Введение. Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» является дисциплиной по выбору обучающихся профессионального цикла подготовки магистров по н

Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» является дисциплиной по выбору обучающихся профессионального цикла подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Цель дисциплины: формирование у магистров теоретических знаний и практических умений в области речевой коммуникации.

Задачи дисциплины:

1) осмысление магистрами их личностной и профессиональной позиции по отношению к культуре речевой деятельности;

2) формирование этически адекватной позиции в общении с клиентами;

3) приобретение теоретических знаний о речевой коммуникации как о деятельности, направленной на обмен информацией и установления контакта, осуществляемой посредством вербальных и невербальных средств;

4) формирование представлений о структуре и особенностях продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности и методиках, позволяющих повысить их эффективность;

5) получение опыта применения различных речевых тактик общения, обеспечивающих эффективную психологическую помощь клиентам и продуктивное взаимодействие с различными категориями лиц;

6) формирование навыка применения специфических видов речевой деятельности психолога, достижения согласия в речевой коммуникации.

Культура речи – важная составляющая успешной деятельности психолога, чья деятельность в первую очередь направлена на общение с человеком, с исследованием его психологических черт и особенностей, с воздействием на личность. Поэтому для психолога обязательна высокая культура речи, прежде всего безупречное произношение и правильное словоупотребление.

Слушая речь, которая полностью отвечает общепринятым языковым нормам, «объект» внимания психолога как бы не замечает её «внешнего» языкового оформления. Внимание слушающего во время речи психолога целиком поглощается теми идеями, которые развивает говорящий. И поэтому «объект» живо реагирует на каждое движение мысли психолога, его воли, эмоций. Между психологом и его «объектом» внимания устанавливается, благодаря высокой культуре речи первого, полный контакт.

Речь же психолога, не отвечающая регламентациям культуры речи, воспринимается с трудом. Подобно тому, как в технических каналах связи шумы препятствуют прохождению сообщения, так и низкая культура речи неизбежно снижает действенность речи психолога. Особенно важно верно задать вопросы или дать верные комментарии к ним во время исследовательской деятельности. К тому же владение культурой речи психологу необходимо и по той причине, что ее этический аспект играет существенную роль в налаживании контакта человека данной профессии с людьми. Нормы речевого этикета позволяю психологу, верно, выстроить свое речевое общение. Полное владение культурой речи позволяет обдумывать не то, как сказать, а то, что сказать. К тому же речевой этикет тесно связан с культурой поведения, а психолог – человек образцовой культуры (в идеале), представитель интеллигенции в современном обществе.

9 стр., 4371 слов

Онтогенез речевой деятельности

... развитие речи в онтогенезе. Особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями - психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди ...

Дисциплина реализует следующие основные задачи ООП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области речевой культуры психолога-консультанта;

2) способствует повышению речевой компетентности магистров, то есть способности организовывать речевую коммуникацию в разных ситуациях профессиональной деятельности психолога-консультанта;

3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной психолого-педагогической деятельности на основе выбора адекватных способов речевого взаимодействия.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности магистра, обучающегося по данной ООП, заключающиеся в:

1) приобретении представлений о культуре речевой деятельности психолога-консультанта;

2) развитие способности организовывать процесс профессионального консультирования на основе выбора оптимальных способов речевого взаимодействия и речевых форм с учетом особенностей клиентов и ситуации профессиональной деятельности;

3) развитии речевой культуры магистра, интериоризации базовых принципов и правил речевой культуры, формировании индивидуального стиля речевого взаимодействия.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ООП в их готовности к ведению профессиональной деятельности на основе выбора адекватных способов общения и психологического воздействия и реализации их в процессе психологического консультирования.

В результате изучения дисциплины «Речевая культура психолога-консультанта» магистр должен осознавать себя языковой личностью, будущим психологом, в сферу профессиональной деятельности которого входит общение с людьми, и владеть следующими знаниями и умениями.

