ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Выходит раз в две недели

№ 12/2006

149 руб., 650 тенге, 19,90 грн

«Великие композиторы», № 12, 2006

Издатель и учредитель:

ООО «Де Агостини» 125 315, Российская Федерация, г. Москва,

Ленинградский пр-т,д. 72, стр. 4

Адрес для писем читателей: 123 298, г. Москва, а/я 40, «Великие композиторы»

Главный редактор:

А. Панфилов

Отпечатано в типографии:

Юнивест-Маркетинг,Киев, УкраинаТираж: 70 000 экз.

Печатные материалы, рисунки и иллюстрации серии охраняются законом об авторском праве.

Любое воспроизведение опубликованных материалов возможно лишь с письменного разрешения редакции.

Составной частью каждого выпуска является компакт-диск.Свидетельство о регистрации Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства

всфере массовых коммуникаций

иохране культурного наследия Российской Федерации:

ПИ №ФС77−22 788от 27.12.2005

(c) 2006 ООО«Де Агостини»

ISBN 0−7489−3499−5(серия)

ISBN 0−7489−8962−5

Каждый выпуск посвящен одному композитору

исодержит компакт-диск

сзаписью его наиболее известных сочинений.

Следующий выпуск в продаже

через две недели!

В следующем выпуске:

10 стр., 4594 слов

Какими они были до Великого Похолодания

... они не понимают немецкого языка, но когда они слушают с компакт дисков речи Гитлера, речи эти завораживают, и хочется их слушать и ... какими они были раньше?   Какими они были до Великого Похолодания. До Великого Похолодания мы берем уже время, когда они переселились в ... , да? А продолжительность-то жизни у сибиряков больше, чем в Москве. Пускай там у них достатку больше, и, говорят, 80% всех ...

МУСОРГСКИЙ

Картинки с выставки (для фортепиано) Хованщина

Сорочинская ярмарка. Гопак

Не только даром, но и крестом стали для Шумана его душевная чуткость и отзывчивость ко всему возвышенному.

Композитор окончил свои дни в лечебнице для душевнобольных.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август Шу-

ман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана-старшегошли успешно, но, несмотря на это, он все время боялся разориться, потерять капитал. Мать Роберта Шумана также не отличалась крепким психическим здоровьем, нередко пребывая в состоянии «слезливой сентиментальности». Атмосфера родительского дома не могла не повлиять на будущего композитора — он рос мнительным, замкнутым мальчиком.

В шесть лет Шумана отдали в частную школу Дёнера, семи лет он стал учеником известного органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году, побывав вместе с отцом на концерте пи- аниста-виртуозаИгнаца Мошелеса, маленький Роберт принял решение стать профессиональным музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в ответ. Они прочили сыну совсем другую будущность и не могли предположить, что музыка станет для негочем-тобольшим, чем просто детское увлечение. Пока же родители одобряли увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать приятное своему баловню (Роберт был младшим в семье), приглашал в дом музы-кантов-любителей.В гостиной Шуманов часто звучали произведения Гайдна, Вебера и других выдающихся

композиторов (преимущественно — немецких).

Шуман, между тем, еще и сам толком не знал, по какому пути ему следует идти. Его порывистая натура не позволяла ему остановиться на чемлибо одном. Да, в девять лет он заявил, что станет музыкантом. Теперь ему шестнадцать, и он со страстью пишет стихи (а также романы и тра-

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует ... едой, использует салфетку. Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет Малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы ... и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и ...

Портрет Роберта Шумана в юности.

гедии), вдохновляясь творениями Шиллера, Байрона и Вальтера Скотта. Подлинным же его кумиром стал позабытый ныне любимец немецких романтиков Жан Поль. Восемнадцати лет от роду Шуман говорил: «Я еще не знаю, кто я. Думаю, у меня есть воображение… Я точно не мыслитель:

я никогда не могу сделать логическое заключение. А рожден ли я поэтом (ведь стать им невозможно), решать потомкам".

Юность композитора была омрачена двумя тяжелыми потерями — сначала умер его отец, а затем, вследствие долгой психической болезни, скончалась сестра. Первое столь близкое столкновение со смертью легло непосильным грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти сестры он увидел еще и своеобразное предостережение себе самому (известно, что композитор всю жизнь боялся сойти с ума).

Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману было невыносимо. Утешения он искал в поездках, много путешествуя по немецким городам. А в 1828 году юноша поселился в Лейпциге, чтобы заняться юриспруденцией. Таков был исход долгой борьбы с матерью и опекуном, которые настаивали на том, что Роберту необходимо, в конце концов, «заняться делом». Борьба «между поэзией и про-

Портрет

легендарной

пианистки Клары Вик, жены Шумана.

зой" (говоря словами самого композитора) закончилась победой — пусть временной и внешней — прозы. Сыновний долг Шуман выполнял, впрочем, не очень-тоусердно. Юриспруденция не привлекала его, казалась ему слишком «низменной материей». С куда большим рвением он предавался занятиям совсем другого рода — много общался с лейпцигскими музыкантами, брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика. Благодаря Вику Шуман достиг больших высот исполнительского мастерства, но в 1832 году ему пришлось отказаться от мечты стать пианистомвиртуозом. Желая достичь совершенства в игре на фортепиано, он сконструировал особое приспособление для тренировки безымянного, самого слабого, пальца и «разрабатывал» его, пока не изувечил. Правая рука оказалась практически парализованной. О публичных выступлениях теперь нечего было и думать.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он ... с правилами поведения в быту. Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятель ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

В 1830 году Шуман бросил университет и стал домашним учителем в семье Фридриха Вика, очень заботив-

Даты

Хронология жизни

1810 Родился 8 июня в саксонском городе Цвиккау.

1828 Едет в Лейпциг, чтобы изучать юриспруденцию. Берет уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика и знакомится с его дочерью Кларой.

1830 Бросает университет.

1834 Основывает «Новый музыкальный журнал», становится идеологом обновления немецкой музыки.

1840 Преодолев сопротивление Фридриха Вика, женится наКлареВик.

1843 Преподает в Лейпцигской консерватории.

1844 Сопровождает Клару Вик в гастрольной поездке по России. Появляются первые признаки психического расстройства.

1845 Поселяется в Дрездене.

1850 Переезжает в Дюссельдорф. Становится городским дирижером, но, неумеяовладеть вниманием оркестра, бросает эту должность.

1854 Пытается утопиться в Рейне. Попадаетв

частную психиатрическую лечебницу Энденихе близ Бонна.

1856 Умирает 29 июля.

Голоса из хора

Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... к органике. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает 4 понятия: «эмоция», «моторика ... организации внешних, материальных действий детей 4-6 лет можно управлять формированием сложных мыслительных процессов, построением ... все более приближающихся к ней. На протяжении ряда лет основные усилия ученых, исследовавших познавательные процессы детей ...

П. И. Чайковский

Вверху: В 1816 году Шуман стал учеником частной школы Дёнера.

Внизу: Панорама Дрездена, где Шуман жил в1845—50гг., принадлежащая кисти Иоганна Кристиана Даля.

шегося о музыкальном образовании своих детей. Особенно талантливой ученицей оказалась Клара Вик — в одиннадцать лет она уже блестяще выступала как пианистка. Примерно в это же время Шуман становится автором почтенной «Всеобщей музыкальной газеты». Сотрудничество продолжалось недолго — после восторженной публикации о мало кому известном тогда Шопене (именно в ней прозвучали знаменитые слова: «Шапки долой, господа, перед вами гений!») Шуман был уволен. Нельзя сказать, что он сожалел об этом. Слишком расходились бюргерские взгляды «Всеобщей музыкальной газеты» с его собственными воззрениями на искусство. Критики газеты толковали о «приятности», Шуман — о серьезности и возвышенности. В своих предпочтениях он не был одинок, вскоре вокруг него образовался кружок единомышленников. «Каждый вечер, — рассказывал сам композитор об этом кружке, — как бы случайно сходились несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок

было обыкновенное общественное собрание; но, тем не менее, здесь происходил взаимный обмен мыслями о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью". Как правило, страстные разговоры молодых людей сводились к одной теме — упадку современной музыки и поэзии. «Однажды, — продолжает Шуман свой рассказ, — молодым горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства».

Результатом этого решения стало основание «Нового музыкального журнала». Подчеркивая направленность своего издания, Шуман снабдил его девизом «Молодость и движение», а эпиграфом к первому выпуску поставил шекспировскую фразу: «Лишь те, кто пришел посмотреть веселенький фарс, будут обмануты». Композитор был весьма чутким музыкальным критиком — одним из первых он приветствовал творчество Брамса, Листа, Берлиоза. Журнальная деятельность, впрочем, не помешала ему писать музыку. Именно в 1830-егоды

12 стр., 5852 слов

Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: № 7 e-moll

... произведения, принадлежащие к лучшим достижениям мирового хорового искусства. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к его музыке возник почти 100 лет ... публикой и железная выдержка на большой сцене. Разучивание полифонического произведения. Безусловно, является первым, шагом в освоении полифонического произведения, определяющим дальнейшую работу над ним ...

Выдающиеся

произведения

Фортепианные произведения:

Бабочкисоч.2 Танцыдавидсбюндлеровсоч.6 Карнавалсоч.9 Фантастические пьесы соч. 12 Симфонические этюды соч. 13 Детские сцены соч. 15 Крейслерианасоч. 16 Венскийкарнавалсоч.26 Альбомдля юношествасоч. 68 Лесныесценысоч.82 Листыизальбомасоч. 124

Вокальныепроизведения:

«Кругпесен» натекстГейнесоч. 24 Миртысоч.25 «Любовьижизньженщины"натекст

Шамиссо соч.42 «Любовь поэта» натекстГейнесоч. 48

Симфонические произведения;

Перваясимфонияси-бемольмажор«Весенняя"соч. 38

Втораясимфониядомажорсоч.61 Третьясимфониями-бемольмажор

«Рейнская"соч.97 Четвертаясимфонияреминорсоч. 120

Концерты:

Концертляминордляфортепианос оркестром соч. 54

Концертля минордля виолончелис оркестром соч. 129

Фантазия до мажор для скрипки с оркестром соч. 131

Камерная музыка:

Сонатыдляскрипкиифортепиано ля минорсоч. 105иреминорсоч. 121

Триструнныхквартетасоч.41 Фортепианный квинтет ми-бемольмажор

соч. 44 Фортепианный квартет ми-бемольмажор

соч. 47

Драматическиеихоровые произведения:

«Геновева», операсоч.81 Сцены из"Фауста" Гете соч. 148

«Манфред», музыка к драматической поэме Байрона соч. 115

«Райи Пери», оратория натекстМурасоч. 50 «Сын короля» натекстУпандасоч. 116

он создал свои лучшие фортепианные циклы.

В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик, выросшей к этому времени из девочки-вундеркиндав красивую молодую женщину. Нужно сказать, что Фридрих Вик, учитель Шумана и отец Клары, долго не соглашался на этот брак. Нет, не потому, что желал для дочери более состоятельного и благополучного супруга. Маэстро Вик хотел, чтобы Клара продолжала концертную деятельность и была свободна от семейных обязательств. Тем не менее, влюбленные обвенчались, и первая пора их брака стала самым счастливым временем в жизни Шумана. В 1840 году он пишет свои лучшие песенные циклы, в1841-м— четыре крупных симфонических произведения, в1842-м— несколько квартетов и квинтетов. А в 1843 году композитор написал ораторию «Рай и Пери». Шуманы много гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже в России, хотя здесь большая часть лавров досталась Кларе, блестящей пианистке и очаровательной женщине, а не Шуману, ее угрюмому спутнику).

Но уже и в эти, казалось бы, безоблачные годы начинает давать о себе знать тяжелое психическое расстройство, сведшее, в конце

концов, музыканта в могилу. Временами Шуман становится замкнутым, раздражительным. Только Клара может удержать его от необдуманных поступков. Композитору становится все труднее общаться с людьми. В1843 году он пытается вести в консерватории Лейпцига классы композиции

ичтения партитур, но преподавательская деятельность мучительна для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844 году он прекращает работу в своем журнале. Шуманы в поисках уединения переезжают в Дрезден. Но

издесь психическое состояние композитора продолжает ухудшаться. Через несколько лет Роберт Шуман в последний раз пробует «включиться»

вобщественную жизнь — становится дирижером городского оркестра в Дюссельдорфе. Но взаимопонимания с оркестрантами Шуману достичь не удается, и он вновь оказывается в одиночестве. В начале 1854 года он пытается покончить с собой. Его спасают, но душевное здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля 1856 года композитор умирает в частной клинике для душевнобольных.

Здание психиатрической лечебницы Энденихе, где Шуберт провел последние два года своей жизни.

Vel_komp12 — Стр 2

Именно в увертюре «Манфред» и фортепианных произведениях наиболее отчетливо проявился шумановский романтизм.

Увертюра «Манфред» соч. 115

«Никогда прежде ни одного произведения я не писал так увлеченно и самозабвенно, как „Манфреда“», — признавался Шуман. В байроновском герое композитор увидел «родственную душу» и поэтому, говоря о нем, говорил одновременно и о себе. И не только о себе, но и о «современном романтике» вообще. Имея душу возвышенную

и благородную, но разъедаемую скепсисом, неверием в людей, байроновский Манфред запутывается в противоречиях и гибнет. Точно так же, по мысли композитора, обречен погиб-

нуть в душном, «торгашеском» обществе всякий мыслящий и чувствующий человек.

Музыку к «Манфреду» Шуман написал в 1849 году. Премьера произведения состоялась в Веймаре 13 июня 1853 года (увертюру публика впервые услышала годом ранее).

И с тех пор шумановский «Манфред» почти не сходит с театральных подмостков. Что касается собственно увертюры, предваряющей действо, то она отнюдь не является «вспомогательным элементом» в «Манфреде». Продолжая бетховенскую увертюрную традицию, Шуман создал одно из лучших произведений XIX столетия в этом жанре.

Портрет Джорджа Гордона Байрона, автора поэмы «Манфред», послужившей источником вдохновения для Шумана.

Карнавал соч. 9

Фортепианный цикл «Карнавал», созданный Шуманом в 1834—35годах, — это и в самом деле карнавал, где перед слушателем то стремительно проносятся, то проплывают в медленном танце самые разные маски. Здесь есть и образы вполне реальных Шопена и Пага-

Голоса из хора

Кто не играет вместе с фортепиано,

не играет и на нем.

Роберт Шуман

нини, и такие традиционные персонажи, как Пьеро, Коломбина, Панталоне и Арлекин, и выдуманные самим Шуманом мечтательный Эвзебий и ироничный Флорестан (под этими псевдонимами Шуман писал в «Новом музыкальном журнале»).

Любопытно, что идею цикла подсказало Шуману название города Аш (Asch), где жила Эрнестина фон Фриккен, его тогдашняя возлюбленная. Буквы A, S, С, Н легко переносятся на клавиатуру, являясь обозначениями нот. Главная тема «Карнавала» как раз и построена на нотах ля (А), ми-бемоль(S), до © и си (Н).

Она постоянно преображается и, подобно персонажам цикла, примеряет на себя разные маски.

СЛОВАРЬ

Увертюра — инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению (балету, опере, оратории).

Тип увертюры вполне сложился уже в XVII веке, а в XIX веке появилась еще и увертюра как самостоятельное произведение.

Романс — типичное для эпохи романтизма камерное произведениедля голоса с инструментом. Термин «романс» возник в Испании и изначально обозначал стихотворение на испанском (т. е. «романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение.

Attacca — обычно помета в нотах, указывающая на быстрый, без перерыва, переход к следующему разделу произведения (чаще всего этот переход сочетается с резкой сменой темпа).

Детские сцены соч. 15

«Детские сцены» Шуман написал в 1838 году. Этот цикл — одно из лучших

фортепианных произведений композитора. Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить его под силу только очень зрелому пианисту, способному не только воспроизвести нотные знаки, но и проникнуть в сущность авторского замысла. Этим даром — точно уловить то, что хотел сказать композитор, в полной мере обладала Клара Вик, жена Роберта Шумана. И, надо думать, впервые Шуман услышал «Детские сцены» имен-

но в ее исполнении (хотя в 1838 году они еще не были женаты).

Каждая из миниатюр, входящих в цикл,

— это своеобразная «музыкальная новелла», коротенький рассказ с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности (хотя каждую из «новелл» цикла он снабдил говорящим названием — «О далеких странах и людях», «Любопытная история», «Мечта», «Игра в лошадки», «Засыпающий ребенок»), сколько на настроении, на «эмоциональной составляющей» миниатюры.

Не стоит заблуждаться: «Детские сцены» — это не цикл «для детей». Со знаменитым «Детским альбомом» П. И. Чайковского у шумановских «Детских сцен» мало общего. Скорее, это музыка для взрослых, не желающих забывать свое детство.

Арабеска до мажор соч. 18

В1839 году Шуман побывал в Вене

внадежде договориться с венскими издателями о публикации своих произведений. В общем и целом, переговоры оказались скорее провальными, чем удачными. Лишь один издатель — Антон Спина — согласился опубликовать

единственную шумановскую вещь. Этой «вещью» стала «Арабеска до мажор» соч. 18, написанная незадолго до поездки в Вену.

Построенная в форме рондо (когда проведения главной темы перемежаются контрастными эпизодами), эта «Ара-

Дети на картине кисти Томаса Лоуренса (1769—1830).

беска" являет собой замечательный образец фортепианного творчества Шумана 1830-хгодов. Особенного внимания заслуживает здесь свободный мелодический рисунок, с помощью которого композитор подчеркивает напевность темы.

«Разум ошибается, чувство никогда», говорил Шуман. Эту «максиму» он последовательно воплощал

во всех своих произведениях.

Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54

Шумановский фортепианный концерт ля минор — один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке

XIX столетия. Сам композитор задумывал это произведение «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом» (Шуману, как и всем романтикам, было тесно в рамках како-

го-либоодного «классического» жанра).

История создания концерта весьма

необычна. В 1840 году Шуман написал «Фантазию ля минор», но никто из издателей не соглашался публиковать ее как самостоятельную вещь. Через пять лет композитор «развил и дополнил» свою «Фантазию», сделав ее первой частью (Allegro affettuoso) трехчастного фортепианного концерта. Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.

Несмотря на то, что формально концерт ля минор выглядит вполне традиционным, однако формой сходство шумановского концерта с классическими образцами этого жанра и ограничивается. Композитор, вопреки всем классическим канонам, не разделяет части концерта содержательно, проводя через все произведение одну идею. Интересно, что в концерте очень немного технических эффектов, рассчитанных на то, чтобы поразить воображение слушателя. Сознательно отказываясь от виртуозных пассажей, Шуман предельно обнажает художественную мысль (или, вер-

нее, чувство), легшую в основу произведения. Почти интимная лиричность, которой пронизан весь концерт, была воспринята современниками неоднозначно

(казалось, все-таки,что это «немного слишком»), и лишь впоследствии лирическая линия в концертном жанре нашла своего продолжателя в лице Грига.

Крейслериана соч. 16

Достаточно лишь беглого взгляда на твор-

слериана" — все это блестящие примеры

чество Шумана, чтобы увидеть, что его му-

того, как глубоко и тонко чувствовал ком-

зыка насквозь литературна. «Манфред»,

позитор художественную литературу

песенные циклы по произведениям Ша-

(в особенности ему, конечно, были близки

миссо, Гейне, Гете и, конечно же, «Крей-

произведения писателей-романтиков).

Прототипом лирического героя «Крейслерианы» стал капельмейстер Иоганнес Крейслер, рожденный воображением Э. Т. А. Гофмана. Этот музыкант, чье сердце горит любовью к чистому искусству, вынужден «прода-

ваться" за кусок хлеба, ублажать обывателей, хотя их образ мыслей ему глубоко отвратителен. Мечтая о гармонии, он не находит ее не только в окружающем мире, но и в своем собственном творчестве, ибо ему кажется, что божественные звуки, которыми полна его душа, становятся, выливаясь на бумагу, невыразительны и жалки. Во многих случаях устами Крейслера «глаголет» сам Гофман. Его жизнью писатель подтверждает свою основную мысль — о том, что смысл человеческого сущест-

вования может заключаться лишь в неустанном поиске гармонии и служении искусству. Но, увы, художник, не умеющий быть «хорошим зубчатым колесом

вгосударственной мельнице", — изгой

вмире, где правят «лавочники». И не только все свои помыслы и устремления приходится приносить «Крейслерам» на алтарь искусства, но и жертвовать ему — иногда в самом непереносном смысле слова — своею жизнью.

Мятущийся, ранимый Крейслер, несомненно, был близок и понятен сердцу Шумана. Ведь и он сам — и как композитор, и как публицист, — восставал против мещанства во всех его проявлениях. И Крейслер, и Шуман не умели жить «без божества, без вдохновенья» и сполна заплатили за это свое неуменье. Правда, в 1838 году, когда создавалась первая редакция «Креслерианы», Шуман еще не мог знать о том, какая расплата его ожидает. Но, возможно, он догадывался об этом в 1850 году, работая над ее второй редакцией?

«Романтические руины» кисти немецкого художника Фердинанда Шуберта

ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Вследующем выпуске

Картинки с выставки (для фортепиано) Хованщина

Сорочинская ярмарка. Гопак

ВЕЛИКИЕ

КОМПОЗИТОРЫ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector