Воспитательная роль сказок

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Введение

 2  Народное творчество и роль сказок в нём

 Русское народное творчество как средство народной педагогики

Сказка как средство воспитательного  воздействия на ребёнка

3. Роль сказки в воспитательном процессе

3.1 Роль сказочного сюжета в жизни ребёнка

3.2 Символика сказки

3.3 Сказка как «паттерн поведения»

4. Заключение

5.  Список литературы

1 ВВЕДЕНИЕ

Нет в мире существа, которого бы

не коснулся хоть самый

крошечный луч любви. И также

нет человека, в чьей жизни нельзя

было бы найти сказку.  

А.В. Гнездилов

    Всякий ребёнок в детстве очень любил сказки. Да, и взрослый человек порою с нескрываемым интересом постигает повествования о сказочных героев. Как бы ни был взбудоражен ребёнок, перед интересной и завораживающей своей таинственностью сказкой, он затихает. Сказка успокаивает, завораживает ребёнка, но что особо значимо – сказка обладает воспитательным эффектом – формируя характер становящейся личности. Каждая эпоха, страна, нация  творит свои сказки, в которых описываются особенности той социальной реальности, в которой предстоит жить и адаптироваться человеку. Поэтому можно сказать, что ребенку с самого рождения, с того мгновения как он услышал сказку (доступную для него) прививаются те нормы, ценности, идеалы, которые окружающая его социальная реальность будет в нем и развивать.

3 стр., 1304 слов

Отражение педогогической психологии в народном творчестве

... сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи Слушание произведений народного творчества ... с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка. Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она ... нравственных позиций Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания ...

    В своей работе я бы хотела проанализировать сказку как  средство воспитательного процесса, через и благодаря которому осуществляются различные виды воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, патриотическое и т.д.), т.е. определить воспитательную роль сказок.  

Ещё в давние времена дети усаживались на печи и слушали сказки, таинственные истории, непредсказуемые события, постигали народную мудрость. Сказки накапливались, изменялись, обрабатывались тысячелетиями, что-то в них менялось, что-то оставалось неизменным – как вечная истина. Накапливались знания о жизни, столь необходимые растущему человеку. Сказки передавались из поколения в поколения, от родителя к ребёнку, от старого к малому. Иногда  возникает опасение, что сказка может увести ребёнка в мир грёз и фантазий, оторвать его от реальности. Как сделать чтобы этого не произошло? Читая ребёнку сказку необходимо помимо всего прочего и помочь ему осмыслить её, понять и почувствовать героев, проговорить или проиграть сюжет, т. е. найти скрытое значение сказки, осознать её жизненныё урок для малыша.

И только в этом случае сказка поможет ребёнку адаптироваться в этом мире, поможет процессу социализации. Сказка оказывает на ребёнка неизмеримое влияние, принимая участие в его воспитании. Сказка имеет силу там, где воспитатель и педагог уже бессилен.  Актуальность данной работы состоит именно в этом всеобъемлющем влиянии сказок на ребёнка.

Сказка — ложь, да в ней намек…

(народная мудрость)

2  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И РОЛЬ СКАЗОК В НЁМ

2.1  РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Без памяти нет традиций,

без воспитания нет духовности,

без личности нет народа

как социальной общности.

Волков Г.Н.

Исторически, обучение и воспитание ребёнка возникли с развитием человечества. Человек – объединяет столетия, он — связующее звено истории. Уже первобытные люди были заинтересованы в передаче  из поколения в поколения накопленного опыта. Опыта добычи пищи, сооружения жилища, защиты от непогоды и нападения и т. д. Ребёнок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности с взрослыми, подражая им – такими были первые виды обучения и воспитания. Передавался  не только опыт удовлетворения первичных потребностей, передавался и опыт общения, взаимодействия человека с человеком. Всё это из поколения в поколение фиксировалось, закреплялось, развивалось в символах и знаках – творчестве. Ребенок, воспринимая опыт своих родителей, опыт своих предков, использовал его в течение жизни, но при этом добавлял в него нечто новое, индивидуально приобретённое. Опыт передавался из поколений в поколения – формировалась народная культура. С её становлением и развитием появляются правила, нормы, принципы воспитательного воздействия, которые менялись, совершенствовались с течением времени.

13 стр., 6093 слов

Нравственно-эстетическое воспитание детей

... слова, в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, ... детской художественной литературы; - показать роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников; - разработать консультацию для родителей по использованию художественной литературы в ...

Народная педагогика – культура воспитания включает несколько компонентов: совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания; совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей; средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур [1, 226]. Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов.  

Народное творчество является основой народной педагогики. Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, творческая деятельность народа; создаваемые народом и живущие в обществе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное искусство.  Народное творчество сложилось в ходе общественной трудовой практики, в нем воплощены воззрения, идеалы и стремления народа,  мысли, чувства, мечты и фантазии [2, 56].  

