Глава 1. Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка. Программа «Детство», по которой работает наше образовательное учреждение, подробно прописывает, какие геометрические фигуры дети должны знать в старшем дошкольном возрасте. Мы знакомим детей с трапецией, ромбом и пятиугольником, даём понятие «многоугольник».
Старшая группа.
-Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей. Анализ предметов окружения, выявления сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и др.).
-Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник, трапеция, ромб).
-Изображение отдельных элементов геометрически фигур (отрезок, точка).
-Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.
-Составление, преобразование геометрических фигур, составление их из палочек.
Подготовительная группа.
-Зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию.
-Классификация геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.
-Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.
-Подбор по образцу и по названию предметов определённой формы. Преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.
К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают форму предметов, имеющие форму круга, прямоугольника и т.д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют их. На первоначальном этапе детям трудно запоминать названия геометрических фигур и их представление.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...
... экспериментального изучения 42 3.3. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы у детей с нарушением зрения4-5 летнего возраста 3.4. Сравнительный анализ исследования ... выбрана тема квалификационной работы «Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы у детей с нарушениями зрения 4-5 летнего возраста». Объект исследования: процесс ...
Значение дидактических игр и упражнений во всестороннем развитии дошкольников
Основы всестороннего развития личности будущего гражданина заключаются в первые годы жизни ребенка, в дошкольном детстве. Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформулированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимости.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Многие дидактические игры вызывают у детей интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготовляют карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибут для игры, они потом бережнее к ним относятся. Это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
В воспитании эстетических качеств дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других — иные.
Формирование словаря детей с помощью дидактических игр
... в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для ... трудом и отношениями. С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых ...
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.
Для воспитания и обучения дошкольников элементарным математическим представлениям существуют математические игры. Эти игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
1) Логико-математические игры позволяют развивать мыслительные процессы, память. Они способствуют развитию таких операций как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета и т.д.
2) Обучающие игры — игры активизируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Эти игры предназначены для формирования определённых логических структур или для подготовки к усвоению определённой математической идеи. Можно заметить, что некоторые наиболее сложные из задач, решаемых детьми, в процессе игровой деятельности, заставляют порой задуматься и взрослых. Большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности, явно выступающая особенность обучающих игр, поэтому они должны сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.
Развивающая игра, которая является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью (он добровольно и охотно включается в игру).
Новый опыт, приобретённый в игре, становится его личным достоянием. Развивающие игры учат действовать «в уме», развивают воображение, творческие возможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность, дисциплинированность.
Развивающие игры — игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс, создающий свой микроклимат, помогающий развитию интеллекта. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом деятельности. Эти игры могут дать толчок для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задания развивающих игр создают условия, которые опережают развитие способностей.
А.И. Сорокина разработала иную классификацию дидактических игр (18, 16):
Игры-путешествия. Это — целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» — путешествие мысли, воображения.
Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребёнку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
ПМ.01. здоровый ребенок. задачи
... осмотре кожа красная, легкий синюшный оттенок на стопах и ладошках. Оцените состояние ребенка. ЗАДАЧА № 10 Ребенок родился в срок 38 – 40 недель с массой 2950, длиной 49 ... Какому возрасту соответствует развитие данного ребенка? ЗАДАЧА № 17 Мать новорожденного ребенка обеспокоена тем, что у ребенка учащенный недостаточной по ее мнению плотности стул. Ребенок находится на естественном вскармливании, ...
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры-предложения «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …», «Кем бы хотел быть и почему?». Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадка, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги).
В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнать новое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает быть сосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Так же существуют развивающие игры. Восприятие цвета. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить разнообразие цветовых тонов, сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Задачи этих игр отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и не осознаётся ребёнком. Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами (полоски цветной бумаги, цветные коробочки, игрушки, окрашенные в чистые тона, разноцветные карандаши, флажки и т.д.).
Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Ребёнка нужно учить восприятию и выделению формы, начиная с младшей группы детского сада. Играя, малыш осваивает рациональные приёмы обследования формы руками и глазами. В процессе этих игр дошкольники осваивают геометрические фигуры.
Игры, развивающие восприятие качеств величины. У детей необходимо развивать умение воспринимать величину предметов путём сравнения по длине, ширине, высоте. Знакомство осуществляется на занятиях с использованием распространённых игровых приёмов. В дополнение к этим приёмам можно использовать игры на развитие восприятия величины и её признаков при помощи игрушек, трафаретов, различных карточек. В играх ребёнок осваивает рациональные приёмы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста
... режиссерских игр; выявить взаимосвязь режиссерских и сюжетно - ролевых игр. Предметом данной курсовой работы является место режиссерской игры в системе дошкольного образования. Объектом - игровая деятельность ребенка дошкольного ... стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и ...
Игры, формирующие целенаправленное внимание. Необходимое условие любой игровой, учебной, познавательной деятельности является внимание. Без устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий воспитателя, поэтому детям необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.
Игры, развивающие речь и мышление. Речь и мышление — два психических процесса, неразрывно связанные друг с другом. Усвоение значения основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов, происходит при помощи увлекательных игр. Дети сравнивают предметы по совокупности признаков. Игра учит рассуждать и делать выводы.
Игры, развивающие память. Дети не рождаются с готовой памятью, она развивается постепенно с развитием ребёнка, и если у детей слабая память, то это означает, что взрослые не уделяли ребенку должного внимания. Основным условием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либо ребёнком. При помощи игр у детей возникает необходимость в преднамеренном запоминании и передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания средства овладения своей памятью.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы педагог обладая эмоциональным общением с детьми, умел вовлечь в игру, мог дать чёткую формулировку обучающей задачи, постоянно активизировал умственную деятельность ребёнка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти у детей.
Интеллектуальные дидактические игры направлены прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Дидактические игры формируют способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.
Структура дидактических игр
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры — дидактическая игра, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта
... У.В. Ульенкова. Цель исследования: изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта. Объект исследования: игровая деятельность дошкольников. Предмет исследования: особенности игровой деятельности дошкольников с ... и опыт. Но игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в ...
Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры: без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия иногда и не являются тождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже при отражении реальных явлений и реальных действий.
Игровым действиям ребенка нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действий при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решать поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия. Выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковые для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.
Игровые действия не обязательно следуют один за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младшей группе это чаще всего повторяющиеся один-два действия; в старшей — уже пять-шесть.
Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...
... детей. Объектом исследования выступает игровая деятельность ребенка дошкольного возраста. Предметом исследования является условия для социализации детей ... наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития ... речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают. Социальный опыт приобретается ребенком в общении ...
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, и вне игры в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений, заботы о товарище и др. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления умений, овладения способами общения в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и традиций.
Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получают радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрения их усилий и достижения.
Игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указания. Многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развития.
«Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором». (Л.С. Выгодский) [3, 19].
Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто в выигрыше, полученным любым путем.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее ценность, снижает воспитательное воздействие.
Методика формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста
Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометрическими фигурами. Созданные Ф. Фребелем «Дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов.
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.
... помощь родителям в воспитании детей. Объект исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями дошкольников. Предмет исследования: формы и методы, применяемые дошкольными ... 3. Рассмотреть формы и методы организации взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением. 4. Определить значимость педагогического просвещения родителей. Гипотеза ...
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — мышление, память — строятся на основе образов восприятия.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой).
Овладение основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это похоже на кубик». Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, постройках. Эти основные формы выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов.
Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы — это геометрические фигуры.
Представление о форме предмета как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Исследования показывают, что грудной ребенок по форме бутылочки опознает ту, из которой он пьет молоко. Уже в раннем детстве знакомые детям предметы они опознают независимо от их пространственного положения.
Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети 3-4 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и, по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами, называют их именами этих предметов.
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в игре. Педагог правильно называет геометрические фигуры, но не стремится к тому, чтобы дети запомнили их. Важно, чтобы дети обследовали эти геометрические фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Для сравнения фигур можно использовать приемы наложения и приложения, но необходимо обязательно давать детям геометрические фигуры в паре.
Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:
формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего ...
... сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности. Восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется ...
— педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;
— предлагает детям показать такую же, назвать ее;
— предлагает детям найти ее среди других;
— предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;
— предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;
— предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;
— предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.
Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?
Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств.
Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.
Взаимное наложение одной фигуры на другую: круг и квадрат; квадрат и прямоугольник; квадрат и треугольник; квадрат и прямоугольник позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.
Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина — это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол — часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки.
Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют упражнения в зарисовке геометрических фигур.
Перед зарисовкой круга и фигур овальной формы можно предложить ребенку наложить круг на квадрат, фигуру овальной формы на прямоугольник, затем вырезать круг из квадрата, а фигуру овальной формы из прямоугольника — это поможет детям понять принцип зарисовки данной фигуры.
В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.
Выводы по I главе
1. Восприятие конкретной предметной формы очень рано доступно ребёнку. Уже на втором году можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контурам. В дальнейшем, в дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные и силуэтные рисунки легко узнаются детьми. Восприятие абстрактной геометрической формы, незнакомой ребёнку, представляет для него сначала значительные трудности. При предъявлении дошкольникам (3-7 лет) абстрактной геометрической формы они большей частью сначала «опредмечивают» её, т.е. дают ей наивно-предметное истолкование: треугольник – «карманчик»; круг – «колёсико»; четырёхугольник, пересечённый накрест перпендикулярными линиями, — «окошко»; треугольник, надставленный над четырёхугольником, — «дом».
В дальнейшем ребёнок, начиная овладевать геометрической формой, уже не отожествляет её непосредственно с конкретной формой знакомого ему предмета, а воспринимает её как сходную с этой последней («это как бы окошко, карманчик» и т. п., — говорят дети): так начинается у него процесс абстракции формы.
2. Таким образом, эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.
Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.
Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.).
Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).
Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, — это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).
3. Важное место занимает при изучении геометрического материала наглядность. Цель метода наглядности — обогащение и расширение Постоянно должна проводиться работа, связанная с наблюдением, сравниванием групп предметов. Широко должна использоваться наглядность, дидактический материал.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. — М.: Просвещение, 1984.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
4. Бартковский А., Лыкова И. Цветная геометрия. — М., 1998.
5. Барчан Т.А. Мне сверху видно все… Геометрия для дошколят. – М.: Карапуз, 2006. – 16 с.
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
7. Белошистая А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 320 с.
8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2000.
9. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. — М., 1985.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
11. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 2001.
12. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с.
14. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
15. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет.д ред. А.А. Столяра. – М.: АСТ, 1996. – 56 с.
16. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
17. Дошкольная педагогика / Под ред В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М., 1988.
18. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 232 с.
19. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. — М., 1981.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. – 416 с.
21. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. — Л., 1984.
22. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. Данилова В. В. – М., 1987.
23. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. — М.: Линка-Пресс, 2004.
24. Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
25. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. Л.В.Руссковой. — М.: Просвещение, 1996. – 400 с.
26. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду»./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 400 с.
27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
28. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. – СПб.: Питер, 1998. – 220 с.
29. Нефедова Е. Веселая геометрия. Малышам от 4 до 7 лет. – М.: Эксмо, 2005. – 61 с.
30. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., Просвещение, 1991.
31. Новикова В.П. Математика в детском саду, Подготовительная группа. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. – 184 с.
32. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. — Л., 1990.
33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
34. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., 1980.
35. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. Васильевой Г.И. — М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
36. Психологический словарь / Ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
37. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддькова, В.Н.Аванесовой. — М., 1981.
38. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. – 336 с.
40. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. Столяра А.А. — М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
41. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика./Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова./Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: Аванта +, 2002. – 680 с.