1. Психологическая модель боя как средство анализа влияния боя на психику воинов.
Современный бой — это испытание физических и духовных сил воина, его способности активно противостоять действию экстремальных факторов, сохранять волю и решимость.
В функционировании психики воина в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их — значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, с которыми встретятся военнослужащие в бою и реально использовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над врагом.
Для военной психологии важно знать, каковы факторы обуславливающие их боевую деятельность. Исследованием таких факторов психологи занимаются давно. В отечественной и зарубежной военной психологии предпринято множество попыток описать и исследовать психологические факторы, влияющие на боевую активность военнослужащих. Чаще всего эти попытки характеризуются фрагментарностью, концентрацией внимания на отдельных составляющих целостного проявления человеческой психики (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, конативных, психомоторных и др., отсутствием в своей основе какой-либо общей психологической концепции.
Для того, чтобы выявить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить хотя бы самую грубую психологическую модель боя.
Исходя из общепринятых, широких определений, психологическая модель боя представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою.
Наиболее релевантной теоретико-методологической базой такой модели, как представляется, может выступить психологическая концепция конфликтов (в частности, разрабатываемая А.Я. Анцуповым).
В рамках этого подхода под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу. Война и бой здесь рассматриваются как частный случай конфликта, достигшего крайней формы социальной остроты и осуществляющегося с применением средств вооруженного насилия.
Используя несколько усовершенствованную схему конфликта, можно представить психологическую модель боя. Такая модель включает следующие элементы:
— объект конфликта;
— противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий и социальными рангами;
Психологические факторы деформации личности военнослужащих
... -е годы С.Г.Геллерштейн отмечал, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании. Выходили и научные ... и отсутствием возможностей их эффективной корректировки - изучение свойств нервной системы как факторов успешности и надежности профессиональной деятельности - изучение путей приспособления человека к трудовой ...
— групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мнения, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.д.);
— конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);
— средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массового поражения, оружие несмертельного действия и др.);
— условия конфликта (социальные, экологоэргономические, боевые);
Качественное состояние каждого из элементов определяет состояние всех других элементов. Например, использование ядерного оружия влечет за собой изменение тактики действий войск, использование специальных средств защиты, специфические состояния психики военнослужащих и взаимоотношений между ними. Применение тактики засадных действий обусловливает выбор оружия, специальную психологическую подготовку военнослужащих и т.д. Изменение общественного мнения о войне способно повлиять на вид используемых средств вооруженной борьбы, на тактику действий и психологическое состояние войск и т.д.
Отсюда вытекает положение о том, что влиять на ход и исход боя можно путем изменения качественного состояния любого из элементов модели.
2. Характеристика элементов психологической модели современного боя
Рассмотрим подробнее элементы психологической модели боя.
1. Объект противоборства определяет качественно-количественные параметры всех остальные элементов модели. История войн и военного искусства убедительно доказывает, что объектом противоборства в бою и войне являются не территория, не военные объекты и боевая техника и даже не живая сила противоборствующей стороны, а способность и воля противника к сопротивлению.
Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях.
2. Противоборствующие стороны. Качественно-количественная характеристика противоборствующих сторон определяет: масштаб конфликта, идеологические и моральные аспекты образа конфликта, формирующегося у участников, боевые установки и мотивацию боевых действий.
Например, ранг участников определяет масштаб и вид военных событий:
— конфликт между коалициями государств – мировая война;
— между коалицией государств и государством, между государствами – локальная или региональная война;
— между вооруженными силами государств или их частью – локальный военный конфликт;
— между объединениями, группировками войск – войсковая операция, сражение;
— между воинскими (или иррегулярными) подразделениями – бой и т.д.
Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация боевых действий военнослужащих. М.И. Дьяченко выделил три вида мотивации боевых действий: широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.), коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению), индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).
2. Факторы, определяющие боевую активность воинов. Представленная психологическая модель боевых действия позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние.
Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...
... Организация морально-психологической подготовки войск иностранных армий к ведению боевых действий 2.3 Рекомендации заместителям командиров подразделений по организации и ведению морально-психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям в современных условиях ...
Внешние факторы можно разделить на социальные, боевые и экологоэргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок.
Отношение народа к войне влияет на боевую активность воинов трояко. Во-первых, благодаря работе механизмов психического заражения, внушения, подражания, военнослужащие усваивают господствующий в обществе настрой, формируют соответствующие установки и мотивы боевого поведения.
Анализ хода и исхода вооруженных конфликтов последнего времени убедительно подтверждает психологическую закономерность: победоносные войны имеют в своей основе идеи, понятные и близкие сердцу бойца и всего народа.
Во-вторых, боевая готовность воинов в большой степени определяется отношением народа к своей армии. В-третьих, солдаты заражаются эмоциональным отношением народа к противнику, что также существенно влияет на активность их боевых действий. Опыт войны убедительно показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике лютого и ненавистного врага, посягающего на свободу и достояние их Родины.
Таким образом, в условиях войны действует своеобразный социально-психологический закон, отражающий взаимосвязь между состоянием психологии общества и его армии. Он гласит, что основной источник морально-психологического состояния воюющей армии находится не внутри ее, а в обществе, интересы которого она защищает.
В локальных военных конфликтах, в отличие от войн, возникает феномен различной психологической вовлеченности социальных групп, слоев и отдельных граждан в военные события, которые различным образом оценивают целесообразность и методы ведения боевых действий.
Другим социальным фактором, в значительной мере определяющим поведение воина в бою, является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих.
В последнее время в армиях ведущих государств мира большое внимание уделяется созданию в воинских подразделениях «системы товарищеской поддержки», когда члены экипажей наблюдают за появлением у сослуживцев симптомов нервного напряжения и оказывают друг другу неотложную психологическую помощь. Считается, что уверенность в сослуживцах, в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным условием решительных и самоотверженных боевых действий каждого солдата.
Личностные свойства и стиль боевой деятельности военнослужащих во многом определяются его принадлежностью к конкретному виду вооруженных сил и роду войск, характером взаимодействия между представителями различных профессиональных групп.
Наконец, важное место в ряду социальных факторов, детерминирующих боевое поведение военнослужащих занимает четкое и авторитетное руководство боевыми действиями.
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе. роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...
Эффективность боевых действий войск в значительной степени определяется выбором правильно стратегии и тактики действий. Стратегии бывают «затратные» и «психологические».
Нередко «слабая сторона» в боевом противоборстве преследует прежде всего психологические цели, ведущие к ослаблению противостоящих сил. Преимущества ее в том, что она ставит войска противника в непривычные для них условия, принуждает к выполнению несвойственных им функций, применению неосвоенных способов боевых действий.
Способы боевых действий «сильной» стороны в локальном военном конфликте часто определяются целью – захватить и удерживать территорию, важные в военном отношении объекты. Например, в Афганистане зона ответственности нашей дивизии составляла до 200 000 кв. км, полка — 70 000 — 100 000 кв. км. Сил и средств, необходимых для контроля над такой территорией, явно не хватало.
Изучение боевого опыта войск показывает, что неуверенность в собственных силах закономерно нарастает у военнослужащих также и в связи с тем, что имеющиеся в их распоряжении оружие, боевая техника и специальные средства часто оказываются малоэффективными в условиях локального военного конфликта.
Исследование военных конфликтов показывает, что эргономическим фактором, влияющим на психическую деятельность человека в боевой обстановке является соответствие боевой техники и оружия задачам боевой деятельности. Это положение можно конкретизировать следующими требованиями. Во-первых, боевая техника и оружие должны в полной мере отвечать требованиям боя по своим огневым, маневренным, скоростным и защитным качествам. Во-вторых, их применение оправдано лишь тогда, когда они расширяют естественные человеческие возможности (зрительные, слуховые, силовые, скоростные и др.).
Военными психологами давно и пристально исследуется характер влияния на боевую активность воинов объема физических и психологических потерь. Н.Н. Головин ввел даже специальный термин «предел моральной упругости войск», под которым понимал их способность продолжать боевые действия несмотря на потери. По его данным в войнах конца XVIII и всего XIX века средний предел моральной упругости войск оценивался в 25% кровавых потерь, после чего они теряли способность к сопротивлению.
Изучение показывает: существенным фактором поведения воина в бою является интенсивность боевых действий. Установлено, что высокоинтенсивные боевые действия способствуют быстрому нарастанию переутомления военнослужащих и общему росту психотравматизации примерно в 1,2 раза по сравнению с низкоинтенсивными действиями.
Огромное психологическое влияние на участников боевых действий оказывают использование своими войсками и противником элементов военной хитрости, маскировки, достижение эффекта внезапности.
Р.А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98% военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.
Признавая такую временную траекторию динамики психологических возможностей людей закономерной, военные руководители многих армий мира регулируют время пребывания военнослужащих непосредственно в зоне боевых действий.
Пути и условия формирования эмоционально–волевой устойчивости ...
... воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих ( ... также существенно влияет на активность их боевых действий. Опыт войны убедительно показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике лютого и ...
Неблагоприятное влияние на боевую деятельность личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приема пищи, и т.д.), частая смена климатических условий, плохие погодные условия и др.
Существенное влияние на боевую активность воинов оказывает качество сна.
Существует своеобразный «закон сна», требующий ежесуточного выделения четырех часов на сон солдату и шести часов — командиру; при непрерывном ведении боевых действий необходимо соблюдать закон: «четыре через четыре» (четыре часа боевой активности, дежурства, чередовать с четырьмя часами сна, отдыха).
Боевая техника должна удовлетворять хотя бы минимальные требования комфорта и гигиены.
К числу эргономических аспектов боевых действий следует отнести и степень изолированности действующих на поле боя соединений и частей от основных сил. Опыт показывает, что боевые возможности изолированного от своих войск подразделения снижаются на половину в течение 48 часов из-за усиливающегося страха.
Природно-географические факторы тоже вносят существенные коррективы в соотношение психологических возможностей сторон.
К внутренним относятся психофизиологические и психологические факторы.
Среди физиологических факторов, определяющих характер поведения военнослужащих важное значение имеет тип нервной системы.
Принято различать три типа нервной системы: сильный, слабый и средний. Установлено, что обстановка эскалации отрицательных факторов боя вызовет серьезные психологические расстройства, требующие медицинской помощи и, следовательно, полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15%).
В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70%) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15%) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию сложной обстановки.
Наблюдение за действиями воинов в боевой обстановке и в других экстремальных ситуациях показывают, что их поведение в немалой степени зависит от типа темперамента. Так, воины сангвинического темперамента в сложных условиях решение принимают быстро и действуют смело. В случае неудачи они утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в норму. Лица холерического темперамента проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка сил они способны поддаваться безотчетному страху. Люди флегматического темперамента действуют активно и смело тогда, когда тщательно подготовлены к выполнению боевой задачи. Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, упорством и выдержкой. Воины меланхолического темперамента способны проявлять решительность и активность в течение короткого времени и при преодолении незначительных трудностей.
Говоря о психологических факторах боевого поведения, необходимо подчеркнуть, что воин — не слепое орудие в руках внешних обстоятельств боя и природных инстинктов. Его поведение в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей. Немаловажное значение в регуляции боевой активности военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т.д.).
Особенности работы заместителя командира роты по воспитательной ...
... место там и столько, где и сколько времени воин находится в бою. В боевой обстановке опасность может быть воспринята воином как опасность для коллектива, членом которого он является, для ... командира, товарища, как опасность для выполнения боевой задачи, для важных и ...
Без понимания этого невозможно объяснить откуда берутся самопожертвование, оправданный риск, взаимовыручка в тех ситуациях, где казалось бы должен превалировать инстинкт самосохранения.
Именно преобладающие мотивы, уровень боевого опыта определяют поведение воина в обстановке действия «вторичных» психологических факторов боя: опасности, внезапности, неожиданности, новизны боевых событий, дефицита времени и информации, утраты боевых товарищей, дискомфорта, участия в насилии и др.
Социальные, боевые, физиологические и психологические факторы боевого поведения воинов действуют в разное время с разной силой, в различных комбинациях. Опасная для жизни обстановка будет по разному восприниматься воинами, различным образом понимающими цели войны, неодинаково относящимися к противнику, к сослуживцам, командирам, участвующими в разных видах боя, отличающимися боевым опытом, типом нервной системы и т.д.
Военные руководители всех уровней, психологи должны предвидеть специфику влияния факторов боя на поведение воинов и стремиться придать им положительный мобилизирующий, активизирующий характер.
3. Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою. Характеристика боевого стресса
Война — величайшая драма, разыгрывающаяся в душе воина и захватившая все его существо. Постоянная угроза самой жизни человека, его здоровью, изменение боевой обстановки, длительные, нагрузки, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу, противоборство возвышенных и низменных, альтруистических и эгоистических побуждений — все это сопровождается чудовищным напряжением физических и духовных сил воина. Познать природу и закономерности проявления психики воина в бою, и, следовательно, научиться влиять на нее — значит обеспечить психологическое превосходство над врагом, добиться победы над ним.
Безусловно, война оказывает и позитивное влияние на своих участников. У некоторых из них как бы открывается новое, более яркое и точное видение и чувствование мира, оригинальная система ценностей, и наблюдений, составляющая своеобразную житейскую мудрость, особая чувствительность к неискренности, лжи, фальши в человеческих отношениях.
А.М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые, по его мнению, происходят у большинства участников боевых действий. Соглашаясь с ним, подчеркнем, что эти позитивные трансформации могут иметь место у участников успешной боевой деятельности, воспринимаемой как социально ценной и значимой, а отдельные – скорее желаемы, чем достижимы. Вряд ли можно ожидать изменений позитивного регистра у лиц, потерявших здоровье, ставших инвалидами, у воинов, участвовавших в войне, признанной проигранной. Тем не менее, можно ожидать следующие положительные последствия от участия в боевых действиях.
Морально-психологическое обеспечение боевой подготовки
... лежат формирование патриотического мировоззрения психики человека, выработка необходимых морально - боевых качеств воина - гражданина своего отечества. Морально - психологическое обеспечение современного военнослужащего ... содержание морально-психологического обеспечения боевой подготовки Боевая готовность во многом определяется идейной закалкой и боевой выучкой воинов, их морально-психологическими ...
1. Повышение умелости, опытности, профессионализма. Война ускоряет социальное время. Человек обучается на ней жизненно важным навыкам в кратчайшие сроки. Он приобретает такие важные для любой профессии качества, как дисциплинированность, организованность, ответственность, предусмотрительность, бдительность, способность к согласованным коллективным действиям. Это способствует успешности социального функционирования участников боевых действий.
2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой. У участников боевых действий закаляется воля, развиваются смелость, интеллектуальные качества. «Под влиянием пережитых трудностей происходит нередко и переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, что делает человека более активным.
3. Укрепление физического здоровья и силы. Многие участники войны выходят из нее физически более развитыми, выносливыми, мене подверженными «мирным» заболеваниям (простуда, ОРЗ и др.).
4. Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг. Многие участники боевых действий сегодня занимают важные посты в государстве, стали известными политическими деятелями.
Вместе с тем, в последнее время психологи все чаще сходятся на том, что основной реакцией воина на боевые события есть боевой стресс. Боевой стресс – многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения.
Выделяются следующие уровни стресса:
— биохимический (гормональные изменения);
— физиологический (объем легких — кислород, глаза – резкость и дальность зрения, сужение артерий – давление крови, перераспределение кровяных потоков – увеличение энергоснабжения, силы мышц, эвакуации шлаков);
— психофизиологический (симпатическая и парасимпатическая НС);
— психологический (сужение сознания, концентрация на опасности, чувство тревоги – готовность; мотивация);
— социально-психологический (деятельностное опосредование общения, его свернутость, снижение этического статуса)
По словам автора теории стресса канадского ученого Г. Селье, стресс есть неспецифический (однотипный для различных стрессоров) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к стрессу, справиться с трудностью.
Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, порыв, повышает работоспособность, интенсифицирует целесообразную деятельность воина. Такой стресс может сопровождаться чувством гнева, ненависти к противнику, желанием уничтожить его. Такая мобилизованность физических, духовных сил и энергетики воина является необходимым условием совершения подвига.
Длительное и интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая их значимость для военнослужащего, способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс).
Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель
... том же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности человека. Без стресса человек не мог бы приспособиться к постоянно меняющимся ... Он свыкся с ситуацией и принял ее. Но чувство вины, стыда, безнадежности, страх за будущее надолго останутся в его жизни. Если в дальнейшем он будет ...
Дистресс возникает при таких вариантах стресса, при которых имеют место беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность.
Дистресс может вызывать различные формы девиантного поведения, психогенные патологические реакции и психологические расстройства. Он субъективно осознается как переживание страха, тревоги, гнева, обиды, тоски, эйфории, отчаяния, нечеловеческой усталости и т.д.
Значительное место в широком диапазоне отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх. Страх представляет собой эмоцию, возникающую в состоянии угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленную на источник реальной или мнимой опасности.
Эмоция страха — полезное приобретение человека в процессе фило- и онтогенетического развития. Он служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет мобилизовать внутренние силы и резервы для ее избежания или преодоления. По содержанию переживание страха проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, страха остаться калекой, страха потери боеспособности и уважения сослуживцев и др. Состояние страха может варьироваться в широком диапазоне переживаний. Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника. Каждая из форм страха выполняет свою функцию, имеет специфическую динамику проявления.
Испуг — это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей. Если бы люди не обладали этой охранительной, защитной реакцией, они погибли бы, не успев оценить грозящей опасности.
Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Ее нередко называют беспричинным страхом, так как она связана с неосознаваемым источником опасности.
Тревога не только сигнализирует о возможной опасности, но и побуждает воинов к поиску и конкретизации ее источников, к активному исследованию обстановки боя. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед надвигающейся опасностью, преувеличение угрозы.
Состояние боязни представляет собой как бы опредмеченную, конкретизированную тревогу и является реакцией на непосредственную опасность.
Аффективный страх (животный ужас) — самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям.
У каждого человека существует индивидуальный предел психического напряжения, после которого начинают преобладать защитные реакции: камуфляжа (попытки спрятаться, замаскироваться), стремление уклониться от опасности, покинуть угрожающую обстановку, как бы уменьшиться в размерах, заняв эмбриональную позу. Испытывая аффективный страх воин или «цепенеет», не может сдвинуться с места, или бежит, нередко в сторону источника опасности.
Установлено, что » бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления растерянности, для рационального принятия решения о целесообразных действиях. По оценкам американских экспертов около 90% военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25% из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20% — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника.
Глава 8. Психические состояния человека в труде
... методы (опросы). 8.2. Эмоции человека, аффект, настроение и формы психических состояний, связаннные с трудовой деятельностью в условиях опасности Эмоции человека являются важным компонентом общения, осуществляемого ... заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагодарное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В ...
Реакция на страх, как отмечалось ранее, зависят как от особенностей нервной системы, так и от уровня психологической подготовленности военнослужащих к встрече с опасностью, от характеристики их мотивационной сферы.
Индивидуально — психологическая специфика реагирования людей на опасность проявляется и в том, что они испытывают пики негативного переживания в разное время. В ряде исследований установлено, что примерно 30% воинов испытывают наибольший страх перед боем, 35% — в бою и 16% — после боя.
Катализаторами паники выступают паникеры — военнослужащие с истерическими чертами личности, повышенным самомнением, ложной уверенностью в целесообразности своих действий, обладающие высокой психосоматической проводимостью, выразительными движениями и гипнотической силой криков. Они способны в короткое время «инфицировать» паническими настроениями большие массы людей и полностью дезорганизовать их деятельность.
В групповой панике можно выделить: неожиданное общее смятение с мгновенной утратой боеспособности; потерю воли к борьбе и бегство от действительной или мнимой опасности; прекращение взаимодействия, временный кризис морально-психологической устойчивости подразделения.
Знание природы страха, динамики его проявления, условий возникновения групповой паники позволяет командирам целесообразно планировать боевые действия, дифференцированно подходить к расстановке людей и распределению боевых задач, прогнозировать реакции и поведение военнослужащих в бою, разрабатывать и осуществлять экспресс-программы предупреждения и преодоления негативных психических состояний военнослужащих.
Длительное пребывание человека в обстановке действия боевых стресс-факторов может привести к психогенным психическим расстройствам различной глубины. Наиболее частыми из них в боевых условиях являются неврозы (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний).
Значительно реже, но и опаснее проявляются острые реактивные психозы (ступор, сумеречные состояния сознания, реакции убегания).
В случае возникновения подобных психических расстройств воин на определенное время полностью или частично утрачивает способность к активным произвольным действиям. Это происходит потому, что названные расстройства часто сопровождаются двигательными нарушениями, потерей слуха, зрения, истерическим воспроизведением признаков лучевой болезни, ступорозными реакциями, потерей ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации, собственной личности.
Устойчивость к действию психотравмирующих факторов боя, сохранение боевой активности, как показывает изучение, во многом определяются прежде всего высоким уровнем направленности личности, мотивами боевого поведения воинов, готовностью к активным и самоотверженным действиям, их боевым опытом.
Таким образом, анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы. Опасная обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение (стрессовое состояние).
Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности. Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс).
Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта воинов. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости воинов к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.