В народном творчестве, в системе народной педагогики, во влиянии на процесс воспитания и развития ребёнка особо выделяется роль сказок – хранилища морально – нравставенных законов жизни, принципов, норм, идеалов.

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА

    Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания субъектов образовательной среды [3, 207-225].    Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки привлекли внимание психологов и педагогов) и используются с максимальной пользой.

 Можно выделить следующие типы сказок (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева) [4, 23-25]:

Народные художественные сказки — сказки, созданные многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества.  Основой мифов, сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения».

8 стр., 3929 слов

Этапы жизни семьи

... пути семьи, событий в её жизни, влияющих на стабильность семейной системы. Они могут возникать независимо от этапов жизни семьи. Основан на специальных исследованиях кризисных ... условиях схожи по многим параметрам своего развития. По принципу выделения особенностей эмоционального развития и задач деятельности выделяют следующие этапы развития семьи. Добрачное общение. Необходимо достигнуть ...

Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи — цели:

1. Окружающий нас мир – живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е.  формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование —  формирования у ребенка чувства принятия другого.  

3. Разделение Добра и Зла, победа Добра — поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти — формирование механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами — формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру [4, 41].

Сюжеты сказок также многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия») [4, 24-25]

Авторские художественные сказки более образны.  При этом   народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские сказки дополняют его образами, чувствами, отношением, интерпретацией.  

В рамках современной образовательной системы следует использовать не только народные или авторские сказки, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности педагога [4,72]. Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [4, 72].

Выделяют также психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки.  Я не буду останавливаться на них подробно, т. к. это не является целью данной работы.

     Таким образом, сказка – средство воспитательного воздействия. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок – взрослый и начинается с анализа и обсуждения. Взрослый прорабатывает с ребёнком сказочные смыслы, связывает их с жизненными ситуациями, затем возможно обыгрывание сюжета, рисование, драматизация, т. е. процесс театрализации.

7 стр., 3411 слов

Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника

... групп, но обычно выделяют три большие группы: 1. сказки о животных 2. волшебные сказки 3. бытовые (сатирические) сказки Сказки о животных Маленьких детей, как правило, привлекает мир ... о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать ...

3. РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1 РОЛЬ СКАЗОЧНОГО СЮЖЕТА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.

Сказочный герой в сказочном повествовании проходит определенные этапы сказочного сюжета – этапы своего перевоплощения, роста и совершенствования. Так и каждый человек в процессе своей жизни, своего развития, формирования личности и взросления проходит некие этапы, стадии развития, которые перекликаются с этапами развития сказочного сюжета [5, 57-69].  

1. Первый этап – пребывание в отчем доме. В период от рождения до 11-14 лет и ребёнок, идентифицируя себя с родителями, которые являются его жизненным ориентиром, перенимает их опыт, формирует мировоззрение, приобретая всё то, что необходимо ему в процессе взросления, для самостоятельного существования.  

2. Второй этап:  – определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человек должен психологически отделиться от родителей (сепарация), выработать свой собственный взгляд на действительность, реальность, научиться рассчитывать только на себя, вырабатывая самостоятельность и ответственность. Сказка говорит ребёнку о том, что рано или поздно он станет жить отдельно от родителе, отделиться от них и потому надо быть храбрым и смелым, самостоятельным и инициативным, чтобы построить свою жизнь.

3. Третий этап: необходимость выбора жизненного пути.   Сказочный герой выбирает свой путь, порою сложный и трудный. Путь, на котором случаются определённые ситуации – проверки на выносливость, на храбрость и смелость, на духовно – нравственные ориентиры личности. На этом этапе сказка учит ребёнка  делать свой выбор, умению слушать и слышать другого, относиться к другому так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.

4. Четвертый этап – борьба и победа – кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт.  В реальной жизни человеку порою приходится противостоять какой-либо ситуации, искать выходы,  совершать решения.  Разрешая конфликтные противоречия, человек становится сильнее и мудрее.

5. Пятый этап — герой сталкивается с задачами, решать которые он должен с позиции нового опыта.  Сказка дает понять ребенку, что достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что он движется в правильном направлении. Победа над злом ещё не предел, необходимо научиться правильно и вовремя применить имеющиеся возможности и способности в создавшейся  конфликтной ситуации.

6. Шестой этап – герой возвращается в отчий дом. Но и там его ждут препятствия: его оклеветали, считают погибшим, любимой нет. И герой, которого предыдущий этап столкновения со злом многому научил, используя приобретённый опыт, свои новые знания, умения, навыки  разрешает ситуацию и восстанавливает справедливость. Человек в реальной жизни на этом этапе утверждает себя как зрелую самостоятельную личность в родном доме, самоопределяясь.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

7. Седьмой этап – сказка завершается — герой становится королём, жениться, достигает  новой ступени развития. В реальной жизни человек, реализуя себя, продолжая своё развитие и совершенствования, переходит на новый этап [5, 57-69].  

Человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни.  Ребёнок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомиться с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.    

3.2 СИМВОЛИКА СКАЗКИ

   Символика в сказке имеет большое значение. Благодаря ей события получают свое воплощение в волшебных сказаниях, и тем самым доносят до понимания ребенка многое, касающееся обустройства реального мира, общества. Можно выделить механизмы символики:

Трансформация или перевоплощение героев. Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда) [4, 5-10].  

    Обратимой трансформации — понимание тех «масок», которые «надевают» люди, оказываясь в тех или иных ситуациях, оно символизирует   смену социальных ролей-масок. Человек в своей жизни порою одномоментно выполняет множество ролей: муж и отец, жена и мать и  т.д.  Сказки дают ребёнку понимание  о многоролевом принципе  жизни.  

    Необратимая трансформация — необратимые положительные духовные изменения, когда сказочный герой навсегда теряет первозданный облик и приобретает качественно иной вид. Идея метаморфозы  — душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений.  Каждая смена чего-то в жизни – это новая ступень в развитии.

    Таким образом, ребенок через сказку получает представление об изменчивой и непостоянной природе человека.

    2. Ореол тайны и волшебства. Сказка многолика и многогранна. Ребёнок в процессе восприятия сказки «вживается» в повествование, идентифицирует себя с персонажами сказки. Так развивается способность ребенка вставать на место другого. Именно это делает сказку эффективным развивающим средством, средством воспитания в ребенке личности, индивидуальности.

    3. Хороший конец, что дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности.  Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам: вознаграждение или наказание.

    4. Наличие в сказках природных духов (лешие, водяные, русалки, домовые) и т.д. Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам «чужой территории», законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с неё нарушены (загрязнение, например).

5 стр., 2449 слов

процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...

... Список литературы 60 Приложение 66 Введение Дошкольное детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности ... недостаточностью». Цель исследования – доказать возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования – ...

  Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Таким образом, происходит экологическое воспитание ребёнка.

   В сказке герой преодолевает трудности, так он получает возможность к изменению, переходу на новый уровень своего развития. Герой взрослеет по ходу повествования сказки, что отражает ритуал инициации.   Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – он формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт основу, что это ему под силу.

  Таким образом, символическое пространство сказки  — это игровое пространство для ребёнка, в котором он растёт и развивается, формируя у себя необходимые базовые навыки, способности для взаимодействия с миром.

3.3 СКАЗКА КАК «ПАТТЕРН ПОВЕДЕНИЯ»

      Сказки – это удивительный, волнующий жанр. «Сказка – это сон, приснившийся нации» (Ильин) [6, 29-35]. Ведь сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. И в этом их сила. Порою, дети желают читать и слушать одни и те же сказки, снова и снова, заново всё переживая. Возможно какие-то события, действия, герои в сказке особо значимы для ребёнка и это процесс внутренней работы малыша, процесс приобретения жизненного опыта – результат воспитания ребёнка сказкой. Образы сказок обращаются, таким образом, одновременно к двум уровням – к уровню сознания и уровню бессознательного. Ребёнок выбирает из сказок то значимое, что может понадобиться ему в мире – некие жизненные ситуации, модели поведения образные способы решения проблем и т.д. В опыте бессознательного сказки образуют своеобразный «поведенческий паттерн» (жизненный сценарий, план по Эрику Берну) – некий «набор» возможных программ поведения, реакций, действий, поступков, разрешения конфликтной ситуации, которые человек может использовать или нет. [5, 57-69] Человек не обязательно следует (использует) такому «паттерну», но он может служить своеобразным предупреждением о том как может будет развивать ситуация

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система » (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в себя  нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д.  Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально – нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться в ней жить.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными клиническими признаками аутизма являются: 1. Трудности ...

 Читая сказку, ребёнку необходимо помочь осмыслить её, понять,  перенять  заложенные в ней правила и законы, нормы и ценности. Сказки помогают ребёнку подготовиться к взрослой жизни. Сказки имеют свои определённые функции (по Петровой Е. В. [6, 35]):

психологическая подготовка к напряжённым эмоциональным ситуациям (на бессознательном символическом уровне);

символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, полученных в пренатальный период, в момент родов и в раннем детском возрасте;

принятие в символической форме своей физической активности.

Сказка выполняет свои определённые функции, помогает ребёнку в его взрослении.

Душа человека просит Сказки, того, что кто-то называет Чудом, кто-то Счастьем, а кто-то Ощущением детства, я – Островом Детства.

Список литературы

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск – Москва, 2000 г.

Краткий психологический словарь – хрестоматия, под ред. Платонова К.К., М., «Высшая школа», 1974 г.

Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика, 1999 г. № 10, стр. 207-225

Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.

Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста).

Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы, 1996, №3, Петрова Ю. В. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе.

Эрик Берн. Люди, которые играет в игры (психология человеческой судьбы).

М., 2002 г., (стр. 203-208).

И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Возрастная психология, М., 2001 г.