Возрастные особенности детей. Прогнозируемые трудности

Прогнозируемые трудности

Возрастные особенности

Варианты решения

Младший возраст(6-9 лет)

Могут быть слезы.

Болезненно переживают разлуку с семьей.

Отвлечь интересными делами, переключить внимание.

Раздражительность, тоска по дому.

Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новых людей в окружении.

Дать какое либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке.

Множество вопросов.

Любознательность.

Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз сколько необходимо для понимания.

Быстрая утомляемость.

Ребята очень активны.

Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре, труде.

Малыши во власти домашних привычек:

  • трудно засыпают;
  • просыпаются по ночам «попить»;
  • не умеют застелить постель;
  • разбрасывают и теряют вещи.

Отсутствие навыков самообслуживания.

Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть.

Неуверенность в себе.

Есть робкие и физически слабые.

Давать нагрузку с учетом физического здоровья, не акцентируя на этом внимания.

Привычка есть медленно, всухомятку

Семейные привычки

Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций

Готовы пробовать все на вкус

Повышенный интерес ко всему новому неизвестному

Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях

Опасность

Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость

Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности, заполняя жизнь детей полезными и нужными движениями играми и состязаниями

Потеря интереса, рассеянное внимание

Большая утомляемость от однообразия

Частая смена видов деятельности

Обидчивость, вспыльчивость

Неумение сосредоточиться на одном объекте

Частая смена деятельности

Слезы и страхи в темноте

Боязнь темноты

Не оставлять одного в темноте

Рассеянность, быстрое переключение внимания

Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель

Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительны по времени

Желание играть с малышами

Чувство взрослости по отношению к младшим

Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей

Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых

Слепое подражание взрослым

Стремиться не подавать дурной пример

Постоянные опоздания

Отсутствие чувства времени

Не давать поручения, связанные с учетом времени

Впечатлительность

Эмоциональная неуравновешенность

Учитывая это не рассказывать сказки, истории с плохим концом

Средний возраст(10-12 лет)

Чувство неуклюжести, неловкости.

Быстрый рост, диспропорция в развитии

разумно использовать физические нагрузки

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости

Половое созревание

Уметь понять причины, соизмерять возможности и требования

Курение игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения; неумелое использование косметики

Внешнее проявление взрослости

Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом кинофильмов.

Учить, как надо пользоваться косметикой; как, с чем в какое время носить украшения.

Ночные бдения.

Приучать к выполнению режима дня, направлять ночную «деятельность».

Замкнутость, одиночество.

Преувеличенное внимание к своим «недостаткам».

Стремиться переключить внимание.

Непослушание, действие наперекор, постоянные споры.

Стремление к самостоятельности.

Перевести в позицию сотрудника, соучастника.

Замкнутость, неуверенность в себе, в свои силы после подавления инициативы.

Инертность.

В зависимости от причин безразличия выбирать те или иные средства борьбы.

Появление тайн, укромных уголков леса, полянок, мест рыбалки.

Неуемная фантазия.

Знать такие секреты и совместно сохранять и совместно разумно использовать.

Озорство, шалости.

Проводить интересные игры с элементами романтики.

Подростковый возраст(13-15 лет)

Кумиромания; конфликтность, как вызов обществу; определяющее влияние сверстников; упрямство.

Самоутверждение.

Умение понять, сотрудничество.

Замкнутость; агрессивность; отсутствие навыков общения; легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения; уход «в себя»; жизнерадостность и пассивность.

Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Объяснять, что это за чувства.

Неподчинение; действие «наперекор», критиканство.

Стремление к независимости; агрессивность.

Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию.

Замкнутость; одиночество; сильная ранимость; вспыльчивость; раздражимость; интерес к себе.

Специфические особенности (прыщики, полнота, жирные волосы и т.п.).

В индивидуальной беседе разъяснять, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их.

Чрезмерная самостоятельность.

«Освобождение» от родительской опеки.

Учитывать это и давать как можно больше подконтрольной самостоятельности.

Несбывающиеся мечты.

Мечтательность.

Мечтать вместе.