1. Знать:

· основные принципы речевой коммуникации, а также иметь понятие о невербальных средствах общения и их применении;

· виды речевой деятельности и способы их оптимизации, основные правила оратории, беседы и спора;

· знать и уметь анализировать и интерпретировать основные симптомы, символы, знаки вербального и невербального поведения клиента;

· знать и уметь использовать пути достижения согласия в речевой коммуникации;

· знать и уметь использовать основные приемы специфических видов речевой деятельности психолога.

2. Уметь:

· самостоятельно работать с научной психологической литературой;

· выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками речевой деятельности психолога-консультанта;

· использовать специфические виды речевой деятельности психолога-консультанта;

· организовывать диалог в психологическом консультировании используя основные позиции консультанта;

· применять в своей речевой деятельности язык ненасильственного общения;

· обоснованно подбирать и применять оптимальный арсенал речевых средств;

· руководствоваться этическими принципами, принятыми в профессиональном психологическом сообществе.

3. Владеть:

· Навыками речевой деятельности (чтение, устная, письменная коммуникация);

· эффективными приемами коммуникации с различными видами участников процесса психологической помощи.

 

По результатам обучения дисциплине у магистра должны быть сформированы компетенции:

а) общекультурными (ОК)

· владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

· способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

· способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

· способен разрешать конфликтные ситуации с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

· способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

· способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

· способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

 

б) общепрофессиональными (ПК):

· способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека (ОПК-1);

· использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

· умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) (ОПК-3);

· умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

· способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

· способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

· готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

Речевая культура психолога-консультанта

1. ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ППК 1.1. Владеет базовыми предметными знаниями и методами решения базовых задач дисциплины ППК 1.2. Способен решать межпредметные и практико-ориентированные, социальные и личностно-значимые задачи на основе использования известных базовых предметных знаний и методов ППК 1.3. Способен решать исследовательские задачи в предметной области на основе конструирования новых или реконструирования уже известных способов и приемов
               
2. Проекция на ОК 3. Проекция на ОПК 4. Проекция на ПК
ППК 2.1.Способен корректно изложить и грамотно оформить специальный текст, подготовить его к публикации (ОК-4) ППК 2.2.Способен подготовить устное сообщение в предметной области и выступить с ним перед студентами, учениками, родителями, педагогами. (ОК-40 ППК.2.3.Способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения (ОК-4); ППК 2.4.Способен применять современные методы обработки информации в решении задач предметной области (ОК-3, ОК-8) ППК 2.5. Может организовать речевую коммуникацию с участниками образовательного процесса с применением языка ненасильственного общения (ОК-5) ППК 2.6.Можетразрешать конфликтные ситуации используя примы гармонизации коммуникативного взаимодействия и оказывать поддержку участникам образовательного процесса в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики (ОК-6) ППК 2.7. Строит свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами, содержащимися в «Этическом кодексе психолога» (ОК-10) ППК 2.8. Умеет выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных в процессе анализа проблем участников образовательного процесса и представлять их в адекватной речевой форме (ОК-11) ППК 2.9.Способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7) ППК 2.10. Готов проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в ситуациях коммуникативного взаимодействия образовательном процессе (ОК-9) ППК 2.11. Использует инновационные технологии в практической деятельности с учетом ситуации речевого взаимодействия (ОК-8) ППК 3.1.Способен выстраивать речевое взаимодействие с участниками образовательного процесса с учетом закономерностей личностного и профессионального развития человека (ОПК-1) ППК 3.2. Использует научно-обоснованные методы и технологии в деятельности психолога-консультанта, владеет профессиональными методами получения, верификации, анализа данных и их интерпретации и представления в адекватной речевой форме (ОПК-2); ППК 3.3.Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность в процессе профессиональной деятельности (ОПК-3) ППК 3.4.Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области профессиональной деятельности на основе грамотного речевого взаимодействия (ОПК-4) ППК. 3.5.Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности, с учетом возрастной специфики и нозологического характера проблем участников профессиональной деятельности и представлять результаты в адекватной речевой форме (ОПК-5) ППК 3.6. Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач профессиональной деятельности (ОПК-8) ППК 3.7. Готов применять активные методы психологического воздействия в практической деятельности с учетом разворачивающихся коммуникативных ситуаций (ОПК-9) ППК 4.1. Способен грамотно выстроить речевое взаимодействие в ходе консультирования педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся (ПКПП-9)

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Дисциплины

Технологическая карта внеаудиторной учебной работы по дисциплине

Речевая культура психолога-консультанта

Для магистров ООП

Направление подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, программа «Психологическое консультирование в образовании»

По заочной форме обучения

4 семестр График учебного процесса Внеаудиторная учебная (самостоятельная) работа студентов Трудоемкость ВУР в часах
Содержание работы, формы работы Сроки выполнения (недели) Формы контроля
1-й модуль   Раздел I, Тема 1 1. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. 2. Выполнение заданий 1-4. 31-ая недели 1. Рецензирование преподавателем. 2. Взаимное рецензирование. 3. Обсуждение в группе.
Раздел I, Тема 2 1. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. 2. Выполнение заданий 5-10. 32-33-я недели 1. Рецензирование преподавате-лем, взаимное рецензирование. 2. Обсуждение в группе.
Раздел I, Тема 3 1. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. 2. Выполнение заданий 11-13. 3. Подготовка к семинару 1. Составление аннотированного каталога журнальных статей по выбранной теме (не менее 15 наименований).

4. Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по выбранной теме (не менее 15 наименований).

5. Работа с первоисточниками по разделам (по выбору – реферирование, рецензирование, эссе) 6. Написание научной статьи по выбранной теме.

34-35-я недели 1. Рецензирование преподавателем. 2. Взаимное рецензирование. 3. Анализ работы на семинаре.
Раздел I, Тема 4 1. Подготовка к семинару 2. 2. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий 3. Выполнение заданий 14 -15. 36-ая недели 1. Рецензирование преподавателем, взаимное рецензирование. 2. Анализ работы на семинаре 3. Обсуждение в группе.
2-й модуль   Раздел II, Тема 5 1. Выполнение заданий 16 — 17. 2. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. 3 Составление аннотированного каталога журнальных статей по выбранной теме (не менее 15 наименований).

4. Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по выбранной теме (не менее 15 наименований).

 

37-я недели 1. Рецензирование преподавателем, взаимное рецензирование. 2. Тестирование. 3. Обсуждение в группе.  
Раздел III, Тема 6 1. Подготовка к семинару 3. 2. Выполнение заданий 17 – 18. 3. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. 4. Работа с первоисточниками по разделам (по выбору – реферирование, рецензирование, эссе) 5. Подготовка кейса по выбранной теме. 38-39-я недели 1. Анализ работы на семинаре 2. Рецензирование преподавателем, взаимное рецензирование. 3. Обсуждение в группе.  

 

 

 

Базовый модуль 1

Задание 1.Подчеркните ключевые слова в следующих предложениях.

1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умствен­ных действий при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения фор­мируется навык чтения, предусматривающий определенную по­следовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

6. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой ре­акцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

 

Задание 2.Упростите предложения, отбросив избыточные слова и переформулировав их своими словами.

1. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.

2. Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденции к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возмож­ностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.

3. Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

4. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале пpopaботки текста часто только при помощи непроизвольного запоми­нания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

5. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

Задание 3.Заполнитепустые графы таблицы синонимичными выражениями.

 

Нейтральное Официальное Разговорное
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли мне позвонить?
Просьба соблюдать регламент
Разрешите обратиться к вам с просьбой
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)

Задание 4. Завершите фразы.

Сжатые кулаки говорят о…; опущенный подбородок говорит о том, что…; руки в боки говорят о…; скрещенные на груди руки говорят о том, что…; прикрывание рта ладонью говорит о том, что…; отведение взгляда в сторону говорит о том, что…; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что…; постукивание пальцами по столу говорит о том, что…; поднятый вверх подбородок говорит о том, что…; протянутые вперед руки говорят о том, что…; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что…

Задание 5.Прокомментируйте, чем отличаются бытовой разговор, интервью, деловая беседа, консультативная беседа?

