«Общая психология»
1. Признаками научной психологии являются:
- конкретность психологических знаний
- интуитивность
- обобщенность
- осознанность и рациональность
- ограниченность задач
2. Возникновение психологии как науки связано с именем ###
3. Начало становления научной психологии связано с открытием в 1879 году первой ###
4. Психология как самостоятельная наука оформилась
- в начале XIX века
- в середине XIX века
- в конце XIX века
- в начале XX века
5. Возникновение психологии как науки было связано с
- появлением метода интроспекции
- развитием метода наблюдения
- созданием первой экспериментальной лаборатории
- выходом в свет трактата Аристотеля «О душе»
6. Соответствие этапов развития взглядов на предмет психологии и их представителей
- наука о душе 1. Джон Уотсон
- наука о поведении 2. Л.С. Выготский
- наука о сознании 3. Платон, Аристотель
- наука о психике 4. Рене Декарт
7. Этапы развития представлений о предмете психологии
- факты поведения как предмет психологии
- душа как предмет психологии
- явления сознания как предмет психологии
- формы психической деятельности как предмет психологии
Задачи, принципы и методы современной отечественной психологии
8. Целенаправленное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность — это
- эксперимент
- наблюдение
- анализ продуктов деятельности
- интроспекция
- контент-анализ
9. Краткое стандартизированное психологическое исследование
- наблюдение
- эксперимент
- тестирование
- самонаблюдение
10. Соотнесите методы психологического исследования и изучаемые психические явления
Презентация на тему: Психология как наука
... человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым. Объект и предмет психологии Предмет психологии: •душа – в недрах религиозной философии; •сознание – в эпоху Просвещения ... носит опережающий характер. Объективность психического отражения. Явления, которые изучает психологическая наука 1. Психические процессы •познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, ...
Эксперимент |
изучение особенностей мышления |
анализ продуктов деятельности |
точность и скорость выполнения задания |
тест |
изучение устойчивости внимания |
наблюдение |
особенности изобразительной деятельности ребенка |
беседа |
11. Соотнесите методы исследования и требования к ним
эксперимент лабораторный |
определенный уровень опыта и квалификации исследователя |
наблюдение |
стандартизация, наличие практических задач |
эксперимент естественный |
обычная ситуация игровой, учебной, трудовой деятельности |
тест |
специально оборудованное помещение или регистрирующее устройство |
беседа |
12. Самонаблюдение – это
- интроверсия
- интроекция
- интроспекция
- интроскопия
13. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта
- контент-анализ
- анализ продуктов деятельности
- беседа
- эксперимент
- тест
14. Получение субъектом данных о собственных процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним — это:
- наблюдение
- эксперимент
- тестирование
- самонаблюдение
15. Метод естественного эксперимента предложил
- Р. Готтсданкер
- А.Ф. Лазурский
- : Д. Кэмпбелл
- В. Вундт
16. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, — это принцип:
- Детерминизма
- развития
- системности
- активности
17. Обусловленность психических явлений действием порождающих их факторов составляет суть принципа:
- развития
- управления
- детерминизма
- системности
Понятие о психике. Развитие психики в эволюции животных и становлении человека
18. Критерием появления зачатков психики у живых организмов является (по А.Н. Леонтьеву):
- способность к поисковому поведению
- : наличие чувствительности
- способность к гибкому приспособлению к среде
- умение проигрывать действия во внутреннем плане
19. Последовательность этапов развития психики в филогенезе:
- сенсорная психика
- перцептивная психика
- элементарное мышление
- сознание
20. Соответствие между стадиями развития психики и их характеристиками:
элементарная сенсорная психика
стадия перцептивной психики
|
использование орудий труда в результате побуждения биологическими мотивами и только в конкретной ситуации |
стадия интеллекта
|
отражение отдельных свойств внешних воздействий |
|
отражение внешней действительности в форме целостных образов вещей |
21. Этапы становления форм поведения:
- инстинкты
- навыки
- интеллектуальное поведение
- сознательная деятельность
22. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется …
Основные направления зарубежной психологии
23. Основателем бихевиоризма считается:
- Дж. Уотсон
- В. Кёлер
- Б. Скиннер
- Э. Торндайк
24. Бихевиористы опирались в своих положениях на учение
- И.П. Павлова
- П.П. Блонского
- Н.А. Бернштейна
- П.К. Анохина
25. Характеристики фрейдизма
- конфликт между «Оно» и «Сверх-Я»
- психологическая защита
- бессознательное
- -искусственный интеллект
26. Направление в западной психологии, возникшее в Германии и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам, называется …
27. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:
28. Соотнесите направления в зарубежной психологии и их основные понятия
