Задачи, стоящие перед социологией семьи

Предмет социологии семьи.

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми.

Специфика социологического подхода к изучению семьи заключается в пристальном внимании к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимодействиях личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности.

Следует подчеркнуть, что, характеризуя специфику социологического подхода к изучению семьи как автономной субсистемы социума, необходимо стремиться к целостному ее анализу, к единству структурных и динамических характеристик.

 

Задачи, стоящие перед социологией семьи.

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению А.Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

2) Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

3) Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории.

4) Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии брака и семьи.

Успешное выполнение интеграционной задачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежно при изучении таких сложных явлений социальной жизни как брак и семья.

Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:

1) по типам поселения – городская и сельская;

2) по составу – расширенная и нуклеарная;

3) по наличию родителей – полная и неполная.

Брак также может быть классифицирован:

1) по степени формализации – фактически и юридически;

2) по однородности социального положения супругов – гомогенный и гетерогенный.

4 стр., 1559 слов

Социология( Брак и сеиья)

... брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов  супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи ... значение для стабильности брака приобретают только внутренние факторы взаимоотношений, присущие семье.          Причины ...

 

4. В чем заключ. отличие соц. семьи от смежных с ней наук?

Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.

Социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью. Отдельно супружество, родительство и родство могут рассматриваться в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. В последнее время наметились тенденции к этому расчленению единого предмета социологии семьи на три обособленные части, к размыванию семьи как целостности взаимной жизнедеятельности. Следует со всей определенностью подчеркнуть неправомерность редуцирования семьи к отдельным составляющим. Отсюда отличие социологии от смежных социальных наук выявляется благодаря специфике научного подхода, а не благодаря выхватыванию отдельных семейных отношений, например, таких, как родство, из тройственного единства специфических для семьи взаимоотношений и объявлению этих отдельных отношений как бы самостоятельными объектами каких-либо специальных дисциплин.

 

Период — с середины XIX в. до 1917 г

В 1880 г. вышла книга известного общественного деятеля Д. Дубакина «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления ‘Домостроя'». Большое значение имеет анализ форм брачных союзов в языческой Руси, а также различия подходов Ветхого и Нового заветов к браку и формированию семьи. Наконец, были вскрыты истоки возникновения семейного кодекса «Домостроя», его влияния на общественное мнение относительно семейного образа жизни в России.

Изучая семейное право в прошлом, Ковалевский пришел к выводу: «Семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством; это община, члены которой живут под одной кровлей. В число их входят не только свободные, но все находящиеся в какой бы то ни было зависимости от главы общины, т.е. рабы и вольноотпущенники. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки».
Со второй половины XVIII в. закон устанавливает новую систему имущественных прав — полную разделенность, просуществовавшую до 1917 г. Законом также вменялось: мужу — прилично содержать жену, а жене — жить вместе с мужем. Обоюдность привилегий индивидуальной семьи приобретала новый характер равноправного союза.

Период — с начала 20-х гг. до середины 50-х гг.

Падение капитализма в России в 1917 г. приводит к дальнейшей трансформации семьи, освобождению ее от частнособственнических основ и к изъятию семейных функций государством. Родственное чувство стало менее прочной связью, чем партийное товарищество.
В послереволюционный период основными источниками эмпирической информации являлись данные статистики, монографические исследования. Работы первых советских социологов как теоретического, так и прикладного характера не были свободны от недостатков. Однако их вклад в науку о семье был очень заметным.

4 стр., 1503 слов

Почему обвинение родителей вредно для детей

... вас опустили? Ну, или в радикальном варианте, ребенок будет отобран, родитель посажен, семья разрушена. Иногда другого выхода нет, встречаются очень ... дочки. И я не знала, чем ее утешить. Наши дети живут в этом информационном поле каждый день. Саманта Смит, боявшаяся ... кто может вломиться и роазрушить его жизнь. Представляете, каково ребенку жить с таким страхом каждый день? А моя дочь полдня ходила ...

Период — с середины 50-х гг. до настоящего времени.

