Тема: Повышение уровня технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля 17-19
Выполнил:
студент 3 курса, гр. ФК- 33
Майнагашев В.А.
стр.
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
ГЛАВА 1 |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ |
5 |
1.1. |
Физическая подготовка……….…………………………. |
6 |
1.2. |
Технико-тактическая подготовка……….………………. |
13 |
1.3. |
Психологические качества в борьбе……………………. |
20 |
1.4. |
Методы исследований…………………………………… |
26 |
Актуальность: сегодня развитие спортивных видов борьбы характеризуются значительным увеличением качества физической подготовленности спортсменов. На это влияют несколько факторов, требующие совершенствования физических кондиций борцов. Во-первых, это правила соревнований: сокращение времени схватки в вольной и греко-римской борьбе, наказание за пассивное ведение борьбы в дзюдо и самбо, требуют интенсификации действий на ковре. Во-вторых — требования МОК к повышению зрелищности турниров по олимпийским видам борьбы (греко-римская, вольная, дзюдо).
В-третьих — расширение географии популярности видов спортивной борьбы в мире и, в связи с этим, повышение конкуренции. Все это требует от тренеров и спортсменов искать новые пути оптимизации учебно-тренировочного процесса. Одним из путей оптимизации учебно-тренировочного процесса многие специалисты указывают на необходимость преследования в партере после проведения приема в стойке, однако конкретных исследований и методических рекомендаций по обучению слитным атакующим технико-тактическим действиям недостаточно [69].
Цель работы – теоретически рассмотреть и выявить наиболее эффективные средства и методы повышающие уровень технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля 17-19 лет.
Объект исследования – повышение уровня технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля 17-19 лет.
Предмет исследования –средства и методы повышения уровня технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля 17-19 лет.
Гипотеза исследования – предполагается, что анализ научно-методической литературы позволит выявить наиболее эффективные средства и методы развития технико-тактической подготовленности у борцов вольного стиля 17-19 лет
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
- Выбрать наиболее эффективные средства и методы развития технико-тактической подготовленности.
- Выявить значение наиболее эффективных средств и методов развития технико-тактической подготовленности.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Основные виды подготовки борцов
-
Физическая подготовка
По мнению В.А. Панкова в системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач тактической и технической подготовки, теоретической, морально-волевой, психологической подготовки важнейшее место занимает физическая подготовка. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмо-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники .
Современный уровень спортивных достижений требует организации, целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Одной из главных задач, стоящих перед тренерами в спортивных видах борьбы, является повышение специальной выносливости спортсменов.
В настоящее время в литературе имеется несколько определений общей и специальной выносливости. Наиболее полными считаются следующие: «Общая выносливость – это способность спортсменов продолжительное время выполнять любую физическую работу (нагрузку), вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно положительно влияющую на его спортивную специализацию». И далее: «Специальная выносливость – способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализациями».
Из этих определений следует, что умение борца эффективно выполнять технико-тактические действия на протяжении всей схватки подкрепляется высоким уровнем именно специальной выносливости. Для воспитания ее у борцов высокой квалификации необходимо повышать эффективность реализации их возможностей и добиваться постоянного их роста. При этом характерной особенностью организации тренировочной работы является приближение ее по воздействию на организм к соревновательной схватке.
Многие авторы при воспитании общей выносливости указывают на необходимость комплексного использования в тренировке для эффективного повышения общей и специальной подготовки с целью улучшения общей выносливости.
В полном объеме контроль за функциональной, физической, технической, тактической и психологической подготовленностью проводится в предсоревновательном периоде (определяются фоновое состояние спортивной подготовленности и необходимая срочная коррекция); в послесоревновательном периоде (выявляются характер воздействия соревновательной нагрузки, детализация проявления компонентов в процессе соревнований); в боевой фазе собственно-соревновательного периода (устанавливается характер взаимодействия компонентов спортивной подготовленности и, при необходимости, его срочной коррекции), в сокращенном варианте контроль производится за функциональной и психологической подготовленностью в предбоевой, межраундовой и межбоевой фазах для оценки мобильных компонентов спортивной подготовленности и осуществления срочной коррекции.
Основой тренировке борцов высокого класса является специальная подготовка. Однако в структуре тренировки для воспитания общей выносливости следует применять и общую физическую подготовку. Этому способствует круг тренировочных средств, которые бы повышали эмоциональность занятий, давали психологическую разгрузку от напряженной работы на ковре .
По мнению А.А. Рузиева, с педагогической точки зрения специальная выносливость борца – многокомпонентное понятие и ее уровень взаимосвязан с рядом факторов, основные из которых – общая выносливость, скоростные и силовые возможности, эффективность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата, психологическая устойчивость к болевым неприятным ощущениям и др.
