Психические состояния спортсменов в соревновательной деятельности

Психические состояния спортсменов в соревновательной деятельности

Содержание:

Введение

1. Теоретический анализ проблемы психических состояний спортсменов в процессе соревновательной деятельности.

1.1. Понятие и классификация психических состояний спортсменов в процессе соревновательной деятельности

1.2. Психические особенности эмоциональных переживаний в спорте.

2. Исследование спортивного стресса и стрессоустойчивости у спортсменов в процессе соревновательной деятельности

2.1. Описание испытуемых и методики проведения исследования ….

2.2. Анализ результатов исследования

Заключение

Рекомендации

Литература

Приложение1

абзац

Актуальность этой работы заключается в том, что на сегодняшний день, жизнь человека, достижение им успехов в деятельности на производстве, в совместной работе, в общении, в спорте в значительной мере зависит от умения регулировать свое поведение, сдерживать свои чувства, контролировать настроение, в различных ситуациях.

Это относится целиком и полностью к такому сложному и почтенному виду человеческой деятельности, как спорт. Проведение соревнований, где от спортсмена нужна полная отдача, работа на грани своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое психическое состояние.

8 стр., 3692 слов

Психология деятельности спортсмена

... СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена   Деятельность спортсменов носит соревновательный характер ... соревновательной деятельности не менее важен, чем все предыдущие.     Психические сферы проявления спортивной деятельности ... спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, ...

Если физические нагрузки большие, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает избыточное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, который может привести к потере уверенности в себе, к психическому стрессу, депрессии.

Бесспорно, что как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в спортивном соревновании определенная часть принадлежит психическому состоянию спортсмена перед, и во время соревнования. Современный уровень науки о спорте позволяет признать зависимость результативности и надежности состязательной деятельности спортсмена от его психического состояния, которое предшествует или сопровождает ее.

Спортивная ситуация сопровождает значительное психическое и эмоциональное напряжение, что и получает стрессовый характер. Сложность картины психологического стресса будет адекватно понятной только при анализе достаточно многих его проявлений.

В это время в споре ровных по своим физическим, техническим, тактическим возможностям атлетов, как правило, выигрывает тот, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически больше стойкий против влияния разных стрессовых факторов, кто имеет способность к самоконтролю и саморегуляции, и психорегуляции.

Но не только состязательная деятельность выдвигает высокие требования к умению управлять своим состоянием. Не меньшее значение имеет способность к самоконтролю, саморегуляции, и в тренировочном процессе.

Современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных нагрузок, в отдельных видах спорта — в 4-5 раз. Это, в свою очередь, привело к росту психических нагрузок. Монотонность тренировочного процесса, вызванная многоразовым повторением тех же упражнений, движений, которые способствуют их усовершенствованию, однообразие обстановки тренировки вызывают не только физическая усталость, но и огромное психическое напряжение.

Возникновение психически стрессового состояния — явление достаточно частое в спортивной практике, обусловленное причинами объективного и субъективного характеру. К субъективным причинам принадлежат: будущее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревновании, неуверенность в успешном выступлении, состояние здоровья (неудовлетворительное) лишняя возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально психологические особенности личности, удачное и неудачное выступление в предыдущих стартах, отношения спортсмена к неудачам. К объективным причинам принадлежат: сила соперников, организация соревнования, необъективные судейство, поведение тренера на соревновании или отсутствие его на соревновании, настрой команды, неправильно организована предсоревновательная подготовка.

Состояние стресса может быть острым или принимать хронический характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. В настоящий момент особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса.

12 стр., 5665 слов

Психофизиология профессиональной деятельности спортсменов

... психической регуляции деятельности спортсменов, как целеполагание[3], анализ значимых условий деятельности[4], контроль и оценка ее результатов[5]. Вклад перечисленных звеньев психической регуляции деятельности в достижения спортсменов ... внимания спортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям. 1.1. Проявление психологических особенностей Характеризуя современное состояние психологии ...

Вопросами психического состояния спортсменов в соревновательной деятельности занимались Пуни А.Ц., Черникова О.А. Н.Д. Левитив. Г. Селье. В динамике стресса выделяет три стадии его развития [6, с.148].

Л.М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия[1, с.136].

Цель работы: изучение психических состояний спортсменов в спортивной деятельности в частности проблемы стресса и стрессоустойчивости.

Объект исследования: психические состояния спортсменов в соревновательной деятельности.