Задание 6. Напишите аннотацию к какой-либо книге, фильму и т.д. на психологическую тематику, которую можно использовать в процессе консультирования.

Задание 7. Напишите рецензию:

1) на статью, посвященную проблематике вашей будущей профессиональной деятельности (психологическое консультирование);

2) на программу психологической помощи.

Задание 8. Представьте записи консультанта при проведении различных видов консультаций:

1) транскрипт индивидуального консультативного сеанса;

2) топик-гайд групповой консультации;

3) топик-гайд фокус-группы.

Задание 9. Напишите заключение по результатам психологического обследования:

1) заключение по проведенной экспертизе уровня нервно-психического развития (по Л. Коробейникову);

2) заключение по итогам индивидуальной психологической диагностики;

3) заключение по итогам сплошного диагностического обследования.

Задание 10. Напишите письмо психолога клиенту. Алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. Наметить перспективы адресата.

Для выполнения задания напишите письма:

1) клиенту, с которым не завершена работа;

2) третьему лицу, которое необходимо привлечь к работе;

3) человеку, обратившемуся за психологической помощью в периодическое издание;

4) человеку, обратившемуся за помощью на психологический сайт.

Вы можете написать письма, выбрав возможных адресатов самостоятельно или из предлагаемого списка:

· Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

· Папе мальчика (10 лет), который слишком суров к своему сыну.

· Маме юноши (19 лет), которая стремится во всем контролировать своего сына.

· Папе девочки (7 лет), который ушел из семьи.

· Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.

· Подростку (14 лет), у которого (ой) не складываются отношения в новом классе.

· Гамлету, размышляющему «быть или не быть».

Выбирая адресат самостоятельно (среди литературных героев или реальных людей), укажите возраст клиента и суть его проблемы.

Задание 11.Подготовьте текст информационного выступления.

Примерные темы:

· Как стать интересным собеседником.

· Что делает нас привлекательными.

· Похвальное слово кризису (личностному).

· Секреты выбора профессии.

· Как можно получить психологическую помощь.

· Профессия – психолог.

· Семья или карьера?

· Психологическое здоровье.

· Как быть хорошим родителем своему ребенку.

· Самопомощь в трудных ситуациях.

Задание 12.Подготовьте текстпротокольно-этикетного выступления(приветственная речь на открытии какого-либо психологического мероприятия, похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо, воодушевляющая речь на торжественном собрании и т.д.).

Задание 13.Подготовьте текст убеждающего (агитационного выступления) на любую психологическую тему:

1) для коллег-психологов;

2) для потенциальных клиентов;

3) для выступления в рамках психологического просвещения (родители, педагоги, учащиеся, работающие специалисты, руководители).

Прокомментируйте, какие виды аргументов вы использовали.

Задание 14.Прокомментируйте, в чем особенности использования речевых тактик в монологе и диалоге.

Задание 15. Представьте учебно-методическую карту диспута, дискуссии на психологическую тему.

Примерная проблематика Кейсов

 

Учебный кейс – это описание некоторой ситуации. В самом общем виде ситуация представляет собой совокупность событий, связанных в целостность определенной проблемой. С позиций факторного подхода она представляет собой сложное взаимодействие различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия, либо препятствуют ему. Ситуация имеет временную определенность, фиксирующую некоторое положение в непрерывном процессе изменений.

Кейс, это не задача, т.к. он предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс — это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема «спрятана» за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.

Кейсы могут быть различной направленности.

Кейсы, иллюстрирующие проблему или концепцию в целом.

Этот тип чаще всего используют для начала изучения больших тем. Он содержит общие сведения о проблеме, возможности использования знаний в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. Такой кейс включает в себя:

· необходимую информацию;

· список источников с краткой аннотацией, указанием параграфа и страницы с необходимой информацией;

· вопросы для самоконтроля и задания для практического выполнения.

