Блок-Диагностический
Цель:Разработать диагностическую методику по выявлению интонационной стороны речи при ФФН
Задачи:
· Определить диагностические методики по выявлению уровня развития интонационной стороны речи при ФФН
· Разработать критерии, показатели уровня развития интонационной стороны речи при ФФН
методики
критерии оценки
Блок. Содержательный
Цель:Разработать систему работы по развитию интонационной стороны речи при ФФН
Задачи:
· Подобрать игры и игровые упражнения по развитию интонационной стороны речи при ФФН
· Провести игры и игровые упражнения по развитию интонационной стороны речи при ФФН
· Работа по развитию словообразования, обогащения словаря, связной речи
· Систематизировать методические рекомендации, а также подобрать игры и игровые упражнения для всех специалистов ДОУ
Реализация 1 задачи.
Конспект занятий по развитию интонационной стороны речи при ФФН:
Цель занятия.
Формировать интонационную выразительность речи.
задачи:
Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса (в слогах, словах, фразах), выдерживать паузу. Формировать ритмический рисунок в серии слогов по изготовленной детьми аппликации. Совершенствовать чёткость дикции.
Обобщить представления детей о характерных признаках весны.
Закреплять навыки связной речи при составлении коллективного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».
Развивать коммуникативные навыки, воображение.
Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются.
1.Организационный момент.
Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить, и что мы будем делать, отгадайте загадку:
Светает рано по утрам, проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Правильно, это весна. Скажите, когда наступает весна: после лета, перед осенью, перед летом?
Дети. Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
2.Сюрпризный момент.
Логопед. Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка, Маша, посмотри, что за вести там внутри?
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ...
... и мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) стороны речи.[12, с. 22]. Принято выделять следующие основные причины патологии детскойречи: - наличие различных внутриутробных патологий, в частности, нарушения развития плода в ...
Ребята, это письмо для нас. Давайте его прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. По дороге вас ждут нелёгкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»
Ну, что же, пойдём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.
(Входят в импровизированный лес).
3.Развитие воображения, выразительности речи.
Игра «Подснежники».
Логопед. Посмотрите, на лесной полянке зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете, как они называются? Садитесь на эти брёвнышки, полюбуемся на подснежники. А лес и правда сказочный, приглядитесь внимательно, каждый подснежник что-то чувствует! Как вы думаете, какой этот подснежник (радостный, грустный, удивлённый и т.п.)? Придумайте, что хочет сказать радостный подснежник! (Логопед показывает цветки по одному, потом складывает в корзинку.) Молодцы!
4.Развитие мелкой моторики, высоты голоса.
Игра «Сосульки разговаривают».
Логопед. Посмотрите, в нашем сказочном лесу с дерева свисают сосульки, хотя обычно на деревьях сосулек не бывает. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:
С больших сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк (низким голосом),
Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк (средним голосом),
С маленьких сосулек плик-плик-плик-плик-плик (высоким голосом).
Пальцы поочерёдно касаются друг друга, начиная с большого.
Вечером похолодает. «Пляк» — упадёт капля с самой толстой сосульки. Концерт окончен до нового утра.
5.Развитие силы голоса.
Логопед. Ну, что же, пойдёмте дальше, будем искать Весну. Ребята, кажется, мы заблудились.
Сейчас я вас буду спрашивать, а вы отвечайте этим же предложением, только подумайте, как отвечать: грустно или весело, громко или тихо.
-Заблудились мы в лесу? — Заблудились мы в лесу.
(грустно или весело?) (грустно)
— Закричали все: «Ау!»? — Закричали все: «Ау!»
(громко или тихо?) (громко)
— Никто не отзывается? — Никто не отзывается
(печально или радостно?) (печально)
— А эхо откликается? — А эхо откликается!
(бодро или уныло?) (бодро)
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две группы. Одна группа кричит со мной громко, а другая прячется за дерево и повторяет, как эхо, тихо последние слова предложения три раза.
1-я группа 2-я группа
— Заблудились мы в лесу! — В лесу, в лесу, в лесу!