- Бихевиоризм самоактуализация
- Фрейдизм структура
- когнитивная психология либидо
- гештальт-психология поведение
- гуманистическая психология целостный образ
28. Соотнесите основные направления в зарубежной психологии и их представителей
- Бихевиоризм Ж. Пиаже
- Фрейдизм К. Роджерс
- Когнитивная психология Дж.Уотсон
- Гуманистическая психология В. Кёлер
- Гештальт-психология З. Фрейд
Деятельность Понятие о деятельности. Структура, процессы и виды деятельности
29. Автор теории деятельности …
30. Трансформации деятельности (по А.Н. Леонтьеву)
- утрата деятельностью мотива и превращение в действие
- сдвиг мотива на цель
- превращение действия в операцию
- формирование умения
31. Основной единицей анализа деятельности является:
- условия выполнения
- : действие
- мотивы деятельности
- -средства деятельности
- -виды деятельности
32. Последовательность уровней деятельности человека от низшего к высшему
- уровень психофизиологических функций
- уровень операций
- уровень действий
- уровень особых видов деятельности
33. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его функционирования называется …
34. Соответствие понятий их определениям:
Задача
Действие образ желаемого результата
Цель то, ради чего совершается действие
Мотив процесс, направленный на реализацию цели
деятельность цель, данная в определенных условиях
35. Способ выполнения действия — это:
- Техника
- операция
- тактика
- логика
- прием
36. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название:
- фиксация потребности
- предмет потребности
- опредмечивание потребности
- регистрация потребности
37. Механизм образования мотивов в теории деятельности —
- превращение цели в мотив
- рождение мотива
- конфликт мотивов
- сдвиг мотива на цель
- — иерархические отношения мотивов
38. Процесс объективизации накопленного личностного опыта называется …
- экстериоризацией
- интериоризацией
- трудовой деятельностью
- общением
39. Деятельность —
- : Целенаправленная активность
- Всякая психическая активность
- Поведение
- Набор операций
Внимание
40. Соотнесите свойства внимания и их определения
Объем Одновременное выполнение нескольких действий
переключение Непроизвольный переход от одной деятельности к другой.
отвлечение Сознательный и быстрый переход от одной деятельности к другой
распределение Длительное сосредоточение сознания на одной деятельности
устойчивость Одновременное восприятие нескольких объектов
41. Проанализируйте ситуацию и определите вид внимания.
Ученица, рассказывая о том, как она старается быть внимательной во время урока, говорила: «Я хочу узнать геометрию, но она дается мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что надо лучше следить за тем, что говорит учитель, что дома будет еще труднее самой разобрать теорему. Я про себя повторяю каждое слово и так поддерживаю свое внимание». В этом проявляется … внимание.
- непроизвольное
- послепроизвольное
- произвольное
Психологические процессы и состояния Ощущения
42. Соотнесите вид ощущений и ощущения
Интероцептивные Ощущение положения тела
экстероцептивные Зрительные ощущения
проприоцептивные Ощущения голода
43. Соотнесите свойства ощущений и их характеристики
Сенсибилизация синестезия адаптация
Повышение чувствительности анализатора под влиянием одновременной деятельности других анализаторов
Переход от одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния единого оригинального ощущения
Приспособление органов чувств к внешним воздействиям раздражителей
44. Чувствительность измеряется …
- Порогами
- По субъективной шкале
- Ощущениями
- С помощью закона Фехнера
Восприятие
45. Все существенные отличительные признаки восприятия содержатся в следующих(ем) положениях(ии)
- Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету
- Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире
- Результат совместной деятельности ряда анализаторов
- Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира
46. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшиться как в длину, так и в ширину, то есть уменьшиться и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. Это свойство восприятия называется …
- апперцепция
- осмысленность
- константность
47. Восприятия – это …
- Отражение предмета в целом
- Сумма ощущений
- Реализация наблюдения
- Адекватное понимание
48. Свойства восприятия
- предметность
- обобщенность
- константность
- разумность
Память
49. Соотнесите процессы памяти и их определения
Сохранение Забывание Воспроизведение
- Процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти
- Актуализация закрепленного ранее материала
- Удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного времени
50. Соотнесите процессы памяти и их определения
Запоминание Узнавание Припоминание
- Запечатление в сознании человека полученной информации
- Восстановление какого-либо предмета или явления в условиях его повторного восприятия
- Активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий
51.Определите тип памяти в предложенной ситуации:
Разговор двух драматургов:
— Когда я пишу какую-нибудь сцену, я слышу ее. Я слышу голос каждого действующего лица.