Предмет исследования: стресс, стрессоустойчивость и их проявления в соревновательной деятельности спортсменов .

Задачи курсовой работы:

1) Провести теоретический анализ психических состояний спортсменов.

2) Дать классификацию психических состояний спортсменов.

3) Изучить психические особенности эмоциональных переживаний в спорте.

4) Провести исследование проблемы стресса и стрессоустойчивости в соревновательной деятельности спортсменов .

1. Теоретический анализ психических состояний спортсменов в процессе соревновательной деятельности

1.1.Общие понятия психических состояний у спортсменов

Психическое состояние – это психическая деятельность в определённом промежутке времени, что показывает особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и индивидуальными особенностями.

Постановка проблемы психологических состояний в спортивной деятельности имеет большое практическое значение. Успех в поединке зависит от учета не только личности спортсмена, но и его временных психических состояний [12, с.110].

До сегодняшнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к предстартовому периоду. Первые описания и классификации стартовых состояний имеют больше короткий срок жизни (Пуни А.Ц., Черникова О.А.)

Практика спорта вызывает необходимость теоретического анализа этих состояний и, в первую очередь, их классификации.

Необходимо остановиться на самом понятии «психическое состояние». На наш взгляд, классифицировать психические состояния возможно только в зависимости от вида деятельности, что они сопровождают. При анализе стоит учитывать:

Состояние личностные и ситуативные.

Состояния глубокие и поверхностные.

Состояния позитивные или негативные.

Состояния длительные и короткие.

Состоянию больше и менее осознанные.

Имеющаяся классификация предстартовых состояний учитывает только предыдущей спортивной деятельности состояния. Что касается состояний, характерных для непосредственной спортивной деятельности (условно названных «игровыми»), то, безусловно, при классификации они должны быть размежеваны с учетом особенностей предыдущих им предстартовых состояний [2, с.13].

7 стр., 3353 слов

Диагностика состояния психической готовности спортсмена

... качественной стороне психического состояния спортсмена, характере и силе эмоции, направленных на решение задач предстоящего сезона. Все слова-раздражители, отражающие специфику спортивной деятельности, были ... как показали исследования, пульс не так ярко выражает изменения в психическом состоянии спортсменов, как, например, треморометрия. В лабораторных условиях часто применяется accoциативный ...

Неблагоприятные состояния нарушают оптимальное течение психических функций, формируют негативные, не адекватные социальным требованиям особенности и свойства личности спортсмена, ухудшают результативность действий, разрушают спортивную форму, ослабляют психическое и физическое здоровье.

К неблагоприятному относятся состояния:

связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности чертами характера и свойствами личности, навязываемые и стойкие по своим проявлениям (например, когда человек зазнаётся); результаты, которые снижают, общественно значимой спортивной деятельности астеничные или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;

отвлекающие от основного спортивного задания, направленные на посторонние объекты, что имеют активный характер, но ведут от выполнения основной деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызваны личными отношениями;

неблагоприятно влияют на физическое и психическое здоровье, а также на результат в соревнованиях (нервируют психику, что вызывают грубое нарушение функций внутренних органов, которые ослабляют защитные силы организма) [3, с.46].

Вывод: Хорошо развитые у спортсмена психические и морально-волевые качества, его высокая помехоустойчивость и выносливость являются основой максимального проявления им спортивно-технического мастерства, умственных и физических возможностей.

1.2Классификация психических состояний спортсменов

Психическое состояние спортсмена, что он переживает к началу соревнование, выражается в отношении к будущей борьбе, в оценке своих возможностей, в усилении процессов нарушения, в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой вступающей в должность информации. В тренировочной и состязательной деятельности могут возникать разные психические состояния, которые вызывают неоднозначные изменения в организме и по-разному влияют на деятельность спортсмена[9, с.148]. Самыми распространенными считаются следующие психические состояния.

Состояние тревожности

Состояние тревожности — это самое распространенное состояние у спортсменов перед стартом и перед выполняемым в первые сложного упражнения. Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для него значимы, но результат неизвестен. Симптомы состояния тревожности следующие: сомнение в будущих результатах, замедление двигательных реакций, нарушения дыхательного цикла, уменьшения объема и частоты дыхательных движений. Состояние тревожности увеличивается неуверенностью спортсмена[15, с.12].

Состояние страха

Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражнений (возможность срыва и получение травмы) и перед встречей с сильным соперником (бокс, борьба и др.).

Симптомы состояния страха следующие: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнения или покраснения кожных покровов, расширения зрачков, оцепенения, дрожь, заторможенность. Стоит иметь в виду, что на протекание состояния страха и на его симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной системы, волевые и др.) [14, с.122].

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... центре социального обслуживания 48 2.2 Разработка и реализация программы социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 66 Выводы по второй главе 87 Заключение 89 Список ... была конкретизирована на основе обобщения данных различных отраслей знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены в исследованиях отечественных философов и социологов культуры, таких ...

Состояние монотонности

больше всего характерно для марафонцев, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния монотонности характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевременная усталость, ослабление внимания, чувства недовольства, сонливость, увеличение времени сложной реакции, реагирования на ошибочные выпады противника[17, с.144].

Состояние психического пресыщения

Это состояние, как правило, появляется следом за монотонностью, но может возникать и самостоятельно. К симптомам этого состояния относятся: возбужденность, раздражительность, отвращение, к выполняемой работе, подкорачиванию времени сложной реакции, снижения частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции легких и энерготрат.

Состояние стресса

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, — это целостное психофизиологическое состояние личности, которая возникает в тяжелой ситуации, связанное с активным позитивным отношением к выполняемой деятельности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. В состоянии стресса могут появлятся как позитивные, так и негативные, сдвиги в выполняемой деятельности. Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы. Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса определяется степенью развития стресса и силой нервной системы[6, с.47].

Стресс имеет физиологичные, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное напряжение.

Физиологичные признаки: частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличения адреналина в крови, увеличение выделяемого пота.

Психологические признаки: изменение динамики психических функций, самое частое замедление умственных операций, рассеивания внимания, ослабления функции памяти, уменьшения сенсорной чувствительности, торможения процесса принятия решения.

Личностные признаки: полное подавление воли, снижения самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, страх, тревожность, немотивированная обеспокоенность.

11 стр., 5225 слов

Развитие навыков саморегуляции состоянии у спортсменов

... состояния у спортсменов дать рекомендации по развитию навыков саморегуляции для преодоления предстартового состояния. Глава 1.??? 1.1 Предстартовое состояние как психологическое явление Соревновательная деятельность ... состояний: Состояние фрустрации Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием ...

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обморока, аффекты, головные боли, бессонница.

В динамике стресса выделяется три стадии его развития (Г. Селье).

1).Стадия тревожности характеризуется тем, что под воздействием психотравмирующих факторов у человека возникает обеспокоенность, тревога, перестраиваются физиологичные функции организма (ЧСС, дыхание, артериальное давление).

Снижается сопротивляемость организма. Потом постепенно начинается мобилизация внутренних адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются дополнительные возможности, активизируются психические процессы. За счет этого до определенного предела повышается эффективность деятельности.

2).Стадия сопротивления идёт за стадией тревожности. Организм человека, его психика, перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым условиям деятельности, активно тратя внутренние ресурсы. После относительной стабилизации в результате длящегося влияния экстремальной ситуации наступает ослабление организма, снижается работоспособность и начинается спад.

3).Стадия истощения характеризуется истощением «адаптационной энергии», которая приводит к дезорганизации деятельности, нервно эмоциональному срыву. Признаки этой стадии следующие: ослабление физической и волевой активности, притупления психических процессов (мышление, восприятие, памяти, внимания), заторможенность в принятии решений, беспричинное раздражение и тому подобное.

Стресс проигрыша

Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее).

Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта [7, с.98].

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований. Самостоятельное переживание предполагает различные условия: для кого-то вообще в одиночестве, для других в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда спортсмен психологически перерабатывает ситуацию [20, с.168].

Состояние неуверенности

Состояние неуверенности в успешном выступлении является результатом оценки спортсменом будущей состязательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на соревновании, то запланирован им результат, как правило, достигается. Состояние неуверенности (рядом уверенности) негативно отражается на будущей деятельности, запланированный результат не достигается[4, с.32].

Состояние фрустрации

Состояние фрустрации — это состояние человека, который выражается в характерных чертах переживания и поведения, вызвано объективно не преодолимыми трудностями, которые возникают на пути к достижению цели (Н.Д. Левитив, 1967).

17 стр., 8001 слов

Функциональные состояния человека

... основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы - состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием ...