В связи с этим направление воспитания специальной выносливости зависит от периодов подготовки. Так на первом этапе борцы должны быть подготовлены к интенсивной специальной тренировки на последующих этапах. Это выражается в достижении высокого уровня развития общей и силовой выносливости и поддержании на определенном уровне скоростных возможностей. Задачи второго этапа – развитие физических возможностей, отвечающих специфике требований борьбы.
Цель тренировки в соревновательном периоде – достижение наивысших спортивных результатов, поддержание общей и силовой выносливости, дальнейшее совершенствование специальной выносливости в процессе тренировочных и соревновательных схваток, обеспечение роста скоростных возможностей. При этом общий объем нагрузки несколько снижается, при повышении интенсивности.
Б.М. Рыбалко утверждает, что совершенствование специальной выносливости имеет важнейшее значение для роста мастерства борцов. Уровень развития этого качества зависит от ряда педагогических факторов, в том числе от рационального соотношения средств общей физической и специальной физической подготовки на этапе предсоревновательной подготовки. Анализ учебно-тренировочного процесса борцов высокой квалификации показывает, что в последние годы заметна тенденция увеличения доли средств СФП на заключительном этапе подготовки к соревнованиям – до 60-65% от общего объема тренировочной нагрузки.
Однако практика участия борцов в соревнованиях свидетельствует о том, что такое планирование предсоревновательной тренировки не способствует достижению необходимого уровня специальной выносливости.
В теории управления движением человека основополагающие понятия – координация движений, определенная выдающимся российским нейро – и психофизиологом Н.А. Бернштейном как «преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему», и ее высшая форма – ловкость, являющаяся интегральной качественной характеристикой. Ловкость принято рассматривать как системное качество и дифференцировать ее на отдельные координационные способности.
А.Л. Кабанов выделяет более 20 разных видов координационных способностей, которые можно дифференцировать в зависимости от специфики их проявления в двигательных действиях на специальные, специфические и общие, а также на элементарные и сложные. Дифференциация координации движений и ловкости на отдельные координационные способности позволяет целенаправленно осуществлять процесс их развития в соответствии с предполагаемой двигательной деятельности спортсменов в динамике борьбы позволяет выделить опорность в отдельный вид специальной сложной двигательно-координационной способности человека, развитие которой особенно актуально для этого вида спорта.
А.Н. Корженевский считает, что важным критерием для диагностики тренированности борцов является уровень физического развития, который тесно взаимосвязан как со спортивной квалификацией. Так и с подготовленностью спортсменов, что подтверждает целесообразность использования теста функциональной подготовки в комплексном медико-педагогическом обследовании спортсменов. Для повышения физического развития спортсменов целесообразно выполнять упражнения на развитие координационных способностей различной сложности и интенсивности. Применение в тренировке этих упражнений будет способствовать повышению резервных возможностей различных систем организма, особенно ЦНС, и улучшению результативности технико-тактических действий в условиях соревнований. В тренировках борцов с различными уровнями тренированности целесообразно использовать индивидуально-групповой метод подготовки, что значительно повысит эффективность тренировочного процесса.
Оптимальное функционирование физиологических систем организма обеспечивается достаточной устойчивостью тела. В сложнокоординированных видах спорта, какими являются единоборства, способность ориентироваться в пространстве и времени в значительной мере зависит от достигнутого уровня равновесия. Устойчивость тела, по мнению Л.Д. Назаренко, обусловлена деятельностью многих анализаторов, среди которых ведущее место занимает вестибулярный. При совершенствовании деятельности вестибулярного аппарата необходимо учитывать основные разновидности и проявления равновесия, характерные для спортивных единоборств:
- сохранение равновесия после вращательных движений;
- устойчивость после прыжков и прыжковых упражнений;
- сохранение равновесия в действиях с прямолинейным и угловым ускорением;
- устойчивость при преодолении противодействия партнера.
А.Г. Карпеев предлагает рассматривать координационные способности как способность согласовывать двигательные действия, обеспечивающее высокую эффективность управления движениями в соответствии с поставленной целью и взаимодействием с другими уровнями координации в деятельности человека. При этом понятие «координационные способности» более общее, а ловкость представляет комплексное психомоторное качество, включающее точность, быстроту, рациональность и находчивость, и является производной координационных способностей.
Координация движений рассматривается как организация управляемости двигательного аппарата. При этом двигательный аппарат включает центральную и периферическую нервную систему с ее проводящими путями, органы движения — мышцы и звенья тела и среду, в которой система функционирует.