— А я вижу сцену, герои ходят, действуют. Знаете, где я мысленно нахожусь? В середине партера.
- Двигательный
- словесно-логический
- наглядно-образный
52. Определите вид памяти в предложенной ситуации:
Как- то раз актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучил его роль: во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им улетело, как он выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была им совершенно забыта.
Произвольная непроизвольная
Кратковременная долговременная
53. Способность сохранять актуальную информацию до момента необходимости —
- зрительная память
- эйдетическая память
- кратковременная память
- оперативная память
54. Процессы памяти
- Воспроизведение
- Сохранение
- Запоминание
- Забывание
- Переработка
Мышление
55. Соотнесите виды мышления и их характеристики
Эмпирическое Наглядно-образное Теоретическое
Конкретно-действенное Логическое
- Вид мышления в основе которого лежит операция сравнения, позволяющая выделять внешние признаки предметов и явлений окружающего мира
- Вид мышления, опирающийся на представления и образы
- Вид мышления в основе которого лежит операция анализа, позволяющая выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
- Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними
56. В эксперименте по изучению мышления испытуемым предлагают несколько рядов слов. Они должны вычеркнуть в каждом ряду то слово, которое считают лишним. Например, в ряду «лампа», «фонарь», «солнце», «свеча» вычеркивают слово «солнце». В основе выполнения этого задания лежит мыслительная операция — …
- Анализ
- сравнение
- классификация
- Обобщение
- синтез
57. Соотнесите виды мышления и их характеристики
Анализ Синтез Сравнение Обобщение
Классификация Абстрагирование
- мысленное разложение целого на части
- мысленное соединение частей предметов или их признаков
- установление сходства или различия между предметами или явлениями
- мысленное объединение предметов и явлений по общим признакам
- распределение множества предметов на группы по общим для них признакам
58. Формы мышления
- Представления
- суждения
- Понятия
- умозаключения
Воображение
59. Соотнесите приемы создания образов воображения и предложенные ситуации
Типизация |
|
гиперболизация |
|
Агглютинация |
|
схематизация |
60. Соотнесите виды воображения и их характеристики
Воссоздающее |
|
Мечта |
|
Творческое |
|
Сновидения |
|
Галлюцинация |
61. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют …
- Пассивным
- Непроизвольным
- Фантастическим
- Творческим
62. Креативность личности характеризует …
- Оригинальность
- Эрудированность
- Эмоциональность
- Логичность
Эмоции и чувства
63. Устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее деятельность человека и выражающееся во всех его проявлениях – это
- Аффект
- Стресс
- Настроение
- Чувственный тон
- Страсть
64. Сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, связанное с непреодолимой силой потребности – это
- Аффект
- Стресс
- Настроение
- Чувственный тон
- Страсть
65. Эстетические чувства
- Сомнение
- Стыд
- Гордость
- Ирония
- Удивление
- Чувство долга
- Презрение
- Наслаждение
- Любознательность
66. Моральные чувства
- Сомнение
- Стыд
- Гордость
- Ирония
- Удивление
- Чувство долга
- Презрение
- Наслаждение
- Любознательность
67. Основная качественная характеристика эмоций …
- Модальность
- Сила
- Устойчивость
- Активность
68. Одновременное проявление двух противоположных эмоций
- Амбивалентность
- Чувственный тон
- Чувство
- Интенсивность
Личность Понятия индивид, индивидуальность, личность
69. Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)
- Направленность
- Знания, умения и навыки
- Целостность
- Индивидуально-типологические особенности
70. Соотнесите характеристики и свойства (по Б.Г. Ананьеву)
Человек как индивид |
Творчество |
Человек как личность |
Возраст |
Человек как субъект деятельности |
Ценностные ориентации |
Человек как индивидуальность |
|
71. Структура личности
- Направленность
- Опыт, знания и умения
- Психические свойства
- Психические процессы
- Индивидуальность
- Психические состояния
72. Свойства индивида:
- Темперамент
- Половой диморфизм
- Ответственность
- Позиция и статус
- Конституционный тип
- Ценностные ориентации
- Направленность
73. Свойства личности
- Темперамент
- Половой диморфизм
- Ответственность
- Позиция и статус
- Конституционный тип
- Ценностные ориентации
- Направленность
Самосознание, самооценка
74. Соотнесите характеристики самооценки с их определениями
Высота |
реальная оценка своих возможностей, соответствующая действительности |
Дифференцированность |
