Прогнозируемые трудности |
Возрастные особенности |
Варианты решения |
Младший возраст(6-9 лет) |
||
Могут быть слезы. |
Болезненно переживают разлуку с семьей. |
Отвлечь интересными делами, переключить внимание. |
Раздражительность, тоска по дому. |
Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новых людей в окружении. |
Дать какое либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке. |
Множество вопросов. |
Любознательность. |
Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз сколько необходимо для понимания. |
Быстрая утомляемость. |
Ребята очень активны. |
Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре, труде. |
Малыши во власти домашних привычек:
|
Отсутствие навыков самообслуживания. |
Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть. |
Неуверенность в себе. |
Есть робкие и физически слабые. |
Давать нагрузку с учетом физического здоровья, не акцентируя на этом внимания. |
Привычка есть медленно, всухомятку |
Семейные привычки |
Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций |
Готовы пробовать все на вкус |
Повышенный интерес ко всему новому неизвестному |
Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях |
Опасность |
Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость |
Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности, заполняя жизнь детей полезными и нужными движениями играми и состязаниями |
Потеря интереса, рассеянное внимание |
Большая утомляемость от однообразия |
Частая смена видов деятельности |
Обидчивость, вспыльчивость |
Неумение сосредоточиться на одном объекте |
Частая смена деятельности |
Слезы и страхи в темноте |
Боязнь темноты |
Не оставлять одного в темноте |
Рассеянность, быстрое переключение внимания |
Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель |
Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительны по времени |
Желание играть с малышами |
Чувство взрослости по отношению к младшим |
Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых |
Слепое подражание взрослым |
Стремиться не подавать дурной пример |
Постоянные опоздания |
Отсутствие чувства времени |
Не давать поручения, связанные с учетом времени |
Впечатлительность |
Эмоциональная неуравновешенность |
Учитывая это не рассказывать сказки, истории с плохим концом |
Средний возраст(10-12 лет) |
||
Чувство неуклюжести, неловкости. |
Быстрый рост, диспропорция в развитии |
разумно использовать физические нагрузки |
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости |
Половое созревание |
Уметь понять причины, соизмерять возможности и требования |
Курение игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения; неумелое использование косметики |
Внешнее проявление взрослости |
Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом кинофильмов. Учить, как надо пользоваться косметикой; как, с чем в какое время носить украшения. |
Ночные бдения. |
Приучать к выполнению режима дня, направлять ночную «деятельность». |
|
Замкнутость, одиночество. |
Преувеличенное внимание к своим «недостаткам». |
Стремиться переключить внимание. |
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры. |
Стремление к самостоятельности. |
Перевести в позицию сотрудника, соучастника. |
Замкнутость, неуверенность в себе, в свои силы после подавления инициативы. |
Инертность. |
В зависимости от причин безразличия выбирать те или иные средства борьбы. |
Появление тайн, укромных уголков леса, полянок, мест рыбалки. |
Неуемная фантазия. |
Знать такие секреты и совместно сохранять и совместно разумно использовать. |
Озорство, шалости. |
Проводить интересные игры с элементами романтики. |
|
Подростковый возраст(13-15 лет) |
||
Кумиромания; конфликтность, как вызов обществу; определяющее влияние сверстников; упрямство. |
Самоутверждение. |
Умение понять, сотрудничество. |
Замкнутость; агрессивность; отсутствие навыков общения; легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения; уход «в себя»; жизнерадостность и пассивность. |
Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний. |
Объяснять, что это за чувства. |
Неподчинение; действие «наперекор», критиканство. |
Стремление к независимости; агрессивность. |
Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию. |
Замкнутость; одиночество; сильная ранимость; вспыльчивость; раздражимость; интерес к себе. |
Специфические особенности (прыщики, полнота, жирные волосы и т.п.). |
В индивидуальной беседе разъяснять, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их. |
Чрезмерная самостоятельность. |
«Освобождение» от родительской опеки. |
Учитывать это и давать как можно больше подконтрольной самостоятельности. |
Несбывающиеся мечты. |
Мечтательность. |
Мечтать вместе. |
Характеристики развития детей младшей группы (5 – 8 лет)
Физический рост и развитие:
- медленный рост;
- руки и ноги растут быстрее тела;
- общее управление телом хорошее, координация глаз и рук увеличивается к семи годам;
Особенности поведения:
- высокий уровень активности;
- стремление к общению вне семьи;
- стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
- понимание различий пола;
- требование предоставить время на самостоятельные занятия;
Советы для взаимодействия:
- организация шумных игр при ограничении прыжков и бега;
- развитие умения лазать и пользоваться качелями;
- использование ритмических видов деятельности, песен, драматических постановок;
- обучение правильным навыкам труда;
- поручения должны быть конкретными и предполагать активное участие;
- предоставление свободы действия, развития и использования собственных способностей.
Характеристики развития детей средней группы (9 – 11 лет)
Физический рост и развитие:
- постоянный медленный рост;
- девочки опережают мальчиков;
- до бурного мальчиков и девочек подросткового возраста">роста и мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее.
Особенности поведения:
- агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек;
- энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом;
- часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
- стремятся к большой мускульной активности;
- коллективные игры;
- шумны, спорят;
- влюбчивы;
- боятся поражения, чувствительны к критике;
- интересы постоянно изменяются;
- осознают себя в группе;
- мальчики играют с мальчиками, девочки – с девочками;
- стремление к соперничеству;
- начало осознания моральных устоев;
- интерес и любопытство ко всему вокруг;
- стремление к независимости вне семьи.
Советы для взаимодействия:
- поощрять и хвалить;
- использовать всю активность тела;
- играть в коллективные спортивные игры;
- заниматься по интересам;
- разумно объяснять и руководить, направлять интересы, отвечать на вопросы.
Характеристики развития детей старшей группы (12 – 14 лет)
Физический рост и развитие:
- сильные различия в «биологическом» возрасте однолеток, отсюда – ощутимые различия в интересах;
- период замедленного роста;
- девочки обычно выше мальчиков;
- созревание половых органов;
- быстрый рост мускулатуры;
- опасность переутомления;
- девочки менее активны.
Особенности поведения:
- мальчики склонны к групповому поведению;
- дети чувствуют себя постоянно беспокойно и неудобно;
- развитие антагонизма между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
- мнение группы более важно, чем взрослых;
- сопротивление к критике;
- проявляет интерес к заработку;
- кумиромания;
- усиление любви к некоторым взрослым.
Советы для взаимодействия:
- организовывать коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
- отдавать предпочтение спортивным играм;
- стремиться к соревновательности;
- использовать общий энтузиазм.
Характеристики развития детей-подростков (15 – 16 лет)
Физический рост и развитие:
- половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями;
- половая зрелость достигается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13 годам (в среднем) – мальчики «отстают» от девочек примерно на 2 года;
- различия в «биологическом» возрасте хотя и слабее, но еще заметны;
- завершение роста скелета;
- как следствие гормонального всплеска – появление подростковых угрей, доставляющих немалые огорчения.
Особенности поведения:
- девочки начинают раньше интересоваться мальчиками, чем мальчики девочками;
- беспокойство о внешности;
- привыкание к своему телу;
- рост социальной активности;
- проблема достижения независимости от своей семьи;
- поиск себя;
- определение в выборе профессии;
- возникновение первой любви;
- крайности в поведении и оценках: «я знаю все!».
Советы для взаимодействия:
- важно принятие детьми ребенка того же возраста;
- руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и давления взрослых;
- необходимы условия для индивидуального отдыха;
- необходимо понимание взаимоотношений полов;
- мальчиков возможно концентрировать на спортивных соревнованиях, девочек – на занятиях танцами, пении, организации активных дел.
Примечание
- Никогда нельзя запрещать то, что не в силах запретить.
- Следует учитывать, что ребенок не может сразу переключиться с одного занятия на другое, особенно если оно не очень желательно (например, отход ко сну).
Поэтому необходимо тщательно планировать смену видов деятельности (например, не затевать перед сном шумных подвижных игр).