Кейсы, обучающие практическим навыкам и умениям.

Этот тип кейсов основывается на применении уже полученных теоретических знаний и позволяет отработать практические навыки по заданной теме. Он содержит:

· задания для выполнения для каждой практической работы с реальными документами: выбор подхода к организационному консультированию, разработка плана диагностики организации, выбор диагностических методов, обучение организации и т.п.;

· технологические карты выполнения типовых операций;

· дополнительные справочные материалы для возникающих проблем;

· контрольные задания для итогового контроля по теме.

Кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений.

Используются при изучении тем, имеющих производственную основу, то есть требующих академических знаний и знания особенностей работы управленческого персонала. Такого типа кейс содержит:

· необходимую теоретическую информацию;

· список справочной литературы;

· проблемную ситуацию;

· контрольные вопросы и тестовые задания, помогающие обосновать наиболее вероятный или оптимальный вариант.

Кейсы, обучающие анализу и оценке своих действий

Общее содержание кейсов следующее:

· конспект с теоретическим материалом, отработанные практические работы как вспомогательный источник информации.

· список дополнительных источников по пройденному материалу, основные документы, определения и конструкции.

· график выполнения работы с точными требованиями к готовности этапа и критериями оценки работы.

· сформулированные задания на выполнения, варианты заданий рассчитаны на средний уровень (обязательный).

· дополнительные задания к выполняемой работе (выбираются самостоятельно на более высокую оценку).

· требования к конечному оформлению работы.

 

 

1. Требования к речи консультанта.

2. Коммуникативные барьеры в психологическом консультировании.

3. Слушание как вид речевой деятельности консультанта.

4. Технологии совершенствования навыков слушания.

5. Письмо как вид речевой деятельности. Письмо психолога клиенту.

6. Речевая деятельность психолога при консультировании по телефону.

7. Речевая деятельности психолога при консультировании в сети Интернет.

8. Запись чужой речи в консультировании (транскрипт, топик-гайд)

9. Диалог в психологическом консультировании.

10. Публичные выступления в деятельности психолога.

11. Психологические приемы аргументации.

12. Стратегия и тактика речевого поведения психолога.

13. Культура речи и антикультура речи.

14. Лингвистические средства создания точной речи психолога-консультанта.

15. Методика подготовки к конкретному выступлению.

16. Русский речевой этикет.

 

 

Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по учебной дисциплине

 

1) анализ и обработка результатов преподавания дисциплины и результатов контролей (промежуточного и итогового);

2) возможность пересмотра и внесение изменений в учебные, методические и организационные формы и методы преподавания дисциплины;

3) рассмотрение возможностей внесения пожеланий заказчиков в содержание и реализацию изучения дисциплины студентами (портфель заказчика);

4) формирование перечня рекомендаций и корректирующих мероприятий для оптимизации трехстороннего взаимодействия между студентами, преподавателями и потребителями выпускников образовательной профессиональной программы (ОПП);

5) рекомендации и мероприятия по совершенствованию преподавания и изучения дисциплины.

 

Краткие советы-рекомендации МАГИСТРАМ

По организации своей учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения

(Памятка МАГИСТРА)

 

 

Предисловие

Основная задача вузов – подготовка специалистов к самостоятельной практической деятельности. В настоящее время к этому добавилось требование «профессиональной мобильности», т. е. способности изучать и осваивать новые области знаний. В связи с этим процесс обучения в вузах теперь все больше основывается на самостоятельности и творческой активности, как непременном условии успешного усвоения и овладения обширным и сложным программным материалом.

Отличительной особенностью обучения в вузе является то, что это, в значительной степени, самообразование.

Наряду с лекциями, семинарскими и практическими занятиями, основным видом учебной деятельности является самостоятельная работа студента. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы и источников, подготовка и защита рефератов, докладов, контрольных и курсовых работ, выполнение творческих заданий являются важной формой усвоения учебного материала.