умение анализировать, сравнивать, сопоставлять основания своих самооценок |
Обоснованность |
однозначность или различие в оценке качеств |
Адекватность |
полная или частичная аргументация своих самооценок |
Рефлексивность |
количественное выражение проявления самооценки |
75. Самосознание как процесс включает в себя
- Самоанализ
- интроспекцию
- Самооценку
- самопознание
76. Уровни самопознание (по И.И. Чесноковой)
- Самооценка
- интроспекция
- самоанализ
- сравнение себя с другими
Направленность личности и ее психологические особенности
77. Направленность личности – это …
- Качество ума
- Особая способность
- Врожденное предрасположение
- Система устремлений
78. Человеческой потребностью называется …
- Объективная нужда
- Обострение переживаний
- Система целей
- Состояние, отвечающее нужде
79. Синоним «мотива»
- Побудитель
- Желание
- Планируемая цель
- Внешний стимул
80. Термин «иерархия потребностей» означает …
- Соподчинение
- Многообразие
- Интенсивное развитие
- Рядоположенность
Индивидуально-типологические особенности Темперамент
81. Проявления темперамента
- Аккуратность
- Альтруизм
- Импульсивность
- Динамичность
- Медлительность
- Ответственность
82. Соотнесите тип темперамента и тип высшей нервной деятельности (ВНД)
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Сильный, уравновешенный, с преобладанием возбуждения
Сильный, уравновешенный, подвижный
Сильный, уравновешенный, инертный
Слабый
83. Темперамент человека проявляется …
- В динамике психики и поведения
- В силе характера
- В структуре сознания
- В системе ценностей личности
Характер
84. Проявления характера
- Аккуратность
- Альтруизм
- Импульсивность
- Динамичность
- Медлительность
- Ответственность
85. Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы – это …
- Акцентуации
- Психопатии
- Дезадаптация
- Отклонение
86. Решающее значение для формирования характера имеет …
- Воспитание
- Обучение
- Поощрение
- Наказание
Способности
87. Характеристики, позволяющие говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности
- -Желание овладеть данной деятельностью
- Качество достижений
- Интерес к деятельности
- Быстрота овладения деятельностью
- Творческое начало деятельности
- Легкость овладения деятельностью
- Динамика овладения знаниями и умениями
88. Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности —
- творческие
- учебные
- природные
- : общие
89. Способности, непосредственно связанные с врожденными задатками, но не тождественные с ними, а формирующиеся на их основе при наличии элементарного жизненного опыта —
- Творческие
- учебные
- Природные
- общие
90. Человеческие способности …
- Существуют в развитии
- Постоянны в течение жизни
- Являются врожденными
- Передаются по наследству
91. Анатомо-физиологический задаток – это …
- Предпосылка способностей
- Главное условие развития способностей
- Результат воспитания
- Степень развития способности
92. Одаренность – это …
- Сочетание способностей
- Черта характера
- Врожденное качество ума
- Внезапное внутреннее озарение
93. Наличие таланта означает …
- Высокую степень одаренности
- Преуспевание в делах
- Гениальность человека
- Непохожесть на других людей
- Академический календарь.
АК составил «_____» ________________ 2011 г. Преподаватель кафедры ПОиР _________________Н.В. Федосюк |
АК утвердил «_____» _______________ 2011 г. Заведующий кафедрой ПОиР _________________Т.В. Снегирева |
Академический календарь по дисциплине гсэ.Ф.05. «Психология»
(туризм- — 10з, 2 курс, 3 семестр)
№ п/п |
Виды и содержание работ
|
Баллы
(max/min) |
недели |
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||
1 |
Семинарские занятия (активность и отработка плана занятия) — тест, по пройденному материалу — 2 балла; устный ответ — 5 баллов, решение задачи — 3 балла — Итого: 8-10 баллов за занятие. |
|
* |
|||
2 |
Составление глоссария по темам (3 темы) |
2/ 0 |
* |
|||
3 |
Заполнение таблиц по критериям, заданным преподавателем (2 таб.) |
2 / 0 |
* |
|||
4 |
Тестирование по дисциплине |
20/10 |
* |
|||
5 |
Контрольные работы, реферат * |
10 /2 |
* |
|||
6 |
Комментарий к первоисточникам, структурно-логическим схемам |
4 / 2 |
* |
|||
7 |
Экзамен (5 семестр) |
См. Приложение «Бально-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся с переводом в традиционную шкалу оценок» |
*Контрольные работы, реферат — выполняются во внесессионный период
Примечание:
- В академический календарь должны быть внесены сроки сдачи студентами тестов, контрольных работ, курсовых работ, проектов, рефератов и т.д. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем.
18