Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое)

Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое).

Общение – это сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивида, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процессы взаимовлияния друг на друга, и как процесс переживаний и взаимопонимания.

В общении выделяют:

  1. Содержание – это информация, которая передается индивидуальным межличностным контактом от одного субъекта общения к другому.
  2. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
  3. Средства общения – это способы кодирования, переработки и расширения информации, передающейся в процессе общения.

Выделяют непосредственное и опосредованное общение:

Непосредственное общение – полный психологический контакт, опосредованное общение – неполный психологический контакт при помощи письменной речи или технического устройства, затрудняющего или отделяющего по времени, получение обратной связи между участниками общения.

Межличностное и массовое общение:

Межличностное общение связано с непосредственным контактом людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация опосредована различными видами средств массовой информации.

Межперсональное и ролевое общение:

В межперсональном общении является участником конкретная личность, которая обладает интеллектуальными уникальными качествами, которые раскрываются по ходу общения. Ролевое общение – участники выступают как носители определенных ролей.

Функции общения:

  1. Прагматическая функция (реализуется при взаимоотношении людей в процессе совместной деятельности).
  2. Формирующая функция (проявляется в процессе формирования и изменения психологического облика человека).
  3. Функция подтверждения (заключается в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность утвердить себя, при этом человек желает утвердиться в других людях).
  4. Функция организации и поддержки межличностных отношений (связана с оцениванием людей и установлении определенных эмоциональных отношений).

Виды межличностного общения:

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение. Признаками ...

  1. Императивное общение – это авторитарная директивная форма взаимоотношений с партнером по общению, с целью достижения которых поддерживается его поведением, установками и мыслями, принуждающих его к определенному действию или решению.
  2. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
  3. Диалогическое общение – равноправное субъект субъектное взаимодействие, которое имеет цель познания и самопознания партнеров по общению.
  4. Внутри личностное общение – это реализация общения человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога.

Межличностные отношения и методы их изучения:

Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структуру и уровень развития. В социальной психологии различают включенное и не включенное наблюдение. Первое предполагает вхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах ее члена. В этом случае он изнутри изучает группу, участвует во всех делах. Второе предполагает изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни.

Для изучения некоторых сторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности.

Плодотворным при изучении групп является опрос, выявление мнений членов группы о разнообразных сторонах жизни данной общности. Наиболее часто используется интервью и анкета. Интервью предполагает получение сведений от лица при непосредственном общении, анкета – ответ на вопросы, зафиксированные письменно, что создает условие для ознакомления со всей анкетой и продумывания ответа на каждый вопрос. В интервью и анкету могут быть включены открытые и закрытые вопросы. Для закрытых вопросов в анкету включаются варианты ответов. Для открытых вопросов предполагается развернутый ответ.

Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

10 стр., 4700 слов

Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.

... бизнеса. Деловое общение в рабочей группе – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией ... признание участниками друг друга на основе общности интересов, идеалов, принципов. Специфика отношений между людьми ... в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, ...

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Вопрос 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией. Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Виды взаимоотношений:

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Конкуренция – конфликтная ситуация, основанная на разных позициях участников, пусковой механизм, развитие и разрешение конфликта.

Деструктивный конфликт переходит на личности, порождает интересы, независимые от причины.

Продуктивный конфликт возникает, когда столкновение основывается на несовместимости личностей, порождается различие в точках зрения на какую либо проблему.

Вопрос 4.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа. Тогда к этому процессу стоит еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие в целом другой группы.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Вопрос 5

Способы оптимизации общения:

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. При коммуникации мы совершаем взаимные поставки эмоциональных переживаний и ценностных представлений. Жесты, мимику, интонацию громкость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т. д. Получатель информации анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию. В зависимости от результатов такого анализа он принимает или отвергает собеседника как партнера по общению.

Посягательства на чувство собственного достоинства или столкновение с какими-либо ценностными представлениями в общении приводят к трудностям в восприятии содержания информации, которую один из собеседников хотел бы донести до сведения другого. Также в общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа.

Известно, что в сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют различные переговоры. К достаточно эффективным относятся методы не директивного ведения переговоров.

Для прояснения смысла сообщения важную роль играет установление правильной обратной связи. Обратная связь – это реакция воспринимающего (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей мере о нас самих в связи с этим человеком. Иногда контакт с партнером по общению устанавливается очень медленно. Для того чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:

  1. Переключение от общения самим собой на общение с партнером.
  2. Установление контакта.
  3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.
  4. Разрыв контакта.

Следует отметить, что в процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемые разными людьми, а одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении. Непонимание между людьми возникает также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действительно ли сообщение истолковано в том смысле, который в него первоначально вкладывали.

Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим оптимизация общения приобретает очень важную роль (диагностика).

Вопрос 6.

Определение, функции, границы, классификации малых групп:

14 стр., 6844 слов

Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", ...

... предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса ... агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л. Берковитц, 1972), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас ...

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственно-личных контактов. Принято говорить о верхнем и нижнем пределах малой группы. В части мнений считается, что нижней границей малой группы являются 2 человека, но существует другая точка зрения – 3 человека. Верхний предел малой группы – это максимальный ее объем (50-+2).

Верхний предел группы определяется критериями, которые обусловлены характером самой деятельности.

Коллектив – это особое качественное состояние малой группы, которое достигло высокого уровня социальной психологической зрелости. При таком понимании всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая малая группа может быть коллективом.

Классификация:

  1. Лабораторная группа – это группа, специально созданная для выполнения заданий в экспериментальных условиях.
  2. Естественная группа – это группа, функционирующая в реальных жизненных ситуациях.
  3. Формальная группа – группа, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке.
  4. Группа членства — в ней индивид на самом деле является участником.
  5. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности личность разделяет и соотносит с ними свои установки.

Принадлежность каждого человека к определенной группе связана с реализацией некоторых потребностей индивида. Определенная часть жизненной активности этого индивида проявляется в рамках деятельности социальной группы. В этой группе определен стиль его поведения, который в свою очередь определяет межличностные отношения, статус индивида (положение индивида в обществе, занимаемое им в соответствии с его функциями, полом и т. д.) и роль индивида (совокупность усвоенных и выполненных функций и принятого поведения).

В зависимости от стиля поведения присущего большинству участников возможно принятие группового решения. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление образований в виде новых целей, мотивов, установок, смыслов, способов действия.

Понятие референтной группы. Референтометрия:

Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой личность разделяет, соотнося с ней свои установки. К функциям референтной группы можно отнести формирование у личности симпатии, эмоционального предпочтения к тем или иным людям. В такой группе лежат основные определяющие для личности – оценки, действия, поступки.

Референтная группа имеет свои стандарты и убеждения, что с точки зрения сохранения целостности очень важно, поскольку каждый индивид, состоящий в группе, идентифицирует себя, относительно этих стандартов и убеждений. При выборе и оценке своих поступков используется каждым индивидом система эталонов данной группы. Это необходимо для стабильности группы. Также индивид оценивает поведение других людей и социальные события, что позволяет возникновению последующего воспроизводства в группе.

Референтность – форма специфических межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других людей, выступающую как избирательное отношение к ним в условиях задачи ориентации в объекте. Референтометрия используется для проверки того, насколько личностные ценности каждого совпадают с ценностями той группы, которая определяет социометрический статус личности.

7 стр., 3033 слов

Мотивация групповой деятельности

... она из себя представляет, каких видов, размеров и структур группа бывает, общие качества групп, мотивации групповой деятельности и персонала. Глава 1. Понятие мотивации 1.1 Понятия "мотивы" и ... устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. ...

Социально-психологическая характеристика малой группы:

Рассматривается через измерения или уровни круговой структуры:

  1. Социометрическое измерение характеризует особые позиции индивида в системе внутригрупповых межличностных отношений.
  2. Формально-статусное измерение дает представление о соподчинении позиций индивида в системе официальных отношений, что зафиксировано в штатском расписании организации.
  3. Коммуникативное измерение – реализуется в коммуникативных сетях, которые фиксируют соподчинение позиций индивидов в зависимости от их расположения.
  4. Отношение к власти отражает позицию индивидов в зависимости от способности оказывать влияние внутри группы.

Существует несколько типов социальной власти:

  • вознагражденная власть способствует вознаграждению другого лица.
  • принужденная власть реализуется через принуждение и наказание другого лица.
  • лигитивная власть основана на допущении того, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта.
  • референтная власть в своей основе имеет относительные симпатии и эмоциональные предпочтения.
  • Экспертная власть основана на превосходстве другого лица в специальных знаниях и компетентности в определенной деятельности.
  1. Лидерство определяется иерархией позиции индивидов в зависимости от их ценностного потенциала и вкладов в жизнедеятельность группы.

Типы лидеров:

  • функциональный лидер – это компетентный лидер, сосредоточенный на поставленные задачи. Он борется за достижение поставленных группой целей.
  • Аффективный лидер сконцентрирован на взаимоотношениях между участниками группы.

Лидерство в группах:

  1. Лидерство возникает преимущественно в не официальной группе, при соответствующих взаимоотношениях. Руководство же в официальных группах.
  2. Лидерство преимущественно проявляется в малых группах, лидер замкнут в ней, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководителем.
  3. Лидер выдвигается стихийно, и зависит от изменений группового настроения.
  4. Авторитет лидера основан на личном его влиянии, ответственность менее опосредована, чем руководителя.

Очень важно отметить и то, что к характеристике малой группы относятся три направления:

  1. Социометрическое направление (Дж. Морено).

    В обществе

выделяются две структуры отношений. Макроструктура – пространственное размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности. Микроструктура – структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все социальные конфликты направленно связаны с несовпадением микро и макро структуры. Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... План: 1. Понятие учебно-тренировочной группы. 2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия. 3. Структура учебно-тренировочных групп. 4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе. 5. Комплектование группы ... технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: Изд-во Ось-89, 2000. – 123 с. Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика ...

  1. Социологическое направление (Э. Мейо).

    Проводился

эксперимент о влиянии освещенности на производительность труда. В ходе эксперимента в экспериментальной группе освещенность увеличили, при этом наблюдался рост производительности труда, при обычном освещении в контрольной группе производительность не наблюдалась. На следующем этапе в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти. В результате этого в контрольной группе начался рост. Были проведены дополнительные исследования. Увеличили заработную плату, освещенность, оборудование, Производительность труда росла, когда все это было отменено. Мейо понял, что здесь играет роль сознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии. Это было истолковано, как особое чувство стабильности – потребности ощущать себя принадлежащим какой-либо группе.

  1. Школа групповой динамики (Левин).

    Он создал теорию поля.

Центральная идея заключалась в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях группы с заданными характеристиками и последующим изучением функционирования этой группы. Этот процесс получил название групповой динамики.

Вопрос 7

Механизм групповой динамики:

  1. Важнейшим из процессов, относящихся к групповой

динамике, является процесс образования малых групп. Непосредственное формирование группы и психологических процессов, которые делают группу группой, является групповое давление на индивида.

  1. Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия

групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства.

  1. Развитие совместной деятельности. Здесь стоит упомянуть о

таком понятии как коллектив, происходит его образование.

Феномены взаимодействия личности и группы:

Психические феномены выражают отношение человека к различным социально-значимым объектам: окружающим людям, группам, социальным институтам. Здесь можно выделить два класса характеристик феномена: характеристика функций и характеристика внутреннего состава и содержания таких феноменов.

  • межличностная ориентация (оценка руководством наименее

предпочтительного сотрудника).

  • авторитарность – директивное поведение, стремление к

контролю над действиями участников.

13 стр., 6071 слов

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на ...

... учетом особенностей их хозяйственной деятельности. Только такая организация труда может обеспечивать им наивысшую производительность труда. Но, с другой стороны, организация труда - это рациональное упорядочение трудовой деятельности работников организаций ...

  • социальная сензитивность характеризует способность

личности к отражению состояний других людей. Включает в себя эмпатию и социальное понимание.

  • стремление к власти соотносится с поведением членов

группы, направленных на достижение престижных внутригрупповых позиций.

  • надежность – ответственность, уверенность в себе,

самоуважение.

  • эмоциональная устойчивость включает в себя тревожность и

личное приспособление при повышении одного и понижении другого требования, проявляется личностью в группе. Личность охотнее меняет свои взгляды под влиянием группы.

Вопрос 8.

Эффективность групповой деятельности:

Эффективность зависит от сплоченности группы, от стиля руководства, влияния на эффективность способа принятия групповых решений.

В действительности производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности – это удовлетворение членов группы совместным трудом.

Группы, находясь на разных стадиях развития, должны обладать разной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач.

Сплоченность группы:

  1. Формирование связей в группе, которые позволяют внешне

заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложную психическую организацию, живущую по своим законам.

  1. Процесс возникновения сходных ориентаций членов группы

по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

  1. Совместная деятельность членов группы.