С.В. Дмитриев предлагает координацию движений рассматривать как совокупность трех видов координаций: нервной, мышечной и двигательной. Деление, конечно, носит условный характер, поскольку координация – это единый процесс центрально-перифирической организации движений. Но для удобства анализа этого чрезвычайно сложного явления принятое деление можно считать равномерным.
Нервная координация представляет собой интегральный показатель взаимодействия афферентных систем организма и программирования движения, приводящего в конкретных условиях к решению данной двигательной задачи.
Мышечная координация – это согласование напряженной мышц, предающих команды управления на звенья тела. Сложность мышечной координации вытекает из биомеханической сложности движений человека.
Двигательная координация рассматривается как согласованное сочетание отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма. Именно в двигательной координации в полной мере отражаются способности нервно-мышечной координации, а также влияние внешних условий движения звеньев тела.
А.Н. Блеер считает, что последние изменения правил проведения соревнований по спортивной борьбе, направленные на повышение зрелищности поединков, предусматривают существенное увеличение активности ведения схватки с одновременным увеличением количества выполненных технических действий. В этой связи возникает два пути повышения стабильности проявления двигательного навыка борцов:
1) поднять уровень специальной выносливости борцов до такой степени, чтобы они могли проводить поединок любой интенсивности без выраженного физического утомления;
2) обеспечить стабильное проявление двигательного навыка в любых экстремальных ситуациях предельных физических нагрузок.
А.Л. Кабанов для развития координации движений предлагает метод развития координации движений на принципе опорности. Суть метода развития координации движений на принципе опорности: организация специальным образом динамического воздействия на тело человека, вынуждающего последнего адаптироваться к этому воздействию в природосообразном порядке посредством координации и регуляции своих движений, а именно: обеспечить опорность своего тела по отношению к этому воздействию.
Человек во внешних динамических взаимодействиях проявляется как активная сложная биомеханическая система, в которой под управлением ЦНС происходят сложнейшие динамические процессы и которая способна при правильной адаптации обеспечить возможность опорной функции по отношению к внешним, действующим не только по вертикали, силам. Для развития координации движений на основе принципа опорности применяются разнообразные специальные «упражнения на опорность», выполняемые с партнером или с партнерами.
В то же время одним из основных положений А. Ц. Пуни при рассмотрении закономерностей формирования двигательных навыков является развитие устойчивой отчетливости двигательных ощущений, которое теснейшим образом связано с ходом овладения техникой спортивных упражнений. Но овладение техникой приводит к формированию навыка, а навык связан с переходом многих движений на неосознаваемый уровень. Налицо явное противоречие, требующее своего разрешения. Нуждается в уточнении и использование таких понятий, как сознательное управление движениями и их осознавание.
Трудности в решении вопроса об осознаваемости навыков и их психофизиологических механизмов отразились и в изложении этого вопроса в ряде учебных пособий по психологии спорта, где он просто отсутствует. Однако его игнорирование не означает, что проблема исчезла. До сих пор можно встретить противопоставление навыка умению как разных психологических феноменов. Отсюда даются даже разные рекомендации для формирования того и другого. До сих пор считается, что привлечение осознанного контроля за выполнением двигательного навыка приводит к его разрушению. Многими поддерживается точка зрения, что навык — это автоматизм. Все это свидетельствует о том, что поставленные А.Ц. Пуни вопросы о механизмах формирования навыка нуждаются в дальнейшем осмыслении, а высказанные им положения — в уточнении, конкретизации и дальнейшем развитии.
* * *
Важным критерием для диагностики тренированности борцов является уровень физического развития, который тесно взаимосвязан как со спортивной квалификацией. Так и с подготовленностью спортсменов, что подтверждает целесообразность использования теста функциональной подготовки в комплексном медико-педагогическом обследовании спортсменов. Для повышения физического развития спортсменов целесообразно выполнять упражнения на развитие координационных способностей различной сложности и интенсивности. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмо-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники.
Технико-тактическая подготовка
С каждым годом возрастает конкуренция в различных видах борьбы на российской и международной аренах. При подготовке сборной команды основной упор традиционно принято делать на повышении функциональной подготовленности. Не умаляя достоинств физической подготовки, главным вопросом, на взгляд С.Е. Табакова, следует считать технико-тактическую подготовку. В данной области много проблем: особенности становления техники спортсменов, закономерности формирования двигательных навыков, подбор средств и методов для более продуктивной подготовки .
В результате проведения ряда исследований, рядом авторов было установлено, что:
1) поддержание эффективности выполнения приемов в диапазоне 30-40% в процессе тренировки увеличивает темп совершенствования навыка, улучшает качество технических действий, способствует расширению арсенала;
2) при выполнении приемов с эффективностью больше 40% навык не совершенствуется или совершенствуется односторонне, достигая высокой степени автоматизма, что отрицательно сказывается на выполнении приемов в постоянно меняющихся ситуациях схватки;
3) при показатели больше 30% навык не закрепляется и со временем исчезает;
4) на формирование навыка оказывают влияние индивидуальные особенности партнеров.