Подобное состояние возникает в спорте достаточно часто, когда физическое, социальное представляющее препятствие мешает действию, направленному на достижение цели или перерывает его. М. Селье назвал фрустрацию «стрессом надежды, которая свалилась».

Состояние фрустрации рассматривается не только как негативное явление. В поведении многих людей она имеет и конструктивную роль, способствуя достижению цели. Благодаря ее влиянию на психику человека в мотивационной сфере личности нередко доминирующего значения приобретают мотивы достижения.

Конструктивное влияние фрустрации на человека проявляется в следующем. Происходит интенсификация усилий на пути к достижению цели. У многих людей, чем больше сложные возникают препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления. Может происходить замена средств достижения цели и пересмотр предыдущих действий, переоценка всей ситуации, замена цели.

При низком уровне (пороге) сопротивляемости (толерантности) к фрустрации может выявиться её деструктивное влияние на личность, которая заключается в следующем:

нарушение тонкой координации; когнитивная ограниченность, через какую субъект не видит альтернативные пути или другую цель;

эмоциональное нарушение с частичной потерей контроля над собой и ситуацией.

С усилением фрустрации происходят генерализация агрессии, проявляются импульсивность и беспорядочные действия.

Действия агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у невоспитанных людей, несдержанных, грубых, психоапатизированых. Депрессивные реакции при фрустрации больше распространены у лиц невротичного состава, неуверенных в себе.

Состояние фрустрации в спорте возникает после неудачного действия спортсмена, при котором мотив остается неудовлетворенным. Это состояние возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности, если успех не достигается. Фрустрация может приводить к следующим формам поведения спортсмена:

1).Форма, характеризующаяся раздражительностью, повышенной чувствительностью, досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением, к достижению поставленной цели;

2).Форма характеризуется тревожностью, обвинением самого себя в неудачах;

3).

Форма характерна тем, что ситуация, которая создалась, рассматривается спортсменом как малозначащая для него, поправимая в будущем, и спортсмен не заостряет на ней внимание.

Вывод: Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки спортсмена.

1.3. Психические особенности эмоциональных переживаний в спорте

Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность — это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека [11, с.62].Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на органические процессы, и поведение человека [1, с.136].

11 стр., 5064 слов

Характер и особенности деятельности человека

... таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать ... комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, ...

Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее:

1. Эмоциональные переживания, связанные со значительными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе спортивных занятий. Повышенная мышечная активность, составляющая характерную и необходимую особенность спортивных занятий, если они протекают нормально, всегда сопровождается образным состоянием эйфории (повышенной оживлённости действий, речи и т. п.), стеническими чувствами бодрости и жизнерадостности. В случаях перетренировки та же мышечная активность вызывает астенические эмоции: упадок сил, неудовольствие и др.

2. Эмоциональные переживания, связанные с высоким уровнем совершенства в выполнении технически сложных, трудных и опасных физических упражнений. Эти эмоции отражают состояние повышенной общей работоспособности организма, переживание успеха в выполнении данного действия и вызванное этим сознание личного превосходства: приятно ощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными в своих силах, способным выполнить не всякому доступное трудное упражнение. Эти чувства соотносятся со способностью спортсмена направлять большие усилия воли, направленные на преодоление значительных трудностей, что является существенной чертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но и окружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решивший спортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий[8, с.287].

И, наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнении трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могут вызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. У опытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолеть опасное препятствие.

3. Эмоциональные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы. Эти эмоции всегда имеют очень напряжённый характер, в них отражается большие усилия, направленные на достижение победы или наилучшего результата. По своей интенсивности они намного превышают те эмоциональные состояния, которые доступны человеку в его обычной повседневной деятельности. Нередко они получают своеобразное отражение в мимике эмоционального напряжения. В процессе спортивной борьбы при удачном выполнении ответственного приёма (например, когда футбольный мяч забит в ворота противника), эмоциональное переживание успеха может достигнуть степени бурного аффекта радости. При неудачах нередко наступает чувство растерянности, упадка сил, неуверенности в себе[18,с.76].

10 стр., 4598 слов

Психолого-педагогическая помощь спортсмену на различных этапах ...

... количества соревнований, повы­шение их ранга. Новые цели спортивной деятельности требуют скачка в физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, а также формирования его психической готов­ности к ... в частности. Обычно решение при­нимается взрослыми - родителями, учи­телем физкультуры или тренером, ко­торый пригласил заниматься, а юный спортсмен лишь следует ему. Соответ­ственно, ...