— Закричали все: «Ау!» — Ау, ау, ау!
— Где же ты, Весна? — Весна, весна, весна!
— Мы ищем тебя! — Тебя, тебя, тебя!
Подойдите все ко мне. Кто тут сидит на ёлке? Это же сова! Здравствуй, сова, помоги нам найти дорогу к Весне.
Сова (за сову говорит логопед).
Здравствуйте, ребята! Весну ищете? Тогда сядьте на полянке (стулья на ковре), отдохните и поиграйте со мной в игру «Назови весеннее слово». Только каждое слово надо повторить три раза: громко, тише и совсем тихо.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
(Ответы детей: сосулька, ручеёк, капель, март, апрель, май, подснежник, проталины, почки, первоцветы, ледоход.)
Молодцы, знаете весенние слова. А к Весне я вас проводить не смогу: летаю только по ночам, днём плохо вижу. Но я вам помогу. Идите к той ёлочке и позовите Лешего, он проводит вас к Весне – ему в лесу все дороги ведомы!
Логопед. Пойдемте за помощью к Лешему.
6.Развитие интонационной выразительности и ритма, высоты голоса.
Дети зовут Лешего. Сначала тихо: «Ау!», потом громче и совсем громко.
Леший. Весну ищите? А стихотворение о Весне знаете? (Ребёнок читает).
Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала!
(Другие дети читают это же стихотворение в образе медведя, мышки).
Молодцы!
-А дорога-то к Весне паутиной затянута, чтобы дорогу освободить, надо паучков прогнать: отхлопать ритм по карточкам. Сможете?
(Дети отхлопывают в ладоши заданный на схемах ритм).
— Паутину сняли, паучков разогнали, а теперь поиграйте со мной! Будете чирикать, как воробышки, показывать, как бежал ручеёк высоким и низким голосом! Встаньте в круг.
(Динамическая пауза: дети выполняют движения и проговаривают стихотворение, соблюдая изменения голоса по высоте.)
На дереве, на веточках воробышки сидят:
(повороты вправо-влево)
«Чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик↓», — кричат.
(руки вверх-вниз: «машут крыльями»)
Бежал ручей по камешкам – бежал,↓ бежал,↓ бежал.↓
(бегут по кругу, постепенно приседают)
Потом в глубокой лужице – лежал,↑ лежал,↑ лежал.↑
(качают головой вправо-влево, постепенно поднимаются)
-Ну, порадовали меня! А тут до Весны-то рукой подать!
(Дети идут к «полянке».)
7.Составление коллективного описательно-повествовательного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».
Логопед. Дети, где же Весна? Давайте позовём её, мы знаем весенние заклички, которыми издавна народ весну призывал. Читать надо громко, выразительно, чтобы Весна услышала, чтобы ей понравилось!
Дети читают весенние заклички:
— Весна, весна красная! — Иди, весна, иди, красна,
Приди, весна, с радостью, Принеси ржаной колосок,
С радостью, с радостью, Овсяной снопок,
С великой милостью: Большой урожай в наш край.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Выходит Весна. Приносит картинки.
Весна. Здравствуйте, дети! Садитесь на моей полянке. (Дети садятся на стулья).
Спасибо, что пришли меня выручать. Но прежде, чем дорожку весеннюю распутать, давайте наведём порядок в весенних явлениях природы. (Раскладывает серию картинок «Весна пришла» вперемешку.) Посмотрите внимательно, какая картинка будет первая, с чего начинается весна? Что происходит потом? (Прикрепляет картинки на магнитную доску).
Давайте мы придумаем предложения по этим картинкам, чтобы получился рассказ о весне. Молодцы!
8.Формирование ритмического рисунка в серии слогов по изготовленной детьми аппликации.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Весна. Теперь осталось распутать лесные тропинки. Для этого каждый из вас украсит свою тропинку весенними листьями и цветами, а потом мы все ваши тропинки соберём в одну дорогу, по которой я смогу выйти к людям. (Дети выполняют аппликацию на полосках бумаги).