А.К. Морозов считает, что для эффективного выполнения сбиваний атакующему борцу следует:
А) максимально использовать силу инерции и вес собственного тела, которые позволяют развивать дополнительные величины скорости перемещения. Сократить время выполнения приемов и увеличить силу воздействия противника.
Б) использование специальных упражнений, методических приемов и специальных технических средств в учебном процессе позволяет сократить время, повысить качество и эффективность процесса обучения и совершенствования спортсменов и рекомендуется в практику.
В) особое внимание в процессе обучения следует уделять освоению стержневых приемов: это позволит сократить время, повысить эффективность и качество освоения других, более сложных, вариантов приемов.
Спортивная практика показывает, что исход любого единоборства зависит от уровня физической подготовленности, которая тем выше, чем богаче и разнообразнее техническая подготовленность борца.
Анализирую соревновательную деятельность борцов, можно выделить из арсенала те приемы, которые забыты, но применение, которых наиболее эффективно.
В результате исследования соревновательной деятельности А.В. Горбунов сделал следующие выводы:
- Соотношение объема нагрузки между борьбой в стойке и партере свести до 40-60% или 50-50%, использовать дни партера
- Учебно-тренировочный процесс строить с учетом скоростной методики
- При обучении и тренировке борьбы в партере следует больше времени уделять совершенствованию защитных действий и контратак против частых, но не менее эффективных приемов в партере.
А.И. Павлов утверждает, что спортивная тактика – это система специальных знаний и умений, направленных на решение задач сбора и анализа информации, принятия решения с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения при различных условиях взаимодействия с партнером. Система – это совокупность элементов, связанных между собой и составляющих единое целое. Тактика состоит из элементов.
По мнению А.И. Воронова при совершенствовании технико-тактического мастерства высококвалифицированных борцов необходимо добиваться того, чтобы спортсмен при подготовительном действии к излюбленному приему прикладывал к сопернику максимум силы, доступной ему в этом движении. Для этого требуется выполнять в тренировочных занятиях подготовительные действия с различными отягощениями. Причем важно удерживать направление и амплитуду движений, присущих каждой конкретной подготовке к приему.
В современной спортивной борьбе на международных соревнованиях преимущество имеют спортсмены, отличающиеся индивидуальным своеобразием технико-тактического арсенала и способностью с максимальной эффективностью использовать свои ведущие качества.
А.А. Новиков условно выделяет 4 основных стиля проведения соревновательных поединков, характеризующихся способами подавления активности противника:
1) технико-тактическими комбинациями;
2) высоким темпом;
3) скоростно-силовой подготовленностью;
4) универсальным использованием всех выше перечисленных способов организации атакующих действий.
Ряд авторов считают, что в соревновательном поединке техника тактика, соединяясь между собой, образуют единый комплекс действий, в котором каждое техническое действие может быть использовано для решения конкретных тактических задач. В современных условиях борьбы ни один прием не может быть реализован без тактической подготовки, поэтому выполняемые технические действия организуются преднамеренно с тактическими целями. Технико-тактическое мастерство борца можно трактовать как интегральный показатель специальной спортивной подготовленности в целом. Самой современной формой его проявления призвана комбинационная борьба, которая благодаря высокой динамичности и результативности двигательной деятельности обеспечивает повышенный зрительский интерес.
Технико-тактическое мастерство должно быть ориентировано на исполнение главных стратегических установок, обеспечивающих решение основных задач в подготовке борца:
- доминирование атакующей направленности действий;
- целеустремленность в ведении поединков, сочетающаяся с высоким темпом двигательных действий;
- захват позиционной инициативы с акцентированием на начальном атакующем действии;
- разработка оптимальных установок на весь процесс ведения соревновательных поединков.
Ю.С. Гусов утверждает, что к ведущим способам тактической подготовки приемов в вольной борьбе относится выведение из равновесия. Тактический арсенал молодых борцов и спортсменов высокого класса существенно не различается. Борцы высокого класса, имеющие различные росто-весовые данные, используют одни и те же тактические средства.
Значение тактики и тактической подготовки в современном спорте огромно. Особенно велика роль тактики в таких видах спорта, как спортивные игры и единоборства, недаром их называют тактическими.
Однако в настоящее время в теории и практике многолетнего тактического обучения есть множество пробелов и противоречий. Наиболее остро данные вопросы встают на этапе начального обучения дзюдо.
Многие специалисты спортивной борьбы отмечают, что тактическая подготовка наряду с другими видами подготовки должна вестись с самых первых занятий. Однако на сегодняшний день у большинства специалистов спортивной борьбы, и в частности дзюдо, нет единого мнения о том, чему и как обучать юношей, нет целостной и единой методики обучения трем разделам тактики (тактика проведения технического действия, тактика схватки, тактика участия в соревнованиях).
Обычно даются лишь примерное направление в обучении, только один из разделов тактики.
Также хочется отметить, что процесс тактической подготовки юных дзюдоистов не имеет целенаправленного характера, зачастую опирается не на научные знания, а лишь на интуицию тренера.
Таким образом, на сегодняшний день существует противоречие, которое заключается в несоответствии теории и методики начальной тактической подготовки запросам практики. Практика нуждается в обоснованной и научно доказанной методике начальной тактической подготовки, теория же пока не в состоянии ее предложить.
А.А. Рузиевым были разработаны модельные характеристики соревновательной деятельности в трех уровнях:
1. Первый – соревновательная деятельность (или соревновательная модель)
2. Второй – основные стороны подготовки спортсмена (модель спортивного мастерства)
3. Третий – система организма спортсмена (или модель потенциальных возможностей).
В результате системного анализа спортивной тренировки В.В. Лысенко были разработаны педагогическая технология и алгоритм управления технической подготовленностью спортсменов на основе видеоанализа движений. Алгоритм управления технической подготовленностью спортсменов на основе видеоанализа движений можно представить в следующем виде:
1. Комплексная оценка исходной биомеханической структуры движений спортсмена на основе определения кинематических параметров соревновательного упражнения и оценки их эффективности (рациональности).
2. Определение максимально возможного двигательного результата при данном уровне физической и психической подготовленности спортсмена.
3. Прогнозирование и планирование уровней целенаправленного развития пространственных, временных и динамических параметров структуры соревновательного упражнения на основе учета исходной биомеханической структуры движений.
4. Выбор и применение вспомогательных упражнений, обеспечивающих адекватное воздействие на основные параметры биомеханической структуры соревновательного упражнения.
5. Реализация системы формирования структуры соревновательного упражнения на основе сравнительной комплексной оценки оперативного, текущего, этапного и целевого уровней развития биомеханических параметров движений и внесения необходимой коррекции в тренировочный процесс.
А.Д. Суханов утверждает, что на этапе углубленного совершенствования подготовку единоборца все больше и больше соотносят с годичным календарем соревнований. Кстати, на этапе реализации индивидуальных возможностей этот процесс еще больше углубляют и порой подготовку спортсмена строят, ориентируясь на главное соревнование не только года, но и более протяженного цикла. Так, например, в единоборствах, входящих в программу олимпийских игр, упор делают на 4 летний цикл. При этом всегда ставят цель показать лучший результат на главном соревновании года или четырехлетия. В то же время, поскольку на главное соревнование года попадают не все спортсмены, а только выигравшие отборочные соревнования очень важно так строить подготовку единоборца, чтобы его готовность позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года или четырехлетия. Добиваются этого рациональным построением тренировки как в годичном цикле, так и при непосредственной подготовки к соревнованиям.
Как известно, единоборец по мере своего совершенствования осваивает два вида умений: умение выполнять конкретный прием и умение применять его в поединке – технические и тактические умения. Как справедливо отмечает Б.В. Турецкий, разработка научно-методических основ формирования этих умений недостаточно широко представлена в специальной литературе.
* * *
При совершенствовании технико-тактического мастерства высококвалифицированных борцов необходимо добиваться того, чтобы спортсмен при подготовительном действии к излюбленному приему прикладывал к сопернику максимум силы, доступной ему в этом движении. Для этого требуется выполнять в тренировочных занятиях подготовительные действия с различными отягощениями. Причем важно удерживать направление и амплитуду движений, присущих каждой конкретной подготовке к приему.
Психологические качества
Для спортивных единоборств характерны оперативный характер деятельности, высокая психическая напряженность, динамизм, нестационарные условия решения двигательных задач, зависимость результата от противодействия соперника. При этом особое место занимают психомоторные действия, с помощью которых решаются различные оперативные задачи.
Специфика структуры нагрузок в единоборствах существенную роль в которых играет, такой элемент как психический компонент нагрузки, резкие изменения характера нагрузок на различных этапах подготовки единоборцев, особая роль кратковременной адаптации, которую спортсмен стремится использовать для успешного выступления в конкретном турнире, — все это определяет специфику анализа механизмов адаптации у единоборцев.
По мнению С.Д. Неверковича основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья а сам борец определяет свое поражение.
