3 Воображение: виды воображения и его развитие

  1. Внимание и его основные виды

Внимание. Виды внимания, основная характеристика. Роль внимания в жизни и деятельности человека.

Внимание — организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с .его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с се автоматизацией возможно появление так называемого постпроизвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик внимания относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

Количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов принимается за величину объема внимания, который практически совпадает с объемом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материна и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, в частности ее планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объема внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. У младенца внимание еще совершенно не развито; об этом явно свидетельствует блуждающий взгляд. Хотя уже в первые дни наблюдаются некоторые признаки непроизвольного внимания.

8 стр., 3722 слов

Основные направления досуговой деятельности детей и подростков ...

... актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является ... в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. В структуре и содержании досуга решающую роль играет ...

В возрасте 2-3 месяцев появляется зрительное сосредоточение на объекте — на яркой игрушке, на приближающемся лице взрослого. Внимание первоначально носит непроизвольный характер и сильно зависит от качества раздражителей: младенца привлекают яркие и блестящие предметы, громкие звуки и т.п. На этом этапе большое значение имеет организация окружающей ребенка Среды: однообразная обстановка затрудняет развитие внимания, тогда как множество периодически сменяемых и разнообразных по цвету и форме вещей помогает развивать способность к сосредоточению внимания. С 6 месяцев значительно повышается интерес детей к окружающим предметам. Внимание приобретает более сложные формы, на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами. На втором году жизни в связи с возросшими возможностями ребенка по освоению окружающей Среды, а главным образом — в связи с развитием речи, появляются зачатки произвольного внимания, которое начинает подчиняться определенной игровой или познавательной задаче. Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении дошкольного детства, однако в норме к 7 годам ребенок уже обретает способность управления вниманием, что составляет один из важных компонентов готовности к школьному обучению. У младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание. Объем внимания в этом возрасте невелик, нет и достаточного умения распределять внимание. Но по сравнению с дошкольным детством для младшего школьного возраста характерно более быстрое развитие и устойчивость внимания. В подростковом возрасте концентрация и устойчивость внимания еще более возрастают, что обусловлено развитием познавательных интересов.

 

  1. Воля и структура волевого действия

Понятие   о   воле.   Структура   волевой   регуляции   деятельности.   Классификация волевых действий.

Воля — сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.     Особая форма активности возникла в трудовом действии.     Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).

Функцией волевой регуляции является повышение эффек­тивности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие чело­века по преодолению внешних и внутренних препятствий с по­мощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. Такие качества определяют поведение, которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

8 стр., 3985 слов

02 06.Многократное выполнение действия с целью овладения им или ...

... действий ученика, называются... Развивающими Аналитическими Проектировочным Перцептивными 02 18. Дидактический компонент структуры процесса обучения - это Последовательные этапы деятельности педагога и учащихся Цель, ... определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях ... деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется.. Волей ...

Волевого человека отличают решительность, смелость, са­мообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше груп­па свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями. Это — ответственность, дисциплиниро­ванность, принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду: деловитость, инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А. И Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным ме­ханизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняю­щим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умст­венных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появи­лось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Пред­варительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть воз­никшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с поста­новки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в дей­ствие фактически заключается в произвольном вовлечении со­знания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение дли­тельного времени удерживать в поле сознания объект, над ко­торым размышляет человек, поддерживать сконцентрирован­ное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает при­обретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятель­ности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-ли­бо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуля­ции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответст­вующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные сти­мулы для выполнения, доведения до конца уже начатой дея­тельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связы­вается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... человека аффилиативную потребность личности. Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень — аффилиативной потребности и высшую ступень — потребности ...

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произволь­ным поступкам. В этом плане волевые действия не менее де­терминированы, чем любые другие, только они связаны с со­знанием, напряженной работой мышления и преодолением труд­ностей.

 

Воображение. Виды воображения. Воображение и познавательные процессы.

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Воображение как и все другие психические процессы, являются функцией коры больших полушарий.Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.

Основные виды воображения

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

  1. Классификация потребностей согласно теории А. Маслоу

Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого  направления — это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. 

