Тема 1.История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России
1.Составить хронологическое описание становления психологической службы в России и представить его в виде таблицы:
Дата | Содержание этапа | Ссылка на документ |
2.Проанализировать литературу и выявить наличие общих тенденций в развитии ПС в различных странах мира, записать выводы в рабочей тетради.
Литература:
· Андреева А.Д. Школьная психологическая служба в США. /Детский практический психолог, январь 1994
· Андреева А.Д.. Школьная психологическая служба в странах Западной Европы. /Детский практический психолог, ноябрь 1994
· Практическая психология образования /под ред Дубровиной И.В.-М., 2000
· Психологическая наука и образование,№ 2,1999
· Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность психологов Российской Федерации/Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург,2001
Тема 2.Основные цели и задачи психологической службы
1. Прочитать публикации и письменно ответить на вопросы:
-какие цели и задачи стоят перед психологом, работающим в сфере образования?
-в чем специфика его работы в этой сфере.
· Асмолов А.Г. От практической психологии – к развивающему образованию./Детский практический психолог, № 1-2 , 1996
· Гаврилова Т.И. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога/Психологическая наука и образование, № 2, 1998
· Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991, с.31
· Рубцов В.В. Психология и современная образовательнаяситуация./ ДПП, № 1-2, 1996
· Самоукина Н.В. Какая психология нужна школе. /ДПП, № 1-2, 1996
Тема 3.Теоретические основания психологической службы образования
1.Подготовить конспект главы монографии ( в рабочей тетради):
· Выготский Л.С. Проблема возраста /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999
· Гальперин П.Я. Метод поэтапного формирования…, /Хрестоматия по детской психологии, М., ИПП, 1996, с.124-133
· Давыдов В.В. Психические проблемы процесса обучения младших школьников /Хрестоматия по возрастной психологии, М., ИПП, с.160-164
· Леонтьев А.Н. Роль деятельности в психическом развитии ребенка /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999
· Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /Хрестоматия по возрастной психологии, с.225-233 или Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М-Воронеж, 1996, с.291-302
· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1995, с.66-86.
Тема 4.Концепции психологической службы
и модели деятельности педагога-психолога
1.Провести анкетирование практического психолога, работающего в сфере образования( центр, МППК, школа, детсад, гимназия, интернат , психологические службы города, района и др.) с помощью самостоятельно разработанной анкеты.
Цель: получение информации от специалиста о его понимании системы профессиональной деятельности психолога.
Вопросы анкеты могут быть направлены на выявление понимания основных целей и задач работы психолога, трудностей , проблем эффективности деятельности , этических норм. , границ его компетенции и проч.
2.Представить данные в виде протокола с собственными комментариями (новизна информации, совпадение или расхождение с Вашими представлениями о профессиональной деятельности психолога, что для Вас в этом общении было самым полезным и т.д
3.Ответить на вопрос: Какой из известных моделей соответствует работа психологической службы данного учреждения? Аргументируйте свой ответ.
Литература:
· Практическая психология образования /под ред Дубровиной И.В., М., 2000
· Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство» ,1997
· Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы /Вопросы психологии. 2001, № 1
· Степанова М.А. Профессия: практический психолог /Вопросы психологии. 2001, № 5
Тема 5. Психолог в образовательном учреждении
1.Прочитать текст и прокомментировать его содержание (в рабочей тетради):
· Какую позицию по отношению к педагогам занимает, по-Вашему, автор письма?
· Что является , по мнению автора, главным во взаимодействии педагогического коллектива и психолога?
· Какие мысли автора показались Вам особенно важными и почему?
2.Составить и написать свое короткое обращение (в рамках самопрезентации) к педколлективу, исходя из следующих задач:
-вызвать эмоциональное принятие себя коллективом, чувство общности , желание идти на контакт с Вами,
-проинформировать о задачах, содержании, специфике своей работы, взаимодействии с педагогами.
Литература
Битянова М.Р. Открытое письмо педагогическому коллективу…,
в кн. М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе, М.:Совершенство, 1997
Тема 6. Принципы работы психолога образования, его права и обязанности
1.Прочитать «Этические принципы и правила работы практического психолога образования .Ответить на вопросы:
· на чем основана этика практического психолога образования?
· какова роль этических принципов в формировании условий для эффективной деятельности психолога и его успешного профессионального роста ?
2.Составить памятку «Права и обязанности психолога образования».