Партийно-административная система в приказном порядке упразднила социологию в 30-е гг., объявив ее буржуазной лженаукой. Только в 60-е гг. социология начинает медленно возвращаться в строй, чему в немалой степени способствовало распространение социологических сследований семьи и рождаемости, активизация также демографических исследований.

Основные дефиниции понятия семьи.

1.По А.Д Харчеву: Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, это малая группа, члены которой связаны брачными\родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и соц необходимость в которой обусловлена потребностью об-ва в физич и дух воспроизводстве населения

2.По А.И. Антонову: Семья – основанная на единой семейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, обеспечивающее воспроизводство населения и преемственность поколений, социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

13. В чем заключаются основные функции современной семьи?
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Выделяют 10 основных функций семьи. Каждая выполняет с одной стороны общественные функции, с другой – индивидуальные функции.

1. Репродуктивная функция

2. Воспитательная функция

3. Хозяйственно-бытовая

4. Экономическая

5. Сфера первичного социального контроля

6. Сфера духовного общения

7. Социально-статусная

8. Досуговая

9. Эмоциональная

10. Сексуальная

Основные типы семей.

По критерию власти различают:

· Патриархальные семьи

· Матриархальные семьи.

· Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

По социальному положению супругов или родителей супругов:

· Гомогенные, где супруги примерно из одной социальной страты,

· Гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.

По пространственно-территориальной локализации семьи:

· Патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и

· Матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.

· Неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.

Самыми распространенными в современных урбанизированных условиях:

· нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений.

· Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

По детности различают:

· малодетные — 1-2 ребёнка,

· среднедетные — 3-4 ребёнка,

· многодетные — более 4 детей.

По количеству родителей:

· полная – оба родителя,

6 стр., 2941 слов

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

... основа его дальнейшего развития. Помогать семье и ребенку следует немедленно. В каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным. Родители задают многочисленные вопросы специалистам, ... друга. Помните, что для ребенка с нарушениями, его братьев и сестер и родителей важнее всего на свете нормальная семья. Семья, где родители чрезмерно утомлены или слишком ...

· неполная — имеется только один из родителей.

15. Что такое сети родства и свойства?

Филиации – кровные связи.

Родственниками являются люди, связанные происхождением.

Существует две формы такой связи: первая – это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая – связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка.

Свойство – отношение, существующее между одним из супругов и родственниками другого супруга, а также между родственниками обоих супругов.

 

Семья в доиндустриальную эпоху. Основные черты семейного образа жизни при феодализме

Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения.

Основные черты семейного образа жизни при феодализме:

1)семья и экономика были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были «продолжением» вопросов собственности и труда.

2)доминантой общественной жизни была власть родства.

3)преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой на которой держалась вся жизнь семьи.

4)семья — многодетная.

5)мощная власть межпоколенных связей. Возраст — основной агент соц. контроля.

 

Семья и индустриализация. Разрушение системы социальных норм многодетности.

Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда.

Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию.

Разрушается запрет на вмешательство в репродуктивный цикл.

Факторы, вызывающие снижение смертности, ведут к ослаблению той роли, которую выполняла семья по сочетанию интересов личности и общества. В свою очередь это развивает ценностные ориентации членов семьи на личные достижения во внесемейных сферах деятельности, что ведет к перевесу этих ориентаций над ценностью укрепления домашнего очага, наличия нескольких детей в семье.

Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи. ( В связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным).

1) Для «традиционализма», фамилизма характерен родственно-семейный принцип организации жизни, тогда как в «современной семье» родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.

2) Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, современная модель семьи связана с разделением дома и работы.

3) Незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при «традиционализме» контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, в условиях «модернизации».

4 стр., 1880 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ

... – Т. 2. – М., 1994. – С. 105. 24. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000. ... насилия: психологам, социальным педагогам, социальным работникам по организации системы психологической помощи семье и детям, пережившим сексуальное насилие. Кроме того, разработаны рекомендации психологам кризисных центров по ...

4) Социальная и географическая мобильность, при «традиционализме» связанные с тем, что сыновья наследуют соц. статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.

5) Система ценностей фамилизма, таких благ, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере «модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений.

6) Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям.

7) Переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

8) Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга.