Тропинки готовы? Несите их мне (прикрепляет работы на магнитную доску) Давайте споём песенку по вашим узорам: по листьям будем петь «ля-ля» подряд, а там, где наклеен цветок, надо выдержать паузу (остановиться).
После выполнения задания Весна благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
9.Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята. Вместе мы помогли Весне распутать тропинки и выйти из леса. Вы старались говорить выразительно: тихо и громко, высоким и низким голосом. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? (Ответы детей).
Оборудование: конверт с письмом от Весны, импровизированный лес, подснежники из бумаги с нарисованными в центре эмоциями,
сосульки на дереве, сова, шапочки-маски лесных зверей,
ритмические схемы, «паутина», паучки,
серия картинок «Весна пришла», магнитная доска и крепёжные магниты, заготовки для аппликации (полоски бумаги, готовые листья, цветы, клей, кисти, салфетки, клеёнка),
костюмы Лешего, Весны.
Конспект 2 занятия по развитию интонационной стороны речи у детей:
Цель:Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.
Задачи:
1. Дидактическая:
- учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев.
2. Коррекционная
- развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие.
3. Воспитательная
- способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.
Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребенка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из легкой ткани
Формы организации деятельности:
- Занятие-тренинг.
Структура занятия:
1. Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку.
2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.
· Задания на развитие интонационной выразительности речи:
· Мимическая гимнастика лица
· Сюрпризный момент — появление сундучка.
3. Игровой момент.
4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».
5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».
6. Заключительная часть: релаксация.
Характеристика группыдети пятого года жизни
Предполагаемый результат: формирование у детей предпосылок умения осмысленно работать над собственным произношением.
Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных ...
... представлений . В развитии восприятия у дошкольников ведущее значение имеет речь детей. Обогащение речи ребёнка – очень важный фактор развития целенаправленного, осмысленного восприятия. ... М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн). Познавательная деятельность предусматривает как способ решения заданий целенаправленность восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. От уровня такой целенаправленности ...
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».
Раз, два, три, четыре, пять,
Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.
Будем вместе мы играть,
Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.
Будем дружно мы играть,
Сжимают и разжимают кулачки.
В сказку будем попадать.
Поднимают руки вверх.
Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.
Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.
• Задания на развитие интонационной выразительности речи:
1. Послушать и повторить слова:
· Яшагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
· Я шагаюпо дорожке (логическое ударение на втором слове).
· Я шагаю по дорожке(логическое ударение на третьем слове).
2. Произнести слова с разной интонацией:
Оторвали мишке лапу (жалобно).
Кошка спит (ровно).
Я люблю свою бабушку (ласково).
Педагог обязательно поощряет детей.
· Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.
· Сюрпризный момент — появление сундучка.
Воспитатель.Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нем платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмет себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.
Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?
Игровой момент.
«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.
Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идем, В сказку, видно, попадем!
4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».
Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель.Ребята, кто это?
Дети.Коза, козлята и волк.
Воспитатель.Как можно назвать их по-другому, как в сказке?
Дети.Коза — желтые глаза.
· Коза — матушка, маменька.
· Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.
· Волк-волчище — серый хвостище, волк — зубами щелк.
Воспитатель.Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как ее пела козлятам матушка-коза и как ее пел козлятам волк.
Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поет голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поет грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.
Простые контрольные задания (для проверки умений)
... отношений в современном мире. Простые контрольные задания (для проверки умений) ъ 1. Охарактеризуйте философию права как науку, исходя ... имеет с тех времен термин «схоластика»? 26. Какую цель преследовал Дж. Локк, разграничивая первичные и вторичные качества? ... основании каких принципов вы будите его организовывать, к каким целям стремиться, с помощью каких средствами управлять, с какими « ...
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Воспитатель.Ребята, затейливый клубочек снова зовет нас в путь.
С этой сказкой мы прощаемся
И в другую собираемся.
Катись, клубочек, по дорожке!
Дети
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки.
И несмело так идем,
В сказку снова попадем!
5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.
· Первый вариант
Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.
Зайчик. Выразительные движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.
· Второй вариант
Лиса. Выразительные движения: руки широко распростерты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.
Зайчик Выразительные движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.
Релаксация. Упражнения на ковре
Наши ручки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают. Напряженье улетело,
И расслаблено все тело,
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы,
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Дышать легко, ровно, глубоко.
Упражнения:
- Умение регулировать темп речи.
Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.
Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Ходит кот по лавке — Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз
Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес.
Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона:
Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона.
В. Талызин О. и К. Соловьевы
- Умение регулировать ритм речи.
Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...
... Гипотеза: средства сюжетно-ролевой игры влияют на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста, воспитанников ДОУ. Цель, предмет и гипотеза позволяют определить следующие задачи: 1. ... и успешного вхождения в мир взрослых. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста(5 лет), воспитанников ДОУ, средствами ...
Много снега – много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.
Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.
Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.
Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше В самых разных морях они водятся
Гнезда вьет он, где повыше, И опасны, коль рядом находятся.
Ест лягушек, что попались, Может съесть даже ножку от стула,
С клювом длинным белый…. Если пахнет съедобным, -…
(попугай, аист, лебедь) (рыба, кит, акула)
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина -…..
(птичка, бабочка, стрекоза) В. Талызин
- Умение изменять высоту голоса.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.
Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.
Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.
- Умение изменять силу голоса.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 – 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.
Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.
Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...
... б) неразвитость абстрактного мыщления; в) соподчиненность мотивов. Задание 4. 16. Инструкция: Установите соответствие.Изменение видов деятельности с возрастом: ... подползает на зов взрослого жестом; б) ищет голос зовущего; в) приближается на словесный призыв взрослого; ... приобретенных ребенком; г) способов действий; д) отдельных знаний, умений. 6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления: ...
Инструкция: послушай стихотворение, подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.
Баю-бай, баю-бай, — Ой! — Божья коровка,
Ты, собачка, не лай, Воскликнул Окунек, — Полети на небо,
Белолапа, не скули, Я попался на крючок. Принеси нам хлеба:
Мою Таню не буди. Черного и белого,
В. Бобылёв Только не горелого.
— Мышка, мышка, что не спишь, Андрей-воробей!
Что соломкою шуршишь? Не гоняй голубей,
— Я боюсь уснуть, сестрица, Гоняй галочек
Кот усатый мне приснится. Из-под палочек.
Н. Красильников
- Умение выделять ударный слог в слове.
Задание 1. отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.
Цель: выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»).
Примерные слова: окно, стол, Лена, Наташа, и др.
Задание 2. подобрать картинки, слова, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.
Цель: выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение и выделять ударный слог.
Инструкция: подбери картинки, слова, предметы к схемам.
Задание 3. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель: выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный слог.
Замок – замок полки – полки мою – мою село – село хлопок – хлопок
.
- Умение пользоваться логическим ударением.
Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.
Мы с мамой пойдем в лес.
Задание 2. Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.
Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.
Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения
... слов в предложении ________ ________________ Выделение слов (первых, вторых, … последних) из предложений и составление из них нового предложения ______________________________________________________ ________ Слоговой анализ и синтез Выделение слога ... действия, совместности. Обстоятельственные: места, времени, причины, цели.) _____________________ ________________ Антонимы (к разным частям ...
Девочкаиграет в саду с куклой.
(Играет девочка, а ни мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда)
Девочка играет в садус куклой.
(А не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой)
- Сформированность интонационной выразительности речи.
Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.
Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация).
Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?
Я иду в детский сад.
б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)
в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)
Блок. Мониторинговый
Цель:Выявить динамику уровня развития интонационной стороны речи у детей с ФФН
Задачи:
· Усложнить диагностические методики по выявлению уровня развития интонационной стороны речи у детей с ФФН
· Выявить уровень развития интонационной стороны речи после содержательного блока
· Составить рекомендацию по дальнейшей работе с данным ребёнком