Содержание
1.Введение
2.Основная задача экспериментального исследования.
3.Специфика психологического эксперимента
4.Этапы эксперимента
5.Классификации экспериментов
6.Организация эксперимента
7.Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
8.Этапы психологического эксперимента
9.Преимущества эксперимента как метода исследования
10.Список литературы
Введение
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.
В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.
Основная задача экспериментального исследования.
Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f. В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.
Специфика психологического эксперимента.
В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:
·Психику как личностный конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
·При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
Заключение по результатам психологического обследования испытуемого 2
... испытуемый спокоен, несколько отстранен, но импульсивен. Сложности… При проведении обследования темп работы замедленный, уровень трудоспособности… Целью психологического ... (вербальный и невербальный варианты), ассоциативный эксперимент, сравнение понятий (мышление). В результате применения ... признаков эндогенного заболевания). Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: · Для ...
·В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
·Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).
Этапы эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте.
Классификации экспериментов
В зависимости от условий проведения выделяют:
· Лабораторный эксперимент — это изучение какой-либо реальной деятельности с большой точностью регистрации и замеров в искусственных, лабораторных условиях.
Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении памяти, мышления, речи и других психических процессов. Наиболее существенный недостаток этого метода его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушениям естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильному выводу. Вот почему лабораторное исследование психической деятельности должно быть тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами исследования.
· Полевой, или естественный эксперимент — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным психологом А. Ф. Лазурским для педагогических исследований, в отличие от лабораторного, проводится в обычной для испытуемого обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В ходе естественного эксперимента сохраняется естественное содержание деятельности человека.Этот вид эксперимента впервые был разработан в 1910 г. для изучения личности школьника. При проведении естественного эксперимента предварительно изучается определенная деятельность ребенка и выясняется, какие психические особенности наиболее четко в ней проявляются. После этого данная деятельность организуется в соответствии с задачами эксперимента и в процессе ее проводится необходимое психологическое изучение школьника.
Наблюдение Эксперимент Измерение
... эксперимента. Испытуемый Экспериментатор Стимуляция Ответ испытуемого на стимуляцию Условия опыта Эксперимент с одним испытуемым проводится если: Индивидуальными различиями можно принебречь, исслед. чрезвычайно ? по объектуи вкл. Мнжество экспериментальных проб. Испытуемый – уникальный объект, например ...
В зависимости от результата воздействия выделяют:
· Констатирующий эксперимент— экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
· Психолого-педагогический или формирующий — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
· Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:
· те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
· те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
· и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Организация эксперимента
Безупречный эксперимент
Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.
Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.
Критерии безупречного эксперимента:
Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:
·Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
·Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
·Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)
Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.
Инструкция испытуемому
Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:
Экспериментальная псих
... 1 неделя Введение в экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная, гипотеза. 3.Атрибуты ...
·одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
·одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
·и т. д.
Требования к большинству инструкций:
·Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
·Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
·Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Этапы психологического эксперимента
Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:
1.Первичная постановка проблемы
·Постановка психологической гипотезы
2.Работа с научной литературой
·Поиск определений базовых понятий
·Составление библиографии по тематике исследования
3.Уточнение гипотезы и определение переменных
·Определение экспериментальной гипотезы
4.Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
·Управлять независимой переменной
·Регистрировать зависимую переменную
5.Планирование экспериментального исследования
·Выделение дополнительных переменных
·Выбор экспериментального плана
6.Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7.Проведение эксперимента
·Подготовка эксперимента
·Инструктирование и мотивирование испытуемых
·Собственно экспериментирование
8.Первичная обработка данных
·Составление таблиц
·Преобразование формы информации
·Проверка данных
9.Статистическая обработка
·Выбор методов статистической обработки
·Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
·Проведение статистической обработки
10.Интерпретация результатов и выводы
11.Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
Преимущества эксперимента как метода исследования
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
·Возможность выбрать момент начала события
·Повторяемость изучаемого события
·Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
·Обеспечивается высокая точность результатов
·Возможны повторные исследования в аналогичных условиях
Список литературы
1. Блохин, В.Г. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов: учеб. пособ. / В.Г. Блохин, О.П. Глудкин; А.Н. Гуров. — М.: Радио и связь, 1997. — 232 с.
2. Воробьёв, В.Я. Теория и эксперимент / В.Я.Воробьёв; А. Н. Елсуков. — Минск: Высш. школа, 1989. — 168 с.
Что такое экспериментальная гипотеза, как она формулируется и ...
... варианты экспериментальных гипотез: a) контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению (возникает автоматически); b) третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую (проверяется только в лабораторном эксперименте); c) точная экспериментальная гипотеза ...
3. Каплица, П.Л. Эксперимент, теория, практика / П.Л.Каплица. — М.: Наука, 1981. — 496 с.
4. Карпенков, С.Х. Концепция современного естествознания: учеб. пособ. / С.Х. Карпенков. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2000. — 639 с.
5. Кохановский, В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.
6. Журавлёв, Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Д.В. Журавлёв // Курс лекций / Д.В. Журавлёв. — М., 2003. — Гл. 4. — С. 38-61.