9) Переход от культуры многодетности к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл.

Науч оценка выполнения сем ф-ций и различение понятий дезорг-ция, кризис и крах семьи

Дезорг-ция, кризис семьи связаны с различением в степени невыполнения осн ф-ций.

Дезорг-ция семьи характеризует негативную направленность семейных изменений в ходе истории и блокирование семейных процессов чрезвычайными обст-вами.

Кризисом семьи можно назвать ценностный конфликт личности и об-ва относительно рождения и соц-ции детей, выливающийся в невыполнение репродукт и социализирующей ф-ции семьи, сопровождающейся ослаблением семьи как союза родственников, ослаблением сем произ-ва, совместной деят-сти родителей и детей.

Крах семьи в кач-ве термина используется при абсолютном невыполнении специфич ф-ций семьи, характеризуя деградацию.

 

23. Социологич и психологич подходы к изучению семьи (перепечатанная таблица)
1)Психологич подход:

Семья как арена взаимовлияний, целостность, складывающася из взаимных контактов.

В центре внимания – личность, стремящаяся утвердить Я-концепцию, получить признание ценности своего Я, независимо от критериев внеш мира, благодаря принадлежности к семейному МЫ.

Социологич подход:

Соц семьи сконцентрирована на семье как целостной автономии, как единстве взаимодополняющих друг друга социокульт ролей. Семья как целостность, сохраняющаяся с течением времени и при чередовании событий, видоизменяющих сем стр-ру.
2)Психологич подход:

Анализ семьи как первичной группы, состоящей из непосредственно и опосредованно взаимодействующих личностей на основе многих целей и ф-ций.

Социологич подход: —

3)Психологич подход:

Интересуется поведением чел-ка как участника взаимодействия с др людьми.

Социологич подход:

Поведение индивида анализируется как следствие общесемейного, как межличн проявление соц статусов и ролей, соц-институцион отн-ний.

4)Психологич подход:

Соц психолог проводит ис-ния семьи и разрабатывает теории внутрисем поведения, позволяющие осущ воздействие на психологич климат семьи и на сем поведение её членов.
Социологич подход:

6 стр., 2630 слов

Взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов ...

... работы по формированию познавательных процессов детей 6-7лет Заключение Приложения Литература Введение Дошкольный возраст - это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, ... и особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста 1.2. Современные подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи детей старшего дошкольного возраста 1.3. Формы ...

Социолог интересуется субъективным определением сем ситуаций личностью для уяснения рез-тов поведения семьи как единой группы, складывающихся на институцион ур-не сем изменений.

 

Основные ценности семейного образа жизни

1. Семья (фамилия, семейный капитал, дом, собственность семьи, материальное обеспечение, взаимоподдержка, уважение, любовь, убежище, социализация, права ребенка, сама потребность в семье)

2. Родительство (Роль отца и матери. Родители – гл.эталон поведения для детей, отцовство и материнство – основа родительства. Выполнение супружеского долга)

3. Дети (дети – основа семьи и семейного образа жизни)

4. Братья, сестры

5. Родственники

6. Генеалогическое древо

 

Cтадии и события полного и неполного семейного цикла.

М.С. Мацковский определил этапы жизненного цикла семьи как «категорию, характеризующуюся динамикой изменений, которые происходят в семье от ее формирования до распада».

Этапы:

1) от заключения брака или начала совместной жизни до появления первого ребенка.

2) оканчивается поступлениям последнего ребенка в школу,

3) достижением социальной зрелости, экономической самостоятельности последним ребенком.

4) начинается созданием собственной семьи последним ребенком».

М. С. Мацковский рассматривает и другие основания для выделения этапов жизненного цикла семьи: «молодая семья», «семьи пожилых людей», «зрелые семьи».

А) полный семейный цикл

  1. Стадия предродительства от заключения брака до рождения первенца, возраст муж-25-26,1,жены-23-24,1
  2. Стадия репродуктивного родительства от рождения первенца до рождения последнего ребенка, возраст мужа-26,1-28,6, жены 24,1-26,6
  3. стадия социализационного родительства от рождения последнего ребенка до отделения от родителей, рождение первого внука. Возраст мужа- 28,6-50,1,жены 26,6-48,1
  4. стадия прародительства от отделения от родителей до распада семьи, смерти одного или обоих прародителей. Возраст мужа 50,1-59+3,жены 48,1-72+3

Б) неполный семейный цикл:

Возможен распад семьи на различных этапах.

 

26. Что такое семейная социализация? Социализирующее воздействие семьи на личность посредством нормативного и информационного влияния.

Семейная социализация понимается двояко:

1)подготовка к будущим семейным ролям

2)влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.

Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. ... прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны ...

Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения.

При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других.

Семьи «традиционные» и «современные» различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, по соотношению их участия в социализационном процессе.

Структура общей социализации

Проводниками социализации являются:

1. Социальные институты (семья, соседство, дошкольные и школьные институты)

2. Посредники (родители, братья и сестры, родственники, ровесники, наставники)

3. Культура (социально-территориальные общности, этнос, раса, нация, религия, мораль, искусство)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ предполагает:

1. Формирование базовых ценностных ориентаций и установок

2. Формирование навыков, знаний и чувств

Пройдя процесс социализации, личность становится СОЦИАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОЙ.

28.Влияние разных семейных социализаций по фазам семейного цикла на конкретные потребности социализируемого ребенка.

Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности личности. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым влечением к родителю противоположного пола и социальным ограничением этого влечения.

В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старшего связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к родителям, чувствами «слепой» привязанности и любви.

В полноценной семье после 7-8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма. Процесс формирования более релятивистской картины мира.

В теории Мида процесс формирования Я рассматривается как процесс подражения родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но главное, он научается видеть себя со стороны. «Я-образ»-это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я- образ будет формироваться под влиянием оценок этих «значимых других».

29. Исторические особенности семейной социализации.
Кризис семьи и семейного образа жизни:

а) нуклеаризация – разъединение старших, средних и младших поколений; распространение нуклеарной семьи

б) конъюгализация – сведение единства «родства-родительства-супружества» к супружескому партнерству и сексу;

в) индивидуализация

1) Отмена частной собственности ( это разрушило базу семейного домопроизводства и семейного наследования ).

2) Резкое усиление роли государства вообще и усиление роли государственного вмешательства в жизнь семьи в частности.

3) Резкая деформация структуры семьи.

4) Потеря семьи ключевого положения в воспитании новых поколений.

5) Многоступенчатое расщепление семейного авторитета.

2 стр., 647 слов

Дайтекраткую характеристику особенностей работы с детьми девиантного поведения

... на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель ... в соответствии с культурными ценностями .Главная задача всех участников воспитательного процесса вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры ...

6) Система «мать-государство-ребенок». Система «патернализма» гос-ва, создающего некоторое преимущ-ва матерям в системе наемного труда и исключающего отца из этой взаимосвязи с ребенком.

Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей и обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; зауженный авторитет оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.

30. Что такое брачное поведение, брачный отбор, брачный градиент.
Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера.

• Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер , который и становится мужем или тем, с кем «живут вместе».

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

• В целом, если брать три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин. Эта тенденция называется брачный градиент.

 

31. Как проходит процесс брачного отора?

Множество возможных брачных партнеров

Фильтр близости (Под близостью понимается пространственная, территориальная близость.)

Множество взаимодействующих возможных партнеров

Фильтр социального происхождения

Фильтр взаимной аттракции (ум, физическая привлекательность, интересы и тд)

Фильтр совместимости(ролевая совместимость, сходство взаимных представлений о семейных ролях мужчин и женщин).

Фильтр рыночного оценивания (ценности и установки, в частности, представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, числа детей в семье и т. д.)

Процесс брачного отбора завершается тем, что человек находит того единственного, как он думает, «другого», с которым он хочет и может соединить свою жизнь и вступить в брак или в бракоподобные отношения.

 

Культурные, социологические и психологические фильтры брачного отбора

• Культурные фильтры ( их роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера)

• Социологические фильтры (относятся гомогамия и близость (соседство).
Термин «гомогамия» обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками — социальными, психологическими, физическими и т. д. Важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность, религиозные убеждения, брачный статус.
При этом наибольшей является роль возраста, этнической принадлежности и образования.