Характеристики развития детей младшей группы (5 – 8 лет)

Физический рост и развитие:

  • медленный рост;
  • руки и ноги растут быстрее тела;
  • общее управление телом хорошее, координация глаз и рук увеличивается к семи годам;

Особенности поведения:

  • высокий уровень активности;
  • стремление к общению вне семьи;
  • стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
  • понимание различий пола;
  • требование предоставить время на самостоятельные занятия;

Советы для взаимодействия:

  • организация шумных игр при ограничении прыжков и бега;
  • развитие умения лазать и пользоваться качелями;
  • использование ритмических видов деятельности, песен, драматических постановок;
  • обучение правильным навыкам труда;
  • поручения должны быть конкретными и предполагать активное участие;
  • предоставление свободы действия, развития и использования собственных способностей.

Характеристики развития детей средней группы (9 – 11 лет)

Физический рост и развитие:

  • постоянный медленный рост;
  • девочки опережают мальчиков;
  • до бурного мальчиков и девочек подросткового возраста">роста и мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее.

Особенности поведения:

  • агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек;
  • энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом;
  • часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
  • стремятся к большой мускульной активности;
  • коллективные игры;
  • шумны, спорят;
  • влюбчивы;
  • боятся поражения, чувствительны к критике;
  • интересы постоянно изменяются;
  • осознают себя в группе;
  • мальчики играют с мальчиками, девочки – с девочками;
  • стремление к соперничеству;
  • начало осознания моральных устоев;
  • интерес и любопытство ко всему вокруг;
  • стремление к независимости вне семьи.

Советы для взаимодействия:

  • поощрять и хвалить;
  • использовать всю активность тела;
  • играть в коллективные спортивные игры;
  • заниматься по интересам;
  • разумно объяснять и руководить, направлять интересы, отвечать на вопросы.

Характеристики развития детей старшей группы (12 – 14 лет)

Физический рост и развитие:

  • сильные различия в «биологическом» возрасте однолеток, отсюда – ощутимые различия в интересах;
  • период замедленного роста;
  • девочки обычно выше мальчиков;
  • созревание половых органов;
  • быстрый рост мускулатуры;
  • опасность переутомления;
  • девочки менее активны.

Особенности поведения:

  • мальчики склонны к групповому поведению;
  • дети чувствуют себя постоянно беспокойно и неудобно;
  • развитие антагонизма между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
  • мнение группы более важно, чем взрослых;
  • сопротивление к критике;
  • проявляет интерес к заработку;
  • кумиромания;
  • усиление любви к некоторым взрослым.

Советы для взаимодействия:

  • организовывать коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
  • отдавать предпочтение спортивным играм;
  • стремиться к соревновательности;
  • использовать общий энтузиазм.

Характеристики развития детей-подростков (15 – 16 лет)

Физический рост и развитие:

  • половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями;
  • половая зрелость достигается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13 годам (в среднем) – мальчики «отстают» от девочек примерно на 2 года;
  • различия в «биологическом» возрасте хотя и слабее, но еще заметны;
  • завершение роста скелета;
  • как следствие гормонального всплеска – появление подростковых угрей, доставляющих немалые огорчения.

Особенности поведения:

  • девочки начинают раньше интересоваться мальчиками, чем мальчики девочками;
  • беспокойство о внешности;
  • привыкание к своему телу;
  • рост социальной активности;
  • проблема достижения независимости от своей семьи;
  • поиск себя;
  • определение в выборе профессии;
  • возникновение первой любви;
  • крайности в поведении и оценках: «я знаю все!».

Советы для взаимодействия:

  • важно принятие детьми ребенка того же возраста;
  • руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и давления взрослых;
  • необходимы условия для индивидуального отдыха;
  • необходимо понимание взаимоотношений полов;
  • мальчиков возможно концентрировать на спортивных соревнованиях, девочек – на занятиях танцами, пении, организации активных дел.

Примечание

  • Никогда нельзя запрещать то, что не в силах запретить.
  • Следует учитывать, что ребенок не может сразу переключиться с одного занятия на другое, особенно если оно не очень желательно (например, отход ко сну).

    Поэтому необходимо тщательно планировать смену видов деятельности (например, не затевать перед сном шумных подвижных игр).