Всякий, кто желает приобщиться к какому-либо знанию, достигает этого, прежде всего, собственной деятельностью, собственными усилиями, т. е. самостоятельной работой.

Термин «самостоятельная работа» в настоящее время приобретает более широкое толкование и понимается как деятельность магистров, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, получаемых как на занятиях под руководством преподавателей, так и в часы самостоятельной подготовки.

В течение лекции, чтобы воспринять, понять и усвоить преподносимый материал, вы не только слушаете и созерцаете, а должны провести известную самостоятельную работу: осмыслить сказанное преподавателем; записать своими словами, перенести рисунки, схемы в свой конспект; уяснить логику и основные идеи, проблемы и методы их разрешения. Преподаватель читает лекции для всей аудитории, а восприятие ее и усвоение строго индивидуальны, причем, с каждой лекции вы уносите столько, сколько можете.

На семинарах, групповых и практических занятиях доля вашей самостоятельной работы увеличивается. вам приходится самостоятельно готовиться к занятиям, а на занятиях самостоятельно решать задачи, ставить и решать определенные вопросы, выступать, оперировать понятиями и определениями, проводить анализ, формулировать решения.

На занятиях в форме деловых и ролевых игр вы работаете практически самостоятельно, играя определенную роль. На этих занятиях в полной мере проявляется не только усвоенный объем знаний, но и темперамент, и характер, и, самое главное, образ мышления, способность к самостоятельной деятельности.

Кроме занятий в аудиториях под руководством преподавателей, вы самостоятельно работаете с учебниками и научной литературой, конспектируете первоисточники, готовитесь к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, выполняете домашние задания различного рода, курсовые работы, готовите рефераты, ведете научные исследования и т. д.

В ходе самостоятельной работы реализуются главные функции обучения – закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается ваше творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого из вас в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.

Совместно с учебными занятиями под руководством преподавателей хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает вам развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели, а также приобретение высокой культуры умственного труда, т. е. тех профессиональных качеств, которые необходимы современному специалисту.

Самообучение – один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь.

Учеба в вузе – процесс очень непростой. С первых же дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Поэтому магистру (а тем более магистру-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что главный предмет для любого студента – это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

Глоссарий. Автобиография–это официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту

 

Автобиографияэто официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту.

Агитационное выступление призывает слушате­лей к новому действию, продолжению или прекращению осу­ществляемых ими действий.

Адресат(получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-ни­будь его часть.

Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..

Алгоритм чтения – последовательность умственных дейст­вий при восприятии основных фрагментов текста.

Аннотация – это краткое изложение содержания книги или фильма.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны.

Аргумент – составная часть доказательства, это мысль, истинность которой проверена и доказана.

Воодушевляющее выступлениеставит целью создать у слушателей положительный эмо­циональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад.

Дебаты публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

Деловая беседа – акт пря­мой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (ми­мики, жестов, манеры поведения).

Деловая коммуникация –процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен информацией и опытом.

Деловые переговоры – процесс целе­направленного и ориентированного на достижение определен­ных результатов делового общения в форме диалога.

Дискуссия – это публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск и выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Отличительная черта дискуссии – отсутствие тезиса, вместо этого дается тема обсуждения. Дискуссия – метод, активизирующий процесс изучения чего-либо.

Диспут – сегодня имеет значение публичный спор на научную или общественно важную тему.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содер­жания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основ­ного смысла текста или его отрезка.

Доказательствоэто логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосно­вывается с помощью других мыслей. Логическое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию.

Доклад – развернутое сообщение на определенную тему, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему.

Жесты значимые движения тела, внешние проявления состояния человека.

Знаки,или собственно невербальные сигналы, – невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, автоматизированно или сознательно продуцируемые с целью передачи этого значения собеседнику.

Инструкция, или объяснение должны быть короткими понятными. Объяснение может быть и учебным.

Интегральный алгоритм чтения – последовательность пра­вил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным, его действие распространяется на весь текст в це­лом

Информационная, или информативная речьпредполагает сообщение каких-либо сведений, полученных из книг, статей, наблюдений, опытов.