Письменно ответить на вопросы: Есть ли , на Ваш взгляд, необходимость в расширении полномочий психолога? В чем? Ваше мнение по поводу обязанностей, возлагаемых на психолога образования.
Литература.
Практическая психология образования./Под ред.И.В.Дубровиной:-М.:ТЦ «Сфера», 2000, с.112
Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации // Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001.С. 181-183
Газета «Школьный психолог.
Тема 7. Организация и развитие основных видов деятельности педагога-психолога
1.Просмотр имеющихся в наличии в Научно-методическом информационном центре и библиотеке Университета периодических изданий и поиск материалов, касающихся тематики психологической службы и основных направлений работы практического психолога.
2.Результаты могут быть представлены в таблице
«Перечень статей (указать наименование издания- журнала , газеты) за 1990.-200..г.г
Автор, №№ и год Издания газеты, журнала | Психопрофилактика и просвещение | Психодиагностика | Психокоррекция |
3.Перечень изданий, рекомендуемых для просмотра:
· «Психологическая наука и образование»
· Журнал практического психолога»
· «Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы»
· «Мир психологии»
· «Вопросы психологии»
· «Психологическая газета»
· «Школьный психолог»
· «Психолог в школе»
· «Психолог в детском саду»
· «Психолог в вузе»
Тема 8. Основные формы и методы работы практического психолога образования.
1.Найти в периодических изданиях по психологии примеры профессиональной работы психолога в образовательных учреждениях.
2. Подготовить конспект статьи, посвященной описанию одной из форм работы( беседа, урок, консилиум, тренинг) практического психолога с детьми дошкольного или школьного возраста.
3. Ответить на вопрос:В чем, по-вашему,заключается специфика данной формы работы и какой подготовки психолога она требует?
Тема 9. Планирование работы и основные виды документации психологической службы
1.Составить примерный план работы на первый месяц работы психолога в любом (по выбору) образовательном учреждении.
При составлении плана ориентироваться на основные направления деятельности, указать вид и содержание деятельности психолога .
Литература:
· Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство»,1997
· Красило А.И. , Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж, 1995
· Семаго М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения /Школьный психолог, 2002, февраль, № 5
· Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы . /под ред.И.В.Дубровиной.. «Творческий центр», М.,1999
Вопросы к экзамену
1. Понятие психологической службы, роль и место ее в образовании.
2. Теоретические основания психологической службы образования.
3. Становление психологической службы в России: основные этапы.
4. Цели и задачи психологической службы в образовании.
5. Структура психологической службы и модели деятельности психолога в школе.
6. Работа психолога в различных образовательно-воспитательных средах.
7. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении, его права и обязанности.
8. Организация деятельности психолога в адаптационный период.
9. Основные требования к организации рабочего места школьного психолога.
10. Положение о Службе практической психологии в системе образования, его структура.
11. Этика профессиональной деятельности практического психолога образования.
12. Основные виды деятельности практического психолога образования, их краткая характеристика.
13. Пихологическое просвещение, цели и задачи.
14. Психопрофилактика как системообразующий вид деятельности психолога образования.
15. Особенности диагностики в работе школьного психолога.
16. Особенности консультативной деятельности психолога образования.
17. Психокоррекционная работа, ее направленность и методы.
18. Психолого-педагогический консилиум, организация и проведение.
19. Беседа как один из основных методов работы психолога образования.
20. Наблюдение в работе практического психолога.
21. .Психологическая помощь и поддержка участников образовательного процесса (взаимодействие психолога и педагога).
22. .Психологическая помощь и поддержка родителей.
23. Планирование работы педагогом-психологом образования: общие принципы и виды планирования.
24. Основные нормативные документы психологической службы образования, их краткая характеристика.
6.Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература
Основная
1.Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособ. для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-288 с.
2.Практическая психология образования[Текст]: Учеб пособие 4-е изд./ под ред. И.В. Дубровиной – СПб:Питер, 2004. – 592 с. Гриф МО РФ.
3.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб.пособие для студ.психол. фак. ун-тов/ Р.В.Овчарова .- М.: Академия, 2003.- 448 с. Гриф УМО.
Дополнительная
1. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом [Текст]/Т.Н. Банщикова, Ю.П.Ветров ,Н.П. Клушина. -М.: Книголюб,2003. — 352с.
2. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога [Текст]/ Г.А.Берулава.- М.: Речь,2003.- 64 с.
3. Битянова, М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога .[Текст]/ М.Р. Битянова //Школьный психолог.-2003.- № 32.- С.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. -М.: Генезис, 2000. — 298 с.
5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] /Л.И. Божович. -М.: 1995. – 352 с.
6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников[Текст] :учеб.метод пособие/А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.:Владос-ПРЕСС, 2001. — 160 с.
7. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, О.Л.Карабанова, А.Г. Лидерс.-М.:Академия, 2002.- 416 с.
8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
9. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин.-М.: Высшая школа, 2002. — 400 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. — М.: Интор,1996, 544 с.
11. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] / под ред.М.М. Семаго.- М.: Генезис,2004. – 288с.
12. Жорж,Ж. Детский стресс и его причины [Текст] / Ж.Жорж.- М.: 2003. – 192 с.
13. Зиновьева, М.В. Структура службы практической психологии в системе департамента Москвы [Текст] / М.В. Зиновьева //Психологическая наука и образование.- 2003. -№1.- С.5-7
14. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов/ Г.Крайг. — СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст] / М.И. Лисина. -М.: Просвещение, 1986. -384 с.
16. Степанова, М.А.. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы [Текст] / М.А. Степанова // Вопросы психологии. -2004.- № 4. С.91-101.
17. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] :учеб. пособие / А.А. Осипова. -М.: ТЦ Сфера,2002. – 512 с.
18. Педагогическая психология [Текст]: Учеб.пособие/под ред.Н.В.Клюевой — М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003.- 400 с. Гриф УМО.
19. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] /В.Э Пахальян. –СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
20. Пахальян, В.Э Каким должен или каким может быть психолог, работающий в сфере образования? [Текст] / В.Э Пахальян. //Вопросы психологии.- 2002.- № 6. С.103-112.
21. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых. 2-е изд., СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
22. Психологический лексикон. Психология развития [Текст]: энцикл. слов.: в 6 т. /под общ. ред А.В. Петровского; ред-сост. Л.А.Карпенко. -М., ПЕР СЭ, 2005.
23. Психология развития. Хрестоматия. [Текст] /под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. 524 с.
24. Психология раннего и дошкольного детства. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка. . [Текст] /под ред. О.А. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст] / метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей». 2-е изд., перераб и доп.-М.: Просвещение, 2004.- 64 с.
26. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] :учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /И.Ю.Левченко, С,Д.Забрамная. -2-е изд., стер.- М.: Академия, 2005. – 320 с.
27. Рабочий журнал психолога образования [Текст] : учеб.пособие /сост. М.М. Семаго. ТЦ Сфера, М.: 2003. – 192 с.
28. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение [Текст] /Л.А. Регуш. Речь, СПб.: 2006. – 320 с.
29. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст:проблемы становления личности. [Текст] / Х.Ремшмидт. М.:1994. – 395с.
30. Формирование личности старшеклассника [Текст] /под ред.И.В. Дубровиной.-М.: 1989. – 84 с.
31. Рубцов, В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития [Текст] / В.В. Рубцов //Вопросы психологии.-2003.-№ 6. С.32-39
32. Сборник нормативно–правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации [Текст] /Урал. Гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2004. 270 с.
33. Семаго,М.М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. [Текст] / М.М. Семаго// Школьный психолог. -2002.-№ 5. –С.17-19
34. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] :метод. пособие /М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. -М.:Айрис-пресс, 2004. – 225 с.
35. Синякова, Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов[Текст] / Н.Е. Синякова //Психология и школа.-2004.- № 4. С.61-65
36. Хаймовская, Н,А..Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях [Текст] /Н.А. Хаймовская, Т.В. Ветер //Психологическая наука и образование.-2003.- № 3. С.21-24
37. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /Г.А. Широкова. Ростов-на Дону, Феникс, 2004. -384 с.
38. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] /Г.А. Широкова,Е.Г. Жадько . Ростов-на Дону, Феникс, 2004. – 320 с.
39. Шувалов, А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья [Текст] / Шувалов А.В.// Вопросы психологии.-2004.- № 6. С. 18-33
40. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин.-М.:1989.416 с.
41. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э.Эриксон. М.:1996.295 с.
6.2 Информационное обеспечение дисциплины
Электронные ресурсы
Ресурсы локального доступа
1. Словарь психолога-практика (Электронный ресурс) : электрон. Словарь-справ.-Электрон.дан. –М., сор. 2000. – 1 электрон.опт.диск (CD ROM).
Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт лаборатории изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html
2. Сайт группы психологии обучения и развития младших школьников Психологического ин-та РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html
3. Сайт лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html
4. Сайт газеты «Школьный психолог» – Режим доступа: http : psy/ 1september/ru
5. Сайт журнала «Психологическая наука и образование» – Режим доступа: http: //www.psuedu/ru
6. Сайт журнала «Вопросы психологии» -– Режим доступа: http: //www/vopsy.ru
Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ
Тренировочный вариант №2
Инструкция по выполнению работы
Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут).
Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий.
Часть 1 содержит 21 задание (А1–А21).
К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только один.
Часть 2 содержит 4 задания (В1–В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.
Часть 3 состоит из 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и С1–С6, для которых требуется дать развёрнутые решения.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Наименование | Обозначение | Множитель | Наименование | Обозначение | Множитель |
гига | Г | 10 9 | санти | с | 10–2 |
мега | М | 10 6 | милли | м | 10–3 |
кило | к | 10 3 | микро | мк | 10–6 |
гекто | г | 10 2 | нано | н | 10–9 |
деци | д | 10–1 | пико | п | 10–12 |
Константы | |
число p | p = 3,14 |
ускорение свободного падения на Земле | g = 10 м/с2 |
гравитационная постоянная | G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2 |
универсальная газовая постоянная | R = 8,31 Дж/(моль·К) |
постоянная Больцмана | k = 1,38·10–23 Дж/К |
постоянная Авогадро | NА = 6·1023 моль–1 |
скорость света в вакууме | с = 3·108 м/с |
коэффициент пропорциональности в законе Кулона | k = = 9·109 Н·м2/Кл2 |
модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) | e = 1,6·10–19 Кл |
постоянная Планка | h = 6,6·10–34 Дж·с |
Соотношение между различными единицами | ||||||
температура | 0 К = – 273°С | |||||
атомная единица массы | 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг | |||||
1 атомная единица массы эквивалентна | 931,5 МэВ | |||||
1 электронвольт | 1 эВ = 1,6×10–19 Дж | |||||
Масса частиц | ||||||
электрона | 9,1×10–31кг » 5,5×10–4 а.е.м. | |||||
протона | 1,673×10–27 кг » 1,007 а.е.м. | |||||
нейтрона | 1,675×10–27 кг » 1,008 а.е.м. | |||||
Плотность | подсолнечного масла | 900 кг/м3 | ||||
воды | 1000 кг/м3 | алюминия | 2700 кг/м3 | |||
древесины (сосна) | 400 кг/м3 | железа | 7800 кг/м3 | |||
керосина | 800 кг/м3 | ртути | 13600 кг/м3 | |||
Удельнаятеплоёмкость | |||||||||
воды | 4,2×10 3 | Дж/(кг×К) | алюминия | Дж/(кг×К) | |||||
льда | 2,1×10 3 | Дж/(кг×К) | меди | Дж/(кг×К) | |||||
железа | Дж/(кг×К) | чугуна | Дж/(кг×К) | ||||||
свинца | Дж/(кг×К) | ||||||||
Удельнаятеплота | |||||||||
парообразования воды | 2,3×10 6 Дж/кг | ||||||||
плавления свинца | 2,5×10 4 Дж/кг | ||||||||
плавления льда | 3,3×10 5 Дж/кг | ||||||||
Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0°С | |||||||||
Молярная маcса | ||||||||||||
азота | 28×10–3 | кг/моль | кислорода | 32×10–3 | кг/моль | |||||||
аргона | 40×10–3 | кг/моль | лития | 6×10–3 | кг/моль | |||||||
водорода | 2×10–3 | кг/моль | молибдена | 96×10–3 | кг/моль | |||||||
воздуха | 29×10–3 | кг/моль | неона | 20×10–3 | кг/моль | |||||||
гелия | 4×10–3 | кг/моль | углекислого газа | 44×10–3 | кг/моль | |||||||
Часть 1
При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А21) поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1 |
На рисунке представлен график зависимости пути S велосипедиста от времени t. В каком интервале времени после начала движения велосипедист не двигался?
1) | от 0 до 10 с |
2) | от 10 до 30 с |
3) | от 30 до 50 с |
4) | от 50 с и далее |
A2 |
Шарик движется по окружности радиусом r со скоростью u. Как изменится его центростремительное ускорение, если радиус окружности увеличить в 3 раза, оставив скорость шарика прежней?
1) | уменьшится в 3 раза |
2) | увеличится в 3 раза |
3) | увеличится в 9 раз |
4) | уменьшится в 9 раз |
A3 |
При исследовании зависимости модуля силы трения скольжения Fтр стального бруска по горизонтальной поверхности стола от массы m бруска получен график, представленный на рисунке. Согласно графику в этом исследовании коэффициент трения приблизительно равен
1) | 0,10 |
2) | 0,02 |
3) | 1,00 |
4) | 0,20 |
A4 |
По гладкой горизонтальной плоскости по осям x и y движутся две шайбы с импульсами, равными по модулю p1 = 2 кг×м/с и p2 = 3,5 кг×м/с, как показано на рисунке. После соударения вторая шайба продолжает двигаться по оси y в прежнем направлении с импульсом, равным по модулю p3 = 2 кг×м/с. Найдите модуль импульса первой шайбы после удара.
1) | 2 кг×м/с | 2) | 2,5 кг×м/с | 3) | 3,5 кг×м/с | 4) | 4 кг×м/с |
A5 |
Парашютист спускается с постоянной скоростью, при этом энергия его взаимодействия с Землей постепенно уменьшается. При спуске парашютиста
1) | его потенциальная энергия полностью преобразуется в кинетическую энергию |
2) | его полная механическая энергия не меняется |
3) | его потенциальная энергия полностью преобразуется во внутреннюю энергию парашютиста и воздуха |
4) | его кинетическая энергия преобразуется в потенциальную |
A6 |
Тело, подвешенное на пружине, совершает гармонические колебания с частотой ν. С какой частотой изменяется кинетическая энергии тела?
1) | 2) | ν2 | 3) | ν | 4) | 2ν |
A7 |
В результате нагревания неона его абсолютная температура увеличилась в 4 раза. Средняя кинетическая энергия теплового движения его молекул при этом
1) | увеличилась в 4 раза |
2) | увеличилась в 2 раза |
3) | уменьшилась в 4 раза |
4) | не изменилась |
A8 |
Газ в цилиндре переводится из состояния А в состояние В так, что его масса при этом не изменяется. Параметры, определяющие состояния идеального газа, приведены в таблице:
р, 105 Па | V, 10–3 м3 | T, К | |
состояние А | 1,0 | ||
состояние В | 1,5 |
Выберите число, которое следует внести в свободную клетку таблицы.
1) | 2) | 3) | 4) |
A9 |
В замкнутом сосуде, разделенном перегородкой на две равные части, находится влажный воздух. Относительная влажность воздуха в первой половине сосуда 30%, а во второй 60%. Какой станет влажность воздуха, если перегородку убрать? Температура воздуха в сосуде неизменна.
1) | 90% | 2) | 45% | 3) | 50% | 4) | 100% |
A10 |
Газ получил количество теплоты 300 Дж и совершил работу 100 Дж. Внутренняя энергия газа при этом
1) | увеличилась на 400 Дж |
2) | увеличилась на 200 Дж |
3) | уменьшилась на 400 Дж |
4) | уменьшилась на 200 Дж |
A11 |
Металлическому полому телу, сечение которого представлено на рисунке, сообщен отрицательный заряд. Каково соотношение между потенциалами точек 1, 2 и 3, если тело помещено в однородное электростатическое поле?
1) | j1 = j2 = j3 |
2) | j3 < j2 < j1 |
3) | j1 < j2 < j3 |
4) | j2 > j1, j2 > j3 |
A12 |
Перемещая заряд в первом проводнике, электрическое поле совершает работу 20 Дж. Во втором проводнике при перемещении такого же заряда электрическое поле совершает работу 40 Дж. Отношение напряжений на концах первого и второго проводников равно
1) | 1 : 4 | 2) | 1 : 2 | 3) | 4 : 1 | 4) | 2 : 1 |
A13 |
Электрон е, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость , перпендикулярную вектору индукции магнитного поля, направленному вертикально (см. рисунок).
Куда направлена действующая на электрон сила Лоренца ?
1) | вертикально вниз ¯ |
2) | горизонтально вправо ® |
3) | к наблюдателю |
4) | от наблюдателя Ä |
A14 |
Какое утверждение верно?
В теории электромагнитного поля Максвелла
А. переменное электрическое поле порождает вихревое магнитное поле.
Б. переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое поле.
1) | только А | 2) | только Б | 3) | и А, и Б | 4) | ни А, ни Б |
A15 |
От точечного источника света S, находящегося на главной оптической оси тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием F на расстоянии 2F от нее, распространяются два луча a и b, как показано на рисунке.
После преломления линзой эти лучи пересекутся в точке
1) | 2) | 3) | 4) |
A16 |
Свет от двух когерентных синфазных источников S1 и S2 с длиной волны l достигает экрана Э. На нем наблюдается интерференционная картина. Светлые полосы в точках А и В наблюдаются потому, что
1) | S2А – S1А = S2В – S1В |
2) | S2А – S1А = k×l; S2В – S1В = k×l/2 (k – нечетное число) |
3) | S2А – S1А = (2k + 1)l/2; S2B – S1B = kl (k – целое число) |
4) | S2А – S1А = kl; S2В – S1В = ml (k, m – целые числа) |
A17 |
Предположим, что схема нижних энергетических уровней атомов разреженного газа имеет вид, показанный на рисунке. Атомы находятся в состоянии с энергией Е3. Фотоны какой энергии может поглощать данный газ согласно постулатам Бора?
1) | любой в пределах от 2·10–19 Дж до 8·10–19 Дж |
2) | любой, но меньшей 2·10–19 Дж |
3) | только 2·10–19 Дж |
4) | любой, большей или равной 2·10–19 Дж |
A18 |
Нагретый атомарный газ углерод излучает свет. Этот изотоп испытывает b-распад с периодом полураспада 2,5 с. Как изменится спектр излучения всего газа за 5 с?
1) | спектр исчезнет и заменится спектром азота |
2) | спектр станет ярче из-за выделяющейся энергии |
3) | спектр станет менее ярким, к нему добавятся линии азота |
4) | спектр сдвинется из-за уменьшения числа атомов углерода |
A19 |
Торий , испытав 4 электронных b-распада и 6 a-распадов, превращается в стабильный элемент
1) | 2) | 3) | 4) |
A20 |
Ученик изучает закон Архимеда, изменяя в опытах объем погруженного в жидкость тела и плотность жидкости. Какую пару опытов он должен выбрать, чтобы обнаружить зависимость архимедовой силы от плотности жидкости? (Плотность жидкости указана на рисунках.)
1) 2) 3) 4)
1) | 2) | 3) | 4) |
A21 |
Период малых вертикальных колебаний груза массой m, подвешенного на резиновом жгуте, равен Т0. Зависимость модуля силы упругости
1) | 2) | 3) | 4) |
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
B1 |
Температуру холодильника тепловой машины Карно увеличили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины, количество теплоты, отданное газом за цикл холодильнику, и работа газа за цикл?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) | увеличилась |
2) | уменьшилась |
3) | не изменилась |
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
КПД тепловой машины | Количество теплоты, отданное газом холодильнику за цикл работы | Работа газа за цикл |
B2 |
Электромагнитная волна преломляется на границе раздела воздуха и воды. Как изменяются при переходе из воздуха в воду следующие характеристики электромагнитной волны: частота волны, длина волны и скорость ее распространения?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) | увеличивается |
2) | уменьшается |
3) | не изменяется |
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Частота волны | Длина волны | Скорость волны |
B3 |
B4 |
Установите соответствие между зависимостью координаты тела от времени (где все величины выражены в СИ) и значениями проекций его начальной скорости и ускорения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
КООРДИНАТА | НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ И УСКОРЕНИЕ | ||
А) | x = 6t2 | 1) | υ0x = –3 м/с, ax = 0 |
Б) | x = 6 – 3t. | 2) | υ0x = 6м/с, ax = 3 м/с2 |
3) | υ0x = 0, ax = 12 м/с2 | ||
4) | υ0x = 3 м/с, ax = 6м/с2 |
А | Б | |
Два резистора с сопротивлениями R1 и R2 параллельно подсоединили к клеммам батарейки для карманного фонаря. Напряжение на клеммах батарейки равно U. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ФОРМУЛЫ | ||||
A) | сила тока через батарейку | 1) | |||
2) | |||||
Б) | напряжение на резисторе с сопротивлением R2 | 3) | |||
4) | |||||
А | Б | |
Часть 3
Задания третьей части представляют собой задачи. Рекомендуется провести их предварительное решение на черновике
При выполнении заданий (А22–А25) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A22 |
Брусок массой M = 300 г соединен с грузом массой m = 200 г невесомой и нерастяжимой нитью, перекинутой через невесомый блок (см. рисунок).
Брусок скользит без трения по закрепленной наклонной плоскости, составляющей угол 30° с горизонтом. Чему равно ускорение бруска?
1) | 1 м/с2 | 2) | 2,5 м/с2 | 3) | 7 м/с2 | 4) | 17 м/с2 |
A23 |
Два моля идеального газа находились в баллоне, где имеется клапан, выпускающий газ при давлении внутри баллона более 1,5.105 Па. При температуре 300 К давление в баллоне было равно 1.105 Па. Затем газ нагрели до температуры 600 К. Сколько газа при этом вышло из баллона?
1) | 0,25 моль | 2) | 0,5 моль | 3) | 1 моль | 4) | 1,5 моль |
A24 |
При температуре 300 К и давлении 105 Па плотность газа равна 1,7 кг/м3. Какова молярная масса газа?
1) | 4×10–3кг/моль | 2) | 29×10–3кг/моль | 3) | 44×10–3кг/моль | 4) | 96×10–3 кг/моль |
A25 |
Частица, имеющая заряд 2 нКл, переместилась в однородном горизонтальном электрическом поле на расстояние 0,45 м по горизонтали за время 3 с. Какова масса частицы, если начальная скорость частицы равна нулю, а напряженность электрического поля 50 В/м?
1) | 1 мг | 2) | 2 мг | 3) | 0,5 мг | 4) | 4,5 мг |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. |
Полное решение задач С1–С6 необходимо записать в бланке ответов № 2. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
C1 |
На изолирующих штативах укреплены две одинаковых стальных пластины конденсатора. Пластины соединены проводниками с электрометром. Одну из пластин заряжают при помощи наэлектризованной палочки. При этом электрометр показывает наличие напряжения между пластинами (см. рисунок).
Как изменятся показания электрометра, если в промежуток между пластинами внести диэлектрическую пластину из оргстекла. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.
C2 |
Грузовой автомобиль массой М = 4 т с двумя ведущими осями тянет за нерастяжимый трос вверх по уклону легковой автомобиль с выключенным двигателем, масса которого m = 1 т. С каким максимальным ускорением могут двигаться автомобили, если угол уклона составляет α = arcsin 0,1, а коэффициент трения между шинами грузового автомобиля и дорогой μ = 0,2? Силой трения качения, действующей на легковой автомобиль, пренебречь. Массой колес пренебречь.
C3 |
Теплоизолированный сосуд объемом V = 2 м3 разделен теплоизолирующей перегородкой на две равные части. В одной части сосуда находится 2 моль He, а в другой – такое же количество моль Ar. Температура гелия Т1 = 300 К, а температура аргона Т2 = 600 К. Определите парциальное давление аргона в сосуде после удаления перегородки.
C4 |
В электрической цепи, показанной на рисунке, ЭДС источника тока равна 12 В; емкость конденсатора 2 мФ; индуктивность катушки 5 мГн, сопротивление лампы 5 Ом и сопротивление резистора 3 Ом. В начальный момент времени ключ К замкнут. Какая энергия выделится в лампе после размыкания ключа? Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь. Сопротивлением катушки и проводов пренебречь.
C5 |
Равнобедренный прямоугольный треугольник ABC площадью 50 см2 расположен перед тонкой собирающей линзой так, что его катет AC лежит на главной оптической оси линзы. Фокусное расстояние линзы 50 см. Вершина прямого угла C лежит дальше от центра линзы, чем вершина острого угла A. Расстояние от центра линзы до точки C равно удвоенному фокусному расстоянию линзы (см. рисунок).
Постройте изображение треугольника и найдите площадь получившейся фигуры.
C6 |
Ядро покоящегося нейтрального атома, находясь в однородном магнитном поле, испытывает a-распад. При этом рождаются a-частица и тяжелый ион нового элемента. Выделившаяся при a-распаде энергия DE целиком переходит в кинетическую энергию продуктов реакции. Трек тяжелого иона находится в плоскости, перпендикулярной направлению магнитного поля. Начальная часть трека напоминает дугу окружности радиусом R. Масса a-частицы равна ma, ее заряд равен 2e, масса тяжелого иона равна M. Найдите индукцию B магнитного поля.