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический  или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление ... впечатления и удержать их в памяти. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики ...

Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом иг            норируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста  и совершенствования. 

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

 

  В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек  осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

физиологические — 85%,

безопасность и защита — 70%,

любовь и принадлежность — 50%,

самоуважение — 40%,

самоактуализация — 10%. 

            Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

  1. Мышление, характеристика видов мышления

Основные формы мышления. Соотношение мышления и речи.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, ...

Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие — дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: Точное логическое определение понятий — главнейшее условие истинного знания. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение — это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: Клен — растение, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение — это развернутое понятие, а само понятие — это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое — вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

Соотношение мышления и речи.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую речь. Каждая мысль связана с внутренним речевым процессом.

Преимущество человека перед животными состоит в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалась речь.

С точки зрения Брунера речь – это необходимое условие развития мысли. Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Для большинства людей речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

  1. Общие закономерности восприятия

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности. Это отражение комплексного раздражителя.

  1. Осмысленность – это восприятие тесно связанно с мышлением, пониманием сушьности предметов.
  2. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Оно формируестя в процессе практики, то есть восприятие – система перцептивных действий которыми надо овладеть. Если человек ослеп в младенчестве а потом возратил зрение в зрелые годы, то после операции они видят расплывчатые очертания, тоесть одиночные ощущения но не видят предметы целеком. Только через несколько недель у них формируется зрительное восприятие.
  3. Константность – это когда мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме цвету величине и т.д. Константность восприятия не врождённое свойство, а приобретённое. Нарушение константности происходит когда человек попадает в незнакомую ситуацию (когда люди смотрят с верхних этажей то автомобили и пешеходы кажутся им маленькими).
  4. Структурность – это не просто сумма ощущений, а обобщённая структура. Слухаю музыку мы воспринимаем не отдельные звуки а мелодию.
  5. Избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими. Т.е восприятие протекает как процесс поиска ответа на вопрос. Нормальные люди воспринимают даже безсмысленные чернильные пятна как что то осмысленное. Собака, облако.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия:

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации. Запоминание рассматривается как один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации ... и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушений зрения проявляется даже там где дефект не ...

1) осмысленность и обобщенность;

2) предметность;

3) целостность;

4) структурность;

5) избирательная направленность;

6) апперцепция;

7) константность

  1. Основные виды деятельности и их характеристика

Основные виды деятельности: игра, учение и труд

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Игры бывают индивидуальные и групповые, предметные, ролевые, сюжетные, игры с правилами, а могут быть смешанные

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть.

Используется труд в трех смыслах:

1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни;

2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей;

3) результат деятельности, работы, произведение.

  1.  Основные процессы памяти и их характеристика

Память.  Виды  памяти.  Индивидуально- психологические различия памяти.

Память – это психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познании станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... структур; - Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности; Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то ... в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память? Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и ...

В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК).

Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти – кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.

Виды памяти:

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими видами.

Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.

Словесно-логическая память – мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В этом виде памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Основная роль словесно-логической памяти – в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

Есть деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.

Кратковременная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.

Долговременная память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойственен огромный объем сохраняемой информации.

Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Индивидуальные различия. Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения. Важным свойством памяти человека является ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... мира. С точки зрения философии Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Бертран Рассел считал: "То, что ... пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ...

Индивидуальные различия памяти проявляются в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено практически.

 

Основные     процессы     памяти:     запоминание,     сохранение,     воспроизведение. Особенности памяти в пожилом возрасте.

Запоминание. Первоначальная форма запоминания – так называемое непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель запомнить то, что намечено.

В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала.

Запоминается и осознается прежде всего то, что составляет цель нашего действия.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, которая направлена на то, чтобы сохранить тот материал, который нужно. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение материала называется мнемической деятельностью.

Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала.

Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Одним из условий успешного запоминания является систематизация материала.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала.

Воспроизведение. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии явлений и предметов. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминая что-либо, мы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения. Припоминание происходит по законам ассоциации. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание – это произвольное, преднамеренное воспроизведение. Непроизвольное происходит само собой, основой его являются ассоциации.

