отражает утрату интересов, ощущение безразличия, недостаток побуждений к активной деятельности, подавленность влечений, общая неудовлетворенность собой и жизненной ситуацией. Однако признаки клинически выраженной депрессии отсутствуют (шкала Бэка).

«Депрессия» здесь в сочетании с пиками по шкалам «шизоидности» и «психопатии» довольно типична для лиц с шизоидной акцентуацией характера, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации. Лица с таким личностным профилем, как у испытуемого, как правило, эгоцентричны и аутизированы (замкнуты на себе, своем внутреннем мире), они ощущают особость или неповторимость своей личности и испытывают тревогу по поводу недостаточного признания этой личности окружением. Они нередко ощущают свою отчужденность и непонятость, неспособность стать действительными членами группы, к которой принадлежат формально. Обычно такие люди воспринимаются окружающими как пессимистичные, замкнутые, молчаливые, застенчивые и могут выглядеть как ушедшие в себя и избегающие контактов. Отрицательные сигналы обычно не проникают через окружающую их «скорлупу» аутистического восприятия, но если какое — либо сообщение или событие все же вызывает у них эмоциональный отклик, они обнаруживают неожиданную для окружающих ранимость. Выраженные затруднения в межличностной сфере обусловлены у них отсутствием способности к интуитивному пониманию окружающих, а чувство недостаточной связи с окружением и неудовлетворенная потребность в контактах вызывает тревогу и подавленность. Поэтому им свойственно относиться к окружающим с недоверием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или, во всяком случае, как людей чужых. Стремление к контактам с одной стороны и неспособность преодолевать коммуникативные затруднения с другой, порождают амбивалентность в отношениях с людьми, связанную с ожиданием внимания от окружающих и боязнью холодности с их стороны. В результате индивидуумы с таким личностным профилем как у испытуемого проявляют к окружающим то чрезмерное дружелюбие, то неоправданную враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. Такие личности характеризуются не конформным поведением и склонны к асоциальным поступкам, которые они могут совершать из-за неспособности четко осознавать социальную норму и своеобразного подхода к ситуациям. Неспособность правильно организовывать и контролировать свои контакты и своеобразие мышления могут обуславливать связь этих лиц с девиантными группами.

12 стр., 5870 слов

Организация психодиагностического обследования уровня тревожности ...

... с этим предположением в данном диагностическом обследовании мы исследовали: ·  Уровень тревожности дошкольников; ·        Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Задачи: ... - Для проведения экспериментального исследования была сформирована выборка испытуемых. Общее количество испытуемых - 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные ...

У обследуемого выявляется крайнее своеобразие восприятия и логики, расплывчатость мышления, неспособность к ясным и точным формулировкам, затруднения ассоциативно–мыслительной деятельности, странность, необычность интересов, мало понятность эмоциональной жизни (эмоциональные реакции лишены естественной окраски), неспособность к прочным эмоциональным привязанностям, пассивность, недостаточная мотивация к достижению цели, недостаточная способность к реализации имеющихся знаний в практической деятельности, стремление к деятельности не связанной с общением, нежелание вступать в контакты с людьми. Вероятны затруднения в семейных отношениях, затруднения сексуальной адаптации и взаимоотношений с лицами противоположного пола, выражена социальная дезадаптация.

У испытуемого диагностируется неравномерная самооценка, что является признаком эмоциональной неустойчивости. На общем неравномерном фоне актуальная самооценка нереалистично занижена по шкале «Внешность». Исследуемый считает себя не привлекательным, утверждая, что окружающие не хотят с ним общаться из-за того, что он не красив. Эта идея имеет для него сверхценный характер и не поддается коррекции, а жалобы дисморфофобического характера выходят для него по значимости на первый план. Обращает на себя внимание нереалистичное повышение самооценки по шкале «Ум». Испытуемый считает, что его интеллект гораздо выше среднестатистической нормы, что при объективно диагностированном интеллектуальном снижении выступает как нарушение критичности. Абсолютно по всем шкалам, даже по тем на которых определяется заниженная самооценка и высокая неудовлетворенность собой («Внешность», «Здоровье», «Активность»), исследуемый оценивает себя выше, чем как ему кажется, его видят окружающие. Чувство, что окружающие его недооценивают, видят хуже, чем он есть на самом деле, беспокоит испытуемого и затрудняет его коммуникацию. При этом отмечается высокий уровень оптимизма и неадекватная оценка своих возможностей и ресурсов.

Исследование по методике SCL-90 (симптоматический опросник) выявило повышение по шкале «Паранояльность» (диагностированный балл оказался значительно выше, чем у больных неврозами и входит в диапазон психиатрических показателей.

6 стр., 2590 слов

Выявление различий в уровне исследуемого признака Н-критерий Крускала-Уоллиса

... к данной группе в процессе их конкретного воплощения. 1. Выявление различий в уровне исследуемого признака Н - критерий Крускала-Уоллиса .        Основные понятия, использующиеся в математической ... Между выборками 1, 2, 3 и т. д. существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака. .3 Графическое представление критерия Н Критерий Н оценивает общую сумму ...

Из 90 жалоб представленных в опроснике испытуемого особо беспокоят следующие (жалобы выраженные в максимальной степени): чувство, что большинству людей нельзя доверять, ощущение, что люди не дружелюбны или Вы им не нравитесь, отсутствие чувства близости к кому-либо, чувство одиночества, отсутствие интереса к чему бы то ни было. В меньшей степени: подавленное настроение, «хандра», нервозность, упадок сил, заторможенность, трудности сосредоточения, ощущение, что легко потерять мысль, онемение или покалывание, а также слабость в различных частях тела, переедание.

У испытуемого в ситуации фрустрации (стресса) повышен удельный вес эгозащитных реакций (реакций направленных на защиту своего уязвимого «Я» ) за счет экстрапунитивных (внешнеобвинительных) интервенций, ориентированных на партнеров по конфликтным ситуациям. И хотя открыто проявлять агрессию и вступать в конфликты испытуемый избегает, однако враждебность и порицание, направленные против кого-либо в окружении, имеют место в его поведении, однако до конца им не осознаются или умалчиваются. В ответах исследуемого часто содержатся обвинения, упреки, требования, ожидания, что кто-то должен разрешить фрустрирующую ситуацию. Испытуемый склонен воспринимать окружающий мир более враждебным, менее безопасным, чем в среднем, у него резко снижена фрустрационная толерантность (стрессоустойчивость).

В целом, увеличение реакций «с фиксацией на самозащите» характеризует слабую, неуверенную личность: реакции исследуемого сосредоточены на защите своего «Я» от потенциальной угрозы, которую он видит для себя во внешнем окружении, в социуме. Чтобы снять возникающую по этому поводу тревогу он часто обесценивает значимость для себя конфликтной ситуации, утверждая, что «ничего страшного не происходит». Такой защитный механизм (вероятнее всего неосознанный, чем сознательный) позволяет ему не решать проблем конструктивно (исследуемый испытывает затруднения при необходимости самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций) и не вступать в открытую конфронтацию. Хотя испытуемый часто декларирует идеи самообвинения, утверждая, что сам виноват во всех своих проблемах и трудностях, однако истинное чувство вины ему не присуще. В ситуации прямого обвинения или конкретных требований со стороны окружающих он может испытывать сожаление по поводу их невыполнения, но при этом не склонен брать ответственность на себя, ссылаясь на смягчающие обстоятельства. А вот требования исследуемого по отношению к другим, наоборот, чрезвычайно завышены.

У испытуемого диагностируется очень низкий уровень групповой конформности, его поведение отличается от группового стандарта и в стрессовой ситуации может быть мало предсказуемым. Это предполагает, что у исследуемого есть трудности во взаимоотношениях с окружающими его людьми, что он плохо адаптирован к своему социальному окружению. Учитывая данные других тестов (прежде всего низкие показатели по субтесту «Понятливость» шкалы WAIS), а также данные клинического наблюдения, можно говорить о выраженной социальной дезадаптации обследуемого, о низком уровне социального интеллекта, об отсутствии конструктивных навыков межличностного общения, что особенно остро проявляется в условиях строгой регламентации, жесткого режима.

23 стр., 11247 слов

Переговоры в ситуации конфликта. Модели ведения переговоров

... серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для ... 28 8. Список литературы……………………………………………………...29 1. Ведение В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: * теоретико-игровое (М. ...

Основные механизмы совладающего поведения (осознанно используемые испытуемым стратегии в стрессовой ситуации): диссимуляция, обесценивание (на когнитивном уровне – уровне мыслей, рассудка) – не адаптивный копинг-механизм, самообвинение (на эмоциональном уровне – уровне чувств) – не адаптивный копинг-механизм, активное избегание (на поведенческом уровне – уровне конкретных действий и реальных поступков) – не адаптивный копинг-механизм. Таким образом, ни один из представленных механизмов совладающего поведения не является адекватным и не приводит к конструктивному разрешению проблем и усиливает дезадаптацию.

Основные трудности в межличностных взаимоотношениях у исследуемого связаны с тем, что ему тяжело выражать свои чувства (как негативные, так и позитивные) и трудно устанавливать границы во взаимоотношениях с окружающими. Наряду с этим, ему хочется нравиться другим, доверять им (методика на диагностику интерперсональной проблематики).

У испытуемого были диагностированы следующие внутриличностные конфликты:

  1. Конфликт между потребностью в быстрых достижениях и отсутствием способности к усилиям и настойчивости.

  1. Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.
  1. Конфликт между нормами и сексуальными потребностями.
  2. Конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной и наличием эмоционально – сексуальных неудач.

Основные конфликтные сферы, сферы в которых сосредоточена основная проблематика:

  1. Отношение к себе.
  2. Отношение к своей семье.
  3. Отношения с лицами противоположного пола.
  4. Отношение к половой жизни.

У испытуемого диагностируются: интравертированная направленность личности (ориентация на свой внутренний мир больше, чем вовне), низкая способность к самоанализу и самоконтролю, низкая эмоциональная стабильность. Испытуемый эмоционально неустойчив, для него характерны колебания настроения, работоспособности и неустойчивый рисунок поведения. Определяется низкая готовность к сотрудничеству и низкие личностные ресурсы.

Резюме. По тесту Векслера и методикам на исследование когнитивных (познавательных) процессов у исследуемого был диагностирован средний уровень интеллектуального развития с преобладанием формального абстрактно-логического мышления над образным, практическим мышлением, реализующимся в действии, низкая эрудиция и общая осведомленность и низкий социальный интеллект. Были выявлены среднестатистические показатели (хорошая норма) мнестической функций, средний объем внимания, хорошая концентрация внимания на объектах при наличии мотивации, нарушения операциональной стороны и личностного компонента мышления, снижение целенаправленности и критичности мышления.

У испытуемого отмечаются мотивационная и волевая недостаточность, недостаток побуждений, снижение активности и ограничение сферы общения. Диагностируются выраженные трудности во взаимоотношениях с окружающими, замкнутость, отгороженность, интравертированная направленность личности. Определяется крайнее своеобразие логики и восприятия, мало понятность эмоциональной жизни. Выражена дисморфофобическая сосредоточенность, имеют место жалобы депрессивного характера, не достигающие однако степени клинической депрессии. Выявляются не конформные установки и поведение, поступки исследуемого могут быть мало предсказуемы. Диагностируются невысокие адаптивные возможности, социальная дезадаптация.

6 стр., 2896 слов

Конфликт как основная категория конфликтологии. Объект и предмет, ...

... 3 ФУНКЦИИ И ДИНАМИКА КОНФЛИКТОВ 1. Какие функции конфликта существуют по отношению к участникам конфликта: А) Конструктивные и ... Берн D) А. Маслоу 8. Основные участники конфликта – это..: А) Субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные действия ... сознание D) Надсознание, подсознание, бессознательный 6.Какой из уровней психики является первоначальным: А) Сознание В) Надсознание ...

По результатам всего исследования представляется возможной постановка шизофренического патопсихологического симптомокомплекса, что, однако требует дополнительного клинического подтверждения.

Клинический психолог