Эмоциональные состояния во время спортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения, получившего название «спортивной злости» и имеющего огромное динамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себе колоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены, он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям [10, с.304].

4. Эстетические эмоции. Чаще всего они бывают связаны с восприятием ритма движений, красоты их формы и других сторон, характеризующих совершенство выполнения физического упражнения. Эти чувства возникают при занятиях гимнастикой, фигурном катании на коньках и т. п. Большое эстетическое значение имеют чувства, вызываемые восприятием внешней обстановки, в которой протекают спортивные занятия или соревнования. Её торжественность, красивое внешнее оформление места занятий, одинаковая форма, в которую одеты участники, присутствие многочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность — всё это создаёт у участников соревнований приподнятое эмоциональное состояние и желание добиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивную подготовленность. Когда же внешняя обстановка спортивных соревнований слишком обыденна, это может привести к появлению у спортсмена астенических эмоциональных переживаний[5, с.43].

5. Нравственные чувства, связанные с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехи и неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т. п.).

Они являются могучим стимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исход спортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремлений спортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом. Спортсмен, обладающий этим чувством, никогда не откажется от борьбы за интересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была.

Вывод:

Таким образом, для спортивной деятельности характерны:

а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;

б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции — от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единое целое;

в) динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др.

Глава 2 . Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса

2.1 Описание испытуемых и методики проведения исследования

исследования стресса

В нашем эксперименте участвовало 20 человек в возрасте от 20 до 22 лет студентов спортсменов имеющих спортивный разряд в различных видах спорта:

1).

Беловец Дмитрий – 1 взрослый разряд по лёгкой атлетике;

2).

Гайдук Надежда – 2 взрослый разряд по плаванью;

3).

Занько Анатолий – 2 взрослый разряд по лёгкой атлетике;

4).Зырко Татьяна — КМС

5).

Ильин Василий – 2 взрослый разряд по баскетболу;

6).

Ильич Анна – 2 взрослый разряд по настольному теннису;

7).

Комаров Андрей – 1 взрослый разряд по хоккею;

8).

Курилович Ольга – 2 взрослый разряд по плаванью;

9).

Кузьмич Елена – 2 взрослый разряд по туризму;

10).

Литвенович Александра – 1 взрослый разряд по волейболу;

11).

Леонтьева Марта – 2 взрослый разряд по туризму;

12).

Ольшевская Ангелина – 1 разряд по баскетболу;

13).

Пригодич Дмитрий – 2 взрослый разряд по туризму;

14).

Пархомова Аксана – 1 взрослый разряд по лёгкой атлетике;

15).

Потапов Валерий – 1 взрослый разряд по лёгкой атлетике;

16).

Рощенко Сергей – 1 взрослый разряд по хоккею;

17).

Трубчик Рита – 1 взрослый разряд по лёгкой атлетике;

18).

Таненя Любовь – 1 взрослый разряд по волейболу;

19).

Филимонов Дмитрий – 1 взрослый разряд по футболу;

20).

Чечура Наталья –2 взрослый разряд по плаванью.

В данной работе мы использовали методику выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов [16, с.22].Цель данной методики: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий.

Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов. см. Приложение1.

2.2 Результаты исследования стресса

Теперь необходимо подсчитать набранные баллы и оценить состояние каждого испытуемого.

Спортсмены, набравшие 30 баллов, о них можно сказать, что они живут спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают как в период соревновательной деятельности, так и в не её. Они не страдают ни от ложного честолюбия, не от звёздной болезни ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо проверить их ответы с человеком, который их хорошо знает – люди с такой маленькой суммой баллов, скорее всего, видят себя в розовом цвете.

Спортсмены, набравшие от 31 до 46 баллов, о них можно сказать, что их жизнь, наверняка, наполнена деятельностью и напряжением. Порой они страдают от стрессов (в первую очередь из-за стремления чего-то ещё достичь).

По всей видимости, такие люди не изменяют своего образа жизни, но следует попробовать оставить немного времени и для себя, для укрепления своей психологической защиты.

Спортсмены, набравшие от 47 до 60 баллов, то это может означать, что их жизнь – это беспристрастная борьба. Они честолюбивы и мечтают о солидной карьере (спортсмена и др.).