Можно выделить три вида страха у борцов:
1) страх телесных повреждений. Боязнь получения травм. Этот вид страх непосредственно связан с болевыми приемами;
2) страх испытания боли. Оценить это очень трудно, поскольку любая боль – чрезвычайно субъективное ощущение;
3) страх агрессии. Суть его заключается в том, что борцы бояться нанести повреждение своим соперникам. Они, как правило, предпочитают борьбу в стойке, а не в партере.
Х.М. Юсупов выделяет следующие основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС высококвалифицированных спортсменов:
— полная концентрация и внимания на целевой установке (результате) в сочетании с диссоциацией с окружающей средой;
— изменение восприятия времени и пространства;
— снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера (трансформация оценки достижения цели);
— формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного навыка;
— гармонизация биоэлектрической активности головного мозга и звеньев биоэнергетической системы организма (меридианных биологически активных точек).
В психологии саморегуляция деятельности человека в затрудненных условиях обычно связано с проявлением воли. В подобных ситуациях находят свое выражение не только воля, но и личность человека в целом. Б.Н. Смирнов считает, что для того, чтобы вычленить функции ведущих психических компонентов саморегуляции, необходимо проанализировать препятствия и трудности, с которыми сталкивается человек, и с учетом установленных особенностей изучить психологические механизмы их преодоления. В этом отношении многообещающей моделью является спортивная деятельность, в которой затрудненность действий спортсменов достигает предельно возможных величин.
В учебной и специальной литературе по общей психологии термины «препятствия» и «трудности» не получили четких разграничений. Принято деление на внешние и внутренние препятствия, при котором первые понимаются как объективные явления, а вторые – как субъективные.
На основе изучения многих работ А.Ц. Пуни сделал вывод, что соревнование – это фактор, стимулирующий физическую и психическую активность человека. В то же время оно выступает и как стресс-фактор, для одних, мобилизирующий их духовные и физические силы, и дезоргнизирующий, угнетающий – для других. Неоднородность влияния соревновательного фактора связана с типологическими и индивидуально-психологическими особенностями личности спортсмена.
Единство сознания и деятельности – один из основополагающих принципов психологической науки. Сущность его заключается в том, что под детерминирующим влиянием объективных условий деятельности сознание человека проявляется и в то же время оно формируется, развивается. Проявление сознании связано с ориентировкой в объективных условиях деятельности и с саморегуляцией внутренних процессов, состояний и внешних действий человека адекватно этим условиям .
Система подготовки спортсменов все время развивается и совершенствуется. По этому поводу профессор В. К. Бальсевич отмечает следующее: «Важнейшим условием создания и освоения новых теоретических и методических ценностей спортивной культуры является интеграция различных областей научно-спортивного знания и технологических инноваций в едином научно-технологическом пространстве разработки и последовательной реализации индивидуальных стратегий и тактик многолетней спортивной подготовки, жестко сориентированных на эффективную и непротиворечивую актуализацию потенциальных возможностей спортсмена и минимизацию педагогических ошибок при определении режимов тренирующих нагрузок и восстановления его работоспособности» .
Разработка и включение осознанных средств и методов саморегуляции психического состояния в соревновательный процесс спортсменов высшей квалификации являются одним из перспективных направлений исследований в проблеме повышения результативности их соревновательной деятельности. В связи с этим возникает необходимость разработки методики индивидуально ориентированного подхода к саморегуляции психического состояния спортсменов высшей квалификации в соревновательной деятельности.
Итоги проведенного Д. Григорьевым [74] анкетирования показали, что психологическая подготовка спортсмена и ее устойчивость является даже более важным фактором, чем сила и гибкость. И спортсмены ставят на 1-е место наравне с техническим оснащением.
Эффективность формирования устойчивого и постоянно растущего интереса борцов на этапе начальной подготовки зависит от психолого-педагогического обеспечения в конкретных условиях учебно-тренировочного и соревновательного процесса.
Т.В. Бондарчук считает, что для реального управления деятельностью спортсмена и оптимизации его психического состояния констатирующие замеры показателей состояния или попытки простого сопоставления абсолютных показателей психического состояния с достигнутыми результатами представляются малопродуктивными Между тем нередко именно так исследуют психические состояния в спорте Противоречивость результатов подобных сопоставлений и отсутствие линейных зависимостей между этими показателями отмечались в ряде работ спортивных психологов Это может быть связано либо с тем, что не учитываются индивидуальные различия между участниками, либо допускаются методологические просчеты. Совершенно очевидно, что, например, такой часто используемый в практике показатель, как место, занятое спортсменом, или абсолютный результат, показанный в соревнованиях, не всегда отражают действительную эффективность деятельности спортсмена.
Психология рассматривает человека как целостную личность. Без учета всех составных частей невозможно постичь личность, ее индивидуальные особенности. Психологической подготовке обязательно предшествовать глубокое психологическое изучение личности, а именно явление как общепсихологической природы, целостной личности спортсмена, так е индивидуальных особенностей.
Однако решение указанных вопросов требует преодоления определенных трудностей, поскольку в психологии еще не найден универсальный метод, который был бы пригодным для глубокого научного исследование целостной личности.
Указанным требованиям, по нашему мнению, отвечает разработанный В. Г. Норадзе на основе известной концепции установки Д. Н. Узнадзе’ комбинированный метод исследования личности, позволяющий учить общепсихологическую природу личности, а также единство типологических и повторных, уникальных особенностей личности. Следует отметить, что особая ценность для понимания личности придается становлению типологических и уникальных свойств личности.
В основу методики обучения с помощью опорных взаимодействий положена идея выделения типичных конфликтных ситуаций боя и осуществления процесса обучения в рамках этих ситуаций в такой последовательности:
1. Формирование умений, а затем и навыков выполнять прием в стандартных ситуациях конфликтных взаимодействий с партнером. Сначала помогающим, а затем противодействующим.
2. формирование умений и навыков выполнять прием в стандартных ситуациях конфликтных взаимодействий с противником, ограниченным в своих действиях заданием тренера.
3. Формирование умения применять комбинации приемов или подготовку и прием в учебно-тренировочных боях.
4. Формирование помехоустойчивости к внешним и внутренним факторам среды в условиях соревновательных боев.
С.М. Гордон считает, что спортсмены с высокой психической готовностью к соревновательной деятельности характеризуются высокими значениями показателей устойчивости, мобилизационности, самоконтроля, интеллекта, смелости, психологической гибкости, сильной нервной системы, уравновешенных нервных процессов.
Спортсмены с низкой психической готовностью к соревновательной деятельности характеризуются высокими значениями показателей агрессивности, депрессии, страха, невротичности.
Г.В. Попов для развития психологической подготовки рекомендует заниматься психофизической подготовкой. Занятия психофизической подготовкой увеличивают психологическую устойчивость в боевой ситуации, ускоряют боевую реакцию, повышают пробивную силу удара, позволяют максимально концентрировать внимание.
Комплекс дыхательных упражнений в «Тризне» строится в соответствии с правилом «вращения креста в круге». Из глубины истории дошел до нас знак, в котором зашифрованы схемы движений.
Сначала выполняется комплекс дыхательных упражнений, а затем, без отдыха, комплекс упражнений с партнером. С особым вниманием следует выполнять дыхательную гимнастику, во время которой (за счет насыщения крови кислородом и при помощи концентрации внимания) создается особое состояние психики, когда возможен переход мышления от обычного (мышление словами) к невербальному (мышление образами).
* * *
Для спортивных единоборств характерны оперативный характер деятельности, высокая психическая напряженность, динамизм, нестационарные условия решения двигательных задач, зависимость результата от противодействия соперника. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надежность соревновательной деятельности, ограничивает результативность их выступлений. Под влиянием оптимальных и систематических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при котором преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки.
Методы исследований
В.В. Шиян считает, что в практике спортивной борьбы широко распространен способ закрепления усвоенных технических действий, заключающийся в том, что совершенствование приемов происходит на фоне физического утомления после непродолжительной, но интенсивной физической нагрузки. Подобный подход к построению тренировки борцов был обоснован результатами экспериментальных исследований, в которых указывалось на то, что физическое утомление положительно сказывается на изменении пространственно-временных и силовых показателей выполняемого технического действия.
В спортивных единоборствах на борцов действует целый комплекс сбивающих факторов, которые оказывают существенное влияние на результаты соревновательной деятельности. Они воздействуют на различные системы организма, предъявляют повышенные требования к энергообмену и энергообеспечению, психологическим качествам единоборцев, создают технические проблемы. М.В. Габовым было проведено исследование, направленное на определение влияния сбивающих факторов на соревновательную деятельность квалифицированных борцов. В результате исследовательской работы определена степень влияния сбивающих факторов на соревновательную деятельность борцов. С целью повышения надежности выступления на соревнованиях в учебно-тренировочном процессе необходимо создание определенных условий, способствующих адаптации к сбивающим факторам.
Исследования, проведенные О.А. Сиротиным, показали, что наиболее сенситивными индикаторами психофизиологического состояния юных борцов показали себя частота сердечных сокращений, самооценка настроения. Динамика психофизиологического состояния юных борцов в процессе непосредственной подготовки и участия в соревнованиях свидетельствует о неадекватных реакциях ряда систем организма и психики. Они выражаются в повышенной психической напряженности в ситуации извещения о включении в команду и перед схватками. Использованием в процессе подготовки к соревнованиям комплексной системы контроля за психофизиологическим состоянием позволит вовремя обнаружить нежелательные сдвиги в функционировании разных систем организма и психики и более дифференцированно определить методы оптимизации состояния юных борцов.
Для успешного управления тренировочным процессом необходимо не только учитывать уровень технико-тактического мастерства, но и оценивать психофизиологические характеристики борца, в частности его способность влияния различных факторов на функции равновесия и координацию движений.
Как показали исследования Ю.П. Замятина, при низком уровне вестибулярной устойчивости у борцов возникают дополнительные трудности при усвоении приемов, защит и контрприемов. Автором отмечена зависимость развития двигательных качеств юных борцов от уровня их вестибулярной устойчивости и показана возможность повышения последней с помощью специальных упражнений. Установлено также улучшение функции вестибулярной устойчивости по мере совершенствования спортивного мастерства.
Б.М. Рыбалко была предпринята попытка применить к методу моделирования, направленному на формирование навыков владения техническими действиями спортивной борьбы системный подход. Как известно, навык сложного двигательного действия имеет три стадии формирования. С учетом такого подхода к процессу обучения он пришел к выводу, что и к методу моделирования может быть применена многоуровневая система. Выделено три уровня моделирования: 1) теоретический; 2) лабораторный; 3) практический.
В спортивной борьбе состояние уровня соревновательной деятельности требует от борцов высокоэффективных навыков исполнения сложных атакующих действий, под которыми понимается последовательное применение нескольких мгновенных позиционно объединенных атакующих приемов в одном атакующем импульсе.
Пути решения проблем обучения сложным техническим действиям в спортивной борьбе исходят из концепции рационализации тренировки, обуславливающей программирование тренировочного процесса. При этом А.А. Новиков предлагает использовать следующие положения:
- логическую структуру оптимизации обучения;
- расчленение процесса обучения технических навыков на ряд замкнутых циклов и оформление их в виде шагов обучения;
- создание методов оперативного контроля и оценки тренировочных эффектов при обучении технически действиям.
По мнению С.В. Калмыкова управление индивидуализацией подготовки борцов различного возраста связано с активным внедрением в практику объективных количественных методов контроля. Это особенно касается тех сторон подготовки, за динамикой которых крайне трудно следить без применения инструментальных методик. К одной из таких проявлений моторики человека относятся быстрота реакции и скорость движений, непосредственно влияющие на результативность тактико-технических действий в условиях соревнований.
* * *
В практике спортивной борьбы широко распространен способ закрепления усвоенных технических действий, заключающийся в том, что совершенствование приемов происходит на фоне физического утомления после непродолжительной, но интенсивной физической нагрузки. Подобный подход к построению тренировки борцов был обоснован результатами экспериментальных исследований, в которых указывалось на то, что физическое утомление положительно сказывается на изменении пространственно-временных и силовых показателей выполняемого технического действия.
* * *
1. Важным критерием для диагностики тренированности борцов является уровень физического развития, который тесно взаимосвязан как со спортивной квалификацией. Так и с подготовленностью спортсменов, что подтверждает целесообразность использования теста функциональной подготовки в комплексном медико-педагогическом обследовании спортсменов. Для повышения физического развития спортсменов целесообразно выполнять упражнения на развитие координационных способностей различной сложности и интенсивности. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмо-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники.
2. При совершенствовании технико-тактического мастерства высококвалифицированных борцов необходимо добиваться того, чтобы спортсмен при подготовительном действии к излюбленному приему прикладывал к сопернику максимум силы, доступной ему в этом движении. Для этого требуется выполнять в тренировочных занятиях подготовительные действия с различными отягощениями. Причем важно удерживать направление и амплитуду движений, присущих каждой конкретной подготовке к приему.
3. Для спортивных единоборств характерны оперативный характер деятельности, высокая психическая напряженность, динамизм, нестационарные условия решения двигательных задач, зависимость результата от противодействия соперника. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надежность соревновательной деятельности, ограничивает результативность их выступлений. Под влиянием оптимальных и систематических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при котором преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки.
4. В практике спортивной борьбы широко распространен способ закрепления усвоенных технических действий, заключающийся в том, что совершенствование приемов происходит на фоне физического утомления после непродолжительной, но интенсивной физической нагрузки. Подобный подход к построению тренировки борцов был обоснован результатами экспериментальных исследований, в которых указывалось на то, что физическое утомление положительно сказывается на изменении пространственно-временных и силовых показателей выполняемого технического действия.