4 стр., 1650 слов

Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных:

... между предметами, форма поведения, рефлекторная, инстинктивная, навык, игровое поведение, интеллект). Вопрос 2. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных: Групповые формы поведения у животных проявляются ... откладкой яиц и числом свободных ячеек в гнезде. Процессы коммуникации у животных представляют собой манипуляционное поведение, общение их между собой, язык животных, орудийная ...

• Психологические фильтры

Чувство любви (страсть)

Комплементарные (дополнительные) потребности:

Схожесть с родителями противоположного пола

Личностные характеристики

 

33. Социально – психологические и психологические теории брачного отбора.
• Теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча (ТКП-теория)

Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и дополнительны их собственным.
Суть ТКП-теории Уинча может быть афористически выражена, как «противоположности притягиваются».
• Инструментальная теория Р.Сентера

Люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.

Отсюда, согласно выдвинутому Сентером принципу гендерной -конгруэнтности, вытекает, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями, более типичными для женщин.

• Теория обмена

Соответственно этому теория брачного обмена постулирует, что на основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах.

 

34. что такое самосохранительное поведение?

С.П. — система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни человека.

В понятии «самосохранительное поведение» следует различать позитивную и негативную стороны.

Позитивная сторона связана с действиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья, на реализацию стремления прожить долгую и здоровую жизнь.

Негативные формы самосохранительного поведения связаны с сознательным или неосознаваемым предпочтением смерти возможной или условной перспективе неполноценной с точки зрения индивида жизни, неполноценной в физиологическом, психологическом, социальном или ином отношениях.

В понятии «самосохранительное поведение» не фиксируется направленность на укрепление здоровья и сохранение жизни других членов семьи: детей, инвалидов и престарелых.

 

Структура самосохранительного поведения личности

С.П. — система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни человека.

Образ жизни = условия + стиль жизни

Структура СП:

1. Потребность личности в самосохранении;

2. Самосохранительные установки;

3. Самосохранительные мотивы;

4. Решения;

5. Действия.

1. Ядром структуры СП. является потребность личности в самосохранении.

2.Исследования самосохранительных установок начались с выявления идеальной продолжительности жизни (ПЖ), с измерения желаемого и ожидаемого числа лет собственной жизни.

Средняя идеальная ПЖ

Средняя желаемая ПЖ

Средняя ожидаемая ПЖ

3.Как и в случае с репродуктивным поведением, самосохранительные мотивы можно разделить на экономические, социальные и психологические.

4.человек принимает решение относительно выбора линии СП.

5.Самосохранительным действием выступает выбор человека той или иной линии СП.

Изменение показателей самосохранительного и репродуктивного поведения в зависимости от стажа брачной жизни

В ходе исследования выяснилось, что ожидаемое число детей снижается со стажем брачной жизни.

Со стажем брачной жизни растет ожидаемый срок жизни.

Кузьмина зафиксирована значимая связь между показателями репродуктивного и самосохранительного поведения: чем выше, например, детность опрошенных, тем более высокой оказывается и их ожидаемая продолжительность жизни.

Аналогичной является и связь между ожидаемым числом детей в семье и ожидаемой продолжительностью жизни.

 

Самосохранительная социализация в семье

Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле — ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия.

Самосохранительное поведение определяется как система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни.
ССС — участие в домашней работе, стратегия обращения с детьми (строгая, акцент на поддержании чистоты, здоровья)

Социологический подход к профилактике здоровья

ССС — участие в домашней работе, стратегия обращения с детьми (строгая, акцент на поддержании чистоты, здоровья)

Христианская этика нравственности

Не надо

Еванглие и его семейные заповеди

Не надо

Православный взгляд на любовь и брак.

Не надо

Благочестие как социокультурная ценность.

Не надо

43. Что такое репродуктивное поведение?

Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).

Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, задающими нижний и верхний пределы его действия, пределы вмешательства человека в естественный цикл деторождения.

Эти рамки заданы, с одной стороны, физиологически, характеризуя исторически конкретный потенциал рождаемости, максимально возможное число детей, которое может родить женщина в течение своей жизни в заданных условиях.

С другой стороны, эти рамки заданы системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован этот социально-биологический потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной.

44. Понятия, характеризующие физиологическую основу репродуктивного поведения.
1) Плодовитость – биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению живых детей.

Средняя видовая плодовитость человека не превышает 15-16 рождений за всю жизнь.
2) Бесплодие – неспособность зрелого организма воспроизводить потомство, или просто неспособность к рождению.

3) Стерильность – неспособность к зачатию.

а) Постоянная (в старших возрастах, после наступления менопаузы).

б) В репродуктивном периоде (как следствие заболевания или операции стерилизации).

в) Временная (в период беременности, послеродовая или послеабортная аменорея как результат применения контрацепции.

г) Естественная (вызванная нормальными физиологическими причинами: возрастом, беременностью, кормлением грудью, аменореей и пр.).

д) Искусственная (контрацептивная).

е) Патологическая (из-за болезней и травм).

ж) Абсолютная (нулевой шанс на зачатие).

з)Относительная (сохранение некоторой вероятности зачатия).
Бесплодие является одним из факторов отсутствия рождений.

 

45. Что такое репродуктивный процесс? Схема репродуктивного процесса.
Репродуктивный процесс —
определенная последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и являющихся результатом совместного действия физиологических факторов рождаемости и социального контроля репродуктивного поведения.

Репродуктивный цикл — повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (зачатие, роды).

Схема:

Добрачные отношения » заключение брака » коитус » зачатие » рождение » число детей в семье

 

Схема воздействия условий жизни на систему репродуктивного поведения

Разделение всех условий жизни на прошлые и текущие.
Воздействие текущих условий жизни реализуется через все семейные ситуации и через диспозиционный механизм их определения.

  1. Влияние социально-гигиенических и экологических условий.
  2. Прошлые условия жизни определяют как уровень потребности в детях.

Оценка ситуаций как либо благоприятных, либо неблагоприятных для удовлетворения имеющейся потребности в детях служит источником отклонений конечных результатов репродуктивного поведения от ожидаемых, задаваемых конкретной потребностью в детях.

55. Рутинное и проблемное репродуктивное поведение
Сущ 2 типа репродукт поведения.

Рутинное поведение, то поведение, при котором выбор отсутствует, процесс принятия решений не включается, а рез-ты соответствуют ожидаемым, то есть определяются исключительно действием соц нормы.

Проблемным же поведение становится в том случае, когда в ход событий вмешивается нечто неожиданное, когда рез-т не соответствует ожиданиям, когда на пути рутинного репродукт цикла возникают барьеры. Здесь возникает проблема, которую необходимо разрешить, приняв решение, реализовав свой «свободный выбор».

56. В чем заключаются соц проблемы семьи и сем политики?
Имеются многочисл данные статистики и социологич ис-ний, где отмечаются такие тенденции в изменении супружеской семьи как:

— массовую нуклеаризацию семьи, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.

— снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек

— рост доли «осколочных» семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей.

— увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов.

— массовую малодетность и однодетность семьи.

 

57. Существуют 2 парадигмы интерпретации семейной проблематики и выработки подходов к разрешению:
1. Парадигма модернизации: семейные отношения рассматриваются и интерпретируются как частные, специфические проявления общего и прогрессивного процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного типа другим.

Проблемы: временные несоответствия в связи с неодинаковой скоростью процессов модернизации различных подсистем на отдельных территориях и в отдельные периоды.
2.Парадигма краха семьи как социального института
(парадигма кризиса семьи): семейные отношения рассматриваются как исторически конкретные выражения глобального семейного кризиса семьи, вызванного к жизни не какими-то случайными несоответствиями, а коренными чертами индустриально-рыночной цивилизации.

58. В чем заключаются ос-сти историч пути российского гос-ва в советскую и постсоветскую эпохи
1) Советский период:

«Ест» процесс трансформации семьи, процесс «перехвата» её соц ф-ций др инс-тами.

Гипертрофированная роль гос-ва, выразившаяся не только в ускорении и «подталкивании» процессов сем изменений, но и в том, что сем ф-ции «перехватывались» именно гос-вом или его органами, а не какими-то иными соц инс-тами.

Семья как соц инс-т оказалась подорванной и, начиная с сер 60х гг., практически перестала выполнять свои осн ф-ции, прежде всего, репродуктивную.
2) Постсоветский период:

Спонтанный процесс сем изменений, процесс девальвации сем ценностей продолжается, притом в ускоренном виде. Тенденции сем изменений связываются почти исключительно с реально наблюдаемым падением уровня жизни боль-ва семей, особенно семей с несколькими детьми, неполных и некоторых других. Эти ос-сти историч пути России и стали причиной того, что сем пол-ка стала рассматриваться главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая гос-вом соц защита семей от нищеты,

Необходимость сем пол-ки определяется теми неблагоприят последствиями изменений стр-ры и ф-ций семьи, которые были инициированы спонтанным ходом историч развития, процессами индустриализации, урбанизации, др, связанными с ними процессами и которые в своей сов-сти характеризуют кризис семьи как соц инс-та.

59-60. Что такое семейная политика? Основные принципы семейной политики.
Семейная политика — это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на внедрение в жизнь той модели семьи с двумя родителями и несколькими детьми, которая отвечает потребностям личности и общества.
Основные принципы семейной политики.

1. Принцип суверенности (независимости семьи от государства).
Семья независима от гос-ва и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами.

2. Принцип свободы выбора семьёй любого образа жизни.

Свобода выбора личностью и семьей из набора альтернативных моделей: 1-2 детей или многодетная, родительство.

3. Принцип общественного договора.

Семья и гос-ва имеет между собой договор, в котором на равноправной основе эксплицируются и формируются все существующие социальные, политические, экономические и др. отношения между ними.

4. Принцип единства целей федеральной и региональной политики.

Цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменений семей или иной территории, части одного и того же гос-ва.

5. Принцип социального участия.

Субъектами семейной политики являются наряду с гос-вом разнообразные объединения граждан.

Социальная поддержка семьи

Социальная поддержка семьи —это часть семейной политики, целью кот явл оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в жизни, с которыми семья не в состоянии справиться сама, за счет своих внутренних ресурсов.

Социальная работа с семьей-это деят-ть, кот реализует эту социальную поддержку.
Важной составной частью соц поддержки явл работа с семьями, имеющими специфические проблемы, такими, как семьи имеющие детей-инвалидов, неполные семьи, девиантные семьи и пр.

Традиционная концепция социальной работы определяет ее цель как «регуляцию правовых, экономических, социальных отношений человека с обществом, в оказании ему помощи в определении личностных, семейных, групповых, производственных и других проблем».

С этой точки зрения основными функциями социальных работников являются определение проблемы, оказание помощи, поддержки, осуществление коррекции реабилитации для всех, кто в этом нуждается, или, иными словами, индивидуальная работа с отдельным человеком или отдельной семьей.

64. Иллюстративный пример нормативных структурных семейных кризисов и переходных состояний в ходе жизненного цикла семьи
1. Образование брачной пары — обретение супруга обретение свойственников перестройка отношений с ориентационной семьёй — инкорпорация новых или исключение старых друзей.

2. Рождение первого ребёнка — обретение нового члена семьи возможный уход из мира внесемейной работы если так, потеря коллег по работе и т.д.

3. Дети впервые идут в школу — отделение ребёнка из семейной системы в мир школы обретение учителя, друзей и приятелей ребёнка или принятие их как части его мира.

4. Связанное с работой присутствие/отсутствие родителей или супругов в семье. Стресс как результат повторяющихся уходов и возвращений. Сюда относятся такие изменения, как возвращение матери на учёбу или работу, выход отца на пенсию и его постоянное пребывание в доме.

5. Подросток покидает дом — отделение подростка от семейной системы в мир его друзей, учёбы или работы обретение приятелей и близких друзей подростка.

6. Появление в семье неродных детей — обретение других потомков в семейную систему: сводные дети, внуки, другие неродные дети

7. Утрата супруга (смерть, развод и т.д.).

8. Потеря родителя, родителей. Образование новой пары — отделение детей от родителей обретение нового супруга обретение новой сети свойственников, перестройка отношений с ориентационной семьёй и прежними свойственниками, детьми от предыдущего брака и т.д.
9. Невступление в брак — перестройка отношений с семьёй ориентации в случае, если раньше состояли в браке, перестройка отношений со свойственниками обретение друзей, коллег, приятелей и т.д.

 

65. Какие типы семей могут быть объектами социальной поддержки?

По степени кризисоустойчивости разделим все семьи на три группы:

— семьи, в которых система взаимодействияй достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи;

— семьи в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия.

— семьи в которых взаимодействия хаотичны и основанны на беспрерывных спорах и конфликтах.
Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи,относящиеся к любому из этих трех типов.

Семьи первого типа могут нуждаться в социальнй поддержке, скорее в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естесственных ситуациях, таких как несчастные случаи, серьезное заболевание, физический или умстенный деффекут, безвременная смерть, насчастье и т.п.

Семьи второго типа, может быть, в большей степени нуждаются в соц поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира, обращение к ним возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными.

Семьи третьего типа, имеющие хаотическую структуру внутреннего и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени, обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.

 

66. Каковы особенности социальных программ по поддержке семей?
В нашей стране традиционно сложилось так, что основным видом экономической поддержки семей были разного рода денежные выплаты и льготы, с помощью которых государство пыталось помочь семье решить ее проблемы. Именно поэтому проблема социальной поддержки семей в том смысле, подменяется проблемой социальной защиты семей «оказавшихся в трудном положении».

Главное применять меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, на расширение ее собственных, внутренних возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода.

Основные цели программ по экономическому благосостоянию заключаются в том, чтобы обеспечить прогрессивный рост ресурсов семьи, повысить уровень ее экономической самостоятельности.

Наряду с экономическими программами социальная поддержка семей включает в себя и другие программы, например, медицинские, психологические, образовательные, в т.ч. программы семейного консультирования, планирования семьи и др.
Важной составной частью соц поддержки является и работа с семьями, имеющими специфические проблемы.

 

67. В чём заключается основное содержание концепции социальной работы?
Традиционная концепция социальной работы определяет её цель как «регуляцию правовых, экономических, социальных отношений человека с обществом, в оказании ему помощи в определении личностных, семейных, групповых, производственных и других проблем.

Основными функциями социальных работников являются определение проблемы, оказание помощи, поддержки, осуществление коррекции, реабилитации для тех, кто в этом нуждается, или, иными словами, индивидуальная работа с отдельным человеком или отдельной семьёй. Это — функции семейной терапии и отчасти семейной профилактики.
Это — область работы психолога, семейного консультанта, специалиста по планированию семьи, психотерапевта и других специалистов, работающих с семьёй и внутри семьи, хотя и учитывающих ту конкретную социальную ситуацию, в которых она находится. Социолог же работает вне семьи, но внутри той социальной среды, в которой происходит её жизнь.

 

68. Каковы цели сем менеджмента на лок и регион ур-нях
На регион ур-не система, объединяющая общегосударственную семейную политику укрепления семьи как соц института и соц поддержку отд семьям, образует механизм сем менеджмента, который, собственно, и явл полем приложения профессион усилий социолога в рамках соц работы с семьями.

Целями сем менеджмента на регион и лок ур-нях явл:
— охрана интересов семьи как инс-та в массе повседневных дел и решений, принимаемых администрацией и местным самоуправлением, интересов семьи с несколькими детьми прежде всего.

— орг-ция и координация непосредственной помощи отд семьям, испытывающим потребность в поддержке;

— орг-ция и координация работы по выявлению потенциала самой семьи и активизации ее собст воз-стей по решению ее специфич проблем.

Теория и практика сем менеджмента у нас в стране совершенно не разработана.

Сем менеджмент — это прекрасная сфера приложения труда социолога, которому небезразличны судьбы российской семьи и, следовательно, судьбы России.