Информация это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.

Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятель­ности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.

Коммуника­тивный кодекс – сложная система принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев.

Конструктивная стратегия – стратегия, подразумевающая, что участники спора стре­мятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить дока­зательства оппонента.

Контекст –совокупностьразличных условий, при которых осу­ществляется коммуникация.

Конфликтная (деструктивная) стратегия – основная цель спорящих – победа над оппонентом любой ценой.

Косвенное доказательствопредполагает обоснование истинно­сти тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на ос­новании закона исключенного третьего делается заклю­чение об истинности тезиса.

Конспект это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушива­ния лекции.

Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.

Лекция – это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Мимика – это значимые изменения выражения лица, которые позволяют нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает.

Национальный язык – это язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков.

Невербальная коммуникация – это общение, осуществляемое посредством несловесных сигналов, символов, кодов (мимика, жесты, дистанция, внешний вид говорящего, его поведение).

Невербальные сигналы материальные, чувственно восприни­маемые действия общающихся, включая действия с предмета­ми, несущие для собеседников фиксированный, закрепленный данной культурой смысл.

Нерефлексивное слушание –умение воспринимающего молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.

Обратная связь –ответная реакция получателя на сообщение источника.

Объявление – это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.

Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.

Отзыв дает самую общую характеристику без подробного ана­лиза (в отличие от рецензии), но содержит практические реко­мендации.

Письменная речь это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста.

Полемика– спор, при котором имеется конфронтация сторон, мыслей, идей. Главная цель не поиск истины, а стремление победить противника, одержать над ним победу.

Прения – споры, при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.

Протокольно-этикетные выступления это такие, которые име­ют целью соблюсти традиции общения в той или иной офици­альной ситуации, выполнить соответствующие требования эти­кета, ритуала.

Прямое доказательство тезис обосновывается аргумен­тами без помощи дополнительных построений.

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения с аудиторией.

Развлекательное выступление –это, такое выступление, цель которого развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время.

Реферат это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда ста­тей, монографии и т.п.).

Реферативное сообщение– сообщение на основе реферата. Задача такого сообщения – пробуждение интереса к каким-либо фактам или явлениям действительности, сообщение новых сведений.

Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).

Рефлексивное слушание –активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.

Рецензия это критический отзыв о конкретном произведе­нии, статье.

Речь –изъяснение средствами языкового кода, воплощенное в устном или письменном тексте.

Речевая деятель­ность – это осознанно мотивированная человеческая актив­ность, в которой задействованы глубинные структуры сознания.

Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Ре­чевая ситуация,то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию).

Речевое взаимодействие– с одной стороны, это говорение, порож­дение речи субъектом, с другой – восприятие речи адре­сатом, ее декодирование, понимание содержания, оцен­ка полученной информации и реагирование (вербально, ми­микой, жестами, поведением и т. д.).

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевой этикет– разработанные правила речевого поведения, система ре­чевых формул общения.

Риторика – теория и практическое мастерство целесообразной воздействующей, гармонизирующей речи (речевой деятельности).

Свободный рассказ о себе –сообщение некоторых автобиографических дан­ных о себе, преследует цель сформировать у собеседников благоприятное представление о вас.

Символы невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма – символического зна­чения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.

Симптомы невербальные явления (движения, действия), бес­сознательно проявляющиеся в деятельности человека и отража­ющие психическое или физическое состояние участника общения.

Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Сообщение – это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.

Спор обычно рассматривается как своего рода словесное состязание, столкновение мнений, при котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения.

Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.

Тактика речевого общения– это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров.

Тезисы это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения.

Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли.

Убеждающая речь – это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положе­ния, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Устный ответ – это рассказ об изученном в присутствии преподавателя.

Чтение– рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв.

Эффективная речевая коммуникация – достижение адекватного смыслового восприятия и адек­ватного толкования передаваемого сообщения.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру.