8. Психолого-педагогические и методологические основы теоретического обучения

8. Психолого-педагогические и методологические основы теоретического обучения.

Особенности теоретического обучения. Психологическое обеспечение теоретического обучения, усвоение: восприятие учебной информации, понятийное мышление, понимание учебной информации. Формы и методы теоретического обучения. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности. Формирование, систематизация и закрепление знаний, умений, навыков. Теоретические занятия как целостная единица системы профессионального обучения.

Частью системы профессионального образования является содержание подготовки рабочих и специалистов, которое подразделяется на теоретическое и практическое обучение.

Содержание теоретического обучения — это та часть опыта профессионально-трудовой и научной деятельности, усвоение которой обеспечивает эффективность выполнения рабочих функций и которая может быть использована как средство достижения цели.

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии и производству, а также элементов творческой деятельности, которые обеспечат рабочему и специалисту получение определенной квалификации. Теоретическое обучение есть одновременно продолжение школьного общего образования, научное обеспечение профессиональной практической деятельности и основа для последующего получения высшего и даже научного образования. Прямая и непосредственная функция теоретической подготовки учащихся — обслу­живание их практической деятельности по специальности.

Содержание теоретического обучения рабочих всегда конкретно и связано с профессией, специальностью. Поэтому оно опирается на такие формы проектирования, как ЕТКС, профессиограмма, квалификационная характеристика рабочего определенной специальности.

Теоретическое обучение в учреждениях НПО и СПО состоит из двух циклов дисциплин: общеобразовательного и профессионального. К общеобразовательным относятся традиционные дисциплины, продолжающие школьное образование: литература, история, физика, математика и др.; к профессиональному — общепрофессиональные (материаловедение и др.) и специальные ( живопись и др.) дисциплины.

Методологическую основу теоретического обучения составляют:

  • современные принципы изучения процессов интеграции в системе профессионально-педагогического образования (В. И. Загвязинский, Н. К. Чапаев);
  • исследования в области истории, методологии и теории дизайна (В. Л. Глазычев, К. М. Кантор, Г. Б. Минервин, С. М. Михайлов, В. Ф. Си­доренко, С. О. Хан-Магомедов и др.), а также методологии архитектур­ного, дизайнерского и художественного проектирования (Б. Г. Бархин, А. В. Степанов, В. Т. Шимко и др.) и теории творческой деятельности (Т. С. Альтшуллер, Л. С. Выготский, С. А. Новоселов и др.);
  • разработки по проблемам профессионального и профессионально-педагогического образования (С. И. Архангельский, С. Я. Ба-тышев, П. Ф. Кубрушко, В. С. Леднев, А. М. Новиков, Г. М. Роман-цев, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.), психологического сопро­вождения профессионального становления и развития личности (Н. С. Глуханюк, Л. М. Митина и др.);
  • технологии и методики моделирования образовательного про­цесса (А. Я. Наин, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Н. Н. Тульки-баева, Н. Е. Эрганова и др.).

Усвоение как психолого-педагогический процесс.

8 стр., 3670 слов

Психология профессионального образования

... профессионального образования». Ее теоретической основой являются «Общая психология», а также отрасли психологической науки – «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психологическая служба в образовании». Предметом психологии профессионального образования являются психологические закономерности обучения ... деятельности. Профессиональное образование ...

Усвоение — сложный психолого-педагогический процесс. Под усвоением понимается учебно-познавательная деятельность учащихся (т. е. учение), направленная на сознательное и прочное овладение понятиями, принципами, законами, закономерностями, теориями и другими формами знаний, способами выполнения действий и превращение их в личное достояние каждого учащегося.

В результате психологических и педагогических исследований выделены следующие главные свойства учебного материала, влияющие на его усвоение.

Первым таким свойством выступает содержание учебного материала. Предметом усвоения могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом усвоения, в решающей степени зависят характер и методы обучения.

Второе свойство учебного материала — его форма. Она может быть жизненной (практической), когда обучение осуществляется на реальных предметах, явлениях, процессах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально педагогически обработанных и схематизированных учебных объектах и задачах. Дидактическая форма учебного материала может быть предметной, образной, речевой и символической.

Третье свойство учебного материала — его трудность, которая влияет на эффективность усвоения, его быстроту и правильность. Трудность учебного материала определяется его новизной, технической сложностью, наличием причинно-следственных зависимостей взаимосвязанных его частей, степенью конкретности и абстрактности, связью с жизнью, с практикой.

Четвертое свойство, влияющее на усвоение учебного материала, его значение, важность.

определенные сведения или действия могуч быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Значение некоторого материала может быть таким образом познавательным, практическим, нравственным, эстетическим, социальным (общественным), воспитательным (педагогическим) материал должен отвечать потребностям и интересам учащегося.

Пятое свойство материала — его осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал усваивается быстрее и с меньшим числом ошибок, длительнее и полнее сохраняется в памяти.

25 стр., 12336 слов

Учебные мотивы учащихся 2-го класса

... Д» класса Центра Образования (бывш. № 1485) г. Москвы. Предмет исследования: учебная мотивация учащихся второго класса. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить ... мира, психики и личности учащегося. При усвоении (как высшей фазы) происходит «перенос» знаний вовнутрь, отчего изученный материал становится достоянием личности; 3) обучение неосуществимо ...

Осмысленность учебного материала и ее степень зависят от существенных связей между новым учебным материалом и имеющимися у учащегося знаниями и умениями.

Шестое свойство материала — его структура. Оно тесно связано с предыдущим. Осмысленность определяется связями нового с известным. Структура материала — то, как устанавливаются в нем эти связи. Связи могут быть индуктивными (от частного к общему, от фактов к понятиям) и дедуктивными (от общего к частному, от закономерности к конкретным ее проявлениям).

Связи могут устанавливаться не только между понятиями, но и между предметами, образами или явлениями, например по их сходству и различию, близости и отдаленности, причине и следствию.

В этом психологическая основа внутрипредметных и межпредметных связей в учебном процессе.

Седьмое свойство учебного материала,— его объем, т. е. количество входящих в него отдельных элементов. Объем изучаемого материала характеризуется числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, числом связей, которые в нем устанавливаются, числом суждений, который он содержит. Объем изучаемого учебного материала необходимо соотносить со временем, выделенным учебной программой на его усвоение, с возможностями мышления и памяти учащихся на соответствующем периоде обучения.

Восьмое свойство (фактор) усвоения — эмоциональные особенности учебного материала. Сюда относятся, в частности, привлекательность материала, его способность вызывать у учащихся определенные чувства и переживания. Материал, вызывающий сильные положительные чувства, усваивается значительно легче, чем безразличный и скучный. Материал, связанный е отрицательными эмоциями (презрение, отвращение, гнев), усваивается иногда хуже, но иногда и лучше, чем безразличный. Здесь много зависит от направленности чувств учащихся.

Этапы познавательной деятельности учащихся, учащихся, составляющие объективную логику учебного познания и обеспечивающие прочное усвоение знаний и формирование умений и навыков: Восприятие и осмысление учебной информации Запоминание и закрепление Обобщение и систематизация знаний Применение знаний на практике.

Психолого-педагогический анализ процесса усвоения позволяет выделить в нем следующие основные компоненты: восприятие, понимание, осознание, запоминание, обобщение, систематизация, применение.

Восприятие — процесс построения в сознании человека целостного образа объектов (предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений), так или иначе действующих в данный момент на его органы чувств.

Понимание — совокупность процессов познания у определенного человека (или группового субъекта деятельности), в результате которых новое знание (начиная от смутных чувственных впечатлений и заканчивая научными понятиями) встраивается в систему уже существующего знания..

Осознание — совокупность познавательных действий и преднамеренных процессов, в результате которых человек начинает отдавать себе отчет, замечать или не замечать (рефлексировать) нечто происходящее во внешнем или внутреннем мире.

9 стр., 4194 слов

Методические аспекты использования тестирования для текущего ...

... таких обобщающих уроках целесообразно проводить самостоятельные работы учащихся, в которые включается повторение теоретического материала с учетом возросшего уровня знаний. Задания по обобщению определенных компанентов, на ... дает время на осознание того, насколько усвоен материал. То есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения. Также большое значение в практике преподавания имеют ...

Осмысление-сопоставление внутренних связей и отношений.

Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем соотношения его с приобре­тенным ранее материалом.

Обобщение — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений.

Систематизация — мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа или признака.

Запоминание — совокупность процессов и действий, направленных на удержание впечатлений, представлений в памяти.

Непроизвольное запоминание — происходит без специально поставленной цели запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения каких-либо приемов запоминания.

Произвольное запоминание — происходит, когда человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель — запомнить то, что намечено им самим или ему рекомендуется.

Факторы, влияющие на запоминание

• Особенности материала, подлежащего запоминанию (чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается).

• Контекст, в котором находится запоминаемый материал (запоминание осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его закрепления).

Мышление

Это совокупность психических процессов, состояний, действий человека, направленных на решение различных задач (практических, теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответов на поставленные вопросы, подтверждений или опровержений выдвигавшихся гипотез)

Анализ — выделение частей мыслимого объекта, разделение его на составляющие

Синтез — действие, противоположное анализу, а именно мысленное восстановление целого из разрозненных деталей, соединение их в соответствии с реальностью каким-то образом.

Теоретические занятия как целостная единица системы профессионального обучения.

Учебное занятие – основная форма обучения, целенаправленное 30-45-90-минутное взаимодействие преподавателя с группой обучающихся по программам определенной дисциплины, в соответствии с их целями и задачами, представляющее единое целое, с одной стороны, и являющееся элементом целостного образовательного процесса – с другой.

В реальной практике обучения сложились разнообразные типы учебных занятий. В теории обучения существуют различные подходы к их классификации. Одни делят учебные занятия на типы по их составным частям, другие — по форме реализации метода, третьи – по ведущей дидактической цели.

Одни выделяют девять типов (И.М. Чередов), другие – шесть (В.А. Онищук), третьи – четыре (М.И. Махмутов).

Наиболее оптимальным вариантом классификации типов учебных занятий является классификация по ведущей дидактической цели, которая включает следующие типы учебных занятий:

1-й тип — полное учебное занятие;

2-й тип — занятие по овладению учащимися новыми знаниями;

3-й тип — занятие по закреплению знаний и формированию умений и навыков;

4-й тип — занятие по обобщению и систематизации знаний;

5-й тип — занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.

Дидактическая структура урока

Логико-психологическая подструктура

Восприятие новых знаний и способов действий

Осознание и осмысление элементов нового

Обобщение и систематизация элементов знания и способов действий

Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

Мотивационная подструктура

  • Совместная с учащимися постановка целей занятий
  • Актуализация мотивационных состояний, разъяснение предстоящей деятельности
  • Организация и управление вниманием учащихся
  • Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели поддержание положительных эмоций и состояния уверенности учащихся в действиях

Методическая подструктура

  • Организационная часть урока
  • Подготовка учащихся к изучению учебного материала: сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация знаний и умений; мотивация познавательной деятельности учащихся
  • Сообщение учебного материала
  • Самостоятельное усвоение учащимися новых знаний
  • Первичное закрепление и текущее повторение: опрос, текущие письменные работы и т.д.
  • Упражнения и самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний и умений
  • Обобщающее повторение: обзорная лекция, беседа, выполнение и разбор письменных работ и т.д.
  • Контроль и оценка знаний и умений учащихся
  • Выдача домашних заданий

Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения

В качестве цели мы понимаем предусмотренные заранее результаты учебного занятия. Таким образом, цель занятия представляет собой продукт процесса преподавания, т.е. ожидаемый результат этого процесса. Описание учебной цели должно содержать высказывание, передающее желательное состояние учащегося после курса, его поведение, которое он должен будет в состоянии продемонстрировать после занятия. Понятие «учебная цель» содержит высказывание, в котором описывается запланированный результат обучения. Общее требование: цели необходимо формулировать с учетом диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности Способ постановки цели, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать.

Мотивация учебной деятельности — это система целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.

Признаки мотивации:

  • идейно-нравственное содержанием мотивации, Этот признак характеризуется составом целей, потребностей, мотивов и ценностных ориентации, обобщенностью и осознанностью;
  • предметная избирательность или направленность, отражающая то, что привлекает учащихся в учебно-трудовой деятельности: в содержании учебного материала, способах действий, видах деятельности;
  • динамические свойства, являющиеся формой, способом ее существования и проявления. Эти особенности мотивации характеризуются интенсивностью, устойчивостью и действенностью побуждений.

Уровень сформированности мотивации учебной деятельности

Уровень

Характеристика (в чем выражается)

1.Низкий уровень

Ситуативно — эмоциональный

Неустойчивые, малочисленные положительные мотивы учения, связанные с результатами, эпизодическое сотрудничество.

2.Средний уровень

Активно — исполнительский

Устойчивые, развитые учебно — познавательные мотивы, мотив сотрудничества, самопознания и профессионального определения

3.Высокий уровень

Активно творческий,

самостоятельный.

Устойчивые развитые широкие познавательные мотивы: самообразование, социального сотрудничества, самопознания и профессионального самоопределения.

Формирование учебной мотивации

Необходимо целостное формирование мотивации. Формировать надо не только отдельные мотивы, например познавательный интерес, интерес к профессии, а гармонично развивать всю мотивационную сферу.

1.Определение исходного состояния мотивации у большинства учащихся группы, что является необходимым условием правильной организации ее формирования. Мотивация доступна наблюдению. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения по определенным признакам.

2. Формирование социально значимых потребностей и мотивов.

Проведенные исследования определяют следующую примерную программу формирования мотивации в процессе обучения:

  • формирование направленности мотивации на содержание и способы учения;
  • пробуждение и развитие интереса к познавательному процессу;
  • развитие мотивации поисковой деятельности.

3. Отбор и применение педагогических средств формирования мотивации учет их взаимодействия с условиями протекания педагогического процесса и психической деятельностью учащихся.

Структура мотивационной основы деятельности учащегося

Деятельность преподавателя (мастера производственного обучения)

Сосредоточение внимания учебной ситуации

Управление коллективным вниманием учащихся: привлечение и мобилизация внимания с помощью наглядных и технических средств обучения; использование демонстрационного эксперимента, занимательного учебного материала, лабораторных и практических работ; постановка вопросов, заданий, связанных с профессией, жизненным опытом; соблюдение мастером методических требований при показе приемов труда; формирование у учащихся профессиональных и общетрудовых привычек (организованность, дисциплинированность, со­блюдение культуры труда, норм поведения, правил безопасности труда) и т.д.

Осознание смысла предстоящей деятельности

Сообщение информации о предмете потребности: раскрытие практической, научной, социальной, мировоззренческой значимости содержания знаний; показ достижений современной науки; показ связи общеобразовательного предмета с техникой, производством, выявление его ведущей роли в современном обществе; применение приемов, подчеркивающих нужность знаний для профессиональной деятельности; и т.д.

Осознание потребности мотива

Побуждение учащихся к осознанию потребности в предстоящей деятельности: реализация профнаправленности преподавания; подчерки­вание необходимости теоретических знаний для уяснения причин и последствий природных и технологических процессов; актуализация мотивов долга, ответственного отношения к выполнению предстоящего задания; поддержание начинаний, инициативы учащихся и т.д.

Выбор решения (постановка учащимися целей)

Формирование у учащихся умений ставить цели деятельности: разъяснение учащимся целей, предстоящей деятельности, сообщение им, что они должны узнать, понять, запомнить на данном уроке, чему должны научиться; совместная с учащимися разработка плана действий, стимулирование постановки целей отдельных опытов, наблюдений и пр.; побуждение к само­стоятельной постановке целей учащимися; со­здание проблемных ситуаций и т.д. Применение приемов, приучающих учащихся планировать и обосновывать свои действия

Стремление к цели (осуществление учебных действий)

Обеспечение успешного выполнения заданий учащимися: создание ситуаций успеха; предло­жение вариативных заданий с применением карточек с образцами решения задач (алгоритмами действий), опорных конспектов; побуждение учащихся к формулированию проблемы, выдвижению гипотез, догадок, предложений способов решения и т.п.; организация практических действий с приборами, учебной документацией и литературой, занимательных форм занятий; применение инструкционных карт, организация работы с документацией.

Получение оперативной информации, корректирующей действия (подкрепление уверенности в правильности действий)

Поддержание у учащихся уверенности в пра­вильности своих действий: обеспечение учащихся оперативной обратной связью с помощью разъяснений, указаний на источники, напоминаний, постановки вспомогательных вопросов, управления самостоятельной работой Применение приемов, приучающих учащихся обосновывать свои действия; вооружение учащихся приемами контроля качества выполненной работы; предупреждение типичных и возможных ошибок в работе учащихся; организация взаимопомощи и т.д.

Самооценка результатов деятельности (эмоциональное отношение к результату)

Оценка педагогом результатов деятельности учащихся: оценивание не только уровня теоре­тических знаний и практических умений уча­щихся, но и качества их учебно-производственной деятельности: темпа и полноты выполнения задания; степени самостоятельности, инициативности, ответственности, целеустремленности; оценочные обращения в форме замечаний, отрицания, согласия, одобрения и т.п. Подведение итогов работы, подчеркивание ее значимости, проявление педагогического оптимизма.

Формирование мотивации замедляют: бедность сообщаемого учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение преподавателя к учащемуся (сарказм, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование и т.п.) и др.

В условиях теоретического обучения формируются такие важные качества мотивации, как потребность в познании, интеллектуальном общении, уважении к правам и интересам людей-тружеников; осознание ценности знаний, необходимых и для личности, и для общества; стремление к глубокому усвоению знаний, мировоззренческих идей; желание овладеть умениями и навыками учения, стремление давать явлениям самостоятельную оценку; ориентация на приобретаемую в профессию как нужную обществу и необходимую самой личности и т.д.

В условиях производственного обучения, когда 95% времени учащиеся заняты самостоятельной учебно-производственной деятельностью, в боль­шей степени формируются такие необходимые качества мотивации, как потребность в труде, стремление к овладению профессиональными умениями и навыками, потребность работать над собой.

Формирование познавательного интереса

Интерес — это особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес — один из доминирующих мотивов учения.

Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью — без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней. Виды интереса

Непосредственный — интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.

Опосредованный — интерес к результатам деятельности, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес — это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» Познавательный интерес системе тесно связан с проблемой деятельности и взаимосвязи различных видов деятельности в учебном процессе, а также с проблемой становления человека.

Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл». Г.И. Щукина выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.

1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Задача преподавателей – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания.

Эк в — Стр 2

Познавательная активность и познавательная самостоятельность – это сущность познавательных интересов.

Пути и условия развития интереса к учению

  1. Интересное содержание изучаемого материала побуждает учащихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на практике.
  2. Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.
  3. Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.
  4. Использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным.
  5. Использование «эффекта удивления» — рассмотрение необычных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций.
  6. Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.
  7. Общий эмоциональный тонус занятий и т.п.

Стимулирование учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

  • методы эмоционального стимулирования;
  • методы развития познавательного интереса;
  • методы формирования ответственности и обязательности;
  • методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Наибольший эффект дают такие методы, как:

  • творческое задание;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  • дискуссия (организация обсуждения материала);
  • создание креативного поля;
  • перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

-Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые.

-Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Суть метода заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы.

-Дискуссия (организация обсуждения материала) — метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме.

-Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны преподавателя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную — креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Для нахождения каждого из возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу.

-Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

10