Для них мнение других (тренера) чрезвычайно важно, и это держит их в постоянном напряжении. Если они будут продолжать в том же духе, то многого могут добиться, но вряд ли им это доставит радость, таким людям нужно избегать лишних споров, необходимо усмирять свой гнев, вызванный мелочами, не нужно пытаться добиваться максимального результата.

Спортсмены, набравшие от 61 балла и более, такие люди живут как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Таким людям нужно поменять образ жизни. Стрессы, которым они весьма подвержены, угрожают их здоровью, а так же всему их будущему. Следует пересмотреть план тренировок. Возможно, таким спортсменам уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.

В нашем эксперименте участвовало 20 человек в возрасте от 20 до 22 лет.

Согласно проведённому эксперименту мы выявили, что 17 человек из 20 набрали от 31 до 46 баллов, и только 3 человека от 46 до 60 баллов. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, опрашиваемые люди хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.

Среди испытуемых самое большое количество баллов набрал Пригодич Дмитрий (21 года) – 52 балла, а самое маленькое количество – Леонтьева Марта (20лет) – 34 балла.

Несколько испытуемых набрало одинаковое количество баллов, из них 4 человека 44 балла, 2 человека 46 баллов и ещё 2 человека 43 баллов

Вывод: Особую роль в организации и осуществлении деятельности спортсмена, реализации его потенциала играет стрессоустойчивость. Устойчивость к стрессу представляет собой динамическую систему, состоящую из различных блоков, изменяющую состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении основной функции (противодействие стресс-факторам соревновательной деятельности).

Заключение

В нашей работе мы провели теоретический анализ психических состояний спортсменов в соревновательной деятельности, провели исследовательскую работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что тренировочной и состязательной деятельности могут возникать разные психические состояния, которые вызывают неоднозначные изменения в организме и по-разному влияют на деятельность спортсмена, и его результат в соревновательной деятельности. Дали классификацию психических состояний спортсменов. А также выяснили, что психические состояния в частности стресс – это часть жизни спортсменов, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – это не выход, не панацея от болезней.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье спортсмена, но и физическую сторону его организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни

Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс – целостная реакция личности спортсмена на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

Cпортивная деятельность является областью предельных достижений человеческих возможностей, которая предъявляет повышенный уровень требований к психике и физиологии спортсменов. Большие спортивные нагрузки, постоянный рост результатов и спортивного мастерства, высокая конкуренция в процессе соревнований ставят спортсменов в условия стресса. Для осуществления целей спортивной деятельности и решения поставленных задач необходима постоянная адаптация к стресс-факторам как внутренней, так и внешней природы.

Современный спорт трудно себе представить без стресса. Кого-то он подбадривает и заставляет развиваться, а кого-то погружает в условия, при которых невозможно ни нормально тренироваться, ни добиться серьезного успеха в спорте.

Рекомендации:

Прежде всего, следует рассказать о тех болезненных проявлениях, которые свидетельствуют о запредельном «запороговом» воздействии стрессов на организм спортсменов, на его нервную систему и психику.

Вот эти болезненные проявления:

1. Приступы головокружений, потемнения в глазах вплоть до полного нарушения сознания.

2. Повышенная потливость ладоней.

3. Пароксизмы (приступы) учащенных сердцебиений или «замираний» сердца.

4. «Блуждающие» боли в шее и спине.

5. Постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления.

6. Дрожь в руках.

7. Нестабильность артериального давления.

8. Непреодолимое внутреннее беспокойство.

9. Чувство постоянного напряжения.

10. Сонливость днем.

11.Нежелание выступать на соревнованиях.

12.Чувство пресыщенности к тренировкам.

13.Неуверенность в своих силах и др.[19, с.125].

После соревнований вне зависимости от результатов, которые продемонстрировал Ваш воспитанник на соревнованиях, мы хотели бы призвать Вас к чуткости и уважению к спортсменам. Не докучайте им своими нравоучениями, даже если спортсмен не выиграл в этот раз. Главным результатом является победа над собой и выход спортсмена на ковёр, беговую дорожку и др. Подумайте об этом, и о том, каково состояние спортсмена в том случае, если он (она) потерпел поражение. К этому прибавьте Ваши наставления, и еще хуже брань или гнев. Этим Вы лишь усугубите состояние ребенка, в результате чего может проявиться детская депрессия, резкое падение самооценки и уверенности в себе.

Кроме того, Вы должны понимать, что проигрыш для спортсмена всегда является психологической травмой и может повлиять на дальнейшее нежелание тренироваться. Совместными усилиями вы должны помочь преодолеть эти стрессы и поднять настроение спортсмену, отвлечь его от воспоминаний о поражении. Поведение тренеров во время и после окончания соревнований, порой наблюдаем бесцеремонность в отношении собственных воспитанников.

Однако не стоит сгущать краски, если спортсмен не выиграл. Это не является поводом, чтобы обрушиваться на расстроенного и растерянного спортсмена с криками, руганью, нравоучениями, и вообще выбросом отрицательных эмоций. Не вдаваясь в причины столь неоправданного поведения родителей и не углубляясь в психоаналитические аспекты происхождения такого поведения, хотелось бы призвать Вас пересмотреть отношение к своим воспитанникам . Уважайте их, как бы они не выступили. Для них крайне важно услышать в первую очередь слова успокоения, которые позволят обрести уверенность и как можно скорее забыть о поражении!

Основными средствами и методами повышения стрессоустойчивости А. В. Стёганцев считает такие воздействия, как:

Физическая нагрузка. Выполнение упражнений «до отказа» — через боль.

Температурные воздействия. Как холодные, так и горячие. Удобный способ — ванны. В горячей воде наращивать нагрузку за счет увеличения температуры, время пребывания 5–10 мин. В холодной воде повышение нагрузки за счет увеличения продолжительности процедуры, температура минимальная.

Задержки дыхания. На вдохе или на выдохе «до упора». Сидя на полу. Сохраняя неподвижность и расслабленность. Концентрируясь на ощущениях.

Голодания. 1–2 раза в неделю без прекращения повседневной деятельности.

Болевые воздействия. Массаж веником в бане. Давящий массаж ногами. Ипликатор Кузнецова. «Железная рубашка» — ударная закалка тела и другие упражнения из арсенала боевых искусств. Кстати, занятия боевыми искусствами являются прекрасным методом развития общей стрессоустойчивости, а также методом коррекции своего базового психического состояния и восстановления после стрессов[13, с.138].

Литература:

1)Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во КазГУ, 1987. — 136 c.

2) Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Чикуров А.И., Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – №3. – C.13.

3) Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . вид.: Психология в спорте.Омск. 1998. – 46 c.

4) Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.:Физкультура и спорт .1984.- 32 c.

5) Волинкина Г.Ю., Суворован.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. вид.: Ленинград. 1981.- 43 c.

6) Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 1981.- 47 c.

7).Генив Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт .1971.- 98 c.

8)Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.

9) Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 148 c.

10).Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.

11) Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной ус-тойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 1. С. — 62.

12).

Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000. — 110 c.

13).

Стёганцев А. В. Управление стрессом: системный подход. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. — СПб., 2007.- 138 c.

14).

Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. — 122 с.

15).

Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс в спорте. М.: Физкульту-ра и спорт, 1983. — 12 c.

16).

Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 22 с .

17).

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. — М.: «Академия», 2000. — 144 c.

18).Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. — Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. — 76 с.

19).

Шагиев, P.M. Произвольная саморегуляция деятельности подростков в спорте / P.M. Шагиев // Алмазовские чтения. — Ярославль, 2007.- 125 c.

20).

Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М., 2006. — 168 с.

Приложение 1

Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов:

а) почти никогда,

б) редко,

в) часто,

г) почти всегда.

Вопросы:

1) Вас легко раздражают мелочи, пустяки?

2) Вы нервничаете, когда приходится кого-нибудь ждать?

3) Вы способны обидеть кого-нибудь, когда сердитесь?

4) Вы не переносите критики, выходите из себя?

5) Вы краснеете, попав в неловкое положение?

6) Если вас кто-то толкает в транспорте, то отвечаете ли вы тем же или говорите что-нибудь грубое?

7) Вы всегда приходите на встречу заранее или опаздываете на неё?

8) Вы заполняете всегда чем-нибудь всё своё свободное время?

9) Вы не умеете терпеливо выслушивать других, вставляя реплики?

10) Вы неважно чувствуете себя по утрам?

11) Вы страдаете отсутствием аппетита?

12) Вы бываете беспокойны без видимой причины?

13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний?

14) После продолжительного сна вы чувствуете себя не важно?

15) У вас бывают боли в спине и шее?

16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце?

17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите – покачиваете ногой?

18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает?

20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен?

Критерии оценки: а) – 1 балл; б) – 2; в) – 3; г) – 4.