Синдром умственно-эмоционального (нервного) перенапряжения физиологи расценивают как качественно новое нозологическое (определенное) состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться болезнью.
В связи с этим перед физиологами стоят актуальные задачи, требующие решения в ближайшее время: выявление психофизиологических механизмов перехода от нормы до возникновения нервного перенапряжения под влиянием хронического эмоционального стресса; определение условий, при которых хронический эмоциональный стресс может стать причиной нарушений компенсаторных механизмов организма; определение позитивного и негативного психофизиологического статуса при влиянии кратковременного и хронического эмоционального стресса в трудовой деятельности человека.
Наиболее ранние признаки расстройства сложных функциональных систем, в том числе и перенапряжения, выходящие за пределы нормы, не улавливаются современными диагностическими средствами. Внешне обнаружить переходную стадию между здоровым организмом и организмом, в котором только начинают проявляться предвестники перенапряжения, почти невозможно, так как структурно-функциональные изменения носят скрытый характер и проявляются обычно в экстремальных ситуациях.
Автоматизация, механизация, интенсификация производственных процессов и информационные перегрузки со стрессами сами по себе не являются вредными (патогенными).
Для человека умственного труда имеет значение не столько объективная трудность производственных и учебных процессов, сколько незнание, как работать, как правильно использовать большие резервы своего мозга и как реализовать личностные особенности в выполняемой работе. Таким образом, нервное перенапряжение не является фатальной неизбежностью.
Функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющие болезненный характер, которые хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека, повышая подверженность опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогания, головные боли, бессонница, подавленность, депрессия, раздражительность и т. п.).
Различные изъяны органов чувств, например, частичная потеря зрения, глухота и т. п., устойчиво повышают подверженность опасности. Нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы приводят к тому, что человек неспособен с должной быстротой и точностью реагировать на внешние воздействия, что играет главную роль в возникновении большинства НС. Неточные, поспешные или запаздывающие действия и движения — причина многих травм.
Курчакова мария сергеевна Психофизиологические механизмы эмоционального ...
... Отмечается, что эмоциональная оценка информации осуществляется на разных уровнях нервной системы, и различным аспектам эмоциональной значимости ... механизмов эмоционального реагирования приобретает изучение ситуаций, в которых люди испытывают в определенной степени сходные эмоциональные ... перестройки, имеющие место при формировании эмоциональной реакции в норме. Особое значение имеет выбор показателей, ...
Дефекты, возникающие в согласованности, координации движений, проявляются в неловкости. Мышцы, выполняющие те или иные движения, управляются из различных двигательных центров коры головного мозга. У многих людей деятельность этих центров протекает с недостаточной согласованностью, в результате чего при выполнении рабочих действий, состоящих из сложных, комбинированных движений, можно наблюдать некоторую разорванность: временами человек как бы теряется, пропускает некоторые движения, зато появляются лишние, совсем ненужные для этой операции; в таких случаях несогласованность движений сочетается с дефектами внимания и состоянием эмоциональной стесненности.
Людей с неуверенными движениями по возможности не следует использовать на опасных и сложных работах.
На подверженность опасности влияет неуравновешенность эмоциональных процессов человека, например, повышенная эмоциональная неустойчивость, неожиданные смены радости и злобы, острые эмоциональные реакции, вспышки раздражительности и гнева на незначительные внешние раздражения, необдуманность поступков, либо замедленность, заторможенность, чрезмерная растерянность человека («стресс кролика», т. е. человек, как кролик перед удавом, замирает, заторможен в трудной ситуации).
Все эти проявления эмоциональной неустойчивости резко усиливают опасность травм и даже гибели людей.
На подверженность опасности влияют такие врожденные свойства нервной системы, как ее слабость и инертность. Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к любым раздражителям, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью и склонностью к состоянию «стресса кролика», к растерянности и страху. Слабая нервная система обусловливает проявления темперамента меланхолика. Инертная нервная система характеризуется малой скоростью протекания психических, мыслительных процессов, низкой скоростью движения, замедленностью переключения внимания с одного вида деятельности на другой, вследствие чего человек в сложных ситуациях не успевает сориентироваться, принять решение и выполнить нужные действия.
Для профессий, где высока вероятность возникновения экстремальных ситуаций, требующих быстрого решения (диспетчеры аэропорта, диспетчеры энергосистем, операторы АСУ, летчики, водители и т. п.), люди со слабой инертной нервной системой могут быть аварийно опасны: погибнут сами и погубят других. Таким образом, учет свойств нервной системы и особенностей темперамента важен для снижения аварий в указанных профессиях.
Устойчиво повышают подверженность НС пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам, которые отрицательно влияют на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека.
Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...
... деловом общении, поэтому важный блок - литература, посвященная современным этнонациональным процессам, кросс-культурной психологии и межкультурной коммуникации. Среди отечественных изданий можно ... философско-культурологические исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы ПЯ.Гуревича, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана, ...
Повышают подверженность травмам неудовлетворенность человека своей работой, отсутствие интереса к ней, так как в этом случае он не способен психологически сосредоточить свое внимание на точном выполнении трудовых действий, и возрастает вероятность неверных опасных действий.
Неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность часто бывают причинами травм. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, вызывающих НС, к переживанию, неуверенности, тревоге вследствие осознания того, что могут произойти ошибки. И это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утомлению и появлению новых ошибок. Повысив свой профессионализм, накопив опыт, человек гораздо меньше подвержен опасности НС.
Неосторожность, проявленная даже в течение небольшого промежутка времени, может иметь трагические последствия. Действия работника можно считать неосторожными, если он невнимателен при выполнении работы, требующей концентрации внимания, переключает его на посторонние предметы и явления или на свои мысли и переживания, не связанные с работой; если не согласует свои движения и поступки с требованиями ситуации и особенностями производственного процесса; если по какой-либо причине не пользуется защитными приспособлениями. Способность человека к осторожности, осмотрительности проявляется в следующих формах: рациональное управление своим вниманием; правильное использование, когда необходимо, сознательного контроля за своими трудовыми действиями, а когда возможно и допустимо — полагается на выработанные автоматические; дисциплинированность, точность использования средств защиты, поддержание порядка на рабочем месте, контроль исправности оборудования.
Опасность НС возрастает при воздействии следующих неблагоприятных факторов: информационные помехи, информационная перегрузка (человек не смог правильно принять нужную информацию, и это привело к ошибке) либо информационная недогрузка (информация отсутствовала или была недостаточна для выбора правильного действия, либо человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации) выступают как факторы риска при приеме информации; факторы риска при обработке информации (неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и пр.); факторы риска при принятии решений и реализации решений (недостаток информации, лимит времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т. д.).
Указанные факторы могут играть не только временную роль в повышении риска НС, но и длительно усиливать риск вследствие эргономического несоответствия оборудования, техники, средств отображения информации, объема информационного потока психологическим возможностям и способностям человека по приему, переработке информации, реализации действий. В этом случае для повышения надежности работы человека и техники, для снижения несчастных случаев необходимо осуществить эргономическую оптимизацию оборудования, рабочего места, оптимизацию информационной нагрузки.
Подверженность НС зависит от функционального состояния человека.
Описание психологических состояний человеческого организма в ...
... человека в экстремальных условиях изучается путем анализа следующих характеристик: - характеристика экстремальных факторов (внешние условия деятельности); - характеристика психологических состояний ... напряженности, тревожности ... функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов. Реакции организма ...
Под функциональным состоянием понимают комплекс характеристик физиологических и психологических процессов, определяющих уровень активности органов и систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособности и поведения человека.
Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности. В группе психических состояний особо выделяют эмоциональные. Отметим, что рост работоспособности может быть вызван не только положительными, но и отрицательными эмоциями, а положительные эмоции могут явиться причиной понижения работоспособности, надежности в работе. Например, К. К. Платонов приводит примеры гибели летчиков при посадке самолета на аэродром в результате снижения бдительности из-за положительных эмоций.
Некоторые эмоциональные состояния (например, сильная яркость) могут стимулировать резкое повышение работоспособности, связанной с большими нагрузками, и понижение эффективности некоторых видов операторского труда, работы корректоров и др.
Выделяют эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность.
Эмоциональное возбуждение — активизация различных функций организма в ответ на эмоциогенные (т. е. стимулирующие эмоции) факторы; оно обычно не связано с активными волевыми действиями.
Эмоциональное напряжение — состояние, характеризуемое активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожиданием какой-либо деятельности или опасности.
Эмоциональные возбуждение и напряжение могут перерасти в эмоциональную напряженность — состояние, характеризуемое такой степенью эмоциональных реакций, которая вызывает временное понижение устойчивости психических процессов и профессиональной работоспособности. Таким образом, если возбуждение и напряжение представляют собой процессы усиления многочисленных функций организма и это биологически целесообразно, то при напряженности возникает выраженная диссоциация, дискоординация функций организма, снижение надежности, продуктивности в работе или полная утрата работоспособности.
Напряженность может проявляться в различных формах:
· в тормозной — в виде общей заторможенности вплоть до полного ступора (состояния оцепенелости);
· в возбудительной, импульсивной — с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями, действиями «наоборот»;
· в диффузной форме, сочетающей или чередующий вышеуказанные два вида напряженности.
Характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, ошибочное, искаженное воспроизведение в памяти, снижение логичности, критичности мышления, вплоть до абсурдности, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, ... быть как положительными, так и отрицательными. Одни качества отражают в основном побудительную функцию воли, стимулирующую человека к сознательной активной деятельности (решимость), другие – тормозную ...
При преодолении напряженности перечисленные нарушения исчезают.
Способность к действиям без напряженности или, наоборот, предрасположенность к развитию состояния напряженности определяются уровнем эмоциональной устойчивости человека, особенностями нервной системы.
Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена фрустрация, вызываемая объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями на пути к достижению желаемой и очень важной цели.
Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций по типу эмоциональной напряженности или нервного «срыва», проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости, желании «сорвать на ком-то зло» (агрессивная фрустрация).
Но фрустрация иногда проявляется и в противоположных реакциях: депрессия, пониженная активность («руки опускаются»), самобичевание, обвинение себя в неудаче («я во всем виноват, бить меня некому», «я ни на что не гожусь») или же в особых формах капризного поведения.
Одно из характерных ее проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящих к несчастным случаям. Однажды пережитый НС часто вызывает такое остаточное психическое фрустрирующее воздействие, которое еще больше увеличивает подверженность опасности. Так, человек, пострадавший однажды от НС на какой-то определенной фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы непреодолимое чувство страха, депрессии, а проявляющаяся вместе со страхом неуверенность движений может вновь приводить к ошибкам, которые могут повлечь за собой повторение НС. Статистика подтверждает, что среди лиц, переживших НС, часто бывают повторные травмы. Для снятия остаточных фрустрирующих следов пережитой травмы может быть полезна своевременно проведенная психотерапия.
Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний, бывают внешние и внутренние.
Внешние, экстремальные факторы — это такие физические или информационные характеристики, которые ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора или на поддержание необходимого уровня деятельности при продолжении действия экстремальности, как правило, наблюдается состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов.
Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведут к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели. Повышенный уровень тревожности человека может ускорять появление эмоциональной напряженности и срыва деятельности.
К внутренним эмоциогенным факторам относятся такие характеристики нервной деятельности, как темперамент, уровень тревожности, ригидности (способности перестройки поведения), фрустрированности, невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и т. п. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека.
Состояние слуховой функции
... ракушка)_____________________________ Вывод:______________________________________________________ Вывод:___________________________________________________ Состояние моторных функций: Общая моторика ... Особенности эмоционально - ... 4. Течение заикания (на одном уровне, усиливалось, отмечалась волнообразность)____________________________________________ 5. Менялась ...
Выделяют состояние стресса, когда человек подвергается самым различным воздействиям (механические повреждения, инфекция, большие физические нагрузки, термические, психогенные, вредные и опасные воздействия, серьезные конфликты и неудачи и другие воздействия).
Организм отвечает обычно однотипными реакциями, включающими в себя стадию тревоги, повышенной сопротивляемости организма и стадию истощения.
Стадия тревоги состоит из двух фаз: шока — общее понижение функций; противошока — общее повышение функций не только нейрорефлекторных, но и гормональных реакций в организме, за счет резкого увеличения выработки ряда гормонов (адреналин, норадреналин и др.), которые вызывают изменения в деятельности сердечной, дыхательной, мышечной, кровеносной, иммунной систем организма для мобилизации всех ресурсов.
Стадия повышенной сопротивляемости организма может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
И, наконец, стадия истощения, появления нарушений в организме под действием избытка гормонов (спазм сосудов, головные боли, повышение давления, инфаркты, инсульты, язвы желудка и другие проявления).
Как показали исследования американских психологов, человек может без значимого ущерба для здоровья выдержать лишь определенное количество стрессов; но у каждого свой уровень стрессоустойчивости, превысив который, человек приобретает острые, хронические соматические и нервные заболевания, вплоть до смертельного исхода.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что такое «синдром умственно-эмоционального перенапряжения» ?
2. Функциональные изменения в нервной системе и в других органах при синдроме умственно эмоционального перенапряжения
3. Психическое состояние человека. Его характеристики
4. Эмоциональные состояния (возбуждения и напряжения)
5. Формы эмоциональной напряженности
6. Что такое «фрустрация»?
7. Внешние, экстремальные факторы, определяющие развитие эмоционального состояния
8. Внутренние эмоциогенные факторы
9. Виды ответа организма на стресс: стадия тревоги, стадия повышенной сопротивляемости