Особенности памяти в пожилом возрасте.

Повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб пожилом возрасте. Снижение памяти в пожилом возрасте может быть как следствием физиологических возрастных изменений ЦНС, так и патологическим симптомом целого ряда заболеваний головного мозга. 

Физиологические изменения памяти

Многочисленные экспериментально–психологические исследования согласуются с бытовыми наблюдениями в том, что лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию по сравнению с молодыми людьми. Связанные с возрастом трудности в мнестической сфере возникают обычно при оперировании большими объемами информации или при одновременной работе с несколькими источниками информации. Это может несколько затруднять обучение пожилых лиц новым навыкам, требует более строгой внешней организации профессиональной деятельности (например, использование записных книжек, расписаний и т.д.).

В то же время физиологическая забывчивость никогда не распространяется на текущие или отдаленные события жизни, а также общие знания, полученные в молодом или среднем возрасте. Наличие амнезии на текущие события, частичная утрата профессиональной или бытовой компетентности – всегда патологический признак, означающий начало заболевания головного мозга.

Снижение памяти в пожилом возрасте сочетается с рядом других изменений со стороны когнитивных функций.

Условия успешного запоминания. Забывание и борьба с ним.

Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.  Один из самых первых исследователей памяти — Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание. Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60% информации).

Потом процесс забывания замедляется. Через шесть дней остается уже не более 20% от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.

Общие условия успешного запоминания:

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один — два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов — после 17 повторений, 24 слова — после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

  1. Основные формы и операции мышления

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие как форма мышления

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженнаясловом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение как форма мышления

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания.Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение как форма мышления

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

  1. Психологические характеристики типов темперамента

    Темперамент. Типы темпераментов.

Темперамент – это индивидуальная характеристика личности, включающая в себя динамические особенности психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Выделяются три сферы проявления темперамента: — общая психологическая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (мотивы, ценности, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, т.к. темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

Если касаться физиологической основы темперамента, то в этой области несомненно фигурирует имя И.П. Павлова, который изучал свойства нервной системы и выделил свойства нервных процессов, которые образуют тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы, образуют свойства нервной системы.

  Выделяют несколько основных свойств темперамента:

Сензитивность(определяется тем, какова наименьшая сила воздействий и скорость, необходимых для возникновения псих. реакции)

Реактивность(характеризуется степенью непроизвольности реакции)

Активность(свидетельствует насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия для достижения целей )

соотношение реактивность+активность(определяет от чего больше зависит деят. Человека –внешние/внутренние обстоятельства)

пластичность и ригидность(насколько легко и гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям)

темп реакций(скорость протекания психических процессов и реакций-динамика жестов, темп речи)

экстраверсия, интраверсия(реакции и деятельность зависит либо от внешних впечатлений, возникающих в данный момент-экстраверт, или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим-интроверт)

эмоциональная возбудимость(характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоционально реакции и с какой скоростью она возникает)

4 основных типа темперамента:

Сангвиник – человек, с повышенной реактивностью(активность и реактивность уравновешенны).

Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активностью и энергичностью, с удовольствием принимается за новое дело и может долго работать и не утомляется. Быстро сосредотачивается, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и реакций. Присущи гибкость ума, быстрые движения, быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик – отличается высокой реактивностью и активностью. Но преобладает больше реактивность, поэтому он необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более инертен, в сравнении с сангвиником. Отсюда высокая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Экстраверт.

Флегматик – обладает высокой активность, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокоен. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новому, при этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверты.

Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, жесты бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Неэнергичен, ненастойчив, легко утомляем и мало работоспособен. Присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических реакций. Большинство меланхоликов – интраверты.

  1. Свойства внимания

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

4.1 Сосредоточенность

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация  это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

4.2 Устойчивость

Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственных изображений, например большого и маленького квадратов. Если в течение нескольких минут смотреть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут — находится перед большим, либо «проваливается» — большой квадрат выдвигается на передний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спектакля, беседа с интересным человеком, содержание живописного пейзажа.

4.3 Объем

Объем — это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистоскоп. Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек — таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном производстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

4.4 Распределение внимания

Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка ьна другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

При описании свойств внимания Ю.Б. Дормашев и Б.Я. Романов предлагают определить их с помощью метафорического луча прожектора. Направление луча на область пространства потенциальных объектов внимания можно назвать направленностью внимания. Уровень освещенности — степенью внимания. Интенсивность — это степень ясности и отчетливости. Объем внимания — это угол луча света или площадь пятна света. Объем определяется как число простых впечатлений или идей, ясно и отчетливо осознаваемых. Объем и степень внимания имеют обратную зависимость. Увеличение объема снижает степень внимания.

Распределение внимания можно характеризовать как расщепление луча в двух и более направлениях. При преднамеренных сдвигах луча с одного объекта на другой происходит переключение внимания.

4.5 Переключение

Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя-способности распределять внимание.

  1. Типы акцентуации характера и их характеристика

Понятие о характере. Типы характеров. Акцентуации характеров.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства. Но непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах(семья, друзья, школа).

В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также зависят от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Характер – это не просто любое проявление твердости, упрямства, а направленность на общественно и личностно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера.

Типы характеров бывают: волевой(активный,целеустремленный,деятельный), эмоциональный(действующий под влиянием порыва,переживаний), рассудочный(оценивающий все с точки зрения разумности).

Также Юнг предложил типизацию характера и выделил экстравертированный и интравертированный тип характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, т.е. чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.

Выделяют следующие акцентуации:

Гипертимный тип – подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми нередко возникают конфликты. Имеют много разных увлечений, но как правило все они поверхностны и быстро сменяются на новые. Зачастую переоценивают свои силы, самооценку.

Циклоидный тип – характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Любят находиться дома одни. Тяжело переживают неприятности, даже незначительные. Настроение у них периодически меняется с приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип – крайне изменчив в настроении, зачастую непредсказуемо. Поводы для смены настроения могут быть абсолютно ничтожными. Очень нуждается в поддержке, тех кто может приободрить, развлечь. Хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

Астенический тип – отличаются вялостью, повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, затрудненным привыканием к новой обстановке, нередко капризностью, плаксивостью, а также склонностью к различным соматовегетативным расстройствам, в особенности к нарушениям функции пищеварения.

Сензитивный тип – свойственна повышенная чувствительность ко всему. Обычно застенчивы и очень робки, часто производят впечатление замкнутости, но могут быть открыты и общительны в случае, если находятся с хорошо знакомыми людьми. Послушные, привязанные к родителям. Достаточно рано формируется чувства долга, ответственности.

Психастенический тип – (тревожно-мнительный характер) высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству.

Шизоидный тип – замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность.

Эпилептоидный тип – характерны склонность к злобно-тоскливому настроению (дисфория), с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скурпулезная педантичность.

Истероидный тип – главная черта этого типа эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей личности. У подросток этого типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. С трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания.

Неустойчивый тип – характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых ощущений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера. Не склонны продумывать свое будущее.

Конформный тип – бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству группы. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а главное жизненное кредо «быть, как все».

Но при правильном воспитании акцентуации характера со временем сглаживаются, компенсируются. А при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, но и явиться условием развития психопатии(патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в соц. среде).

  1. Типы личностной направленности

Методика позволяет выявить тип социальной направленности  личности. Выделяется шесть типов:

  1. Реалистический тип — несоциальный,  ориентированный на настоящее,  эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдающий предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
  2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рационален, независим,  оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
  3. Социальный тип — обладает социальными  умениями,  нуждается  в контактах. Черты его характера:  стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем;  активен,  но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
  4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность,  оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).  Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
  5. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют проявить энергию,  энтузиазм,  импульсивность, любит приключения. Представитель данного  типа доминантен, любит признание,  любит руководить.  Ему не нравится практический труд,  а также занятия, требующие интеллектуальных усилий,  усидчивости.  Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
  6. Артистический тип — опирается на эмоции,  воображение,  интуицию;  имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности.  Для  представителей данного  типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.

Испытуемым предлагается  инструкция,  согласно  которой из каждой пары профессий, представленных на экране монитора, нужно указать одну, предпочитаемую из 42 предложенных.

Оценка психологического теста производится на основании выбора профессий,  предпочитаемых тем или иным профессиональным личностным типом.  Максимальная сумма баллов по одной шкале, указывает на тип социальной направленности оптанта. Если близкие оценки получены по нескольким шкалам, это свидетельствует о несформированности профессионального типа личности

Егорычева выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную

  1. Взаимоотношения в коллективе

Коллектив – часть общества. Это люди, объединенные  по какому либо признаку. Таким признаком может быть место работы, учебы, времяпрепровождения. Или объединенных по идейным соображениям – партия, клубы по интересам. Часто, говоря коллектив, мы подразумеваем коллег по работе.

Взаимоотношения в коллективе немного отличаются от обычных, поскольку коллектив – это отдельная часть (ячейка) общества.

Взаимоотношения в коллективе условно можно разделить на 4 группы:

 — Начальник-подчиненный

 — равные

 — друзья

 — просто коллеги

Просто коллеги – их ничего не связывает, кроме принадлежности к одному коллективу. Такое возможно, когда люди работают в разных цехах, знают друг друга только в лицо.

Друзья – их связывают дружеские отношения, помогают друг другу. Многие вопросы решают «по дружбе»

Равные – сотрудники тесно связанные служебными и рабочими отношениями, не вязанные должностным подчинением. Но и среди равных существует своя иерархия. Среди них можно выделить неформального лидера, он не наделен властными полномочиями, но, тем не менее, оказывает влияние на окружающих, к нему прислушиваются, его уважают, с ним советуются. Также, можно выделить «рабочих лошадок», которых постоянно загружают работой. Есть и свои маленькие объединения по интересам. Вообще, равные – это отдельный маленький коллектив, в котором есть лидер (начальник), друзья, и свои равные.

Начальник-подчиненный – это классический пример взаимоотношений в коллективе.

Именно этим, в большей степени, коллектив и отличается от других социальных групп.

В обязанности всех членов коллектива входит подчинение начальнику, выполнение его указаний. Не важно, правильные они или нет. А начальник своей властью может поощрять и наказывать подчиненных. Отсюда и такие особенности взаимоотношений в коллективе, как подхалимство, интриги, доносы, неприязнь к коллегам или начальнику, подсиживание, зависть…

  1. Конфликты, стратегии поведения в конфликте.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента

Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной.

Принуждение (борьба, соперничество) Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, ставит свои интересы намного выше интересов оппонента, более того, можно сказать, что они его никоим образом не интересуют. Выбор стратегии принуждения в результате сводится к выбору —  борьба или взаимоотношения.

Суммируя, следует сказать, что данный стиль может использоваться, когда: ·                   вы чувствуете, что у вас нет альтернативы и поэтому нечего терять; ·                   вы находитесь в точке бифуркации, которая требует мгновенного реагирования; ·                   вы не можете показать группе людей, что находитесь в затруднении, потому что они надеются на вас; ·                   вы авторитетны в плане принятия решения, и вам кажется, что предлагаемое  решение – наилучшее; ·                   вы должны принять необычное решение, но сейчас вам необходимо действовать и  вы обладаете полномочиями для этого шага. ·                   исход безумно важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; ·                   решение необходимо принять быстро и вы обладаете достаточной властью для этого;

2.2.         Уход Данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт. Она характеризуется низким уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы соперника и является взаимной, т.е. это взаимная уступка

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления: ·                   предмет конфликта не особо важен ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;  ·                   предмет спора  наоборот имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

Таким образом, данная стратегия может использоваться, если: ·                   исход не столь важен для вас поэтому на него не  стоит тратить силы; ·                   у вас тяжелый день, а решение этой проблемы возможно вызовет дополнительные неприятности; ·                   ситуация накалилась до предела и вам хочется охладить ее скорее; ·                   вы хотите выиграть время, чтобы найти информацию или заручиться поддержкой; ·                   у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом; ·                   вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу; ·                   вы чувствуете, что у другие сильнее вас. 

2.3. Уступка

Личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Оценка личных интересов низкая, а чужих – достаточно высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки приносит свои интересы в жертву интересов оппонента.[6] Стратегия уступки в некотором смысле сходна со стратегией принуждения, которая заключается в выборе между значимостью предмета конфликта и важностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки мы видим направленность на межличностные отношения.

Данная стратегия может быть основной для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. Особенно, это свойственно конфликтной личности «бесконфликтного» типа. Из-за этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

уступка может явиться причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя).

В этом случае принятая стратегия является самообманом и не поможет в  разрешении конфликта;  Иными словами, данный стиль можно применять, когда: ·                    вы хотите сохранить мир и добрые взаимоотношения; ·                    вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; ·                    у вас недостаточно власти или мало шансов на победу; ·                    вас не особенно волнует случившееся; ·                    вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям; ·                    важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы. Важно знать, что стратегия уступки оправданна только в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В таком случае она ведет к временному затишью и является значительным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

2.4.         Компромисс Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки. Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений. При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты: ·                   компромисс не может рассматриваться как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка — это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы;  ·                   компромисс может и исчерпать конфликтную ситуацию. Такое возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, двое рабочих претендовали на место, которое будет свободно через год. Но спустя несколько месяцев эту должность сократили, и конфликт был исчерпан;  ·                   Существует активная форма и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Именно отсутствие своеобразных «сражений» в нашем примере дало возможность сотрудникам не разрушить их взаимоотношения;  ·                   Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации. Можно сказать, что данная стратегия используется, когда: ·                    сила власти у сторон одниковая, а интересы взаимоисключающие; ·                    вам хочется быстро решить все, так как у вас нет времени; ·                    вы не требуете сверхточного решения; ·                    кратковременная выгода – это то, что нужно; ·                    остальные подходы оказались недейственными; ·                    компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять. Мне кажется, что у понятия компромисс есть близкое по значению слово — консенсус. Их роднит то, что они оба отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия, поэтому при анализе и обсуждении стратегии компромисса важно знать такие опоры, как социальные правила и механизмы достижения консенсуса.

2.5.         Сотрудничество Личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа данной стратегии – баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.[7] Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет очень важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве невозможно и говорить. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.  То есть данный стиль можно использовать, когда: ·                    для сторон очень важен исход спора, и поэтому никто не собирается уступать; ·                    ваши взаимоотношения длительные и прочные; ·                    вы имеете в запасе время на решение проблемы; ·                    вам известны пожелания оппонента относительно этой проблемы; ·                    стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга; ·                    стороны предпочитают на равных условиях решать решение проблемы. Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта.  Стратегия сотрудничества, будучи одной из самых сложных стратегий,  показывает желание оппонентов вместе решить существующую проблему.

  1. Требования к выпускнику ССУЗов

Позитивные изменения, происходящие во всех сферах социально-экономической жизни России, значительно повысили требования к готовности выпускников средних специальных учебных заведений к профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что готовность является показателем полноценной учебно-производственной подготовки, а ее формирование — результатом длительного процесса обучения.

Возникает и обостряется противоречие между объективной сущностью профессионального образования, формированием личности вообще и востребованностью на рынке труда работника со специализированными профессиональными качествами в частности, между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением им студентами через множество учебных предметов, между необходимостью личностно-ориентированного подхода к формированию готовности выпускников к профессиональной деятельности и отсутствием системы психологического обеспечения каждого этапа становления специалиста в ссузе.

Достаточно распространенной и, на наш взгляд, не совсем верной является точка зрения, согласно которой ссуз реализует принцип доступности в современном образовании и выпускает безликих специалистов.

Мы основываемся на идее гибкой технологии, штучной подготовки высококвалифицированного специалиста. Производству нужны не просто всесторонне развитые люди, а специалисты с определенными, конкретными профессиональными знаниями, навыками, конкурентоспособные на современном рынке труда.

Современные исследователи наглядно показывают, что основу конкурентоспособного выпускникасоставляет готовность к профессиональной деятельности. Анализ достаточно многочисленных и многоплановых исследований, посвященных готовности выпускников к профессиональной деятельности, позволил нам сгруппировать различные подходы по следующим уровням: психологический, функциональный, личностный, интегративный.

Однако можно сдеЛать Вывод, что идея формирования готовности выпускников ссузов к профессиональной деятельности еще недостаточно разработана в’теории и практике «профессионального образования. Мало исследованы вопросы поиска эффективных технологий обучения, условий формирования готовности выпускников ссузов к профессиональной деятельности.

Анализ документов по вопросам реформирования и модернизации российского образования, анализ философской, психолого-педагогической литературы, а также рассмотрение практики деятельности средних специальных учебных заведений, условий вхождения молодых слециалйстов в производственную деятельность способствовали формулировке проблемы нашего исследования: несоответствие качества подготовки выпускников ссузов требованиям развивающегося производства, общества и конкурентоспособности на рынке труда.’

  1. Личностные компоненты профессионализма

Для начала необходимо отметить, что профессионально-личностную компетентность следует рассматривать в двух аспектах:

    Первый – это наличие у специалиста высокого уровня профессионализма, включающий определенный уровень знаний, умений, навыков, позволяющих состояться на профессиональном поприще высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым.

   И второй, немаловажный на наш взгляд аспект —  психологическая или личностная компетентность, а именно личностная готовность и способность работать в условиях рынка, в условиях конкуренции. В состав личностной компетенции входят следующие компоненты: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение управлять своими эмоциональными состояниями, умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить себя на место другого.

Определяя приоритетные направления профессионально-личностного развития личности будущего специалиста и формирования профессионально-личностной компетентности, мы пришли к выводу, что важнейшим из них в этой сфере деятельности является обеспечение условий для формирования осознанной мотивации и стремлений студентов к овладению приемами  развития,  совершенствования, самосовершенствования и самоактуализации профессионально значимых качеств личности

Следовательно, цель поддержки профессионально-личностного становления состоит в актуа­лизации у студентов мотивов к самосовершенст­вованию посредством моделирования конкретных воспитательных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, целенаправленных диагностико-корректирующих воздействий со стороны специа­листов социально-психологической службы, создания благоприятных социально-психологических условий  обучения и развития.

Необходимые компоненты профессионально-личностной компетентности как уверенность в себе, познание себя и своих возможностей, умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение ставить и достигать цели, умение справляться с трудностями и многое другое.

 Практически никогда для успешной профессиональной деятельности не достаточно иметь лишь специальные, профессиональные способности, —  необходимо иметь определенный набор личных качеств. Содействие их развитию  и есть одна из приоритетных задач социально-психологической службы колледжа.

  1. Закономерности профессионального становления.

Проблема становления личности исследовалась применительно к стабильно развивающемуся обществу как динамический процесс совершенствования профессиональных умений и навыков, «вживание» в профессию. В настоящее время в психологической науке только намечается тенденция исследования особенностей профессионального становления личности в изменяющихся социально-экономических условиях развития общества.

° профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную

обусловленность;

° ядром профессионального становления является развитие личности в процессе

профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной

деятельности;

° процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим,

однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности;

° профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности

возможности для самоактуализации;

° индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и

ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными

влечениями человека;

° знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку

осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.

Методологической основой проектирования концепции стали принципы системного, личностно-

деятельностного, событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория

самоактуализации и самореализации личности.

Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем

понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных

воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на

самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в

развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в

профессиональном самосохранении.

Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Признание

лично-стнообразующей функции ведущей деятельности неизбежно приводит к выделению в

непрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором, подготовкой к

выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности – профессиональной.

Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических

отношений, социальной ситуации, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни

человека. Траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью,

физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием

профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений.

Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится

профессиональная деятельность.

  1. Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения.

Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

– формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

– создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

  1. Формирование профессиональных знаний умений и навыков.

Система знаний, навыков, умений, отвечающая будущей специальности студента, — необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. Внешне эта система проявляется в безошибочных действиях специалиста, в творческом исполнении заданий.

формирование знаний, навыков, умений должно сочетаться с формированием личности студента в целом.

Профессиональные знания — это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.

Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык — это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.

Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы. Навыки коллективной деятельности — результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.

В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.

Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий.

Конкретно типы акцентуации характера